Рабочая программа дисциплины (модуля)



Сторінка1/18
Дата конвертації14.04.2016
Розмір2.03 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


для программ.jpg

Рабочая программа дисциплины (модуля)

«Логопедия (раздел «Заикание»)»

Направление: __44.03.03__/___ Специальное (дефектологическое) образование___

(шифр) (название)

Профиль: __ Логопедия (образование лиц с нарушениями речи) _____

Квалификация: бакалавр

(ненужное удалить)

Кафедра: _____ логопедия _______
Форма обучения: ___очная, очно-заочная, заочная____

(очная/очно – заочная/ заочная)

Курс обучения:__4(5)____________________________________

Семестр обучения: _7(9)__________________________________


Составители: Шевцова Е.Е., доцент

кафедры логопедии


Москва 2014
1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса.
Содержание курса строится с учетом того, что предшествует изучению других разделов логопедии. Программа курса содержит как теоретическую подготовку студентов по данному разделу логопедии, так и практическую, представленную в виде посещения студентами медицинских учреждений.

Цель дисциплины: формирование у студентов многопланового видения проблем речевого развития у дошкольников, школьников и взрослых с заиканием.

Задачи:

- сформировать представления о речевом нарушении – заикании и особенностях его проявления;

- обучить студентов основам обследования лиц с заиканием, анализа полученных данных, разработка и применения реабилитационных технологий.

Курс разработан в соответствии с Государственными требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по специальности логопедия.



  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Курс предполагает обучение студентов следующим знаниям:

  • структура речевого нарушения при заикании, его причины и механизмы;

  • психолого-педагогические критерии дифференциации основных клинических форм заикания;

  • содержание и методики комплексного психолого-педагогического обследования заикающихся;

  • основные направления и содержание дифференцированной лечебно-педагогической работы с заикающимися детьми, подростками и взрослыми в условиях медицинского стационара;




  • особенности речи заикающихся дошкольников и системы коррекционно-педагогической работы в условиях детского сада;

содержание и методы логопедической работы по преодолению заикания у учащихся общеобразовательной и специальной школы;

  • содержание и методы логопедической работы по преодолению заикания у взрослых;

  • мероприятия по предупреждению возникновения заикания у детей, профилактики рецидивов и организации системы логопедической помощи заикающимся.



Студенты должны уметь:

- обследование заикающегося ребенка;

- обоснование основных направлений дифференцированного
коррекционного воздействия в работе с заикающимися;

- анализ результатов комплексного исследования:



  • составление развернутого плана-конспекта логопедического занятия с заикающимися детьми на разных этапах коррекционного обучения;

  • целенаправленное наблюдение логопедических занятий, анализ их структуры и содержания.


Объем в ЗЕ: ______3 кредита___________________________

Время изучения: курс__4 (5)__________семестр___7 (9)______________

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Возрастная анатомия и физиология, Педагогика, Психология, Психопатология, Невропатология.


Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Организация и планирование логопедических занятий, Индивидуальные формы логопедической работы, Коррекция произносительной стороны речи.
Групповая принадлежность ОМ:

профессиональный ОМ



Кластерная принадлежность ОМ:

инструментальный ОМ


Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

- Осознание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, адекватному восприятию лиц с ОВЗ;

- Базовая теоретическая и предметно-практическая подготовка к выполнению профессиональной деятельности;

- Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях специальных (коррекционных) учреждений.



Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

- Осуществление профессиональной деятельности.

- Организация коррекционно-развивающего и коррекционно-образовательного процесса.
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения, моделирование и анализ ситуаций профессиональной деятельности учителя-логопеда.



Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности: контрольный устный и письменный опрос; тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа);

2 уровень сложности: конспектирование, планирование и анализ конспектов занятий;

3 уровень сложности: реферирование, моделирование социально-педагогических ситуаций профессиональной деятельности учителя-логопеда, выполнение профессиональных творческих заданий
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: (ненужное удалить)

50/50 % - инструментальный кластер




Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

Компетенция 1




Введение в проблему. Клинические и психологические особенности проявления заикания

Исторический обзор

проблемы заикания

Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (контрольный устный опрос)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь



Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание



Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (контрольный устный опрос)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы




Компетенция 3


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (контрольный устный опрос)

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование

Компетенция 1






Современные представления о заикании. Психолого-педагогический аспект изучения заикания

Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь



Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы




Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование

Компетенция 1






Современные представления о заикании. Клинический аспект в изучении заикания

Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь



Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание



Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы



Компетенция 1






Невротическая форма заикания. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся, страдающих

невротической формой заикания

Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь



Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование


Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание


Компетенция 1






Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей до-школьного и школьного возраста и взрослых, страдающих

невротической формой заикания

Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь



Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы




Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование

Компетенция 1






Неврозоподобная форма заикания. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся, страдающих неврозоподобной формой заикания

Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь



Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы




Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование

Компетенция 1






Современные представления о патогенетических механизмах

заикания. Нейрофизиологический аспект изучения заикания

Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь



Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы




Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование

Компетенция 1






Нейрофизиологические исследования заикающихся с невротической формой речевой патологии в сопоставлении с клиническими и психолого-педагогическими

данными

Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь



Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы




Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование

Компетенция 1






Нейрофизиологические исследования заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии в сопоставлении с клиническими и психолого-педагогическими данными


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь



Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы




Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование

Компетенция 1





Принципы дифференцированного психолого-педагогического коррекционного воздействия на заикающихся. Особенности

реабилитации заикающихся с

невротической формой

речевой патологии

Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь



Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы




Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование

Компетенция 1





Принципы коррекционных психолого-педагогических воздействий при неврозоподобном заикании

Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь



Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы




Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование

Компетенция 1





Психологический аспект изучения проблемы заикания

Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь



Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы




Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование

Компетенция 1





Заикание - коммуникативное

расстройство

Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь



Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы




Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование

Компетенция 1





Особенности личностных реакций в общении заикающихся

Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь



Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы




Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование

Компетенция 1





Психолого-педагогическая система комплексной диагностики личностных реакций заикающихся в условиях общения, как основа личностно-ориентированного

подхода к реабилитации

Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь



Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы




Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование

Компетенция 1





Методы адаптации заикающихся к проблемным речевым ситуациям, применяющиеся в комплексе

различных систем реабилитации

Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь



Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы




Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка