Рабочая программа дисциплины Методика развития речи (специальная) Направление подготовки



Скачати 377.88 Kb.
Дата конвертації11.04.2016
Розмір377.88 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»

Балашовский институт (филиал)
Факультет естественно-научного и педагогического образования
УТВЕРЖДАЮ:

Директор БИ СГУ

доцент А.В. Шатилова

_______________

«____» __________ 20____ г.


Рабочая программа дисциплины
Методика развития речи (специальная)

Направление подготовки



050700 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль подготовки

Логопедия

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр
Форма обучения

Заочная

Балашов


2014
СОДЕРЖАНИЕ


1.

Цели освоения учебной дисциплины

3

2.

Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

3

3.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

3

4.

Структура и содержание учебной дисциплины

4

5.

Образовательные технологии

6

6.

7.


Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Данные для учета успеваемости студентов в БАРС



7

17


8.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

22

9.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

23


1. Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины – формирования у студентов профессиональных компетенций в области методики развития речи у детей дошкольного возраста.




2. Место дисциплины
в структуре образовательной программы

Дисциплина Методика развития речи дошкольников специальнаяотносится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.(Б.3 В.10)

Вариативным для изучения являются знания умения навыки сформированные у студентов в процессе изучения дисциплин «Основы речевой культуры», «Педагогика», «Психология», «Филологические основы дефектологического образования».

3. Компетенции обучающегося,
формируемые в процессе освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

  • способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и  общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

  • готовность к проведению образовательных,   логопедических   и коррекционно-развивающих  занятий  (уроков)  с  детьми с различными  формами  речевой патологии  и  сочетанными  нарушениями  развития (СК-6).



Планируемые результаты обучения по дисциплине

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:


  • общие методические аспекты обучения дошкольников: цели, задачи, принципы, методы, приемы организационные формы;

  • особенности и возрастные закономерности речевого развития детей в норме и с отклонениями в развитии;

  • психолого-педагогические, психофизиологические и психолингвистические основы методики развития речи;

  • методы, средства, приемы речевого развития детей в различных образовательных условиях.

уметь:

  • осуществлять взаимодействие с семьей по вопросам речевого развития детей;

  • использовать в профессиональной деятельности единство системных приемов общеразвивающего и коррекционно-педагогического направления;

  • анализировать образовательные программы для детей дошкольного возраста.

владеть:

  • навыками реализации методик по развитию речи в группах детей с нарушением речи.

  • навыками проведения психолого-педагогического обследования с целью выявления уровня речевого развития детей;

  • различными методами, средствами и приемами развития и коррекции речи детей с отклонениями в развитии.

4. Содержание и структура дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа, из них:

- по заочной форме обучения26 часов аудиторной работы (10 часов лекций, 16 часов практических занятий), 208 часов самостоятельной работы, дисциплина изучается в 7-9 семестре, ее освоение заканчивается экзаменом (8 и 9 семестрсеместр) и контрольная работа ( 8 и 9 семестр).




Заочная форма обучения




п/п



Раздел


Дисциплины

Семестр

Неделя семестра


Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделямсеместра) Форма промежуточной аттестации(по семестрам)

Лекции

Практические

Самостоятельная работа

1

Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста как научная и учебная дисциплина

7

1

1

4

14

Реферат

2

Проявления общего недоразвития речи у дошкольников

7

2

1

2

14

Презентация

3

Задачи, принципы и направления работы по развитию речи

8

1

2

2

27

Контрольная работа


4

Содержание и структура занятий по развитию речи

8

2

4

2

30

Конспекты занятий

экзамен


5

Закономерности и особенности овладения детьми связной речью



9

1

1

2

60

Реферат

Презентация



6

Диагностика речевого развития детей как средство оптимизации процесса овладения родным языком

9

2

1

4

60

Контрольная работа

экзамен

Содержание дисциплины



Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста как научная и учебная дисциплина

Методика развития речи как научная дисциплина, ее предмет, фундаментальные и прикладные задачи. Методы исследования в методике развития речи. Функциональные характеристики родного языка в развитии речи ребенка. Научные основы методики развития речи детей: методологические, психофизиологические, психолингвистические, лингводидактические.



Проявления общего недоразвития речи у дошкольников

Характеристика общего недоразвития речи. Основные направления коррекции общего недоразвития речи. Процесс формирования и усвоения родного языка при нарушениях речи. Формирование фонетико-фонематических компонентов речи. Формирование лексико-грамматического строя речи.



Задачи, принципы и направления работы по развитию речи

Цель и задачи развития речи детей. Средства развития речи: ребенок и речевая среда; речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком, обучение родной речи и языку. Методические принципы обучения. Методы и приемы развития речи.



Содержание и структура занятий по развитию речи

Формы организации обучения дошкольников родной речи в дошкольном учреждении. Своеобразие занятий по развитию речи в детском саду, их классификация. Методические принципы работы по развитию родной речи дошкольников. Методы и приемы развития речи детей в детском саду. Структура занятия по методике развития речи в ДОУ. Разработка моделей занятий по развитию речи в зависимости от типологии речевого нарушения. Коррекция речевого развития дошкольников в процессе занятий по развитию речи. Работа над звуковой стороной речи. Работа над смысловой стороной речи. Подготовка дошкольников с нарушениями речи к обучению грамоте.



Закономерности и особенности овладения детьми связной речью

Понятие связанной речи, её функции и формы, характеристика диалогической и монологической речи. Речь ситуативная и контекстная. Особенности развития связанной речи на протяжении дошкольного детства . Задачи и содержание обучения детей связной речи. Методика использования речевых ситуаций в обучении детей диалогической речи. Развитие монологической речи в процессе рассказывания по картинам. Обучение детей пересказыванию литературных произведений



Диагностика речевого развития детей как средство оптимизации процесса овладения родным языком

Проблема диагностики речевого развития детей в психолого-педагогической литературе. Методика диагностики уровня речевого развития детей. Способы оформления результатов диагностики. Учет результатов диагностики в педагогической работе с детьми.



5. Образовательные технологии

В целях реализация компетентностного подхода в учебном процессе используются следующие образовательные технологии:



  • традиционная (репродуктивная) технология. Студенту отводится роль, для которой характерны исполнительские функции репродуктивного характера. Действия педагога связаны с объяснением, показом действий, оценкой их выполнения учащимися и корректировкой;

  • технология проблемного обучения:в виде коллективных форм обсуждения, круглых столов, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование);

  • интерактивные образовательные технологии: технология проведения дискуссий, технология «Дебаты», тренинговые технологии, технология портфолио, технологии интерактивных лекций; технологии игрового обучения; технология современного проектного обучения;

  • информационные технологии: использование информационных ресурсов, доступных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (см. перечень ресурсов в п. 8 настоящей программы); составление и редактирование текстов при помощи текстовых редакторов; создание электронных документов (компьютерных презентаций, видеофайлов, плейкастов и т. п.) по изучаемым темам и электронных коллекций.

В целях обеспечения возможности освоения дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья используются адаптивные технологии: технология тьюторского сопровождения; технологии инклюзивного, разноуровневого и адаптивного обучения; технология определения образовательного маршрута, технологияобособленного контроля самостоятельной работы студентов, технологии компьютерного обучения.

Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи формирования и развития профессиональных умений и навыков обучающихся. В рамках учебного курса предусмотрены встречи с представителями специального образования, планируются мастер-классы экспертов и специалистов коррекционных образовательных учреждений.



6. Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины




Самостоятельная работа студентов по дисциплине

К самостоятельной работе студентов относится: детальная проработка лекций, учебной литературы, разработка дидактических игр, конспектов, диагностических, программ, электронных презентаций, выполнение практических заданий и контрольных работ.



Раздел 1. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста как научная и учебная дисциплина

Самостоятельная работа по изучению теории и методики развития речи ориентирована на решение следующих задач: закрепление базовых понятий методики развития речи; формирование навыков самостоятельной работы; закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация познавательных процессов и учебной мотивации студентов.

Вопросы и практические задания:


  1. Роль родного языка в развитии ребенка.

  2. Влияние речевой среды на детскую речь.

  3. Речь воспитателя и педагогические требования к ней.

  4. Ра кройте предмет методики развития речи детей и задачи курса.

  5. Какова роль языка и речи в развитии ребенка

  6. Какими профессиональными умениями развития речи детей должен владеть воспитатель детского сада.

  7. Каковы предмет методики ее фундаментальные и прикладные задачи.

  8. Выделите этапы исследования.

  9. Какие выделяют методы исследования в методики развития речи

  10. Какова роль родного языка в развитии ребенка

  11. Что такое речевые навыки, речевые умения.

  12. Перечислите виды речевых умений.

  13. Что является методологической основой методики речи.


Раздел 2. Проявления общего недоразвития речи у дошкольников Самостоятельная по проявлению общего недоразвития речи ориентирована на решение следующих задач: овладение новым учебным материалом; формирование диагностических, коррекционных и консультационных навыков; закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация познавательных процессов и учебной мотивации студентов.

Вопросы и практические задания:



  1. Исследование состояния речевого развития детей с ОНР.

  2. Формирование звуковой и смысловой сторон речевой деятельности у детей с ОНР.

  3. Анализ программ обучения и воспитания детей с ОНР.

  4. Дифференцированный подход к коррекции речевого развития детей с нарушениями речи.

  5. Составление фрагментов индивидуального занятия с ребёнком, имеющим I уровень ОНР (II,III, IV).

  6. Подбор и систематизация грамматического материала для индивидуального занятия с ребёнком II (III, IV) уровня ОНР.

  7. Разработка фронтального занятия (по заданной теме) по развитию речи детей II, III ,IV уровня ОНР в логопедической группе детского сада.

  8. Разработка подгруппового занятия (по заданной теме) по развитию речи детей III,IV уровня ОНР на логопедическом пункте общеобразовательной школы.

  9. Подбор и систематизация лексического материала для индивидуального занятия с ребёнком II (III, IV) уровня ОНР.

  10. Особенности содержания и организации работы по развитию речи с детьми I (II, III, IV) уровня ОНР.

  11. Содержательная и методическая характеристика разделов работы по развитию речи детей с ОНР.

  12. Систематизировать представления об особенностях речи детей, страдающих общим недоразвитием речи 1, 2, 3 уровней и детей с нерезко выраженным недоразвитием речи.


Раздел 3. Задачи, принципы и направления работы по развитию речи

Самостоятельная работа по изучению задач по развитию речи ориентирована на решение следующих задач: закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация познавательных процессов и учебной мотивации студентов.

Вопросы и практические задания:


  1. Развитие речи детей в процессе общения со взрослыми и сверстниками

  2. Охарактеризуйте роль речевого развития в развитии речи детей

  3. Назовите формы общения детей со взрослыми.

  4. Организация содержательного общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности.

  5. Развитие речи детей в процессе общения со сверстниками.

  6. Назовите основные задачи методики развития речи

  7. Почему связная речь считается одной из главных задач.

  8. Перечислите методические принципы

  9. В каком году была создана Программа воспитания в детском саду.

  10. В какой из программ была выделена глава «Развитие речи».

  11. Перечислите обучающие программы

  12. Какие выделяют средства речевого развития детей.

  13. Выделите методы и приемы развития речи

  14. На какие группы делятся методические приемы развития речи


Раздел 4. Содержание и структура занятий по развитию речи

Самостоятельная работа по содержанию и структуре занятий по развитию речи с детьми дошкольного возраста ориентирована на решение следующих задач: овладение дидактическим материалом; формирование диагностических навыков; закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация познавательных процессов и учебной мотивации студентов.

Вопросы и практические задания:


  1. Перечислите виды занятия по родному языку.

  2. Формы организации обучения дошкольников родной речи в дошкольном учреждении.

  3. Своеобразие занятий по развитию речи в детском саду, их классификация.

  4. Разработать занятия по развитию речи в разных возрастных группах

  5. Процвести анализ занятия по развитию речи.

  6. Изучение программных материалов.

  7. Изучение образцов конспектов логопедических занятий.

  8. Подбор и систематизация наглядного материала для индивидуальных занятий по программной тематике.

  9. Подбор и систематизация наглядного материала для фронтальных занятий по программной тематике.


Раздел 5. Закономерности и особенности овладения детьми связной речью

Самостоятельная работа по изучению закономерности и особенности овладениями детьми связной речью ориентирована на решение следующих задач: овладение формами связной речи закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация познавательных процессов и учебной мотивации студентов.

Вопросы и практические задания:


  1. Назовите основные функции связной речи.

  2. Дайте понятие диалогическая речь

  3. Дайте понятия монологической речи.

  4. Какую речь мы называем ситуативной, а какую контекстной.

  5. В чем заключается особенность развития связной речи.

  6. Перечислите задачи связной речи.

  7. Выделите группы диалогических умений.

  8. Беседа как метод обучения диалогической речи.

  9. Классификация бесед.

  10. На какие группы делятся вопросы.

  11. Перечислите приемы обучения рассказыванию

  12. Что такое моделирование.

  13. Пересказ литературных произведений.

  14. Каковы требования к пересказам детей.


Раздел 6. Диагностика речевого развития детей как средство оптимизации процесса овладения родным языком

Самостоятельная работа по изучению диагностики речевого развития ориентирована на решение следующих задач: овладение учебным материалом; закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация познавательных процессов и учебной мотивации студентов.

Вопросы и практические задания:


  1. Дать понятия, что такое диагностика.

  2. Каковы способы оформления результатов диагностики.

  3. Проблема диагностики речевого развития детей в психологической и педагогической литературе.

  4. Учет результатов диагностики в педагогической работе с детьми.

  5. Составить диагностический альбом для старшей группы.

  6. Разработать задания для детей подготовительной группы (грамматика, словарь)

  7. Каковы педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста

  8. Назовите методики обследования речевого развития детей.


Оценочные средства
для текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации по дисциплине

Текущий контроль.

Формы контроля: контрольные работы.

Итоговый контроль.

Формы контроля: экзамен
Тематика рефератов

Раздел1. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста как научная дисциплина.


  1. Психофизиологические основы методики развития речи. Учение И.П. Павлова о взаимодействии первой и второй сигнальных систем

  2. Психофизиологические основы методики развития речи. Учение П.К. Анохина о функциональных системах

  3. Психофизиологические основы методики развития речи. Уровневая теория организации движений Н.А. Бернштейна

  4. Психолингвистические основы методики развития речи. Проблема речевой деятельности в трудах А.А. Леонтьева

  5. Психолингвистические основы методики развития речи. Проблема речевой деятельности в трудах И.А. Зимней

  6. Психолингвистические основы методики развития речи. Проблема речевой деятельности в трудах Л.В. Сахарного

  7. Психолингвистические основы методики развития речи. Теория речепорождения Т.В. Ахутиной.

  8. О работе по формированию словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи

  9. Игры в логопедической работе с детьми.

  10. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников


Раздел 5. Закономерности и особенности овладения детьми связной речью

  1. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием

  2. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста

  3. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

  4. Исследование развития объяснительной связной речи у дошкольников.

  5. Развитие общения дошкольников со сверстниками.

  6. Особенности связных высказываний типа рассуждений детей старшего дошкольного возраста.


