Рабочая программа дисциплины Политическая социология Направление подготовки 41. 03. 04 Политология (бакалавриат)



Скачати 369.35 Kb.
Дата конвертації13.04.2016
Розмір369.35 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»

Юридический факультет

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины

Политическая социология

Направление подготовки

41.03.04 Политология (бакалавриат)

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр политологии

Форма обучения

Очная


Саратов,

2014



  1. Цели освоения дисциплины

Политическая социология является одним из основных курсов для студентов отделения политологии юридического факультета. В рамках этого курса изучаются социологические подходы к исследованию политических процессов. Курс необходим как для общепрофессиональной подготовки политологов.



Предмет курса – политическая сфера жизнедеятельности общества, политические отношения между государственными институтами, общественными организациями и населением.

Цель курса «Политическая социология» – освоение предмета, основных методов и методик, применяемых в политической социологии. Курс способствует политической социализации студентов, их способности анализировать политическую реальность.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы из 144 часов.




  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Коды формируемых компетенций:

ОК: 1-6, 8-14, 18, 21-23

ПК: 1-4, 6, 9-18

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать основные направления политической социологии, теоретические и эмпирические исследования российских и зарубежных специалистов по обозначенной проблематике.

Уметь использовать методики и понятийный аппарат социологических исследований политических явлений и процессов, грамотно оперировать важнейшими категориями политологии (государство, политическая власть, участие в политической жизни и д.р.) применительно к конкретной общественной ситуации.

Владеть практическими навыками анализа политических процессов, социальными инструментами организации коммуникации в профессиональной среде.

  1. Структура и содержание дисциплины

п/п / Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной нагрузки

Формы текущего контроля (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестру)

л

с

ср

всего




Тема 1. Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания и взаимосвязь с другими общественными науками. Специфика методического аппарата, применяемого в политической социологии.

3

1

2

2

4

8

Работа на семинаре

Тема 2. Исследование природы и функций государства, политической системы и ее подсистем.







4

4

8

16




Тема 3. Общая характеристика негосударственных участников политических процессов. Социологическое исследование партий и общественных движений.







2

2

4

8




Тема 4. Другие негосударственные участники политического процесса и социологические подходы к изучению групп интересов, групп давления и лобби.







2

2

4

8




Тема 5. Индивидуальное участие в политическом процессе и политическое поведение, в том числе проблемы политического абсентеизма.







2

2

4

8




Тема 6. Политическая культура как предмет социологического анализа.







2

2

4

8




Тема 7. Исследование влияния этно-национальных факторов на политический процесс.







2

2

4

8




Тема 8. Социологические подходы к исследованию элит в современном обществе.







2

2

4

8




Тема 9. Социологические подходы к исследованию политического лидерства. 







2

2

4

8




Тема 10. Социологические подходы к исследованию выборов (избирательных кампаний).







2

2

4

8




Тема 11. Социологические подходы к исследованию влияния СМИ на массовое политическое сознание.







2

2

4

8




 Тема 12. Молодежь и политика.







4

2

6

12

























Экзамен

Всего







28

26

54








Тема 1. Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания и взаимосвязь с другими общественными науками. Специфика методического аппарата, применяемого в политической социологии. 

В этом разделе характеризуется взаимосвязь политической социологии с другими науками - политологией, историей, этнологией, психологией и др. При этом  определяется то общее, что есть между ними, а также отличие предмета политической социологии в отличие от других дисциплин. Раскрывается специфика методического аппарата, применяемого в политической социологии.

Характеризуются основные направления политической социологии и рассматриваемые ею проблемы. 

Тема 2. (2 лекции) Исследование природы и функций государства, политической системы и ее подсистем. 

В данном разделе основное внимание уделяется определению политической системы, ее структуры и функций. Характеризуются основные подсистемы политической системы современного общества: государственные институты и неправительственные (негосударственные организации – общественные и частные), проблемы гражданского общества.

Рассматриваются основные вопросы социологического исследования государственных институтов, их отношений между собой, с населением, негосударственными участниками политического процесса. 

Тема 3. Общая характеристика негосударственных участников политических процессов. Социологическое исследование партий и общественных движений

В разделе характеризуются основные типы негосударственных участников политической системы современного общества, прежде всего, партии и движения. Определяется, чем отличаются партии от общественных движений, как осуществляется переход от общественных движений к политическим партиям.

Рассматриваются основные подходы в социологическом анализе политических партий и общественных движений, проблемы адаптации методик к подобным исследованиям. 

Тема 4. Другие негосударственные участники политического процесса и социологические подходы к изучению групп интересов, групп давления и лобби. 

В разделе даются определения таких понятий, как "группы интересов", "группы давления" и "лобби" в качестве участников политических процессов. Рассматривается, чем отличаются группы давления от групп интересов в политике.

Анализируется динамика отношения социологов к проблеме лоббирования в политике за рубежом и в России. Приводятся примеры социологических исследований названных негосударственных участников политических процессов. 

Тема 5. Индивидуальное участие в политическом процессе и политическое поведение, в том числе проблемы политического абсентеизма.  

В разделе рассматриваются основные проблемы индивидуального участия в политике, которые исследуются в политической социологии.

Особое внимание уделяется причинам политической апатии и абсентеизма, подходам к их исследованию в политической социологии. Определяется специфика применения социологических методов исследования индивидуального участия в политических процессах. 

Тема 6. Политическая культура как предмет социологического анализа. 

В разделе дается определение политической культуры. Характеризуются подходы зарубежных (Г.Алмонда, С.Вербы и др.) и российских социологов к исследованию политической культуры.

Рассматриваются познавательные, эмоциональные и оценочные ориентации как составные элементы политической культуры.

Анализируются такие характеристики политической культуры, как гомогенность и гетерогенность. Рассматриваются различия "официальной" политической культуры, субкультуры и контркультуры с точки зрения социологов.



Тема 7. Исследование влияния этно-национальных факторов на политический процесс.  

В разделе определяется роль национальных и этнических факторов в политике.

Анализируется влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития федерализма в Российской Федерации.

Характеризуются методики социологического исследования межнациональных отношений в контексте политических процессов. 



Тема 8. Социологические подходы к исследованию элит в современном обществе. 

В начале изучения данной темы даются известные в социологии определения элит.

Анализируются различные подходы к исследованию элит (Г.Моска, В.Парето и других западных социологов).

Рассматриваются некоторые социологические исследования элит в современном российском обществе на федеральном уровне, а также региональных и местных элит.

Дается представление о том, что такое контрэлиты. 

Тема 9. Социологические подходы к исследованию политического лидерства. 

В разделе основное внимание уделяется проблемам исследования политического лидерства как феномена, а также конкретных политических лидеров.

Характеризуется роль политических лидеров в современном обществе в России и за рубежом.

Рассматриваются некоторые социологические исследования политических лидеров. 



Тема 10. Социологические подходы к исследованию выборов (избирательных кампаний). 

В разделе рассматривается электоральная социология как развивающееся направление эмпирических исследований.

Оценивается роль института выборов в политической жизни России

Анализируется проблема манипулирования общественным сознанием в ходе предвыборных кампаний.

Рассматриваются проблемы, которые могут выступать в качестве предмета исследования избирательных кампаний, а также перспективные задачи развития электоральной социологии в России на ближайшие годы. 

Тема 11. Социологические подходы к исследованию влияния СМИ на массовое политическое сознание.  

В этом разделе характеризуется влияние, которое оказывают средства массовой информации на массовое политическое сознание. Раскрываются возможности исследовать степень этого влияния в различных политических ситуациях, в том числе в ходе предвыборных кампаний.

Исследуется специфика методического аппарата, применяемого для исследования влияния СМИ на индивидуальное политическое сознание, в частности методики контент-анализа СМИ и т.п. 

Тема 12. Молодежь и политика.

В разделе характеризуется молодежь как специфический субъект политики. Затрагиваются вопросы политической социализации молодого поколения. Исследуются вопросы нормы и девиации в политическом поведении молодежи. Анализируется динамика социологических подходов к проблеме участия молодежи в политическом процессе.




  1. Образовательные технологии

В рамках учебного курса предусматривается использование и сочетание разнообразных видов учебной работы с задачами стимулирования и мотивацией учебно-познавательной деятельности студентов: проведение деловых и ролевых игр, создание проблемных ситуаций с привлечением интерактивных приемов (постановка и решение конкретных задач, разработка сценариев политических ситуаций), визуализация (использование видеоматериалов, карт, схем и т.д.), дискуссии, привлечение экспертов и специалистов, тестирование.

Задача инициации творческого процесса в учебной работе предполагает использование психологических тренингов и технологий (тренинги эффективной коммуникации, управлению карьерой, командообразованию и т.д.).



При проведении занятий со студентами-инвалидами и студентами с ограниченными возможностями здоровья используются адаптированные для них образовательные технологии. Форма проведения занятий для студентов-инвалидов определяется с учетом индивидуальных психофизических особенностей, и может включать в себя устные, письменные на бумаге, письменные на компьютере и иные виды образовательной активности.


  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

В соответствии с п.2.12 Положения о промежуточной аттестации студентов (П1.03.10-2013) при проведении промежуточной аттестации у студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья используются адаптированные для них фонды оценочных средств. Форма проведения экзамена (зачета) для студентов-инвалидов определяется с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в виде тестирования и т.п.). В случае необходимости экзамен (зачет) для студентов-инвалидов может проводиться индивидуально, с выездом преподавателя на дом, и ли с помощью технологий, применяемых при дистанционном и электронном обучении.
Вопросы к экзамену по курсу «Политическая социология»

  1. Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания.

  2. Основные трудности социологического анализа политической сферы жизнедеятельности общества. 

  3. Определение политической системы.     Основные подсистемы политической системы современного общества.

  4.    Основные государственные институты политической системы современного общества.     Проблемы социологического исследования государственных институтов.

  5. Основные типы негосударственных участников политической системы современного общества.Основные методики социологического анализа партий и общественных движений.

  6. Группы интересов как участники политических процессов.

  7. Лобби как участники политических процессов.

  8. Основные факторы, определяющие индивидуальное участие в политическом процессе, исследуемые в политической социологии.

  9. Причины политической апатии и абсентеизма, социологические подходы к их исследованию.

  10. Определение политической культуры.     Подходы зарубежных исследователей (Г.Алмонда, С.Вербы и др.) и российских социологов к исследованию политической культуры.

  11. Познавательные, эмоциональные и оценочные ориентации как составные элементы политической культуры.     Гомогенная и гетерогенная политическая культура.

  12. Роль национальных и этнических факторов в политике.

  13. Национальная политика и оценка ее эффективности в Российской Федерации.

  14. Основные типы государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация). Изучение динамики предпочтений этих форм населением России.

  15. Основные типы субъектов Российской Федерации (республики, области, края, города, автономные округа, национально-культурные автономии). Социологические исследования состояния межнациональных отношений в различных субъектах Российской Федерации.

  16. Определения элит.     Теории элит Г.Моска и В.Парето и других западных социологов.

  17. Проблемы воспроизводства политических элит.

  18. Определение и типология политических лидеров.

  19. Роль политических лидеров в современном обществе в России и за рубежом.

  20. Электоральная социология как развивающееся направление эмпирических исследований.

  21. Роль института выборов в политической жизни России.     Манипулирование общественным сознанием в ходе предвыборных кампаний.

  22. Механизмы влияния СМИ на политические процессы.

  23. Молодежь как специфический субъект политики.

  24. Террор: политическая реальность современности.

  25. Политическая реформа: сущность и содержание.

  26. Политическая революция: теория и практика.

  27. Политический экстремизм и современность.

  28. Типология политического действия. М. Вебер.

  29. Типология политического участия.

  30. Политический конформизм.

  31. Протестные формы политического поведения.

  32. Политическая идентичность.

  33. Глобализация: политический процесс.



Темы рефератов по курсу «Политическая социология»

 

1.     Предмет и основные направления политической социологии, ее место в системе социологического знания и взаимосвязь с другими общественными науками. Специфика методического аппарата, применяемого в политической социологии.



2.     Определение политической системы.

3.     Основные подсистемы политической системы современного общества.

4.     Основные проблемы социологического исследования государственных институтов, их отношений между собой, с населением и негосударственными участниками политического процесса.

5.     Основные подходы к социологическому анализу роли государства во взаимосвязи с гражданским обществом.

6.     Общая характеристика и основные типы негосударственных участников политических процессов.

7.     Социологические исследования партий и общественных движений.

8.     Социологические подходы к изучению групп интересов, групп давления и лобби.

9.     Изменение отношения к проблеме лоббирования в политике и придания ему правового характера.

10.           Эмпирические исследования индивидуального участия в политическом процессе и политического поведения.

11.           Исследование политической апатии и абсентеизма.

12.           Политическая культура как предмет социологического анализа.

13.           Подходы зарубежных исследователей (Г.Алмонда, С.Вербы и др.) и российских социологов к исследованию политической культуры.

14.           Познавательные, эмоциональные и оценочные ориентации как составные элементы политической культуры.

15.           Гомогенная и гетерогенная политическая культура.

16.           "Официальная" политическая культура, субкультура и контркультура.

17.           Исследование этно-национальных факторов в политических процессах.

18.           Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития федерализма в Российской Федерации.

19.           Социологические подходы к исследованию форм государственного устройства и административного деления.

20.           Социологические подходы к исследованию элит в современном обществе.

21.           Теории элит Г.Моска и В.Парето и других западных социологов.

22.           Социологические исследования элит в современном российском обществе на федеральном уровне, а также региональных и местных элит.

23.           Контрэлиты и их социологическое исследование

24.           Социологические подходы к исследованию политического лидерства.

25.           Роль политических лидеров в современном обществе в России и за рубежом.

26.           Социологические подходы к исследованию выборов (избирательных кампаний)

27.           Электоральная социология как развивающееся направление эмпирических исследований.

28.           Роль института выборов в политической жизни России

29.           Проблема манипулирование общественным сознанием в ходе предвыборных кампаний.

30.           Перспективы развития предвыборных кампаний в России в ближайшие годы.

Вопросы теста

 

1.                  Что является предметом политической социологии:



  1. люди;

  2. политические институты;

  3. отношение людей к политическим институтам.

Укажите номер правильного ответа

 

2.                  Какое место занимает политическая социология в системе научного знания:



  1. часть социологии;

  2. часть политологии;

  3. самостоятельная наука, не входящая в состав ни одной другой науки.

Укажите номер правильного ответа

 

3.            Расставьте в нужном порядке общественные науки по тесноте связей с ними политической социологии:



      1. политология;

      2. общая социология;

      3. история;

      4. психология.

 

Ответ: __ __ __ __

Укажите последовательность номеров всех перечисленных наук 
4.      Что сближает политическую социологию с такими науками, как политология, история, право:


    1. изучаемая сфера общественных отношений;

    2. методы исследования;

    3. методики исследования.

Укажите номер правильного ответа 
5.      В чем специфика методического аппарата, применяемого в политической социологии.

      1. нет специфики;

      2. некоторые методики не могут применяться в силу закрытости сферы политики;

      3. социологические методики неприменимы для исследования политики.

Укажите номер правильного ответа 
6.      Политическая социология в теоретическом плане это:

  1. общая социологическая теория;

  2. нетеоретическая дисциплина;

  3. теория среднего уровня.

Укажите номер правильного ответа 
7.                  Есть ли в политической социологии эмпирическая база:

      1. эмпирическая база отсутствует;

      2. эмпирическая база есть.

Укажите номер правильного ответа
 8.                  Расставьте в нужном порядке последовательность ваших действий при проведении исследования по политической социологии:

  1. формулировка гипотез исследования;

  2. сбор и анализ информации о предметной области, полученной в ходе исследования;

  3. описание методики исследования;

  4. формулировка предмета, объекта и цели исследования.

Ответ: __ __ __ __

 

9.                  Что из перечисленных проблем является одним из направлений политической социологии:


    1. демография;

    2. выборы;

    3. корпоративная культура.

Укажите номер правильного ответа

 

10.              Изучаются ли международные отношения одним из направлений политической социологии:



      1. нет;

      2. международные отношения являются одним из направлений политической социологии.

Укажите номер правильного ответа

 

11.              Как называется направление политической социологии, занимающееся исследованием международных отношений:



    1. мировая политика;

    2. теория международных отношений;

    3. социология международных отношений.

Укажите номер правильного ответа

 

12.              Какая главная трудность социологического анализа политической сферы:



  1. слишком много политических организаций;

  2.   закрытость политической сферы;

  3.   отсутствие методик анализа.

Укажите номер правильного ответа

 

13.     Выберите определение политической системы:



  1. государство;

  2. совокупность государственных институтов и неправительственных организаций, участвующих в политических отношениях;

  3. общественно-политические организации.

Укажите номер правильного ответа

 

14.              Назовите основные подсистемы политической системы современного общества:



    1. государственные институты и негосударственные организации, действующие в сфере политики;

    2. государственные организации и партии;

    3. партии и общественные движения.

Укажите номер правильного ответа

 

15.              Кто впервые ввел понятие политическая система в социологические исследования:



  1. Т. Парсонс;

  2. Д. Истон, Г.Алмонд;

  3. К. Поппер.

Укажите номер правильного ответа

 

16              Расположите государственные институты по убывающей значимости (на основе социологических исследований отношения к ним населения в современной России):



      1. правительство;

      2. Совет Федерации;

      3. глава государства;

      4. Государственная Дума.

Ответ: __ __ __ __

 

17.              Какой тип государства по его роли в обществе пользуется наибольшей поддержкой в современной России:



      1. максималистский;

      2. социал-демократический;

      3. праволиберальный.

Укажите номер правильного ответа

 

18              Что вы понимаете под гражданским обществом:



  1. государственные организации;

  2. все общество;

  3. общественные структуры.

Укажите номер правильного ответа

 

19.              Какую главную функцию призваны исполнять негосударственные (неправительственные организации):



    1. участия в выборах;

    2. посредника в продвижении интересов различных групп и слоев населения в отношениях с государством;

    3. борьбы за власть.

Укажите номер правильного ответа

 

20.              Расположите основные проблемы социологического исследования государственных институтов по убывающей значимости:



      1. отношения между государственными институтами;

      2. отношения населения с государственными институтами;

      3. отношения населения с негосударственными участниками политического процесса;

      4. отношения между негосударственными участниками политического процесса.

Ответ: __ __ __ __

 

21.              Расположите основные методы (подходы) социологического анализа государства и его функций по убывающей значимости их использования:



      1. сравнительный анализ;

      2. системный анализ;

      3. структурно-функциональный анализ;

      4. моделирование.

Ответ: __ __ __ __

 

22.              Назовите основные типы негосударственных участников политических процессов:



  1. бизнес-структуры;

  2. общественные организации;

  3. правительство.

Укажите номер правильного ответа

 

23.              Назовите основные типы общественных организаций:



  1. группы интересов;

  2. партии и общественные движения;

  3. группы давления.

Укажите номер правильного ответа

 

24.              Назовите основное отличие партий от общественных движений:



  1. партии борются за политическую власть;

  2. движения являются более многочисленными организациями, чем партии;

  3. общественные движения ближе к народу.

Укажите номер правильного ответа

 

25.              Что такое конфессиональные движения:



  1. религиозные движения;

  2. светские движения, объединяющие людей, поддерживающих ценности той или иной конфессии.

Укажите номер правильного ответа

 

26.              Что такое лобби:



  1. группа интересов;

  2. группа давления;

  3. объединение людей, профессионально и с выгодой для себя занимающихся проталкиванием нужных политических решений.

Укажите номер правильного ответа

 

27.              Что такое политический абсентеизм:



  1. отказ от работы в политике;

  2. отказ от участия в выборах и других политических мероприятиях;

  3. апатия.

Укажите номер правильного ответа

 

28.              В чем главная причина политической апатии (по данным исследований):



  1. недоверие к политической власти;

  2.   отсутствие финансирования;

  3. лень, инертность.

Укажите номер правильного ответа

 

29.              Может ли являться политическая культура предметом социологического анализа:



  1. да, может;

  2. нет, не может.

Укажите номер правильного ответа

 

30.              Политическая культура это:



  1. политическое поведение;

  2. элемент сознания.

Укажите номер правильного ответа

 

31.              Кто ввел понятие политической культуры в политическую социологию:



  1. Ф. Энгельс;

  2. Г. Алмонд;

  3. В.Парето.

Укажите номер правильного ответа

 

32.              Что такое гомогенная политическая культура:



  1. высокая политическая культура;

  2. однородная политическая культура;

  3. официальная политическая культура

Укажите номер правильного ответа

 

33.              Что такое познавательные ориентации в политической культуре:



      1. метод познания политической культуры;

      2. знания о политике, ее основных участниках.

Укажите номер правильного ответа

 

34.              Что такое эмоциональные ориентации в политической культуре:



      1. эмоциональное отношение к политической реальности, политическим лидерам, их действиям и т.п.;

      2. оценка деятельности различных политических игроков.

Укажите номер правильного ответа

 

35.              Что такое официальная политическая культура:



  1. политическая культура, разделяемая большинством населения данного общества;

  2. политическая культура, на которой основываются выступления политических деятелей, занимающих официальные государственные посты.

Укажите номер правильного ответа

 

36.              Что такое субкультура в политике:



  1. разновидность политической культуры, которую поддерживает большинство граждан данного общества;

  2. разновидность политической культуры, которая разделяется небольшой частью населения и имеет некоторое отличие от доминирующей политической культуры.

Укажите номер правильного ответа

 

37.              Что такое контркультура в политике:



  1. разновидность политической культуры, которую поддерживает меньшинство граждан данного общества;

  2. разновидность политической культуры, которая разделяется некоторыми политическими организациями и гражданами, которая настолько отличатся от официальной политической культуры, что может рассматриваться как ее альтернатива.

Укажите номер правильного ответа

 

38.              Какой характер носит политическая культура в современной России (на основе данных социологических исследований):



  1. гомогенный характер;

  2. гетерогенный характер.

Укажите номер правильного ответа

 

39.              Есть ли в современной России субкультуры в политической культуре:



  1. да, есть;

  2. нет, существует только официальная политическая культура.

Укажите номер правильного ответа

 

40.              Существуют ли в современной России контркультуры в политике:



  1. нет, не существуют;

  2. существуют, но роль их невелика.

Укажите номер правильного ответа

 

41.              Какой аспект этно-национальных факторов исследуется в политической социологии:



  1. этнографические особенности различных народов и наций;

  2. Роль национальных и этнических факторов в политике.

Укажите номер правильного ответа

 

42.              Влияют ли этнонациональные факторы на государственное устройство Российской Федерации:



  1. нет, не влияют;

  2. да, влияют, и определяю государственное устройство РФ.

Укажите номер правильного ответа

 

43.              Какой характер носит современная федерация в России:



  1. унитарный;

  2. ассиметричный.

Укажите номер правильного ответа

 

44.              В чем проявляется асимметричность государственного устройства в современной России:



  1. субъекты РФ имеют разную площадь территории;

  2. субъекты РФ имеют разное географическое положение;

  3. субъекты РФ образуются по разным основаниям (территориальному и национальному).

Укажите номер правильного ответа

 

45.          В каком ракурсе исследуются в политической социологии средства массовой информации:



  1. СМИ как каналы коммуникации;

  2. влияние СМИ на политические отношения.

Укажите номер правильного ответа

 

46.          Как называется направление прикладных исследований СМИ:



  1. теория коммуникаций;

  2. медиалогия.

Укажите номер правильного ответа

 

47.          Может ли быть элита предметом социологических исследований:



  1. да, может;

  2. нет, не может.

Укажите номер правильного ответа

 

48.          Элита существует только к сфере политики:



  1. да, элита существует только в политике;

  2. нет, элиты существуют в каждой сфере жизнедеятельности общества.

Укажите номер правильного ответа

 

49.          Кто стоял у истоков социологического анализа  элит в современном обществе:



  1. К.Маркс;

  2. Т.Парсонс;

  3. В.Парето.

Укажите номер правильного ответа

 

50.          Отличаются ли в современном российском обществе элиты на федеральном уровне от региональных и местных элит (на основе данных социологических исследований).



  1. да, отличаются;

  2. нет, не отличаются.

Укажите номер правильного ответа

 

51.          Что относится к понятию политический лидер в политической социологии.



  1. человек, занимающий высокий пост в государственных структурах;

  2. лидер негосударственной политической организации.

Укажите номер правильного ответа

 

52.          Какую роль играют политические лидеры в современной России:



  1. малую;

  2. большую;

  3. среднюю.

Укажите номер правильного ответа

 

53.          Расположите основные методики социологического исследования голосования избирателей на выборах по убывающей значимости их использования:



      1. интервьюирование;

      2. анкетный опрос;

      3. экзит-полл.

         Ответ: __ __ __

 

54.          Расположите основные методики социологического исследования кандидатов на выборах по убывающей значимости их использования:



      1. интервьюирование;

      2. биографический анализ;

      3. контент-анализ.

         Ответ: __ __ __

 

55.          Что нового дают социологические исследования кандидатов на выборах:



  1. информацию о внешности кандидатов;

  2. информацию об их интересах, планах участия в выборной кампании.

Укажите номер правильного ответа

 

56.          Как называется направление политической социологии, занимающееся выборами:



      1. социология абсентеизма;

      2. электоральная социология.

Укажите номер правильного ответа

 

57.          Какую роль играет институт выборов в политической жизни современной России:



  1. малую;

  2. большую;

  3. среднюю.

Укажите номер правильного ответа

 

58.          Что считать манипуляцией общественным мнением в ходе предвыборных кампаний:



  1. влияние на потенциальный выбор избирателя того иного кандидата или партии;

  2. предоставление избирателю заведомо неверной информации для того, чтобы склонить его к голосованию за определенного кандидата или партию;

  3. распространение слухов.

Укажите номер правильного ответа

 

59.          Приобрели вы полезные знания в ходе изучения курса политической социологии:



  1. да;

  2. нет.

Укажите номер вашего ответа

 

60.          Считаете ли вы, что для лучшего усвоения курса было бы полезно издать дополнительные пособия по основным его темам:



  1. да;

  2. нет.

Укажите номер вашего ответа
7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС

Таблица 1.1 Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

Семестр

Лекции

Лабораторные занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

Автоматизированное тестирование

Другие виды учебной деятельности

Промежуточная аттестация

Итого

3

10

0

40

20

0

0

30

100




























Программа оценивания учебной деятельности студента

3 семестр


Лекции

Посещаемость – от 0 до 5 баллов. (от 0% до 20% посещенных лекций – 0 баллов, от 21 до 40% посещенных лекций – 1 балл, от 41 до 60% посещенных лекций – 2 балла; от 61 до 80% посещенных лекций – 3 балла; от 81 до 90% посещенных лекций – 4 балла; от 91 до 100% посещенных лекций – 5 баллов)

Активность, участие в блиц-опросах по ранее пройденному материалу - от 0 до 5 баллов. (от 0% до 20% правильных ответов – 0 баллов, от 21 до 40% правильных ответов – 1 балл, от 41 до 60% правильных ответов – 2 балла; от 61 до 80% правильных ответов – 3 балла; от 81 до 90% правильных ответов – 4 балла; от 91 до 100% правильных ответов – 5 баллов)

Практические занятия

Посещаемость - от 0 до 15 баллов (от 0% до 20% посещенных лекций – 0 баллов, от 21 до 40% посещенных лекций – 3 балла, от 41 до 60% посещенных лекций – 6 баллов; от 61 до 80% посещенных лекций – 9 баллов; от 81 до 90% посещенных лекций – 12 баллов; от 91 до 100% посещенных лекций – 15 баллов)

Правильность выполнения контрольных заданий в аудитории – от 0 до 25 баллов. (по 1-2 балла за каждое семинарское занятие, в ходе которого было выполнено правильно задание)

Самостоятельная работа

Подбор источников и иных материалов для работы на семинарских занятиях – по 1-2 балла за каждое занятие

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация проводится в форме устного экзамена. Экзамен включает в себя вопросы теоретического обучения.

ответ на «отлично» оценивается от 25 до 30 баллов;

ответ на «хорошо» оценивается от 20 до 24 баллов;

ответ на «удовлетворительно» оценивается от 11 до 19 баллов;

ответ на «неудовлетворительно» оценивается от 0 до 10 баллов.

Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за 5 семестр по дисциплине «Государственная политика и управление» составляет 100 баллов.

Таблица пересчета полученной студентом суммы баллов по дисциплине «Политическая социология» в оценку (экзамен):



91-100 баллов

«отлично»

75 - 90 баллов

«хорошо»

50 -74 баллов

«удовлетворительно»

0 - 49 баллов

«не удовлетворительно»


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Данилов М.В. Государственная политика и управление: Учеб.-метод. пособие для студентов гуманит. направлений. Саратов: Изд-во Латанова, 2014 – 86 с. ISBN 5-94-184-117-1 http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/853.pdf



2. Соловьев А. И.   Политология. Политическая теория. Политические технологии [Текст] : учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 574, [2] с. : табл. - (Учебник). - ISBN 978-5-7567-0522-5 (в пер.) : 480.00 р.Рекомендован М-вом образования РФ в качестве учеб. для студентов вузов

3. Политология [Текст] : учеб.-метод. пособие / под ред. А. А. Вилкова. - Саратов : ИЦ "Наука", 2010. - 272, [2] с. - Библиогр. в конце разд. - ISBN 978-5-9999-0336-5 : Б. ц.




б) дополнительная литература


  1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии. //Портал «Экономика. Социология. Менеджмент»: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81534

  2. Амелин В.Н. Социология политики. М., 1992.

  3. Андреев А. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства // Общественные науки и современность. 1996, №1. С. 105 - 114.

  4. Анохина Н.В., Мелешкина Е.Ю. Пропорциональная избирательная система и опасности президенциализма: российский случай // Полис, 2007, №3.

  5. Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание – и направления для дальнейших исследований // Политические исследования. 1995, №3.

  6. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1994.

  7. Афанасьев М.Н. Российские элиты развития: запрос на новый курс. М.: Фонд Либеральная миссия, 2009.

  8. Бакитановский В.И., Согомонов Ю.В., Чуриков В.А. Этика политического успеха. М., 1997.

  9. Борисов И. Гамма демократии. Современная избирательная система РФ. М., 2007.

  10. Борисов И., Заславский С. Партии на выборах. М, 2007.

  11. Браун А. Политика лидерства в России // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политика. 1998, №2. С. 59 - 77.

  12. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

  13. Василенко И.А. Политические процессы на рубеже культур. М., 1998.

  14. Васильев В.А. Гражданское общество: проблемы его исследования. М., 1995.

  15. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979.

  16. Гельман В.Я. Политические партии в России: от конкуренции – к иерархии // Полис. 2008, № 5. С. 135 - 153.

  17. Гидденс Э. Социология. М., 2005.

  18. Горохов В.И., Комаровский В.С. Связь с общественностью в органах государственной службы. М., 1996.

  19. Гудименко Д.В. Политическая культура России // Политические исследования. 1994, №2.

  20. Дахин А.В. Система власти в России в 2000-х годах и модели политического управления регионами // ПОЛИС. 2009, №2. С. 52 - 59. 

  21. Дмитриев А.В., Латынов В.В., Яковлев И.Г. Политика, политология, интернет. М., 2002.

  22. Долгова Г. Генезис партий и приватизация в России // Власть. 2005, №9. С. 32 - 43.

  23. Дробижева Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформируемом обществе. Основные подходы к изучению. М., 1994.

  24. Дюверже М. Партийная политика и группы давления // Социально-гуманитарные знания. 2000, №    4.

  25. Дюверже М. Политические партии. М., 2000.

  26. Зимин А.И. Европоцентризм и русское национальное самосознание // Социс. 1996, №2. С. 55 - 62.

  27. Иванов В.Н. Путинский федерализм: Централизаторские реформы в России в 2000-2008 гг. М.: Территория, 2008.

  28. Крозье М. Основные тенденции современных сложных обществ // Социально-политический журнал. 1992, №6 - 7.

  29. Леванский В.А. Позитивные и негативные образы политических лидеров // Моделирование в социально-политической сфере: научный альманах. 2007, №1.

  30. Лейн Д. Перемены в России: рост политической элиты // Социологические исследования. 1996, №4. С. 30 - 39.

  31. Лысенко Г.В. Взаимодействие власти и СМИ: стратегия и технологии ее реализации (региональный аспект) // Социс. 2008, №4. С. 73 - 77.

  32. Михалёва Н.А.Парламентские и президентские выборы в России. М, 2007.

  33. Перегудов С.П. Политическая система России после выборов 2007 - 2008 гг.: факторы стабилизации и дестабилизации. Часть I. // Полис. 2009, № 2. С. 23 - 39.

  34. Политическая социология: Учебник для вузов // Под ред. Ж.Т.Тощенко. М, 2002.

  35. Сергеева А.В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. М., 2004.

  36. Тезаурус социологии // Под ред. Ж.Т. Тощенко. Статья «Общественные движения». М., 2009.

  37. Тезаурус социологии // Под ред. Ж.Т. Тощенко. Статья «Политическая власть». М., 2009.

  38. Трофимов Е.Н. Национально-культурная автономия: от идеи к реализации // Социс. 2008, №5. С. 91 - 99.

  39. Туровский Р.Ф. Региональные политические режимы в России: к методологии анализа // Полис. 2009, №2. С. 77 - 85.

  40. Цуладзе А. Формирование имиджа политика в России. М.: Университет, 1999. С. 138 - 142.


б) дополнительная литература:

  1. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Предисловие Е.Б. Шестопал // Полис. 1997. №6.

  2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс – Политика; 1992.

  3. Ахременко А.С. Пространственное моделирование электорального выбора: развитие, современные проблемы и перспективы // Полис. 2007, №2.

  4. Ашихмина Я.Г. Конкуренция элит на выборах как критерий современной демократии// Политическая экспертиза, 2007, № 2, http://www.politex.info/content/view/341/30/

  5. Бианки В.А. Серавин А.И. Практика и психология регионального партстроительства. СПб., 2006.

  6. Большаков А.Г. Судьба федералистских проектов на постсоветском пространстве // Полития. 2007, №1. С. 112 - 125.

  7. Большаков С., Казьмин В., Гришина М. Средства массовой информации и выборы. М., 2003.

  8. Бюрократия и общество. М., 1991.

  9. Гаман-Голутвина О.В. Меняющаяся роль государства в контексте реформ государственного управления: отечественный и зарубежный опыт      // Полис. 2007, № 4. С. 24 - 46.

  10. Гражданское общество в многонациональных и поликонфессиональных регионах /под ред. А.Малашенко. М., 2005.

  11. Даль Р. О демократии. М, 2000.

  12. Делягин М.Г. Ценностный кризис: почему формальная демократия не работает // Полис. 2008, № 1. С. 109 - 123.

  13. Дискуссия. Современные модели политических партий // Свободная мысль. 2003, №10.

  14. Евстифеев Р.В. Моделирование электорального пространства российских регионов на основе показателей корреляционной близости политических альтернатив // Моделирование в социально-политической сфере: научный альманах. М., 2007, №1.

  15. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М., 1995.

  16. Интернет и российское общество. М., Московский Центр Карнеги. М., 2002.

  17. Исследование политических ориентаций // Д.П. Гавра, Н.В. Соколов // Социс. 1999, №1. С. 66 - 77.

  18. Комаровский В.С., Смирнов В.В. Политика, политология, политическое управление. М., 2001.

  19. Круглый стол Демократия: универсальные ценности и многообразие исторического опыта // Полис. 2008, № 5. С. 55 - 74.

  20. Мельвиль А.Ю., Тимофеев И.Н. Россия 2020: альтернативные сценарии и общественные предпочтения// Полис. 2008, №4. С. 66 - 86.

  21. Мировое политическое развитие: век XX. М., 1995.

  22. Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 1997.

  23. Панов П.В. Выборы в России: институциональная перспектива // Полис. 2008, №5. С. 99 - 113.

  24. Перегудов С.П. Трипартистские институты на Западе и в России: проблемы обновления // Полис, 2007, №3. С. 78 - 92.

  25. Пушкарева Г.В. Изучение электорального поведения: контуры когнитивной модели // Полис. 2003, №3.

  26. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общей ред. В.С. Комаровского. М., 2001.

  27. Соленикова Н.В. Политический Интернет в российских избирательных кампаниях (Тенденции развития) // Общественные науки и современность. 2007, №5. С. 69 - 74.

  28. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М., 2001.

  29. Тощенко Ж.Т. Социология. М., 2005.

  30. Элита в «вертикальном обществе» (материалы круглого стола) // Общественные науки и современность. 2008, №3. С. 21 - 38.


в) программное обеспечение и интернет-ресурсы

  1. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81534

  2. http://www.globalaffairs.ru/numbers/33/9978.html

  3. http://www.politex.info/content/view/341/30/

  4. http://www.edinoros.ru

  5. http://www.ldpr.ru

  6. http://www.kprf.ru

  7. http://www.spravedlivo.ru

  8. http://www.politex.info/content/view/341/30/




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

м/м оборудование
Учебная работа студентов проводится в виде лекций, семинарских занятий, консультаций, различных форм самостоятельной работы. При этом лекция и семинар не дублируются, а взаимно дополняют друг друга, поскольку некоторые практические аспекты учебного курса не рассматриваются на лекциях. Подготовка к семинару связана не только с темой и вопросами плана, но зависит также от формы проведения семинара, конкретных заданий, которые студент получает от преподавателя. Это может быть написание доклада, реферата, сценария политической ситуации, задания по сбору и обработке материала.

Метод изучения данной дисциплины является новаторским, интерактивным. Он помогает освоить навыки политического анализа ситуации. Это предполагает самостоятельное изучение дополнительной литературы по курсу и работу с индивидуальными заданиями, а также совместную групповую дискуссию в ходе семинаров.

Курс наряду с лекционным материалом включает практические занятия, проводимые как классические семинары с перечнем обсуждаемых вопросов, так и в форме ситуационного анализа, «мозговой атаки» и индивидуальных домашних заданий.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____________________.

Автор __________________ д.и.н., профессор Митрохин В.А.

Программа одобрена на заседании кафедры политических наук_______

от ___________года, протокол № _________________.


Подписи:
Зав. кафедрой ____________________________д.п.н., профессор Вилков А.А.

Декан факультета _______________________д.ю.н., профессор Комкова Г.Н.





База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка