Рабочая программа для специалистов направления подготовки 050201. 65 Математика с дополнительной специальностью Физика очной формы обучения



Сторінка1/4
Дата конвертації12.04.2016
Розмір0.66 Mb.
#2360
ТипРабочая программа
  1   2   3   4
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г.Ишиме




УТВЕРЖДАЮ
Директор филиала

______________ /Шилов С.П./

20.11.2014



ПЕДАГОГИКА
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности

050201.65 Математика с дополнительной специальностью Физика

очной формы обучения


ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от 20.11.2014

Содержание: УМК по дисциплине Педагогика

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для специалистов направления подготовки 050201.65 Математика с дополнительной специальностью Физика очной формы обучения


Автор(-ы): Мальцева Н.В.


Должность

ФИО

Дата согласования

Результат согласования

Примечание

Заведующий кафедрой

Мамонтова Т.С.

16.10.2014

Рекомендовано к электронному изданию

Протокол заседания кафедры от 16.10.2015

2



Председатель УМС филиала ТюмГУ в г.Ишиме

Поливаев А.Г.

11.11.2014

Согласовано

Протокол заседания УМС от 11.11.2015

3



Начальник ОИБО

Гудилова Л.Б.

20.11.2014

Согласовано



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Ишиме

Кафедра физико-математических дисциплин и профессионально-технологического образования

Мальцева Н.В.

ПЕДАГОГИКА
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности

050201.65 Математика с дополнительной специальностью Физика
очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2014

Мальцева Н.В. УМК по дисциплине Педагогика



Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для специалистов направления подготовки 050201.65 Математика с дополнительной специальностью Физика очной формы обучения. Тюмень, 2014.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Педагогика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой физико-математических дисциплин и профессионально-технологического образования.

Утверждено директором филиала ТюмГУ в г. Ишиме.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР Мамонтова Т.С., к.п.н., доцент

Ф.И.О., ученая степень, звание заведующего кафедрой

© Тюменский государственный университет, филиал в г. Ишиме, 2014.

© Мальцева Н.В., 2014.

Министерство образования и науки РФ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ФГБОУ ВПО «ИГПИ им. П.П.Ершова»

____________________ С.П.Шилов

«_____»_________________20___г.



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПЕДАГОГИКА
специальность: 050201.65 – математика

с дополнительной специальностью Физика, информатика



Ишим 2011
Уверждено на заседании кафедры

психологии (протокол № )

Зав. кафедрой

__________________ Еланцева С.А.

УМК составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 2005 года

УМК по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии» предназнкачен для студентов. УМК включает планы практических занятий и методические рекомендации к ним; вопросы, тесты для самоконтроля; организацию СРС и ее методическое обеспечение; материалы входного и итогового контроля; темы рефератов; терминологический минимум (терминологический словарь).


Составители:

Мальцева Н.В., к.п н,доцент кафедры педагогики и психологии;

Ветренко С.В., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии.


Рецензенты:

Поворознюк О.А., к.п.н., старший преподаватель кафедры ПиМНО

Содержание УМК
1. Программа дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии»............................................................................................................4.

1. Введение (цели и задачи изучения дисциплины, место дисциплины в ряду других дисциплин данного цикла, требования к уровню освоения дисциплины.............................................................................................................4.

2. Требования к организации курса............................................................6.

3 Содержание дисциплины (образовательная программа......................10.

4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины...........................................................................................................12.

П. Организация аудиторной и самостоятельной работы студента и методические рекомендации к ним....................................................................14.

1. Планы практических занятий и методические рекомендации к ним.........................................................................................................................14.

2. Вопросы для самопроверки..................................................................18.

3. Организация СРС и ее методическое обеспечение............................20.

4. Материалы входного, текущего и итогового контроля, материалы межсессионной аттестации.................................................................................21.

5. Тестовые задания...................................................................................22.

6. Вопросы к экзамену (зачету)................................................................26.

7. Темы курсовых работ............................................................................28.

8. Темы рефератов......................................................................................28.

9. Терминологический минимум...............................................................................................................28.


  1. Программа дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии»

Введение
Современная ситуация в общественной и экономической жизни страны характеризуется снижением жизненного уровня семей, ухудшением экологической ситуации в России, которые порождают условия, при которых на фоне повышения выживаемости уровень здоровья детей значительно снижается. Это требует пристального внимания к проблеме сохранения здоровья детей и обеспечения условий нормального развития детей, а так же разработки конкретных мер профилактики нарушений здоровья и отклонений в психологическом развитии.

В настоящее время возник социальный заказ на подготовку специалистов, способных в своей профессиональной деятельности не только ориентироваться на возрастные закономерности нормативного детского развития, но и профессионально решать проблемы, которые осложняют это развитие.

УМК «Основы специальной педагогики и психологии» предназначен для студентов педагогических вузов с целью подготовки будущего педагога общеобразовательной школы к педагогической работе с детьми имеющих недостатки в развитии.

Данный УМК предполагает систематическое, глубокое и широкое овладение знаниями по проблеме связанной с особенностями развития образовательными потребностями и социально- трудовой адаптации различных категорий детей с отклонениями в развитии. Эта отличительная особенность прослеживается во включении ряда тем, которые являются составной частью следующих разделов программы: «Введение в теорию и историю специальной педагогики», «Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями», «Общие вопросы специальной психологии», «Педагогические системы специального образования детей с особыми образовательными потребностями», «Перспективы развития специального образования».
1. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины
Цель: Курс призван вооружить знаниями об особенностях и закономерностях развития, обучения, воспитания и профессионально-трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии.
Задачи:

Ознакомление с основными направлениями психолого-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Овладение понятийным аппаратом специальной педагогики и психологии.

Формирование представлений о значимости своевременного выявления нарушений развития и необходимости изучения путей и способов предупреждения, диагностики и коррекции отклонений в развитии.

Освоение опыта организации и построения образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями.

Овладение знаниями курса «Основы специальной педагогики и психологии» позволит подготовить будущего педагога образовательной школы к педагогической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, и вследствие этого нуждающимися в специальных условиях обучения и воспитания.

Воспитание эмпатии и толерантности к лицам с особыми образовательными потребностями.

2. Требования к уровню освоения дисциплины


2.1 Требования к уровню освоения содержания дисциплины:


  1. знать основные понятия и категории специальной педагогики и психологии;

  2. иметь представление об объекте, предмете, цели, задачах, принципах и методах специальной педагогики и психологии, их взаимосвязи с другими науками;

  3. иметь представление об особенностях и закономерностях развития, обучения и воспитания детей; об образовательных возможностях каждой категории детей;

  4. знать альтернативные педагогические системы и специальные стратегии управления обучением, помогающие в работе с проблемными детьми;

  5. знать юридические права лиц с отклонениями в развитии в сфере образования;

  6. иметь целостное представление о проблемах организации специальной помощи лицам с отклонениями в развитии, их интеграции, социальной и профессионально-трудовой реабилитации.

2.2 Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины:


- уметь реализовывать психолого-педагогические средства и механизмы профилактики возникновения нарушений в развитии;

- определять коррекционные и компенсаторные возможности человека с отклонениями в развитии;

- определять группы лиц с нарушениями в развитии;

-уметь реализовывать специальные методы обучения и воспитания в условиях спец. образования.

Для изучения данной дисциплины необходимо овладеть материалом курсов: «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», «социальная педагогика», «Основы общей Педагогики», «Общая психология». Количество часов, отводимых на изучение «Основ специальной педагогики и психологии» - 72 часа, включая самостоятельную работу.
3. Требования к организации курса.
3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы.

Для очного отделения:

Таблица 1



Вид учебной деятельности

Всего часов

распределение по семестрам в часах


семестр

1

2

Общая трудоемкость дисциплины

72

72




Аудиторные занятия

36

36




Лекции (Л)

20

20




Практические занятия (ПЗ), семинары (СЗ)

16

16




Лабораторные работы (ЛР), другие виды аудиторных занятий










Самостоятельная работа (СРС)

36

36




Курсовые работы, рефераты










Вид итогового контроля: зачет











Для заочного отделения:

Таблица 2



Вид учебной деятельности

Всего часов

распределение по семестрам в часах


семестр

1

2

Общая трудоемкость дисциплины

72

72




Аудиторные занятия

12

12




Лекции (Л)

8

8




Практические занятия (ПЗ), семинары (СЗ)

4

4




Лабораторные работы (ЛР), другие виды аудиторных занятий










Самостоятельная работа (СРС)

60

60




Курсовые работы, рефераты










Вид итогового контроля: зачет










4. Содержание дисциплины.


4.1 Разделы дисциплины, виды и объем занятий.
Для очного отделения:

Таблица 3



Но

мер темы


Наименование разделов и тем

Объем в часах по видам

всего

Л

ПЗ, СЗ

ЛР

СРС




Общие вопросы специальной психологии
















1.

Специальная психология как наука

4

2

2




2

2.

Общие закономерности дизонтогенеза

4

2







2

3.

Типы нарушения психического развития: недоразвитие, искаженное развитие, поврежденное развитие, задержанное развитие, дисгармоничное развитие













4

4.

Понятие «аномальный ребенок»




2







2




Введение в теорию и историю специальной педагогики
















1.

Специальная педагогика как наука

4

2

2




2

2.

Становление и развитие системы спец. образования лиц с отклонениями в развитии

4

2







2

3.

Понятия коррекции, компенсации, социальной реабилитации и адаптации.













4




Педагогические системы специального образования детей с особыми образовательными потребностями. Отрасли спец. психологии и педагогики.
















1.

Организация и содержание специального образования детей с особыми образовательными потребностями

4










2

2.

Олигофренопедагогика, олигофренопсихология (психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями умственного развития)

8

2

2




2

3.

Сурдопсихология, сурдопедагогика (психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями слуха)

6

2

2




2

4.

Тифлопсихология, тифлопеадгогика (психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями зрения)

8

2

2




4

5.

Логопсихология, логопедия (психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи)

8

2

4




4

6.

психология детей с нарушениями ОДА (психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями ОДА)

6

2

2




4


Для заочного отделения:

Таблица 4



Но

мер темы


Наименование разделов и тем

Объем в часах по видам

всего

Л

ПЗ, СЗ

ЛР

СРС




Общие вопросы специальной психологии
















1.

Специальная психология как наука

6

2

2




4

2.

Общие закономерности дизонтогенеза

8

2







4

3.

Типы нарушения психического развития: недоразвитие, искаженное развитие, поврежденное развитие, задержанное развитие, дисгармоничное развитие

4










4

4.

Понятие «аномальный ребенок»

6

2







4




Введение в теорию и историю специальной педагогики
















1.

Специальная педагогика как наука

8

2

2




4

2.

Становление и развитие системы спец. образования лиц с отклонениями в развитии

4










4

3.

Понятия коррекции, компенсации, социальной реабилитации и адаптации.

4










4




Педагогические системы специального образования детей с особыми образовательными потребностями. Отрасли спец. психологии и педагогики.
















1.

Организация и содержание специального образования детей с особыми образовательными потребностями

4










4

2.

Олигофренопедагогика, олигофренопсихология (психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями умственного развития)

4










4

3.

Сурдопсихология, сурдопедагогика (психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями слуха)

6










6

4.

Тифлопсихология, тифлопеадгогика (психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями зрения)

4










6

5.

Логопсихология, логопедия (психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи)

6










6

6.

Психология детей с нарушениями ОДА (психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями ОДА)

4










6

4.2 Содержание разделов дисциплины.


РАЗДЕЛ 1. Общие вопросы специальной психологии.
Специальная психология как наука. Роль и место психологических знаний в специальной педагогике. Понятие, объект, предмет, цели, задачи, основные понятия и предметные области специальной психологии. Проблема диагностики в специальной психологии. Общие закономерности дизонтогенеза. Клинические и психологические закономерности дизонтогенеза. Параметры и виды дизонтогенеза. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, искаженное развитие, поврежденное развитие, задержанное развитие, дисгармоничное развитие. Понятие «аномальный ребенок». Особенности аномального развития.

Принципы, методы и формы воспитания и образования аномальных детей.


РАЗДЕЛ 2. Введение в теорию и историю специальной педагогики.
Специальная педагогика как наука. Понятие специальной педагогики, Сущность и назначение специальной педагогики, ее место в системе педагогического знания. Объект, предмет, задачи, категории и предметные области специальной педагогики. Становление и развитие системы специального образования лиц с отклонениями в развитии. Этапы развития системы специального образования лиц с отклонениями в развитии.

РАЗДЕЛ 3. Педагогические системы специального образования детей с особыми образовательными потребностями


Организация и содержание специального образования детей с особыми образовательными потребностями. Социальная компенсация дефекта. Социальная реабилитация средствами образования. Цели, задачи, принципы, содержание, технологии, формы и средства специального образования. Отрасли специальной психологии и педагогики: олигофренопсихология, олигофренопедагогика, логопедия, логопсихология, сурдопсихология, сурдопедагогика....Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями умственного развития. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей. Современная характеристика социальной помощи в отношении умственно отсталых лиц в России. Виды образовательных учреждений. Помощь умственно отсталым лицам за рубежом. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями слуха Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха. Специальное образование глухих и слабослышащих. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями зрения. Психолого-педагогическая характеристика слепых и слабовидящих. Обучение, профориентация, профобразование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями ОДА. Виды нарушений ОДА. Общая характеристика ДЦП. Цели, задачи, принципы и средства коррекционно-педагогической помощи детям с ДЦП.
Планы лекций
Специальная психология как наука

  • Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики

  • Разделы специальной психологии


Общие закономерности дизонтогенеза

  • Понятие «дизонтогенез»;

  • Группы видов дизонтогенеза.


Понятие «аномальный ребенок»

  • Причины аномального развития

  • Понятие «аномальный»

  • Группы детей с отклонениями в развитии

  • Особенности аномального развития

  • Принципы, методы и формы воспитания и образования аномальных детей.

Специальная педагогика как наука

  • Объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики;

  • Основные понятия специальной педагогики;

  • Принципы и методы специальной педагогики;



Становление и развитие системы спец. образования лиц с отклонениями в развитии

  • Становление и развитие системы специального образования лиц с отклонениями в развитии.

  • Этапы развития системы спец. образования.



Олигофренопедагогика, олигофренопсихология .Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями умственного развития

  • Сущность понятия «умственная отсталость»;

  • Степени олигофрении;

  • Формы олигофрении;

  • Помощь умственно отсталым детям.



Сурдопсихология, сурдопедагогика. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями слуха

  • Причины нарушения слуха. Их классификация;

  • Коррекционное обучение и воспитание детей с нарушениями слуха в массовой общеобразовательной школе;

  • Коррекционное обучение и воспитание детей с нарушениями слуха в условиях спец. школы.


Тифлопсихология, тифлопеадгогика. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями зрения

  • Предмет и задачи тифлопедагогики;

  • Причины и последствия нарушения зрения;

  • Обучение и воспитание детей с нарушением зрения.



Логопсихология, логопедия. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи

  • Причины речевых нарушений. Их классификация.

  • Коррекция нарушений речи школьников.


Психология детей с нарушениями ОДА. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями ОДА

  • Нарушения ОДА;

  • ДЦП, его причины;

  • Структура двигательного дефекта;

  • Формы ДЦП;

  • Особенности развития детей с ДЦП;

  • Коррекционная работа с детьми с нарушениями ОДА.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


5.1 Основная литература.

  1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: олигофренопедагогика: учеб.пособие для пед.вузов / под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2001. – 272 с.

  2. Основы специальной психологии. Учеб. пособие под ред. Л.В. Кузнецовой. М., «Академия», 2002.

  3. Основы специальной психологии/ Под ред. Лубовского.

  4. Специальная дошкольная педагогика/Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.

  5. Специальная педагогика: учеб.пособие для пед.вузов / под ред. Н.М. Назаровой. –– М.: Академия, 2008. – 400 с. 2007

5.2 Дополнительная литература.


1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании.– М., 2001.

2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро – патопсихологии. – М., 1994.



  1. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. – М., 1995.

  2. Визель Т.Г.Аномалии речевого развития ребенка. – М., 1995.

  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии. – М., 1983.

  4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.

  5. Грюнемус М.Э. Вальдорфский детский сад. – М., 1992.

  6. Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм/ Под ред. К.С.Лебединской и др.- М., 1989.

  7. Дети с нарушениями ОДА/ Р.Н. Коберник, В.Н. Синев.- Киев, 1984.

  8. Дети с ЗПР/ Под ред. Т.А.Власовой и др. – М., 1984.

  9. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие воспитания и обучения детей с нарушениями зрения. – М., 1990.

  10. Зайцева Г.Л. Диалоги с Л.С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики// Дефектология. – 1998. - № 2.

  11. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. – НПО, Образование, 1995.

  12. Забрамная С.О. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития. – М., 1995.

  13. Ипполитова и др. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М., 1980.

  14. Лубовский Психологические проблемы диагностики оптимального развития детей. – М., 1989.

  15. Обучение детей с проблемами развития в разных странах мира. Хрестоматия/ Сост. и науч. ред. Л.М. Шипицина. – СПб., 1997.

  16. Обучение детей с ЗПР/ Под ред. Т.А.Власовой и др. – М., 1984.

  17. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.

  18. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.

  19. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. – М., 1989.

  20. Хилтунен Е.А. Педагогика Монтессори// Учительская газета. – 1992. - № 28.

  21. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. – М., 1995.

  22. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска»/ Сост. В.М.Астапов. – М., 1996.

5.3 Словари.




  1. Дефектологический словарь. – М., 1970.

  2. Дефектология: Словарь-справочник/ Автор-сост. С.С. Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. М.: Новая школа, 1996.- 80 с.

  3. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

  4. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике): учебное пособие/ сост. Н.В. Новотворцева. 3-е изд., перераб. и доп.- Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1999.




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Иллюстративные материалы: плакаты, рисунки («Дети с синдромом Дауна, нарушением ОДА»)...


2. Организация аудиторной и самостоятельной работы студента и методические рекомендации к ним
1. Планы практических занятий и методические рекомендации к ним.




Поділіться з Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2022
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка