Программа учебной дисциплины



Сторінка1/3
Дата конвертації24.04.2016
Розмір0.58 Mb.
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Исторический факультет



Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры истории нового времени

протокол № __

“__” 2007 г.

Зав. кафедрой: д.и.н., проф.

Барышников В.Н.


УТВЕРЖДАЮ

Зам. декана по учебной работе


“___” __________________

Программа учебной дисциплины



Историография истории нового времени

стран Европы и Америки
Направление 030400 – история, бакалаврская подготовка

Разработчики: к.и.н., доцент В.Н. Борисенко,



д.и.н., проф. С.И.Ворошилов, асс. Т.Н. Гончарова

Уч. зв., уч. степ. Ф.И.О.


Рецензенты: д.и.н., проф. В.Н. Барышников, к.и.н., доцент Заостровцев,

д.и.н., проф. О.Ю. Пленков, д.и.н., проф. Ушаков В.А.

Уч. зв., уч. степ. Ф.И.О.


Санкт-Петербург

2007 г.


I. Организационно-методический раздел

Цель курса:

Изучение становления исторической науки в ведущих странах Запада на фоне общих закономерностей развития общественной мысли в XVI – XX вв. В программе всесторонне охарактеризована историография Великобритании, Германии, Франции и США, представлены основные научные направления и школы, их достижения и проблемы. Значительное внимание уделено современному состоянию исторической науки и тенденциям её развития, проблематике исследований, университетским и научным центрам, учреждениям и организациям, периодике.
Задачи курса:


  • Изучить историю становления и развития исторической науки.

  • Выявить особенности историографии Англии, Франции, США, Германии.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Курс служит дополнением к общетеоретичесикм курсам по истории нового времени и значительно расширяет профессиональный кругозор студентов.
Требования к уровню освоения содержания курса:

Программа курса предполагает глубокие знания обучающихся национальной истории ведущих стран Запада, европейской и мировой истории, работу с документальными источниками и научно-исследовательской литературой, критическое осмысление концепций ведущих зарубежных и отечественных исследователей.



II. Распределение часов курса по темам и видам работ


п/п


Наименование тем и разделов

ВСЕГО часов

Аудиторные занятия (ч)


Самостоят. работа

Лекции

Семинары

I. Историография США (В.Н. Борисенко)

1.

Введение.

2

2

-

2

2.

Развитие исторических знаний в колониальной Америке.

2

2

-

2

3.

Развитие исторической науки в США в конце XVIII – первой половине XIX в.

4

4

-

4

4.

Историческая наука в США во второй половине XIX в.

4

4

-

4

5.

Развитие исторической науки в США на рубеже XIX –XX вв.

4

4

-

4

6.

Историческая наука в США 1918-1945 гг. Подъем прогрессистской школы.

4

4

-

4

7.

Историография США во второй половине ХХ в. (1940-е – 1950-е гг.).

4

4

-

4

8.

Историография США во второй половине ХХ в. (1960-е – 1990-е гг.).

4

4

-

4

9.

Отечественная историография истории США.

4

4

-

4

ИТОГО:

32

32

-

32

II. Историография Германии (С.И.Ворошилов)

1.

Введение.Этапы развития исторической науки в германии. Отличительные черты германской историографии.

64

3

-

3

2.

Зарождение школы Леопольда фон Ранке. Её влияние на историографию Германии второй половины ХIХ в.

6

3

-

3

3.

Германская историография накануне объединения Германии.

6

3

-

3

4.

Германская историография после объединения Германии.

6

3

-

3

5.

“Новый либерализм” в буржуазной историографии в конце Х1Х в.

6

3

-

3

6.

Социал-демократическая историография.

6

3

-

3

7.

Германская историография перед Первой мировой войной.

6

3

-

3

8.

Германская буржуазная историография об ответственности Германии за развязывание Первой мировой войны.

6

3

-

3

9.

Историография Ноябрьской революции в Германии.

6

3

-

3

10.

Германская историография в 1918-1945 гг.

6

3

-

3

11.

Историография ФРГ после второй мировой войны.

6

3

-

3

ИТОГО:

66

33

-

33

III. Историография Франции. (Т.Н. Гончарова)

1.

Введение.

2

4

-

-

2.

Тема 1. Гуманистическая историография XVI в. и эрудиция.

Тема 2. Особенности французской историографии в XVII-XVIII вв.



4

4

-

-

3.

Тема 3. Эволюция Вольтера. Вольтер и расширение исторических перспектив.

Тема 4. Философская история Франции в эпоху Просвещения.



4

4

-

-

4.

Тема 5. Французская революция и история.

Тема 6. Историки эпохи Реставрации



4

4

-

-

5.

Тема 7. Буржуазная историография в 30-60-х гг.

Тема 8. Демократическая и социалистическая историография Французской революции.



4

4

-

-

6.

Тема 9. Французская историческая наука в конце XIX в.

Тема 10. Французская историческая наука первой половины XX в.



4

4

-

-

7.

Тема 11. Французская историческая наука "славного тридцатилетия" (1945-1975).

Тема 12. Новаторство Ф. Броделя.



4

4

-

-

8.

Тема 13. Современная французская историография.

Тема 14. Историография Французской революции. Синтез.



4







-

9.

Тема 15. Французская историография о России. Синтез.

Тема 16. История Франции в трудах российских историков



4

4

-

-

ИТОГО:

32

32

-

-

IV. Историография Великобритании (В.Н. Борисенко)

1.

Введение.

2

2

-

2

2.

Историческая мысль и состояние исторического знания в XVI-XVII вв.

2

2

-

2

3

Общественная и историческая мысль в эпоху революции середины XVII в.

4

4

-

4

4.

Развитие исторической мысли и исторической науки в XVIII в.

4

4

-

4

5.

Общественно-политическая и историческая мысль в Великобритании в конце XVIII – начале ХIX в.

4

4

-

4

6.

Английская историческая наука в первой половине – середине XIX в.

4

4

-

4

7.

Историческая мысль и состояние исторического знания в Великобритании в последние десятилетия XIX в.

4

4

-

4

8.

Историография Великобритании первой половины ХХ в.

4

4

-

4

9.

Историография Великобритании второй половины ХХ в.

4

4

-

4

ИТОГО:

32

32

-

32



III. Форма итогового контроля

экзамен.


ИСТОРИОГРАФИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ (В.Н. Борисенко)
IV.Содержание курса
Тема 1. Введение.

Главные этапы развития исторической мысли и исторической науки в Великобритании. Крупнейшие британские ученые. Отличительные черты английской историографии. Переводы трудов британских историков в нашей стране.


Тема 2. Историческая мысль и состояние исторического знания в XVI-XVII вв.

Состояние исторического знания в XVI - начале XVII вв. Первые ученые-гуманисты. “Утопия” Т.Мора; Ф.Бэкон. “Всемирная история” У.Рэли.


Тема л 3. Общественная мысль в эпоху революции середины XVII в. Особенности идейной борьбы. Социально-исторические взгляды левеллеров. Дж.Милтон; “Республика Океания” Дж.Гаррингтона. Роялистская историография. “История мятежа” графа Кларендона. Зарождение торийского и вигского направления.
Тема 4. Развитие исторической мысли исторической науки в XVIII в.

Характер английского Просвещения. Состояние исторической науки в Англии и Шотландии в XVIII в. Преподавание истории в университетах. Болингброк и его “Письмаоб изучении и пользе истории”.

Шотландская историческая школа. У.Робертсон. Исторические взгляды А.Смита. Дэвид Юм – философ и историк. Достоинства и недостатки “Истории Англии” Д. Юма. К.Маколей – оппонент исторической концепции Юма. Капитальный труд Э.Гиббона о “Гибели Римской империи”.
Тема 5. Общественная мысль Великобритании в конце XVIII в. и в первые десятилетия ХIХ в. Воздействие идей Великой французской революции. Э.Берк и его противники. Исторические воззрения Т.Пейна и Дж.Макинтоша. Книги У.Годвина, его “История английской республики”. Первые крупные сочинения по истории внешней и колониальной политики.
Тема 6. Английская историческая наука в первой половине и середине XIXв.

Политическое развитие Великобритании. Новые явления утилитаризма. Философия утилитаризма”; утопический социализма Р.Оуэна. Первые крупные сочинения по истории колониальной и внешней политики. “История Индии” Дж.Милля. Р.Соути публикует “Жизнь адмирала Нельсона”.

“История английской республики” Годвина. Расцвет вигско-либерального направления. Дж.Броуди и Г.Галлам. Томас Б.Маколей. Его исторические очерки и “История Англии”. Маколей об утверждении Британии в Индии. Т.Карлейль, его теория “героев и толпы”. “История Французской революции” Т.Карлейля. Непреходящее значение исследований Т.Бокля.
Тема 7.. Историческая мысль и состояние исторического знания в последние десятилетия ХIХ в.

Буржуазный либерализм и его идеология. Идея прогресса; английский позитивизм. Кембриджская и Оксфордская школы. Э.Фримен. “Краткая история английского народа” Джона Ричарда Грина. Рационализм. Экономическая история. Дж.Торолд Роджерс. С.Р.Гардинер и его школа. “Промышленная революция в Англии” Арнольда Тойнби-старшего. Первые работы историков марксистского направления. История колониальной политики (Дж.Сили).


Тема 8. Историография Великобритании первой половины ХХ в.

Состояние исторической науки в начале ХХ в. Специализация исторических дисциплин. Создание “Исторической ассоциации”. Публикации обощающих работ. Первые исследования по истории рабочего и тред-юнионистского движений. Беатриса и Сидней Вебб. Изучение истории Британии эпохи индустриальной революции в трудах Дж. и Б.Хеммонд. Попытки возрождения либерального направления. Дж.М.Тревельян.

Обострение политической обстановки в Великобритании после Первой мировой войны, кризис либерализма. Критика либерально-вигских воззрений консервативными историками. Л.Нэмир и его школа. Книги Г.Баттерфилда. “Экономическая история Великобритании” Дж.Клепема. Изучение экономической и социальной истории в трудах Р.Тоуни. Первые работы Дж. Д. Г.Коула, К.Хилла и А.Мортона.
Тема 9. Историография Великобритании второй половины ХХ в.

Великобритания после Второй мировой войны. Главные тенденции общественной мысли. Состояние исторического знания. Основные проблемы мировоззрения и методологии. “Новая историческая наука” и социальная история. Современные концепции Революции середины ХVII в. Проблемы истории рабочего движения. История партийно-политической системы. Историография колониальной и внешней политики Великобритании.

Лейбористская историография. “История социалистической мысли” Дж.Д.Г.Коула. Леволейбористские авторы. Британские историки-марксисты. Труды К.Хилла, Э.Томпсона, Ж.Рюдэ, Р.Пейдж Арнота. Значение трилогии Э.Хобсбаума по мировой истории.

Теоретико-методологические основы британской историографии. Исследования Арнольда Тойнби-младшего. Университетская наука, серийные издания и исторические журналы. Переводы трудов британских историков в нашей стране.



Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу.


  1. Особенности развития исторической науки в Британии.

  2. Крупнейшие английские и шотландские историки ХVIII в.

  3. Д.Юм.

  4. К.Маколей.

  5. Д.Юм и К.Маколей – опыт сравнительной характеристики.

  6. Английские историки конца ХVIII – начала ХIХ вв.

  7. Т.Б.Маколей.

  8. Вигско-либеральное направление в британской историографии.

  9. Т.Карлейль.

  10. Г.Т.Бокль.

  11. Дж.Р.Грин.

  12. С.Р.Гардинер и его школа.

  13. Дж.М.Тревельян.

  14. Борьба направлений в английской историографии в 20-50-е гг. ХХ в.

  15. Лейбористская историография.

  16. Марксистская историография.

  17. “Новая истоия науки” и социальная история.

  18. Современнные концепции революции середины ХVIII века.

  19. История рабочего движения.

  20. История партийно-политической системы.



V. Учебно-методическое обеспечение курса.
Рекомендуемая литература.

Основная литература ко всему курсу:



  1. Историография истории нового времени стран Европы и Америки. М.: “Высшая школа”, 1990.

  2. Историография истории нового времени стран Европы и Америки. М.: “Простор”, 2000.

  3. Историография истории новой и новейшей истории стран Европы и Америки. М. 1977.


Историография Великобритании:

  1. Виноградов К.Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. Л., 1975.

  2. Репина Л.П. “Новая историческая наука” и социальная история. М., 1998.

  3. Согрин В.В., Зверева Г., Репина Л. Современная историография Великобритании. М., 1991.

  4. Шарифжанов И.И. Современная английская буржуазная историография. М., 1984.

  5. Шарифжанов И.И. Современная английская историография буржуазной революции ХУП в. М., 1982.


ИСТОРИОГРАФИЯ ГЕРМАНИИ (C.И.Ворошилов)
IV.Содержание курса
Тема 1. Введение.

Этапы развития исторической науки в германии. Отличительные черты германской историографии. Крупнейшие ученый, университетские и научно-исследовательские центры. Переводы трудов германских историков на русский язык.


Тема 2.Зарождение школы Леопольда фон Ранке. Её влияние на историографию Германии второй половины ХIХ в.

Л.фон Ранке (1795 – 1886) - его понимание исторического процесса, значения государства и войны, роли государя в истории. Историко-критический метод. Ранкеанство как понятие в историографии.

Либерально-буржуазная историографическая школа Фридриха К.Шлоссера (1776-1861). Соперничество со школой Л.фон Ранке. “Общая картина движения всего народа по пути прогресса”. Труды Георга Гервинуса (1805 – 1871). Политическая активность Г.Гервинуса в революции 1848 -1849 гг. Идея создания в Германии конституционного государства во главе с Пруссией.
Тема 3. Германская историография накануне объединения Германии.

Два главных напрaвления в германской историографии в 50-60-е гг. ХIХ века:

1). Прусско-малогерманская школа (примыкает к школе Л.Ранке).

2). Австро-великогерманская (католическая школа).

Господствующее положение малогерманской школы в исторической науке Германии. Объединение Германии вокруг Пруссии. Главные представители малогерманской школы: Генрих фон Зибель (1817-1895), Генрих фон Трейчке (1834-1896) и др. Г.фон Зибель – идеолог малогерманской школы. Зибель и Бисмарк. (Зибель и определение роли Бисмарка в истории Германии.). Основание “Исторического журнала” (ведущий орган исторической науки ФРГ до сего дня). “История Германии ХIХ в.” Г.Трейчке. Идеологическая подготовка войны против Австрии (1866). Поддержка опруссачивания Германии. Государство как высочайшая нравственная власть, стоящая над партиями и классами. Пренебрежение к истории рабочего и демократического движения. Кризис малогерманской школы.

Австро-великогерманская школа (великогерманская школа). Приверженцы католицизма и Габсбургов. Труды Юлиуса Фиккера (1826-1902). Идея создания Габсбургской империи, занимающей всю срединную Европу. Идеологическая концепция Фиккера. Успешное национальное развитие Германии – в господстве над другими народами.


Тема 4. Германская историография после объединения Германии.

Новая историческая школа политической экономии Густава Шмоллера (1830-1917). Легенда о социальной миссии Гогенцоллернов. Работы Луйо Брентано (1844-1931).


Тема 5. “Новый либерализм” в буржуазной историографии в конце Х1Х в.

Школа “нового либерализма” как результат кризиса малогерманской школы и изменения позиций самих историков. Оппозиция историков к Бисмарку. Иоганн Шерр. Якоб Бургхардт (1818-1897). Концепция важности духовной культуры человека и права человека на свободное развитие.

Дискуссия по вопросам методологии истории в Германии в конце Х1Х в. (К.Лампрехт и др.).
Тема 6. Социал-демократическая историография. К.Каутский (1854-1938). История движения народных крестьянских и плебейских масс. Э.Бернштейн (1850-1932). Оценка роли народных движений в Английской буржуазной революции ХУП в.
Тема 7 . Германская историография перед Первой мировой войной.

Новая обстановка в стране: подьем классовой борьбы и консолидация правых сил для пропаганды империалистических захватов.

Формирование пангерманской историографии. Д.Шеффер (1845-1929) и его работа “Германия на море” (1897). Г. фон Белов о роли юнкерства и военщины в истории Германии.

Консервативное направление (умеренное) – М.Ленц, Р.Козер, О.Хинце, др. в новых исторических условиях. Макс Ленц (1850-1953), Отто Хинце (1861-1940) как неоранкеанцы.

Позднелиберальная историография: Г.Дельбрук (1849-1929), Ф.Майнеке (1862-1954), Г.Онкен (1869-1945), др. – социально-политические установки и круг исследуемых проблем.
Тема 8. Германская буржуазная историография об ответственности Германии за развязывание первой мировой войны.

Буржуазная историография Германии: её роль в разжигании шовинистическо-милитаристской пропаганды. Л.Д.Шеффер и его опусы: “Немецкий народ и Восток”, “Германия и восточные земли…” В.Зомберг… “Милитаризм – это доказательство немецкого геройства”. Докладная записка Ф.Майнеке, Д.Шеффера, Г.Онкена (1915), оправдывавшая цели войны для Германии.

Современная историография ФРГ о причинах войны: 1) Концепция “соскальзывания в войну” (Голо Манн, дискуссия 1980 г.); 2) Радикальное направление (Ф.Фишер, И.Геисс, др.); 3) Концепция “сохранения равновесия сил” (В.Хильгрубер, др.); 4) Концепция агрессии Антанты” (Э.Хельцле); 5) Социально-критическая школа (Г.Велер, А.Винклер, др.).
Тема 9. Историография Ноябрьской революции в Германии.

1). Марксистская оценка; 2) Буржуазная историография (Б.Брейтхаупт, Г.Онкен, др.); 3) Социал-демократическая трактовка (Э.Кутнер, Г.Носке); 4) Центристская трактовка; 5) Симпозиум в Берлине, сентябрь 1988 г., посвященный 70-летию революции в Германии.


Тема 10. Германская историография в 1918-1945 гг.

Ноябрьская революция и Веймарская республика в оценках её критиков (В.Герлиз, Э.Эйк, В.Зомбарт, А.Валь, Г.Риттер) из лагеря умеренно-консервативных и консервативных историков. Либеральная (Ф.Майнеке, Г.Онкен) и леволиберальная (И.Циркуш, Л.Бергштессер) историография о происхождении войны и значении Веймарской республики. Положения радикально-демократического направления (В.Хольгартен).

Социал-демократическая историография о проблемах: 1) теории исторического процесса; 2) истории рабочего движения в Германии (К.Каутский, М.Кварк, А.Розенберг).

Марксистская историография.


Тема 11. Историография ФРГ после Второй мировой войны.

Г.Риттер и консервативно-националистическое направление (основные работы и положения).

Радикальное направление: Ф.Фишер о нацизме и ответственности Германии за развязывание мировой войны (“Рывок к мировому господству” 1961 ; “Война иллюзий” 1968). Влияние радикального направления на историографию ФРГ.

Социал-критическая школа в историографии ФРГ: причины зарождения в 1970-е гг. Задачи исследования, поиск новой методологии, основные выводы.

Буржуазная историография о нацизме: вопрос о военных преступлениях, миф об ответной немецкой репрессии и т.д.

Спор историков ФРГ в 1986 г.: 1) Где и в чем причины второй мировой войны; 2) Как относится к преступлениям нацистов).



Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу.


  1. Историография ФРГ об ответственности Германии за развязывание Первой Мировой войны.

  2. Ноябрьская революция 1918 г. в германской историографии (консервативной, реформистской, центристской, марксистской).

  3. Развитие исторической мысли в Германии в период Веймарской республики.

  4. Консервативно-националистическое направление в историографии ФРГ (Г.Риттер).

  5. Неолиберальное направление и его роль в распространении демократических тенденции в историографии ФРГ.

  6. Характеристика радикального направления в историографии ФРГ (Фриц Фишер, Гейсс и др.).

  7. Социально-критичсекая школа в историографии ФРГ в поисках особого исторического пути развития Германии (Велер, Кокка, Винклер).

  8. Современная историография ФРГ о причинах установления фашистской диктатуры в Германии.

  9. “Спор” историков ФРГ о причинах нападения фашистской Германии на Советский Союз. Разоблачение утверждения о “превентивной войне” со стороны Германии.



V. Учебно-методическое обеспечение курса.


  1. Драбкин Я.С. Проблемы и легенды в историографии германской революции 1918-1919. М., 1990.

  2. Кан С.Б. Немецкая историография революции 1848-1849 гг. в Германии. М., 1962.

  3. Методологические и историографические вопросы исторической науки. Томск, 1964, 1966, 1969, 1982.

  4. Мерцелов А.Н. Западногерманская буржуазная историография второй мировой войны. М., 1978.

  5. Овчинникова Л.В. Крах Веймарской республики в буржуазной историографии ФРГ. М., 1983.

  6. Орлова М.И. Германская революция 1918-1919 гг. в историографии ФРГ. М., 1986.

  7. Патрушев А.И. Неолиберальная историография ФРГ. Формирование, методология, концепции. М., 1981.

  8. Салов В.И. Современная западногерманская буржуазная историография. М., 1968.


Историография Франции (Т.Н. Гончарова)
IV. Содержание курса:
Введение.

- Задачи курса. Эпистемология истории. Что такое история? Искусство, литература или наука? История как конструкция прошлого на основе различных памятей (мемуары, документы и т.д.) Изменение видения истории с каждым поколением историков. Влияние происходящего на интерпретацию исторических событий. Знания о прошлом, представления о ценности, смысле прошлого, традиции, символы, обычаи как слагаемые исторического сознания. Диалектика взаимоотношений исторического сознания и исторической науки.

- Античная традиция.

Концепции истории у древнегреческих историков и философов: Геродот (элементы журналистики), Фукидид (критическая проверка сведений), Аристотель о цикличности истории, Полибий ("прагматическая" история), Плутарх (моралист и биограф). Концепции истории у древнеримских историков: Тит Ливий (некритический подход), Тацит (полемик и стилист), Светоний (жизнеописания, фактология). Авторитет античных историков у последующих поколений (популярность Плутарха в эпоху Французской революции и т.д.).

- Обзор исторической мысли во Франции в раннее Средневековье (IV-XII вв.).

История как вспомогательная наука морали и теологии. Августиновская концепция всемирной истории. Исторические жанры: агиография, анналы и хроники, истории (Грегуар де Тур, Поль Диакр), биографии или автобиографии (Абеляр, Эгинхард). Первостепенная важность деяний Бога и его служителей, влияние античных моделей, господство архетипа над пережитым.

- Обзор исторической мысли во Франции в позднее Средневековье (XII-XV вв.).

Рождение "активного сознания" истории начиная с XII века (внимание к творениям и действиям человечества под эгидой Провидения). Жуанвиль, агиограф и хроникер. Выразители идей рыцарского общества на его закате (XIV-XV вв.): Фруассар, бургундские историографы (О. де Ла Марш) и бретонские хроникеры (А. Бушар). Лакуны в информированности, давление описания над поиском причин, позиция в пользу принцев - заказчиков или меценатов. Новый тон в произведениях Тома Базэна и Коммина. Дистанция по отношению к объекту описания предвещает историю нового времени.


  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка