Рабочая программа дисциплины Управление изменениями Направление подготовки 080400 Управление персоналом



Скачати 366.83 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір366.83 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Экономический факультет

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины

Управление изменениями

Направление подготовки



080400 Управление персоналом

Профиль подготовки



Управление персоналом организации
Квалификация выпускника

Бакалавр
Форма обучения очная


Саратов, 2013

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Управление изменениями» является формирование у будущего выпускника системных знаний о закономерностях, моделях, формах и методах осуществления непрерывных плановых изменений в организации для повышения ее эффективности посредством развития способности адаптации к изменениям внешней и внутренней среды, навыков решения возникающих проблем, совершенствования внутренних взаимоотношений.



2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Управление изменениями» относится к дисциплинам профиля «Управление персоналом организации», входящего в цикл специальных дисциплин, дисциплины по выбору (СД(М) В5) подготовки бакалавра по направлению Управление персоналом. Это означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных знаний и компетенций в рамках выбранного образовательного направления, а также навыков самостоятельной работы в области разработки и реализации программ и планов организационного развития; выбора методов инициирования изменений; управления конфликтами и стрессами, вызванными изменениями в организации; преодоления сопротивления изменениям с целью повышения эффективности функционирования организации.

В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении следующих учебных курсов: «Философия», «Экономическая теория», «Социология», «Психология», «Информационные технологии в управлении персоналом», «Методы оптимизации в экономике», «Основы теории управления», «Основы управления персоналом», «Основы финансового менеджмента», «Организационное поведение», «Основы организации труда», «Управление персоналом организации», «Инновационный менеджмент в управлении персоналом», «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности». Набор входящих знаний и умений, состоящий в понимании основных философских понятий и методов, закономерностей общественно-политического и экономического развития, методов и инструментария для стратегического анализа внешней и внутренней среды организации, поведения индивидов и групп в организации, теоретико-методологических основ менеджмента, его современной концепции; реакций организации на изменения среды ее функционирования для выживания в долгосрочной перспективе, обеспечивают требуемый знаниевый фундамент для изучения современных концепций, моделей и методов непрерывных плановых изменений в организации для повышения ее эффективности посредством развития способности адаптации к изменениям среды, навыков решения возникающих проблем.

Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин как «Управление социальным развитием персонала», «Маркетинг персонала», «Конфликтология», «Организационная культура», «Основы управленческого консультирования».

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Управление изменениями»:

б) профессиональные (ПК)

информационно-аналитическая деятельность:

- владением навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала (ПК-41);

- владением навыками получения обратной связи и обработки результатов обучения и иных форм профессионального развития персонала (ПК-50);



социально-психологическая деятельность:

- владением навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами (ПК-70);

проектная деятельность:

- способностью участвовать в реализации программы организационных изменений (в том числе в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-78);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:


  • основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений, в том числе к осуществлению нововведений в кадровых системах;

Уметь:

  • разрабатывать и реализовывать программы профессионального развития персонала и оценивать их эффективность;

  • диагностировать конфликты в организации и разрабатывать мероприятия по их предупреждению и разрешению, в том числе с использованием современных средств коммуникации;

  • исследовать организационную структуру и разрабатывать предложения по её совершенствованию;

  • принимать участие в разработке программ осуществления организационных изменений в части вопросов управления персоналом и оценивать их эффективность

  • разрабатывать структуру инновационно-кадрового менеджмента, обеспечивающего обновление, развитие и повышение эффективности кадровой системы.

Владеть:

  • современными технологиями управления развитием персонала (управления социальным развитием; организации обучения персонала; организации текущей деловой оценки, в том числе аттестации персонала; управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала; управления кадровыми нововведениями);

  • современными технологиями управления конфликтами и стрессами;

  • методами оценки экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом.


4. Структура и содержание дисциплины

«Управление изменениями»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.






п/п

Раздел дисциплины

Се-местр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)







5

18 нед.

Всего

Лек-ции

Семи-нары

СРС




1

Концепция организационных

изменений






1

8

2

2

4

Вопросы

для обсуждения,

тесты


2

Модели организационных

изменений






2,3

10

2

4

4

Вопросы

для обсуждения,

тесты, задания


3

Инициирование изменений




4

8

2

2

4

Вопросы

для обсуждения,

тесты, задания


4

Осуществление изменений.

Преодоление сопротивления

изменениям





5,6

10

2

4

4

Вопросы

для обсуждения,

тесты, задания


5

Концепции организационного

развития






7

8

2

2

4

Вопросы

для обсуждения,

тесты, задания


6

Создание обучающейся

организации






8

8

2

2

4

Вопросы

для обсуждения,

тесты, реферат


7

Методы управления

изменениями






9

8

2

2

4

Вопросы

для обсуждения,

тесты, задания,

анализ ситуации



8

Мониторинг и контроль

процесса изменений






10,11

9




4

5

Вопросы

для обсуждения,

тесты, задания


9

Формирование команды

стратегических изменений






12

8

2

2

4

Вопросы

для обсуждения,

тесты, задания


10

Формирование инновационной организационной культуры




13,

14


10

2

4

4

Вопросы

для обсуждения,

задания, реферат


11


Изменения и конфликты.

Индивидуальный стресс






15,

16


8




4

4

Вопросы

для обсуждения,

тесты, анализ

ситуации





Реинжиниринг бизнес-

процессов






17

7




2

5

Вопросы

для обсуждения,

тесты, анализ

ситуации





Инструменты проведения организационных изменений




18

6




2

4

Вопросы

для обсуждения,

тесты, анализ

ситуации





Промежуточная аттестация



















зачёт




Итого за семестр

5 сем.

18 нед.

108

18

36

54




Тема 1. Концепция организационных изменений

Понятие и история развития теории организационных изменений. Необходимость, факторы, предпосылки и природа организационных изменений. Организационные патологии. Современные тенденции развития организаций. Уровни организационных изменений. Типы организационных изменений. Принципы управления процессом изменений. Структура системы управления изменениями.


Тема 2. Модели организационных изменений

Модель и этапы процесса управления плановыми изменениями. Модель «переходного периода». Модель «постепенного наращивания». Модель управления изменениями «EASIER». Теория Е и теория О организационных изменений. Модель К. Левина «Размораживание, изменения, замораживание» (1951г.). Модель Бекхарда (1969). Модель Тюрли (1979). Модель Бира и соавторов (1990).


Тема 3. Инициирование изменений

Место и значение этапа инициирования перемен в процессе управления изменениями. Способы стимулирования поиска новых идей. Изучение существующего опыта решения аналогичных проблем. Стимулирование творчества, новаторства, проявления инициативы. Отстаивание идеи, доведение ее до стадии внедрения. Создание венчурных команд и фондов.


Тема 4. Осуществление изменений.

Преодоление сопротивления изменениям

Проблемы, возникающие на этапе осуществления перемен. Причины сопротивления переменам. Стереотипы восприятия изменений. Фазы противодействия переменам. Формы сопротивления изменениям. Подходы к преодолению сопротивления переменам. Концепция анализа силового поля перемен К. Левина. Методы сокращения и преодоления сопротивления переменам. Выявление сторонников и противников перемен.


Тема 5. Концепции организационного развития

Классические и современная концепции организационного развития (ОР). Цель и базовые установки ОР. Модель организационного развития Мак-Кинси «7S». Мероприятия по организационному развитию. Достоинства и ограничения ОР. Этические проблемы организационного развития.


Тема 6. Создание обучающейся организации

Концепция «обучающейся организации» Понятие и основной критерий возникновения обучающейся организации. Паутина интерактивных элементов обучающейся организации: лидерство, горизонтальная структура, наделение сотрудников властью, сильная культура, развивающиеся стратегии, коммуникации и общность информации. Индивидуальное и организационное обучение. Теория создания организационного знания И. Нонаки и Х. Такеучи. Рутина как память организации. Лидерство в процессе изменений и создании обучающейся организации. Изменение социального контракта. Изменение природы карьеры сотрудников.


Тема 7. Методы управления изменениями

Классификация методов управления изменениями. Стили проведения изменений в организации. Сравнительные характеристики разных стилей управления изменениями.



Тема 8. Мониторинг и контроль процесса изменений

Цели и методики мониторинга и контроля процесса изменений. «Закрытые» и «открытые» проблемы. Методы мониторинга и контроля изменений. Модель Хайнингса, иллюстрирующая где возникает сопротивление в ходе управления плановым изменением.


Тема 9. Формирование команды стратегических изменений

Необходимость формирования команды стратегических изменений, ее отличие от группы. Принципы и стадии создания команд. Условия и факторы повышения эффективности работы команды. Роли членов эффективной команды. Характеристики лидера команды стратегических изменений. Основные этапы развития команды изменений. Результативность команды стратегических изменений.


Тема 10. Формирование инновационной организационной культуры

Организационная культура, ее место и влияние на эффективность организации. Понятие, элементы и функции инновационной культуры. Характеристики работников инновационной организации. Способы поддержки инноваций. Внутренние и внешние компетенции инновационной организации. Взаимосвязь обучающейся организации и сильной инновационной культуры.


Тема 11. Изменения и конфликты. Индивидуальный стресс

Взаимосвязь организационных изменений и конфликтов. Особенности и причины возникновения конфликтов, связанных с изменениями в организации. Классификация конфликтов. Методы управления конфликтами. Понятие и последствия стресса. Личностные и организационные факторы стресса. Классификация индивидуальных стрессов. Динамика стресса. Управление стрессом.


Тема 12. Реинжиниринг бизнес-процессов

Управление с помощью процессов. Центральные и вспомогательные процессы. Подходы к оптимизации бизнес-процессов (РБП). Необходимость внедрения РБП. Структура реинжиниринга бизнес-процессов. Принципы реинжиниринга. Этапы внедрения процессного подхода.


Тема 13. Инструменты проведения организационных изменений

Бенчмаркинг: понятие, основные этапы и типы. Концепция «шесть сигм» как инструмент управления изменениями. Применение сбалансированной системы показателей для оценки эффективности организационных изменений.


5. Образовательные технологии

При реализации программы дисциплины «Управление изменениями» используются различные образовательные технологии – во время аудиторных занятий проводятся лекции с использованием ПК и мультимедийного проектора; практические занятия ориентированы на применение современных образовательных технологий, включающих деловые игры, анализ конкретных ситуаций и видеокейсов, тесты, задания, научные дискуссии по наиболее острым проблемам, связанным с управлением изменениями, преодолением сопротивления переменам, адаптацией и выживанием организаций в неопределенной среде.

Самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателей (консультации и помощь в написании рефератов и при выполнении домашних заданий) и индивидуальную работу студента в компьютерном классе или библиотеке.

Методы обучения, применяемые при изучении дисциплины способствуют закреплению и совершенствованию знаний, овладению умениями и получению навыков в области управления изменениями. Содержание учебного материала диктует выбор методов обучения:

информационно-развивающие – лекция, объяснение, демонстрация, решение задач, анализ ситуаций и видеокейсов, самостоятельная работа с тестами и рекомендуемой литературой;

проблемно-поисковые и исследовательские – самостоятельная проработка предлагаемых проблемных вопросов по дисциплине.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Для организации самостоятельной работы студентов подготовлен УМК, который содержит учебно-методический материал по каждой теме: лекции, вопросы для самопроверки и обсуждения, ситуации для анализа, схемы, таблицы, графики, задания, задачи, тесты, терминологический словарь, вопросы для зачетов и экзаменов, темы докладов и рефератов, список основной и дополнительной литературы. Такой материал позволяет применять следующие формы самостоятельной работы студентов:



  • проработка, закрепление и контроль знаний по некоторым темам курса, выносимым на самостоятельное изучение;

  • подготовка электронных презентаций выбранных студентами тем изучаемого курса, в том числе и выносимых на самостоятельное изучение, а также презентаций докладов, рефератов, курсовых работ и проектов, квалификационных работ;

  • решение задач, требующих численных вычислений, позволяющих применить теоретические знания к практическим расчетам (дома и на занятиях);

  • обсуждение дискуссионных проблем на основе вопросов для обсуждения и анализа конкретных ситуаций, видеокейсов;

  • письменные домашние задания, предполагающие ответы на вопросы к конкретной ситуации, с последующей проверкой и оценкой преподавателем;

  • подготовка и проведение деловых игр;

  • брейн-ринг, который проводится между разными группами студентов одного направления или группами студентов разных направлений и профилей подготовки в зачетную неделю в форме заключительного занятия. Поэтому вопросы, задания и тесты формулируются по ключевым темам курса и по темам, вынесенным для самостоятельного изучения (всего 3-5 тем);

  • работа с итоговыми тестами по курсу (более 100 тестов) на последнем занятии, проводимом в зачетную неделю, что позволяет подготовиться к зачетам и экзаменам;

  • самостоятельная разработка студентами своих тестов по определенным темам курса и обмен ими для контроля знаний друг друга;

  • доклады и рефераты, включающие как дополнительную подготовку теоретических вопросов, требующих изучения первоисточников по курсам, так и подготовку вопросов, связанных с анализом практических ситуаций и статистических данных по конкретным предприятиям, корпорациям и рынкам;

  • обсуждение со студентами статей крупных отечественных и зарубежных экономистов, социологов, маркетологов, специалистов в области менеджмента, организационного поведения, управления изменениями и др. по актуальным проблемам теории менеджмента;

  • участие в научной работе в форме подготовки научных работ для участия в факультетских, университетских, областных и российских конкурсах студенческих работ, а также в форме подготовки и публикации статей в научных сборниках студентов экономического факультета;

  • оценка самостоятельной работы студентов на семинарских занятиях и в рамках консультаций.

Эти формы самостоятельной работы по темам дисциплины «Управление изменениями» представлены в УМК: Дорофеева Л.И. Основы менеджмента: УМК. – 3-е изд., перераб. и доп. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011. – 411 с.; Дорофеева Л.И. Организационное поведение: УМК для студентов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Саратов: Издат. Центр «Наука», 2011. – 301с.; Организационное поведение: учеб.-метод. комплекс, 4-е изд., перераб. и доп. – Саратов, 2012, 347с. library.sgu.ru/uch_lit/654.pdf.

6.1. Текущий контроль освоения дисциплины «Управление изменениями» по темам и промежуточная аттестация студента в рамках балльно-рейтинговой системы представлен в таблице 1.

6.2. Темы докладов и рефератов к дисциплине «Управление изменениями»


  1. Концепция организационных изменений

  2. Необходимость, факторы, предпосылки и природа организационных изменений.

  3. Современные тенденции развития организаций

  4. Типология организационных изменений

  5. Принципы управления процессом изменений

  6. Структура системы управления изменениями

  7. Подходы к анализу и проведению изменений

  8. Модели организационных изменений

  9. Модель изменений К. Левина

  10. Теория Е и теория О организационных изменений

  11. Алгоритм проведения изменений

  12. Модель и этапы процесса управления плановыми изменениями

  13. Способы стимулирования поиска новых идей

  14. Осуществление изменений.

  15. Эффективное руководство процессом преобразований в организации

  16. Сопротивление изменениям и методы его преодоления

  17. Методы сокращения и преодоления сопротивления переменам

  18. Реструктуризация управления организацией

  19. Реинжиниринг бизнес-процессов

  20. Классические и современная концепции организационного развития

  21. Достоинства и ограничения организационного развития

  22. Модели организационного развития

  23. Этические проблемы организационного развития.

  24. Концепция обучающейся организации

  25. Создание обучающейся организации

  26. Изменение социального контракта и природы карьеры сотрудников в обучающейся организации

  27. Сопоставление основных методов управления изменениями

  28. Инструменты проведения организационных изменений

  29. Бенчмаркинг как инструмент проведения организационных изменений

  30. Стили проведения изменений в организации.

  31. Мониторинг и контроль процесса изменений

  32. Формирование команды стратегических изменений

  33. Критерии и показатели эффективности команды стратегических изменений.

  34. Характеристики лидера команды стратегических изменений

  35. Формирование инновационной организационной культуры

  36. Особенности и причины возникновения конфликтов, связанных с изменениями в организации

  37. Управление стрессом, вызванным организационными изменениями

6.3. Вопросы для экзамена

  1. Концепция организационных изменений, ее место в теории менеджмента

  2. Необходимость, факторы, предпосылки и природа организационных изменений.

  3. Современные тенденции развития организаций

  4. Уровни и типы организационных изменений

  5. Принципы управления процессом изменений

  6. Структура системы управления изменениями

  7. Модель и этапы процесса управления плановыми изменениями

  8. Использование модели «постепенного наращивания» в процессе управления организационными изменениями

  9. Использование модели «переходного периода» в процессе управления организационными изменениями

  10. Модель управления изменениями «EASIER»

  11. Модель К. Левина «Размораживание, изменения, замораживание»

  12. Сопоставление моделей управления организационными изменениями Бекхарда и Тюрли

  13. Модель организационных изменений Бира и соавторов

  14. Способы инициирования поиска новых идей

  15. Проблемы, возникающие на этапе осуществления перемен и их преодоление

  16. Причины сопротивления переменам и стереотипы восприятия изменений

  17. Подходы к преодолению сопротивления переменам

  18. Методы сокращения и преодоления сопротивления переменам

  19. Выявление сторонников и противников перемен

  20. Реструктуризация управления организацией

  21. Реинжиниринг бизнес-процессов

  22. Классические и современная концепции организационного развития

  23. Цель и базовые установки ОР

  24. Достоинства и ограничения ОР

  25. Модель организационного развития Мак-Кинси «7S»

  26. Программа организационного развития

  27. Этические проблемы организационного развития

  28. Понятие и основной критерий возникновения обучающейся организации

  29. Паутина интерактивных элементов обучающейся организации

  30. Изменение социального контракта в обучающейся организации

  31. Изменение природы карьеры сотрудников в обучающейся организации

  32. Методы управления изменениями

  33. Инструменты проведения организационных изменений

  34. Стили проведения изменений в организации

  35. Понятие, цели и методики мониторинга и контроля процесса изменений

  36. «Закрытые» и «открытые» проблемы управления изменениями в организации

  37. Методы мониторинга и контроля изменений

  38. Модель Хайнингса, иллюстрирующая где возникает сопротивление в ходе управления плановым изменением

  39. Необходимость формирования команды стратегических изменений, ее отличие от группы

  40. Принципы и стадии создания команд для проведения изменений

  41. Роли членов и характеристики лидера эффективной команды стратегических изменений

  42. Результативность команды стратегических изменений

  43. Организационная культура, ее место и влияние на процесс управления изменениями в организации

  44. Понятие, элементы и функции инновационной культуры

  45. Формирование инновационной организационной культуры

  46. Способы поддержки инноваций в организации

  47. Взаимосвязь организационных изменений и конфликтов

  48. Особенности и причины возникновения конфликтов, связанных с изменениями в организации

  49. Классификация конфликтов, связанных с изменениями в организации

  50. Понятие, факторы, динамика и последствия стресса, вызванного изменениями в организации

  51. Управление стрессом, вызванным изменениями в организации

  52. Бенчмаркинг: понятие, основные этапы и типы.

  53. Концепция «шесть сигм» как инструмент управления изменениями.

  54. Применение сбалансированной системы показателей для оценки эффективности организационных изменений.

6.4. Тестирование.

Критерии оценки ответов студентов:

менее 60% правильных ответов соответствуют неудовлетворительной оценке;

от 61 до 70 % – удовлетворительной;

от 71 до 85% – хорошей;

свыше 85% – отличной.

1.В современных условиях важными факторами успеха являются следующие характеристики и качества руководителей:

А.Наличие технических знаний в области деятельности организации;

Б.Способность изменяться и управлять переменами;

В.Умение мотивировать высокообразованных сотрудников;

Г.Умение принимать решения, настойчивость;

Д.Решительность;

Е.Практические навыки в области финансов, маркетинга, продаж;

Ж.Нестандартность мышления;

З.Навыки коммуникации.

2.Определите последовательность изменения семи составляющих в известной модели развития организации «7S»


  1. Стратегия.

  2. Системы.

  3. Кадры.

  4. Стиль.

  5. Структура.

  6. Разделяемые ценности.

  7. Навыки.

3.К числу базовых установок ОР относятся:

А.Никакая технологическая, продуктовая или структурная инновация не будет успешной, если при ее внедрении не будет принят во внимание фактор межличностного и межгруппового взаимодействия;

Б.Вовлечение сотрудников в процесс организационного развития;

В.Создание организационной среды, благоприятствующей развитию и самосовершенствованию каждого сотрудника организации;

Г.Рассмотрение организации как открытой живой системы;

Д.Создание подходящей системы управления, которая обеспечивала бы максимальную гибкость и динамичность организации для достижения ее целей.

4.Какой из перечисленных методов организационного развития всё более часто используется в настоящее время?

А.Метод вмешательства больших групп;

Б.Метод формирования команд;

В.Налаживание обратной связи.

5.К наиболее распространенным мероприятиям по организационному развитию относятся:

А.Создание команд и специальных групп;

Б.Обучение и повышение квалификации;

В. Кооптация;

Г.Предоставление информации;

Д. Изменение организационной и производственной структуры.

6.Определите последовательность этапов управления изменениями.

А. Планирование выполнения изменений.

Б. Осуществление изменений.

В. Признание необходимости изменений.

Г. Анализ альтернативных вариантов изменений.

Д. Оценка и проверка изменений.

Е. Установление целей изменений.

Ж. Отбор наилучшего варианта изменений

7.На каком этапе управления изменениями наиболее необходимо содействовать творчеству, новаторству, проявлению инициативы?

А.Осуществление изменений;

Б.Инициирование перемен;

В.Установление целей изменений;

Г.Подкрепление перемен.

8.Автором модели «Силовое поле изменений» является:

А.Бекхард;

Б.Левин;


В.Тюрли;

Г.Хайнингс.

9.Каковы характеристики обучающейся организации?

А.Ориентация на разрешение проблем;

Б.Ориентация на повышение эффективности организации;

В.Наделение властью сотрудников;

Г.Разработка стратегии развития лидером организации;

Д.Каждый сотрудник сам заботится о своей карьере.

10.Почему приходится пересматривать организационную структуру, чтобы провести изменения в компании?

А.В существующей структуре может корениться негибкость, сопротивление переменам;

Б.Структура ориентирована на реализацию существующей стратегии и не рассчитана на решение дополнительных задач;

В.В некоторых случаях желательно осуществлять перемены поэтапно или в ограниченном масштабе до принятия окончательного решения;

Г.Все ответы верны;

Д.Все ответы не верны.

11.Модель «EASIER» расшифровывается следующим образом:

А.«Проще»;

Б.Создание видения;

В.Внедрение;

Г.Одобрение, признание;

Д.Эксперимент;

Е.Новые формы организации труда;

Ж.Активация;

З.Обеспечение;

И.Целевые и рабочие группы;

К.Поддержка.

12.«Закрытая» проблема имеет несколько возможных решений, нет четкого ответа на возникающие вопросы.

А.Верно;

Б.Неверно.

13.Модель, предложенная Бекхардом, иллюстрирует влияние согласия или несогласия сотрудников на успешность проведения планового изменения.

А.Верно;


Б.Неверно.

14.Кто из ниже перечисленных исследователей является автором пяти подходов к управлению изменениями: директивный, переговорный, завоевание «сердец и умов», аналитический и основанный на действии?

А.Бекхард;

Б.Левин;


В.Тюрли;

Г.Хайнингс;

Д.Бир.

15.На каком из этапов управления изменениями возникает наибольшее сопротивление переменам?



А.На этапе планирования изменений;

Б.Осуществления изменений;

В.Осознания необходимости перемен;

Г.Подкрепления изменений;

Д.Содействия новаторству;

Ж.Создания венчурных команд.

16.Какие методы способствуют преодолению сопротивления переменам?

А.Предоставление информации;

Б.Создание венчурных команд;

В.Привлечение к принятию решений;

Г.Обеспечение испытания изобретения;

Д.Четкое формулирование преимуществ перемен;

Е.Переговоры;

Ж.Принуждение.

17.Назовите причины возникновения неформальных групп.

А.Сопротивление переменам.

Б.Чувство принадлежности.

В.Взаимозащита.

Г.Достижение определенных целей.

Д.Осуществление социального контроля.

Е.Пространственная и географическая близость.

18.На эффективность работы групп не влияют следующие ее характеристики: размер, состав, нормы, роли ее членов.

А. Да. Б. Нет.

19.Разделите преимущества и недостатки групп.

А.Перераспределение власти.

Б.Возрастание трудовых усилий.

В.Увеличение усилий по координации деятельности членов группы.

Г.Расширение рабочих навыков и знаний.

Д.Уменьшение усилий по координации действий ее членов.

Е.Возможность социального иждивенчества.

Ж.Большая гибкость в работе.

З.Стремление к частным целям.

И.Разделение ответственности.

К.Увеличение удовлетворенности ее членов.

Л.Снижение уровня мотивации высококвалифицированных сотрудников.

М.Возникновение группового мышления.

20.Новыми типами команд являются:

А.Потенциальная команда;

Б.Высокоэффективная команда;

В.Самоуправляемая команда;

Г.Управленческая команда;

Д.Команда стратегических изменений;

Е.Все ответы верны.

21.Критериями эффективности групповой работы являются:

А.Достижение групповых целей.

Б.Создание условий для свободного высказывания различных точек зрения.

В.Разделение во времени процессов генерирования идей и их оценок.

Г.Удовлетворенность членов группы своим трудом.

Д.Индивидуальное развитие членов группы.

22.Японские менеджеры не поощряют соперничество между отдельными членами группы.

А. Да. Б. Нет.

23.В каких случаях использование команд более эффективно, чем использование групп?

А.Для решения сложных задач;

Б.Когда разнообразие мнений ограничено;

В.Когда необходима высокая самоотдача;

Г.Когда необходим оптимальный результат;

Д.Когда для принятия решений необходим консенсус;

Е. Когда необходим разносторонний подход.

24.Эффективность работы команды стратегических изменений зависит от:

А.Успешного взаимодействия в команде;

Б.Распределения функциональных и командных ролей;

В.Решения поставленных задач;

Г.Управления количественным составом команды;

Д.Управления функциональными обязанностями членов команды.

25.Какие, по Вашему мнению, способы разрешения конфликтов относятся к педагогическим?

А. Убеждение;

Б. Просьба;

В. Беседа;

Г. Решение суда;

Д.Компромисс.

26.Причинами стресса могут явиться:

А.Переход на другую работу;

Б.Плохие физические условия работы;

В.Расширение фронта работ;

Г.Сокращение персонала;

Д.Кооптация;

Е.Введение новых систем мотивации;

Ж.Социализация.

27.Роль стресса:

А. Положительная;

Б. Отрицательная;

В. Нейтральная;

Г. Неоднозначная;

28.Как называется конфликт, при котором два руководителя предъявляют к работнику противоречивые требования?

А. Дисфункциональный;

Б. Межличностный;

В. Внутриличностный;

Г. Межгрупповой.

29.Какой метод разрешения межличностного конфликта является наилучшим?

А. Сглаживание.

Б. Принуждение.

В. Установление общих целей.

Г. Разъяснение требований к работе.

Д. Компромисс.

Е. Сотрудничество.

Ж. Предыдущие ответы неверны.

30.В каких ситуациях использование авторитарного руководства необходимо?

А. При пожаре;

Б. При разработке проекта нововведений;

В. При постоянном нарушении трудовой дисциплины;

Г. Ни при каких ситуациях.

31.Какой стиль проведения изменений выражается в стремлении руководства установить сотрудничество в разрешении конфликта при одновременном слабом настаивании на принятии выработанных им решений?

А.Конкурентный;

Б.Стиль компромисса;

В.Стиль приспособления;

Г.Стиль сотрудничества;

Д.Стиль самоустранения.

32.Люди всегда противятся переменам в организации.

А. Да. Б. Нет. В. В определенных ситуациях.

33.Какие формы власти способствуют большему сотрудничеству со стороны подчиненных?

А.Вознаграждение.

Б.Участие.

В.Экспертная власть.

Г.Законная власть.

Д.Убеждение.

Е.Власть информации.

Ж.Харизма.

З.Принуждение.

34.Имеет ли автократический стиль управления успех в работе с высокообразованными сплоченными сотрудниками?

А. Да. Б. Нет. В. В определенных ситуациях.

35.Какой стиль управления людьми является наиболее эффективным на этапе инициирования перемен?

А.Демократический.

Б.Либеральный.

В.Ориентированный на человека.

Г.Автократический.

Д.Ориентированный на задачу.

36.Индивидуальный стиль менеджера определяется:

А.Степенью свободы при принятии решений.

Б.Выбором методов управления.

В.Образованием.

Г.Стажем работы.

Д.Личными ценностями.

37.Какие два качества руководителей наиболее важны для корпорации, работающей в неопределенной, динамичной среде и обладающей высококвалифицированным персоналом?

А.Агрессивность.

Б.Инициативность.

В.Ответственность.

Г.Самоуверенность.

Д.Настойчивость.

Е.Решительность.

Ж.Внимание к людям.

З.Энергичность.

И.Умение работать в команде.

К.Проницательность.

Л.Работоспособность.

М.Уравновешенность.

38.Какие из перечисленных структур являются наиболее гибкими, адаптивными? Органическими?

А.Функциональная.

Б.Матричная.

В.Продуктовая.

Г.Линейная.

Д.Проектная.

Е.Штабная.

Ж.Структура, ориентированная на потребителя.

З.Сетевая.

39.Какие этические проблемы возникают в связи с упрощением структуры организации путем сокращения персонала с целью повысить шанс долговременного выживания организации.

А.Ответственность за судьбу увольняемых работников;

Б.Необходимость адаптации к изменившейся среде;

В.Неодобрение со стороны друзей, коллег по работе;

Г.Нарушение экономического и психологического контракта.

40.При производстве монопродукта наиболее предпочтительной является следующая организационная структура:

А. Продуктовая.

Б. Матричная.

В. Линейно-функциональная.

Г. Ориентированная на потребителя.



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Управление изменениями»

а) основная литература:

  1. Дорофеева Л.И. Основы менеджмента: УМК. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011. – 411 с.

  2. Организационное поведение: учеб.-метод. комплекс, 4-е изд., перераб. и доп. – Саратов, 2012, 347с. library.sgu.ru/uch_lit/654.pdf.

  3. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента – М.: Дашков и К, 2010. -576с.

б) дополнительная литература:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: М.: Экономистъ, 2008.

  2. Дорофеева Л.И. Организационное поведение: УМК для студентов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Саратов: Издат. Центр «Наука», 2011. – 301с.

  3. Малюк В.И. Менеджмент: деловые ситуации, практические задания, курсовое проектирование. – М.: Кнорус, 2010. – 293с.

  4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2008.

  5. Оксинойд К.Э. Организационное поведение. – М.:Кнорус, 2009. -480с.

  6. Организационная культура: учебник / Под ред. Шаталовой Н.И. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 652 с.

  7. Трошина Е.В. Основы менеджмента – М.:Кнорус, 2010.- 488с.

  8. Широкова Г.В. Управление изменениями в российских компаниях: учебник, 3-е изд. – СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2009. – 480 с.

в) рекомендуемая литература

  1. Богачек И. Новые законы менеджмента. –СПб.: Книжный дом, 2005.

  2. Веснин В.Р. Менеджмент. М.: Перспектива, 2008.

  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2007.

  4. Герчикова И.Н. Менеджмент.– М.: ЮНИТИ, 2008.

  5. Гибсон Дж., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы. – М., 2000.

  6. Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб.: Питер, 2007.

  7. Джордж Дж. М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов / Пер. с англ. – М., 2003.

  8. История менеджмента: Учеб. Пособие /под ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА_М, 2010. – 240 с.

  9. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: Питер, 2001.

  10. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Организация, ориентированная на стратегию. – М.: Олимп-Бизнес, 2005.

  11. Карташова Л.В, Никонова Т.В, Соломанидина Т.О. Организационное поведение. – М: ИНФРА-М, 2008.

  12. Копейкин Г.А. Управление социальным развитием организации. –СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.

  13. Лапыгин Ю.Н. Теория менеджмента: учеб. пособие. – М.: Рид Групп, 2011. – 336 с.

  14. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. – М., 2007.

  15. Новиков Д.А. Механизмы функционирования многоуровневых организационных систем. – М.: Фонд «Проблемы управления», 2009.

  16. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

  17. Организационное поведение: Учебник для вузов / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2008.

  18. Парментер Д. Ключевые показатели эффективности. Разработка, применение и внедрение решающих показателей. – М.: Олимп-Бизнес, 2008. – 228 с.

  19. Рамперсад Х.К. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения. – М.: Олимп-Бизнес, 2005.

  20. Робсон М., Уллах Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: Практ. руководство. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  21. Сенге П. Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации. – М.: Олимп-Бизнес, 2009.

  22. Спивак В.А. Организационное поведение. – М.: Эксмо, 2007.

  23. Теория менеджмента: Учебник для вузов /под ред. А.М. Лялина. – СПб.: Питер, 2010. – 464 с.

  24. Управление знаниями в корпорации /Б.З. Мильнер, В.Г. Смирнова, З.П. Румянцева, А.В. Блинникова. М.: ГУУ, 2006.

  25. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. - СПб.: Питер, 2008.

  26. Широкова Г.В. Управление изменениями в российских компаниях: учебник. 3-е изд., 2009. -480 с.

  27. Шумпетер И. Теория экономического развития. – М., 1992.

  28. Яхонтова Е.С. Эффективность управленческого лидерства. – М., 2002.

  29. Argyris C. Personality and Organization. – New York: Harper & Row, 1957.

  30. Fiedler F.E. A Theory of Leadership. – McGraw-Hill, 1967.

  31. Lewin K. The Conceptual Representation and the Measurement of Psychological Forces. – Durham, N.: Duke University Press, 1938.

  32. Likert R. New patterns of management. – N.Y., 1970.

  33. Management development as a process of influence // Industrial Management Review, 1961. – May.

  34. Masloy A.H. Motivation and personality. – N.Y., 1970.

  35. McClelland D. The Achieving Society. – N.Y.: Princeton, 1961.

  36. McClelland D. Power: The Inner Experience. – N.J.: Irvington, 1975.

  37. McGregor D. The Human Side of Enterprise. – N.Y., 1960.

  38. Mitchell R.T. Motivation, New Directions for Theory, Research, and Practice. – N.Y., McGraw-Hill, 1978.

  39. Porter L.W., Lawler E.E. Managerial Attitudes and performance. – Homewood, IL., 1968.

  40. Simon H. Administrative behaviour. – N.Y., 1959.

г) Периодические издания:

  1. Вестник МсKinsey

  2. Деловые люди.

  3. Директор

  4. Менеджмент в России и за рубежом

  5. Мотивация и оплата труда

  6. Коммерсантъ.

  7. Проблемы теории и практики управления

  8. Российский журнал менеджмента

  9. Российский экономический журнал

  10. Секрет фирмы

  11. Эксперт.

  12. Harvard Business Review (на русском языке)

  13. Academy of Management Review

  14. Human Resource Management

  15. Organizational Behavior and Human Decision Processes

  16. Strategic Management Journal

д) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Базы данных, информационно-поисковые системы


EВSCO – Универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний.

http://search.epnet.com

"Emerald Management Extra 111" (EMX111) - база данных по экономическим наукам, включает 111 полнотекстовых журналов издательства Emerald по менеджменту и смежным дисциплинам.

www.emeraldinsight.com/ft

ProQuest: ABI /Inform Global - полнотекстовая база данных по бизнесу, менеджменту и экономике.

Информационно-справочные системы: «Консультант Плюс», «Гарант»



http://proquest.umi.com/login


Ассоциация Деминга http://deming.ru/TexnUpr/FunkModOcen.htm

Учебный Центр Luxoft http://www. Luxofttraining.ru/

Основы менеджмента http://examen.od.ua/osnovi/
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины


  • 3 компьютерных класса;

  • мультимедийное оборудование;

  • оборудованные учебные классы;

  • информационные базы данных;

  • учебная, научная, монографическая литература.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 080400 Управление персоналом, профилю подготовки Управление персоналом организации.
Автор к.э.н., профессор кафедры

менеджмента и маркетинга Дорофеева Любовь Ивановна

Программа одобрена на заседании кафедры менеджмента и маркетинга

от 23 апреля 2013года, протокол № 8 .

Подписи:

Зав. кафедрой менеджмента

и маркетинга к.э.н., доц. Л.И. Дорофеева

Декан экономического факультета



к.э.н., доц. О.С. Балаш


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка