Психотерапия синдрома «эмоционального холода» в клиент-центрированном подходе



Скачати 144.3 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір144.3 Kb.

Психотерапия синдрома «эмоционального холода» в

клиент-центрированном подходе

Терещенко Н.Н.

_____________________________________________________________________________



Анотація

Стаття присвячена синдрому «емоційного холоду», який унеможливлює встановлення стосунків

психологічної інтимності в міжособистісних взаєминах. Приведено аналіз синдрому «емоційного холоду» в

контексті клієнт-центрованного підходу. Розкрито основні фактори поведінки, що допомагає, описані в

клієнт-центрованій психотерапії, які дозволяють подолати такі особливості синдрому «емоційного холоду»,

як недовіра до власних почуттів, створення стосунків за певним сценарієм, страх психологічної близькості

та ін. Наведено випадки з психотерапевтичної практики.

Ключові слова: синдром «емоційного холоду», психотерапія, клієнт-центрований підхід, поведінка, що

допомагає, емпатія, конгруентність.



Annotation

Psychotherapy of Syndrome of “Emotional Coldness” in Personal-Centered Approach

The paper deals with syndrome of “emotional coldness” which hinders the establishment of relations of

psychological intimacy in interpersonal relationships. An analysis syndrome "emotional coldness" in the context of

client-centered approach. We describe the main factors helping to conduct in client-centered psychotherapy, that

overcome such features syndrome "emotional coldness" as distrust of their own feelings, networking relations for a

particular scenario, fear of psychological proximity, etc. There are cases of psychological practice.



Keywords: syndrome "emotional coldness", psychotherapy, client-centered approach, empathy, congruent.

_____________________________________________________________________________




Актуальность. Проблема

установления близких доверительных

отношений в межличностном общении, одна

из тем, разрабатываемых в работах Карла

Рождерса [1, 2 и др.], который называл

восстановление нарушений в общении общей

задачей психотерапии. За последние 20-30

лет она не только не утратила своей

актуальности, но скорее углубилась и стала,

пожалуй, основной психологической

проблемой современного человека,

имеющего обеспеченный быт,

относительную интеллектуальную и

сексуальную свободу, и огромный дефицит

теплых, эмоционально наполненных

отношений.

Этому способствовал целый ряд

социо-культурных факторов [3,4 и др.], среди

которых можно назвать основательно

утвердившиеся в современной культуре

индивидуалистические ценности, которые

отставляют радость непосредственно

человеческого общения далеко позади

карьерных и материальных достижений

Другим фактором является развитие

информационных технологий, которые

переводят межличностное общение в

виртуальную плоскость, что с одной стороны

создает неоспоримое удобство и

преимущество, а с другой – позволяет

избежать реального контакта между людьми

[5,6]. Можно продолжить список подобных

факторов, однако, по-нашему мнению, все

они являются лишь потенцирующими

(раскрывающими) деформации

эмоциональной сферы личности,

неспособной к созданию отношений

психологической близости.



Цель работы: проанализировать

возможности и ограничения

психотерапевтической работы с синдромом

«эмоционального холода» в клиент-

центрированном подходе.

Состояние проблемы. Нами

(Кочарян А. С., Терещенко Н. Н., Асланян

Т.С., Гуртовая И.В. [7]) было предложено

понятие синдром «эмоционального холода» в

межличностных отношениях. Синдром

«эмоционального холода» включает в себя

все многообразие феноменов

эмоционального холода, в которых

подчеркиваются различные аспекты

эмоционального «повреждения». Это

понятие, на наш взгляд, более точно

воспроизводит феномен нарушения интимно-

личностной сферы, чем созависимость, страх

интимности, одиночество, нарциссический

характер и др. Это понятие является

некоторой стилевой характеристикой,

определяющей устойчивые паттерны

невротического супружеского

взаимодействия и адаптационных процессов,

выбор брачного партнера, удовлетворенность

браком, самооценку, субъективную

удовлетворенность жизнью и т.п.

Одной из важнейших характеристик

синдрома «эмоционального холода» является

избегание (отсутствие) эмоций, чувств,

которые в терминологии К.Роджерса

называются подлинными, искренними

чувствами. Человек с синдромом

«эмоционального холода» живет за

фасадами, которые могут выглядеть, либо

как псевдонезависимость,

самодостаточность, отсутствие потребности

в теплых отношениях, прагматичность в

эмоциональных и сексуальных отношениях,

либо, наоборот, как зависимость от другого

человека, его теплого отношения,

потребность в экстремальных,

«зашкаливающих» эмоциях, любовь,

сметающая все препятствия, жертвенность в

любви и дружбе и т.п. Но и в том и в другом

случае за фасадами спрятано неверие людям,

неверие в себя, ощущение собственной

ненужности, плохости, недостойности и т.п.

К.Роджерс писал о том, что в основе

нарушений общения с другими лежит

нарушение внутриличностной

коммуникации, человек не находится в

контакте с теми частями личности,

эмоциями, чувствами, желаниями и т.п.,

которые не вписываются в его «фасадный»

образ Я. Поэтому и отношения с

окружающим миром строятся на основе

ненастоящих чувств, оценочных суждений,

попыток удержать себя в рамках социальной

желательности, страха перед отвержением и

осуждением. При этом человек попадает в

«замкнутый круг» с одной стороны он не

может быть близок с другим, потому, что он

не в контакте с собой настоящим, а с другой -

отвергает своих подлинные чувства из-за

того, что боится, что они могут оттолкнуть от

него партнера. Клиент, обратившийся к

психологу по поводу затруднений в

общении, почти всегда имеет негативный

опыт, связанный с открытым проявлением

чувств, и, как следствие, страх и

неспособность их выражать.

Человек с синдромом

«эмоционального холода» испытывает

сложности установления отношений

психологической интимности с другими

людьми, которые становятся наиболее

очевидными в общении с противоположным

полом. При этом клиент, обращающийся за

психологической помощью, далеко не всегда

формулирует собственную проблему таким

образом. Первичная жалоба в большинстве

случаев имеет, если так можно сказать

«фасадное» происхождение. Молодой

мужчина через месяц семейной жизни

обращается на консультацию, по поводу

своих опасений о том, что его жена теряет к

нему интерес. Или же девушка говорит о том,

что она настолько успешна в жизни, в

карьере, что рядом просто не осталось

мужчин, которые «дотягивают» до ее уровня

и т.п. Интервенции, направленные на

быстрое разрушение этого личностного

«фасада» неприемлемы для людей с

синдромом «эмоционального холода», т.к.

такое вмешательство в их внутренний мир

подтверждает их глубинную убежденность в

небезопасности близких контактов. Гораздо

большее значение имеет построение таких

терапевтических отношений, которые

постепенно, шаг за шагом позволят человеку,

отказываясь от защитных барьеров, сделать

две формально противоположные, но, по

сути, одинаковые вещи: углубиться внутрь

себя и глубже понять другого человека.

Основные принципы клиент-

центрированной психотерапии, необходимые

и достаточные условия

психотерапевтических изменений,

сформулированные Карлом Роджерсом, в

полной мере отражают ключевые аспекты

работы с людьми с синдромом

«эмоционального холода».

Итак, первое условие или

характеристика отношений в системе между

терапевтом и клиентом в клиент-

центрированном подходе это искренность,

подлинность, прозрачность отношений. К.

Роджерс [1] считал, что только благодаря

установлению таких подлинных отношений,

человек может сам стать подлинным и

настоящим. Для клиента, испытывающего

сложности в установлении эмоциональной,

психологической близости, выстраивающего

отношения по определенному сценарию, в

котором не остается места тому или иному

чувству, той или иной части личности,

становится крайне важным искренняя

реакция психотерапевта, его радость,

раздражение, тепло, которая как бы

подтверждает или дает право на жизнь

подавленным, спрятанным чувствам самого

клиента. Эти чувства начинают оживать,

становятся очевидными для клиента. Он

пробует экспериментировать с этими

чувствами, проявлять их. И опираясь на

искренность и открытость отношений,

пытается говорить о них. Так, например,

женщина после одного из заторов в работе,

расплакавшись, говорит о своем страхе того,

что терапевт «разочаруется, отвергнет» ее,

если она расскажет терапевту о своих

неудачах, неспособности решить проблему, и

поэтому избегает болезненной для себя темы,

погружения в чувства. Всплывают детские

воспоминания, связанные с тем, что она

всегда должна была оставаться «хорошей,

умной девочкой», которая ни в коем случае

не должна была разочаровать отца. Для нее

является очень важным, что в созданном

психотерапевтическом пространстве

отношений она позволила себе осознать эти

чувства и поделилась ими с другим

человеком. Страх того, что при близком

общении партнер может разочароваться и

бросить, не позволяет ей быть самой собой в

отношениях, вынуждает защищаться от

близости и открытости.

Кроме того, открытость

эмоциональных реакций психотерапевта

играет важную роль и по следующей

причине. Человек с синдромом

«эмоционального холода» зачастую склонен

вступать в отношения межличностной

зависимости, в том числе и в рамках

терапевтических отношений. В этом случае

высказывания терапевта по поводу того, что

он ощущает в этом контакте, помогает

очертить идентичность клиента и в то же

время сохраняет личностную идентичность

самого терапевта. Это же является верным и

для случаев, когда клиент пытается

выстраивать контрзависимые отношения,

являющиеся по сути одной из

разновидностей межличностной

созависимости.

Второй характеристикой

помогающего поведения К.Роджерс называет

«принятие каждой меняющейся частицы

внутреннего мира другого человека, которое

создает для него ощущение теплоты и

безопасности в отношениях с терапевтом»

Для человека с синдромом «эмоционального

холода» такие отношения, по началу,

являются одновременно притягивающими и

пугающими. Зачастую должно пройти какое-

то время прежде, чем клиент сможет

поверить в теплое расположение к нему

терапевта. Экспериментируя и проявляя свои

чувства, клиент может сознательно или

неосознанно ожидать негативной оценки или

реакции со стороны терапевта, той, которая

известна ему из жизненного опыта. «Почему

Вы должны меня любить? Это не по-

настоящему, это игра. Я не верю» - говорит

клиент и, эти слова, по большому счету

направлены не только к терапевту, но и к

другим людям, которые в реальной жизни

оказываются психологически слишком

близко. Благодаря безоценочному,

безусловному принятию со стороны

терапевта, включается механизм

эмоциональной рекапитуляции, при котором

человек получает тот самый роджерианский

«опыт быть любимым», опираясь на который

можно пытаться строить открытые и теплые

отношения с другими людьми.

Эмпатия, следующий фактор,

характеризующий помогающие отношения.

Эмпатические реакции терапевта становятся

для клиента с синдромом «эмоционального

холода» своеобразным прикосновением к его

внутреннему миру, тщательно скрываемому

от окружающих. Эмпатия выполняет

одновременно две функции, с одной стороны

дает клиенту ощущение, что его понимают, а

с другой стороны является неоспоримым

доказательством того, что его на самом деле

принимают. Озвученные чувства клиента

создают атмосферу близости, близости в

которой не надо притворяться, в которой

тебя понимают без слов, и принимают тебя

таким, как ты есть. Пожалуй, эмпатические

реакции - это единственный случай, когда

терапевт может себе позволить на полшага

опередить клиента, произнеся то, что клиент

уже ощущая, пока еще не может произнести

вслух. Молодая девушка внешне достаточно

сдержанно и беспристрастно рассказывает о

том, как, еще, будучи старшеклассницей, она

уехала учиться в большой город. Родители

были против ее решения уехать и ограничили

ее материальную поддержку. Она была

вынуждена учиться в школе и работать,

чтобы оплачивать съемную квартиру и свое

проживание, самостоятельно выбрала ВУЗ и

поступила в него. При этом

безэмоциональная речь клиентки

сопровождалась телесной позой, которая

напоминала позу испуганного ребенка:

напряжение в теле, голова, втянутая в шею,

ступни ног, вывернутые носками вовнутрь.

Эмпатическая реакция терапевта: «Такая

самостоятельность и целеустремленность

редкое качество для такой юной девушки. Но

я чувствую как Вам одиноко и страшно в

этом большом чужом городе, как на самом

деле Вы нуждаетесь в поддержке и

одобрении». На что клиентка очень

эмоционально ответила, что она

действительно заслуживает уважения и что

очень трудно быть всегда одной, и как она

устала всем доказывать, что она может чего-

то добиться в жизни

Можно сказать, что эмпатия как-

будто подтверждает «нормальность»,

естественность, адекватность чувств и

отношений клиента. Как писал К.Роджерс:

«Только тогда, когда я понимаю чувства и

мысли, которые кажутся вам такими

ужасными, такими глупыми, такими

сентиментальными или эксцентричными,

только когда я понимаю их так, как вы, и

принимаю их так, как вы, – только тогда вы

действительно чувствуете, что у вас есть

свобода исследовать все глубоко скрытые

расщелины и укромные уголки вашего

внутреннего опыта. Эта свобода

необходимое условие отношений». [1, с.76]

Именно отсутствие этой свободы как

раз и характеризует синдром

«эмоционального холода», при котором

отсутствие эмоционального контакта

является способом преодолеть тревогу,

связанную с близостью.

В заключении хотелось бы

подчеркнуть, что именно характер

терапевтических отношений может

позволить клиенту сначала в рамках

психотерапевтического контакта преодолеть

«эмоциональный холод», выстроить

определенную субъективную модель

«хорошего контакта», а затем перенести

полученный опыт в реальную жизнь.

Безусловно, клиент-центрированный подход

предъявляет повышенные требования к

личности психотерапевта и к его

способности быть в контакте с чувствами и

чувствами клиента, что накладывает

определенные ограничение. Однако, по-

видимому, именно этот подход имеет

наибольший потенциал при работе с

синдромом «эмоционального холода», т.к.

без заданных четких ориентиров, не

погружаясь в интеллектуальные

казуистические интерпретации и не

подстраиваясь под шаблонные техники,

человек учится любить и быть любимым,

находясь в очень близких, доверительных

отношениях, называемых психотерапией

Выводы:

1. Описанные в клиент-

центрированной психотерапии факторы

помогающего поведения являются

адекватными для работы с людьми с

синдромом «эмоционального холода», т.к.

способствуют «погружению» клиента в мир

эмоций и обучают полагаться на собственные

чувства и эмоции в межличностном

общении.


2. Основным ограничением в

клиент-центрированной психотерапии

синдромом «эмоционального холода

являются повышенные требования к

личности психотерпевта.

Литература

1. Роджерс К. Р. Взгляд на

психотерапию. Становление

человека: Пер. с англ./ Общ. ред. и

предисл. Исениной Е.И. – М.:

Издательская группа «Прогресс»,

«Универс», 1994. – 480 с.

2. Роджерс К.Р. Клиент-центрированная

психотерапия. Теория, современная

практика и применение. Серия

Психологическая коллекция. М.

ЭКСМО-Пресс. 2002г. - 508с.

3. Лубенец Н. В. Проблема одиночества

и кризис человеческой

субъективности. Диссертация на

соиcк. учен. степени к. филос. н. –

Харьков, 2005 – 183 с.

4. Чухлиб Е. Внебрачный период. //

Корреспондент, - 2007, №34 (237), 8

сентября. – С. 44-48.

5. Morahan-Martin J., Schumacher Ph.

Loneliness and social uses of the

Internet Computers in Human Behavior

Volume 19, Issue 6, November 2003. -

P. 659-671

6. Widyanto, L., & Griffiths, M. D.

'Internet addiction': A critical review.

International Journal of Mental Health &

Addiction, 4(1), 2006. - Р. 31-51.

7. Кочарян А.С., Терещенко Н.Н.,

Асланян Т.С., Гуртовая И. В.

Синдром «эмоционального холода» в

межличностных отношениях:

аддиктивный контекст // Вісник

Харківського університету. Сер.

Психологія. – Х.: Вид-во ХНУ, 2007. -



№771. – с. 115-119.


Рецензент: Кочарян О.С., завідувач кафедри психологічного консультування і психотерапії

ХНУ ім. В.Н. Каразіна, доктор психологічних наук, професор__


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка