Рабочая программа дисциплины «педагогика» 050100. 62 Педагогическое образование Профиль Иностранный язык



Сторінка1/9
Дата конвертації15.04.2016
Розмір1.85 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ ТЮМГУ В Г. ТОБОЛЬСКЕ

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра педагогики и социального образования
Рабочая программа дисциплины

«ПЕДАГОГИКА»

050100.62 Педагогическое образование



Профиль Иностранный язык

Бакалавр образования



Заочная форма обучения


Тобольск 2015

Содержание

Цели и задачи освоения дисциплины……………………………………………………………




Место дисциплины в структуре ОП ВПО




Требования к результатам освоения дисциплины




Структура и содержание дисциплины………………………………..…………………………




Структура дисциплины ……………………………………………………..……………………




Содержание разделов дисциплины ………………………………………………………..……




Образовательные технологии ……………………………………………….………………….




Самостоятельная работа студентов………………………………………………….…….…….




Компетентностно-ориентированные оценочные средства…………………………………….




Оценочные средства диагностирующего контроля ……………………………………………




Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов…………………………………………………………………………………




Оценочные средства промежуточной аттестации ……………………………………………..




Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ………………………..




Материально-техническое обеспечение дисциплины ………………………………………....




Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).....................





Форма рабочей программы дисциплины
1. Цели и задачи освоения дисциплины:

1. Цели освоения дисциплины (модуля): содействие средствами дисциплины «Педагогика» овладению бакалавром общекультурными и профессиональными компетенциями в области образования, социальной сферы и культуры для успешного решения профессиональных педагогических задач.

Задачи:

  • сформировать целостное представление о педагогике как современной социогуманитарной области научного знания в единстве с образовательной практикой;

  • актуализировать умение понимать и анализировать проблемы образования, объяснять их и давать им профессиональную оценку;

  • способствовать формированию обоснованной методологической позиции будущего специалиста в области педагогической и культурно-просветительской деятельности;

  • развить инновационное научно-педагогическое мышление бакалавров.

2.Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата:

Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части профессионального цикла (Б3.Б.1) в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование».

Освоение дисциплины «Педагогика» необходимо как предшествующее для изучения методики обучения и воспитания, смежных курсов вариативной части данного цикла, всех видов практики и государственной итоговой аттестации.

Содержательно и логически данная дисциплина взаимосвязана с другими дисциплинами учебного плана:

а) предшествуют освоению данной дисциплины: «Введение в специальность», «Технологии самообразования» и др.;

б) изучаются параллельно: поликультурное образование, социально-педагогическое взаимодействие в образовательном социуме и др.;

в) на изучении данной дисциплины базируются: методики обучения и воспитания, смежные курсы вариативной части данного цикла, все виды практики и государственной итоговой аттестации.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:



а) общекультурные (ОК):

– готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

– готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

б) общепрофессиональные (ОПК):


  • способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

в) профессиональные (ПК)

– способен использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);




  • способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6),

  • готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-8);

  • способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9).

3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

– сущность и структуру образовательных процессов, особенности реализации педагогического процесса;



  • теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса; способы педагогического изучения обучающихся; способы взаимодействия педагога с субъектами педагогического процесса;

  • особенности социального партнерства в системе образования;

уметь:

– учитывать различные контексты, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;



  • использовать методы педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

  • проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий;

  • создавать педагогически целесообразную образовательную среду;

  • организовывать внеучебную деятельность обучающихся;

  • управлять деятельностью помощников учителя, координировать деятельность социальных партнеров;

  • использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования;

  • учитывать в педагогическом взаимодействии особенности учащихся; бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

  • участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

владеть:

– способами проектной и инновационной деятельности в образовании;



  • осуществления педагогической поддержки, сопровождения, установления контактов и взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, в том числе в условиях поликультурной образовательной среды;

  • способами ориентирования в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.)

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 11 зачетных единиц (396 часов), из них 164 часа, выделенных на контактную работу с преподавателем.



4.1. Структура дисциплины

Таблица 1





Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

аудиторные занятия

СР

ЛК

ПЗ

КСР




1

История педагогической мысли и образования

1

2

8

-

66

2

Педагогика школы

3

2

2

-

128




Педагогика школы

4

2

10

-

72

3

Профессиональные педагогические задачи

5

2

8

-

89




Экзамен

1,3







Зачет

2







Курсовая работа

4







Контрольная работа

123




4.2. Содержание дисциплины

Таблица 2





Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1

История педагогической мысли и образования

Исторические основы поликультурного взаимодействия в образовании: исторический подход в изучении педагогических явлений; характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Становление и развитие гуманистических педагогических идей: образовательные системы Древнего Востока и античного общества. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России: светское и религиозное образование и воспитание, исторические основы поликультурного взаимодействия в образовании, становление и развитие гуманистических педагогических идей. Педагогическая профессия. Профессиональное становление педагога.

2

Педагогика школы

Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Методология педагогической науки и педагогической деятельности. Определение и основные характеристики педагогического процесса. Проектирование педагогического процесса. Понятие проектирования. Понятие субъекта педагогического процесса. Субъектные характеристики педагога. Основные функции родителей в развитии и воспитании ребёнка. Особенности дидактики как науки, её предмет и задачи. Цели и содержание образования. Методы, формы и технологии обучения. Контроль, оценка и учет в обучении. Воспитание как социокультурное явление и педагогический процесс. Цели и содержание воспитания. Проблема коллектива в педагогике. Образование как условие развития цивилизации, культуры и общества. Образование как система. Управление развитием образовательных систем.

3

Профессиональные педагогические задачи

Профессиональная задача. Понимание и принятие педагогом культурного и личного разнообразия учащихся. Проектирование педагогического процесса. Целеполагание. Оценивающая деятельность педагога. Педагогическое воздействие и поддержка учащихся. Современная образовательная среда и ее ресурсы. Сотрудничество субъектов образования. Профессиональное развитие учителя.



5. Образовательные технологии

Таблица 3





занятия



раздела

Тема занятия

Виды образовательных технологий

Кол-во часов

1 семестр

1

1

Исторический подход в изучении педагогических явлений

Лекция-визуализация

2

2

1

Взаимообусловленность развития философской культуры и становления образовательных систем в Древнем мире

СР

6

3

1

Образование и педагогическая мысль Древнего Мира

СР

7

4

1

Взаимообусловленность европейского и арабского образования.

СР

6

5

1

Ценностные ориентации образования и педагогическая мысль в средние века и эпоху Возрождения (V-XVI вв.)

Семинар-пресс-конференция

2

6

1

Теоретическое обоснование идеала нового человека, содержания образования

СР

5

7

1

Ян Амос Коменский – основоположник педагогической науки. Насколько современны взгляды Я.А.Коменского для школы сегодняшнего и завтрашнего дня?

Семинар-круглый стол

2

8

1

Образование и педагогическая мысль Западной Европы в XIX в. (до 80-х гг.).

СР

7

9

1

Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до ХVIII в.)

СР

6

10

1

Подготовка учителя народной школы. Обогащение идеи развивающего обучения К.Д. Ушинским.

СР

7

11

1

Школа и педагогика в России XVIII века

СР

7

12

1

Школа и педагогика в России XIX века

СР




13

1

Свободное воспитание – педоцентрическая ориентация в педагогических теориях и практике образования.

СР

6

14

1

Педагогическое наследие религиозных мыслителей России XIX - XX веков

СР

6

15

1

Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX века за рубежом


СР

6

16

1

Элитарность образования и воспитания в эпоху Просвещения

СР

6

17

1

Школа и педагогика в России в конце XIX и начале XX вв. (до 1917 г.)

Семинар – конференция

2

18

1

Развитие школы и педагогики в России в советский период

СР

6

19

1

Общечеловеческое воспитание

СР

6

20

1

Педагогический поиск в Российском образовании в 60-х – 80-х годах XX века.

Семинар: работа с таблицей «Что? Где? Когда?

2

21

1

Альтернативные типы школ в России и за рубежом в конце ХХ – начале ХХI веков и проект «школы будущего».

СР

6

3 семестр

1

2

Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке

Проблемная лекция

2

2

2

Определение и основные характеристики педагогического процесса

СР

6

4

2

Понятие субъекта педагогического процесса

СР

6

5

2

Особенности дидактики как науки, её предмет и задачи

СР

5

5

2

Цели и содержание образования

СР

5

6

2

Методы, формы и технологии обучения.

СР

6

7

2

Контроль, оценка и учет в обучении

СР

5

8

2

Методология педагогической науки и педагогической деятельности

Практическое занятие

2

9

2

Проектирование педагогического процесса

СР

2

11
14

3

Основные функции родителей в развитии и воспитании ребёнка

СР

5

4 семестр

1-2

2

Воспитание как социокультурное явление и педагогический процесс.

Проблемная лекция

2

11-12

2

Цели и содержание воспитания

Практическое занятие, деловая игра

2

13-14

2

Проблема коллектива в педагогике.

Семинар-дискуссия

2

15

2

Образование как условие развития цивилизации, культуры и общества.

Семинар на основе техники «Концептуальная таблица»

2

16

2

Образование как система

Семинар

2

17-18

2

Управление развитием образовательных систем.

Практическое занятие с использованием визуализации, работа в микрогруппах

2

5 семестр

1

3

Профессиональная задача

Проблемная лекция

2

3

3

Понимание и принятие педагогом культурного и личного разнообразия учащихся.

Практическое занятие на основе кейс-метода

2

4

3

Проектирование педагогического процесса

СР

2

6

3

Целеполагание

Практическое занятие на основе технологического подхода

2

8

3

Оценивающая деятельность педагога

Практическое занятие на основе решения ситуационных задач

2

10

3

Педагогическое воздействие и поддержка учащихся

СР

2

12

3

Современная образовательная среда и ее ресурсы

СР

2

14

3

Сотрудничество субъектов образования

СР

4

16

3

Профессиональное развитие учителя

Семинар-дискуссия

2



6. Самостоятельная работа студентов

Таблица 4





Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академ. часах)

1

История педагогической мысли и образования

1.Составить: глоссарий по теме

4

2.Составление таблицы «Что? Где? Когда? Почему?» Хронологическая таблица о возникновении и развитии педагогики.

4

3.Составить «Портрет педагога»: представляются материалы о педагогической деятельности зарубежного или отечественного педагога (на выбор)

4

4.Составить опорный конспект по одной из тем лекции (на выбор студента).

4

5.Составить кроссворд по истории образования за рубежом и России (20 - 40 слов)

4

6.Выполнить творческую работу по предлагаемым темам

5

2



Педагогика школы

1. Сформулируйте тему исследования. Определите актуальность, проблему, объект исследования, его предмет, цель, задачи и гипотезу исследования. Обозначьте значение исследования для науки и практики.

4

2. Заполните таблицу (границы возраста; социальная ситуация развития; личностные новообразования, характерные для возраста; основные противоречия развития; прогноз трудностей в работе учителя).

4

3.Разработайте проект родительского собрания (например, «Конфликт в воспитании детей: за и против» или др.).

4

4.Разработайте проект учебного плана образовательного учреждения на основе базисного учебного плана, изменив региональный и школьный компоненты. Обоснуйте необходимость введения тех или иных предметов.

4

5.Разработайте фрагмент урока на основе двух технологий (тема одна и та же). В чем сходство и различие деятельности учащихся и учителя? Какова направленность этих технологий?

4

6. Разработайте тест по оценке достижений учащихся по одной из школьных тем.

4

4 семестр

3


Педагогика школы

1. Сформулируйте одну из актуальных проблем воспитания, определите возможные цели и задачи проекта, который может являться решением этой проблемы.


2

2.Разработайте план воспитательного мероприятия для учащихся. Определите форму проведения, ведущие методы, требования к его организации и проведения, исходя из возрастных особенностей школьников.

2

3.Сравните стадии развития коллектива, выделенные А.С. Макаренко и А. Лутошкиным. Выделите главные отличия в подходах к проблеме формирования детского коллектива.

2

4.Составьте таблицу, содержащую характеристику ведущих тенденций развития образования, отраженную в основных документах об образовании: национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010 г.); Законе «Об образовании в РФ» (2012 г.)

3.


2

5.Подготовьте сообщение о современных моделях управления образованием в зарубежных странах (на выбор).

2

6.Составьте программу мониторинга образовательных достижений обучающихся

2

5 семестр

4

Профессиональные педагогические задачи

  1. Составьте банк педагогических ситуаций (не менее пяти) по проблемам воспитания и обучения. Сформулируйте педагогические задачи в рамках этих ситуаций.

2

  1. Создайте «галерею детских портретов» (в форме альбома, энциклопедии, справочника).

2

  1. Разработайте фрагмент урока или воспитательного дела с использованием интерактивных технологий обучения.

2

  1. Определите цели обучения по одной из тем на примере специальности, используя таксономию целей Б. Блума.

2

  1. Разработайте вариант портфолио для оценки личностных достижений обучающихся (на примере специальности).

2

  1. Определите и сравните методы педагогической поддержки разных категорий детей: 1) возрастная категория (младший школьник, подросток, старший школьник); 2) социальная категория (подростки девиантного поведения, дети социальной нормы и др.); 3) одарённые дети и др.

2

  1. Спроектируйте школьный класс «будущего» с использованием интерактивных средств обучения и эргономической среды.

2

  1. Создайте образ профессии – педагог в контексте современной социокультурной ситуации развития общества.

2


7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства

7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля

собеседование, тестирование, контрольная работа



7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов

7.2.3. Оценивание самостоятельной работы студентов

Таблица 8



Наименование раздела (темы) дисциплины

Формы оцениваемой работы

Максимальное количество баллов

Модуль (аттестация)

1 семестр

1

История педагогической мысли и образования

Глоссарий

6

1

Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»

6

1

«Портрет педагога»

8

2

Опорный конспект по одной из тем лекции

6

2

Кроссворд по истории образования за рубежом

6

3

Творческая работа по предлагаемым темам

8

3

3 семестр

2



Педагогика школы

Разработка методологического аппарата исследования

8

1

Таблица-синтез

4

1

Проект родительского собрания

6

2

Проект учебного плана

6

2

Фрагмент урока с использованием интерактивных технологий

8

3

Тест учебных достижений учащихся

8

3

4 семестр

3

Педагогика школы

План проекта по решению актуальной проблемы образования

8

1

Конспект воспитательного мероприятия с использованием современных технологий воспитания

4

1

Сравнительная таблица

6

2

Аналитическая таблица

6

2







Сообщение-презентация

6

3







Программа мониторинга

10

3

5 семестр

4

Профессиональные педагогические задачи

Банк педагогических задач и ситуаций

5

1

Презентация, фотоальбом, энциклопедия, справочник (по выбору студента)

5

1

Сценарий урока или воспитательного дела

5

1-2

Сценарий целей обучения (текст, «дерево» целей, кластер – по выбору студента)

5

2

Структура портфолио для оценки личностных достижений обучающихся (на примере специальности).

5

2

Сравнительная таблица методов педагогической поддержки разных категорий детей: 1) возрастная категория (младший школьник, подросток, старший школьник); 2) социальная категория (подростки девиантного поведения, дети социальной нормы и др.); 3) одарённые дети и др.

5

3

Проект школьного класса «будущего» с использованием интерактивных средств обучения и эргономической среды.

5

3

Портрет педагога будущего в контексте современной социокультурной ситуации развития общества

5

3

7.2.4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости



  1. тест;

  2. выступление на семинарском занятии;

  3. защита проекта;

выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий
7.3 Оценочные средства промежуточной аттестации
7.3.1. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

Процедура оценивания производится в форме устного ответа на вопросы по дисциплине. Семестровый курс предлагается оценивать по шкале в 100 баллов. Для экзамена предлагается следующая шкала, обеспечивающая сопоставимость с международной системой оценок:

Таблица 9

Вид аттестации

Допуск к аттестации

Зачёт

Экзамен (соответствие рейтинговых баллов и академических оценок)

Удовл.

Хорошо

Отлично

промежуточная

40 баллов

61 балл

61-72 баллов

73-86 баллов

87-100 баллов

7.3.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций.



Примерные вопросы к экзамену

1 семестр


  1. История образования и педагогической мысли как область научного знания.

  2. Древневосточная цивилизация – прародина образования (Египет, Индия, Китай). Смысл конфуцианства.

  3. Охарактеризуйте особенности спартанской и афинской систем воспитания.

  4. Охарактеризуйте систему школ в период средневековья (раннего и развитого).

  5. Охарактеризуйте особенности рыцарской системы воспитания.

  6. Охарактеризуйте основные педагогические идеи эпохи Возрождения (Э. Роттердамский, В. де Фельтре, М. Монтень и др.).

  7. Охарактеризуйте возрастную периодизацию и систему школ, предложенную Я.А. Коменским.

  8. Охарактеризуйте классно-урочную систему и типы школ, предложенные Я.А. Коменским.

  9. Проанализируйте попытки реформирования классно-урочной системы в XVIII-XX веках (Белл-Ланкастерская система, Дальтон-план, Говард-план и др.).

  10. Охарактеризуйте теорию свободного (естественного) воспитания Ж.-Ж. Руссо.

  11. Охарактеризуйте особенности педагогической концепции Д. Локка.

  12. Докажите, что в основе теории элементарного образования И.Г. Песталоцци лежит идея развивающих целей и задач воспитания.

  13. Охарактеризуйте основные принципы педагогики А. Дистервега.

  14. Педагогические идеи И.Ф. Гербарта (воспитывающее образование, теория многостороннего интереса).

  15. Охарактеризуйте особенности социально-педагогических идей Р. Оуэна.

  16. Педагогика действий В.А. Лая как направление экспериментальной педагогики.

  17. Прагматическая педагогика Дж. Дьюи.

  18. Педагогика «гражданского воспитания» и «трудовой школы» как направление реформаторской педагогики на западе.

  19. Послевоенные реформы образования в странах Западной Европы и США.

  20. Антропософия Р. Штейнера, ее отражение в вальдорфской педагогике.

  21. Актуальность идей Монтессори-педагогики в современной образовательной ситуации.

  22. Основные идеи педагогической концепции Я. Корчака.

  23. Актуальность идей С. Френе в современной образовательной ситуации.

  24. Воспитание у восточных славян в VI – VII веках.

  25. Концепция воспитания человека в Древней Руси. Особенности развития воспитания и просвещения на Руси до XVII века.

  26. Братские школы на Украине и в Белоруссии. Коллегиум как высшее учебное заведение, созданное на основе братских школ.

  27. Охарактеризуйте педагогические идеи, отраженные в литературных памятниках Древней Руси («Домострой», «Поучение Владимира Мономаха» и др.).

  28. Просветительские реформы Петра I, их значение для развития просвещения в России.

  29. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова и открытие Московского университета.

  30. Педагогическая деятельность И.И. Бецкого. Проект «выращивания новой породы людей».

  31. Преобразования в области просвещения в России в первой половине XIX века.

  32. Новые уставы учебных заведений в 60 - 70-е годы XIX века.

  33. Педагогические взгляды и деятельность К. Ушинского.

  34. Развитие общественно-педагогического движения в России во II-ой половине XIX века, его основные направления.

  35. Представители профессиональной педагогической мысли в России 60-90-х годов XIX века (Н.А. Корф, Н.Ф. Бунаков, И.Н. Ульянов и др.).

  36. Охарактеризуйте педагогические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого.

  37. Н.И. Пирогов о связи общего и профессионального образования.

  38. Вопросы семейного воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX века (П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт и др.).

  39. В.Н. Сорока-Росинский о создании русской национальной школы.

  40. Первые декреты советского правительства по народному образованию. Преобразование системы просвещения в 1917-31 гг.

  41. Реформы 1931-1936 гг., 50-60-х гг. в России. Перестройка содержания, организации и методов учебно-воспитательной работы.

  42. Средовая педагогика С. Т. Шацкого. Основные направления исследований Опытной станции Наркомпроса.

  43. Педология и ее влияние на развитие отечественной педагогики.

  44. А.С. Макаренко. Теория воспитания личности в коллективе.

  45. Педагогические идеи и деятельность В.А. Сухомлинского.

  46. Коммунарская педагогика И.П. Иванова.

  47. «Педагогика сотрудничества». Характеристика этого инновационного направления в педагогике и его представители.

  48. Реформа 1984 г. Истоки и итоги ее реализации.

  49. Российская школа в новой социально-экономической ситуации в 90-е годы ХХ века.

  50. Гуманистические идеи К. Роджерса и А. Маслоу в зарубежной педагогике ХХ века.

  51. Проблема единого образовательного и научно-педагогического пространства в мире. Принятие Болонской декларации.

  52. Представители русского зарубежья о воспитании и обучении.

Тестовая контрольная работа

1 семестр

1.Кто является автором произведения «Книга матерей»?

а) Ф.Фребель; б) Я.А.Коменский; в) И.Г.Песталоцци.

2.Назовите автора труда «Мысли о воспитании»:

а) Н.И.Пирогов; б) Дж. Локк; в) М. Монтессори.

3.Кто из названных педагогов впервые на практике соединил обучение с производительным трудом?

а) Ж.-Ж.Руссо; б) И.Г.Песталоцци; в) Я.А.Коменский;

4.Дополните:

Основным методом, вытекающим из теории естественных последствий, по мнению Ж.-Ж.Руссо, является.....

5.Продолжте слова Л.Н.Толстого: Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно, чтобы то, чему учат ученика, было...

6.Для западной педагогики первой половины ХХ в. характерна теория обучения:

а) личностно-центрическая; б) педоцентрическая;

в) детоцентрическая; г) ни одна из перечисленных.

7. Специфически экспериментальный характер теории обучения придал:

а) В.А.Лай; б) Дж. Дьюи; в) П.Ф.Каптерев; г) А.Дистетвег.

8. С чьим именем связано создание в России воспитательных домов?

а) Петр Первый; б) М.В.Ломоносов; в) И.И.Бецкой; г) Н.И.Новиков.

9.Дополните:

В научный оборот термин «воспитывающее обучение» ввел ...

10.В каком году в Росси была впервые создана государственная система преемственных школ?

а) 1764; б) 1804; в) 1917; г) 1789.

11.По мнению Ж.-Ж.Руссо на воспитание человека влияют следующие факторы.....

12.Соотнесите названия произведений с именами педагогов:

А. Шаталов В.Ф.; 1. «Эмиль, или О воспитании»

Б. А.Дистетвег; 2. «Мысли о воспитании»

В. Ж.-Ж.Руссо; 3. «Великая дидактика»

Г. И.Ф.Гербарт; 4. «Школа и общество»

Д. Дж. Дьюи; 5. «Школа действия»

Е. В.А.Лай; 6. «Руководство к образованию немецких учителей»

7. «Куда как исчезла тройка»

8. «Общая дидактика, выведенная из цели воспитания»

13. Дополните:

Первоэлементом нравственного воспитания в педагогической системе И.Г.Песталоцци является ...

14. Дополните:

Тривиум - (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум - (арифметика, геометрия, астрономия, музыка)– это ....

15. Кто из педагогов разработал приведенную ниже возрастную «периодизацию»:

- от рождения до 2 лет – младенчество;

- от 2 лет до 12 лет – «сон разума», период моторно-сенсорного развития;

- от 12 – до 15 лет – «мирный возраст разумения», период умственного и трудового воспитания;

- от 15 -25 лет – «период бурь и страстей», период нравственного развития.

16. В 20 годы ХХ века активно предпринимались попытки внедрения:

а) дальтон-плана; б) системы индивидуализированного обучения; в) батавской системы обучения.

17.Расположите имена педагогов в хронологической последовательности их педагогической деятельности:

Ш.А.АмонашвилиК.Д.УшинскийА.С.Макаренко

18.Задачи подготовки специалистов в Росси для отдельных отраслей хозяйства и офицерского состава для армии и флота в XVIIв. стояли перед:

а) Морской академией; б) Навигацкой школы; в) Московским университетом

19.Не являются разработчиками классно-урочной системы:

 К.Д.Ушинский  Ж.-Ж.Руссо; И.Ф.Гербарт;

М.В.ЛомоносовЯ.А.Коменский; А.Дистервег

20.Московский университет был учреждён:  в 1556;  в 1804;  в 1755;  в 1789.


Примерные вопросы к самопроверке

2семестр

    1. Педагогика как наука. Объект, предмет и функции педагогики.

    2. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики:

    3. Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками и ее структура Новые отрасли педагогики.

    4. Понятие о методологии науки. Структура методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни.

    5. Методологическая культура педагога.

    6. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Логика педагогического исследования.

    7. Классические и современные методы научно-педагогического исследования.

    8. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Социокультурные функции педагогического процесса.

    9. Структура, сущностные характеристики и принципы построения педагогического процесса.

    10. Основные закономерности педагогического процесса.

    11. Базовые теории педагогического процесса.

    12. Особенности дидактики как науки. Категориально-понятийный аппарат дидактики.

    13. Сущность, структура и функции процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения.

    14. Анализ классических и современных дидактических концепций.

    15. Сущность компетентностного подхода к построению педагогического процесса.

    16. Традиционный и компетентностный подходы в обучении.

    17. Ключевые компетентности учащихся и условия их развития.

    18. Возрастная периодизация школьников, основные противоречия развития.

    19. Личность школьника. Факторы развития личности школьника.

    20. Своеобразие построения педагогического процесса в подростковом возрасте.

    21. Своеобразие построения педагогического процесса в юношеском возрасте.

    22. Цели и содержание образования, вариативность и личностная направленность целей и содержания образования.

    23. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

    24. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

    25. Различные подходы к конструированию содержания образования на различных ступенях обучения.

    26. Задача как единица построения содержания образования.

    27. Предпрофильное и профильное обучение.

    28. Сущность образовательных программ общеобразовательной школы, их структура и назначение.

    29. Виды (типовая, рабочая, авторская и др.) и характеристики образовательных программ. Способы построения программ.

    30. Индивидуальные образовательные маршруты учащихся.


Примерные вопросы к самопроверке 3 семестр

  1. Воспитание как социально-педагогический и социокультурный феномен.

  2. Сущность воспитательного процесса и его диалектическое развитие.

  3. Теории воспитания.

  4. Цели и содержание воспитания.

  5. Характеристика основных направлений содержания воспитания.

  6. Педагогическая характеристика детского коллектива.

  7. Проектирование педагогического процесса.

  8. Понятие субъекта педагогического процесса.

  9. Современное понимание детства.

  10. Понятие педагогической диагностики в логике педагогического процесса.

  11. Факторы педагогического процесса: наследственность, среда, специально организованное педагогическое взаимодействие.

  12. Специфика педагогического процесса в рамках различных возрастных этапов развития ребенка.

  13. Гендерные особенности организации педагогического процесса.

  14. Субъектные характеристики педагога.

  15. Основные компоненты субъектности педагога.

  16. Профессиональная компетентность учителя.

  17. Основные функции родителей в развитии и воспитании ребёнка.

  18. Направления и формы взаимодействия семьи и школы.

  19. Характеристика методов, приемов и средств обучения.

  20. Формы обучения.

  21. Педагогические технологии обучения.

  22. Характеристика современных педагогических технологий обучения.

  23. Контроль, оценка и учет в обучении.

  24. Образование как условие развития цивилизации, культуры и общества.

  25. Образование как система.

  26. Система дополнительного образования, ее функции и характер.

  27. Управление развитием образовательных систем.

  28. Педагогический мониторинг в управлении образованием



  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка