Министерство спорта Российской Федерации
Башкирский институт физической культуры (филиал) УралГУФК
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
М1.ДВ.1 Речевая культура делового общения_______________________________
по направлению подготовки (специальности) 034500 Спорт
Квалификация (степень) выпускника магистр
Форма обучения очная
Уфа 2014
1 Организационно-методический раздел
1.1 Цель и задачи дисциплины
Целью курса «Речевая культура делового общения» являются получение теоретических знаний и практических навыков в области речевой культуры делового общения; овладение знаниями и умениями в области деловых коммуникаций и реализовать их в процессе общения и взаимодействия с другими людьми; формирование навыков ведения деловых переговоров; приобретение практических навыков; готовить и проводить публичное слушание; освоение средств делового общения.
Важнейшими задачами дисциплины являются:
– приобретение знаний о функциях и тенденциях развития общения в современном деловом мире, ответственного коммуникативного поведения, социокультурной компетенции;
– приобретение знаний вербального и невербального поведения в соответствии с нормами деловой коммуникации, умения двойного видения одной и той же ситуации с точки зрения собственного восприятия и с точки зрения речи собеседника;
– обучение умению находить нужную информацию, обрабатывать и использовать в соответствии с поставленными задачами, компетенции самосовершенствования, личностной и предметной речевой рефлексии.
– формирование специалиста, способного проводить практическое изучение коммуникативных процессов на основе усвоения современных методов обучения, включая навыки работы с учебно-методической и научной литературой по проблематике курс.
1.2 Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания дисциплины
Дисциплина «Речевая культура делового общения» относится к базовой части гуманитарного цикла (И1.ДВ.1). В качестве основ, закладывающихся для изучения «Речевая культура делового общения», необходимы знания (компетенции), сформированные у магистрантов в результате освоения дисциплин общегуманитарного блока, что позволяет в ходе изучения дисциплины «Речевая культура делового общения» сформировать четкое представление о предмете, особенностях и принципах делового общения.
1.3 Перечень формируемых компетенций
Освоение дисциплины «Речевая культура делового общения» по направлению 034300.68 «Физическая культура» направлено на формирование следующих компетенций магистранта:
- ОК– 1способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности.
- ОК– 3 свободно пользуется русским и иностранными языками как средством делового общения.
1.4. Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения дисциплины магистрант должен:
Знать:
- понятия «общение», «коммуникация», «деловая коммуникация», «коммуникационный процесс»;
- виды и функции общения;
- формы и виды деловой коммуникации;
- вербальные и невербальные средства коммуникации;
- язык жестов в деловом общении;
- правила и полезные способы взаимодействия для успешной коммуникации;
- приемы и виды активного слушания;
- особенности деловой коммуникации в различных национальных культурах.
Уметь:
- давать характеристику деловому общению, официально – деловому стилю речи;
- различать вербальные и невербальные средства коммуникации;
- преодолевать речевые барьеры при общении;
- задавать вопросы, правильно отвечать на некорректные вопросы;
- использовать приемы активного слушания;
- эффективно взаимодействовать в коллективе по принятию коллегиальных решений.
Владеть:
- основными методами таких форм деловой коммуникации, как деловая беседа, переговоры, презентации, дискуссии и т.д.;
- владеть знаниями об имидже делового человека;
- навыками грамотно и профессионально вести телефонный разговор, деловую переписку, деловые переговоры.
- культурой мышления, методами анализа, навыками работы с информацией;
- навыками работы с научной литературой, конспектирования, написания докладов, рефератов;
- навыками ведения дискуссии по узловым проблемам, которые затрагиваются на практических занятиях.
1.5 Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий
Основные формы занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа магистрантов. Интерактивные формы проведения занятий предусматривают широкое использование компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
При организации самостоятельной работы используются следующие образовательные технологии: подготовка докладов, работа с научно-справочной литературой, включая интернет-источники, выполнение практических заданий из учебных пособий, в т.ч. электронных.
Лекционные и семинарские занятия № 1, 2, 3, 4, 7, 8 будут проводиться в таких интерактивных формах как дебаты, дискуссии, круглый стол, что позволит выявить и обсудить различные точки зрения по наиболее актуальным вопросам, которые существуют в речевой культуре делового общения по изучаемым темам, позволяя выработать у магистрантов наиболее объективные подходы к их решению.
2 Содержание дисциплины
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1 – Состав и объем дисциплины
Вид учебной работы
|
Всего
Часов/ ЗЕ
|
Распределение по семестрам
(в часах/ ЗЕ)
|
1 семестр
|
Общая трудоемкость дисциплины (ЗЕ/часы)
|
72/2
|
72/2
|
Аудиторные занятия, всего
в т.ч. лекции (Л)
практические занятия (ПЗ)
|
30
6
24
|
30
|
Самостоятельная работа магистранта (СРС)
в т.ч. подготовка доклада
другие виды СРС
|
42
22
20
|
42
|
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
|
|
зачет
|
2.2 Разделы дисциплины
-
Теория деловой коммуникации
-
Разновидности деловой коммуникации
2.3 Темы дисциплины и их краткое содержание
Таблица 2 – Темы и их краткое содержание
№ п/п
|
Тема
|
Краткое содержание
|
1
|
Предмет, цели и задачи курса
|
Актуальность, цели, задачи курса, основные понятия, структура курса, функции делового общения, глоссарий.
|
2
|
Этические нормы делового общения
|
Теоретические предпосылки становления этики делового общения. Нравственные эталоны и образцы поведения руководителя. Деловая этика и её специфика. Этические принципы деловой коммуникации.
|
3
|
Формы делового общения
|
Классификация форм деловой коммуникации. Критерии определения формы деловой коммуникации (цель, контингент участников, регламент, коммуникативные средства реализации намерений, организация пространственной среды, ожидаемый результат).
|
2.4 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Переговоры как коммуникативный процесс.
2. Предмет переговоров.
3. Подготовительный этап переговорного процесса.
4. Информационно-аналитическая проработка основного содержания.
5. Формулировка позиции.
6. Прогноз и анализ возможных вариантов переговоров.
7. Решение организационных вопросов.
8. Место проведения.
9. Состав делегации.
10. Различные подходы к проведению переговоров.
11. Позиционные переговоры.
12. Принципиальные переговоры.
13. Дискуссионный (коммуникативный) этап переговорного процесса.
14. Представление сторон друг другу.
15. Размещение участников переговоров.
16. Изложение проблем и целей, уточнение позиций сторон.
17. Дискуссия, обсуждение и согласование интересов.
18. Система аргументов.
19. Противостояние психологическому давлению со стороны партнера.
20. Подведение итогов и принятие решений.
21. Оценка эффективности переговоров.
22. Общение личное и массовое.
23. Так ли мы говорим, как пишем?
24. Монолог и диалог.
25. Общение «глаза в глаза» и на расстоянии.
26. Слова в общении и общение без слов.
27. Символы и передаваемые смыслы.
28. Общение и коммуникация.
29. Что такое деловая коммуникация?
30. Постулаты делового общения (правила «хорошего тона»).
2.5 Виды самостоятельной работы
Темы для докладов
1. Общение как фактор человеческой жизнедеятельности.
2. Деловое общение и развитие личности.
3. Причины повышения интереса к исследованию теоретических и практических проблем делового общения.
4. Основные направления прикладной психологии делового общения.
5. Деловое общение и деловые отношения.
6. Эмпатия личности и деловое общение.
7. Особенности доверительного общения.
8. Невербальные средства в деловом общении общения.
9. Манипулятивное общение.
10. Критерии творческого общения.
11. Личностные факторы успешного делового общения.
12. Взаимопонимание в общении
13. Структура отношений субъекта затрудненного и незатрудненного общения.
14. Социально-психологические показатели делового общения.
15. Типы личного влияния в деловом общении.
16. Проблема кодирования невербальной информации.
17. Факторы адекватного первого впечатления в деловом общении.
18. Сценарии и механизмы взаимодействия.
19. Невербальные интеракции как показатель взаимоотношений в общении.
20. Принципы выхода из ситуаций затрудненного взаимодействия.
21. Методы изучения личности как субъекта затрудненного и незатрудненного общения.
2.6 Примерный перечень вопросов к зачету
-
Особенности деловой коммуникации.
-
Этические нормы делового общения.
-
Развитие деловой культуры в России.
-
Развитие деловой культуры за рубежом.
-
Условия эффективного функционирования делового взаимодействия.
-
Личность, психологические типы, архетип.
-
Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров.
-
Типология конфликта.
-
Стадии развития конфликта.
-
Приёмы смягчения и предотвращения конфликтных ситуаций в процессе делового общения.
-
Дистанции и зоны делового общения.
-
Организация пространственной среды в деловой коммуникации.
-
Технические средства информирования, обслуживания и демонстрации в деловой коммуникации.
-
Классификация деловой корреспонденции.
-
Стилистические особенности выступления.
-
Методы речевого воздействия на аудиторию.
-
Классификация форм деловой коммуникации.
-
Критерии определения формы деловой коммуникации.
-
Виды деловых бесед.
-
Типы собеседников в деловом общении.
-
Типы вопросов, классификация вопросов.
-
Методика проведения деловых совещаний.
-
Особенности поведения соискателя при собеседовании при приеме на работу.
-
Стадии подготовки и проведения переговоров.
-
Методы воздействия на деловых партнеров.
-
Структурные и функциональные особенности рекламной коммуникации.
-
Имидж фирмы. Фирменная реклама.
-
Функции этикета и протокола.
-
Дресс-код.
-
Атрибуты делового общения.
-
Условия эффективного функционирования делового общения.
-
Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров.
-
Дистанции и зоны делового общения.
-
Условия и особенности развития деловой культуры в России.
-
Психологические аспекты делового общения.
-
Национальные особенности этических норм и делового общения при переговорах.
-
Особенности рекламного взаимодействия.
-
Письменная коммуникация в структуре делового общения.
-
Социально-психологические проблемы деловых отношений.
-
Речь в межличностных, общественных и деловых отношениях.
-
Логические и психологические приемы полемики.
-
Особенности телефонной коммуникации.
-
Управление деловыми конфликтами.
-
Факторы успеха в проведении делового совещания.
-
Методы стимулирования творческого мышления специалистов.
-
Методы генерирования идей.
-
Критика в деловой коммуникации.
-
Ролевые функции в деловом взаимодействии.
-
Контроль и оценка деловых контактов.
-
Глоссарий по теме «Деловое общение».
3 Распределение часов дисциплины по темам и видам работ
3.1 Тематический план лекционных занятий
№ п/п
|
№ раздела
/темы
|
Наименование лекции
|
Объем, час.
|
1 семестр
|
|
1
|
1/1
|
Предмет, цели и задачи курса
|
2
|
2
|
1/2
|
Этические нормы делового общения
|
2
|
3
|
2/3
|
Формы делового общения
|
2
|
|
|
Итого
|
6
|
3.2 Тематический план практических занятий
№ п/п
|
№ раздела
/темы
|
Наименование практического занятия
|
Объем, час.
|
1 семестр
|
|
1
|
1/1
|
Коммуникация и общение как ключевые категории теории коммуникации
|
2
|
2
|
½
|
Коммуникативные каналы
|
2
|
3
|
1/3
|
Искусство межличностного общения
|
2
|
4
|
2/4
|
Этика делового общения
|
2
|
5
|
2/5
|
Этика публичных выступлений
|
4
|
6
|
3/6
|
Деловые переговоры: подготовка и проведение
|
2
|
7
|
3/7
|
Служебное общение.
|
4
|
8
|
3/8
|
Психологический климат в трудовом коллективе
|
2
|
9
|
3/9
|
Проблемы межкультурной коммуникации
|
2
|
10
|
4/10
|
Правила служебных взаимоотношений
|
2
|
|
|
Итого
|
24
|
3.3 Тематический план самостоятельной работы студентов
№ п/п
|
№ раздела
|
Вид СРС (наименование задания, темы для СРС)
|
Сроки выполнения
|
Формы контроля
|
Объем, час.
|
1
|
1-4
|
Подготовка тем для самостоятельной работы
|
В течение семестра
|
Собеседование
|
20
|
2
|
1-4
|
Подготовка доклада
|
В течение семестра
|
Проверка доклада
|
22
|
|
|
ИТОГО
|
42
|
4 Формы контроля (текущего, промежуточного и итогового)
В течение семестра, по ходу освоения учебного материала знания магистратов в рамках текущей успеваемости оцениваются в различных формах. Освоение некоторых разделов тем оценивается в виде подготовки доклада и выступления, в устной опросной форме с выставлением оценки, в письменной форме, в виде выполнения письменных заданий. Промежуточный контроль в рамках межсессионной аттестации осуществляется виде тестирования магистрантов. Итоговым видом контроля является зачет, который проводится по вопросам к зачету.
5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
5.1 Перечень рекомендуемой литературы
№ п/п
|
Наименование литературы
|
а) основная литература
|
1
|
Жернакова, М.Б., Румянцева И.А. Деловые коммуникации: теория и практика [Текст]: учебник / М.Б. Жернакова, И.А. Румянцева. – М.: Юрайт, 2014. – 370 с.
|
2
|
Асадов, А.Н., Косалимова, О.А., Покровская, Н.Н. Культура делового общения [Текст]: Учебное пособие / А.Н. Асадов, О.А. Косалимова, Н.Н. Покровская. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010 – 156 с.
|
б) дополнительная литература
|
1
|
Гойхман, О.Я., Надеина, Т.М. Речевая коммуникация [Текст]: учебник / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2008. – 272 с.
|
2
|
Гравицкий, А. Основы деловой этики [Текст] / А.Гравицкий. – Ростов н/Д : Феникс, СПб.: Северо-Запад, 2007. – 180 с.
|
3
|
Измайлова, М.А. Деловое общение [Текст] / М.А. Измайлова. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 204 с.
|
4
|
Колтунова, М.В., Деловое общение [Текст] / М.В. Колтунова. – М.: Логос, 2008. – 264 с.
|
5.2 Перечень методических рекомендации и указания.
Наименование методических указаний по дисциплине
|
Назначение (виды занятий, № тем и т.д.)
|
1
|
2
|
Шаяхметова Э.Ш. Речевые коммуникации: курс лекций. – Уфа: БИФК, 2007.
|
Практические занятия
|
Шаяхметова Э.Ш. Речевые коммуникации: практикум. – Уфа: Башк. ин-т физ. культуры, 2007.
|
Практические занятия
|
Сахибгареева Л.Ф. Современная этика и этикет. Ч. 1–3. – Уфа: БИФК, 2008.
|
Практические занятия
|
Силиванец А.В., Хаернасова Н.Р. Документационное обеспечение управления в социально-культурном сервисе и туризме: методические рекомендации для студентов заочного отделения факультета социально-культурного сервиса и туризма. – Уфа: БашИФК, 2009. – 56 с.
|
Практические занятия
|
5.3 Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, учебных фильмов, мультимедийных материалов и т.п.
1. База данных научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.: http://elibrary.ru/defaultx.asp |