Вопросы к контрольной работе:

Вариант 1

Задание 1

Дайте характеристику нарушений лексической стороны речи у детей с ОНР.

Задание 2

Перечислите методы логопедической работы по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР.

Задание 3

Кратко охарактеризуйте системы работы по развитию связной речи детей с ОНР (Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко, В.П.Глухова).


Вариант 2

Задание 1

Дайте характеристику нарушений грамматической стороны речи у детей с ОНР.

Задание 2

Перечислите методы логопедической работы по развитию грамматической стороны речи у детей с ОНР.

Задание 3

Кратко охарактеризуйте методику обучения пересказу детей с ОНР.
Вопросы к контрольной работе


  1. Проанализировать примеры детской речи с целью выявления нарушений.

  2. Предложить программу речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.

  3. Проанализировать программы дошкольного образования по разделу речевого развития.

  4. Разработать 2-3 дидактические игры, направленные на развитие звуковой и смысловой стороны речи.

  5. Составить графические схемы звукового анализа.

  6. Оценить влияние словарной работы на связность речевого высказывания.

  7. Систематизировать слова по синтагматическим и парадигматическим связям.

  8. Сравнить устную и письменную речь.

  9. Подготовить конспект занятия по обучению детей грамоте.

  10. Подобрать 2-3 диагностические методики, исследующие уровень речевого развития.

  11. Дать сравнительный анализ содержания подготовки к обучению грамоте в современных программах.


Демо-версия вопросов теста

1. Сложное речевое расстройство, при котором у детей недоразвиты все компоненты речевой деятельности

а) ОНР;

б) ФФНР;


в) ФН.
2. ОНР – это:

а) дизартрия;

б) ринолалия;

в) алалия.


3. Работа по развитию речи начинается с:

а) формирования правильного звукопроизношения;

б) формирования лексической стороны речи;

в) развития понимания обращённой речи.


4. Часть словарного состава языка, понятная ребёнку называется:

а) активный словарь;

б) пассивный словарь;

в) потенциальный словарь.


5. В онтогенезе ребёнок прежде всего овладевает:

а) денотативным компонентом значения слова;

б) понятийным значением слова;

в) контекстуальным значением слова.


6. Основная языковая форма реализации речевого высказывания - это

а) слово;

б) предложение;

в) текст.


7. Понятие «связная речь» относится к :

а) диалогической форме речи;

б) к монологической форме речи;

в) к диалогической и монологической формам речи.


8. Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности, называется:

а) описанием;

б) повествованием;

в) рассуждением.


9. Работа над связной речью начинается с работы над:

а) монологической речью;

б) диалогической речью;

в) описательно-повествовательной речью.



Вопросы и задания к экзамену
Вопросы и задания к экзамену за раздел 1, 2,3,4.

  1. Методика развития речи как научная дисциплина, ее предмет, фундаментальные и прикладные задачи.

  2. Методы исследования в методике развития речи.

  3. Функциональные характеристики родного языка в развитии речи ребенка.

  4. Научные основы методики развития речи детей: методологические, психофизиологические, психолингвистические, лингводидактические.

  5. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике.

  6. Развитие методики в России.

  7. Современные концепции онтогенеза речи.

  8. Структурное, функциональное и когнитивное направления исследований детской речи.

  9. Программа развития речи, ее научные основы. Анализ современных программ речевого развития детей в дошкольных учреждениях.

  10. Цель и задачи развития речи детей.

  11. Средства развития речи: ребенок и речевая среда; речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком, обучение родной речи и языку.

  12. Методические принципы обучения.

  13. Методы и приемы развития речи.

  14. Понятие словарной работы и ее значение. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста.

  15. Задачи и содержание словарной работы в детском саду.

  16. Общие вопросы методики словарной работы.

  17. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка.

  18. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей.

  19. Пути формирования грамматической стороны речи у детей.

  20. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка.

  21. Особенности усвоения звуковой стороны дошкольниками.

  22. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения.

  23. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи.

  24. Этапы обучения правильному звукопроизношению.

  25. Формирование звуковой выразительности речи.

  26. Процесс формирования и усвоения родного языка при нарушениях речи.

  27. Формирование фонетико-фонематических компонентов речи при ОНР.

  28. Формирование лексико-грамматического строя речи при ОНР.

  29. Специфика развития речи детей разных возрастных групп.

  30. Исследование состояния речевого развития детей с ОНР.

  31. Анализ программ обучения и воспитания детей с ОНР.

  32. Дифференцированный подход к коррекции речевого развития детей с нарушениями речи.

Вопросы и задания к экзамену за раздел 5,6.



  1. Методика развития речи как научная дисциплина, ее предмет, фундаментальные и прикладные задачи.

  2. Методы исследования в методике развития речи.

  3. Функциональные характеристики родного языка в развитии речи ребенка.

  4. Научные основы методики развития речи детей: методологические, психофизиологические, психолингвистические, лингводидактические.

  5. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике.

  6. Развитие методики в России.

  7. Современные концепции онтогенеза речи.

  8. Структурное, функциональное и когнитивное направления исследований детской речи.

  9. Программа развития речи, ее научные основы. Анализ современных программ речевого развития детей в дошкольных учреждениях.

  10. Цель и задачи развития речи детей.

  11. Средства развития речи: ребенок и речевая среда; речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком, обучение родной речи и языку.

  12. Методические принципы обучения.

  13. Методы и приемы развития речи.

  14. Понятие словарной работы и ее значение. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста.

  15. Задачи и содержание словарной работы в детском саду.

  16. Общие вопросы методики словарной работы.

  17. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка.

  18. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей.

  19. Пути формирования грамматической стороны речи у детей.

  20. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка.

  21. Особенности усвоения звуковой стороны дошкольниками.

  22. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения.

  23. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи.

  24. Этапы обучения правильному звукопроизношению.

  25. Формирование звуковой выразительности речи.

  26. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка. Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте.

  27. Задачи и содержание обучения связной речи.

  28. Приемы обучения рассказыванию.

  29. Пересказ литературных произведений.

  30. Рассказывание по игрушкам.

  31. Рассказывание по картине.

  32. Рассказывание из опыта.

  33. Творческое рассказывание.

  34. Связные высказывания типа рассуждений.

  35. Методика словарной работы в возрастных группах.

  36. Методика обучения звукопроизношению на занятиях.

  37. Методика развития связной речи.

  38. Сущность подготовки к обучению грамоте.

  39. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте.

  40. Подготовка к обучению письму.

  41. Проблема диагностики речевого развития детей в психолого-педагогической литературе.

  42. Методика диагностики уровня речевого развития детей. Способы оформления результатов диагностики.

  43. Учет результатов диагностики в педагогической работе с детьми.

  44. Характеристика общего недоразвития речи.

  45. Основные направления коррекции общего недоразвития речи.

  46. Процесс формирования и усвоения родного языка при нарушениях речи.

  47. Формирование фонетико-фонематических компонентов речи при ОНР.

  48. Формирование лексико-грамматического строя речи при ОНР.

  49. Специфика развития речи детей разных возрастных групп.

  50. Исследование состояния речевого развития детей с ОНР.

  51. Анализ программ обучения и воспитания детей с ОНР.

  52. Дифференцированный подход к коррекции речевого развития детей с нарушениями речи.

  53. Структура занятия по методике развития речи в ДОУ.

  54. Разработка моделей занятий по развитию речи в зависимости от типологии речевого нарушения.

  55. Коррекция речевого развития дошкольников в процессе занятий по развитию речи.

  56. Подготовка дошкольников с нарушениями речи к обучению грамоте.

7.Данные для учета успеваемости студентов в БАРС



Заочная форма обучения
1.Календарно-тематический план изучения дисциплины:

п/п



Раздел


Дисциплины

Семестр

Неделя семестра


Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделямсеместра) Форма промежуточной аттестации(по семестрам)

Лекции

Практические

Самостоятельная работа

1

Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста как научная и учебная дисциплина

7

1

1

4

14

Реферат

2

Проявления общего недоразвития речи у дошкольников

7

2

1

2

14

Презентация

3

Задачи, принципы и направления работы по развитию речи

8

1

2

2

27

Контрольная работа


4

Содержание и структура занятий по развитию речи

8

2

4

2

30

Конспекты занятий

экзамен


5

Закономерности и особенности овладения детьми связной речью



9

1

1

2

60

Реферат

Презентация



6

Диагностика речевого развития детей как средство оптимизации процесса овладения родным языком

9

2

1

4

60

Контрольная работа

экзамен



2.Учебный рейтинг по дисциплине «Методика развития речи дошкольников (специальная)»
Таблица 1. Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности


1

2

3

4

5

6

7

8

9

Семестр

Лекции

Лабораторные занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

Автоматизирован-ное тестирование

Другие виды учебной деятельности

Промежуточная аттестация

Итого

7

2

0

6

22

0

0

0

30

8

6

0

4

20

0

0

40

70

Итого

8

0

10

42

0

0

40

100


Программа оценивания учебной деятельности студента

7 семестр
Лекции

Посещаемость, опрос, активность и др. – от 0 до 2 баллов.


Лабораторные занятия

Не предусмотрено


Практические занятия

Посещаемость, опрос, активность и др. – от 0 до 6 баллов.


Самостоятельная работа

Реферат (от 0 до 10 баллов).

Презентация(от 0 до 12 баллов).
Автоматизированное тестирование

Не предусмотрено


Дополнительно

Не предусмотрено


Промежуточная аттестация

Не предусмотрено


Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за первый семестр по дисциплине «Методика развития речи дошкольников (специальная) » составляет 30 баллов.

8 семестр
Лекции

Посещаемость, опрос, активность и др. – от 0 до 6 баллов.


Лабораторные занятия

Не предусмотрено


Практические занятия

Посещаемость, опрос, активность и др. – от 0 до 4 баллов.


Самостоятельная работа

Контрольная работа (от 0 до 10 баллов).

Конспекты занятий(от 0 до 10 баллов).
Автоматизированное тестирование

Не предусмотрено


Дополнительно

Не предусмотрено



Промежуточная аттестация

31-40 баллов – ответ на «отлично»

21-30 баллов – ответ на «хорошо»

11-20 баллов – ответ на «удовлетворительно»

0-10 баллов – ответ на «неудовлетворительно»

Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за второй семестр по дисциплине «Методика развития речи дошкольников (специальная)» составляет 70 баллов.


Максимальное количество баллов по итогам освоения дисциплины в течение двух семестров - 100 баллов.
Таблица 2. Пример пересчета полученной студентом суммы баллов по дисциплине «Методика развития речи дошкольников (специальная)» в оценку (экзамен):


0-49 баллов

неудовлетворительно

50-68 баллов

удовлетворительно

69-84

хорошо

85-100

отлично




3.Учебный рейтинг по дисциплине «Методика развития речи дошкольников (специальная)»
Таблица 3. Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

Семестр

Лекции

Лабораторные занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

Автоматизирован-ное тестирование

Другие виды учебной деятельности

Промежуточная аттестация

Итого

9

2

0

6

52

0

0

40

100


Программа оценивания учебной деятельности студента

9 семестр
Лекции

Посещаемость, опрос, активность и др. – от 0 до2 баллов.


Лабораторные занятия

Не предусмотрено


Практические занятия

Посещаемость, опрос, активность и др. – от 0 до 6 баллов.


Самостоятельная работа

Реферат (от 0 до 10 баллов).

Контрольная работа (от 0 до 10 баллов)

Презентация(от 0 до 32 баллов)



Автоматизированное тестирование

Не предусмотрено


Дополнительно

Не предусмотрено


Промежуточная аттестация

31-40 баллов – ответ на «отлично»

21-30 баллов – ответ на «хорошо»

11-20 баллов – ответ на «удовлетворительно»



0-10 баллов – ответ на «неудовлетворительно»
Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за один семестр по дисциплине «Методика развития речи дошкольников (специальная)» составляет 100 баллов.
Таблица 4. Пример пересчета полученной студентом суммы баллов по дисциплине «Методика развития речи дошкольников (специальная)»» в оценку (экзамен):


0-49 баллов

неудовлетворительно

50-68 баллов

удовлетворительно

69-84

хорошо

85-100

отлично





8. Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины




Литература по курсу




Основная литература


1. Филатова Е. Ю. Теория и методика развития речи детей [Электронный ресурс]: мет указания /Е. Ю. Филатова – Балашов, 2011.- 21с. - URL: http://library.sgu.ru/Загл. с экрана. Яз.рус

Дополнительная литература


  1. Белянин В. П. Психолингвистика [Текст]: учеб. / В. П. Белянин –М.:Флинта, 2004. - 232 с.

  2. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / И. Ю. Левченко ; под ред. : И. Ю. Левченко –М.:Академия,2005. - 320 с.

  3. Смирнова Е. О. Детская психология [Электронный ресурс]: учеб.для вузов - М.: ВЛАДОС, 2008 - 368 с. - URL: http://library.sgu.ru/ IBOOKS.

  4. Филатова Е. Ю. Педагогическая система развития вербальных творческих способностей дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов дошк. специальностей / Е. Ю. Филатова –Балашов:Николаев, 2008. - 76 с.


Интернет-ресурсы





  • http: www.edu.ru - «Российское образование»-федеральный портал;

  • http://tanja-k.chat.ru - Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений;

  • http://edu.rin.ru/preschool/index.html - информация по дошкольному образованию;

  • http://ivalex.vistcom.ru/ - Методические разработки для работы с дошкольниками; 

  • http://www.obrazpress.ru/ -Научно-методический журнал для педагогов и родителей «Детский сад от А до Я».

  • http://almanah.ikprao.ru/ Альманах Института коррекционной педагогики РАО

  • http://www.logoped.ru/ Электронный портал логопедов и дефектологов, всё о развитии и коррекции речи детей и взрослых.

  • http://defectolog.ru/ Дефектолог

  • www.specialneeds.ru /Дети с особенностями развития

  • http://www.osoboedetstvo.ru /Особое детство

  • http://www.logoped-sfera.ru/Журнал «Логопедия»

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины





  • Учебные аудитории, оборудованные комплектом мебели, доской.

  • Комплект проекционного мультимедийного оборудования.

  • Компьютерный класс с доступом к сети Интернет.

  • Библиотека с информационными ресурсами на бумажных и электронных носителях.

  • Оборудование для аудио- и видеозаписи.

  • Офисная оргтехника.

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 050700 «Специальное( дефектологическое) образование» и профилю подготовки «Логопедия»


Программа одобрена на заседании кафедры дошкольной педагогики и психологии от 29 августа 2011 года, протокол № 1.
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки РФ № 1367 от 19.12.2013 г. о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры
Программа актуализирована и одобрена на заседании кафедры дошкольной педагогики и психологии от 5ноября 2014 года, протокол № 4.
Подписи:

Автор программы ____________________к.п.н., доцент Филатова Е. Ю.


Зав.кафедройДПиП _________________к.п.н., доцент Казанкова Е. А.
Декан факультета естественно - научного

и педагогического образования ________к.с/х.н., доцент ЗанинаМ. А.

(факультет, где разрабатывалась программа)
Декан факультета естественно - научного

и педагогического образования ________к.с/х.н., доцент ЗанинаМ. А.



(факультет, где реализуется программа)


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка