Рабочая программа для студентов направления подготовки 050400. 62 (44. 03. 02)



Сторінка1/6
Дата конвертації15.04.2016
Розмір0.79 Mb.
  1   2   3   4   5   6
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«тюменский государственный университет»

Филиал ТюмГУ в г. Ишиме


УТВЕРЖДАЮ


Директор филиала

_____________ /Шилов С.П./
«11» ноября 2014 года
Б.3.В.ДВ.3.2 Психология семьи и семейного ВОСПИТАНИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки

050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки Психология образования

заочной формы обучения
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от 25.09.2014.

Содержание: УМК по дисциплине Б.3.В.ДВ.3.2 Психология семьи и семейного воспитания для студентов направления подготовки 050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование профиля подготовки Психология образования заочной формы обучения
Автор(-ы): Дубровина О. В., доцент кафедры педагогики и психологии
Объем 42 стр.

Должность

ФИО

Дата согласования

Результат согласования

Примечание

Заведующий кафедрой педагогики и психологии

Слизкова Е.В.

25.09.2014

Рекомендовано к электронному изданию

Протокол заседания кафедры от 25.09.2014

2



Председатель УМС филиала ТюмГУ в г.Ишиме

Поливаев А.Г.

11.11.2014

Согласовано

Протокол заседания УМС от 11.11.2014

№ 3



Начальник ОИБО

Гудилова Л.Б.

11.11.2014

Согласовано


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Ишиме


Кафедра педагогики и психологии

Дубровина О.В.


Б.3.В.ДВ.3.2 Психология семьи и семейного ВОСПИТАНИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки

050400.62 ( 44.03.02) Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки Психология образования

заочной формы обучения

Тюменский государственный университет

2014

Дубровина О.В. Б.3.ДВ.3 Психология семьи и семейного воспитания Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование профиля подготовки Психология образования заочной формы обучения. Тюмень, 2014, 42 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрОП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Б.3.ДВ.3 Психология семьи и семейного воспитания (указать наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом образовательной программы) [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой педагогики и психологии . Утверждено директором филиала ТюмГУ в г. Ишиме.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Слизкова Е.В., к.пед.н., доцент

Ф.И.О., ученая степень, звание заведующего кафедрой


© Тюменский государственный университет, филиал в г. Ишиме, 201 4 .

© Дубровина О.В. , 2014.

Ф.И.О. автора

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:


  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Цель: становление базовой профессиональной компетентности бакалавра посредством формирования целостных представлений о психологических особенностях, структуре и функциях семьи как особом социальном институте и основах семейного воспитания, ознакомления студентов с актуальными проблемами развития современной семьи, ее проблемами в организации отношений между поколениями, продуктивными тактиками воспитания детей.
Задачи:

  • овладеть знанием базовых психологических представлений в области семейных отношений;

  • овладеть понятийным аппаратом дисциплины, характеризующим специфику психологии семьи и семейного воспитания;

  • сформировать целостное представление о сущности семьи, ее функционировании в свете системного подхода реализации воспитательной функции;

  • познакомить студентов с историей развития представлений о семье, сущности современной семьи и брака, различными аспектами супружеских, детско-родительских взаимоотношений (конфликты, разводы, критические точки развития семьи, особенности воспитания ребенка, становления его личности в различных семьях), условиями формирования и способами поддержания благополучных отношений в семье;

  • сформировать целостное представление об основных подходах к работе с семьей, сложившихся в мировой консультативной практике, наиболее известных представителях этих подходов, об установках, сложившихся в практической психологии применительно к анализу конфликтного взаимодействия в семье, проблемного поведения ребенка, напряженности во взаимоотношениях между представителями разных поколений;

  • познакомить студентов с основными феноменами, представленными в практике психологического консультирования семьи, с основными методиками диагностики психологических особенностей родительско-детских и супружеских отношений, обследования семьи как целого (как системы);

  • сформировать навыки применения методик первичной диагностики семейных отношений, направленных на изучение особенностей функционирования семьи и применение полученных результатов обследования для оказания психологической помощи семье;

  • овладеть навыками поиска, анализа, систематизации и использования информации применительно к задаче психологического консультирования по вопросам, связанным с семьей и воспитания детей;


1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Психология семьи и семейного воспитания» относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3).



Изучение студентами дисциплины «Психология семьи и семейного воспитания» опирается на сформированные компетенции в рамках учебных курсов «Педагогика», «Психология». Дисциплина «Психология семьи и семейного воспитания» связана со смежными курсами базовой и вариативной части профессионального цикла, с педагогической практикой.
Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8





Б.3.В.ОД.21 «Методы психологического исследования (с практикумом)»







+





















Б.3. В. ДВ.1.1 «Педагогика семьи»

+

+
























Б.3. В. ДВ.1.1 «Основы семейного воспитания»




+























1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

способностью учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1); готовностью применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2); способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3); способностью к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

Знать Эволюционное развитие семьи, семейного воспитания, их современное состояние; условия успешного функционирования семьи и проблемы, возникающие в процессе жизненного цикла семьи; развитие семьи как системы и как взаимосвязаны ее подсистемы; ролевую структуру семьи; феномен супружества; специфику функционирования разных типов семей; актуальные проблемы родительско-детских, родственных и др. отношений; методы семейной психодиагностики; теоретические основы и понятийный аппарат психологии семьи и семейного воспитания как науки. .

Уметь Выделять психологические проблемы семьи, проблемы семейного воспитания; применять полученные знания при оказании психологической помощи семье в воспитании детей; интерпретировать процессы, происходящие в семейной системе, в подсистемах; стимулировать интерес клиентов к самосовершенствованию в качестве родителей; уметь диагностировать различные аспекты семейного воспитания; осмыслено использовать понятийный аппарат психологической науки в учебной и профессиональной деятельности. Адекватно использовать диагностические методы исследования психологических особенностей родительско-детских и супружеских отношений, обследования семьи как целого (как системы), правильно интерпретировать полученную информацию, профессионально обосновывать даваемые рекомендации, неся персональную профессиональную ответственность за результаты своей деятельности.

Владеть Умениями эффективного профессионального и межличностного общения в условиях семейного консультирования; современными методами поиска, обработки и использования социальной и психологической информации, ее интерпретации и адаптации для адресата (отдельного члена семьи или семьи в целом); планированием, проведением и обработкой конкретного исследования психологических особенностей семейного воспитания (отношений); разнообразными методиками исследования семейных отношений; индивидуальной и групповой формами работы с родителями; самостоятельным анализом и коррекцией семейно-брачных проблем; способностью повышения психолого-педагогической культуры родителей; навыками организации комплексной работы по оказанию социально-психолого-педагогической помощи семьям с детьми, имеющих отклонения в психофизиологическом развитии.
2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 7 Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 академических часов, из них 90 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем, 54 часов, выделенных на самостоятельную работу.
Таблица 2.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Контактная работа:

25



















25







Аудиторные занятия (всего)

16



















16







В том числе:































Лекции

6



















6







Практические занятия (ПЗ)

6



















6







Семинары (С)































Лабораторные занятия (ЛЗ)

4



















4







Иные виды работ:































Самостоятельная работа (всего):

119



















119







Общая трудоемкость зач. ед.

час

4



















4







144



















144







Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен



















экзамен








3. Тематический план

Таблица 3.



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерак

тивной форме, в часах

Итого количес

тво баллов

Лекции *

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*










1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Модуль 1

2-10 ( 5сем)

8

8

-

14

38

2

0-20

1.

Семья как объект психологического анализа



























Структурно-функциональные характеристики семьи. Жизненный цикл семьи.

2

2

2

-

6

18

-

0-10



Подготовка к браку и вступление в брак. Динамика супружеских отношений. Распад семьи, развод.

3

2

2

-

8

20

2

0-10




Всего

2-3 (5 сем)

4

4

-

14

38

2

0-20




Модуль 2

4-10 (5 сем)

10

10

4

20

50

6

0-40

2.

Психология детско-родительских отношений



























Основные психолого-педагогические модели детско-родительских отношений. Воспитание ребенка в семье: родительские установки и стили воспитания.

4-6

4

4




10

20

6

0-20



Семья и ребенок: возрастная динамика отношений. Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей.

7-10

6

6

4

10

30




0-20




Всего

4-10

10

10

4

26

50

6

0-40




Модуль 3

15-18

(5 сем)

6

6

10

20

56

10

0-40

3.

Основы семейного психологического консультирования



























Понятие техники семейного консультирования. Основные методы работы с семьей.

15-18

6

6

10

20

56

10

0-40




Всего

15-18

6

6

10

20

56

10

0-40




Итого (часов, баллов):

2-18 (5 сем.

20

20

14

54

144

18

0-100




Курсовая работа *




























Из них в интеракт. форме







8










18




*- если предусмотрены учебным планом ОП.
4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 4.

Темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информации

онные системы и технологии

Итого количество баллов

Моделирование диагн. деят.

Моделирование тренинговых занятий

Теор. ответ на семинаре

Составить генограмму семьи

Конспект, тезисы

Таблицы, схемы

Портфолио

Метод. раз-ка родит. Консультир-я
















Модуль 1

1.1.

-

-

0-5

-

0-2

0-3

-

-

-

-

-

-

0-10



-

-

0-5

-

-

0-5

-

-

-

-

-

-

0-10

Всего







0-10




0-2

0-8



















0-20

Модуль 2

2.1




-

0-5

0-5

-




0-10

-

-

-

-

-

0-20

2.2.







0-5







0-5

0-10
















0-20

Всего







0-10

0-5




0-5

0-20
















0-40

Модуль 3

3.1.

-

0-15

0-5

0-5

-

-

0-10

0-5

-

-

-

-

0-40

Всего




0-10

0-5

0-5







0-10

0-5













0-40

Итого

0-5

0-10

0-20

0-10

0-4

0-13

0-30

0-5













0-100


5. Содержание дисциплины.



№ темы

Наименование темы

Содержание

Модуль 1. Семья как объект психологического анализа

1.1.

1. Структурно-функциональные характеристики семьи. Жизненный цикл семьи.

Подходы к анализу семьи. Системный подход в описании семьи. Структурно-функциональные характеристики семьи. Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка. Правовые основы семейного воспитания. Жизненный цикл семьи. Динамика супружеских отношений.

1.2.

2. Подготовка к браку и вступление в брак

Родительство как социокультурный феномен. Образование и формирование семьи. Подготовка к крепкому браку. Динамика супружеских отношений. Распад семьи, развод.

Модуль 2. Психология детско-родительских отношений

2.1.

3.Основные психолого-педагогические модели детско-родительских отношений. Воспитание ребенка в семье: родительские установки и стили воспитания.

Семейное воспитание ребенка и его значение. Основные психолого-педагогические модели детско-родительских отношений. Психологические условия позитивного семейного воспитания. Родительские установки, стратегии и стили воспитания.

2.2

4. Семья и ребенок: возрастная динамика отношений. Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей.

Взаимоотношения между детьми в семье. Многодетные семьи. Особенности воспитания детей в неполных семьях. Проблемы и трудности семейного воспитания: социокультурные, психологические, педагогические. Технологии эффективного взаимодействия детей и родителей. Методы повышения педагогической культуры родителей.

Модуль 3. Основы семейного психологического консультирования

3.1.

5. Понятие техники семейного консультирования. Основные методы работы с семьей.

Объект, предмет и результаты психологического консультирования родителей. Понятие техники семейного консультирования. Основные методы работы: наблюдение и беседа. Особенности взаимодействия педагога и психолога с родителями в процессе психологического консультирования.


6. Планы семинарских занятий.

Семинарское занятие №1.

Тема: Структурно-функциональные характеристики семьи.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие функции семьи. Различные подходы к классификации функций семь, их характеристика.

  2. Значение для общества и для личности важнейших функций семьи.

  3. Как изменяются функции семьи с течением времени?

  4. Понятие структуры семьи. Основные компоненты структуры семьи.

  5. Понятие роли. Параметры ролевой структуры: характер главенства, распределение ролей в соответствии с задачами определенной стадии жизненного цикла.

  6. Требования к ролевой структуре для эффективного функционирования семьи. Факторы, влияющие на принятие и исполнение ролей.

  7. Понятие структурно-функциональных нарушений семьи или нарушение функционирования семьи.

Практические задания:

  1. Подготовьте конспекты по следующим вопросам, используя учебное пособие А.Г.Лидерс «Психологическое обследование семьи»:

  • Характер эмоциональных связей в семье (с.15-17).

  • Ролевая структура семьи (с.17-21).

  • Особенности межличностной коммуникации (с.21-23).

  • Решение конфликтов (с.23-24).

  • Сплоченность и гибкость как интегративные параметры семейной системы (с.24-28).

  • Удовлетворенность супругов браком как индикатор функционирования семейной системы (29-33).

  1. Выстройте иерархию функций семьи. Аргументируйте свой выбор.

  2. Подготовьтесь к обсуждению следующих дискуссионных вопросов, обсуждаемых на семинарском занятии:

  • Докажите, что функции семьи взаимосвязаны, взаимодополняемы.

  • В печати высказывается точка зрения, согласно которой в настоящее время воспитательная функция семьи стала ослабевать. Выскажите аргументированное мнение по этому поводу.

  • Известный отечественный философ А.Г. Харчев в 70-е гг. неоднократно высказывал мысль о том, что общество, заинтересованное в увеличении населения, должно максимально удешевить содержание ребенка в семье, вы согласны с этим мнением? Что вы понимаете под удешевлением содержания ребенка в семье? Какие аргументы вы приведете в защиту положения «на детях нельзя экономить», если вам доведется встретиться с представителями государственных органов страны?

  • Вы слышали выражение «Счастье семьи в твоих руках»? Как вы его понимаете? Согласны ли с ним? Что значит «делать» счастье семьи? На примере семей ваших друзей, знакомых, близких подтвердите или опровергните это выражение.

  • Приведите примеры, когда вы оказывали положительное влияние на взаимоотношения в семье, выступая как воспитатель своих близких (родителей, бабушки, дедушки, брата, сестры). Кого из членов семьи вы считаете своим главным воспитателем? Почему?

  • Какие ваши интересы, увлечения, способности помогут сделать досуг в вашей семье содержательным, ценным в педагогическом отношении?

Темы докладов:

  1. Возникновение городской цивилизации. Законы Хаммурапи – царя Вавилонии. Брак в Древнем Египте.

  2. Брак в Древней Иудее. Истории счастливых и несчастливых браков в Ветхом Завете. История Иакова и Рахили.

  3. Брак в Древней Греции. Брак в Спарте и в Афинах. Теория мыслителя Пифагора Самосского.

  4. Брак в Древнем Риме. Ромул – основатель первых законов Римского права о браке. Законы Рима. Идея, положенная в основу брака.



Семинарское занятие № 2.

Тема: Жизненный цикл семьи. Динамика супружеских отношений.

Проблемный вопрос:

  1. Можно ли избежать семье в своем развитии кризисных периодов? Ответ обоснуйте.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие «жизненный цикл семьи». Приведите примеры разных периодизаций развития семейной жизни.

  2. Общая характеристика основных стадий жизненного цикла. Основные этапы развития семьи (добрачное общение, брак, «медовый месяц», молодая, зрелая, семья людей старшего возраста). Психологические проблемы каждой из его стадий.

  3. Характеристика периода ухаживания как одной из стадии жизненного цикла семьи.

  4. Молодая семья, ее задачи и особенности.

  5. Характеристика пожилого человека. Особенности этой стадии жизненного цикла семьи.

  6. Понятие «семейный кризис». Кризисные периоды в браке. Нормативные и ненормативные семейные кризисы.

Практические задания:

  1. Нарисуйте свою семью (рисунок «Моя семья»), а также семью через 10 лет (рисунок «Я через 10 лет»).

  2. Опишите, с какими трудностями и неблагоприятными условиями сталкивается семья на протяжении всего жизненного цикла. Каково своеобразие и значение для развития личности ребенка жизненных циклов семьи? В чем вы видите отличия в позиции мужчин и женщин в отношении создания семьи? Охарактеризуйте виды проявлений нарушений в жизни семьи.

Темы докладов:

  1. Период ухаживания. Формирование идентичности. Достижение эмоциональной и материальной независимости от родителей. Занятие адекватного возрасту статуса. Развитие навыков ухаживания и привлечение партнёра.

  2. Фаза проживания супругов без детей. Установление баланса близости / отдалённости. Проблема семейной иерархии и сферы ответственности. Способы преодоления разногласий. Установление границ семьи.

  3. Рождение детей и взаимодействие с ними. Проблема перестройки взаимоотношений. Рождение ребёнка как факт объединения двух семей. Время поступления ребёнка в школу – кризисный момент в семье.

  4. Фаза стабилизации. Трудности на зрелой стадии брака. Приспособление к возрастным изменениям в супругах.

  5. Фаза, в которой выросшие дети покидают дом.

  6. Последние стадии жизненного цикла. Уход на пенсию. Смерть одного из супругов.

  7. Классификация трудностей, возникающих в семейной жизни.


Семинарское занятие №3.

Тема: Образование и формирование семьи. Подготовка к крепкому браку.

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблема подготовки молодежи к семейной жизни.

  2. Нравственно-психологическая готовность к семейной жизни.

  3. Хозяйственно-экономическая зрелость.

  4. Социально-правовое просвещение молодых людей.

  5. Образование и формирование семьи.

  6. Динамика супружеских отношений.

  7. Супружеские отношения как поведенческая схема.

  8. Супружеские конфликты. Пути их разрешения.



Семинарское занятие № 4.

Тема: Родительские установки, стратегии и стили воспитания.

Проблемные вопросы:

  1. Должны ли родители в воспитании ребенка придерживаться одной стратегии и тактики воспитания, т.е. быть едины в своих взглядах на воспитание?

  2. Можно ли предотвратить конфликты в детско-родительских отношениях? Если можно, то, как именно? Если нет, то почему?

Вопросы для обсуждения:

    1. Понятия «родительские установки», «родительские позиции» «стили воспитания», «стили детско-родительских отношений», «типы семейного воспитания», «типы родительского отношения» и их соотношение.

    2. Классификации Д.Бомринд, А.В.Петровского, А.Я.Варга и В.В. Столина, Археереевой, Е.О.Смирновой и М.В.Быковой и др. Их характеристики.

    3. Стили семейного воспитания (Э.Г.Эйдемиллер, Е.Т.Соколова и др.).

    4. Отклонения в стилях семейного воспитания (А.Е.Личко и Э.Г.Эйдемиллер). Стили неправильного воспитания как этиологический фактор аномального развития личности.

    5. Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребенка.

    6. Стратегии поведения мам и детей: прямое воспитательное воздействие; стратегия «возложения ответственности»; стратегия саморазвития; стратегия «ожидания эксперимента».

    7. Проблема формирования установки детоцентричности у молодых людей. Формирование репродуктивных установок. Педагогика детоцентричности.

Практические задания:

  1. Составить аннотации, тезисы или конспекты предложенных ниже статей:

  • Архиреева Т.В. Методика измерения родительских установок и реакции // Вопросы психологии. – 2002.- № 5.

  • Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии. – 2006.- №3.

  • Трушкина, С.В. Модели материнства у женщин с нормальным и нарушенным родительским поведением // Вопросы психологии. – 2010. - №5. – С.95 – 104.

  1. Составить конспект таблицы «Особенности воспитательного стиля родителей как фактор риска нарушений эмоционально-личностного развития ребенка (по А.И.Захарову)», представленной в § 14 «Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребенка» (С.206-207) учебного пособия О.А.Карабановой «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования».

  2. Составить конспект таблицы «Стили семейного воспитания» («Психология семейных отношений с основами семейного консультирования» под ред. Е.Г.Силяевой, С.91-93).

Тема доклада:

  1. Социокультурные традиции в формировании родительского стиля воспитания.



Семинарское занятие №5.

Тема: Семейное воспитание ребенка и его значение. Психологические условия позитивного семейного воспитания.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие «семейное воспитание». Специфика семейного влияния и воспитания.

  2. Психологические условия позитивного семейного воспитания. Воспитательный потенциал семьи: направленность семейного воспитания, авторитет родителей.

  3. Понятие «психологический климат в семье».

  4. Воспитательные функции семьи.

  5. Эмоциональная связь ребенка с матерью. Чувство материнства и его влияние на развитие ребенка.

  6. Стадии психического развития и роль семьи в формировании идентичности личности:

  1. Психологическая характеристика пренатального периода.

  2. Младенческий возраст.

  3. Раннее детство.

  4. Дошкольное детство.

  5. Младший школьный возраст.

  6. Подростковый возраст. Юность.

7. Одаренный ребенок в семье и его воспитание.

8. Половое воспитание. Модели полового воспитания: рестриктивная, пермиссивная, «золотой середины».



9.Ребенок в смешанной семье, особенности воспитания.

Практические задания:

  1. Написать эссе на тему «Что я понимаю под семейным воспитанием».

  2. На основе изучения литературы составить таблицу «Функции и задачи семьи в воспитании детей на различных возрастных этапах их развития».

    Возрастные этапы

    Функция родителей:

    Задачи воспитания:

    Младенческий возраст







    Ранний возраст







    Дошкольный возраст:

    • младший

    • средний

    • старший







    Школьный возраст:

    • и т.д.







  3. Составить список книг, из которых, на ваш взгляд, должна состоять библиотечка современных родителей. Расскажите, почему представленные в данном списке книги понравились вам и почему? Что будет интересно узнать родителям в них? Окажут ли они помощь в воспитании их ребенка?

  4. Ознакомиться со статьей Е.А.Володарской и Н.Ю.Логвиновой «Родительская» и «студенческая» модели представлений о семейном воспитании (Психологический журнал, 2005.- Т.26. - №5. - С.26-34) и быть готовым к ее обсуждению.

Темы докладов:

  1. Этологические детерминанты родительского отношения.

  2. Роль отца в формировании личности ребенка.

  3. Роль матери в воспитании ребенка.

  4. Роль прародителей в воспитании подрастающего поколения.



Семинарское занятие № 6.

Тема: Распад семьи, развод. Особенности воспитания детей в неполных семьях.

Вопросы для обсуждения:

  1. Развод как способ решения семейных проблем в кризисной ситуации.

  2. Периодизация послеразводного процесса.

  3. Последствия развода. Влияние развода на поведение и эмоциональные переживания детей. Проблемы взаимоотношений с детьми после развода.

  4. Неполные семьи. Их типы. Психологические трудности неполной семьи.

  5. Личность ребенка в семье разведенных родителей.

  6. Ребенок в осиротевшей семье.

  7. Одинокая мать и ее ребенок. Психологические проблемы внебрачных детей.

  8. Особенности воспитания детей в неполной семье.

Практические задания:

  1. Подготовить список статей из различных журналов психологической и педагогической направленности по теме занятия, законспектировать две статьи и быть готовым к их обсуждению.

  2. Студенты разбиваются на несколько подгрупп. На основе изучения Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 года (с изменениями и дополнениями федеральных законов от 15.11.1997 №140-ФЗ, от 27.06.1998 №94-ФЗ, от 02.01.2000 №32-ФЗ) в подгруппах составляются ситуации, связанные с ситуацией развода для их разрешения.

  3. Студенты в подгруппах обмениваются ситуациями и осуществляют их анализ на основе Семейного кодекса РФ.

Тема доклада:

  1. Личностная и социальная идентичность супругов в процессе развода.



Семинарское занятие № 7.

Тема: Проблемы и трудности семейного воспитания: социокультурные, психологические, педагогические.
  1   2   3   4   5   6


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка