Рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» магистерская программа «Психология управления персоналом (HR)»



Скачати 377.07 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір377.07 Kb.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

____________Л.М. Волосникова

«___» июня 2014 г.

Формирование корпоративной культуры
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 030300.68 «Психология»

магистерская программа «Психология управления персоналом (HR)»
очная форма обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»

Авторы работы: _______ Мурзина Ю.С.

_______Зарубко Е.Ю.

«20» мая 2014 г.


Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной психологии

«28» мая 2014 г., протокол № 17



Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»

Объем 19 стр.

Зав. кафедрой _________ Е.Л.Доценко

«28» мая 2014 г.


Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики

«17» июня 2014 г., протокол №



Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель УМК ___________ А.В. Арефьева

«17» июня 2014 г.


«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. отделом БПЛ ____________ Л.И. Локоман

« »___________2014 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Зав. методическим отделом УМУ _________ И.Ю. Фарафонова

«___»__________2014 г.




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной психологии

Мурзина Ю.С.

Зарубко Е.Ю.


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 030300.68 «Психология»

магистерская программа «Психология управления персоналом (HR)»
очная форма обучения

Тюменский государственный университет

2

014г.
Мурзина Ю.С., Зарубко Е.Ю. Формирование корпоративной культуры. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.68 «Психология» магистерская программа магистерская программа «Психология управления персоналом (HR)», очная форма обучения. Тюмень, 2014

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Формирование корпоративной культуры [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой Общей и социальной психологии, Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой общей и социальной психологии Доценко Е.Л.
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Барменкова В.В., доцент, к.пс.н.

Левкин В.Е., доцент, к.пс.н.

© Тюменский государственный университет, 2014

© Мурзина Ю.С., Зарубко Е.Ю., 2014



Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Цель курса – ознакомление с технологиями изучения, формирования и поддержания корпоративной культуры на предприятии.
Задачами изучения курса являются:

1. Ознакомить студентов с определением, структурой и различными типологиями организационных культур.

2. Познакомить с методами и методиками проведения диагностики организационной культуры.

3. Рассмотреть программы изменений организационной культуры.

4. Проанализировать существующие организационные культуры на примере современных, успешных компании Российского бизнеса.
1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Формирование корпоративной культуры» принадлежит профессиональному циклу и является дисциплиной вариативной части. Для эффективного усвоения дисциплины магистранты должны освоить базовые понятия дисциплин общенаучного цикла «Психология менеджмента» и «Психология организационного развития», иметь представление о структуре принятия управленческих решений из курса «Психология управленческих решений и отношений», знать основные процессы управления персоналом из курса «Психология управления персоналом»; а также понимать сущность групповых процессов («Социальная психология», «Психология групп»).


Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Подбор и адаптация персонала




+




+

+

+

+




2.

Психология управленческих решений и отношений

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Психологическое консультирование субъектов организационной деятельности

+

+

+

+

+

+

+

+


1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

ОК-5 использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом;

ОК-7 адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей;

ПК-7 планированию и проведению прикладного исследования в определенной области применения психологии;

ПК-18 созданию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности.


1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

Знать: основные подходы к определению корпоративной культуры, её структуре, функциям; методы диагностики корпоративной культуры, их возможности и ограничения; современные подходы к управлению корпоративной культурой.

Уметь: анализировать культуру организации, опираясь на современные подходы, выделять элементы корпоративной культуры, определять тип культуры, её достоинства и ограничения; предлагать варианты оптимизации существующей корпоративной культуры.

Владеть: навыками использования на практике полученных знаний по анализу и оптимизации корпоративной культуры, навыками планирования исследования культуры организации, подбора адекватного инструментария для её изучения, навыками составления рекомендаций по результатам проведенного исследования.
2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 2. Форма промежуточной аттестации экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 академических часов, из них 51,05 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем (в т.ч. 3,05 часа иные виды работ), 57 часов, выделенных на самостоятельную работу.


Таблица 2.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

Контактная работа:
















Аудиторные занятия (всего)
















В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции
















Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)
















Лабораторные занятия (ЛЗ)
















Иные виды работ:
















Самостоятельная работа (всего):
















Общая трудоемкость зач. ед.

час
































Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)



















  1. Тематический план

Таблица 3



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерак

тивной форме, в часах

Формы контроля

Лекции *

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Модуль 1 Теоретические основы корпоративной культуры

























1.1

Национальные детерминанты и особенности корпоративной культуры

1

2

2







5

1

устный опрос, реферат

1.2

Внешняя и внутренняя грани корпоративной культуры

2

2

4




5

13

1

устный опрос, реферат

1.3

Основные понятия и категории корпоративной культуры


3

4

2

5

5

19

1

контрольная работа, реферат

1.4

Корпоративная культура и культура руководителя


4

2







5

11

1

устный опрос, реферат




Всего




10

8

5

15




4







Модуль 2

Подходы и методы изучения организационной культуры



























2.1

Диагностика организационной культуры

5

4

4

5

12

20

2

контрольная работа, комплексные ситуационные задания, деловые и ролевые игры

2.2

Анализ примеров орг. культуры успешных компаний

6




2




12

20

2

устный опрос, комплексные ситуационные задания




Всего




4

6

5

24




4







Модуль 3 Проведение организационных изменений

























3.1

Управление изменениями

7

2

2




6

17

4

устный опрос, комплексные ситуационные задания, деловые и ролевые игры

3.2

Формирование программы изменений


8







6

12

26

4

контрольная работа, комплексные ситуационные задания, деловые и ролевые игры




Всего




2

2

6

18




8







Итого (часов):




16

16

16

57




16







Курсовая работа *




























Из них в интеракт. форме



















16





*- если предусмотрены учебным планом ОП.
4. Содержание дисциплины.

Модуль 1. Теоретические основы корпоративной культуры

Тема 1. Национальные детерминанты и особенности корпоративной культуры

Понятие культуры, этики, этикета, цивилизации. Национальные особенности культуры. Факты истории российской деловой культуры.

Функции духовной культуры вообще и корпоративной духовной культуры в частности. Внешняя и внутренняя среда компании и круг субъектов ее интересов.

Тема 2. Внешняя и внутренняя грани корпоративной культуры

Исходные принципы психологического подхода в управлении. Сравнение этапов реализации научного, целевого и психологического подходов в управлении. Обобщенные индикаторы корпоративной культуры. Миссия, имидж компании. Корпоративная культура глазами клиента. Как это выявить.

Компания глазами ее сотрудников. Элементы корпоративной культуры, влияющие на ее восприятие работниками. Стандарт ISO объективная характеристика качества и надежности корпорации.

Тема 3. Основные понятия и категории корпоративной культуры

Понятие корпоративной культуры, ее принципы и признаки. Определение корпоративной культуры.

Модели корпоративной культуры: Модель Э. Шейна, Модель Ф. Харриса и Р. Морана и др. Модель курса: Ценностно-нормативная структура корпоративной культуры; Игровая структура корпоративной культуры; Имиджевая структура корпоративной культуры.

Функции корпоративной культуры.

Субкультуры в организации.

Корпоративная культура и смежные понятия.

Тема 4. Корпоративная культура и культура руководителя

Культура управления. Модели объектов управления. Необходимость психологизации управления. Проявления культуры руководителя в моделях его трудового поведения. Деструктивное и терминаторное поведение. Коммуникативная компетентность руководителя как основа культуры управления. Нравственные ценности акул и дельфинов бизнеса.
Модуль 2. Подходы и методы изучения организационной культуры

Тема 5. Диагностика организационной культуры

Диагностика организщационной культуры. Этапы диагностики. Инструменты диагностики: Анализ документов, Обход фирмы; Анкетирование персонала организации; Наблюдение заседаний, в том числе клиническое интервью, Интервью, Другие инструменты диагностики.

Методы диагностики. Разработка рамочных конструкций: Методика К. Камерона и Р. Куинна, Методика Т. Дила и А. Кеннеди. Методика Г. Хофштеде, Методика критериев оценки (на примере методики ATAG). Визуализация корпоративной культуры.

Методологические и методические проблемы диагностики корпоративной культуры
Модуль 3. Проведение организационных изменений

Тема 6. Управление изменениями

Причины и цели планируемых организационных изменений.

Улучшение организационной адаптивности. Изменение индивидуального поведения.

Определение готовности к изменениям. Принципы проведения изменений.

Модели организационных изменений: трехшаговая модель изменений, модель планируемых изменений.

Сопротивление организационным изменениям: Индивидуальное сопротивление изменениям. Организационное сопротивление изменениям.

Преодоление сопротивления изменениям.

Методы проведения организационных изменений.

Тема 7. Анализ примеров орг.культуры успешных компаний

Разбор примеров (внешний и внутренних проявлений) экономически успешных компаний (по материала Интернет-ресурсов и методических рекомендаций по курсу).
5. Планы семинарских занятий.

Занятие № 1. Внешняя и внутренняя грани корпоративной культуры


Обсуждение теоретических вопросов:

  1. Поведение представителей компании во время переговоров как источник информации о корпоративной культуре

  2. Что такое фирменный стиль и как его исследовать.

  3. Фирменный стиль одежды.

Дискуссия: «Психогеометрия, архетипы и брнед-бук компаний».

Занятие № 2. Основные понятия и категории корпоративной культуры


Обсуждение теоретических вопросов:

  1. Понятие корпоративной культуры, ее принципы и признаки.

  2. Определение корпоративной культуры.

  3. Модели корпоративной культуры.

  4. Имиджевая структура корпоративной культуры.

Контроль усвоенного материала.

Занятие № 3. Корпоративная культура и культура руководителя


Обсуждение теоретических вопросов:

  1. Культура коммуникаций.

  2. Культура и методика проведения совещаний.

  3. Критика и вынесение порицания за работу.

  4. Культура увольнения сотрудников.

  5. Культура беседы по телефону и приема посетителей.

  6. Деловое общение посредством визитной карточки.

  7. Культура речи корпорации (культура деловой переписки). 

Контроль усвоенного материала.

Занятие № 4. Диагностика ОК


Обсуждение теоретических вопросов:

  1. Этапы диагностики ОК.

  2. Методы и инструменты диагностики ОК.

  3. Ознакомление с Методической процедурой экспресс-диагностики организационной культуры (С.А.Липатова). Получение задания для лабораторной работы.

Работа в микрогруппах: Разработка анкеты по оценке преданности сотрудников компании по следующим направлениям: 1) на стадии планирования потребности фирмы в персонале, 2) на стадии найма, 3) ценности, культура компании, и рассмотрение степени их приемлемости для кандидата; 4) на стадии управления производительностью и качеством.

Занятие № 5. Анализ примеров орг.культуры успешных компаний


Разбор примеров (внешний и внутренних проявлений) экономически успешных компаний (по материала Интернет-ресурсов и методических рекомендаций по курсу).

Подготовка выступлений в микрогруппах из 3-4 человек.



Занятие № 6. Управление изменениями


Обсуждение теоретических вопросов:

  1. Причины и цели планируемых организационных изменений.

  2. Улучшение организационной адаптивности. Изменение индивидуального поведения.

  3. Определение готовности к изменениям. Принципы проведения изменений.

  4. Модели организационных изменений: трехшаговая модель изменений, модель планируемых изменений.

  5. Сопротивление организационным изменениям: Индивидуальное сопротивление изменениям. Организационное сопротивление изменениям.

  6. Методы проведения организационных изменений.

Дискуссия: «Преодоление сопротивления персонала к орг.изменениям».

Контроль усвоенного материала.




  1. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум).







Тема лабораторных работ

Инструментарий для проведения

Модуль 1. Теоретические основы корпоративной культуры

Основные понятия и категории корпоративной культуры

Анализ типологий и подходов к описанию орг.культуры

Анализ первоисточников

Модуль 2. Подходы и методы изучения организационной культуры

Диагностика ОК


Изучение ОК предприятия

Методическая процедура экспресс-диагностики организационной культуры (С.А.Липатов)


Модуль 3. Проведение организационных изменений

Управление изменениями

Применение модели 3-х шаговых орг.изменений

Кейс по компании «МакДональдс»


7. Примерная тематика курсовых работ (если они предусмотрены учебным планом ОП).

Курсовые работы по этой дисциплине не предусмотрены учебным планом.


8. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов.

Таблица 4



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

дополнительные



















Модуль 1













1.1

Внешняя и внутренняя грани корпоративной культуры

конспект первоисточников (Менеджмент. О.С. Виханский, Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика), подготовка сообщений.

сравнительный анализ источников

2

5

1.2

Основные понятия и категории корпоративной культуры

конспект первоисточников

составление аналитической таблицы

3

5

1.3

Корпоративная культура и культура руководителя

конспект источников,

анкетирование руководителя



подготовка отчета



4

5




Всего










15

Модуль 2













2.1

Диагностика организационной культуры

проведение методической процедуры экспресс-диагностики организационной культуры
(С.А.Липатов)

подготовка отчета. доклад.

5

12

2.2

Анализ примеров орг. культуры успешных компаний

анализ материалов сайтов (не менее 7 компаний). Выделение общих принципов в формировании ОК

сравнение результатов внутри микро групп

6

12




Всего










24

Модуль 3













3.1

Управление изменениями

конспект источников




7

6

3.2

Формирование программы изменений

в микрогруппах из 2 человек подготовка программы формирования ОК для организаций, в которых была проведена орг. диагностика

презентация результатов в группе

8

12




Всего










18




Итого










57


9.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

В соответствии с приказом от 19 декабря 2013 г. №1367 фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) или практике включает в себя:

9.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций):

OK-5

использование на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом

М1.Б.1

Методологические проблемы психологии

М1.В.ОД.1

Практикум по методам психологии

М2.В.ОД.2

Социально-психологическое развитие и обучение персонала

М2.В.ОД.4

Формирование корпоративной культуры

М2.В.ДВ.3.2

Современные системы стимулирования персонала

М2.В.ДВ.7.1

Тренинг коммуникативных навыков

М2.В.ДВ.7.2

Тренинг личной эффективности

М2.В.ДВ.8.1

Посредничество в решении споров

М2.В.ДВ.8.2

Психология организационных конфликтов

М3.П.3

Производственная практика

OK-7

адаптация к новым ситуациям, переоценка накопленного опыта, анализ своих возможностей

М1.В.ОД.1

Практикум по методам психологии

М2.В.ОД.2

Социально-психологическое развитие и обучение персонала

М2.В.ОД.4

Формирование корпоративной культуры

М2.В.ДВ.2.1

Психология карьеры и профессиональной мобильности

М2.В.ДВ.2.2

Психология профессионального самоопределения и развития

М2.В.ДВ.5.1

Организационно-экономическая психология

М2.В.ДВ.5.2

Разработка ориентационной основы управленческой деятельности

М2.В.ДВ.7.1

Тренинг коммуникативных навыков

М2.В.ДВ.7.2

Тренинг личной эффективности

М2.В.ДВ.8.1

Посредничество в решении споров

М2.В.ДВ.8.2

Психология организационных конфликтов

ПК-7

планирование и проведение прикладного исследования в определенной области применения психологии

М1.Б.3

Качественные и количественные методы исследования в психологии

М2.Б.2

Статистические методы в психологии

М2.В.ОД.4

Формирование корпоративной культуры

М3.П.2

Педагогическая практика

ПК-18

способность и готовность к созданию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности

М2.В.ОД.2

Социально-психологическое развитие и обучение персонала

М2.В.ОД.4

Формирование корпоративной культуры

М2.В.ДВ.2.1

Психология карьеры и профессиональной мобильности

М2.В.ДВ.2.2

Психология профессионального самоопределения и развития

М2.В.ДВ.4.1

Психологические ресурсы жизнеобеспечения организации

М2.В.ДВ.4.2

Система жизнеобеспечения личности сотрудника

М2.В.ДВ.6.1

Психологическая безопасность организаций и предпринимательства

М2.В.ДВ.6.2

Организационный риск-менеджмент

М3.П.2

Педагогическая практика

9.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:

Таблица 5

Карта критериев оценивания компетенций

Код компетенции

Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП

Виды занятий (лекции, семинар

ские, практические, лабораторные)

Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.)

пороговый

(удовл.)

61-75 баллов



базовый (хор.)

76-90 баллов



повышенный

(отл.)

91-100 баллов



ОК-5

Знает: Имеет общее представление об изучаемых понятиях, ориентируется в них, может поддержать диалог

Умеет: умеет поддерживать контакт, ориентируется в методах орг.диагностики

Владеет: основными понятиями и принципами изучаемых методов


Знает: Дает четкие определения, оперирует с понятиями для анализа практических ситуаций

Умеет: подбирать адекватные средства и формы общения в зависимости от контекста ситуации


Владеет: способен подбирать инструменты согласно ситуации

Знает: Использует материал смежных курсов для объяснения феноменов упр.деятельности, демонстрирует знание первоисточников из списка доп.литературы

Умеет: легко вступает в контакт, рефлексирует нюансы неверб.ощения, переводить общение в конструктивное русло Владеет: самостоятельно способен подготовить разработать план исследования, предвидеть результаты своих действий




лекции, семинарские, лабораторные

реферат; контрольная работа; тест;

деловые и ролевые игры;

комплексные ситуационные задания



ОК-7

Знает: имеет общее представление об изучаемых понятиях, ориентируется в них, может поддержать диалог

Умеет: поддерживать контакт, ориентируется в методах орг.диагностики

Владеет: основными понятиями и принципами изучаемых методов


Знает: четкие определения, оперирует понятиями для анализа практических ситуаций

Умеет: подбирать адекватные средства и формы общения в зависимости от контекста ситуации

Владеет: способен подбирать инструменты согласно ситуации


Знает: как использовать материал смежных курсов для объяснения феноменов упр.деятельности, демонстрирует знание первоисточников из списка доп.литературы

Умеет: легко вступает в контакт, рефлексирует нюансы неверб.ощения, переводить общение в конструктивное русло

Владеет: самостоятельно способен подготовить убеждающую/воодушевляющую коллектив речь; владеет техниками установления/удержания/завершения контакта


лекции, семинарские

реферат; контрольная работа; деловые и ролевые игры;

комплексные ситуационные задания




ПК-7

Знает: имеет общее представление об изучаемых понятиях, ориентируется в них, может поддержать диалог

Умеет: сориентироваться в ситуации, где искать помощь/консультацию

Владеет: информационными источниками, позволяющими найти грамотного консультанта по вопросам представления результатов исследований


Знает: дает четкие определения, оперирует с понятиями для анализа практических ситуаций

Умеет: подбирать адекватные средства и формы представления данных

Владеет: базовыми техническими формами представления результатов


Знает: использует материал смежных курсов для объяснения орг.феноменов и возможных критических ситуаций, демонстрирует знание первоисточников из списка доп.литературы

Умеет: предложить несколько вариантов для представления данных

Владеет: продвинутыми техническими формами представления результатов


семинарские

реферат; устн.опрос, деловые и ролевые игры;

комплексные ситуационные задания




ПК-18

Знает: имеет общее представление об изучаемых понятиях, ориентируется в них, может поддержать диалог

Умеет: имеет общее представление о коррекционных программах

Владеет: общими принципами разработки программы изменения


Знает: дает четкие определения, оперирует с понятиями для анализа практических ситуаций

Умеет: разрабатывать программу исследования и организует воздействие

Владеет: технологией разработки программы изменения


Знает: использует материал смежных курсов для объяснения орг. феноменов, демонстрирует знание первоисточников из списка доп. литературы

Умеет: разрабатывать программу эффективную программу, направленную на личность или группу


Владеет: теоретическим планом и эмпирическим опытом проведения

лекции, семинарские, лабораторные

реферат; контрольная работа; деловые и ролевые игры;

комплексные ситуационные задания




9.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.



    Темы контрольных работ:

    Контрольная №1. Понятие корпоративной культуры, принципы и признаки.

    Кейс для анализа.

    Контрольная № 2. Диагностика организационной культуры.

    Кейс для анализа.


Контрольная № 3. Методы проведения организационных изменений.

Кейс для анализа.



9.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности характеризующих этапы формирования компетенций.

По итогам прохождения дисциплины студент сдает экзамен. Экзамен сдается в устной форме, по билетам. Каждый билет содержит два вопроса. Студенту дается 20-25 минут на подготовку к ответу.


Вопросы для экзамена:


  1. Роль национальной культуры в формировании ОК.

  2. Факты истории российской деловой культуры.

  3. Внешняя и внутренняя среда компании и круг субъектов ее интересов.

  4. Исходные принципы психологического подхода в управлении.

  5. Сравнение этапов реализации научного, целевого и психологического подходов в управлении.

  6. Обобщенные индикаторы корпоративной культуры.

  7. Миссия, имидж компании.

  8. Корпоративная культура глазами клиента (способы выявления).

  9. Элементы корпоративной культуры, влияющие на ее восприятие работниками.

  10. Стандарт ISO объективная характеристика качества и надежности корпорации.

  11. Понятие корпоративной культуры, ее принципы и признаки.

  12. Определение корпоративной культуры.

  13. Модели корпоративной культуры (например, Модель Э. Шейна, Модель Ф. Харриса и Р. Морана и др.)

  14. Модель курса: Ценностно-нормативная структура корпоративной культуры; Игровая структура корпоративной культуры; Имиджевая структура корпоративной культуры.

  15. Функции корпоративной культуры.

  16. Субкультуры в организации.

  17. Корпоративная культура и смежные понятия.

  18. Культура управления.

  19. Проявления культуры руководителя в моделях его трудового поведения.

  20. Коммуникативная компетентность руководителя как основа культуры управления.

  21. Нравственные ценности акул и дельфинов бизнеса.

  22. Диагностика организационной культуры. Этапы диагностики.

  23. Инструменты диагностики: Анализ документов, Обход фирмы; Анкетирование персонала организации; Наблюдение заседаний, в том числе клиническое интервью, Интервью, Другие инструменты диагностики.

  24. Методы диагностики. Разработка рамочных конструкций: Методика К. Камерона и Р. Куинна, Методика Т. Дила и А. Кеннеди. Методика Г. Хофштеде, Методика критериев оценки (на примере методики ATAG).

  25. Визуализация корпоративной культуры.

  26. Причины и цели планируемых организационных изменений.

  27. Определение готовности к изменениям. Принципы проведения изменений.

  28. Модели организационных изменений: трехшаговая модель изменений, модель планируемых изменений.

  29. Сопротивление организационным изменениям: Индивидуальное сопротивление изменениям. Организационное сопротивление изменениям.

  30. Преодоление сопротивления изменениям.

  31. Методы проведения организационных изменений.

  32. Дайте характеристику особенностей ОК успешных компаний.


10. Образовательные технологии.

    Для лекций, семинаров и практических занятий по дисциплине «Формирование организационной культуры» используется мультимедийное оборудование, видеотехника. На практических занятиях проводятся презентации (PowerPoint), разбор конкретных ситуаций (тема 6: материалы Интернет-сайтов).


11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

11.1 Основная литература:

1. Персикова, Т.Н. Корпоративная культура [Электронный ресурс]: учебник / Т.Н. Персикова. – Электрон. текстовые дан. – М. : Логос, 2011. - 288 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233786 (дата обращения 18.05.2014).

2. Красовский, Ю.Д. Социокультурные основы управления бизнес-организацией [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю.Д. Красовский. – Электрон. текстовые дан. – М. : Юнити-Дана, 2012. - 390 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118143 (дата обращения 18.05.2014).

11.2 Дополнительная литература:


    1. Бакирова, Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г.Х. Бакирова. – Электрон. текстовые дан. – М. : Юнити-Дана, 2012. - 592 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118124 (дата обращения 18.05.2014).

    2. Столяренко, А.М. Психология менеджмента [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.М. Столяренко, Н.Д. Амаглобели. – Электрон. текстовые дан. – М. : Юнити-Дана, 2012. - 456 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118133 (дата обращения 18.05.2014).

    3. Джоунс, Г.Р. Организационное поведение. Основы управления [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г.Р. Джоунс,  Джордж Дж. М. ; пер. Е.А. Климов. – Электрон. текстовые дан. – М. : Юнити-Дана, 2012. - 461 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114431 (дата обращения 18.05.2014).

    4. Красовский, Ю.Д. Организационное поведение [Электронный ресурс]: учебник / Ю.Д. Красовский. – Электрон. текстовые дан. – М. : Юнити-Дана, 2012. - 528 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117096 (дата обращения 18.05.2014).

    5. Мартынов, Г.И. Корпоративный дух и организационная культура [Электронный ресурс] / Г.И. Мартынов. – Электрон. текстовые дан. – М. : Лаборатория книги, 2010. - 82 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87257 (дата обращения 18.05.2014).


11.3 Интернет-ресурсы:

http://biblioclub.ru – Университетская библиотека online

http://e.lanbook.com – Издательство «Лань»

http://znanium.com – Электронно-библиотечная система «znanium.com»

http://virtuallib.intuit.ru – Виртуальная библиотека «Интуит»

https://icdlib.nspu.ru/- - МЭБ – межвузовская электронная библиотека

http://diss.rsl.ru/ - Библиотека диссертаций РГБ

http://www.tnk-bp.ru

http://www.psychology.ru

http://psychlib.ru Электроная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета

http://www.voppsy.ru Журнал «Вопросы психологии»

http://www.kadrovik.ru Материла работы с кадровым составом предприятия

http://www.aup.ru Административно-управленческий портал.

12. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).

Windows XP/7, Microsoft Office 2003/2007/2010



13. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Занятия проводятся с использованием средств мультимедиа



14. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

В первом модуле дисциплины рассматриваются теоретические аспекты корпоративной культуры: подходы к определению корпоративной культуры, современные модели, элементы и функции корпоративной культуры,

Второй модуль посвящен вопросам диагностики и оценки существующей корпоративной культуры. Студенты знакомятся с методами и конкретными инструментами диагностики культуры организации.

Третий модуль направлен на изучение подходов к управлению корпоративной культурой. Его практическая составляющая заключается в разработке программы оптимизации корпоративной культуры.

В ходе данной дисциплины магистранты разбирают конкретные ситуации, анализируют кейсы. Оптимально использовать на занятиях материал, полученный магистрами в ходе изучения культуры той организации, в которой они проходят практику или работают.

Для изучения основ формирования корпоративной культуры студентам необходимо обратиться к источникам, перечисленным в п. 11.1 «Основная литература». Для более глубокого погружения в тему рекомендуется обратиться к источникам п. 11.2 «Дополнительная литература».




    Дополнения и изменения к рабочей программе на 201__ / 201__ учебный год


В рабочую программу вносятся следующие изменения:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ______________________________________ «__» _______________201 г.
Заведующий кафедрой ___________________/___________________/

Подпись Ф.И.О.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка