Рабочая программа дисциплины (модуля) «Логопедическое сопровождение лиц с интеллектуальными и сенсорными нарушениями развития»



Сторінка1/6
Дата конвертації13.04.2016
Розмір0.96 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


для программ.jpg

Рабочая программа дисциплины (модуля)

«Логопедическое сопровождение лиц с интеллектуальными и сенсорными нарушениями развития»
Направление: __44.04.03__/___ Специальное (дефектологическое) образование___

(шифр) (название)

Профиль: Логопедическая работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья

Квалификация: магистр

(ненужное удалить)

Кафедра: _____ логопедия _______


Форма обучения: ___ заочная____

(очная/очно – заочная/ заочная)

Курс обучения:____2__________________________________

Семестр обучения: _4__________________________________


Составители: Артемова Е.Э., к.п.н., доцент

кафедры логопедии

Москва 2014

1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса.

Цель:  ознакомление с особенностями логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Задачами курса являются:

- актуализировать знания студентов по общей и специальной психологии и педагогике, медицине;

- обучать студентов анализу структуры речевого дефекта и определению ведущего нарушения;

- предложить студентам теоретические знания об особенностях речевого онтогенеза, о причинах, механизмах, структуре и симптоматике речевых нарушений у детей с сенсорными нарушениями и нарушениями интеллекта; принципах, методах и средствах логопедической диагностики и коррекции у детей с нарушениями в развитии;

- формировать у студентов умения и навыки коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения в развитии;

- создать условия для овладения спецификой содержания индивидуальной и групповой работы с детьми, имеющими разные формы нарушений в развитии

- воспитывать профессиональную культуру в организации и построении процесса логопедической работы с детьми с различными нарушениями в развитии.

Программа определяет содержание аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.

В лекционном курсе рассматриваются этиология, механизмы, симптоматика речевых нарушений у детей с интеллектуальными нарушениями, их диагностика, направленность коррекционной работы, профилактика, раскрываются вопросы организации и содержания работы логопеда в детских учреждениях различного вида.

Целью самостоятельной работы является изучение студентами специальной литературы, подготовка рефератов, апробирование полученных знаний в собственной коррекционно-педагогической деятельности.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины


В результате изучения курса студенты должны знать:

  • особенности речевых нарушениях у детей с различной патологией

  • специфические задачи логопедической работы в детских специальных учреждениях

  • специальные принципы коррекционно-логопедической работы с детьми с различными нарушениями в развитии

  • направления и этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения, развитию лексико-грамматического строя и связной речи

  • направления, этапы и содержание работы по преодолению нарушений письменной речи у детей с сенсорными, двигательными, нарушениями, интеллектуальной недостаточностью.

  • направления, этапы и содержание работы по профилактической работе

Студенты должны уметь:

  • анализировать специальную литературу по дисциплине

  • составлять конспекты индивидуальных и подгрупповых занятий

  • выявлять особенности психофизического развития ребенка с нарушениями в развитии

  • выбирать и адекватно применять методы и приемы логопедического воздействия на ребенка с нарушениями в развитии в различных условиях его воспитания

  • анализировать механизм и формы взаимосвязи специалистов, участвующих в коррекционной психолого-педагогической работе


Объем в ЗЕ: 8 кредитов

Время изучения: курс 2, семестр 4

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Медико-биологические проблемы дефектологии,

Психолого-педагогическое сопровождение с речевыми нарушениями, Инновационные технологии в логопедии, Здровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Логопедическая работа с детьми раннего возраста, индивидуальные формы логопедической работы.

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ:

инструментальный



Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

  • Осознание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, адекватному восприятию лиц с ОВЗ;

  • Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  • Осуществление профессиональной деятельности.

  • Организация коррекционно-развивающего и коррекционно-образовательного процесса.

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля)

при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения



Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;

2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics, исторический анализ, эксперимент;

3 уровень сложности: эссе, проект

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - инструментальный кластер




Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

Компетенция 1




Нарушение речи у умственно отсталых детей

Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности


Задания 1 и 2 уровня сложности


Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты



Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание



Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 и 2 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы



Компетенция 1





Нарушение фонетической стороны речи у умственно отсталых школьников и логопедическая работа по их преодолению

Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности


Задания 1 и 2 уровня сложности


Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты



Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

промежуточ-ное тестирование


Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 и 2 уровня сложности

Рабочая тетрадь, рефераты

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы,

промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование


Компетенция 1





Нарушение лексики у умственно отсталых детей

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности


Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь,

практические задания



Контрольный опрос,

промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование




Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 2 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты,

Контрольный опрос,

Промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование



Компетенция 1





Нарушение грамматического строя речи у умственно отсталых детей

Конспекты, презентации



Задания 1 и 2 уровня сложности


Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты

Контрольный опрос,

промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование




Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь,

рефераты


Контрольный опрос,

Промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование



Компетенция 1





Нарушение связной речи у умственно отсталых детей

Конспекты, презентации



Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты

Контрольный опрос,

Промежуточ-ное тестирование, аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование




Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, рефераты

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы,

итоговое тестирование

Компетенция 1





Нарушение чтения у умственно отсталых школьников

Конспекты, презентации



Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты

Контрольный опрос,

Промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование




Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, -рефераты, контрольные работы

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование



Компетенция 1





Нарушение письма у умственно отсталых школьников

Конспекты, презентации



Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование




Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, рефераты, контрольные работы

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование



Компетенция 1





Особенности логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи во вспомогательной школе

Конспекты, презентации



Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное и итоговое тестирование




Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 2 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, рефераты, контрольные работы

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование





2. Объем модуля и виды учебной работы

(по каждой форме обучения)



Очная форма обучения

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Дефектологический /Специальное дефектологическое образование Дефектологический /Специальное дефектологическое образование

Логопедическое сопровождение лиц с интеллектуальными и сенсорными нарушениями

Лекции

4

26

2

Практические/семинарские

12

30

2

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

экзамен







2

Общий объем часов по дисциплине

16

56




Заочная форма обучения

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Дефектологический /Специальное дефектологическое образование Дефектологический /Специальное дефектологическое образование

Логопедическое сопровождение лиц с нарушениями интеллектуального развития

Лекции

4

26

2

Практические/семинарские

12

30

2

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

экзамен







2

Общий объем часов по дисциплине

16

56





3. Содержание модуля/ дисциплины
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий(по каждой форме обучения)

Заочная форма обучения


№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практич занятия

Самостоят работа

1

Нарушение речи у умственно отсталых детей Нарушение фонетической стороны речи у умственно отсталых школьников и логопедическая работа по их преодолению

4




14

2

Нарушение лексики у умственно отсталых детей Нарушение грамматического строя речи у умственно отсталых детей




2

14

3

Нарушение связной речи у умственно отсталых детей Нарушение чтения у умственно отсталых школьников Нарушение письма у умственно отсталых школьников




4

14

4

Особенности логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи во вспомогательной школе




6

14







4

12

56


3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Нарушение речи у умственно отсталых детей

Исследователи речи у умственно отсталых (М. Е. Хватцевым, Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Д. И. Орловой, М. А. Савченко, Е. Ф. Соботович, Е. М. Гопиченко, ;Ср. И. Лалаевой, К. К. Карлепом и др. ) Причины недоразвития речи умственно отсталых детей. Развитие моторики. Особенности речи у умственно отсталых школьников. Нарушение познавательной деятельности.

Ограниченность представлений об окружающем мире. Наряду с этим имеют место и другие факторы, вызывающие у них нарушения речи: аномалии в строении речевого аппарата, обусловливающие ринолалию, механическую дислалию, локальное органическое поражение подкорковых отделов головного мозга, приводящее к возникновению органического заикания, дизартрии.



Нарушение речи у умственно отсталых детей




2.

Нарушение фонетической стороны речи у умственно отсталых школьников и логопедическая работа по их преодолению

Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей Инертность нервных процессов. Введение звука в речь. Исследование Г. А. Каше. Развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти, т. е. нормализации всех тех факторов, которые лежат в основе нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей и обусловливают особенности их проявления. Артикуляторные упражнения. Развитие артикуляторной моторики. Особенность этапа постановки звука

Нарушение фонетической стороны речи у умственно отсталых школьников и логопедическая работа по их преодолению




3

Нарушение лексики у умственно отсталых детей

Особенности словарного запаса умственно отсталых. У умственно отсталых выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей. Отмечается замедление темпа формирования и качественное своеобразие структуры значения слова, длительное время преобладает «предметная соотнесенность» слова, когда оно является лишь обозначением конкретного предмета. Многие слова так и не становятся понятиями.

Нарушение лексики у умственно отсталых детей




4

Нарушение грамматического строя речи у умственно отсталых детей

Исследования многих авторов (В. Г. Петрова, М. Ф. Гнездилов, М. Ф. Феофанов, А. П. Федченко, Е. Ф. Собо-тович, Р. И. Лалаева), у умственно отсталых школьников наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированными оказываются морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения.

Выявляются искажения в употреблении падежей. У умственно отсталых детей чрезвычайно бедны и нечетки морфологические обобщения, представления о морфологическом составе слова и о синтаксических связях слов в предложении, недостаточно сформирована система грамматических значений. Недоразвитие лексико-грамматического строя речи особенно резко проявляется в связной речи.



Нарушение грамматического строя речи у умственно отсталых детей




5

Нарушение связной речи у умственно отсталых детей

Становление связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений. На основе случайных ассоциаций они добавляют события, детали, которые отсутствуют в тексте.

Нарушение связной речи у умственно отсталых детей




6

Нарушение чтения у умственно отсталых школьников

Процесс овладения чтением умственно отсталыми детьми протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова, Г. И. Данилкина, Н. К. Сорокина). Процесс овладения чтением. Ступени обучения чтению. Типичные проявления нарушения чтения. Разнообразие вариантов чтения. Виды дислексии.

Нарушение чтения у умственно отсталых школьников




7

Нарушение письма у умственно отсталых школьников

Симптоматика дисграфии у умственно отсталых школьников. Нарушение анализа структуры предложения. Особенности ошибок у умственно отсталых детей. Большая распространенность и особенности симптоматики дисграфии у умственно отсталых детей обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма,особенностями организации психической деятельности.

Нарушение письма у умственно отсталых школьников




8

Особенности логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи во вспомогательной школе

Особенности высшей нервной деятельности, психопатологические особенности детей. Развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Акустическая, артикуляторно-акустическая дисграфии, фонематическая дислексии,

Таким образом, логопедическая работа во вспомогательной школе характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями умственно отсталых детей, а также характером симптоматики, механизмов, структуры дефекта у этих детей.



Особенности логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи во вспомогательной школе




Основные понятия

  • Общее недоразвитие речи

  • Уровни речевого развития

  • Уровни понимания речи

  • Аграмматизм

  • Безречевой ребенок

  • Отсутствие фразовой речи

  • Начатки фразовой речи

  • Лексические замены

  • Полисемантизм

  • Остаточные проявления элементов недоразвития речи

  • Компоненты языковой системы

  • Осложненный и неосложненный вариант общего недоразвития речи

  • Речевая карта

  • Логопедическое обследование

  • Логопедическое заключение

  • Дифференциальная диагностика

  • Коррекционная программа

  • Учреждения компенсирующего вида

  • Детский сад комбинированного вида

  • Общеобразовательная (коррекционная школа) V вида

  • Логопедический пункт

  • Специфические и сопутствующие ошибки

  • Профилактика вторичных нарушений речи



  1. Календарно-тематический план

(по каждой форме обучения)

Факультет дефектологический

Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю

___ Логопедическое сопровождение лиц с нарушениями интеллектуального развития___


Форма обучения ____ заочная________ (очная, очно-заочная, заочная)

Курс_____1_________




направление

Наименования разделов

Всего часов

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельная работа

Календарные сроки выполнения

Специальное дефектологическое образование / логопедия


Нарушение речи у умственно отсталых детей Нарушение фонетической стороны речи у умственно отсталых школьников и логопедическая работа по их преодолению




4







14

март/1 неделя

Нарушение лексики у умственно отсталых детей Нарушение грамматического строя речи у умственно отсталых детей







2




14

март/2 неделя

Нарушение связной речи у умственно отсталых детей Нарушение чтения у умственно отсталых школьников Нарушение письма у умственно отсталых школьников







4




14

март/3 неделя

Особенности логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи во вспомогательной школе







6




14

март/4 неделя



  1. Организация самостоятельной работы студентов

График самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

Факультет : дефектологический

Специальность/ направление: «специальное дефектологическое образование»

Курс ___1__




направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

сентябрь

октябрь

декабрь

февраль

март

апрель

май

июнь

Специальное дефектологическое образование / логопедия

Нарушение речи у умственно отсталых детей Нарушение фонетической стороны речи у умственно отсталых школьников и логопедическая работа по их преодолению

Конспект занятия













*










Нарушение лексики у умственно отсталых детей Нарушение грамматического строя речи у умственно отсталых детей

Конспект занятия













*










Нарушение связной речи у умственно отсталых детей Нарушение чтения у умственно отсталых школьников Нарушение письма у умственно отсталых школьников

Конспект занятия













*










Особенности логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи во вспомогательной школе

Конспект занятия













*













  1   2   3   4   5   6


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка