Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Философский факультет
Рассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ
1. На заседании кафедры декан философского факультета
онтологии и теории познания ______________ Ю.Н.Солонин
протокол от 6 марта 2003 г.№ 7
Заведующий кафедрой Липский Б.И.
___________________________________
2. На заседании методической
комиссии философского факультета
протокол от ______ № ____
Председатель методической комиссии
______________В.С.Никоненко
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО СПЕЦКУРСА
"Опыт чтения как герменевтическая проблема"
по специальности 020100 (философы):
специализации 020102 (систематическая философия, дневное)
Автор (составитель)
доцент, канд.филос.наук Савченкова Н.М
Рецензент:
профессор, докт.филос.наук Шилков Ю.М.
Санкт-Петербург 2003 г.
-
Организационно-методический раздел
1.1. Цель изучения дисциплины: Знакомство студентов с современной гуманитарной ситуацией и с теми разделами философии языка, которые включают в себя проблематику онтологического статуса литературного текста, поэтического воображения, рефлексии Автора.
1.2. Задачи курса: Изучение основных форм критического сознания в ХХ веке, основных герменевтических стратегий и ситуаций сопротивления герменевтике; развитие навыков работы с художественным текстом.
1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:
Спецкурс “Опыт чтения как герменевтическая проблема” необходим для адекватной гуманитарной подготовки профессионального философа и крайне эффективен в формировании у студентов понимания гуманитарной ситуации ХХ века.
1.4. Требования к уровню освоения спецкурса - "Опыт чтения как герменевтическая проблема"
- знать основные принципы герменевтической интерпретации, иметь достаточно полное представление о способах бытия литературного текста;
- владеть конкретными техниками чтения; уметь реконструировать концептуальный строй литературного произведения;
- иметь практические навыки работы с художественными текстами.
-
Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля *
Всего аудиторных занятий
|
32 часа
|
из них: - лекций
|
32 часа
|
- практические занятия
|
|
Самостоятельная работа студента (в том числе на курсовую работу по дисциплине)
|
40 часов
|
Итого (трудоемкость дисциплины)
|
72 часа
|
Изучение дисциплины по семестрам:
8-ой семестр: лекции - 32 ч.
Зачет.
3. Содержание дисциплины
3.1.1. Темы дисциплин, их краткое содержание и виды занятий.
I. Классические стратегии понимания в ХХ веке.
-
Предпосылки и следствия феноменологической программы и предполагаемых ею правил чтения классического текста.
Различение логического и психологического. Форма акта и форма смысла. Позиция смысла; процедуры, связанные с его порождением, очищением и восприятием. "Редукция" и "конституирование". Интенциональность как критерий реальности и онтологическая гарантия смысла (категория "соотнесенного"). Идея "феноменологической психологии".
-
Глубинная онтология Хайдеггера и предполагаемые ею правила чтения.
Отношение к новоевропейской субъективности и психологии. Проблема бытия. Соотношение античной и западноевропейской культуры. Законы наследования, необходимые искажения и непонимания. Правило "установленного взгляда". Понимание бытия как опыт возвращения. Хайдеггеровский анализ элегий Гельдерлина. Законы и лабиринты "повторения". Проблема поэтического языка.
3. Понимание в метафизической психологии.
Внутренняя критика и очищение психологии, произведенные В. Дильтеем.
Объяснительная и понимающая психология. Эмпатия и причинно-
следственное объяснение душевной жизни. Понятие "жизненной связи"
и концепция переживания. Проект описательной психологии.
Метафизические импликации психоанализа. Амфиболии и символы
бессознательного. Проблема симптома (иероглифы душевной жизни).
Проект и правила толкования ("анализа") и определение сфер его
применения. Парапраксис, сновидения, феномен остроумия. ( "Психо-
патология обыденной жизни", "Толкование сновидений", "Остроумие
и его отношение к бессознательному".) Визуальная метафора в психо-
аналитической стратегии.
4. Герменевтическая теория Г.-Г. Гадамера как идеология понимания.
Предмет и дело понимания. Понимание как функция историчности человека. Онтологические параметры ситуации понимания. Герменевтический круг. "Образование" и "здравый смысл" как условия возможности понимания. "Неспособность к разговору". "Актуальность прекрасного" и "удовольствие от понимания".
5. Конкретные стратегии понимания.
Структурализм. Формальная структура текста. Идентичность смысла.
Бессознательное в языке. К. Леви-Стросс.
Русская формальная школа. Критика "идеологического" чтения и
операциональный принцип "техник чтения". Конституирование
предметности произведения. Транспозиция материального элемента.
Б.Эйхенбаум и Ю.Тынянов.
М.Бахтин. Проблематизация художественного текста через отношения
автора и героя. Категория действия("ответственный поступок") и
эмоционально-волевой тон как конституирующие начала предметности
произведения.
II. Опыт чтения как проблематическое пространство понимания.
1. Сопротивление герменевтике.
Морис Бланшо. Художественное произведение и сущностное одиночество.
Художественное произведение и пространство смерти. Произведение и
Коммуникация. Литература и опыт начала.
Пол де Ман. Риторика и семиотика . Эстетическое и внеэстетическое.
Метафизика тропа: “слепота” и “прозрение”. Творчество и критика.
Хэролд Блум. Проект антитетической критики. Онтология поэтического
Воображения. Поэтическое и человеческое. Страх влияния.
2. Деконструкция и современный роман.
Основные категории Жака Деррида (восполнение, различание, след) и их роль в анализе
литературной реальности. Теория “почтовой открытки”.
Теория концептуальных персонажей Жиля Делеза. Концепты, перцепты и аффекты.
Опыт становления в литературном произведении.
Проблемная типология современного романа: имперский роман, трэш-роман, перверсивный
роман, русский “новый роман”.
3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Раздел 3.2. в данной программе отсутствует.
3.3. Примерные темы курсовых работ
Раздел 3.3. в данной программе отсутствует.
3.4. Примерные темы рефератов
Раздел 3.4 в данной программе отсутствует.
3.5. Примерный перечень вопросов к зачету:
-
Основные принципы герменевтического метода
-
Проблема понимания в онтологии Хайдеггера
-
Понимание в концептуальном поле метафизической психологии
-
Поэзия и критика в творчестве П.Валери и Т.С.Элиота
-
Литературный факт в русском формализме
-
Романное слово, идеология и полифония в диалогической концепции М.Бахтина
-
Принципы интерпретации в структурализме
-
Понятие “бессознательного” в тексте
-
Философия литературы М.Бланшо
-
Техника “пристального чтения” П. де Мана
-
Антитетическая критика Г.Блума
-
Постструктурализм: предпосылки и основные линии развития
-
Философия письма Ж.Деррида
-
Теория концептуальных персонажей Ж.Делеза
-
Основные черты современной литературной ситуации
4. Учебно-методическое обеспечение курса
4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино и видео- фильмов
Раздел 4.1. в данной программе отсутствует.
4.2. Активные методы обучения
В данном курсе используются классические аудиторные методы; в рамках курса предполагается одна дискуссионная встреча с петербургскими писателями.
4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля
Стандартно оборудованные лекционные аудитории.
4.4. Литература
4.5.1. Основная
1. Дильтей В. Герменевтика и теория литературы. М., 2001.
2. Хайдеггер М. Разъяснения к сущности поэзии Гельдерлина. М., 2003.
3. Тынянов Ю. Литературный факт. О литературной эволюции.// В кн. Тынянов Ю. Поэтика. Теория литературы. Кино. М., 1988.
4. Эйхенбаум Б. Как сделана “Шинель” Гоголя.// В кн. Эйхенбаум Б. Избранные статьи. Л., 1986.
5. Бахтин М. Эпос и роман. К методологии романного слова.// В кн. Бахтин М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
6. Якобсон Р. Разделы: Поэтика, Семиотика, Структура языка.// В кн. Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1996.
7. Бланшо М. Пространство литературы. М., 2002.
8. де Ман П. Слепота и прозрение. Спб, 2003.
9. Блум Г. Страх влияния. Екатеринбург, 1998.
10. Деррида Ж. О почтовой открытке. Минск, 1999.
11. Делез Ж. Что такое философия? М., Спб, 1998.
12. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
4.5.2. Дополнительная
1. Структурализм “за” и “против”. М.,
2. Герменевтика и деконструкция. Спб, 1999.
3. Барт Р. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
4. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996.
5. Ауэрбах Э. Мимезис. М., Спб, 2000.
6. Фрейд З. Художник и фантазирование. Минск, 1998.
7. Де Ман П. Аллегории чтения. Екатеринбург, 1999.
8. Бланшо М. От Кафки к Кафке. М., 1998.
9. Рикер П. Время и рассказ. М., Спб, 2000.
10. Женетт Ж. Фигуры М., 2000.
Поділіться з Вашими друзьями: |