Рабочая программа для студентов направления подготовки 050400. 62 (44. 03. 02)



Сторінка1/4
Дата конвертації14.04.2016
Розмір0.73 Mb.
  1   2   3   4
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ





ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«тюменский государственный университет»

Филиал ТюмГУ в г. Ишиме


УТВЕРЖДАЮ


Директор филиала

_____________ /Шилов С.П./
«11» ноября 2014 года

Б3.В.ОД.7 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки

050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки Психология образования



очной формы обучения
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от 25.09.2014

Содержание: УМК по дисциплине Б3.В.ОД.7 Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками для студентов направления подготовки 050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование профиля подготовки Психология образования, очной формы обучения.

Автор: Ветренко С.В., к.псх.н., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии

Объем 40 стр.

Должность

ФИО

Дата согласования

Результат согласования

Примечание

Заведующий кафедрой

педагогики и психологии



Слизкова Е.В.

25.09.2014

Рекомендовано к электронному изданию

Протокол заседания кафедры от 25.09.2014

№ 2


Председатель УМС филиала ТюмГУ в г.Ишиме

Поливаев А.Г.

11.11.2014

Согласовано

Протокол заседания УМС от 11.11.2014

№ 3


Начальник ОИБО

Гудилова Л.Б.

11.11.2014

Согласовано


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Ишиме
Кафедра педагогики и психологии

Ветренко С. В.
Б3.В.ОД.7 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки

050400.62 (44.03.02) Психолого - педагогическое образование

профиля подготовки Психология образования

очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2014

Ветренко С. В. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками (Б3.В.ОД.7)Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование профиля подготовки Психология образования, очной формы обучения. Тюмень, 2014, 40 стр.



Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрОП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками (Б3.В.ОД.7) [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедройпедагогики и психологии. Утверждено директором филиала ТюмГУ в г. Ишиме.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Слизкова Е.В., к.пед.н., доцент

Ф.И.О., ученая степень, звание заведующего кафедрой

© Тюменский государственный университет, филиал в г. Ишиме, 2014.

© Ветренко С.В., 2014.

Ф.И.О. автора

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:



  1. Пояснительная записка:

    1. Цели дисциплины (модуля):формирование профессиональной компетентности бакалавра психолого-педагогического образования через становление у студентов целостного представления об особенностях коррекционно-развивающей работы с дошкольниками для решения широкого круга профессиональных психолого-педагогических задач.

    2. Задачи освоения дисциплины:




  • овладеть понятийным аппаратом дисциплины, характеризующим специфику коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста;

  • формирование знаний о сущности, цели, задачах, принципах коррекционно-развивающей работы с дошкольниками;

  • анализ основных теоретических подходов в зарубежной и отечественной психологии к рассмотрению проблем психического развития детей дошкольного возраста и моделей коррекционно-развивающей работы с ними;

  • ознакомление с различными видами, формами, методами и технологиями коррекционно-развивающей работы с дошкольниками;

  • формирование умений адекватно оценивать и интерпретировать проблемы детей дошкольного возраста;

  • научить применять знания о возрастных и индивидуальных особенностях развития психики и личности детей дошкольного возраста для анализа профессиональных проблемных ситуаций, связанных с особенностями психического и личностного развития детей дошкольного возраста, с организацией общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками, с построением образовательного процесса в общеобразовательном учреждении;

  • формирование у студентов умения самостоятельно разрабатывать программы индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста;

  • формирование у студентов навыков самостоятельного научного и творческого поиска при решении задач психолого-педагогической коррекции детей дошкольного возраста.


1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3). Она является составной частью (модулем) модуля 2. «Психология и педагогика развития детей».

Дисциплину «Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками» дополняет последующее или параллельное освоение дисциплин «Психологическая диагностика развития дошкольников (с практикумом)», изучение дисциплины базируется на знании содержания утвержденных стандартных диагностических и коррекционно-развивающих методов и технологий, позволяющих решать задачи диагностики, развития и коррекции когнитивной сферы психики, особенностей личности, межличностных отношений и общения, динамических аспектов поведения и деятельности, психического развития детей дошкольного возраста;«Психологическая готовность ребенка к школе (с практикумом)»,изучение дисциплины базируется на умении подбирать, адаптировать и реализовывать в соответствии с особенностями психического и личностного развития детей дошкольного возраста, с целью профессиональной деятельности коррекционно-развивающие методы и технологии;«Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста (с практикумом)» вариативной части модуля 2 «Психология и педагогика развития детей» профессионального цикла дисциплин (Б.3), изучение дисциплины базируется на знании понятия, видов, характеристики и специфики развивающих учебных ситуаций, зависимости специфики развивающих учебных ситуаций от возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.


Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8



Психологическая диагностика развития дошкольников (с практикумом)

-

*

*

*

*

*

*

*



Психологическая готовность ребенка к школе (с практикумом)

-

-

*

*

*

*

-

-



Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста (с практикумом)

-

-

*

*

*

*

-

*




    1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.


В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):

готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);



способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);

способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6).
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

Знать:

  • содержание утвержденных стандартных диагностических и коррекционно-развивающих методов и технологий, позволяющих решать задачи диагностики, развития и коррекции когнитивной сферы психики, особенностей личности, межличностных отношений и общения, динамических аспектов поведения и деятельности, психического развития детей дошкольного возраста;

  • специфику рефлексии в процессе психологической коррекции развития детей дошкольного возраста;

  • понятие, виды и характеристики, специфику развивающих учебных ситуаций; зависимость специфики развивающих учебных ситуаций от возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;

  • цель и задачи, формы, методы и средства организации профилактики нарушений психического и психологического здоровья детей дошкольного возрастав условиях образовательного учреждения.


Уметь:

  • подбирать в соответствии с возрастом, областью практического использования, целью профессиональной деятельности, утвержденные стандартные методики психодиагностики;

  • анализировать, сравнивать, выделяя сходство и различия, авторские апробированные утвержденные коррекционно-развивающие программы и занятия для детей дошкольного возраста;

  • подбирать, адаптировать и реализовывать в соответствии с особенностями психического и личностного развития детей дошкольного возраста, целью профессиональной деятельности коррекционно-развивающие методы и технологии;

  • применять знания о рефлексии в учебно-профессиональной, квазипрофессиональной и про-фессиональной деятельности, связанной с психологической коррекцией развития детей дошкольного возраста;

  • проектировать коррекционно-развивающие программы и занятия на основе утвержденных стандартных диагностических и коррекционно-развивающих методов и технологий с учетом возраста, поставленных целей и условий их осуществления;

  • определять критерии эффективности и на основе их оценивать результативность реализованных в профессиональной деятельности коррекционно-развивающих программ и занятий, основанных на утвержденных стандартных диагностических и коррекционно-развивающих методах и технологиях;

  • проектировать, выстраивать и анализировать развивающие учебные ситуации в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями личности детей дошкольного возраста;

  • ставить цель и задачи психопрофилактической работы;

  • выбирать тематику, формы организации, средства и методы психопрофилактической работы в образовательном учреждении с детьми дошкольного возраста; осуществлять самоанализ психопрофилактической работы.

Владеть:

  • техниками применения, обработки и интерпретации конкретных психодиагностических методик, выявляющих специфику когнитивной сферы, особенностей личности, межличностных отношений и общения, динамических аспектов поведения и деятельности, психического развития детей дошкольного возраста;

  • приемами осуществления рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий в области психологической коррекции развития детей дошкольного возраста;

  • техниками применения утвержденных стандартных методов и технологий, позволяющих решать коррекционно-развивающие задачи; коррекционно-развивающих программ, конспектов коррекционно-развивающих занятий, отчетной документации по ведению коррекционно-развивающей работы;

  • психолого-педагогическими приемами проектирования, выстраиванияи анализаразвивающих учебных ситуаций, благоприятных для развития личности и способностей детей дошкольного возраста;

  • интерактивными методами и средствами проведения, формами организации психопрофилактических мероприятий;

  • навыками составления конспектов психопрофилактических мероприятий.


2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 5 .Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 28 академических часов, 14 часов лекций, 14 часов практических занятий, аудиторных занятий – 28 часов, 36 час., выделенных на контактную работу с преподавателем, 44 часов, выделенных на самостоятельную работу.
Таблица 2.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

5

Контактная работа:

36

36

Аудиторные занятия (всего)

28

28

В том числе:

-

-

Лекции

14

14

Практические занятия (ПЗ)

14

14

Семинары (С)

-

-

Лабораторные занятия (ЛЗ)

-

-

Иные виды работ:

-

-

Самостоятельная работа (всего):

44

44

Общая трудоемкость зач. ед.

час

3

3

108

108

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Экзамен


3. Тематический план

Таблица 3.



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерак

тивной форме, в часах

Итого количес

тво баллов

Лекции *

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Модуль 1.Психологическая коррекция как направление деятельности дошкольного психолога



Сущность коррекционно-развивающей работы с дошкольниками

1

2

-

-

5

7

-

0 - 10



Особенности составления программ психолого-педагогической коррекции

2

-

2

-

5

7

2

0 - 10




Всего

-

2

2

-

10

14

2

0 - 20

Модуль 2.Методы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками



Методы коррекциипроблем когнитивного развития дошкольников

3

2

2

-

6

10

2

0 -15



Методы коррекциитрудностей личностного развития дошкольников

4

2

2

-

6

10

-

0 -15



Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их психологическая коррекция

5

2

2

-

6

10

2

0 -15



Методы коррекциимежличностных отношений дошкольников

6

2

2

-

6

10

2

0 -15




Всего

-

8

8

-

24

40

8

0 - 60

Модуль 3.Методы психокоррекции детско-родительских отношений



Семья как объект психокоррекционного воздействия

7

2

2

-

5

9

-

0 - 10



Методики коррекции детско-родительских отношений

8

2

2

-

5

9

2

0 - 10




Всего

-

4

4

-

10

18

2

0-20




Итого (часов, баллов):

-

14

14

-

44

72

12

0-100




Курсовая работа *

-

-

-

-

-

-

-

-




Из них в интеракт. форме

-

-

-

-

-

-

12

-

*- если предусмотрены учебным планом ОП.
4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 4.

Темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информации

онные системы и технологии

Итого количество баллов

коллоквиумы

собеседование

ответ на семинаре

лабораторная работа

контрольная работа

тест

реферат

эссе

программы компьютерного тестирования

комплексные ситуационные задания

электронные практикумы

другие формы




Модуль 1. Психологическая коррекция как направление деятельности дошкольного психолога

1.1.

-

-

-

-

-

0-5

0-5

-

-

-

-

-

0 - 10



-

-

0-5

-

-

-

-

0-2

-

0-3

-

-

0 - 10

Всего

-

-

0-5

-

-

0-5

0-5

0-2

-

0-3

-

-

0 - 20

Модуль 2. Методы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками

2.1.

-

-

0-5

-

-

-

-

0-5

-

0-5

-

-

0 -15



-

-

0-5

-

-

-

-

0-5

-

0-5

-

-

0 -15



-

-

0-5

-

-

-

-

0-5

-

0-5

-

-

0 -15



-

-

0-5

-

-

-

-

0-5

-

0-5

-

-

0 -15

Всего

-

-

0-20

-

-

-

-

0-20

-

0-20

-

-

0 -60

Модуль 3.Методы психокоррекции детско-родительских отношений

3.1.

-

-

0-5

-

-

-

-

-

-

0-5

-

-

0 - 10



-

-

0-5

-

-

-

-

-

-

0-5

-

-

0 - 10

Всего

-

-

0-10

-

-

-

-

-

-

0-10

-

-

0-20

Итого

-

-

0-35

-

-

0-5

0-5

0-22

-

0-33

-

-

0-100


5. Содержание дисциплины.

МОДУЛЬ 1. Психологическая коррекция как направление деятельности дошкольного психолога

Тема 1.1 Сущность коррекционно-развивающей работы с дошкольниками.

Психологическая коррекция как система исправлений недостатков психического здоровья человека (Р.С. Немов); исправления или профилактики особенностей психического развития, не соответствующих его оптимальной модели (Р.В. Овчарова). Виды психологической коррекции: по характеру направленности (симптоматическая, каузальная), по содержанию (коррекция познавательной сферы, личности, аффективно-волевой сферы, поведения, межличностных отношений, внутригрупповых взаимоотношений, детско-родительских отношений), по форме (индивидуальная, групповая), по наличию программ (программированная, импровизированная), по характеру управления корригирующими воздействиями (директивная, не директивная), по продолжительности (сверхкороткая, короткая, длительная, сверх длительная), по масштабу решаемых задач (общая, частная, специальная).

Принципы коррекции с дошкольниками: единства диагностики и коррекции, нормативности развития, коррекции «сверху вниз», «снизу вверх», системности развития психической деятельности, деятельностный принцип коррекции),

Цели и задачи психологической коррекции с дошкольниками: их постановка в отечественной психологии по трем основным направлениям – оптимизация социальной ситуации развития, развитие видов деятельности ребенка, формирование возрастно-психологических новообразований; в зарубежной психологии – как восстановление целостности личности (З. Фрейд, М, Клайн и др.), как модификация поведения ребенка, путем изменения среды. Основные правила постановки целей и задач коррекции (позитивная форма, реалистичность, учет дальней и ближней перспективы развития личности, длительное проявление эффекта коррекционной работы).

Индивидуальная психокоррекция: показания к индивидуальной психокоррекции, основные методы, стадии. Групповая психокоррекция: специфика групповой формы с дошкольниками, особенности комплектования группы (возраст, пол, размер, частота и длительность встреч).


Тема 1.2. Особенности составления программ психолого-педагогической коррекции.

Принципы составления психокоррекционных программ: системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; единства коррекции и диагностики; приоритетности коррекции каузального типа; деятельностный принцип; учета возрастных и индивидуальных психических особенностей; комплексности методов психологического воздействия; привлечения социального окружения; опоры на разные уровни организации психических процессов; программированного обучения; возрастания сложности; учета объема и степени разнообразия, эмоциональной сложности материала.

Виды коррекционных программ: стандартизированные, свободные. Общая, типовая, индивидуальная модели коррекции. Основные блоки психокоррекционного комплекса: диагностический, установочный, коррекционный, блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Основные требования к составлению психокоррекционной программы (формулирование цели; конкретизация задач; выбор стратегии и тактики, формы, методики и техники коррекции; определение времени реализации программы и др.).
МОДУЛЬ 2. Методы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками

  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка