Учебно-методический
комплекс дисциплины
ПСИХОЛОГИЯ
И ПЕДАГОГИКА
Москва
Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова
2008
УТВЕРЖДЕНО
кафедрой общественных наук
С о с т а в и т е л ь д-р филос. наук, проф. В.С. Грехнёв
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология и педагогика». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. 26 с.
Подготовлен на кафедре общественных наук.
Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта
© Грехнёв В.С., 2008
Программа
Учебная дисциплина призвана помочь становлению специалиста, отличающегося высоким потенциалом научных и практических знаний и развитой психологической и педагогической культурой. Сегодня очень трудно представить высокопрофессионального специалиста в области лингвистики, менеджмента, журналистики и т. п., не знающего как контролировать собственные душевные побуждения и не умеющего разбираться в тонкостях человеческих взаимоотношений.
Программа состоит из трех разделов: психологии, педагогики и специального курса по социальной психологии, в которых представлены все ключевые вопросы этих направлений современного научного знания. Студенты лингвистического и экономического факультетов изучают психологию и педагогику. Студенты факультета журналистики – психологию и социальную психологию. В учебно-методический комплекс включены практические задания для самостоятельной работы студентов, темы рефератов и докладов, контрольные вопросы для подготовки к зачету и списки рекомендуемой литературы. Конечно, изучение психологии и педагогики, как изучение любого другого учебного курса, требует от студентов вдумчивости и старательного к себе отношения и систематической работы. Только при этих условиях можно успешно овладеть поистине интересными и нужными для жизни каждого человека знаниями.
Рекомендуемые учебные пособия
Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. К.А. Абульхановой и др. – М., 1998.
Ступницкий В.П., Степанов В.Е. Психология и педагогика. – М., 1999.
Гуревич П.С. Психология и педагогика. – М., 2004.
Титов В.А. Психология и педагогика. – М., 2005.
Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. – М., 2005.
Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. – М., 2005.
Григорович Л.А., Марщинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2006.
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов. – СПб., 2007.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2001.
Раздел I. ПСИХОЛОГИЯ
Предметная область психологии: история и современность. Основные этапы развития психологического знания в России. Психология как наука. Отрасли психологического знания. Психология и смежные науки. Психологическая наука и практика. Задачи психологии. Важнейшие школы психологии: бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология, когнитивная психология, гуманистическая психология. Методы психологического исследования. Измерения в психологии.
Практические задания для самостоятельной работы
1. Каково практическое применение психологии в избранной вами профессии? Чем может помочь Вам психология как специалисту и человеку?
2. Можно ли согласиться с суждением о том, что «чужая душа – потемки»? Почему?
Темы рефератов и докладов -
Психология как научное и практическое знание.
-
Психологическая культура человека.
Тема 2. Психика и организм
Психическое и физиологическое. Психика – особое свойство высокоорганизованной материи. Мозг и психика. Асимметрия полушарий мозга. Признаки психики. Объективная необходимость психики. Структура психики. Сознание – высший уровень психики. Сознательное и бессознательное. Шаблоны бессознательного поведения. Психика человека и психика животных. Высшие психические функции. Конституциональные различия и психология. Бодрствование и сон – состояния мозга. Сновидения.
Практические задания для самостоятельной работы -
Почему нельзя понять сущность психики, ограничиваясь лишь изучением мозга?
-
Почему недопустимо рассматривать психику в качестве абсолютно независимой самостоятельной сущности?
Темы рефератов и докладов -
Центральная нервная система человека и ее функции.
-
Учение И.П. Павлова об условных рефлексах и второй сигнальной системе и его значение для психологии.
-
Сходство и отличие психики высших животных и человека.
Тема 3. Психика и деятельность
Деятельность как специфически общественная форма активного отношения человека к действительности. Деятельность, действие, поступок, поведение. Структура деятельности. Субъект и объект деятельности. Виды деятельности. Принцип единства психики и деятельности. Механизмы и факторы деятельности. Потребность как источник действия. Иерархия потребностей. Интерес как побудительная сила действия. Цель как субъективный момент действия. Мотивы и мотивация действий и поведение людей. Стимулы, установки, ценностные ориентации и вера в регуляции действий людей. Психологическое управление действиями и детерминизм поведения.
Практические задания для самостоятельной работы
1. Проанализируйте, в какой мере формирование мотивов Вашей деятельности зависит от школы, семьи, друзей, знакомых.
2. Приведите примеры позитивных и негативных установок Вашего отношения к тем или иным явлениям социальной жизни.
Темы рефератов и докладов -
Сознание и деятельность.
-
Мотивы трудовой деятельности.
-
Психология игры.
|