Рабочая программа дисциплины Клиническая психология Направление подготовки Психология Квалификация (степень) выпускника



Сторінка1/4
Дата конвертації11.04.2016
Розмір1.01 Mb.
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Факультет психологии

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.




Рабочая программа дисциплины

Клиническая психология

Направление подготовки



Психология

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



очная

Председатель НМК факультета психологии

доктор, профессор ___________ Л.Н. Аксеновская

Саратов,


2010

1. Цели освоения дисциплины

Цель: формирование базовых знаний по теории, методологии и практике клинической психологии. Формирование представлений о возможностях клинической психологии в анализе механизмов психической деятельности, при ее нарушениях, а также в повышении адаптивных ресурсов человека, охране здоровья, преодолении недугов, диагностике, коррекции и реабилитации. Формирование представлений об основных закономерностях проявления и развития патологии психической деятельности.

Задачи:

  1. Формирование представлений о фундаментальном, прикладном и междисциплинарном характере клинической психологии, ее вкладе в разработку теоретических проблем общей психологии, теорию и практику медицины и здравоохранения. Ознакомление с историей клинической психологии как базовой для других отраслей психологии.

  2. Ознакомление с основными разделами клинической психологии (патопсихология, нейропсихология, психология соматически больных, профилактика состояний нервно-психической дезадаптации, психогигиена и формирование здорового образа жизни)

  3. Формирование базовых представлений о теоретических и практических задачах клинической психологии: этиология (анализ условий возникновения), патогенез (анализ механизмов происхождения и развития), классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья,). Понимание соотношения клинической психологии со смежными психологическими и медико-биологическими дисциплинами. Клиническая психология во вне клинических условий.

  4. Ознакомление с основными направлениями деятельности клинического психолога: индивидуальная клиническая психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и психологическая коррекция, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования

  5. Ознакомление с основными методами клинической психологии, соотношением экспериментального и клинического (экспертного, идиографического) подходов при исследовании больного.

  6. Формирование представлений о нарушениях психической деятельности при различных психических, поведенческих и соматических заболеваниях

  7. Формирование знаний о различных видах психологического вмешательства (психологическое консультирование, психотерапия, психосоциальная реабилитация) при работе с различными контингентами больных и лицами с пограничными психическими расстройствами.

  8. Формирование представлений об основных формах нарушений психической деятельности при локальных поражениях мозга.

  9. Ознакомление с основными принципами психологической реабилитации больных черепно-мозговыми травмами методами восстановительного обучения.

  10. Формирование представлений об основных формах нарушений психической деятельности при основных формах психических заболеваний.

  11. Формирование представлений об основных психологических критериях, позволяющие разграничить психическую норму и патологию и различные патологические состояния психики, такие как: неадекватность, критичность (самокритичность), продуктивность поведения.

  12. Ознакомление с основными категории общей психопатологии: агнозии, галлюцинации, псевдогаллюцинации, иллюзии, мнестические расстройства, корсаковский синдром, деменции, бредовые идеи, аффективные расстройства, гипер- и гипобулия, парабулия, расстройства сознания.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Клиническая психология» относится к профессиональному циклу дисциплин (базовая часть). Освоение дисциплины должно опираться на знания, умения и компетенции, приобретенные в процессе изучения курсов «Общая психология», «История психологии», «Дифференциальная психология», «Психология развития». Дисциплина «Клиническая психология» является предшествующей для дисциплин «Психология здоровья», «Психологическое консультирование», « Анатомия ЦНС».


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1,ОК-2,ОК-3, ОК-4,ОК-5, ОК-7,ОК-9, ОК-11,ОК-12,ПК-1, ПК-2, ПК-3,ПК-4,ПК-5, ПК-6,ПК-7, ПК-8, ПК – 9,ПК-10,ПК-11,ПК-13,ПК-17,ПК-20,ПК-21, ПК-23.


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • Основные понятия клинической психологии, ее прикладные задачи и вклад в развитие теории психологии; историю зарубежной и отечественной клинической психологии как базовой дисциплины для развития других прикладных областей психологии.

  • Цели и задачи, стоящие перед клинической психологией

  • Основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях;

  • Основные виды отклоняющегося поведение, биопсихосоциальные механизмы их формирования, способы психологической коррекции и профилактики

  • Основные направления деятельности клинического психолога: психологическая диагностика, психологическая коррекция (психотерапия), психологическое консультирование, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования.

  • Основные методические подходы (экспериментально-психологический и клинико-психологический) и методы клинической психологии.

  • Основные критерии разграничения психической нормы и патологии.

  • Основные категории общей психопатологии.

  • Основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности при локальных поражениях мозга.

  • Основные функциональные блоки мозга.

  • Основные методологические подходы к системе реабилитации больных с черепно-мозговыми травмами.

  • Основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности при основных психических заболеваниях.

  • Основные виды нарушений познавательной деятельности и личности.

  • Основные методы диагностики в патопсихологии.

  • Основные методологические подходы к понятию нормы и патологии.

  • Основные нарушения личности.

Уметь:

  • применять базовые клинико-психологические знания в практической работе с различными группами населения, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации;

  • применять знания клинической психологии в других прикладных областях психологии;

  • применять базовые нейропсихологические знания в практической работе с различными категориями больных.

  • применять основные методы психопатологического исследования.

Владеть:

  • основными понятиями клинической психологии, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития (включая проблемы адаптации личности к болезни, качества жизни, связанного со здоровьем, превенции и коррекции социально-стрессовых расстройств).

  • приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации.

  • основными представлениями о методологии планирования, проведения и обработки результатов психологического исследования в клинике и в массовых психопрофилактических исследованиях различных групп здорового населения.

  • основными представлениями о методологии и технологии различных видов психологического вмешательства (психологическое консультирование, индивидуальная, групповая, семейная психотерапия, психосоциальная).

  • основными критериями разграничения психической нормы и патологии.

  • основными категориями общей психопатологии.

  • основными методологическими подходами к нейропсихологическому исследованию.






п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неде-ля

семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Се-мина-ры

Контрольные

Само-сто-ятель-ная рабо-та

Часть 1. Введение в клиническую психологию

1

Раздел 1. История и современные представления о структуре и основных направлениях клинической психологии.


3

1-3

12

6

2

20

Формы текущего контроля успеваемости: реферат, текущее тестирование

2

Раздел 2. Основные направления психосоматических исследований.


3

4-16

12

24

4

40

Формы текущего контроля успеваемости: контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, текущее тестирование, реферат

3

Раздел 3. Психологическое консультирование в клинической психологии


3

17-18

4

2

2

20

Формы текущего контроля успеваемости: контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских и практических занятиях, текущее тестирование






















9

экзамен




Промежуточная аттестация




Форма промежуточной аттестации – экзамен по балльно-рейтинговой системе

Часть 2.Психологические подходы к работе с больными нейрохирургических и психиатрических клиник


Часть 2.1. Основы нейропсихологии

1

Раздел 1. Методологические основы нейропсихологии.


4

1-2

2

4

2

10

Формы текущего контроля успеваемости: реферат, текущее тестирование

2

Раздел 2. Функциональные системы мозга и анализ нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга.


4

3-14

14

14

2

40

Формы текущего контроля успеваемости: реферат, текущее тестирование

3

Раздел 3. Прикладные аспекты нейропсихологии.


4

15-16

4

2

2

20

Формы текущего контроля успеваемости: реферат, текущее тестирование


Часть 2.1. Психопатология


1

Раздел 1. Введение в психопатологию.


4

1-2

2

2




4

Формы текущего контроля успеваемости: реферат, текущее тестирование

2

Раздел 2. Частная психопатология

4

3-6

2

2




2

Формы текущего контроля успеваемости: реферат, текущее тестирование

3

Раздел 3. Расстройства личности и аддиктивные расстройства


4



7-10






4






8


Формы текущего контроля успеваемости: реферат, текущее тестирование

4

Раздел 4. Психодиагностика

4

11-16




4




10

Формы текущего контроля успеваемости: реферат, текущее тестирование

Промежуточная аттестация



Зачет по балльно - рейтинговой системе



Часть 3. Патопсихология


1

Раздел 1.Предмет и методы патопсихологии.


5

1-2

4

4




4

Формы текущего контроля успеваемости: реферат, текущее тестирование

2

Раздел 2. Нарушения познавательной деятельности.


5

3-15

14

24

2

10

Формы текущего контроля успеваемости: реферат, текущее тестирование

3

Раздел 3.Нарушения личности.

5

16-18

4

4

2

13

Формы текущего контроля успеваемости: реферат, текущее тестирование






















36

Экзамен

Промежуточная аттестация



Экзамен



Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. История и современные представления о структуре и основных направлениях клинической психологии.
Тема 1. История клинической психологии.
Предмет клинической психологии. Вклад экспериментально психологического подхода и роль создания экспериментально-психологических лабораторий в психиатрических и нейрохирургических клиниках в создании клинической психологии в России. Разграничение понятий психопатология и патопсихология. Естественно-научные традиции отечественной клинической психологии. Работы В.М.Бехтерева и объективный подход в исследовании психической деятельности. Основные принципы патопсихологического исследования в школе В.М.Бехтерева. Принципы патопсихологического исследования в школе А.Ф.Лазурского. Проблема развития и распада психики в работах Л.С.Выготского и Б.В.Зейгарник. Проблема нормы и патологии в работах В.Н.Мясищева. Работы А.Р. Лурия и развитие нейропсихологии в России.
Тема 2. Структура и основные направления клинической психологии
Предмет и основные направления клинической психологии.

Патопсихология, нейропсихология. Традиционные задачи клинической психологии. Пересмотр понятия реабилитация. Психосоматическая медицина. Психологическая теория психотерапии. Психология здоровья.


Тема 3. Психологическая служба в здравоохранении
Сферы применения медицинской психологии в клинической практике. Приоритетные направления в развитии медико-психологической службы.

Раздел 2. Основные направления психосоматических исследований.
Тема 1. Неврозы.

Определение понятий: невроз, психопатия, невротическое развитие личности.

Неврастения. Истерический невроз. Невроз навязчивых состояний. Этиология и патогенез неврозов. Биологические факторы этиологии неврозов. Психологические факторы этиологии неврозов. Социальные факторы этиологии неврозов. Патогенез неврозов. Внутриличностные конфликты. Психотерапия неврозов.
Тема 2. Психосоматика. Основные теории.

Психологические теории сознания и психосоматическая медицина. Теории материнской личности. Болезнь как конфликт. Теория констеляции личности. Поведение типа А. Эмоции и психосоматические механизмы. Алекситимия. Определение понятий. Теории алекситимии. Теория саморегуляции. Частная психосоматика. Соматогения и астенический синдром. Ситуации болезни и «качество жизни». Внутренняя картина болезни. Тяжелобольной пациент. Неизлечимые болезни. Умирание и смерть. Личность медицинского работника.


Тема 3. Зависимость от алкоголя.

Понятие зависимости, структура и динамика в ходе болезни. Психоаналитические теории зависимости. Семейные факторы формирования алкогольного поведения. Этнические факторы формирования алкогольного поведения. Личность преалкоголика. Особенности формирования женского алкоголизма. Гипертимный тип зависимости от алкоголя. Субмиссивный тип зависимости от алкоголя. Демонстративный тип зависимости от алкоголя. Тимолабильный тип зависимости от алкоголя. Аутистический тип зависимости от алкоголя.Формирование созависимости. Жены алкоголиков. Схема анализа созависимости. Дети алкоголиков. Методы исследования созависимости. Формы коррекции алкогольной зависимости. Общество анонимных алкоголиков. Программа 12 шагов. Программа 10 шагов лечения созависимости.


Тема 4. Суицидальное поведение.

Психологические, социальные и медицинские подходы к изучению суицидального поведения. Клинические аспекты суицидального поведения. Особенности суицидального поведения подростков.



Раздел 3. Психологическое консультирование в клинической психологии

Тема 1. Консультативная психология в здравоохранении.

Психологическое консультирование и психотерапия. Основные модели психотерапии. Основные психотерапевтические подходы. Психодинамическое направление. Бихевиоральная психотерапия. Экзистенциально-гуманистические методы психотерапии.


Часть 2. Психологические подходы к работе с больными нейрохирургических и психиатрических клиник
Раздел 2.1. Нейропсихология

1. Методологические основы нейропсихологии.

Тема 1. Нейропсихология. Методологические основы

Нейропсихология. Теоретические основы и направления. Основные принципы строения мозга. Метод сравнительно – анатомических данных. Метод раздражения. Метод выключения.



Тема 2. Локализация высших психических функций.

Теории локализации высших психических функций. Теория системной динамической локализации высших психических функций.


2. Функциональные системы мозга и анализ нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга.

Тема 1. Функциональные системы мозга.

Понятие функциональной системы, квалификация дефекта, синдромный анализ. Пересмотр понятий функция, симптом при поражениях мозга.



Тема 2. Блоки мозга и их функциональное значение.

I блок мозга. Аппараты мозга и функции. II блок мозга. Аппараты, законы построения, функции. III Блок мозга. Аппараты, законы построения, функции.


Тема 6. Нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга.

Сенсорные и гностические расстройства. Агнозии. Нарушения произвольных действий. Проблема апраксий. Нарушения произвольной регуляции высших психических функций. Нарушения произвольной речи. Афазии. Нарушения памяти. Амнезии.

Нарушения внимания. Нарушения мышления. Нарушения эмоций.
3. Прикладные аспекты нейропсихологии.

Тема 1.Черепно-мозговые травмы.

Черепно-мозговые травмы как медицинская и социальная проблема.

Синдромный анализ при черепно-мозговых травмах.
Тема 2. Восстановительное обучение.

Психофизиологические принципы восстановительного обучения. Психофизиологические принципы восстановительного обучения. Психолого-педагогические принципы восстановительного обучения.



Раздел 2.1.Введение в психопатологию.
Тема 1.Современная классификация психических расстройств

Психопатология как наука. Место психологии в системе медицинских и психологических наук. Предмет и специфика психопатологии. Задачи психолога при взаимодействии с психиатром. Общая и частная психопатология. Деонтологический аспект деятельности психолога.


Тема 2.Категории психических расстройств.

Использование психопатологической терминологии при составление заключений. Современная классификация психических расстройств. Категории психических расстройств.


Раздел 2.2. Частная психопатология
Тема 1.Аффективные расстройства настроения

(Депрессивный эпизод, маниакальный эпизод, циклотимия).

Этиология, биохимические процессы и симптоматика аффективных расстройств. Симптоматология депрессивного эпизода.

Демонстрация симптомов депрессивного состояния в процессе разбора клинического состояния больного Психопатологическая симптоматика маниакального эпизода. Беспричинное эндогенное возникновение маниакального эпизода. Циклотимия - состояние нестабильности настроения, чередование эпизодов субдепрессивного и гипоманиакального состояния возникающих без внешних поводов с периодами светлых промежутков, отметить трудность постановки диагноза, опасность реализации суицидальных мыслей в состоянии депрессии или асоциальных поступков при гипоманиакальном состоянии. Соматизированная «матовая» (ларвированная) депрессия, клиническая симптоматика, дифференциальная диагностика с невротическим и невроподобными состояниями.

Демонстрация больного с циклотимией, анализ имеющейся психопатологической симптоматики.



Тема 2. Шизофрения. Шизотипические и бредовые расстройства.

Эндогенное заболевание, которое характеризуется нарушением мыслительной сферы, эмоциональным дефектом и социальной дезадаптацией. Факторы, провоцирующие возникновение заболевания (роды, беременность, психотравмирующая ситуация, ЧМТ, соматическое заболевание и др.). Симптомы начального периода: беспричинность возникновения астено-невротических жалоб, измененное восприятие своей личности и окружающего, «косые ответы», «ответы мимо», снижение аффективного тонуса. Дать определение основных симптомов шизофрении, перечислить их, составляющих тетраду Блейлера: разорванность мышления, аутизм, эмоциональная тупость, неадекватность. Определение характерных симптомов.

В процессе беседы с больным продемонстрировать имеющиеся у него основные и характерные симптомы, а также проанализировать клинические проявления шизофрении в инициальном периоде.

Тема 3. Эпилепсия.

Характерные для эпилепсии изменения мышления, речи, памяти, личностные особенности. Определение диагноза эпилепсии, ее современной классификации, распространенности клинических проявлений припадков. Отметить прогредиентное течение заболевания. Определение большого эпилептического припадка, малого припадка, абсанса. Изменения личности при эпилепсии. Изменения интеллекта: концентрическое его сужение, уменьшение словарного запаса до олигофазии, ригидность и торпидность мыслительного процесса, нарастание органического слабоумия. Изменения характера: появление педантичности, аккуратности, эгофилии, ипохондричности, полярности эмоций, взрывчатости, злопамятности, склонности к аффектам.

Охарактеризовать понятие психических эквивалентов, описать клинические проявления каждого из них (дисфории, сумеречное состояние сознания). Отметить опасность больных эпилепсией в состоянии дисфории.

Тема 4.Травматическая болезнь головного мозга.

Многообразие клинических форм течения церебрального атеросклероза. Ведущие симптомы астении — истощаемость психических функций. Информация о клинике сосудистых нарушений психики при атеросклерозе и гипертонической болезни. Определение понятия атеросклероза. Начальные проявления атеросклероза: нарушения внимания, памяти, хронологической ориентации, снижение творческой продуктивности с обеднением её содержания, раздражительность, слабодушие, заострение личностных черт.

Формирование обсессивно-фобических, сенесто-ипохондрических, астено-депрессивных синдромов. Нарастающее слабодушие с оскудением интересов, отсутствием критики, нелепым поведением, волнообразным течением. Указать на нарастание при гипертонической болезни астении, появление эпизодов спутанности сознания (в вечернее время) на высоте АД.

Закрытая черепно-мозговая травма. Врачебно-трудовая и судебно-психиатрическая экспертиза. Клиническая симптоматика психических нарушений в остром периоде ЧМТ: оглушенность, сопор, кома, делирий, аменция, сумеречное состояние сознания, Корсаковский и астенический синдром. Определение церебрастении. Клинические проявления: трудность сосредоточения, удержания внимания на изучаемом предмете, запоминания прочитанного, снижение интеллектуальной продуктивности, появление головных болей при обычной умственной нагрузке, и как следствие, раздражительность, нарушения сна, снижение аппетита, веса. Трудность диагностики последствий ЧМТ на уровне церебрастении, важность тщательно собранного анамнеза. Охарактеризовать клиническую картину травматической энцефалопатии.


Тема 5.Психические нарушения при инфекциях и интоксикациях.

Алкоголизм и наркомании, как экзогенные психические заболевания. Разделение органического психосиндрома и личностного ущерба.


Тема 6.Психические расстройства возраста обратного развития.

Вопросы современной геронтологии и гериатрии, клиника пресенильных психических расстройств. Определение понятия инволюционного периода: пресенильные, сенильные, периоды, их границы. Современная норма старения организма, его зависимосимость от индивидуальных генетических и конституциональных особенностей. Факторы, способствующие замедлению старения: высокий интеллектуальный уровень, синтонность, стеничность, экстравертированность. Признаки старения: нивелировка черт личности, потеря индивидуальности, сужение круга интересов, упрямство, консерватизм, недостаточный психический резонанс. Нозологическая самостоятельность инволюционных психозов, их распространенность. Дегенеративные церебральные заболевания – болезнь Альцгеймера, Пика, их клиника и лечение.

Патопсихологическое исследование расстройств памяти у больных старческим слабоумием. Нарушения памяти. Нарушения внимания. Нарушения речи.


  1. Раздел. Расстройства личности и аддиктивные расстройства.

Тема 1.Психические и поведенческие расстройства, вследствие употребления психоактивных веществ.

Клинические проявления при аддиктивных расстройствах. Основные методики исследования.



Тема 2.Соматоформные расстройства связанные со стрессом.

Современная концепция соматоформных расстройств, особенности выявляемых нарушений. Основные методики исследования выявленных нарушений.



Тема 3.Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых.

Современные взгляды на психопатию, особенности функционирования данной группы пациентов. Основные методики исследования личностных расстройств.



Тема 4.Умственная отсталость

Понятие умственной отсталости. Особенность патопсихологического обследования в детском и подростковом возрасте. Возрастные нормы психического развития, Особенности патопсихологического обследования в детском и подростковом возрасте.



Раздел 4.

Тема 1.Психодиагностика шизофрении

Тема 2.Психодиагностика эпилепсии

Тема 3. Психодиагностика церебрального атеросклероза, травматических поражений головного мозга

Тема 4. Психодиагностика алкоголизма и наркомании

Тема 5. Психодиагностика старческого слабоумия и пресенильных деменций.

Тема 6. Психодиагностика умственной отсталости. Психодиагностические исследования в детской и подростковой психиатрии
Часть 3.Патопсихология

Раздел 1.Предмет и методы патопсихологии.

Тема1. Предмет и основные понятия патопсихологии.

История развития отечественной патопсихологии. Традиционные задачи патопсихологии.



Тема 2. Методы клинической психологии.

Метод собирания анамнеза. Объективный анамнез. Субъективный анамнез. Сравнительный анализ информации. Принципы построения эксперимента в патопсихологии. Принцип моделирования. Принцип качественного анализа. Принцип фиксации данных.


Раздел 2. Нарушения познавательной деятельности.

Тема 1. Нарушения сознания.

Определение понятия: «сознание», структура сознания. Виды нарушения сознания: сумеречное состояние сознания, оглушенное состояние сознание, псевдодеменции и др.



Тема 2. Нарушение памяти.

Нарушение операциональной стороны памяти. Нарушение динамической стороны. Нарушение личностного компонента памяти. Корсаковский синдром. Феномен воспроизведения незавершенных действий.



Тема 3. Нарушение восприятия.

Ангозии, псевдоагнозии при деменции. Роль измененного личностного компонента в восприятии.



Тема 4. Нарушения мышления.

Нарушения операциональной стороны мышления. Виды нарушений: Снижение уровня обобщения. Искажение процесса обобщения. Нарушение динамической стороны мышления. Виды: Лабильность мышления, инертность мышления. Нарушения целенаправленности мышления. Виды: Разноплановость мышления, резонерство, нарушение критичности.


Раздел 3.Нарушения личности

Тема 1. Методы исследования личности в патопсихологии.

Методы исследования личности в патопсихологии. Метод наблюдения. Метод эксперимента: Методика исследования притязаний, методика исследования пресыщения, исследование самоотношения по методике Дембо-Рубинштейн.



Тема 2. Виды нарушений личности.

Нарушение иерархии мотивов. Формирование патологического мотива. Нарушение опосредованности мотива. Нарушение смыслообразующей функции мотива.



5. Образовательные технологии

В ходе реализации различных видов учебной работы по освоению курса «Введение в клиническую психологию» используются образовательные технологии, направленные на развитие творческой активности студента, повышение уровня его мотивации, ответственности за качество освоения образовательной программы и позволяющие формировать у обучающихся требуемые образовательной программой общекультурные и профессиональные компетенции. Этому способствуют следующие активные инновационные методы обучения.



Проблемная лекция. Знания на такой лекции вводятся как «неизвестное», которое необходимо «открыть». Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Данный тип лекции строится таким образом, что деятельность студента по ее усвоению приближается к поисковой, исследовательской. На подобных лекциях обязателен диалог преподавателя и студентов. Данный тип лекции используется при введении знаний по отдельным темам в следующих разделах изучаемой дисциплины:

Часть 1.

Раздел 2. Основные направления психосоматических исследований.

Часть 4.

Раздел 3.Нарушения личности
Лекция-визуализация. Учит студента преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму.На лекции используются мультимедийные презентации, к подготовке которых могут привлекаться обучающиеся. Проведение лекции сводится к связному развернутому комментированию подготовленных наглядных материалов. Данный тип лекции используется при освоении следующих разделов изучаемой дисциплины:

Часть 1.

Раздел 3. Психологическое консультирование в клинической психологии

Часть 2.

Раздел 2.Функциональные системы мозга и анализ нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга.

Часть 4.

Раздел 2. Нарушения познавательной деятельности.
Кроме указанных инновационных типов лекций используются вводная, мотивационная (возбуждающая интерес к осваиваемой дисциплине); подготовительная (готовящая студента к более сложному материалу); интегрирующая (дающая общий теоретический анализ предшествующего материала); установочная (направляющая студентов к источни­кам информации для дальнейшей самостоятельной работы) лекции.

Среди форм, направленных на теоретическую подготовку, кроме лекций используются семинары и специальные семинар, ознакомление с нормативно-правовой документацией, решение ситуационных задач, дискуссия по теме занятия, собеседование по теме занятия.



Семинар - форма обучения, организующая обсуждение, при­звана активизировать работу студентов при освоении теоретическо­го материала, изложенного на лекциях, используется при освоении всех тем и разделов дисциплины «Клиническая психология». Среди видов активности на семинарских занятиях анализируются и оцениваются:

- содержание и презентация доклада,

- ответы на поставленные вопросы,

- дополнения к основному докладу,

- постановка проблемных вопросов по обсуждаемым темам (данная форма активности призвана формировать культуру научного мышления, активизировать творческий поиск и т.д.),

- участие в дискуссиях.

Круглый стол – форма обучения, призванная стимулировать культуру научных дискуссий. Оценивается активность, аргументированность, умение убедительно излагать мнение по заявленной теме.

6. Примерные вопросы и задания для самостоятельной работы:

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Клиническая психология».
Виды самостоятельной работы. В курсе изучения «Клинической психологии» предполагаются следующие виды самостоятельной работы:

- подготовка к семинарским занятиям,

- подготовка к практическим занятиям,

- написание рефератов по отдельным разделам дисциплины,

- выполнение тестовых заданий,

- подготовка к экзамену по контрольным вопросам изучаемой дисциплины.



Порядок выполнения самостоятельной работы. Самостоятельная подготовка к семинарским осуществляется регулярно по каждому разделу дисциплины и определяется календарным графиком изучения дисциплины.

В ходе освоения курса предполагается написание одного реферата Время, отводимое на подготовку каждого реферата – работа должна быть предъявлена для проверки не позднее, чем за неделю до начала сессии.



Порядок осуществления текущего контроля. Текущий контроль выполнения самостоятельной работы по подготовке к семинарским занятиям осуществляется регулярно (еженедельно), начиная со второй недели семестра.

Контроль и оценивание рефератов может происходить как в течение семестра, так и на его последней неделе, что может определяться выбором темы реферата студента из различных разделов осваиваемой дисциплины. Подготовка рефератов может осуществляться в течение нескольких месяцев, Текущий контроль освоения отдельных разделов дисциплины осуществляется при помощи тестовых заданий в завершении изучения каждого раздела.

В конце изучения курса выполняется контрольная работа в виде теста.

Система текущего контроля успеваемости служит в дальнейшем более объективному оцениванию в ходе промежуточной аттестации.



  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка