   РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«тюменский государственный университет»
Филиал ТюмГУ в г. Ишиме
УТВЕРЖДАЮ
Директор филиала
_____________ /Шилов С.П./
«11» ноября 2014 года
Б3.В.ДВ.7.2 КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления подготовки
050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование
профиля подготовки Психология образования
заочной формы обучения
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
от 25.09.2014
Содержание: УМК по дисциплине Б3.В.ДВ.7.2 Конфликтология для студентов направления подготовки 050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки Психология образования, заочной формы обучения
Автор(-ы): Кислицына В.А., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии
Объем 56 стр.
Должность
|
ФИО
|
Дата согласования
|
Результат согласования
|
Примечание
|
Заведующий кафедрой педагогики и психологии
|
Слизкова Е.В.
|
25.09.2014
|
Рекомендовано к электронному изданию
|
Протокол заседания кафедры от 25.09.2014
№ 2
|
Председатель УМС филиала ТюмГУ в г.Ишиме
|
Поливаев А.Г.
|
11.11.2014
|
Согласовано
|
Протокол заседания УМС от 11.11.2014
№ 3
|
Начальник ОИБО
|
Гудилова Л.Б.
|
11.11.2014
|
Согласовано
|
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал в г. Ишиме
Кафедра педагогики и психологии
Кислицына В.А.
Б3.В.ДВ.7.2 КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления подготовки
050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование
профиля подготовки Психология образования
заочной формы обучения
Тюменский государственный университет
2014
Кислицына В.А. Конфликтология (Б3.В.ДВ.7.2) Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование профиля подготовки Психология образования, заочной формы обучения. Тюмень, 2014, 56стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрОП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Конфликтология (Б3.В.ДВ.7.2) [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой педагогики и психологии
Утверждено директором филиала ТюмГУ в г. Ишиме.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Слизкова Е.В.., к.п.н., доцент
Ф.И.О., ученая степень, звание заведующего кафедрой
© Тюменский государственный университет, филиал в г. Ишиме, 2014.
© Кислицына ВА., 2014.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:
-
Пояснительная записка:
-
Цели и задачи дисциплины (модуля)
Цель дисциплины: Цель дисциплины: обеспечить формирование основных взглядов на конфликт; научить слушателей отбирать и анализировать факты конфликтных ситуаций; научить слушателей вычленять предметность, подлежащую анализу урегулирования конфликтов.
-
Задачи дисциплины: овладеть понятийным аппаратом, характеризующим специфику конфликтологии как научной дисциплины;
-
Сформировать целостное представление о конфликте, его видах с различных научных точек зрения;
-
Познакомить с классическими и новыми исследованиями в области конфликтологии, формирования готовности решения конфликтных ситуаций;
-
Научить применять знания о конфликтах для анализа профессиональных проблемных ситуаций, связанных с возникновением конфликтов в образовательной среде и в общении между людьми.
-
Сформировать навыки применения методик диагностики стратегий поведения в конфликте, самооценки конфликтности, обработки и интерпретации результатов психодиагностического обследования;
-
Сформировать умения выбора и модификации программ преодоления конфликтов.
-
Сформировать умения организации тренинговых занятий, направленных на профилактику конфликтов, взаимодействие в конфликте
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Конфликтология» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3). Она является дисциплиной по выбору студента.
Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения учебных курсов цикла дисциплин Б.3. «Социальная психология», «Психолого-педагогическая диагностика»: готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4); способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9); выполняет требования гигиены, охраны труда; способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11). Для изучения дисциплины «Конфликтология» студенты должны знать: основные законы развития современной социальной и культурной среды; место человека в историческом процессе, культурном пространстве;
должны уметь: анализировать многообразные социальные и культурные явления на основе современных гуманитарных знаний;
Изучение студентами дисциплины «Конфликтология» опирается на сформированные общепрофессиональные компетенции в рамках учебных курсов профессионального цикла Б.3. базовой части модуля 1. «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности»: «Общая и экспериментальная психология», «Социальная психология»: способность к профессиональной деятельности, направленной на создание условий для личностного развития учащихся и подготовку их к выполнению определенных социальных ролей в обществе (ОПК-4); готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2). Для изучения дисциплины «Конфликтология» студенты должны знать: основные закономерности взаимодействия человека и общества; уровень готовности к профессиональной деятельности; должны уметь: использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном языке в учебной и профессиональной деятельности; должны владеть: навыками и средствами общения. Изучение дисциплины «Конфликтология» опирается на сформированные общепрофессиональные компетенции (ОПК-1, ОПК-5, ОПК-6) в рамках курса профессионального цикла Б.3. базовой части модуля 2 «Методология и методы психолого-педагогической деятельности»: «Психология и педагогика развития детей». Студенты должны знать основные категории психологии разных возрастов; закономерности психического развития человека в онтогенезе; особенности личностного развития и индивидуальных особенностей детей дошкольного, младшего школьного, подросткового возрастов; направления психического и личностного развития детей и подростков. Студенты должны уметь осмысленно использовать понятийный аппарат психологии разных возрастов в учебно-профессиональной деятельности; анализировать взгляды различных ученых на развитие психики и личности детей и подростков; анализировать и находить варианты разрешения профессиональных проблемных ситуаций, связанных с особенностями психического и личностного развития детей разных возрастов; анализировать и находить варианты разрешения профессиональных проблемных ситуаций, связанных с особенностями поведенческих проявлений детей; анализировать взгляды различных ученых на становление общения и взаимоотношений детей и подростков со взрослыми и сверстниками; осуществлять психологический анализ различных форм общения, видов отношений детей со взрослыми и сверстниками; анализировать и находить варианты разрешения профессиональных проблемных ситуаций, связанных с организацией общения и взаимодействия детей разных возрастов со взрослыми и сверстниками. Студенты должны владеть приемами анализа психологических статей, составления конспектов, тезисов и аннотаций; приемами подготовки сообщений по предложенным темам; приемами организации ведущей деятельности детей и подростков; приемами подбора (в зависимости от цели и возраста) и проведения с детьми и подростками тренинговых занятий, направленных на развитие общения и взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками.
Таблица 1
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
ИЗУЧАЕТСЯ В ПОСЛЕДНЕМ СЕМЕСТРЕ
№
п/п
|
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОПК-1, ОПК-6, ПКПП-1. В результате изучение дисциплины студент должен обладать:
- способностью учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
- способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
- способностью организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):
- Знать: - психологические теории обучения, воспитания и развития зарубежных и отечественных ученых;
- знать индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития человека для регулирования в конфликтных ситуациях;
- основные категории психологии развития;- закономерности психического развития на разных возрастных этапах;
-возрастные и индивидуальные особенности развития познавательных процессов (восприятия, мышления, речи, памяти, воображения, внимания) у человека для создания адекватных образов конфликтной ситуации;
- особенности личностного развития и индивидуальных особенностей на разных этапах возрастного развития и на основе этого анализировать поведение личности в конфликте; - направления психического и личностного развития человека;
- понятие, функции, формы, виды, типы, стили, структуру, характеристики конфликта, возрастные особенности развития совместной деятельности в конфликтной ситуации, общения и межличностных отношений детей разного возраста со взрослыми (родителями и педагогами) и сверстниками в конфликтной ситуации; их значение для психического и личностного развития;
- возрастные нормы психического и личностного развития детей; специфику и характеристики конфликтного поведения в соответствии с возрастными нормами их развития; психолого-педагогические особенности организации совместной и индивидуальной деятельности детей, исключая конфликтное взаимодействие в соответствии с возрастными нормами их развития;
Уметь:
-системно анализировать различные подходы к психическому развитию человека; - учитывать закономерности развития личности человека для диагностики реагирования в конфликте;
- использовать понятийный аппарат конфликтологии в учебно-профессиональной деятельности;
- анализировать представления о человеке и его развитии в различных психологических школах;
- анализировать и находить варианты разрешения профессиональных проблемных ситуаций, связанных с особенностями психического и личностного развития человека;
- анализировать взгляды ученых на особенности общения, совместной деятельности и межличностных отношений субъектов конфликта;
- проектировать, анализировать и находить варианты разрешения конфликтных ситуаций, связанных с организацией совместной деятельности, общения и межличностного взаимодействия субъектов конфликта;
- применять знания о возрастных нормах психического и личностного развития детей в разрешении конфликтов, о специфике совместной и индивидуальной деятельности детей для оптимального разрешения конфликтной ситуации их организации в соответствии с возрастными нормами развития;
Владеть:
- способностью обобщения и анализа теоретических концепций развития на определенных этапах развития;
- приемами анализа психологических статей по своеобразию конфликтов, составления конспектов первоисточников, тезисов и аннотаций;
- приемами подготовки сообщений по предложенным темам.
- приемами психологического анализа конфликтных ситуаций, раскрывающих особенности реагирования в конфликте, проектирования и организации совместной деятельности, общения и межличностного взаимодействия субъектов конфликта;
- психологическими приемами и педагогическими технологиями регулирования конфликтного взаимодействия, проектирования и организации совместной деятельности, общения и межличностного взаимодействия субъектов конфликта;
- психолого-педагогическими приемами разрешения конфликтов и оптимальной организации совместной и индивидуальной деятельности детей в соответствии с возрастными нормами их развития.
2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 10 Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 академических часов, из них 6 ч. – лекций, 8 практических занятий, 38 часов выделенных на контактную работу с преподавателем, 90 часов, выделенных на самостоятельную работу.
Таблица 2
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестр
|
10
|
Контактная работа:
|
18
|
18
|
Аудиторные занятия (всего)
|
14
|
14
|
В том числе:
|
-
|
-
|
Лекции
|
6
|
6
|
Практические занятия (ПЗ)
|
8
|
8
|
Семинары (С)
|
-
|
-
|
Лабораторные занятия (ЛЗ)
|
-
|
-
|
Иные виды работ:
|
|
|
Самостоятельная работа (всего):
|
90
|
90
|
Общая трудоемкость зач. ед.
час
|
3
|
3
|
108
|
108
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
зачет
|
3. Тематический план
Таблица 3
Тематический план по дисциплине
«Конфликтология»
для студентов очной формы обучения
№
|
Тема
|
недели семестра
|
Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
|
Итого часов по теме
|
Из них в интерактивной форме, в часах
|
Итого количество баллов
|
Лекции *
|
Семинарские (практические) занятия*
|
Лабораторные занятия*
|
Самостоятельная работа*
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Модуль 1. Общая теория конфликта
|
1.1
|
Введение в конфликтологию
|
1,2
|
2
|
2
|
-
|
5
|
9
|
2
|
0-10
|
1.2
|
Характеристика конфликта как социального феномена
|
3,4
|
2
|
2
|
-
|
6
|
10
|
2
|
0-10
|
1.3
|
Теории механизмов возникновения конфликтов
|
5,6
|
2
|
2
|
-
|
8
|
12
|
2
|
0-10
|
1.4
|
Технологии управления конфликтами
|
7,8
|
|
2
|
-
|
8
|
10
|
2
|
0-10
|
|
Всего:
|
|
6
|
8
|
-
|
27
|
41
|
8
|
0-40
|
Модуль 2. Психология конфликта
|
2.1
|
Теории поведения личности в конфликте
|
9,10
|
2
|
2
|
-
|
10
|
14
|
2
|
0-10
|
2.2
|
Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте
|
11,12
|
2
|
2
|
-
|
5
|
9
|
2
|
0-10
|
2.3
|
Внутриличностные конфликты
|
13,14
|
2
|
2
|
|
5
|
9
|
2
|
0-10
|
2.4
|
Межличностные конфликты
|
15,16
|
2
|
2
|
|
5
|
9
|
2
|
0-10
|
|
Всего:
|
|
8
|
8
|
-
|
25
|
41
|
8
|
0 - 40
|
Модуль 3.Социология конфликта
|
3.1
|
Конфликты в организации
|
17
|
-
|
2
|
-
|
10
|
12
|
|
0-10
|
3.2
|
Педагогические конфликты
|
18,19
|
2
|
4
|
-
|
10
|
16
|
|
0-10
|
|
Всего
|
|
-
|
6
|
-
|
20
|
26
|
|
0-20
|
|
Итого (часов, баллов):
|
|
16
|
22
|
-
|
70
|
108
|
16
|
0-100
|
|
Курсовая работа *
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Из них в интеракт. форме
|
|
|
|
|
|
|
16
|
|
*- если предусмотрены учебным планом ОП.
4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 4
№ Темы
|
Устный опрос
|
Письменные работы
|
Технические формы контроля
|
Информационные системы и технологии
|
Итого количество баллов
|
коллоквиумы
|
собеседование
|
ответ на семинаре
|
лабораторная работа
|
контрольная работа
|
тест
|
реферат
|
эссе
|
программы компьютерного тестирования
|
комплексные ситуационные задания
|
электронные практикумы
|
другие формы
|
|
Модуль 1. Общая теория конфликта
|
1.1.
|
-
|
0-2
|
-
|
-
|
-
|
0-3
|
-
|
-
|
-
|
0-1
|
-
|
-
|
0-6
| -
|
-
|
0-2
|
0-3
|
-
|
0-3
|
0-3
|
-
|
-
|
-
|
0-1
|
-
|
-
|
0-12
| -
|
-
|
0-2
|
0-3
|
-
|
-
|
0-3
|
-
|
-
|
-
|
0-1
|
-
|
-
|
0-9
| -
|
-
|
0-2
|
0-3
|
-
|
0-4
|
0-3
|
-
|
-
|
-
|
0-1
|
-
|
-
|
0-13
|
Всего
|
-
|
0-8
|
0-9
|
-
|
0-7
|
0-12
|
-
|
-
|
-
|
0-4
|
-
|
-
|
0-40
|
Модуль 2. Психология конфликта
|
2.1.
|
-
|
0-2
|
0-3
|
-
|
-
|
0-3
|
-
|
-
|
-
|
0-1
|
-
|
-
|
0-9
| -
|
-
|
0-2
|
0-3
|
-
|
-
|
0-3
|
-
|
-
|
-
|
0-1
|
-
|
-
|
0-9
| -
|
|
0-2
|
0-3
|
|
|
0-3
|
|
|
|
0-1
|
|
|
0-9
| -
|
|
0-2
|
0-3
|
|
0-4
|
0-3
|
|
|
|
0-1
|
|
|
0-9
|
Всего
|
-
|
0-8
|
0-12
|
-
|
0-4
|
0-12
|
-
|
-
|
-
|
0-4
|
-
|
-
|
0-40
|
Модуль 3. Социология конфликта
|
3.1
|
-
|
0-3
|
0-3
|
-
|
-
|
-
|
0-8
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0-14
|
3,2
|
-
|
0-3
|
0-3
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0-6
|
Всего
|
-
|
0-6
|
0-6
|
-
|
-
|
-
|
0-8
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0-20
|
Итого
|
-
|
0-22
|
0-27
|
-
|
0-11
|
0-24
|
0-8
|
-
|
-
|
0-8
|
|
-
|
0-100
|
-
Содержание дисциплины.
Модуль 1. Общая теория конфликта
Поділіться з Вашими друзьями: |