Программа вступительных испытаний в магистратуру Направление подготовки 44. 04. 02 «Психолого-педагогическое образование»



Скачати 158.46 Kb.
Дата конвертації12.04.2016
Розмір158.46 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Кафедра прикладной психологии

.
Программа вступительных испытаний в магистратуру



Направление подготовки

44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»


Магистерская программа

«Психологическое консультирование в образовании»


Форма обучения: очная, заочная



Брянск - 2014

Пояснительная записка
Программа направлена на проверку знаний по вопросам методологических основ, узловых проблем теории, основных методов и рабочих понятий психологии. В данной программе представлены вопросы к вступительному экзамену по магистерской программе «Психологическое консультирование в образовании». Вступительное испытание предназначено для оценки знаний, поступающих для обучения в магистратуре по данной программе. Список экзаменационных вопросов даёт возможность оценить качество знаний абитуриентов, поступающих для обучения по программе «Психологическое консультирование в образовании».
Требования к реферату

Реферат должен быть выполнен на актуальную тему, связанную с научными интересами поступающего в магистратуру.

Во введении должен быть четко определен научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования.

В основной части реферата автор должен представить анализ изученных источников литературы в соответствии с задачами исследования, а также опыта решения этой проблемы на практике.

Выводы по проведенному исследованию, содержащиеся в заключении, должны соответствовать поставленным в исследовании задачам.

Реферат завершается списком использованной литературы, которая в соответствии с общепринятыми правилами должна быть указана в тексте работы.

Объем реферата – около 20-25 страниц текста, напечатанных 14 кегль через полтора интервала.

Реферат сдается на кафедру для рецензирования не позже, чем за три дня до вступительного испытания в магистратуру.

Если поступающий в магистратуру имеет публикации, то он представляет список публикаций вместе с рефератом.

Требования к экзамену

Вступительный экзамен носит комплексный характер и ориентирован на выявление целостной системы общепрофессиональных компетенций абитуриента.

Экзамен предполагает ответ абитуриента на вопрос билета, который отражает основное содержание государственных стандартов к уровню подготовки специалистов и бакалавров по направлению психология.

Собеседование с абитуриентом, имеющим диплом специалиста окончившим в текущем году БГУ и бакалавра по соответствующему направлению и с оценками “отлично” или “хорошо” по итоговой государственной аттестации, может проходить в форме презентации портфолио демонстрирующего, например, основные результаты выпускной квалификационной работы, разработку уроков, публикации автора по психологической проблематике и пр.

Время, отводимое на подготовку к ответу для каждого абитуриента не должно превышать 40 минут. При подготовке к ответу абитуриент получает экзаменационный лист, на котором он должен изложить ответы на вопросы, заверив его своей подписью. На устный ответ каждого абитуриента отводится по 10 минут.

На собеседовании поступающий в магистратуру должен продемонстрировать следующие компетенции:

- целостное психологическое знание, отражающее современный уровень развития психологии как науки;

- свободное владение основными понятиями общей психологии и основам психологического консультирования;

- умение устанавливать связь теоретических основ психологии с современной практикой;

- владение методами научно-исследовательской работы (в беседе по реферату).

Ответ каждого поступающего оценивается по стобалльной системе в соответствии с указанными ниже критериями оценивания. Итоговая оценка за вступительный экзамен определяется на основании среднего арифметического баллов, набранных абитуриентом по каждому из двух вопросов. Решение о выставлении оценки принимается простым голосованием после ответов всех абитуриентов.
Критерии оценки:


Баллы

Критерии выставления оценки

90-100 «отлично»

Прекрасное знание рассматриваемого вопроса, с незначительными неточностями. Правильное словоупотребление без смешения научных понятий с житейскими словами-названиями; представление логико-психологического анализа проблемы; глубокое знание основных и дополнительных источников, наличие частных выводов по вопросам; ответ на все вопросы в соответствии с требованиями.

80-89 «хорошо»

Хорошее знание рассматриваемого вопроса, но с некоторыми неточностями. Правильное словоупотребление без смешения научных понятий с житейскими словами-названиями; представление логико-психологического анализа проблемы; глубокое знание основных и дополнительных источников, ответ на все вопросы билета, частичный ответ на поставленные дополнительные вопросы.

75-79 «удовлетворительно»

В целом неплохое знание рассматриваемого вопроса, но с заметными ошибками. Менее 50% критериев учтены, менее 50% целей достигнуто, при наличии ответов на все вопросы билета. При частичном ответе на поставленные дополнительные вопросы.

70-74 «удовлетворительно»

Слабое знание рассматриваемого вопроса, с весьма заметными ошибками. Максимальный балл за один (полный, развёрнутый и обоснованный) ответ на вопрос билета.

Все вопросы, касающиеся несогласия абитуриентов с полученными оценками, решаются Апелляционной комиссией. Заявления на апелляцию принимаются лично от абитуриента в день объявления результата в течение часа после объявления.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Методологические основы психологии.

Методологические принципы отечественной психологии и их характеристика. Принцип психофизического единства. Принцип детерминизма, история его разработки и современное состояние. Принцип развития: реализация этого принципа при изучении развития психики в филогенезе и онтогенезе. Принцип единства сознания и деятельности в психологии в работах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.



Основы общей психологии.

Общая характеристика психологии как науки. Объект и предмет психологии. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Психология как наука о душе, сознании, поведении, бессознательном, деятельности. Основные принципы и задачи современной психологии. Внутренняя дифференциация предметной области психологии.

Классификация психических явлений и процессов. Психические состояния, их роль и место среди других психических явлений. Классификация психических состояний. Представления А.Н.Леонтьева о происхождении психики. Понятие о чувствительности как элементарной форме психического отражения. Условия перехода от раздражимости к чувствительности. Стадии развития деятельности и психики. Различие психики человека и животных.

Сознание как единство переживания, познания и отношения. Психологическая структура сознания, характеристика компонентов, общие свойства (В. П.Зинченко). Системное и смысловое строение сознания. Общественно обусловленный характер сознания человека. Культурно-историческая теория психики человека (Л.С. Выготский).

Категория активности в психологии. Понятие деятельности. Строение деятельности. Разработка и развитие теории деятельности в трудах российских ученых. Потребность как исходная форма активности живых организмов. Основные этапы формирования и развития потребности. Мотив деятельности. Ведущий мотив и мотивы-стимулы. Неосознаваемые мотивы: эмоции и личностный смысл. Механизмы образования мотивов. Понятие о внутренней деятельности.

Понятие эмоций. Специфика психического отражения в эмоциях. Биологическая целесообразность эмоций. Предметность эмоций. Эмоции как внутренний регулятор деятельности. Функции и значение эмоций. Динамика эмоций. Современные зарубежные и отечественные теории эмоций. Формы и виды чувств. Аффекты, их биологическое значение и отличительные признаки. Эмоциональные состояния. Основные эмоциональные состояния

личности. Саморегуляция эмоциональных состояний.

Нравственные чувства. Дружеские чувства. Любовь и ее продуктивный смысл. Эстетические чувства. Эмоциональные формы поведения. Эмоциональный опыт. Эмоциональное общение.

Понятие воли в психологии. Виды и особенности волевых действий. Воля как высший уровень регуляции деятельности. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции. Воля как высшая форма регуляции. Подходы и тенденции развития представлений о воле: мотивационный подход, подход "свободного выбора", регуляционный подход. Волевая регуляция как произвольное изменение побуждений к действию. Критерии воли. Намеренное изменение смысла действий как механизм волевой регуляции. Произвольность и воля.

Психодиагностика.

Психодиагностика как наука и практическая деятельность. Объект, предмет и цель психодиагностики. Основные понятия психодиагностики: диагностические признаки, диагностические категории, диагностические факторы, диагностический вывод. Научно-исследовательская и научно-практическая психодиагностика. Психодиагностика в работе практического психолога. Основные сферы ее применения. Классификация психодиагностических методов и их характеристика.



Возрастная психология.

Понятие психологического возраста как единицы анализа развития. Понятие «социальной ситуации развития». Психологические новообразования. Динамика психического развития как чередование стабильных и критических (кризисов) периодов развития. Возрастные кризисы, их характеристика и значение. Источники и движущие силы психического развития. Факторы, влияющие на процесс психического развития: биологическая составляющая, социальная среда, активность личности.

Проблема движущих сил психического развития ребенка в отечественной психологии. Понятие условий психического развития. Понятие источников психического развития. Проблема периодизации психического развития в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Проблема периодизации в зарубежной психологии (А. Гезелл, Г. Холл, К. Бюлер, Э. Эриксон, А. Валлон, Ж. Пиаже). Современное состояние проблемы периодизации психического развития в отечественной психологии на современном этапе (А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман).

Общая характеристика новорожденности как кризисного периода в развитии. Безусловные рефлексы младенца (пищевые, оборонительные, ориентировочные). «Комплекс оживления», его значение для психического развития ребенка. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий тип деятельности младенческого возраста. Особенности соотношения развития сенсорики и моторики в период раннего и позднего младенчества, его значение. Психологические особенности младенца к концу первого года жизни. Кризис одного года, его причины и психологический смысл. Подготовительный период в развитии речи. Активный и пассивный словарь.

Характеристика социальной ситуации развития в раннем возрасте. Предметно-орудийная деятельность - ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Развитие познавательной деятельности. Основные закономерности развития восприятия в раннем детстве. Ранние формы наглядно-действенного мышления. Основные закономерности развития речи ребенка Начальные формы развития личности - начало самопознания и формирования образа «Я». Кризис трех лет. Причины, феноменология, психологическое значение и

пути разрешения кризиса.

Общая характеристика социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста и психологических новообразований возраста. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Виды игр (предметные, сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации, игры с правилами). Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка. Овладение общественно-выработанными сенсорными эталонами и формирование перцептивных действий (А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Л.А. Венгер). Развитие мышления в дошкольном возрасте. Проблема формирования произвольно и опосредствованной памяти. Развитие внимания и его особенности. Развитие функций и форм речи в дошкольном возрасте. Развитие личности в дошкольном возрасте. Развитие потребностей и мотивов, возникновение новых социальных мотивов. Особенности формирования нравственных (гордость, стыд, чувство вины), эстетических чувств, познавательных интересов. Развитие воли и произвольности управления поведением.

Основные показатели психологической готовности ребенка к школе. Кризис семи лет, его причины и особенности протекания. Структура самосознания (В.С. Мухина): образ «Я», имя, притязания на признание, полоролевая идентификация, временная идентификация, права и обязанности. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: рефлексия, анализ, планирование, внутренний план действий, развитие ВПФ. Особенности развития восприятия и внимания. Память младшего школьника, пути повышения ее эффективности. Особенности развития воображения. Развитие личности младшего школьника.

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Чувство взрослости как основное психологическое новообразование подросткового возраста: понятие, причины, виды. Опосредованность, осознанность и произвольность как основные показатели развития познавательных процессов. Формирование личности в подростковом возрасте.

Место юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла. Развитие абстрактного, дивергентного и гипотетико-дедуктивного мышления. Принадлежность к группе. Неформальные и формальные молодежные объединения и группировки. Феномен «молодежной субкультуры», его психологическое значение. Формирование ценностно-смысловой сферы. Самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе как основное новообразование юношеского возраста. Развитие воли и способности к самоуправлению. Формирование научных, нравственных и политических убеждений, социальных и эстетических норм.

Особенности психического развития в зрелом и пожилом возрасте. Традиционный и современный взгляды на роль данных возрастных периодов в жизненном пути человека. Когнитивное развитие и профессиональная деятельность. Особенности развития личности взрослого человека. Кризисы в период взрослости. Старение и старость.

Педагогическая психология.

Соотношение понятий: обучение - развитие - формирование - воспитание- социализация – адаптация. Понятия зоны ближайшего развития и уровня актуального развития. Развивающее обучение, его сущность и задачи. Психологическая сущность учения. Учебная деятельность, ее структура. Понятие об учебной задаче, учебном действии. Соотношение понятий: научение – обучение – учение – учебная деятельность. Мотивы учебной деятельности. Формирование и развитие мотивов учения.



Психология личности.

Природа личности. Соотношение понятий: «субъект», «индивид», «личность», «индивидуальность». Представления о структуре личности в отечественной психологии (работы С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова и др.). Основные зарубежные теории личности и их анализ.



Социальная психология.

Общение: структура, виды, уровни и функции. Специфика коммуникативной стороны общения. Основные каналы и средства коммуникативного процесса. Вербальные (речевые) и невербальные (не речевые) средства коммуникации. Специфика интерактивной стороны общения. Взаимодействие как организации совместной деятельности. Основные типы и формы взаимодействия. Конфликт, функции, структура и динамика конфликта. Методы разрешения конфликтов.

Специфика перцептивной стороны общения. Механизмы межличностного восприятия: идентификация, эмпатия, рефлексия, стереотипизация. Эффекты межличностного восприятия: "ореола", "первичности", "новизны", "проекции". Феномен каузальной атрибуции. Проблема группы в социальной психологии. Основные характеристики групп. Классификация групп. Большие социальные группы. Классификация больших социальных групп: классы, социальные слои, нации, профессиональные группы. Общая характеристика и типы стихийных групп: толпа, масса, публика. Понятие малой группы. Границы малой группы. Классификация малых групп: первичные и вторичные, формальные и неформальные, группы членства и референтные. Понятие и общая характеристика динамических процессов в малой группе. Феномен групповой сплочённости. Лидерство и руководство в малых группах: сущность и сравнительная характеристика; теории происхождения лидерства; стили лидерства. Характеристика основных этапов развития малой группы. Социально-психологическая теория коллектива.

Психология труда.

Основные этапы развития человека как субъекта труда и профессионального самоопределения, их характеристика. Кризисы профессионального становления. Основные задачи профконсультации (информационно-просветительская, диагностико-корректирующая, психологическая поддержка, помощь в выборе и принятии решения).

Профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности. Профессионально-значимые свойства и их динамика. Возможности компенсации и индивидуальный стиль деятельности. Уровни профессиональной компетентности. Психологические аспекты проблемы профессиональной пригодности.

Психологическое консультирование.

Психологическое консультирование как прикладная отрасль современной психологии. Проблема взаимодействия психолога с представителями смежных профессий.

Система общих, профессиональных и морально-этических требований к психологическому консультированию и к практической работе психолога консультанта. Принципы психологического консультирования, являющиеся важными составляющими работы современного консультанта и основные этические профессиональные принципы психологического консультирования. Конфиденциальность психологического консультирования. Границы конфиденциальности в психологическом консультировании.

Консультативный контакт и навыки поддержания консультативного контакта. Вербальный и невербальный контакт, правила невербального поведения консультанта. Активное слушание, его приемы и этапы. Техника завершающего этапа психологического консультирования. Позиции взаимодействующих в ситуации индивидуального психологического консультирования.


Критерии оценивания ответа абитуриента

  • При раскрытии темы вопроса, абитуриент должен представить логико-психологический анализ проблемы.

  • При раскрытии теоретических аспектов того или иного явления абитуриент должен суметь указать, какое значение для практики имеет данное явление, а также какие актуальные проблемы требуют психологического решения.

  • Целью экзамена для абитуриентов должна стать возможность показать своё умение мыслить психологически при анализе того или иного материала, объясняя, чем вызваны поиски и открытия в том или ином направлении научного знания, какие конкретно исторические условия, предпосылки (потребности, запросы общества, противоречия внутри самой науки или что-то другое) послужили толчком к появлению новых идей и выводов.

  • Ответы на возможные после устного ответа вопросы экзаменационной комиссии должны быть аргументированы.

  • Ответ должен содержать частные (по каждому конкретному вопросу) выводы, в которых кратко, лаконично обобщается и «кристаллизуется» суть рассмотренного вопроса.


Литература, рекомендуемая для подготовки к вступительному испытанию

Основная литература

  1. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия/Р.Кочюнас. – М.: Академический проект, 2010.

  2. Маклаков, А.Г. Общая психология/А.Г.Маклаков. - СПб.: Питер, 2006.

  3. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития/ В.С.Мухина. – М.: Академия, 2009

  4. Психология ХХI века: Учеб. для вузов / Под ред. Дружинина В.Н. - М. : ПЕР СЭ, 2003.

  5. Сапогова, Е.Е. Консультативная психология/Е.Е.Сапогова - М.: Академия, 2008.

Дополнительная литература

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология/ Г.М.Андреева - М.: Аспект Пресс, 2008.

  2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов. - М: Смысл: Академия, 2007.

  3. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: АСТ ; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.

  4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2009.

  5. Корнилова,Т.В. Методологические основы психологии/Т.В. Корнилова, С.Д.Смирнов. – СПб: Питер, 2007.

  6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: / Л.Ф. Обухова. - М.: МГППУ, 2008.

  7. 12.Пряжников, Н.Н. Психология труда и человеческого достоинства/ Н.Н. Пряжников. - М. 2001.

  8. Роджерс, К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. / К.Р. Роджерс. - М.: Из-во института психотерапии, 2006.

  9. Холл, К.С. Теории личности / К.С. Холл, Г. Линдсей. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000.

Перечень вопросов к вступительному экзамену:


  1. Психология как наука. История развития представлений о предмете психологии.

  2. Основные методологические принципы психологической науки. Методы психологического исследования.

  3. Проблема сознания в психологии. Понятие и структурно-содержательные компоненты сознания.

  4. Деятельность как предмет исследования и объяснительный принцип.

  5. Психика животных и психика человека. Возникновение и развитие сознания. Культурно-исторический подход в психологии.

  6. Проблема развития мышления и интеллекта. Теории интеллекта и его диагностика.

  7. Понятие личности. Структура личности. Основные подходы к изучению личности.

  8. Самосознание личности. Структура самосознания.

  9. Методы диагностики и исследования личности.

  10. Общее представление о мотивации. Потребности и мотивы, их классификации.

  11. Воля. Структура волевого процесса. Развитие произвольности и воли в онтогенезе.

  12. Эмоциональные процессы: функции эмоций, основные эмоциональные состояния. Теории эмоций. Формы переживания чувств (эмоциональный тон, эмоция, аффект, настроение, фрустрация, стресс). Виды чувств.

  13. Понятие общения. Структура и мотивация общения.

  14. Понятие и виды групп в социальной психологии. Проблемы групповой динамики.

  15. Возрастные периодизации психического развития. Проблема ведущей деятельности, ее значение в психическом развитии ребенка.

  16. Общая характеристика психического развития в младенчестве и раннем возрасте.

  17. Общая характеристика психического развития в дошкольном возрасте.

  18. Общая характеристика психического развития в младшем школьном возрасте.

  19. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Мотивы учебной деятельности.

  20. Общая характеристика психического развития в подростковом и юношеском возрастах.

  21. Состояния человека в труде. Профессиональное самосохранение в труде, профессиональная деформация личности, профилактика неблагоприятных состояний в труде.

  22. Принципы и правила психологического консультирования.

  23. Этические аспекты психологического консультирования. Границы этической и профессиональной компетентности психолога.

  24. Основные этапы психологического консультирования.

  25. Вербальное и невербальное общение в психологическом консультировании.

Представленный список экзаменационных вопросов может быть незначительно изменен и откорректирован.



Программа утверждена на заседании кафедры прикладной психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского от «3» сентября 2014 г. (протокол № 2).


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка