РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Эколого-географический факультет Кафедра социально-экономической географии и природопользования
Маршинин Александр Владимирович
Мировые центры социально-экономического развития
(Б.3 В.4)
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления подготовки 021000.62 «География» профиля «Социальная и экономическая география» очной формы обучения
Тюменский государственный университет
2011
Маршинин А.В. Мировые центры социально-экономического развития. Б.3 В.4 Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 021000.62 «География» профиля «Социальная и экономическая география» очной формы обучения. Тюмень, 2011, 43 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Мировые центры социально-экономического развития [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой социально-экономической географии и природопользования. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой, д.г.н., профессор Осипов В.А.
© Тюменский государственный университет, 2011.
© Маршинин А.В., 2011.
-
Пояснительная записка
-
Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – формирование эффективной экологоориентированной профессиональной деятельности и знакомство с основными мировыми центрами социально-экономического развития.
Задачи дисциплины:
-
изучить современные социальные условия в регионах мира;
-
проанализировать уровень и показатели экономического развития регионов мира;
-
рассмотреть основные центры социально-экономического развития мирового значения, изучить условия их формирования и перспективы дальнейшего роста.
-
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина Б.3 В.4 «Мировые центры социально-экономического развития» относится к профессиональному циклу вариативной части ООП, и следует за дисциплинами: социально-экономическая география, география населения с основами демографии, методы социально-экономических исследований, география транспорта, учение о территориально-производственных комплексах. Соответственно требования к «входным» знаниям, умениям и компетенциям обучающегося следующие:
Знания
-
Методы социально-экономических исследований;
-
Социально-экономическая география;
-
География населения с основами демографии;
-
География транспорта.
Умения
-
Владеть математическим аппаратом географических наук.
Навыки
-
Обработки информации и анализа данных по географии.
-
В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими основными компетенциями:
-
владеть и уметь применять на практике базовые и теоретические знания по географии основных отраслей экономики, их основные географические закономерности, факторы размещения и развития (ПК-18);
-
освоить и уметь применять на практике методы экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации (ПК-20).
Кроме того:
-
обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объёме, необходимом для владения математическим аппаратом географических наук, для обработки информации и анализа данных по социальной и экономической географии;
-
владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
-
уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
-
понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
-
основные мировые центры социально-экономического развития, условия их формирования, факторы развития, сферы влияния, направления взаимодействия;
-
структуру и уровень развития хозяйственного комплекса регионов мира;
-
социальные условия и демографические проблемы регионов мира.
Уметь:
-
анализировать экономические и демографические показатели, составлять социально-экономические обзоры для отдельных регионов мира, проводить их сравнительный анализ;
-
анализировать тематические социально-экономические и физико-географические карты, составлять географические образы регионов.
Владеть:
-
методами сбора и первичной обработки материала;
-
методами анализа оперативной экономической, социальной, политической информации.
Иметь представление:
-
об истории формирования социально-экономических центров и регионов;
-
о современных глобальных и региональных социально-демографических проблемах;
-
о специфике регионального развития.
-
Структура и трудоёмкость дисциплины.
Семестр 5. Форма промежуточной аттестации – зачёт. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётных единицы, 72 часа. 18 часов лекций, 18 часов практических и семинарских занятий, 36 часов самостоятельной работы.
-
Тематический план.
Таблица 1
Тематический план
№
|
Тема
|
недели семестра
|
Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
|
Итого часов по теме
|
Из них в интерактивной форме
|
Итого количество баллов
|
Лекции
|
Семинарские (практические) занятия
|
Самостоятельная работа
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
7
|
8
|
|
9
|
|
Модуль 1
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
|
Вводная часть. Понятие центра социально-экономического развития
|
1
|
2
|
2
|
4
|
8
|
|
10
|
2.
|
Центры социально-экономического развития в Европе
|
2, 3
|
4
|
4
|
8
|
16
|
2
|
20
|
|
Всего
|
|
6
|
6
|
12
|
24
|
2
|
30
|
|
Модуль 2
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
|
Центры социально-экономического развития в Северной и Латинской Америке
|
4
|
2
|
2
|
4
|
8
|
2
|
15
|
2.
|
Центры социально-экономического развития в Тропической Африке и на Ближнем Востоке
|
5
|
2
|
2
|
4
|
8
|
|
10
|
3.
|
Центры социально-экономического развития в Азии
|
6, 7
|
4
|
4
|
8
|
16
|
2
|
15
|
|
Всего
|
|
8
|
8
|
16
|
32
|
4
|
40
|
|
Модуль 3
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
|
Центры социально-экономического развития в Австралии и Океании
|
8
|
2
|
2
|
4
|
8
|
|
15
|
2.
|
Центры социально-экономического развития на постсоветском пространстве
|
9
|
2
|
2
|
4
|
8
|
2
|
15
|
|
Всего
|
|
4
|
4
|
8
|
16
|
2
|
30
|
|
Итого (часов, баллов):
|
|
18
|
18
|
36
|
72
|
8
|
0-100
|
Таблица 2
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
№ темы
|
Устный опрос
|
Письменные работы
|
Интерактивные формы участия
|
Итого количество баллов
|
|
Теоретические задания
|
Вопросы для обсуждения
|
Решение задач
|
Контрольная работа
|
Тест
|
реферат
|
Логическая схема
|
Имитационные игры
|
кейсы
|
|
Модуль 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Вводная часть. Понятие центра социально-экономического развития
|
0-2
|
0-4
|
-
|
0-2
|
-
|
0-2
|
-
|
-
|
-
|
0-10
|
2. Центры социально-экономического развития в Европе
|
0-2
|
0-4
|
-
|
0-2
|
0-2
|
0-2
|
-
|
-
|
0-2
|
0-14
|
Поощрительные баллы
|
0-1
|
0-1
|
-
|
0-1
|
0-1
|
0-1
|
-
|
-
|
0-1
|
0-6
|
Всего
|
0-5
|
0-9
|
-
|
0-5
|
0-3
|
0-5
|
-
|
-
|
0-3
|
0-30
|
Модуль 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Центры социально-экономического развития в Северной и Латинской Америке
|
-
|
0-4
|
-
|
0-1
|
0-1
|
0-1
|
-
|
-
|
0-2
|
0-9
|
2. Центры социально-экономического развития в Тропической Африке и на Ближнем Востоке
|
-
|
0-4
|
-
|
0-1
|
0-1
|
0-1
|
-
|
-
|
-
|
0-7
|
3. Центры социально-экономического развития в Азии
|
-
|
0-4
|
-
|
0-1
|
0-1
|
0-1
|
-
|
-
|
0-2
|
0-9
|
Поощрительные баллы
|
-
|
0-4
|
-
|
0-3
|
0-3
|
0-1
|
-
|
-
|
0-4
|
0-15
|
Всего
|
-
|
0-16
|
-
|
0-6
|
0-6
|
0-4
|
-
|
-
|
0-8
|
0-40
|
Модуль 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Центры социально-экономического развития в Австралии и Океании
|
0-2
|
0-4
|
-
|
0-2
|
0-2
|
0-2
|
-
|
-
|
-
|
0-12
|
2. Центры социально-экономического развития на постсоветском пространстве
|
0-1
|
0-4
|
-
|
0-2
|
0-2
|
0-1
|
-
|
-
|
0-2
|
0-12
|
Поощрительные баллы
|
0-1
|
0-1
|
-
|
0-1
|
0-1
|
0-1
|
-
|
-
|
0-1
|
0-6
|
Всего
|
0-4
|
0-9
|
-
|
0-5
|
0-5
|
0-4
|
-
|
-
|
0-3
|
0-30
|
Итого
|
0-9
|
0-34
|
-
|
0-16
|
0-14
|
0-13
|
-
|
-
|
0-14
|
0-100
|
Таблица 3
Планирование самостоятельной работы студентов
№
|
Модули и темы
|
Виды СРС
|
Неделя семестра
|
Объем часов
|
Кол-во баллов
|
обязательные
|
дополнительные
|
|
Модуль 1
|
|
|
|
|
|
1.1
|
Вводная часть. Понятие центра социально-экономического развития
|
Работа с литературой, источниками, контрольная, тест, реферат
|
Подготовка ответов на теоретические вопросы, к контрольной
|
1
|
4
|
10
|
1.2
|
Центры социально-экономического развития в Европе
|
Работа с литературой, источниками, Кейс, контрольная, тест, реферат
|
Подготовка ответов на теоретические вопросы, к контрольной
|
2, 3
|
8
|
14
|
|
Всего по модулю 1:
|
|
12
|
24
|
Модуль 2
|
|
|
|
|
|
2.1
|
Центры социально-экономического развития в Северной и Латинской Америке
|
Работа с литературой, источниками, Кейс, контрольная, тест, реферат
|
Подготовка ответов на теоретические вопросы, к контрольной
|
4
|
4
|
9
|
2.2
|
Центры социально-экономического развития в Тропической Африке и на Ближнем Востоке
|
Работа с литературой, источниками, контрольная, тест, реферат
|
Подготовка ответов на теоретические вопросы, к контрольной
|
5
|
4
|
7
|
2.3.
|
Центры социально-экономического развития в Азии
|
Работа с литературой, источниками, Кейс, контрольная, тест, реферат
|
Подготовка ответов на теоретические вопросы, к контрольной
|
6, 7
|
8
|
9
|
|
Всего по модулю 2:
|
|
16
|
25
|
Модуль 3
|
|
|
|
|
|
3.1
|
Центры социально-экономического развития в Австралии и Океании
|
Работа с литературой, источниками, контрольная, тест
|
Подготовка ответов на теоретические вопросы, к контрольной
|
8
|
4
|
12
|
3.2
|
Центры социально-экономического развития на постсоветском пространстве
|
Работа с литературой, источниками, Кейс, контрольная, тест
|
Подготовка ответов на теоретические вопросы, к контрольной
|
9
|
4
|
12
|
|
Всего по модулю 3:
|
8
|
24
|
|
ИТОГО:
|
36
|
73
|
-
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
|
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1.
|
Экономическая и социальная география мира
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2.
|
Территориальная организация населения
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3.
|
Социально-экономическая география стран Ближнего Зарубежья
|
+
|
|
|
|
|
|
+
|
4.
|
Экономическая и социальная география России
|
+
|
|
|
|
|
|
+
|
-
Содержание дисциплины.
Поділіться з Вашими друзьями: |