Психологические факторы успешности вторичного профессионального самоопределения (на примере экономистов) 19. 00. 03 психология труда, инженерная психология, эргономика



Сторінка1/4
Дата конвертації13.04.2016
Розмір0.5 Mb.
  1   2   3   4
 На правах рукописи

 
 



СТАРИКОВА ДАРЬЯ ВИКТОРОВНА

 
   



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ВТОРИЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

(на примере экономистов) 

19.00.03 – психология труда, инженерная психология, эргономика

 
 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

ТВЕРЬ – 2013

Диссертационная работа выполнена на кафедре психологии труда, организационной и клинической психологии

ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»




Научный руководитель

доктор психологических наук, профессор



Феоктистова Светлана Васильевна



Официальные оппоненты:

Ведущая организация


Пряжникова Елена Юрьевна,

доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии

Московский городской психолого-педагогический университет
Варелджян Каринэ Робертовна, кандидат психологических наук, проректор по развитию

НОУ ВПО «Тверской институт экологии и права»

НАНО ВПО «Институт мировых цивилизаций»

Защита состоится 18 декабря 2013 г. в 12:00 на заседании диссертационного совета Д 212.263.01 при ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» по адресу: 170100, г. Тверь, Студенческий пер., д. 12, корп. Б, ауд. 425.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет».

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru; на сайте ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» http://universiti.tversu.ru


Автореферат разослан 18 ноября 2013 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат психологических наук М.В. Мороз

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Профессиональное самоопределение уже на протяжении многих лет является одним из самых изучаемых феноменов в психологии. Этот факт подтверждает огромное количество работ, посвященных данной проблеме (Е.М. Борисова, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова и др.). История изучения этого вопроса насчитывает уже более ста лет, но актуальность его растет. Данный факт обусловлен тесной связью вопросов профессионального самоопределения с социально-экономической ситуацией в государстве. В связи с этим подход к решению проблем самоопределения вообще и профессионального в частности требует постоянного переосмысления.

Современная социально-экономическая ситуация в стране характеризуется реструктуризацией отраслей экономики, сопровождающейся высвобождением занятого персонала; изменением спроса на некоторые виды профессий ввиду преобразования структуры потребительского спроса; перенасыщенностью рынка труда работниками определенных специальностей ввиду отсутствия единой государственной политики профессиональной подготовки кадров в соответствии с востребованностью их на рынке труда. В этих условиях вопросы профессионального самоопределения приобретают особую значимость.

Долгое время данный вопрос изучался в контексте концепции выбора профессии как этапа социализации, отнесенный к определенному возрастному периоду развития личности. Основное назначение этих разработок направлено на формирование выбора сферы профессиональной деятельности с учетом интересов и способностей человека. Профессиональное самоопределение рассматривалось преимущественно с точки зрения влияния социально-психологических факторов (В.Ф. Черноволенко,


М. X. Титма, В. Н. Шубкин), исследования жизненных и профессиональных планов и профессиональных намерений молодых людей (Г. А. Чередниченко, В. Н. Шубкин), соотношения и связи профессионального самоопределения с общим процессом самоопределения личности (К. А. Абульханова-Славская, М. Р. Гинзбург, Г. Н. Ников, В. Ф. Сафин), управления профессиональным самоопределением (Е.А. Климов, П.А. Шавир, В.В. Чебышева,
С. Н. Чистякова) и мотивации личности (А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайша, И.Н. Назимов).

Несмотря на обширный круг исследований в этой области, вопрос о сущности профессионального самоопределения в ситуации смены профессии является до сих пор не решенным, что связано с тенденцией рассматривать проблемы самоопределения личности изолированно, преимущественно в контексте юношеского возраста. В современных исследованиях обосновывается необходимость расширения временных рамок процесса профессионального самоопределения, так как смена профессии является проблемой, с которой человек на сегодняшний день сталкивается на протяжении профессиональной жизни несколько раз. Причинами этого явления могут стать, с одной стороны, внутренняя потребность в самореализации, как следствие – сознательная смена профессии, с другой стороны, невозможность реализации себя в освоенной профессии по объективным причинам, что приводит к вынужденной смене профессии.

Анализ литературы показал, что в отечественной науке проблема смены профессиональной деятельности представлена исследованиями отдельных аспектов профессиональной мобильности, основной акцент в которых делается на изучении объективных факторов, детерминирующих переход из одной профессии в другую. Причем в центре внимания большинства исследований в этой области является изучение профессионального самоопределения с точки зрения анализа ситуации вынужденного ухода из профессии (А.И. Колобкова, Л.Б. Косова, В.П. Петров, Г.Н. Соколова, Т.С. Чуйкова и др.). Остаются нераскрытыми вопросы специфики профессионального самоопределения в контексте смены профессии, факторов, обуславливающих его успешность, и критериев ее оценки. Не раскрыты особенности протекания данного процесса у представителей разных профессий.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется недостаточной разработанностью теоретико-методологического подхода к изучению процесса профессионального самоопределения личности, в ситуации смены профессиональной деятельности.

Исследование данного феномена осуществляется нами на примере представителей профессии «экономист», что обусловлено существующим дисбалансом на рынке труда между количеством специалистов в указанной области и трудовыми потребностями страны.

Диссертационное исследование направлено на изучение психологических причин смены профессиональной деятельности экономистами и определением специфических внешних и внутренних факторов успешности вторичного профессионального самоопределения, которые характерны для представителей данной профессии, с целью понять и предупредить трудности их вторичной профессионализации.



Цель исследования – выявить содержание внешних и внутренних факторов, влияющих на успешность реализации вторичного профессионального самоопределения экономистов

Задачи исследования:

  1. Провести анализ основных подходов к определению вторичного профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психологии, обосновать его структуру и содержание основных компонентов.

  2. Выделить и обосновать основные критерии успешности профессионального самоопределения в ситуации смены профессиональной деятельности.

  3. Выявить психологические предпосылки смены профессиональной деятельности экономистами.

  4. Выделить внутренние и внешние факторы, которые способствуют успешной реализации вторичного профессионального самоопределения экономистов.

  5. На основе полученных данных разработать модель организации психологического сопровождения профессионального самоопределения экономистов в ситуации смены профессиональной деятельности.

  6. Разработать и апробировать программы коррекционно-развивающей работы в рамках модели психологического сопровождения профессионального самоопределения экономистов в ситуации смены профессиональной деятельности.

Объект исследования – вторичное профессиональное самоопределение (ВПС).

Предмет исследования – психологические факторы реализации профессионального самоопределения экономистов в ситуации смены профессии.

Гипотеза исследования:

  1. Успешность вторичного профессионального самоопределения экономистов обусловлена внешними и внутренними факторами.

  2. Внешние факторы составляют: продолжительность стажа работы по специальности, содержание трудовой и учебной подготовки, возраст, в котором происходит смена профессиональной деятельности, и причина этой смены. К внутренним факторам относятся: профессиональная направленность, интеллектуальные, характерологические, мотивационные особенности и особенности ценностно-смысловой сферы.

Частные гипотезы:

  1. Смена профессиональной деятельности экономистов детерминирована психологическими особенностями личности экономиста, включающими особенности мотивационной, интеллектуальной, характерологической, ценностно-смысловой сфер, и типом профессиональной направленности.

  2. Психологическое сопровождение вторичного профессионального самоопределения экономистов является эффективным при учете степени сформированности психологических качеств, лежащих в основе успешного ВПС.

Методологической основой изучения вторичного профессионального самоопределения стали:

- системный и субъектно-деятельностный подходы, развиваемые в работах Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, К.А. Альбухановой-Славской, А.В. Брушинского, В.Д. Шадрикова;



  • основные положения концепции жизненного пути (Б.Г. Ананьев, СЛ. Рубинштейн);

  • идеи динамического подхода к изучению личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова);

  • концептуальные представления о закономерностях и особенностях становления и развития человека-профессионала, предложенные в работах отечественных авторов;

  • (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, В.Т. Кудрявцев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, М.Х. Титма и др.).

Методы и методики исследования. Достижение поставленной цели и проверка основной и частных гипотез осуществлялись с помощью комплекса взаимодополняющих методов:

- теоретического анализа и синтеза, аналогии, применяемых для формулировки концептуальных положений;

- методов для сбора эмпирических данных (анкетирование, психодиагностическое тестирование, метод экспертных оценок);

а так же комплекса психодиагностических методик: методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (форма С), тест «смысложизненных ориентаций (СЖО)», методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича в модификации Д.А. Леонтьева, «Опросник профессиональных предпочтений» Д. Холланда, методика измерения мотивационной структуры личности В.Э. Мильмана, методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. Реана.

Методы математической и статистической обработки и представления полученных данных: описательная статистика, определение достоверности различий (параметрический критерий Стьюдента, непараметрический критерий Манна–Уитни, Вилкоксона), методы корреляционного анализа (ранговая корреляция Кендала, множественный коэффициент ранговой корреляции – коэффициент конкордации), однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), факторный анализ. При осуществлении математической обработки использовалась компьютерная программа статистического анализа и обработки SPSS v.13.0.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологическими принципами, положенными в его основу, глубиной теоретического анализа изучаемой проблемы, адекватностью научного аппарата – методов и методик, программы исследования – поставленным целям и задачам, репрезентативностью выборки респондентов, сочетанием количественного и качественного анализов результатов, применением методов математической статистики.

Организация и этапы исследования

Первый – теоретико-поисковый этап (2008–2009 гг.). Изучались и анализировались философские, психолого-педагогические отечественные и зарубежные источники по проблеме; теоретико-методологические аспекты изучения профессионального самоопределения; определялись проблема, цель, объект, предмет исследования; формулировались гипотеза и задачи диссертационного исследования.

Второй – эмпирический этап (2009–2010 гг.). Предполагал составление программы и проведение эмпирического исследования, подбор методик для решения его задач; качественную и количественную обработку результатов.

Третий – аналитический этап (2011–2013 гг.). Осуществлялось теоретическое осмысление, систематизация и обобщение полученных результатов, уточнялись теоретико-прикладные положения, разрабатывались практические рекомендации, оформлялись материалы диссертации.



Эмпирическая база исследования

В исследовании приняли участие 167 человек с высшим экономическим образованием, из них:

1-я группа – экономисты, получившие высшее образование, но не имеющие рабочего стажа по специальности и в данный момент сменившие профессию, – 52 человека.

2-я группа – экономисты, получившие высшее образование, имеющие рабочий стаж по специальности, но в данный момент сменившие профессию, – 57 человек.

3-я группа – экономисты, получившие высшее образование, в данный момент работающие по специальности больше 5 лет и не имеющие стажа по другим специальностям, – 58 человек.

Основное количество респондентов составили женщины (85,3%). Возраст респондентов от 23 до 45 лет. Все испытуемые имеют квалификацию «экономист» по направлению подготовки «Экономика» и «Экономическая теория».



Научная новизна исследования:

– уточнены и обоснованы понятия «вторичное профессиональное самоопределение» и «успешность вторичного профессионального самоопределения», проанализированы и обобщены теоретико-методологические основы исследования психологических факторов успешности вторичного профессионального самоопределения, что вносит вклад в развитие теоретических основ психологии профессиональной деятельности;

– построена обобщенная модель успешности вторичного профессионального самоопределения экономистов, которая представляет собой попытку целостного анализа внешних и внутренних факторов, их содержания и места в реализации данного процесса;

– описаны структурные компоненты трудового поста экономистов, что способствует углублению и обогащению такого раздела психологии труда, как «Психологическое профессиоведение»;

– выделены качества личности экономистов, которые составляют «психологическую готовность» к смене профессии, что расширяет теоретические представления о закономерностях развития человека в профессиональной деятельности;

– выделена структура успешного вторичного профессионального самоопределения экономистов, которая вносит свой вклад в решение проблемы прогнозирования и оценки профпригодности.



Теоретическая значимость исследования: в диссертационном исследовании систематизированы и конкретизированы теоретические основания изучения вторичного профессионального самоопределения, представлена сущностная характеристика данного феномена, определены критерии его оценки. Феноменологически описаны факторы успешности самоопределения в новой профессиональной деятельности экономиста, построена теоретическая модель успешности, отражающая взаимосвязь внутренних и внешних факторов с интегральными показателями успешности вторичного профессионального самоопределения экономистов. Теоретический анализ и эмпирическая верификация факторов вторичного профессионального самоопределения экономистов направлены на развитие концепций эффективности труда и эволюции человеческих ресурсов в труде. Выводы и результаты исследования дополняют основные разделы психологии в целом: общую психологию, акмеологию, психологию управления и психологию труда.

Практическая значимость работы: разработанная структура внешних и внутренних факторов, обусловливающих успешную реализацию вторичного профессионального самоопределения, может служить для решения задач профессионального консультирования экономистов при решении вопроса о переквалификации в целях оптимизации профессионального развития личности и эффективного планирования профессиональной карьеры.

Выделенные критерии успешности вторичного профессионального самоопределения представляют основу для оценки успешности профессионального самоопределения представителей других профессий.

Полученные в результате эмпирического исследования данные и разработанные на их основе модель психологического сопровождения вторичного профессионального самоопределения экономистов и коррекционно-развивающие программы оказывают поддержку психологам центров занятости в создании условий по оптимизации данного процесса.

Представленные в диссертации результаты включены в содержание методических пособий для психологов, экономистов и менеджеров по персоналу.



Положения, выносимые на защиту:

  1. Сущность понятия «вторичное профессиональное самоопределение» заключается в нахождении личностного смысла в новой осваиваемой профессиональной деятельности на основе сформированных в предыдущей деятельности знаний и личностных качеств.

  2. Существуют психологические качества личности экономиста, обусловливающие смену профессиональной деятельности, к которым относятся: особенности мотивационной сферы (высокая степень выраженности ведущих мотивов, преобладание внутренней производственной мотивации над внешней и гармоничное соотношение между желаемым и реальным удовлетворением основных потребностей), выраженность таких черт характера, как независимость, самостоятельность и настойчивость, а также несоответствие типа профессиональной направленности профессии «экономист».

  3. Успешность вторичного профессионального самоопределения обусловлена внешними факторами: стаж по специальности «экономист» до 5 лет, возраст, в котором происходит вторичное профессиональное самоопределение, до 40 лет, и причина смены профессии – сознательное решение на основе несоответствия наличного и требуемого содержания основных компонентов трудовой деятельности.

  4. Характерологические особенности (уверенность в себе и эмоциональность), интеллектуальные (гибкость мышления), мотивационные особенности (высокий уровень выраженности мотивации, ведущие мотивы - творческая и общая активность, производственная и рабочая направленность мотивации, выраженность внутренней мотивации) и особенности ценностно-смысловой сферы (внутренний локус контроля и наличие целей на будущее) выступают внутренними психологическими факторами успешности вторичного профессионального самоопределения.

  5. Модель психологического сопровождения вторичного профессионального самоопределения экономистов построена с учетом выделенных психологических качеств, обеспечивающих успешную реализацию данного процесса, и направлена как на предупреждение, так и на коррекцию проблем реализации вторичного профессионального самоопределения экономистов.

  6. Эффективным средством повышения успешности вторичного профессионального самоопределения являются программы, разработанные с учетом степени сформированности психологических качеств, лежащих в основе успешного вторичного профессионального самоопределения.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись посредством их обсуждения на заседаниях кафедры педагогики и психологии Волгодонского филиала Южного федерального университета. Материалы диссертационного исследования были представлены на международных и межрегиональных научных конференциях: «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России» (Москва, 2010), «Выбор профессии: самоопределение, конкуренция, успех» (Санкт-Петербург, 2011), «Педагогические и психологические науки: прошлое, настоящее, будущее» (Новосибирск, 2012), «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии» (Москва, 2012), «Социально-гуманитарные проблемы современности: человек, общество и культура» (Красноярск, 2012), «Наука и современность, 2012» (Новосибирск, 2012), «Проблемы и перспективы современных модернизационных процессов в политической и социокультурной жизни» (Волгодонск, 2012), «Процессы самоорганизации в современном обществе» (Волгодонск, 2013).

Отдельные положения представленной работы используются при чтении курса «Психология труда» в Волгодонском институте экономики, управления и права (филиал) «Южного федерального университета».

Программы психологического сопровождения вторичного профессионального самоопределения экономистов, разработанные в рамках диссертационного исследования, прошли апробацию в государственных казенных учреждениях Ростовской области
«Центр занятости населения города Волгодонска» и «Центр занятости населения Волгодонского района».

Материалы исследования изложены автором в 12 публикациях, включающих 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК МОН РФ. Общий объем публикаций – 4,52 п. л.


  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка