Рабочая программа дисциплины



Скачати 194.81 Kb.
Дата конвертації11.04.2016
Розмір194.81 Kb.
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА


УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель Центра

академических образовательных программ

к.э.н.,доцент Миронова О.А.

___________________ 2013г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Б3.Б.13

ОСНОВЫ ПАТОПСИХОЛОГИИ

(индекс)

(наименование)

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

030300.62



ПСИХОЛОГИЯ

(шифр)

(наименование)

АКАДЕМИЯ




УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА




ПСИХОЛОГИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ




(код)

(наименование)


ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ


Очная форма

форма обучени

Заочная форма

Всего часов на освоение учебного материала по учебному плану

108

108

Число аудиторных занятий всего

24

6

Число лекций с разбивкой по семестрам

8 -7с.




2 -7с.




Число практических занятий с разбивкой по семестрам

16 – 7с.




4 -7с.




Число интерактивных занятий с разбивкой по семестрам

10 -7с.




2 -7с.




Часов самостоятельной работы

84

102

Число контрольных работ с разбивкой по семестрам

-







-

Число курсовых работ с разбивкой по семестрам

-







-

Число зачетов с разбивкой по семестрам

-










Число экзаменов с разбивкой по семестрам

1 - 7с.




1 - 7с.

-

Число кредитов

3

3

Число модулей

1

-

Автор рабочей программы Ларионова Е.А._______

(подпись) (Ф.И.О.)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ:

1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «_Психология» от __21 декабря 2009 г. ____________

(дата утверждения)

2..Учебного плана направления подготовки _____Психология___________от _1 июля 2013 г.

(название) (дата утверждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

КАФЕДРОЙ:

Психологии и управления персоналом Пищик В.И.

(наименование) (подпись зав. каф.) (Ф.И.О.)


Протокол заседания кафедры №__________1____ от ___30.08.13____________________________________
УМС:____Академии Управления_______________________________________Пивоваров И.В. _________

(наименование) (подпись председателя УМС) (Ф.И.О.)


Протокол УМС №______1________ от 31.08.13г.__________________________________________________

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель курса: познакомить студентов с предметом и методами патопсихологиями, изменениями личности и нарушениями в сфере познавательных процессов у лиц, страдающих психическими заболеваниями.

Задачи курса:

  • рассмотреть специфические методы патопсихологии;

  • освоить практические навыки патопсихологической диагностики;

  • изучить особенности нарушений в личностной, эмоциональной, познавательной и мотивационной сферах, диагностируемые при различных психических заболеваниях.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Овладеть компетенциями:


  • реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);




  • использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).


знать:

  • понятийный аппарат дисциплины «Основы патопсихологии»;

  • научные подходы к исследованию психических процессов людей, страдающих психическими расстройствами;

  • виды психосиндромов;

  • нозологию «большой психиатрии»;

  • нозологию «малой психиатрии».

уметь:

  • анализировать результаты патопсихологического исследования;

  • формулировать задачи проведения патопсихологического исследования;

  • определять по результатам наблюдения и беседы психологическое состояние человека;

  • организовывать патопсихологическое исследование.


3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА

3.1Лекции


п./п.

Тема лекции

Краткое содержание

Кол. часов

О/З

1

Введение в дисциплину «Основы патопсихологии»

Предмет и объект патопсихологии «Общая психология: эмоции и воля». Задачи и принципы патопсихологии.

Патопсихологические синдромы: понятие и характеристика. Классификация патопсихологических синдромов. Соотношение патопасихологических и психопатических синдромов. Работы Б.М.Зейгарник, В.М. Блейхера. Мультифакторный подход к анализу нарушений психической деятельности.



1

0,25

2

Методы патопсихологии.

История возникновекия системы методов, используемых в современной патопсихологии.

Функциональные пробы. Тесты. Личностные опросники. Проективные методы. Организация патопсихологического эксперимента.



Выбор методик для обследования. Структура составления заключения по результатам обследования.

1

0,25

3

Органический психосиндром как предмет патопсихологического исследования.


Нарушения познавательной деятельности и личностные расстройства при органических заболеваниях.
Истощаемость психической деятельности (парциального, либо тотального характера). Снижение функции внимания, натуральной памяти по типу истощаемости. Изменения мышления в пределах от неравномерности уровня обобщений до невозможности актуализации данного процесса. Невротизация личности на ранних стадиях заболевания, критичность к своему состоянию. Неадекватность самооценки и поведения, благодушие и отсутствие критичности на завершающих этапах заболевания. Специфика клинической картины и структуры патопсихологического синдрома при церебральном атеросклерозе, старческом слабоумии, последствиях черепно-мозговых травм, алкоголизме, наркоманиях, токсикоманиях.
.

2

0,5

4

Патопсихологическая характеристика основных нозологических групп «большой психиатрии»

Нарушения познавательной деятельности и личностные расстройства при шизофрении, эпилепсии, маниакально-депрессивном психозе.
Основные патопсихологические симптомы, наблюдаемые при шизофрении. Нарушения познавательной деятельности. Искажение процесса обобщения. Разноплановость мышления. Соскальзывание. «Разрыхленность» ассоциаций. Использование несущественных (латентных) признаков. Аутизм. Шизофреническое резонерство. Нарушение критичности мышления. Парадоксальность мотивации. Сужение круга смысловых образований. Нарушение социальной избирательности. Нарушение общения (социальная перцепция, взаимодействие, коммуникативные процессы).
Психологическая характеристика эпилептического дефекта. Патологическая инертность психической деятельности. Нарушения операциональной стороны мышления. Вязкость, конкретность мышления. Чрезмерная детализация. Снижение уровня обобщения. Эпилептическое резонерство, его компенсаторный характер. Особенности личностного дефекта при эпилепсии. Типичные характерологические изменения. Педантичность. Эгоцентризм.
Особенности протекания психических процессов на фоне маниакальной и депрессивной фаз при циркулярном психозе. Изменение темпа протекания психической деятельности. Типичные эмоциональные состояния на различных фазах психоза.

2

0,5

5

Психическое недоразвитие (олигофрении).


Основные формы проявления психического недоразвития. Характеристика мотивационных, познавательных и поведенческих особенностей олигофренов. Причины психического недоразвития. Проблема дифференциальной диагностики психического недоразвития и задержки психического развития (ЗПР).

0,5




6

Патопсихологическая характеристика заболеваний в рамках «малой психиатрии».


Нарушения психической деятельности и личностные расстройства при неврозах, психопатиях и психосоматических заболеваниях. Основные формы неврозов с точки зрения специфики характерных для них внутренних конфликтов и переживаний субъекта. Типологии невротических форм реагирования (по материалам отечественных и зарубежных подходов). Биологические и социальные факторы, влия-ющие на формирование невротической личности. Психопатии. Их место в группе характерологических проявлений личности. Классификации психопатий. Основные: тенденции психических изменений: тотальность, стабильность проявлений неадекватных ситуации поведенческих реакций. Вклад биологического и социального факторов в процесс формирования психопатических черт личности. Психосоматические расстройства как один из путей «канализации» психоэмоционального напряжения. Специфика эмоциональных реакций у больных различных психосоматических нозологических групп. Соматическая и личностная предрасположенность к возникновению патологического паттерна реагирования при психосоматическом заболевании. Понятие о психосоматическом круге.

1,5







8

2

    1. Практические занятия


п./п.

Тема занятия

Краткое содержание

Кол. часов

О/З

1

Тема № 1 Предмет и задачи патопсихологии.


1. История развития отечественной и зарубежной патопсихологии.
2. Основные задачи современной патопсихологии.
3. Проблема соотношения развития и распада психической деятельности.



2

0,5

2

Тема № 2

Методы патопсихологии.




1. Спефицика патопсихологического эксперимента.
2. Основные этапы организации и проведения патопсихо-логического обследования.
3. Понятие о «функциональных пробах». Особенности применения тестов в патопсихологическом эксперименте.
4. Диагностическая валидность различных методик исследования познавательных процессов и личностных характеристик.
5. Проективные методы в патопсихологических исследованиях.

6. Составление заключения по результатам патопсихологического эксперимента.




4

0,5

3

Тема № 3

Органический психосиндром как предмет патопсихологического исследования.


1. Закономерности психических изменений на различных стадиях развития церебрального атеросклероза. Истощаемость психической деятельности как ведущий патопсихологический симптом при ЦАС.


2. Изменения познавательной деятельности, невротизация и психопатизация личности на фоне последствий черепно-мозговых травм.
3. Динамика изменений познавательной сферы и смысловых образований на различных стадиях алкоголизации.
4. Обоснование выбора методик для обследования больных различных нозологических групп в пределах органического психо-синдрома.
5. Сравнительный анализ результатов патопсихологического обследования больных данной категории по ряду методик (определение уровня работоспособности, исследование внимания, различных видов памяти, мышления, самооценки, личностной тревожности).


4

1

4

Тема № 4

Патопсихологическая характеристика основных нозологических групп «большой психиатрии».




1. Психологическая структура шизофренического дефекта:
а) характеристика особенностей мыслительных процессов;
б) нарушения мотивации при шизофрении;
в) деформация процесса общения.
2. Изменения динамики психической деятельности и личностные расстройства при эпилепсии:
а) патологическая инертность психической деятельности, ее влияние на функционировании внимания, памяти, мышления;
б) компенсаторный характер личностных изменений при эпилепсии.
3. Особенности протекания психических процессов на фоне маниакальной и депрессивной фаз при циркулярном психозе.

2

1

5

Тема № 5

Психическое недоразвитие (олигофрении).


1. Основные причины психического недоразвития.


2. Психологическая структура дефекта при различных видах олигофрении.



2

0,5

6

Тема № 6

Патопсихологическая характеристика заболеваний в рамках «малой психиатрии».


1. Психологическая характеристика сущности невротических изменений личности на основе зарубежных и отечественных подходов.


2. Роль биологических и социальных факторов в возникновении психопатических расстройств.
3. Психологические закономерности развития психосоматических заболеваний.

  1. Терия А.Александера о природе психосоматикуи.

4

0,5

ИТОГО:

16

4



    1. Интерактивные занятия





п/п

Тема занятия

Краткое содержание и вид интерактивного занятия

Кол. часов

О/З

1

Проанализировать историю болезни и наметить план патопсихологического исследования.

Дискуссия на тему: « Соотношение эмоций и воли в поведении человека».

2

0,5

2

Диагностика по представленным симптомам.

Создание и освещение презентации на заданную тему.

4

0,5

3

Диагностика по представленным симптомам.

Создание и освещение презентации на заданную тему.

4

1

ИТОГО:

10

4


  1. Самостоятельная работа





п/п

Содержание самостоятельной работы

Кол. часов О/З

Форма контр.

1

Изучение психологических методик патопсихологического исследования нарушений ощущений.

8

6

Реферат

2

Изучение психологических методик патопсихологического исследования нарушений восприятия

10

6

Реферат

3

Изучение психологических методик патопсихологического исследования нарушений

внимания


8

6

-

4

Изучение психологических методик патопсихологического исследования нарушений

памяти


10

6

-

5

Изучение психологических методик патопсихологического исследования нарушений

мышления


8

8

Конспект

6

Изучение психологических методик патопсихологического исследования нарушений

воображения



8

6

-

7

Эмоциональные состояния в связи с проявлениями психических расстройств

8

6

-

8

Оценка эмоциональной деятельности индивида, страдающего психическим расстройставом.

8

6

Реферат

9

Возможности прогнозирования эмоциональных потребностей человека, страдающего психическим расстройством

8

8

-

10

Особенности волевых процессов индивида при МДП

6

8

Конспект

ИТОГО:

84

66



  1. ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ и УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.

1. Категория патопсихологического синдрома.


2. Сравнительная характеристика клинического и патопсихологического подходов к изучению патологии психики.


3. История развития патопсихологии.


4. Проблема соотношения распада и развития психики.


5. Наследственные и средовые факторы в развитии психических заболеваний.


6. Принципы организации патопсихологического эксперимента.


7. Сравнительная характеристика клинического и психологического подходов к нарушениям мышления, методов их анализа и используемых категорий.


8. Нарушения мышления при психических заболеваниях, их психологическая характеристика.


9. Нарушения мотивации при шизофрении.


10. Психопатии и акцентуации характера в подростковом возрасте.


11. Проблема психических изменений при соматических заболеваниях.


12. Патология познавательной деятельности при шизофрении.


13. Тест Роршаха, его диагностические возможности в психиатрической клинике.


14. Характеристика методик типа «функциональные пробы», специфики их проведения и интерпретации полученных результатов.


15. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме.


16. Психологический анализ нарушений работоспособности.


17. Самооценка при различных психических отклонениях.


18. Характерологические и интеллектуальные изменения при эпилепсии.


19. Уровень притязаний (сравнительный анализ здоровых и психически больных).


20.Методика «Пиктограмма», ее диагностическая валидность.


21. Возможности использования методики ТАТ в клинике.


22. Проективные методы изучения личности в клинике.


23. Ранний детский аутизм и его психологическая характеристика.


24. Неврозы и их психологическая характеристика.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Компетенция: реализация базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13).


Задание 1.Проанализировать историю болезни и сформировать алгоритм проведения патопсихологического исследования
Задание 2. Проведение беседы и включенного наблюдения на заданную тему патопсихологического исследования.
Компетенция: использование дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).
Задание 3. Психодиагностика нарушений мышления. Анализ результатов.
Задание 4. Определение особенностей заболевания по предложенным симптомам.

7 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




    1. Основная литература





п/п

Перечень литературы

1

Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии. Учебное пособие. – Пер Се, 2012. Электронная библиотека IPRbooks Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru


2


В.М.Блейхер, И.В.Крук, С.Н.Боков. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов. – Ростов-н / Д.: “Феникс”, 2009 Электронная библиотека IPRbooks Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru




3

Белопольская Н.Л. Патопсихология. – Когито-центр, 2012. Электронная библиотека IPRbooks Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru

4

Зейгарник Б.В. психология личности: норма и патология. –Издательство института практической психологии, 2010

5

Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. Пер Се, 2011



6

Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010.




    1. Дополнительная литература





п/п

Перечень литературы

1

Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека / Под ред. И.А.Полищука, А.Е.Видренко. -М: Глобус 2010.





2

Бажин Е.Ф., Корнева Т.В. К вопросу об изучении эмоционального общения при шизофрении (социально-психологические исследования в психоневрологии). Л.,2009.



3

Блейлер Е. Аутистическое мышление. ЭКСМО, 2009.

6

Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 2009



5

Карвасарский Б.Д. Неврозы. М.: Медицина, 2012

7

Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. 2-е изд. Л.: Медицина, 2011



8

Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.



9


Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. Пер Се, 2010



10


Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В.Зейгарник, В.Н.Николаевой, В.В.Лебединского. М: Глобус 2010.


  1. ИНформационно-методическое обеспечение (УМК, компьютерные программы, электронные учебники, Интернет-ресурсы)





п/п

Перечень

1

http://psycology.ru/ – сайт, посвященный общим вопросам психологии

2

http://ppf.uni.udm.ru/ – сайт Института Педагогики, Психологии и Социальных Технологий

3

http: www.koob.ru – электронная библиотека психологической литературы

4

http://www.ippd.univers.krasu.ru/ – сайт Института Психологии и Педагогики Развития

5

http://psycology.net.ru/ – сайт «Мир психологии»

6

http://www. Ihtik.lib.ru / – Библиотека Ихтика

7

Сервер ИУБИП/ методические материалы/ учебно-методическое обеспечение по кафедрам/ СДО Прометей/ Библиотека/ Клиническая психология

8

Электронная библиотека IPRbooks


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка