Рабочая программа дисциплины зарубежный опыт деятельности социальных служб Направление подготовки (специальности) Специализация



Скачати 288.62 Kb.
Дата конвертації12.04.2016
Розмір288.62 Kb.


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

(Университет «Дубна»)

Факультет экономики и управления

Кафедра социальной работы



УТВЕРЖДАЮ

проректор по учебной работе


____________ С.В. Моржухина
«_____»___________20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Зарубежный опыт деятельности социальных служб

Направление подготовки (специальности)

Специализация

Социальная работа в системе социальных служб

Форма обучения:



очная
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Курс (семестр):

1 курс, 1 семестр

Дубна


2011 г.

1. Цели и задачи освоения дисциплины



Цель курса: формирование у студентов системы знаний о формировании социальной работы за рубежом, о возникновении социальной работы как профессиональной и научной деятельности в зарубежных странах, о моделях социального обеспечения населения стран Европы и США, социальных службах и услугах, предоставляемые разным категориям населения на современном этапе. представления о назначении и функциях специалистов по социальной работе, умений и навыков практической социальной работы с отдельными индивидами и социальными группами.
Задачи курса:

  • Раскрыть особенности развития и реализации социальной работы за рубежом;

  • Помочь студентам овладеть понятийно-категориальным аппаратом, используемым при анализе социальной работы в России и за рубежом;

  • Ознакомить студентов с многообразием существующих концепций и моделей социальной работы в мире;

  • Формирование у обучаемых знаний, навыков и умений, позволяющих использовать зарубежный опыт применительно к современной экономической, политической и социальной ситуации в России.

  • изучение зарубежного опыта: супервизии (супервидения) в социальной работе в практической подготовке студентов и начинающих социальных работников при освоении профессиональных навыков и умений;

. Достижение требуемого уровня знаний, умений и навыков происходит за счет активной связи излагаемого материала с другими преподаваемыми дисциплинами, проведения лекционных и семинарских занятий, а также – самостоятельной работы.


В рамках данного курса:


  • рассматриваются основные школы социальной работы за рубежом

  • анализируются подходы к построению теории социальной работы

  • изучаются ее организационные формы, предоставляемые населению социальные услуги, существующие социальные службы

  • дается обзор приоритетов социальной работы в различных странах и существующих решений кадрового обеспечения.

Особое внимание уделяется имеющимся решениям, которые слаборазвиты или вообще отсутствуют в России.


  1. МЕСТО дисциплины в структуре ооп впо


Дисциплина "Зарубежный опыт деятельности социальных служб»" относится к вариативной части дисциплин по выбору профессионального цикла (Б3.В.ДВ.1).

В явном виде устанавливается взаимосвязь данного курса с ранее изучавшимися учебными курсами, а именно: «Введение в специальность», «История социальной работы», «Профессионально-этические основы социальной работы».


3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины


В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции ООП, реализующей ФГОС ВПО:

а) общекультурные: ОК-14

б) профессиональные: ПК-23,30,33

    Содержание компетенций представлено в разделе 1.4. ООП «Социальная работа».


В результате изучения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:


  • - знать основной понятийный аппарат профессиональной социальной работы за рубежом;

  • - иметь научное представление о возникновении социальной работы как профессиональной и научной деятельности в зарубежных странах, о моделях социального обеспечения населения стран Европы и США, социальных службах и услугах, предоставляемые разным категориям населения на современном этапе;

  • - освоить основы техник взаимодействия и особенности коммуникаций при работе с отдельными индивидами и социальными группами ;

  • - владеть умениями и применять освоенные знания для реализации социальной практической работы.

Студент будет подготовлен после изучения данной дисциплины к изучению курсов

«Технология социальной работы», «Методы социальной работы», « Этика социальной работы», освоению учебных практик.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет – 6 зачетных единицы, 216 часов.
    1. Структура дисциплины




Вид учебной работы

Всего

часов


Семестр

1-ый


Общая трудоемкость дисциплины

216

216

Аудиторные занятия

54

54

Лекции (Л)

36

36

Практические занятия (семинары) (ПЗ)

18

18

Лабораторные работы (ЛР)







Самостоятельная работа

126

126

Самостоятельное изучение разделов (СмИз)

45

45

Контрольная работа (К) (только для заочной формы)







Подготовка и сдача экзамена (при наличии)

36

36

Промежуточная аттестация

Экзамен

Экзамен


    1. Разделы (темы) дисциплины и формируемые компетенции


Названия тем

Всего

Лекции

Семинары

Формируемые компетенции



Формы текущего контроля успеваемости*

1. Введение. Цели и задачи курса.


9

6

3

ОК-18,19

УО-1, ПР-1

2. Социально-политические основы социальной работы за рубежом.


9

6

3

ОК-18,19

УО-1, ПР-1

3. Теоретические модели социальной работы.

9

6

3

ОК-18,19

УО-1, ПР-1

4. Подготовка кадров и исследовательские традиции.

9

6

3

ОК-14, ПК-23,30,33

УО-1, ПР-1

5. Организация и практика социальной работы.

9

6

3

ОК-14, ПК-23,30,33

УО-1, ПР-1

6. Контрольно-итоговый раздел. Перспективы использования зарубежного опыта социальной работы в России.



9

6

3

ОК-14, ПК-23,30,33

УО-1, ПР-1

Итого

54

36

18







Всего часов дисциплине

216

Итоговый контроль

ЗАЧЕТ (УО-4)

* Формы текущего контроля: Устный опрос (УО): собеседование (УО-1), коллоквиум, защита лабораторных работ (УО-2). Технические средства контроля (ТС). Письменные работы (ПР): тесты (ПР-1), контрольные работы (ПР-2), эссе (ПР-3), рефераты (ПР-4), курсовые работы (ПР-5), научно-учебные отчеты по практикам (ПР-6), решение типовых задач (ПР-7).

Промежуточный контроль по дисциплине (итоговый): зачет (УО-3), экзамен (УО-4).

Методические указания к практическим занятиям:

Краткий словарь базовых терминов курса



Акмеографический подход – психолого-акмеологический метод, позволяющий решать задачи развития профессионализма личности и деятельности. Является развитием известного в психологии труда профессиографического подхода.

Акмеология - это наука, изучающая ступени, вершины зрелости человека как личности и как профессионала, а также пути совершенствования человека.

Антипозитивизм (фр. positivisme, лат. positivus – положительный) – противоположное позитивизму направление в социальных науках, исходящее из того, что не все подлинное (позитивное) знание – совокупный результат специальных наук. Позитивизм оказал решающее влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно во второй половине XIX в.).

Апатия - отсутствие эмоций и чувств. Личность с апатическими проявлениями не испытывает ни удовольствия, ни неудовольствия; это апатическое состояние отличается от скуки, поскольку не сопровождается напряжением и раздражительностью.

Бандура (Bandura) Альберт (19251988) - американский психолог, автор теории социального научения.

Бедность - имущественно-экономическая характеристика отдельного физического лица или части населения, имеющих минимальные доходы по принятой шкале ценностей и уровня жизни в государстве. Б. делится на первичную, когда уровень жизни ниже минимального физиологического уровня, вторичную, с субъективно воспринимаемым недостатком жизненных благ, и скрытую.

Безработица (англ. unemployment) – социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не находит применения своему труду, не получает работу, причиной этого является превышение числа желающих найти работу над числом имеющихся рабочих мест. В РФ безработными считаются трудоспособные граждане, ищущие работу, зарегистрированные на рынке труда и не получающие работу, соответствующую их трудовым навыкам, образованию, запросам. Б. бывает структурная, сезонная, циклическая и региональная. Б. является следствием научно-технического прогресса, роста эффективности производства, изменения отраслевой структуры экономики, сокращения производства, в результате чего высвобождается рабочая сила либо предъявляются новые требования к ее качеству и структуре. Б. резко увеличивается в период кризисов.

Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) - направление западной психологии, предметом которого является поведение и закономерности его формирования.

Бихевиоризм (от англ. behaviour) - психологическая теория, описывающая поведение потребителей при выборе и покупке товаров. Согласно Б. решающую роль на мотивацию и предпочтение при совершении покупки оказывают обычаи, уровень экономического развития, национальная и социальная психология

Богадельня - в дореволюционной России благотворительное (частное или общественное) учреждение для призрения престарелых или неспособных к труду.

Гештальттерапия - направление в психотерапии, основанное на принципах работы с целостной личностью и расширении осознания клиентом телесного и эмоционального опыта.

Гуманизация - распространение и утверждение в сфере общественной жизни идей, взглядов и убеждений, проникнутых гуманизмом.

Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений, стремление утвердить в мире общество социальной справедливости, подлинной любви к людям и заботы об их благе, таких взаимоотношений между людьми, социальными группами, народами и странами, которые отвечают истинной природе человека. Необходимо различать формальный, декларативный, показной Г., т.е. Г. на словах, в лозунгах, формальных установках, и реальный, истинный Г. на деле, в его практическом осуществлении. Подлинный Г. несовместим с этатизмом, авторитаризмом, тоталитаризмом, подавляющими индивидуальность личности «сверхколлективизмом», с политикой силы и развязывания войн. Социально-политической основой Г. могут быть только гражданское общество и демократическое социально-правовое и миролюбивое государство.

Гуманистическая психология – направление в психологии, признающее своим предметом личность как уникальную целостную систему.

Демократия - форма государственнополитической организации общества, основанная на признании народа как источника власти.

Диалектика - учение о всеобщих связях о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; научный метод познания природы и общества в их развитии путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое.

Дискриминация - ограничение индивида в правах, лишение его равноправия, а также любая форма подчинения или негативного, подавляющего отношения к отдельным лицам или группам, выделяемым по каким-либо признакам.

Долг (duty) – нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести; определенный круг действий, который требует безусловного исполнения. Может быть и Д. власти, и Д. перед властью.

Дотация – безвозмездная финансовая помощь государства для компенсации издержек, потерь убыточных предприятий, погашения разницы между оптовыми и розничными ценами. Бывают дополнительные выплаты работнику, в том числе: Д. на питание, проезд к месту работы, выплаты на несовершеннолетних детей. Большинство Д. оговаривается в трудовом договоре.

Имитация - постоянное или временное подражание действиям другого человека. И. может являться одним из механизмов идентификации. Часто И. применяется в процессе лечения

Индивидуальная социальная работа - метод и направление социальной работы, связанное с оказанием помощи индивидам и/или семьям в решении психологических, межличностных, социальных и экономических проблем путем личного взаимодействия с ними.

Индивидуальный менеджмент - метод социальной работы, заключающийся в организации и координации помощи и услуг на уровне индивида путем сбора данных, их анализа, определения стратегии и сопровождения процесса социальной помощи.

Институции - термин, используемый как форма слова "институт" для обозначения каких-либо органов или учреждений.

Институционализация - процесс, а также результат процесса, в котором социальные действия становятcя упорядоченными в устойчивые социальные структурные особенности.

Интегративные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - совокупность норм права, охватывающих определенный круг общественных установлений.

Интегративный (лат. integratio - восстановление и integer - целый) - 1) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей, функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию; 2) в социокультурной системе - объединение действий ее функциональных элементов для сохранения необходимых предпосылок ее воспроизведения.

Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Категория - 1) научное понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи реальной действительности и познания (в философии); 2) родовое понятие, обозначающее разряд явлений, предметов или наиболее общий их признак. Понятие, отражающее характерные свойства восприятия действительности в какой-либо среде; 3) группа однородных предметов, явлений или лиц, объединенных общностью каких-либо признаков.

Качество жизни - социально-экономическая характеристика уровня потребления как материальных благ и услуг, так и удовлетворения духовных потребностей. В К.ж. входят также такие понятия, как здоровье, продолжительность жизни, экологические условия окружающей среды.

Клиент социальной работы – гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в этой связи предоставляются социальные услуги.

Когнитивная психология - направление в психологии, возникшее в начале 60-х гг. ХХ в. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие; распознавание образов; внимание; память; воображение; речь; психология развития; мышление; решение задач; человеческий и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.

Когнитивная терапия (от лат.cogitare – познавать) – направление в психотерапии, ориентированное на поиск иррациональных (т.е. бездоказательных) убеждений клиента в отношении себя и других людей и их коррекцию с использованием логики здравого смысла.

Компетентность (англ. competence; лат. competens – соответствующий, способный) – обладание знаниями, позволяющими глубоко, профессионально, авторитетно судить о чем-либо и действовать.

Компетенция (от лат. competentia) – 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетенция в широком смысле этого слова понимается как «способность выполнить какую-либо задачу или сделать что-то» (Ребер А., с. 362). Термин «компетентность» является междисциплинарным и используется в менеджменте, психологии, педагогике, акмеологии и других гуманитарных науках. По мнению В. Г. Зазыкина, профессиональная компетентность входит в подструктуру профессиональных характеристик акмеограммы специалиста (А.А.Дергач, 1999). Важным в оценке профессионализма и профессионального мастерства является способность специалиста работать с высокой эффективностью при действии осложняющих обстоятельств, в экстремальных условиях. Акмеологические инварианты профессионализма – это основные качества и умения профессионала (или необходимые условия), обеспечивающие высокую продуктивность и стабильность деятельности, независимо от ее содержания и специфики (В.Г.Зазыкин). Характеристики профессионализма бывают общие (не зависящие от специфики деятельности) и специфические. Категория профессионализма должна рассматриваться в диалектическом единстве проявлений деятельностного и личностного, как профессионализм личности и профессионализм деятельности (А.А.Дергач). Профессионализм деятельности включает в себя высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществить деятельность с высокой продуктивностью.

Консультирование - вид профессиональной деятельности социального работника, заключающейся в оказании помощи клиенту в поиске выхода из проблемной ситуации.

Коррупция (от лат. corruptio - подкуп) - преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей для личного обогащения. К. является не самостоятельным составом преступления в уголовном законодательстве РФ, а собирательным понятием, охватывающим ряд должностных преступлений (таких как взяточничество, злоупотребление служебным положением).

Льгота – предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения, например, налоговые льготы.

Маргинал (от фр. marginal, лат. margo - край, граница) - находящийся на границе двух сред; человек, оказавшийся по своему положению вне определенного социального слоя, группы. Нередко употребляется как негативная оценка по отношению к люмпенам, изгоям и другим, а также в позитивном смысле по отношению к людям, творчески преодолевающим стереотипы, устоявшиеся принципы деятельности.

Маслоу А6рахам (1908-1970) - американский психолог, один из лидеров "гуманистической психологии" (направление в американской психологии, изучающее человека в его целостности, ценности личности). В иерархии потребностей особое место отводил потребностям в творчестве и самоактуализации личности (реализации способностей и талантов человека).

Мастерство - свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода (К. К. Платонов).

Метод деятельностиспособ осуществления деятельности, ведущий к достижению поставленной цели.

Метод индукции и дедукции - общепринятая практика научного социологического исследования. Индукция - это процесс, с помощью которого вероятность истинности некоторого предположения может повышаться посредством накопления подтверждающих его данных. Индукция никогда не в состоянии обеспечить полную достоверность, поскольку всегда могут найтись примеры, опровергающие выдвинутое предположение. Индукции противостоит дедукция, в ходе которой на основании достоверных посылок с помощью логических операций могут быть выведены достоверные заключения. Социологические аргументы редко бывают строго дедуктивными по форме, даже если утверждается, что они именно таковы.

Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методы научного познания – это обоснованные и нормированные способы получения и синтеза знаний, отвечающие критериям эмпирической проверяемости (т. е. проверке на опыте) и опровержимости.

Модель специалиста - это эталон специалиста, который должен быть получен в результате учебно-воспитательного процесса вуза.

Научный метод - способ построения и обоснования системы научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Непроизводственная сфера - условное наименование отраслей, результаты деятельности которых принимают преимущественно форму услуг; социальная инфраструктура общества. Обычно к Н. с. относят: жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения; пассажирский транспорт; связь (по обслуживанию организаций и непроизводственной деятельности населения); здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение; просвещение; культуру; искусство; науку и научное обслуживание; управление; общественные организации.

Общественное призрение – совокупность благотворительных учреждений и мероприятий, имеющих целью помощь лицам, которые по болезни, старости или иным причинам лишены возможности добывать себе пропитание.

Общечеловеческие интересы и ценности – главные, фундаментальные, определяющие развитие современной цивилизации интересы и ценности, общие для всех людей, для всего человечества как социальной суперсистемы и выработанные в результате обобщения многовекового опыта социально-политического развития мира. Каждый субъект социально-политической жизни имеет свои особые, специфические интересы и ценности, без которых он не мог бы представлять собой то или иное единство, целостность. Но поскольку все они – человеческие общности и объединения, в их фундаменте не могут не лежать общие для всех людей, для всего человечества О. и ц. Важнейшие из них зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека и ряде других документов ООН. Только на базе признания и обеспечения О. и ц. можно успешно реализовывать специфические интересы и ценности людей и их объединений. Механизм реализации О.и ц. требует признания приоритета их перед интересами и ценностями любых социальных и политических структур.

Организация сетей социальной поддержки – метод социальной работы. Заключающийся в развитии контактов клиента с непосредственным социумом с целью использования ресурсов неформальной взаимопомощи и поддержки о стороны его ближайшего окружения, позволяющий дополнить и поддержать формальные аспекты социальной помощи.

Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) - совокупность философских, общетеоретических оснований науки.

Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – совокупность теоретических и методологических положений, принятых научным сообществом на известном этапе развития науки и используемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследования, интерпретации, оценки и систематизации научных данных, для осмысления гипотез и решения задач, возникающих в процессе научного познания. Неизбежные в ходе научного познания затруднения то или иное сообщество ученых стремится разрешать в рамках принятой им парадигмы. Так, в свое время ученые стремились интерпретировать новые эмпирические данные науки в рамках механистического мировоззрения, абсолютизировавшего представления классической механики, представлявшего собой некоторую П. Революционные сдвиги в развитии науки связаны с изменением П.

Парсонс Толкотт (1902-1979)выдающийся американский социолог-теоретик, ученик П.А. Сорокина, создатель теории социального действия и системно-функционального направления в современной социологии. Особенно много внимания уделил проблеме стабильности и выживания общества как социальной.

Патернализм (от лат. Patenus – отеческий) – покровительство старшего по отношению к младшим; забота о подопечных. Патернализм на уровне форм поощряется во многих индустриально развитых странах.

Пауперизм (от лат. раuрег-бедный, неимущий) - нищета трудящихся, отсутствие самых необходимых средств существования у широких масс населения в обществах.

Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) - философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия.

Политика социальная (social policy) - система политических идей, решений и действий, нацеленных на обеспечение опти мального в данных условиях развития и функционирования социальных общностей (социальных групп, слоев, сословий, наций и народностей), а также граждан всех вместе и каждого в отдельности. Проблемы 11. с. отражаются в любой стране практически во всех программных государственных и партийных документах. Высшая и гуманная цель прогрессивных документов такого рода - развитие человеческой личности, создание благоприятных условий для ее полноценного гармоничного существования, удовлетворения жизненно важных интересов и потребностей, для развития в человеке чувства хозяина своей жизни и плодов своего труда.

Полицейское право - в дореволюционной России отрасль законодательства и научная дисциплина, явившаяся прообразом современного административного права.

Пострижение - церковный обряд в христианстве, совершаемый при посвящении в духовное звание или в монашество. Заимствован из обычая стричь волосы рабам в Риме и Греции, символизировал "рабство богу".

Прикладная социология – отрасль, область социологической науки, призванная на базе фундаментальной социологии изучать пути, формы и методы решения практических вопросов оптимизации организации, функционирования и развития социальной жизни и на этой основе вырабатывать соответствующие рекомендации, планы, прогнозы и т.д. В отличии от фундаментальной социологии, целью и задачей которой являются построение и совершенствование основ самой социологической науки, обогащение ее теории и методологии, П.С. имеет иную направленность – содействие решению актуальных и важных вопросов, выдвигаемых самой жизнью, научное «обслуживание» практики и политики. Иногда П.С. называют «социальной инженерией». Прикладной характер могут иметь как теоретические, так и эмпирические социологические исследования.

Примат – главенство, первичность, преобладающее значение.

Проблемно ориентированный подход (от англ. problem-solving – разрешение проблемы) – подход в теории и практике социальной работы, использующий специальные процедуры стимулирования интеллектуальных усилий клиента, анализа проблемной ситуации и принятия решений его проблемной ситуации.

Профессиограмма - это системное описание социальных, психологических и иных требований к носителю определенной профессии; исходя из этих требований определяются необходимые для данного вида деятельности качества личности, составляющие основу профессиональной пригодности людей. Ядром профессиограммы является психограмме.

Профессиограмма - это требования профессии к личностным качествам, психологическим особенностям и психологическим возможностям человека.

Психоанализ – психологическая школа, а также метод лечения психических расстройств, основанный на учении Зигмунда Фрейда (1856-1939), который включал в понятие «психоанализ» способ исследования психических процессов, метод лечения неврозов и ряд возникших в результате этого психологических концепций. В П. во время проведения курса интенсивной психотерапии используется метод свободной ассоциации для достижения полного осознания собственных страхов и конфликтов и дальнейшего избавления от них. В П. особое внимание уделяется динамическому взаимодействию бессознательных сил и важности полового развития в детстве для последующего развития личности.

Психограмма - это главная часть профессиограммы, в которой сконцентрированы психологические требования к личности.

Психодинамическая модель социальной работы – осовремененный психоанализ, модель, основанная на системе взглядов в психологии, которые ориентированы на процессы изменений и развития человека. Основной категорией является мотивация.

Психодрама и социодрама (от греч. drama - действие) - вид групповой психотерапии, в которой клиенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки социальных позиций, более глубокого самопознания

Психосоциальный подход – подход в теории и практике социальной работы, построенный на принципах всестороннего изучение комплексной проблемной ситуации "личность-в-социальной среде" и постановку социального диагноза как условия эффективных действий социального работника по оказанию помощи.

Развитие социальное - 1) в широком смысле - любое социальное изменение в обществе, связанное с переходом того или иного социального явления или процесса из одного состояния в другое; 2) в более узком, строгом смысле - только такое социальное изменение, которое связано с более или менее глубинными, структурными изменениями в обществе, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм, ценностей и т. д.

Редукционизм (лат. Reductio – возвращение) – методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам.

Рецидив (от лат. recidivus - возвращающийся) - возврат, повторение какого-либо явления после кажущегося его исчезновения. Например, в социальной работе повторное обращение клиента к социальному работнику с решенной ранее социальной проблемой.

Роджерс Карл Рэнсом (1902-1987) – американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Автор книги «Центрированная на клиенте терапия» (1954).

Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Символический интеракционизм (от лат. interactio – взаимодействие) – теоретико-методологическое направление в социологии и социальной психологии, сосредоточивающее свое внимание на изучении конкретного непосредственного взаимодействия между людьми и рассматривающее его как взаимный обмен социальными символами и их интерпретацию. С точки зрения С.и., взаимодействие между людьми – это непрерывный диалог, в ходе которого его участники наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Для осмысления не только действий, но и намерений взаимодействующих субъектов необходимо, с точки зрения С.и., поставить себя на место другого, «принять роль другого». К С.и. тесно примыкает в ряде отношений феноменологическое направление социологии, включая этнометодологию.

Система социальной работы включает три компонента: теоретические основания данной деятельности, институты образования различного уровня практики, существующие как технологии социальной деятельности и как институционально оформленные социальные службы.

Сообщество (община) - этот термин представляет русский эквивалент английского термина community (общество, сообщество, община). В контексте социальной работы он обозначает средний уровень социальных общностей (ср.: общество, группа) и определяется как относительно небольшая общность людей, проживающих на одной географически ограниченной территории и имеющих общие интересы и сложившуюся субкультуру. Примером сообществ являются жители одного города, поселка, района и микрорайона и т. п. Кроме того, сообществом могут быть также общности людей, не связанные географически, но объединенные чувством принадлежности к одной расовой, этнической, социальной, культурной группе, религиозной и т. п. группе.

Социальная защита – в широком смысле – деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических норм.

Социальная работа с группой – метод социальной работы с малой группой с целью использования возможностей совместной деятельности для решения существующих или предотвращения ожидаемых проблем в психосоциальном функционировании ее членов.

Социальная работа с сообществом (общиной) – метод и направление социальной работы, посредством которого индивиды, группы и организации вовлекаются в целенаправленные спланированные действия для решения социальных проблем.

Социальная реабилитация – технология в социальной работе, система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных серьезной социальной проблемой, нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Цель реабилитации – восстановление социального статуса клиента, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Социальное обслуживание – по определению Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 ноября 1995 г., «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». С.о. основывается на принципах: 1) адресности; 2) доступности; 3) добровольности; 4)гуманности; 5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящихся в трудной жизненной ситуации; 6) конфиденциальности; 7) профилактической деятельности.

Социально-педагогическая работа - деятельность, направленная на содействие личности в ее социализации, освоении социокультурного опыта, практики социального функционирования.

Социальные проблемы (social problems). Определение социальной проблемы чревато трудностями по ряду причин. (1) С точки зрения культурного релятивизма то, что является социальной проблемой для одной группы, может не быть таковой для других групп. (2) Характер социальных проблем изменялся с течением времени наряду с изменениями в правовой системе и нравах общества. (3) Существует политическая сторона данного вопроса, когда определение некоторой "проблемы" может привести к осуществлению социального контроля одной группы над другой. Социологи отвергают обыденные представления об объективном статусе социальных проблем как некоей органической патологии, занимаясь выявлением социально конструируемых определений того, что составляет "проблему'. Например, символические интеракционисты утверждают, что социальные проблемы не являются социальными фактами и что некоторые проблемы возникают лишь в результате процессов социального изменения, порождающего конфликты между группами. При этом одна групп па может добиться общественного признания своего требования, согласно которому на поведение другой группы следует наклеить "ярлык" социальной проблемы. Средства массовой коммуникации, официальные органы и "эксперты" обычно преувеличивают серьезность социальных проблем, неадекватно реагируя на социальные требования. Понятие моральной паники иллюстрирует то, каким образом масс-медиа способствуют определению социальной проблемы, вызывая общественное беспокойство, Многие социологи критикуют официальные определения социальных проблем (в частности, в области социального обеспечения) за то, что эти проблемы представляются как результат личных характеристик индивидов, а не структурных особенностей социальной системы, на которую индивиды якобы не в состоянии оказывать значительное влияние. Например, когда говорится о "проблеме" безработицы как следствии лености определенных людей, этим самым отвлекается внимание от действительных причин массовой безработицы, среди которых могут быть и действия, предпринимаемые правительством.

Социогенез (от лат. Societas - общество + греч. Genesis - происхождение) - учение о происхождении общества, процесс исторического и эволюционного формирования общества.

Стиль деятельности – устойчивая, индивидуально своеобразная система внутренних средств, способов успешного выполнения деятельности, складывающихся у человека в связи с определенным сочетанием внутренних и внешних условий (Е. А. Климов, 1999, с. 455).

Суверенный (от фр. souverain - высший, верховный) - здесь: обладающий суверенитетом, независимый, самостоятельный.

Трансактный анализ- направление в психологии, разработанное в 50-е гг. ХХ в. американским психологом Э. Берном, включает в себя структурный анализ (теорию эго-состояний) и собственно Т.а. деятельности и общения.

Тринитарии – катол. духовн. орден, учрежденный в 1198 г. с целью собирать пожертвования для выкупа христиан, попавшим в плен к мусульманам; прекратил существование в 1794 г., основан Валезий, или Валуа, вместе с Иоанном де Мата.

Урбанизация (фр. urbanisation, лат. urbanus - городской, urbs - город) - исторический процесс повышения роли городов в развитии общества

Уровень бедности - размер дохода лица, семьи, обеспечивающий минимальное удовлетворение жизненных потребностей.

Утилитаризм (от лат. utilitas – польза, выгода) – 1) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели; 2) основанное И. Бентамом позитивистское направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков; получило распространение в Великобритании в XIX в.

Фасилитация – способ профессионального воздействия, при котором социальный работник способствует установлению и налаживанию новых связей между клиентами и социальными институтами.

Ценности социальные – более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом или соц. группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Ц.с. – важнейший элемент культуры, системы соц. регуляции, обеспечивающий общую, стратегическую линию такой регуляции. На основе Ц.с. вырабатываются соц. нормы (свобода, равенство, братство, мир, честь, соц. справедливость, гражданский долг и др.).

Эмпатия –постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека при сохранении возможности сознательной, рациональной оценки сложившийся ситуации.

Эрудиция – (лат. eruditio - ученость, просвещенность) - глубокое познание в какой-либо области знания или культуры; широкая осведомленность

Этика социального работника представляет собой кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, который вытекает из требований к профессиональной деятельности и профессиональной компетентности.

Этикет – правила, манеры поведения в межличностном общении, принятые в конкретной социальной, профессиональной и бытовой среде.

Этические дилеммы (от греч. dilemma, d(i)s дважды + lemma – посылка ) – положение, при котором у социального работника выбор одного из двух противоположных решений одинаково затруднителен.

Этнометодология – этот термин, буквально означающий « методы людей»(people’s methods), строился на критике социологии традиционной. Этнометодология направлена на исследование того, каким образом люди (или «члены») строят свой мир, предполагая, что повседневной жизни свойственна определенная требующая изучения упорядоченность. Членам приходится постоянно работать над поддержанием смысла их собственной деятельности с точки зрения других людей, однако, несмотря на это, тот способ, с помощью которого они конструируют социальный мир, воспринимается исключительно как нечто само собой разумеющееся. Этнометодология стремится к исследованию методов членов именно в том их виде, в каком они постоянно используются при конструировании социального мира.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов - способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.


Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, должны основываться на следующих предпосылках:

  • самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;

  • самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.

Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов определяется образовательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием учебников, учебных пособий и методических руководств.


Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:

  • самоконтроль и самооценка студента;

  • контроль и оценка со стороны преподавателей

Контролируемая самостоятельная работа

В рамках учебного процесса взаимосвязаны три вида учебной нагрузки, которые и входят в понятие общей трудоемкости изучения дисциплины:


  • аудиторная работа в виде традиционных форм: лекции, семинары, практические занятия и т.п.;

  • самостоятельная работа студентов;

  • контактные часы, в рамках которых преподаватель, с одной стороны, оказывает индивидуальные консультации по ходу выполнения самостоятельных заданий, а с другой стороны, осуществляет контроль и оценивает результаты этих индивидуальных заданий.

Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую. Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля. Баллы, полученные студентом по результатам аудиторной работы, формируют рейтинговую оценку текущей успеваемости студента по дисциплине.





База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка