Психолого-педагогические идеи А. Г. Маслоу в современной теории и практике обучения и воспитания в сша >13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования



Скачати 385.02 Kb.
Дата конвертації12.04.2016
Розмір385.02 Kb.
На правах рукописи


ПОПОВА Юлия Игоревна


Психолого-педагогические идеи А. Г. Маслоу в современной теории

и практике обучения и воспитания в сша

13.00.01 — общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук

Волгоград — 2009


Работа выполнена в Государственном образовательном
учреждении высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный педагогический университет».
Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор
Воробьев Николай Егорович.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор


Митина Анна Мееровна (ГОУ ВПО «Вол-
гоградский государственный технический
университет»);
кандидат педагогических наук, доцент

Чернов Александр Юрьевич (ГОУ ВПО


«Волгоградский государственный уни-
верситет»).

Ведущая организация — ФГОУ ВПО «Южный федеральный уни-


верситет».

Защита состоится 25 июня 2009 г. в 14.30 час. на заседании диссертационного совета Д 212.027.02 в Волгоградском государственном педагогическом университете по адресу: 400131, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного педагогического университета.
Текст автореферата размещен на официальном сайте Волгоградского государственного педагогического университета: http://www. vspu.ru 15 мая 2009 г.
Автореферат разослан 15 мая 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета А. А. Глебов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Демократические преобразования, происходящие в настоящее время во всех сферах жизнедеятельности нашего общества — науке, политике, экономике, культуре, направлены на восстановление личностного начала в обществе. Образование также стало ориентироваться на личность ученика и учителя. Ключевой идеей новой парадигмы учебно-воспитательного процесса являются разностороннее развитие личности и максимально возможная реализация личностного потенциала учащихся в жизни.

Знания, умения и навыки рассматриваются теперь не как цели образования, а как его важнейшие средства, которые обеспечивают достижение основной образовательной цели — воспитание инициативного, деятельного человека с выраженной творческой индивидуальностью, высоконравственной, свободной личности, ответственного гражданина демократического общества.

Усиление приоритетов государственной политики в области образования в направлении творческого развития личности ребенка способствовало не только появлению многочисленных типов учебных заведений, в числе которых и разного уровня альтернативные негосударственные образовательные учреждения, большая часть которых создавалась подобно существующим зарубежным образцам, но и преодолению единообразия прежней унифицированной школы. Для пересмотра целей образования и современного курса на гуманизацию образования необходимо новое осмысление идей и опыта передовых зарубежных педагогов с тем, чтобы использовать их творческое наследие в современной теории и практике отечественной педагогической науки.

В связи с этим психолого-педагогические идеи выдающегося американского ученого и одного из основателей гуманистиче­ской педагогики и психологии Абрахама Гарольда Маслоу, создавшего свою оригинальную психолого-педагогическую концепцию, основанную на синтезе актуальных социально-экономических, философских и общественно-политических идей своего времени и, прежде всего, направленную на решение проблем обучения и воспитания, становятся все более востребованными для современной российской педагогики. Он разработал концепцию иерархии потребностей и концепцию самоактуализации (The Theory of Hierarchy of Needs, The Theory of Self-actualization), всесторонне ориентированные на идеалы развития личности. В своих работах А.Г. Маслоу указывал на различные противоречия системы образования с позиций психолога и педагога, глубоко увлеченного поиском продуктивных решений, ведущих к обновлению школы и нашедших применение в его практической деятельно­сти. Психолого-педагогическое наследие А. Г. Маслоу намечает широкие перспективы его дальнейшего изучения с целью адаптации и использования положительного опыта при модернизации образования с учетом отечественной культуры, истории и традиций. Гуманистическая концепция А. Г. Маслоу относится к классике мировой психолого-педагогической мысли ХХ в.

Однако, несмотря на теоретическую и практическую значимость идей А. Г. Маслоу, его психолого-педагогическая теория недостаточно освещалась в отечественной педагогической печати, за исключением отдельных статей А. А. Бодалева, Е. Е. Вахромова, Д. А. Леонтьева, С. С. Степанова и некоторых других, рассматривающих отдельные аспекты его теории с позиций психологической науки, и не была предметом специального исследования. Не представлена также в целостном виде общественно-научная деятельность А. Г. Маслоу и не показаны возможности реализации его психолого-педагогических идей. Это обстоятельство имеет ряд причин: социально-экономические, идеологиче­ские ограничения в советский период, в связи с этим — непопулярность вопросов заимствования зарубежного опыта в развитии образования. Таким образом, изучение и анализ оригинальных работ ученого, посвященных проблемам обучения и воспитания, показали, что актуальность выбранной темы исследования обусловлена противоречиями между:

— богатством психолого-педагогических идей А. Г. Маслоу и недостаточностью их освещения в отечественной научной литературе;

— необходимостью целостного представления о психолого-педагогических идеях А. Г. Маслоу и отсутствием достаточного научного знания по данной проблеме;

— признанием в России актуальности и значимости психолого-педагогических учений А. Г. Маслоу и недостаточной реализацией их в практике воспитания и обучения в условиях отечественных школ.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, состоящую в ответе на вопрос: «Какие наиболее значимые системно образующие психолого-педагогические идеи А. Г. Маслоу продуктивно используются в контексте современных проблем развития школы и педагогики?».

Учитывая актуальность проблемы и недостаточность ее исследования в современной отечественной педагогике, мы избрали тему исследования: «Психолого-педагогические идеи А. Г. Мас­лоу в современной теории и практике обучения и воспитания в США».



Объект исследования — психолого-педагогическое наследие А. Г. Маслоу.

Предмет исследования — психолого-педагогические идеи А. Г. Маслоу и их влияние на теорию и практику современного школьного образования.

Цель исследования — выявить сущность психолого-педагогических идей А. Г. Маслоу и показать актуальность их использования в теории и практике обучения и воспитания в США.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить социокультурные условия становления и развития гуманистического направления педагогической мысли США.

2. Уточнить значение теории личности А. Г. Маслоу в контексте развития современной педагогики и психологии на основе изучения его творчества.

3. Выделить основные аспекты в содержании психолого-педагогических идей А. Г. Маслоу.

4. Показать реализацию психолого-педагогических идей А. Г. Мас­лоу в современной теории и практике обучения и воспитания.

Решение поставленных задач потребовало тщательного изучения и анализа различных популярных и периодических изданий на русском и английском языках, отбора наиболее типичных точек зрения и фактов по этому вопросу.

Источниковедческая база исследования. Для более глубокого и достоверного анализа психолого-педагогических взглядов А. Г. Маслоу мы обратились к оригинальным работам ученого, посвященным проблемам образования и воспитания.

1. Оригиналъные труды А.Г. Маслоу. Они могут быть поделены на несколько категорий:

· книги А. Г. Маслоу (к их числу относятся практически все произведения, отображающие сущность психолого-педагогиче­ской концепции ученого: “Principles of Abnormal Psychology: The Dynamics of Psychic Illness” (1941 г.), “A Theory of Human Motivation” (1943 г.), “Personality and patterns of culture” (1950 г.), “Self-actualizing People: A Study of Psychological Health” (1950 г.), “Understanding Human Motivation” (1958 г.), “Psychological data and human values in A. H. Maslow” (1959 г.), “New Knowledge in Human Values” (1959 г.), “Comments on Skinner”s attitude to science” (1961 г.), “Eupsychian Management” (1965 г.), “Isomorphic Interrelationships between Knower and Known” (1966 г.), “Human Potentialities and the Healthy Society” от 1968 г., «На подступах к Психологии Бытия» / “Toward a Psychology of Being” (1968 г.), “Toward the Study of Violence” (1968 г.), “The New Science of Man. In Papers on The Human Potential for the Twentieth Century Fund” (1968 г.), «Дальнейшие рубежи развития человека» / “The Farther Reaches of Human Nature” (1971 г.), «Мотивация и Личность» / “Motivation and Personality” (1954 г.) и др.);

· психолого-педагогические статьи А.Г. Маслоу (“The effect of varying time intervals between acts of learning with a note on proactive inhibition” (1934 г.), “Deprivation, threat and frustration” (1941 г.), “The dynamics of personality organization I & II” (1943 г.), “The authoritarian character structure” (1943 г.), “Higher” and “lower” needs” (1948 г.), “College teaching ability, scholarly activity and personality” (1953г.), “Two kinds of cognition and their integration” (1957 г.), “Emotional Blocks to Creativity” (1958 г.), «Экзистенционализм и Психология» / “Remarks on existentialism and psychology” (1960 г.), “Peak-experiences as acute identity experiences” (1961 г.), “Lessons from the peak-experiences” (1962 г.), “Notes on Being-Psychology” (1962 г.), “Was Adler a disciple of Freud? A note.” (1962 г.), “The need to know and the fear of knowing” от 1963 г., “A Theory of Metamotivation: The Biological Rooting of the Value-life” (1967 г.), “Music Education and Peak-experiences” (1968г.), “Humanistic Education vs. Professional Education” от 1969 г., и др.);

· речи, лекции и выступления А. Г. Маслоу в различных кругах по разнообразным проблемам образования, развития культуры и общества (лекции в Брандейском университете (1952 г.), выступления на симпозиумах: “Deficiency motivation and growth motivation in M. R. Jones” и “Comments on Prof. McClelland's paper” (1955 г.), выступления в Исаленском институте (1960 и 1962 гг.), выступление на симпозиуме “Symposium on Human Values” (1962 г.), лекция перед Психологической Ассоциацией (1963 г.), на международных конгрессах (1963 и 1964 гг.), лекции в университете Огайо (1964 г.), выступление в Конгрессе США, Нью-Йоркская, Беркликская речи, выступление в Сан-Францисской унитарианской церкви (1967 г.) и др.);

· учебники А. Г. Маслоу: “Education Beyond the High School” (1958 г.), “Summer Notes on Social Psychology of Industry and Management” (1962 г.), «Религия, Ценности и Пик-переживания» / “Religions, Values and Peak-experiences” (1964 г.) и др.;

· интервью, частная и деловая переписка А.Г. Маслоу по различным социокультурным вопросам и проблемам образования — “Conversation with Abraham H. Maslow” (1968 г.), интервью А.Г. Маслоу с В. Б. Фриком (1968 г.), калифорнийское издание «Записи А. Г. Маслоу» / “The Journals of A. H. Maslow” (1979 г.), сборник “Goals of Humanistic Education” (1968 г.), “Eupsychian unpublished works” (1968 г.), «Неопубликованные письма А. Г. Маслоу» под редакцией П. Т. Коста (1972 г.), том, составленный при участии его жены “Abraham Н. Maslow: A Memorial Volume” (1972 г.), сейбрукское издание «Гуманистические Дебаты Р. Мэя, К. Роджерса и А. Г. Маслоу» (1986 г.) и др.; в данной категории источников в первую очередь следует отметить особую значимость для проведенного исследования обширной переписки американского мыслителя с такими выдающимися учеными, как Э. Сутичем, К. Коффкой, М. Вертгеймером.

2. Классические труды, посвященные гуманистическому наследию А. Г. Маслоу (книги Вильярда Б. Фрика «Памяти А. Г. Маслоу» / In memory of A. H. Maslow, «Гуманистическая психология с А. Маслоу» / Humanistic Psychology with A. Maslow и др.; Дж. Фейдимена и Р. Фрейгера «Абрахам Маслоу и теория самоактуализации» / Abraham Maslow and the Theory of Self-actualisation; монография Ф. Гобла «Третья Сила: Психология Абрахама Маслоу» / The Third Force: The Psychology of Abraham Maslow; Сальватора Р. Мадди «Гуманизм в персонологиях» / Humanism in Personology; Роя Дж. ДеКарвальо «Гипотеза роста в психологии: Гуманистическая Психология Абрахама Маслоу» / The Growth Hypothesis in Psychology: The Humanistic Psychology of Abraham Maslow; Л. Хьелла и Д. Зиглера «Теории личности» / Theories of personality; Колина Вилсона «Новые пути в Психологии: Маслоу и Постфрейдистская революция» / New Pathways in Psychology: Maslow & the Post-Freudian Revolution и др.).

3. Биографические описания психолого-педагогической деятельности А. Г. Маслоу:

· отечественные (работы А. А. Пископпель «Природа человека в концепции А. Маслоу» (1999 г.), С. С. Степанова «Абрахам Маслоу: В поисках человечности» (2001 г.), критико-биографиче­ские очерки А. С. Рымаревой (2002 г.), очерки творчества А. Г. Маслоу А. А. Бодалева (1982 г.), Е. Е. Вахромова (2001 г.), Т. В. Слеповой (1976 г.) и др.);

· зарубежные (биографические очерки Роя Дж. ДеКарвальо «Основатель Гуманистической Психологии» / The Founders of Humanistic Psychology (1991 г.), Генри Гейгера «Об Абрахаме Маслоу и его последних работах» / About Abraham Maslow and his last works (1974 г.), Р. Лоури «Интеллектуальный Портрет» / An Intellectual Portrait (1973 г.), Э. Хоффмана «Право быть Человеком: Биография Абрахама Маслоу» / The Right to be Human: A Biography of Abraham Maslow (1999 г.), работы К. Трайб (1982 г.), Х. Брауна (1994 г.) и других западных исследователей).

4. Отечественные и зарубежные психолого-педагогические исследования наследия А. Г. Маслоу (публикации Л. И. Анцыферовой (1973, 1979 гг.), Н. А. Бабаевой (2003 г.), Е. Е. Вахромова (2002 г.), М. Гарнера (1962 г.), С. Криппнера (1972 г.), В. Б. Кэнана (1961 г.), Д. А. Леонтьева (1987 г.), О.В. Лишина (1999 г.), Р. Орнштейна (1973 г.) А. Н. Романина (2004 г.), Е. Е. Соколовой (1994 г.), К. Холла и Г. Линдсея (1968 г.) и др.).

5. Историко-педагогические исследования, посвященные проблематике исторического развития американского образования и педагогической мысли в рассматриваемый период:

· В отечественной педагогической науке накоплен значительный фонд знаний о развитии образования в США. В целом анализ исследований показал, что работы отечественных ученых дают общую характеристику состояния педагогической мысли США и основных направлений начавшейся в конце 50-х годов XX в. школьной реформы. Интерес представляют работы исследователей различных аспектов процесса становления и развития педагогической теории в США (Ю. С. Алферова, А. Э. Бабашев, Б. М. Бим-Бад, И. С. Бессарабова, Н. Е. Воробьев, Л. Н. Гончаров, Б. Л. Вульфсон, А. Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, З. А. Малькова, Л. Д. Филиппова, Т. Г. Шершнева и др.).

· Большое значение при написании данной работы имели для нас монографии, статьи зарубежных психологов и педагогов, затрагивающие проблемы гуманистического образования (Дж. Боббит, Р. Буттс, К. Вудворд, Х. Гуд, Дж. Кетелсен, Е. Ламберс, А. Мейер, М. Макмиллан, Дж. Рассел, В. Тайер, Д. Таннер, К. Флетчер, В. Хьюит, В. Чартерс и др.). Мы использовали эти материалы для освещения исторического становления и развития основных педагогических направлений, присущих американскому образованию.

6. Отечественная и зарубежная периодика:

· Важным источником оказалась информация из отечественной периодической печати. Большой фактический материал был почерпнут нами из периодических изданий Российской академии образования «Педагогика», «Альма Матер», «Вестник образования», «Психологический журнал», «Вопросы истории», «Вопросы психологии», «Международная жизнь» и др.

· Ценными источниками для нашего анализа стали американская психологическая и педагогическая периодика, а также большое количество материалов, полученных из глобальной сети Internet. Нами были тщательно изучены материалы прессы, в первую очередь, журналов “American Psychologist”, “Consulting Psychologist”, “Educational Researcher”, “Counseling and Psychotherapy”, “Journal of Counseling Psychology”, “Journal of Humanistic Psychology”, “Journal of Individual Psychology”, “The Education Digest”, “Teachers of the World”, международные каталоги по образованию “Graduate”, “Harvard Educational Review”.

Большую роль в работе над данным исследованием сыграло общение при помощи Интернета с дочерью А. Г. Маслоу Энн Кэплэн и его биографом профессором Эдвардом Хоффманом.

методологической базой исследования являются: психологические и педагогические идеи А. Г. Маслоу; исследования психолого-педагогических идей А. Г. Маслоу в зарубежной психологии и педагогике (М. Бубер, Л. Джелле, К. Зиглер, Т. Коста, Р. Леван, С. Мадди, В. Франкл, В. Фрик и др.); исследования в области сравнительной педагогики в трудах отечественных ученых (А. Э. Бабашев, И. С. Бессарабова, Н. Е. Воробьев, Б. Л. Вульфсон, А. Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, З. А. Малькова, А. М. Митина, Н. Д. Никандров и др.); концепция личностно ориентированного образования (Н. И. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.); философско-педагогические концепции гуманистического образования (Ш. А. Амонашвили, А. С. Бел­кин, С. И. Гессен, С. А. Днепров, К. Д. Ушинский и др.); культурологический подход при изучении и оценке глобальных страноведческих процессов в сфере образования развитых стран мира, дающий возможность более глубоко проникнуть в состояние и сущность происходящих изменений в образовании (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, Т. В. Иванова, М. С. Каган, В. В. Краевский и др.).

Основными методами нашего исследования являются: биографический метод, позволяющий выявить теоретические позиции и взгляды в контексте жизнедеятельности ученого; сравнительно-сопоставительный метод, позволяющий определить сходства и различия гуманистических идей А. Г. Маслоу с другими педагогическими теориями; аналитический метод, связанный с подробным изучением отдельных сторон психолого-педагогической концепции А. Г. Маслоу и ее оценки в трудах отечественных и американских психологов и педагогов; синтетический метод, предполагающий обобщение аналитической информации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Анализ современного состояния образования в Америке показал, что появление, развитие и распространение психолого-педагогических идей А. Г. Маслоу находились в тесной взаимосвязи с социокультурными условиями и процессами, происходящими в США в середине ХХ в. Интенсивное развитие образования, массовые поиски новых форм и методов обучения оказали большое влияние на формирование психолого-педагогических взглядов А. Г. Маслоу. Его гуманистические концепции развивались в противопоставлении существующим популярным в то время направлениям бихевиоризма и психоанализа.

2. Значение теории развития личности А. Г. Маслоу, в центре которой лежит понятие самоактуализации (потребности самосовершенствования каждого человека), состоит в том, что она послужила основанием целого направления научной мысли — гуманистической психологии и педагогики, которая кардинально отличалась от традиционных воззрений.

Оценивая вклад А. Г. Маслоу в развитие педагогической мысли, можно заключить, что предлагаемая им теория личности послужила главной теоретической основой реформирования системы образования США середины ХХ в. Гуманистическая психология и педагогика сформировала философию образования, в основе которой лежат принципы гуманизации, направленности на развитие творческих возможностей личности учащегося, индивидуализации обучения.

3. Основным содержанием психолого-педагогических идей А. Г. Маслоу являются сущностные проявления человека (творчество, высшие ценности, самоактуализация, личностный рост). Он настаивал на учете интересов, психики, индивидуальных особенностей школьников, бережном отношении к личности ребенка. С самого начала гуманистическая психология и педагогика изучали те способности и возможности человека, к которым не обращались ни бихевиоризм, ни психоанализ. В качестве основной модели гуманистический подход признает ответственного человека, свободно делающего выбор из предоставляемых возможностей, и целостность и уникальную неповторимость каждой личности. Центральными в гуманистической педагогике являются такие понятия, как «ответственность», «независимость», «любовь», «самоактуализация».

4. Психолого-педагогические идеи А. Г. Маслоу, в силу их гуманистичности и демократичности, востребованы в современном зарубежном и отечественном образовании. В основе теории обучения и воспитания, получившей широкое распространение в практике многих американских школ, лежат идеи А. Г. Маслоу.

Психолого-педагогические идеи гуманистической концепции А. Г. Маслоу актуальны для современной теории и практики образования и нашли свое развитие в теории личностно ориентированного образования (Н. И. Алексеев, Е. В. Бондаревская, И. Б. Котова, А. В. Петровский, В. В. Сериков, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская). Основные положения концепции А. Г. Маслоу находят также свое практическое применение и в российских школах, обучающих программах и центрах.

Опыт применения психолого-педагогических идей А. Г. Маслоу в российских образовательных учреждениях позволяет говорить о достижении ими такого ценностного ориентира в образовании, как формирование личности, обладающей высоким уровнем самосознания, способной к гармоничному, творческому саморазвитию и внутренней активности, самостоятельности.



Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается методологической корректностью исследования (адекватность методов задачам и логике исследования, использование теоретической базы, не противоречащей современным представлениям о развитии школьного образования, сопоставление результатов данного исследования с данными других исследований по проблеме), системно-историческим подходом к различным сторонам психолого-педагогического наследия А. Г. Маслоу, репрезентативностью полученных выводов.

Научная новизна результатов исследования. Впервые целостно изучено и системно представлено психолого-педагогическое наследие А. Г. Маслоу, охарактеризованы социокультурные условия становления и развития гуманистического направления педагогической мысли США, уточнено значение теории лично­сти А. Г. Маслоу в контексте развития современной педагогики и психологии, выделены приоритетные компоненты основных психолого-педагогических концепций А. Г. Маслоу, а также дополнено научное знание о реализации психолого-педагогических идей А. Г. Маслоу в современной теории и практике обучения и воспитания.

Теоретическая значимость результатов исследования:

— разработано целостное представление о психолого-педагогическом наследии А. Г. Маслоу, что является вкладом в педагогическую теорию и дальнейшее развитие данного направления в практике отечественного образования;

— выявлены социально-культурные условия становления и развития гуманистического направления педагогической мысли США, что способствует более глубокому и полному осмыслению закономерностей процесса гуманистического обучения и воспитания на современном этапе;

— уточнено значение теории личности А. Г. Маслоу в контексте развития современной педагогики и психологии, что позволило выявить общие и особенные характеристики существующих теорий личности;

— рассмотрено основное содержание психолого-педагогиче­ских идей А. Г. Маслоу, что позволило адекватно оценить актуальность его идей с учетом современных концепций образования и показать, что они могут быть использованы при разработке и совершенствовании технологий личностно ориентированного образования;

— показана реализация психолого-педагогических идей А. Г. Маслоу в современной теории и практике обучения и воспитания. Это позволило доказать, что психолого-педагогиче­ское наследие А. Г. Маслоу может служить основой для дальнейшего научного поиска по проблемам проектирования отечественных инновационных моделей образовательных процессов.

Исследование расширяет проблематику сравнительной педагогики и способствует развитию одного из перспективных направлений отечественной историко-педагогической науки — изучению различных аспектов психолого-педагогического наследия А. Г. Маслоу.

Результаты исследования могут рассматриваться как основа для дальнейших теоретических исследований в данной области педагогической науки.



Практическая ценность результатов исследования состоит в том, что психолого-педагогические идеи А. Г. Маслоу могут быть использованы в учебных курсах по педагогике и истории педагогики в педагогических вузах, что будет способствовать более полному и системному освещению развития психолого-педагогиче­ской мысли в США в современных условиях, а также в практической деятельности учителей общеобразовательных школ. Материалы диссертации могут быть востребованы преподавателями педагогики при подготовке лекций по зарубежной педагогике и проведении семинарских занятий, студентами и магистрантами — при написании рефератов, курсовых и дипломных работ. Теоретические положения и выводы позволяют осмыслить процесс гуманизации современного российского образования, наметить пути реализации гуманистических ценностей в современной российской школе.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в публикациях и представлены в виде докладов на региональной научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание в пространстве современного образования» (Волгоград, 2007 г.), ХХVI психолого-педагогических чтениях Южно-Российского региона (Ростов-на-Дону, 2007 г.), межрегиональной научно-практической конференции «Языковая личность и социокультурное сообщество» (Рязань, 2007 г.), XI региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2007 г.), в форме выступлений на заседаниях лаборатории проблем личностно ориентированного образования и лаборатории проблем школы и педагогики за рубежом при Волгоградском государст­венном педагогическом университете (2008, 2009 гг.). Также основное содержание исследования отражено в шестнадцати публикациях, три из которых — в изданиях, рекомендованных ВАК.

Внедрение результатов, представленных в исследовании, осуществлялось в ходе работы соискателя преподавателем иностранного языка в Волгоградском государственном педагогическом университете и в Центре интенсивного обучения иностранным языкам; при обсуждении итогов работы на заседаниях кафедры иностранных языков; при написании учебно-методического пособия «Психолого-педагогические идеи А. Г. Маслоу», участии в семинарах, конференциях по педагогике, в Третьей научной олимпиаде аспирантов по педагогическим наукам «Научное творчест­во», а также в ходе чтения лекций и проведения семинаров на иностранном языке по сравнительной педагогике для студентов и магистрантов названного университета.

Исследование включало три этапа:

Первый (2006—2007 гг.) — постановка и изучение проблемы исследования; сбор материала; аналитическая работа по выявлению степени разработанности исследуемой проблемы в отечественной и зарубежной научной литературе; выдвижение исходных положений исследования.

Второй (2007—2008 гг.) — изучение, анализ документальных материалов, научных и практических изданий, отечественных исследований, перевод зарубежных первоисточников, оригинальных произведений А. Г. Маслоу; завершение работы над учебно-методическим пособием «Психолого-педагогические идеи А. Г. Маслоу».

Третий (2008—2009 гг.) — систематизация результатов исследования, их дальнейшая апробация и оформление диссертационной работы.

Объем и структура работы. Диссертация (204 с.) состоит из введения (15 с.), двух глав (55 с. и 68 с.), заключения (6 с.), списка литературы (339 источников, из которых 192 на английском языке) и трех приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В первой главе диссертации «Теоретико-методологические основы психолого-педагогической концепции А. Г. Маслоу» выявлены социокультурные условия становления и развития гуманистического направления педагогической мысли США, а также рассмотрены жизнь и творчество ученого; проанализирована тео­рия личности А. Г. Маслоу в контексте развития современной педагогики и психологии.

Анализ социокультурных условий и предпосылок становления и развития гуманистического направления педагогической мысли США показал, что оно формировалось постепенно под влиянием различных альтернативных педагогических движений, ряда философских школ, реформаторских педагогических течений и образовательных проектов. Изучение и анализ официальных документов, историко-педагогической литературы, аутентичных первоисточников позволяют утверждать, что становление и развитие государственной системы образования в США в конце XIX — начале ХХ в. находились в тесной взаимосвязи с социально-экономическими и политическими процессами, проходившими в обществе.

Ускорение научно-технического прогресса, растущая ориентация общества на потребительство вызвали в конце ХХ в. в США глубокие изменения во всех сферах социальной жизни и придали особую остроту проблемам воспитания и образования. Научно-технический прогресс выдвинул образование в число приоритетных фактов, обеспечивающих ускоренное развитие постиндустриального общества. Характерная черта научно-технической революции состоит в возросшей роли науки в развитии производства. В конкурентной борьбе на мировом рынке побеждает та страна, в которой выше уровень образованности, так как научные открытия оказывают сильное воздействие на реорганизацию промышленных процессов.

В послевоенный период научно-техническая революция с ее новыми видами энергии, автоматизацией труда, «взрывом» информации осуществляется в США довольно быстрыми темпами. Наиболее яркой чертой этого процесса является постепенная замена простой человеческой рабочей силы автоматическими линиями, электронно-вычислительными устройствами и т.д. Так же резко возрастает число дипломированных специалистов.

Сдвиги в сферах занятости, повышение доли интеллектуального труда в производственной и непроизводственной областях вносят изменения в квалификационную структуру работающих, растет спрос на людей высокой квалификации, имеющих среднее и высшее профессиональное образование. Школа перестает быть предметом споров и исследований узкого круга педагогов и психологов. В обсуждение и изучение проблем образования включаются различные специалисты, в том числе и экономисты, интересующиеся вопросами образования. Идеи об экономической эффективности образования заполняют педагогическую и психологическую литературу.

Научный и технический прогресс, радикально меняющий область производства, придал проблемам образования особое звучание: вызвал необходимость поднять уровень образования на более высокую ступень; объективную потребность развивать интеллектуальные силы и гибкость ума личности таким образом, чтобы обновление знаний, приобретение навыков и умений стало процессом, не прекращающимся всю жизнь; потребность в людях с обширными знаниями, глубокой научной подготовкой, умениями решать более сложные, чем раньше, задачи во всех областях жизни.

Быстрые темпы индустриализации стимулировали в США интенсивное развитие образования. Соединенные Штаты одними из первых встали на путь массового среднего образования, и уже в начале ХХ в. под влиянием объективных требований развивающегося производства образование стало доступным широким массам населения, утратив присущую ему элитарность. Существенно возросли требования к уровню подготовки в учебных заведениях, потребовался качественно новый подход к обучению и воспитанию, что привело к реформам образования. В этих условиях возрастает потребность в гуманистической психологии и педагогике. Одним из основателей данного реформаторского направления в Америке стал А. Г. Маслоу.

Жизненный путь А. Г. Маслоу описан как им самим в работах “Self-actualizing People: A Study of Psychological Health” (“Самоактуализация”), “Toward a Psychology of Being” («На подступах к Психологии Бытия»), так и его соратниками и исследователями его творчества (Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер, Г. Гейгер, Ф. Гобл, А. А. Пископпель, А. А. Бодалев, Е. Е. Вахромов и др.). На основе этих работ составлен биографический очерк жизни и творчест­ва А. Г. Маслоу, охарактеризована его деятельность в психолого-педагогических и общественных организациях, описаны события, повлиявшие на выбор его профессиональной карьеры, выделены основные этапы становления и развития его психолого-педагогических взглядов, которые оказали большое влияние на психологию и педагогику США и многих других стран.

Важное значение в процессе формирования психолого-педагогических идей А. Г. Маслоу имели следующие условия: глобальные изменения в американском обществе, которые требовали реформирования образования; огромное влияние педагогических идей К. Гольдштейна, Ш. Бюлер, Дж. Дьюи, Уильяма X. Килпатрика. К субъективным предпосылкам относится увлечение А. Маслоу научно-исследовательской деятельностью еще в студенческие годы.

Научные заслуги А. Г. Маслоу были признаны во всем мире: он являлся почетным доктором западноевропейских и американских университетов, одним из учредителей Ассоциации гумани­стической психологии (1962 г.), президентом Американской психологической ассоциации (1967 г.). По результатам опросов, проведенных ведущими американскими научно-психологическими журналами (“Journal of Counseling Psychology” и “American Psychologist”), А.Г. Маслоу получил рейтинг одного из самых влиятельных психологов в американской истории.

Главной целью своей психолого-педагогической деятельно­сти А. Г. Маслоу видел демократизацию школы и гуманизацию обуче­ния и воспитания. Лидер гуманистической психологии настаивал на учете интересов, психики, индивидуальных особенностей школьников, на бережном отношении к личности ребенка, который становится участником педагогического процесса. Признается значимость воспитания, основанного на сотрудничестве учителя и ученика, поэтому особое значение придается формированию нового понимания педагогической культуры учителя. Учителю необходимо было не только знать методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия, но и уметь их применять с пониманием смысла, ценности, внутреннего содержания, связи с опытом личности ученика.

Ученик перестает быть объектом целенаправленных воздейст­вий педагога. Он становится субъектом образования, творцом, инициатором процесса собственного учения. Изменение статуса учащегося связано с изменением представлений о личности, которую характеризуют самостоятельность, независимость, способность к творчеству, потребность в самосовершенствовании и постоянной работе над собой.

В современных условиях становится недопустимым формирование личности с заданными качествами и свойствами, в связи с чем в развитии образования очевидны тенденции, свидетельствующие о переходе на качественно иной этап. Анализ содержания теории личности А. Г. Маслоу и других педагогических теорий, которые возникли из психологических течений, показал, что его концепция является наиболее результативной и эффективной для раскрытия личности учащихся. Мрачный пессимизм и безнадежность, которые свойственны психоаналитическому взгляду на человека, с одной стороны, и роботизация человека, выраженная в бихевиоризме, с другой, противостоят гуманистической концепции.

Сомнительность бихевиористического подхода очевидна, поскольку на данной основе обучение в школе превращается в формальный тренинг внешне обусловленных действий, которые ранжированы по степени трудности их выполнения. При чисто поведенческой трактовке процесса обучения выпадают дидактиче­ские цели, связанные с развитием самостоятельного мышления, его внутренних структур, творческого потенциала в учебной деятельности.

В психоанализе приоритетное значение отводится твердой авторитетной позиции учителя, что не позволяет создать соответствующую атмосферу в классе, способствующую раскрытию личности. Одним из главных утверждений гуманистической педагогики и психологии является признание свободной и развивающейся личности. Гуманистический подход создает такие формы и методы обучения, которые направлены на поддержку процессов саморазвития и самоопределения ребенка и способствуют эффективному раскрытию его индивидуальности; создает такие условия, при которых он захочет учиться, а не сопротивляться воспитывающим воздействиям. Эти особенности гуманистиче­ского направления создали предпосылки для возникновения в ее контексте личностно ориентированных стратегий и моделей образования.

Теория А. Г. Маслоу, как и любая другая психолого-педагогическая теория, оценивается с точки зрения ее цельности, разработанности, упорядоченности, а также степени соответствия эмпирическим данным. Однако не все психологи и педагоги единодушно принимают ее положения. Его гуманистическая теория в свое время подвергалась критике со стороны З. Бридвела, Дж. Вахба, В. Р. Коулсона, А. С. Рымаревой, К. Уотерхауса, Л. и П. Шульц. Но большинство как зарубежных, так и отечественных психологов и педагогов (С. Л. Братченко, Г. Гейгер, Г. Киршенбаум, Г. Леонард, Л. Г. Логинова, А. А. Пископпель, С. М. Степанов, В. С. Сысоев, С. Тененбаум) в целом поддерживают позицию А. Маслоу, подчеркивая, что его философия и факты из его теории свидетельствуют о развитии человеческого поведения.

Во второй главе диссертации «Психолого-педагогические идеи А. Г. Маслоу и их реализация в теории и практике обучения и воспитания в США» выделены основные аспекты психолого-педагогических идей американского ученого и их использования в образовании.

Теоретические идеи А. Г. Маслоу, его теория мотивации, концепция развития и самоактуализации личности широко используются в современной психологии и педагогике. С середины 1960-х гг. и до настоящего времени его идеи оказывают серьезное влияние на образовательную практику.

Ценность и значение концептуальных подходов А. Г. Маслоу в педагогической психологии велики. Актуальность работ А. Г. Маслоу состоит в его интересе и внимании к тем областям человече­ской жизни, которые прежде игнорировались большинством ученых. Он один из немногих психологов и педагогов, кто серьезно занимался исследованиями позитивных измерений человеческого опыта.

А. Г. Маслоу отводил фундаментальное значение совершенст­вованию личности в процессе образования. Учение должно вы­ступать как форма жизнедеятельности школьника; как способ овладения культурой, благодаря чему процесс обучения приобретет гуманистический характер; как источник реального жизненного опыта ребенка.

А. Г. Маслоу выступал за преобразование самой атмосферы в школе, так как ребенку часто не хватает доброжелательности и личной заинтересованности, эмоционального контакта. Дети не должны чувствовать себя в ней «лишними», превращаясь в равнодушных и немотивированных к обучению детей и подростков, которых безразличие, душевная лень, неприятие со стороны взрослых влекут к антисоциальному поведению. Главным положением гуманистической концепции А. Г. Маслоу является не только развитие и проявление способностей личности, но и создание для этого соответствующих благоприятных условий.

Обосновывая необходимость создания новой концепции обучения, А. Г. Маслоу уделяет особое внимание модели учителя, призывая его больше воспринимать, чем воздействовать, подкреплять и командовать. Учителю необходимо принять ребенка таким, каков он есть, помогая ему узнать, какими потенциальными возможностями он обладает. Главную задачу учителя А. Г. Маслоу видит не в подавлении ребенка, а в создании вокруг него такой атмосферы, которая приведет к уменьшению тревожности, страха и защитных реакций до возможного минимума. Такой подход позволит ребенку действовать, выражать себя, экспериментировать и даже совершать ошибки, проявляя себя.

А. Г. Маслоу рассматривал обучение как процесс, продолжающийся всю жизнь и не ограниченный стенами учебного класса, связанный со всеми человеческими потребностями. Во многих штатах школы работают по пересмотренным программам, которые предполагают удовлетворение физиологических потребно­стей (например, бесплатные обеды, одежда, транспорт), потребности в безопасности (в частности, учебные пожарные тревоги, учет случаев жестокого обращения с детьми и принятие соответст­вующих мер, телефонный контакт в случае отсутствия ребенка в школе), потребностей в любви и принадлежности (например, классные собрания, группы друзей, консультирование, искренняя забота о детях). С целью повышения самооценки и поощрения самоактуализации программы предполагают демонстрацию работ учащихся, объяснения заданий с раздачей ранжированных оценочных карточек, наград, участие в производстве продукции и других специальных мероприятиях. Создание условий самоактуализации ребенка означает, что педагог признает и уважает его уникальность, непохожесть на других детей. Главным в этой ситуации является создание атмосферы взаимного уважения, когда ребенок учится адекватно оценивать себя, формировать позитивную самооценку, а избавившись от комплексов неполноценно­сти, начинает проявлять высокую активность, становится более открытым, лучше управляет своими эмоциями и поведением.

Важнейшее направление воспитательной деятельности педагога — помощь детям в преодолении как внешних, так и внутренних препятствий на пути к себе. Помощь заключается в поддержке ребенка, когда он пасует перед трудностями, отказывается от желания проявить себя, показывает свою слабость. Необходимо иметь в виду, что препятствием в развитии личности могут быть страхи ребенка, его дурные привычки. С другой стороны, это может быть социальная пропаганда, которая отвлекает ребенка от проблем самоактуализации, давления группы и т. д. Каждое из названных явлений — сложная педагогическая задача, решение которой по мере ее возникновения педагог обязан включать в свою воспитательную деятельность. Поэтому обучение должно состоять в предоставлении учащемуся максимальных возможностей для его самостоятельных действий в роли сознательного, равноправного, активного, развивающегося по своим способностям участника учебно-воспитательного процесса.

В психолого-педагогической концепции А. Г. Маслоу ребенок является активным субъектом учебной деятельности, в которой основой активности признаются внутренние стремления и побуждения личности. Всевозможные уровни проявления активности человека ученый связывает с разработанной им иерархией потребностей. По мнению А. Г. Маслоу, система потребностей является главным источником активности личности, учитывая, что все люди постоянно ощущают различные потребности, которые и побуждают их к действию. Одновременно человек испытывает несколько взаимодействующих потребностей, расположенных по принципу иерархии, где самая сильная определяет его поведение. Ни одна школа не может рассчитывать на повышение мотивации своих учеников, на их удовлетворенность учебным процессом и соответственно на их большую активность и эффективность, если педагоги не имеют представления о том, какие потребности в данный момент актуальны как для всего класса, так и для отдельных учеников. Педагог, знающий об уровнях потребностей своих учеников, может предвидеть доминирующий тип потребностей и применять соответствующий мотиватор для повышения эффективности учебной деятельности. В свою очередь, мотивирование потребности к познанию и поддержание любопытства рождает эмоционально окрашенную интеллектуальную активность ребенка.

Важная цель образования, по А. Г. Маслоу, состоит в том, чтобы увидеть, что базовые психологические потребности ребенка удовлетворены, т. к. он не сможет достичь самоактуализации, пока не будут удовлетворены все его потребности в безопасно­сти, любви, достоинстве, уважении, социальной принадлежно­сти и оценке.

Некоторые ученые в значительной степени склонялись к подобным взглядам (Р. Келли, Г. Олпорт, К. Роджерс и Э. Фромм). Однако именно А. Г. Маслоу получил всемирное признание как выдающийся представитель гуманистической теории развития личности. Его концепция самоактуализации личности, основанная на изучении и исследовании здоровых людей, дает ясное представление об основных темах и положениях, характерных для гуманистического направления образования и воспитания.

Формируя стратегию обучения гуманистического направления, А. Г. Маслоу выдвигает ряд принципиально важных положений: признание ребенка активным субъектом воспитательного процесса, раскрывающим и актуализирующим свою сущность и способность к самопознанию; педагогический процесс, объ­единяющий действия ученика и учителя в единое гармоничное целое; создание условий и методов обучения, которые обеспечивают эффективное раскрытие эмоциональности и индивидуально­сти ребенка; предоставление ребенку ощущения достижения; исключение возможности угрозы в обучении; поощрение творчества детей; ориентация педагога на уже имеющиеся у воспитанников интересы и их реализацию.

А. Г. Маслоу как ведущий специалист в области психологии потенциальности человека является вдохновителем многих гуманистических психологов и педагогов. Определить сегодня сколько-нибудь точно число последователей А. Г. Маслоу нелегко, так как в Америке и других странах учителя являются приверженцами разных педагогических направлений и формально свободны в выборе методов воспитания и обучения. Собранные нами в результате исследования зарубежной литературы данные о развитии и росте образовательных учреждений, использовавших психолого-педагогические идеи А. Г. Маслоу, наглядно доказывают, что его идеи получили признание во всех развитых странах.

Интересное применение психолого-педагогических идей А. Г. Маслоу в обучении нашли Дон МакБрайд в Университете в Объединенных Арабских Эмиратах (Zayed University, the UAE), преподаватель школы “Klassestrijd” в Голландии — д-р Х. Джером Фрайберг, преподаватели Боб Мэтьюс из университета Глазго в Великобритании (University of Glasgow, UK) и Пит Саерс из университета Брэдфорда в Великобритании (University of Bradford, UK), американский педагог Р. Мотшниг-Питрик (University of Vienna, Austria). Гуманистические идеи А. Маслоу нашли свое развитие в работах «Обучение эффективности учителя» (Teacher Effectiveness Training, T.E.T.) Томаса Гордона, «Слышим друг друга» (Relationship-Listening, RL) Чарльза Х. Вольфганга, «Создаем миролюбивые школы» (Creating Peaceable Schools), «Посредничество среди сверстников» (Peer Mediation) Р. Бодина и т. д.

На практике гуманистическая концепция А. Г. Маслоу была применена в школах «Играем в горах», «Долины Садберри», «Аппатинас», «Пермиан Хай», исправительной колонии для несовершеннолетних «Пьюджет-Саунд», в работе педагогов и психологов, реализующих идеи А. Маслоу (Чарльз Х. Вольфганг, Т. Гордон, Э. Уайт, Р. Бодин, Х.Д. Фрайбург, Э. Берне, Т.А. Харрис, К. Эрнст, К. Мустакас).

К фундаментальной теории личности А. Г. Маслоу сегодня обращаются исследователи теорий и концепций личностно ориентированного образования (Н. И. Алексеев, Е. В. Бондаревская, А. В. Петровский, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская). Психологи и педагоги данного направления призывают к созданию в учебных заведениях таких условий, которые способствуют развитию каждого ученика в соответствии с унаследованной им природой.

Ключевые положения концепции А. Г. Маслоу находят свое применение в теории и практике российских школ, обучающих программах и центрах. Их используют Н. В. Пискарева, О. Б. Тетеревков, Е. И. Грязнова, Н. В. Петрова (МОУ Заволжский лицей, Заволжск); О. М. Коваль (“HEPI”, Смоленск); С. Н. Скоморохова, М. Р. Миронова («Гармония», Санкт-Петербург), А. Б. Орлов («Триалог», Москва), Е. Д. Шмелева, Н. В. Клюева, Е. А. Абросимова, Л. И. Рюмшина (программа GLE-International «Экзи­с­тенциональный анализ и логотерапия», Москва), О. В. Лукьянов, О. М. Васильева, Н. В. Карташева (Международный институт экзистенционального консультирования, Ростов-на-Дону), Е. Ю. Никитина, Т. В. Бабаева, О. С. Реутова (НОУ СОШ «Родник», Волгоград), Т. А. Бородина (школа № 3, Сызрань) и т. д.

В результате гуманистического обучения более эффективно происходит развитие личности учащихся: улучшается их самооценка, увеличивается IQ, развиваются их познавательные способности, что приводит к улучшению здоровья, успеваемости и посещаемости. Анализ работы учителей показал, что, используя более дифференцированный и творческий подход к учащимся, учителя больше внимания уделяют их переживаниям и размышлениям, чаще вступают с учащимися в диалоги, чаще используют мысли учеников в своей работе, чаще сотрудничают с ними при планировании учебного процесса.

В заключении работы отмечается, что психолого-педагогиче­ские идеи А. Г. Маслоу о личностном обучении, роли учителя, о его взаимоотношениях с учениками положены в основу гуманизации образования как за рубежом, так и в нашей стране, что знаменует начало нового этапа развития мировой педагогической мысли.

Результаты можно увидеть в изменяющихся взглядах, во-первых, на образование — в более глубоком понимании его как социокультурного процесса, суть которого проявляется в культурных формах взаимодействия и гуманистических ценностях участ­ников; во-вторых, на личность, которая наделяется различными субъектными свойствами, кроме социальных качеств, характеризующими ее независимость, способность к выбору; на отношение к учащемуся как объекту педагогических воздействий и субъекту собственной жизни, обладающему уникальной индивидуальностью; в-третьих, на условия для развития индивидуально-личностных способностей, свойств; в-четвертых, на педагогическую поддержку детской индивидуальности как главную цель образования; в-пятых, на результаты последних исследований о психологических механизмах и особенностях развития личности.

Гуманистические идеи А. Г. Маслоу, способствующие усилению потенциала обучения, приобретают особое значение для демократизации и гуманизации нашей школы и общества в целом. Однако даже самый эффективный опыт любой образовательной системы невозможно перенести в другую школу без учета национальных особенностей, и, что не менее важно, при определении и использовании возможностей заимствования позитивных элементов зарубежного опыта необходимо разрабатывать пути его адаптации к новым социокультурным условиям.


Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

Статьи в журналах, входящих в список ВАК РФ

1. Попова Ю. И. К 100-летию со дня рождения А. Маслоу / Н. Е. Воробьев, Ю. И. Попова // Психол. журн. — 2008. — Т. 29. — № 2. — С. 121—123 (0,4 п. л.).

2. Попова Ю. И. А. Г. Маслоу — ученый, психолог, педагог / Н. Е. Воробьев, Ю. И. Попова // Педагогика. — 2008. — №. 3. — С. 113—116 (0,4 п. л.).

3. Попова Ю. И. Современный взгляд на теорию личности в педагогической мысли США / Ю. И. Попова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. — 2008. — № 9 (33). — С. 186—190 (0,4 п. л.).


Статьи и тезисы докладов в сборниках научных трудов и материалов научных конференций

4. Попова Ю. И. Некоторые проблемы развивающейся личности в психолого-педагогическом наследии А. Г. Маслоу / Ю. И. Попова // Вестн. Волж. ин-та экономики и права. — 2007. — Вып. 6. — С. 173—180 (0,5 п. л.).

5. Попова Ю. И. Основные направления развития теории мотивации / Ю. И. Попова // Вестн. Луганского нац. пед. ун-та им. Тараса Шевченко. — Луганск, 2007. — № 9 (126). — С. 129—137 (0,5 п. л.).

6. Попова Ю. И. Основные концепции теории личности в современной педагогике США / Н. Е. Воробьев, Ю. И. Попова // Вестн. Волгогр. акад. МВД России. — 2007. — № 2 (5). — С. 180—183 (0,4 п. л.).

7. Попова Ю. И. А. Маслоу как представитель гуманистиче­ской педагогики и психологии / Ю. И. Попова // Вестн. Луган­ского нац. пед. ун-та им. Тараса Шевченко. — Луганск, 2008. — № 8 (147). — С. 60—66 (0,5 п. л.).

8. Попова Ю. И. Проблемы духовности в психолого-педагогической теории А. Маслоу / Ю. И. Попова // Духовно-нравственное воспитание в пространстве современного образования: материалы регион. науч.-практ. конф. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007. — Вып. 5. — С. 285—290 (0,4 п. л.).

9. Попова Ю. И. Проблема развивающейся личности в гуманистической концепции А. Маслоу / Н. Е. Воробьев, Ю.И. Попова // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: XXVI психол.-пед. чтения Юга России. — Ростов н/Д., 2007. — С. 213—216 (0,4 п. л.).

10. Попова Ю. И. Идеи самоактуализации А. Маслоу в педагогической теории и практике США / Ю. И. Попова // Проектная деятельность в образовательном процессе: новый ресурс лично­стно-развивающего образования: материалы науч.-практ. конф. Волгоград, 26 янв. 2007 г. — Волгоград: Колледж, 2007. — С. 206—213 (0,5 п. л.).

11. Попова Ю. И. «Третья сила» американского психолога и педагога А. Маслоу / Ю. И. Попова // Языковая личность и социо­культурное сообщество: материалы межрегион. науч.-практ. конф. / Ряз. гос. мед. ун-т им. акад. И. П. Павлова. — Рязань, 2007. — С. 242—249 (0,4 п. л.).

12. Попова Ю. И. Сущностная характеристика гуманистиче­ской психологии и педагогики А. Маслоу / Ю. И. Попова // Языковая личность и социокультурное сообщество: материалы межрегион. науч.-практ. конф. / Ряз. гос. мед. ун-т им. акад. И. П. Павлова. — Рязань, 2007. — С. 256—261 (0,4 п. л.).

13. Попова Ю. И. Идеи гуманистического воспитания в психолого-педагогическом наследии А. Маслоу / Ю. И. Попова // XI региональная конференция молодых исследователей Волго­градской области.— Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2007. — С. 66—67 (0,1 п. л.).

14. Попова Ю. И. Концепция развития личности А. Г. Маслоу / Ю. И. Попова // Альманах современной науки и образования. — Тамбов: Грамота, 2008. — № 4(11). — С. 133—134 (0,4 п. л.).

15. Попова Ю. И. Развитие личности ребенка с позиций гуманистической психологии и педагогики / Ю. И. Попова // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: сб. тр. IV Междунар. науч.-практ. конф. Т. II: Общественные науки. — Тамбов, 2008. — С. 120—122 (0,5 п. л.).
Учебно-методическое издание

16. Психолого-педагогические идеи А. Г. Маслоу: учеб.-метод. пособие на англ. яз.: для студ. фак. иностр. яз. / сост. Ю. И. Попова. — Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008. — 35 с. (2,1 п. л.).


ПОПОВА Юлия Игоревна

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ А. Г. МАСЛОУ
В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ В США
Автореферат

Подписано к печати 30.04.2009 г. Формат 60´84/16. Печать офс. Бум. офс.


Гарнитура Times. Усл. печ. л. 1,4. Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 110 экз. Заказ .
ВГПУ. Издательство «Перемена»

Типография издательства «Перемена»



400131, Волгоград, пр. им. В.И.Ленина, 27


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка