Программа «Психология труда и инженерная психология»



Скачати 246.23 Kb.
Дата конвертації11.04.2016
Розмір246.23 Kb.


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Программа

комплексного вступительного экзамена

направления 37.04.01 — «Психология»

Магистерская программа «Психология труда и инженерная психология»

Москва 2015
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Вступительный экзамен носит комплексный характер и проводится по основным фундаментальным и прикладным проблемам психологии.

Цель экзамена – определить уровень теоретических знаний и практических навыков абитуриентов по изученным в рамках основной образовательной программы (ООП) проблемам психологической науки. Основной задачей экзамена является выявление способностей студентов прогнозировать, исследовать, уяснять, решать и т.д. психологические и социально-психологические задачи в производственных, торговых, страховых, рекламных, образовательных и других организациях. Кроме того, у абитуриентов в ходе экзамена выявляется уровень развития навыков и умений психологического консультирования, психологической коррекции, психологической терапии проблемных личностей, осуществляющих деятельность в производственных и иных организациях.

На экзамене абитуриенту предлагается раскрыть содержание двух теоретических проблем: первая – по одной из дисциплин общенаучного цикла, вторая - по одной из дисциплин профессионального цикла.



ЧАСТЬ I: ПСИХОЛОГИЯ

  1. Общая психология

Предмет психологии. Принципы психологии. Методология и методы психологической науки. Этапы становления психологии. Основные психологические теории и их взаимосвязь. Теория деятельности. Деятельность и психика. Сознание и деятельность. Психика и мозг. Деятельность и личность. Познавательная деятельность. Деятельность и действие. Способности и деятельность. Общение и деятельность.

Проблема личности в психологии. Теории личности. Человек и культура. Проблема мотивации. Структура личности в различных психологических теориях. Типология личности. Понятие характера и темперамента. Эмоции и чувства. Воля. Направленность личности.

Когнитивные процессы. Познание и отражение. Ощущение и восприятие. Их свойства, теории. Закономерности и особенности мышления. Основные теории мышления. Формы, методы и приемы мышления. Творческое мышление и воображение. Мышление человека при решении задачи. Мышление и речь. Функции и виды речи. Образ в восприятии, мышлении и воображении. Методы исследования познавательных процессов. Понятие памяти. Закономерности и особенности памяти. Теории памяти. Методы исследования познавательных процессов. Память. Внимание. Теории внимания. Виды внимания. Методы исследования внимания.

Литература:


  1. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб., Речь, 2006.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1988.

  3. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие Общая психология в 7 томах./Под ред. Б.С. Братуся. Т.1 – М., Академия, 2005.

  4. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., Тривола, 1995.

  5. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., УРАО, 1998.

  6. Нуркова В.В. Память. Общая психология. В 7т.т. /Под ред. Братуся Б.С. Т.3. - М., Академия, 2006.

  7. Петровский А.В. Введение в психологию. - М., 2001.

  8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2000.

  9. Соколова Е.Е. Введение в общую психологию. Общая психология в 7 томах./Под ред. Б.С.Братуся, Т.1 – М.: Академия, 2005.

  10. Фаликман М.В. Внимание. Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.2. М., Академия, 2006.

11. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологию – М., 2007.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, Питер, 2001.



2. Социальная психология

Предмет и методы социальной психологии, основные области исследования, краткий исторический очерк. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии. Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Формы, функции, виды и уровни общения. Основные закономерности общения. Воздействие в процессе общения. Конфликт, функции, структура и динамика конфликта. Методы разрешения конфликтов.

Малая группа, основные параметры и социометрическая структура группы. Структура социальной власти в малой группе. Коммуникативная структура группы. Групповая совместимость. Проблема групповой сплоченности. Проблема принятия группового решения, эффективности групповой деятельности. Феномены межгруппового взаимодействия. Механизмы развития группы, проблема группового давления, конформизм. Модели развития групп. Эффективные способы управления малой группой.

Феномены больших социальных групп. Проблема группового сознания. Социально-психологические аспекты этнопсихологии. Психология массовидных явлений. Социально-психологическая характеристика личности. Понятие гендерной роли, идеалы. Понятие социализации и адаптации. Психологические механизмы поведения личности. Содержание процесса социализации. Формирование и изменение социальных установок личности. Социально-психологическая диагностика и проблема прогнозирования социального поведения человека.




Литература:

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. - М.,1990.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2008.

  3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе /теоретические направления/. -М.,1970.

  4. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учеб. пособие для вузов. — М., 2001.

  5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 2008.

  6. Доценко Е.Л Психология манипуляции. -М.,1996.

  7. Жуков Ю.М. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении. - Киров, 1991.

  8. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. -М.,1995.

  9. Каширин В.П. Основы психологии и педагогики.//Уч. пособие. -Йошкар-Ола, 1998.

  10. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л., 1990.

  11. Кричевский Р.Д. ,Дубовская Е.М. Психология малой группы. -М., 1991.

  12. Криулина А.А. Психология общения. - Курскинформпечать.1993.

  13. Крысько В.Г. Социальная психология. - М., 2004.

  14. Литвак М.Е. Как узнать и изменить свою судьбу. -Ростов н/Д, 2007.

  15. Литвак М.Е. Психологический вампиризм. Анатомия конфликта. -Ростов н/Д .2007.

  16. Майерс Д. Социальная психология. - СПб. 1997.

  17. Мак-Дауголл У. Основные проблемы социальной психологии -М.,1916.

  18. Методология и методы социальной психологии. - М., Наука. 1977.

  19. Методы социальной психологии. /Под ред. Е.С.Кузьмина. - Л.,1977.

  20. Основы социально-психологической теории. /Под ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. - М.,1995.

  21. Парыгин Б.Д. Социальная психология. - СПб. 2008.

  22. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М.,1978.

  23. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 1979.

  24. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПб. 2000.

  25. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытщи,1996.

  26. Руденский Е.В. Социальная психология. - Москва-Новосибирск, 1997.

  27. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991.

  28. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. - М., 2004.

  29. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. -М., 2008.

  30. Современная социальная психология на Западе. Тексты. - М.,1984.

  31. Социальная психология: учебное пособие /Отв. Ред. А.Л. Журавлев. М., 2002.

  32. Социальная психология. /Под ред. Е.С.Кузьмина. - Л.,1979.

  33. Социальная психология. /Под ред. А.М.Столяренко. - М., 2009.

  34. Социальная психология личности. - М..1983.

  35. Социальная психология и этика делового общения. //Учебное пособие - М..1995.

  36. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. - М., 1985.

  37. Хекгаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 1986.Т.1.

  38. Чикин Б.Н. Из истории социальной психологии в России Х1Х века. -М., 1978.

  39. Шепель В.М. Секреты личного обаяния. - М.,1994.

  40. Шибутани Т .Социальная психология. - М.,1969.

  41. Шихирев Н.П. Современная социальная психология. - М., 2000.

  42. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. - М., 1979.

  43. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. -М.,1985.

  44. Эллиот Аронсон. Общественное животное. Введение в социальную психологию. /Пер.с англ. - М., 1998.

  45. Эйала Пайнс, Кристина Маслач. Практикум по социальной психологии. – СПб, 2000.


3. Возрастная психология

Возрастная психология. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Исторический очерк. Категория развития. Теории психического развития. Источники, движущие силы и условия психического развития. Механизмы развития личности. Самосознание личности. Структурные звенья самосознания, их генезис.



Проблема периодизации психического развития человека. Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста. Понятие сенситивности, возрастного кризиса. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе. Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность. Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации. Основные этапы психического развития человека. Психическое развитие в младенчестве. Психологические предпосылки перехода к раннему детству. Психическое развитие в раннем детстве. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Психологическая характеристика готовности к школе. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Психологические особенности подростка. Основные проблемы подросткового возраста. Психология ранней юности. Психология зрелых возрастов. Психология старости. Методы изучения возрастных особенностей людей и проблем их психического развития. Методы развивающей работы психолога.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие,-
    3-е изд.- М., Академия, 2001.

  2. Абрамова Г.С. Сборник задач по социальной психологии и
    психологии развития: Учеб. пособие. - М., Академия, 1999.

  3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т.- М.,
    Педагогика, 1980.-Т.1.

  4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие.- М.,
    Академия, 2000.

  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.- М., Педагогика, 1984.-
    Т.4.

  6. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы
    возрастной психологии. - М., Изд-во МГУ, 1978.

  7. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная
    психология: Личность от молодости до старости.- М., Ноосфера, 1999.

  8. Ермолаева М.В. Психология развития: Метод, пособие для студентов
    заочн. и дистанционной форм обучения. - М.: Воронеж: Моск. психол.-
    соц. институт, 2000.

  9. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития,
    детство, отрочество: Учебник.- 6-е изд. - М., Академия,
    2000.

  10. Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн.- 4-е изд.- М., Владос, 2001.- Кн. 2. - Психология образования.

  11. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.- М., Академия, 2000.

  12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.- 3-е изд.-М.: Владос, 2001.- Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.

  13. Слободчиков В.П., Исаев Е.И. Психология развития человека: Учебное пособие.- М.: Школьная пресса, 2000.

  14. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., Педагогика, 1989.

  15. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет).- М., Учпедгиз, 1960.


4. Педагогическая психология

Предмет и задачи педагогической психологии. Основные концепции учения и преподавания и их психологическая характеристика. Мотивы педагогической деятельности. Педагогические способности. Стили педагогического руководства. Педагогическое общение. Индивидуальные стили педагогической деятельности. Психологические проблемы педагогического коллектива. Психологические основы педагогической деятельности.

Структура педагогической деятельности учителя, преподавателя. Психологическая структура отдельного педагогического действия человека. Приемы активизации учебной деятельности учащихся на уроке. Основные понятия психологии воспитания. Психологические основы развития личности. Психологические аспекты воспитательных технологий. Основные понятия психологии учения.

Учебная деятельность. Мотивы учения. Психологические основы развивающего учения. Соотношение понятий учение, обучение и воспитание. Проблемы дифференцирования и индивидуализации обучения. Психологические аспекты компьютеризации обучения.



Литература:

  1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Под редакцией Д.И.Фельдштейна. – М., 2005.

  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Под редакцией В.В.Давыдова – М,. 2008.

  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для ВУЗов – М.,2005.

  4. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии – М., 2005.

  5. Орлов А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. – М., 2008.

  6. Педагогическая психология: учебник для вузов / Под ред. Н.В.Клюевой. – М., 2006.

  7. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2007.

  8. Блонский П.П. Развитие мышления школьника // Избранные педагогические и психологические произведения: В 2 тт. – М., 2006.

  9. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. //Собрание сочинений: В 6 тт. – М., 2004.

  10. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках . – М., 2005.

  11. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности – М., 2006.

  12. Ясвин В.А Образовательная среда. От моделирования к проектированию – М., 2007.

  13. Божович Л.И. Отношение школьника к учению как психологическая проблема// Проблемы формирования личности/ Под ред. Д.И. Фельдштейна – М., 2005.

  14. Давыдов В.В., Ломшер И., Маркова А.К. Формирование учебной деятельности школьника. – М., 2005.

  15. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. – М., 2005.

  16. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. – Спб., 2006.

  17. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 2005.

  18. Охитина Л.Т. Психологические основы урока. – М., 2007.

  19. Путляева Л.В. Психологические аспекты проблемного обучения /под ред. А.А.Вербицкого. – М., 2005.

  20. Стоунс Дж. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. – М., 2005.

  21. Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся /Под ред. А.А.Бодалева, В.Я .Ляудис. – М., 2005.

  22. Панюшкин В.П. Освоение деятельности в условиях взаимодействия ученика с учителем// Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А.А.Бодалева, В.Я Ляудис. – М., 2004.

  23. Якиманская И.С Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 2006.

  24. Кан - Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 2000.

  25. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 2008.

  26. Башкирова Н. Современный ребенок и его проблемы. – М., 2007.

  27. Хухлаева О.В. В каждом ребенке солнце? Родителям о детской психологии. – М., 2010.

  28. Шипицина Л.М. Психология детского воровства. – М., 2007.

  29. Казанская В.Г. Педагогическая психология. Уч. Пособие. – М., 2005.

5. Психология управления

Объект, предмет, цели и задачи психологии управления. Методологические основы психологии управления. Общенаучный уровень методологии. Конкретно-научный уровень методологии. Процедурный уровень методологии. Связь психологии управления с другими науками.

Социально-психологическая модель деятельности взаимодействующих личностей в производственной (торговой, страховой, банковской и т.д.) организации.

Психологические особенности деятельности личности в организации. Деятельность. Действия. Структура отдельного действия. Мотивы трудовой деятельности личности и их характеристика. Психологические предпосылки и условия усиленной деятельности личности в организации.

Социально-психологические основы деятельности группы лиц в организации. Особенности совместной деятельности. Социально-психологические явления, обусловленные деятельностью взаимодействующих личностей: взаимное внимание при осуществлении действий, взаимопонимание, общение, общее настроение, общее мнение, традиции, социально-психологический климат и т.д.

Мотивы трудовой деятельности личностей.

Социально-психологический анализ основных подходов к управлению.

Психологический анализ деятельности руководителя в организации. Психологическая характеристика основных действий руководителя. Стиль взаимодействия руководителя с подчиненными и авторитетность руководителя.

Социально-психологические условия и предпосылки успешной деятельности руководителя в организации.

Литература:


    1. Азарнов H.H. и др. Психология управления. Учебник для вузов. - М., Альтекс, 2007.

    2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект Пресс, 2003.

    3. Бандурка A.M., Бочарова СП., Землянская Е.В. Психология управления. - Харьков, 1998 г.

    4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Учебное пособие. - М., 2005.

    5. Вересев Н.Н. Психология управления. - М., 2008.

    6. Лебедев В.И. Психология управления.- М., 1990.

    7. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 2001.

    8. 8. Гейсон Дж., Дейл О. Американский менеджмент на пороге XXI века. - М., 2000.

    9. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984.

    10. Кобаченко Т.С. Психология управления Учебное пособие. Изд-во Педагогическое общество России, М.: 2005.

    11. Китов А.И. Психология хозяйственного управления. М.: Профиздат, 1984.

    12. Лютенс Ф. Организационное поведение. М., Инфра. 1999.

    13. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. М.: Экономика. 1993.

    14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1985.

    15. Лебедев В.И. Психология управления. М., 1990.

    16. Ладанов И.Д. Психология управления. М.,2005.

    17. Ли Якокка. Карьера менеджера. М., 2001.

    18. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука.1984.

    19. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, М., дело. 1994.

    20. Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие. СПб Изд-во Михайлова В.А., 2000.

    21. Психология менеджмента / Под ред. Никифорова. СПб., 1997.

    22. Самыгин СИ., Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов-на-Дону, Феникс. 2007.

    23. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986.

    24. Социальная психология/ Под ред. Е.Н. Волковой. – М.: 2007.

    25. Социальная психология / Под ред. Журавлева А.Л. - М., ПЕРСЭ. 2002.

    26. 28.Островский Психология управления. – М., Изд.-во ИНФРА-М, 2009.

  1. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – М., Изд-во ФЕНИКС, 2009.



  1. Психология семьи

Актуальность изучения психологических основ семьи и семейных отношений. Объект, предмет, задачи и методы семейной психологии.

Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества. Социально-психологическая характеристика современной семьи. Функции и жизненный цикл семьи. Психологические особенности межличностных отношений в семье. Психологические основы совместной жизни. Общение в семье. Взаимоотношения между детьми и родителями, родителями и прародителями. Взаимоотношения внуков и прародителей. Психология сексуальности. Подготовка подростков к семейной жизни. Психологический анализ дестабилизации и распада семьи.



Литература:


  1. Голод С. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб., 2005.

  1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – СПб, 2008.

  2. Саймон Р. Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии. – М., 2006.

  3. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 2005.

  4. Системная семейная терапия: Классика и современность/ Под ред. А.В.Черникова. – М., 2005.

  5. Антонов А., Медков Д. Социология семьи. – М., 2006.

  6. Волков А.Г. Эволюция российской семьи в ХХ веке //Мир России, 2005 N4.

  7. Дружинин В.Н. Психология семьи. - СПб., 2008.

  8. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М., 2006.

  9. Технологии психологической помощи семье: учебно-метод. курс/Под об. Ред. И.А Хоменко. – СПб., 2007.

  10. Эйдемиллер Э, Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 2008.

  11. Трапезникова Т.М. Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре //Практикум рл общей, экспериментальной и прикладной психологии /Под общ.ред. А.А.Крылова. – СПб., 2006.

  12. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 2008.

  13. Кейдис Л.Б., Мак Клендон Р. Супружеская и семейная терапия. – М., 2008.

  14. Роджерс К. Брак и его альтернативы. – М., 2006.

  15. Шутценбергер А.А. Синдром предков: трансгенные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. – М.,2007.


  1. Клиническая психология.

Объект, предмет, структура и задачи клинической психологии. Категории здоровья и болезни. Психологическое здоровье, критерии психологической нормы. Клинические и патопсихологические синдромы и их различия.

Теоретические основы и актуальные проблемы патопсихологии. Принципы построения методов патопсихологической диагностики. Типология нарушений психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека.

Нейропсихология и психосоматика: проблемы и методы исследования.

Принципы и методы психологической диагностики в клинике.


Литература:


  1. Клиническая психология. Хрестоматия. Составитель - Тарабрина Н.В. Санкт-Петербург,2008.

  2. Клиническая психология. Под ред. Б.Д.Карвасорского. - СПб.,2006

  3. Клиническая психология. Под ред. М.Перре, У.Баумана. - СПб.,2005.

  4. Александер Ф. Психосоматическая медицина. - М.,2004.

  5. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М.,1999.

  6. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройс­тва. - М., 1998.

  7. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология. Сталкер, - 2006.

  8. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности де­тей с задержкой психического развития. - М.,1999.

  9. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. - Ростов-на-Дону, 2002.

  10. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М.,1988.

  11. Братусь Б.С. Аномалии личности.- М.,2008.

  12. Братусь Б.С., Розовский И.Я., Цапкин В.Н. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности. - М., 1988.

  13. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. - М.,1999

  14. Василюк Ф.Е. Психотехника переживания. - М.,2006.

  15. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации. Собр.соч., т.1, М., 2007.

  16. Гройсман А.Л. Медицинская психология. - М., 2006.

  17. Детская патопсихология. Хрестоматия. Под ред. Белопольской Н.Л. М., 2000.

  18. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков.- Л.,2007.

  19. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.,1986.

  20. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. - СПб. 2009.

  21. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологичес­кой диагностики и коррекции в клинике.- Л., 1999.

  22. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. - М., Медици­на, 2006.

  23. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. - Л., 1982.

  24. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихоло­гия. - М.,2005.

  25. Линде Н.Д. Основы современной псхотерапии. - М.,2002.

  26. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболе­вания. // Хрестоматия по патопсихологии. Под ред. Б.В.Зейгарник, А.П.Корниловой, В.В.Николаевой. - М., 1981.

  27. Психотерапия. Учебник под ред. Карвасарского Б.Д. - СПб., 2000.

  28. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психоло­гию. - Мурманск, 2008.

8. Психодиагностика
Основные исторические этапы развития психодиагностики. Предмет, объект и задачи психодиагностики. Психодиагностические методы. Основные диагностические подходы. Классификация. Этапы исследования. Психологический диагноз. Субъекты диагноза. Уровни диагноста. Психологический прогноз. Методология диагностики: понятие методики, понятие теста. Функции методик и тестов: выделение и измерение. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность. Стандартизованные и нестандартизованные психодиагностические методики.

Основные этапы обработки результатов. Тестовые нормы. Принцип отсчета от нормы. Кривая нормального распределения. Значение частотности встречающихся величин. Понятие признака. Связи признаков. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей. Интерпретация материала.

Профессионально-этические нормы работы психолога. Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач. Принципы профессионально-этического стандарта.
Литература:


  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб., Пи­тер, 2001.

  2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб., Изд-во «Речь», 2004.

  3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2005.

  4. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: УРАО, 2000.

  5. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студен­тов педвузов. - М., Ростов на/Д: «Феникс», 1996.

  6. Сидор, ООО «Речь», 2004.

  7. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Диагностика межличностных отношений модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. М., 1990.

  8. Собчик Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. М., 1990.

  9. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб., Издательство «Речь», 2003.

  10. Стреляу Я., Митина О., Завадский Б., Бабаева Ю., Менчук Т. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения): Учебно-методическое пособие. – М.: Смысл, 2005.

  11. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психо­логов.- Л., ЛГУ, 1972.

  12. Сыромятников И.В. Психодиагностика. Учебная программа. М., РосНОУ, 2004.

  13. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант. – СПб., Речь, 2006.

  14. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант): Методическое руководство. – СПб., ГП ИМАТОН, 2001.

  15. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – СПб., Речь, 2003.

  16. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., ВЛАДОС, 1998.

  17. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. Теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М., 1983.

  18. Шмелев А.Г. Психометрические основы психодиагностики // Общая
    психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалев, В.В. Столин. - М., Изд-во МГУ, 1987.


9. История психологии

Объект, предмет, методология и задачи истории психологии. Основные периоды в развитии психологии. Развитие психологических знаний в рамках философских учений. Философские исследования души и сознания человека. Развитие психологии как самостоятельной науки. Основное содержание программ психологии, разработанных И.М. Сеченовым, В.Вундтом, Ф. Брентано. Естественнонаучные и научно-теоретические предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку. Становление и развитие различных отраслей психологической науки. Кризис в психологии. Возникновение и развитие разнообразных школ и направлений в психологической науке. Гештальтпсихология. Бихевиоризм. Глубинная психология. Развитие психологии в России в 19-20 веках. Теория деятельности. Культурно-историческая психологическая теория Л.С. Выготского. Теория установки.

Современное состояние отечественной и зарубежной психологической науки. Генетическая психология Ж.Пиаже. Гуманистическая психология. Логотерапия. Когнитивная психология.
Литература:


  1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. − М., Изд–во «Фонд «МИР», 2007.

  2. Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. − М., МПСИ, 2008.

  3. Марцинковская Т.Д. История психологии. − М., Издательский центр «Академия», 2007.

  4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. − М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  5. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. − М., Смысл, 2005.

  6. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. − СПб., Изд–во «Евразия», 2002.

10. Психология личности
Объект, предмет и методологические основы психологии личности. Задачи психологии личности на современном этапе. Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность. Человек и его место в различных системах. Человек как индивид. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности. Личность в социогенезе. Персоногенез. Социально-исторический образ жизни и личность. Основные теории личности в отечественной и зарубежной психологии.

Личность как системное социальное качество. Структура, движущие силы и факторы развития личности. Личность и деятельность. Личность в системе социального взаимодействия и общения. Психологический анализ деятельности личности в различных формах социального взаимодействия.

Основные виды деятельности личности и их краткая характеристика. Ведущий вид деятельности. Действие. Психологическая структура отдельного человеческого действия. Межличностные отношения в процессе деятельности. Деятельностное опосредование межличностных отношений. Личность и индивидуальность. Личность и группа. Методы экспериментального исследования развития личности.
Литература:


  1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., МГУ, 2000.

  2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: 2007.

  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: 2005.

  4. Каменская Е.Н. Психология личности. – М.: Изд. – во Феникс, 2010.

  5. Психология личности// Под ред. П.Н. Ермакова, В.А. Лабунского – М.: Изд – во «ЭКСМО», 2007.

  6. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. // Составитель Куликов Л.В. – М.: Изд-во «Питер», 2009.

  7. Райгородский Д.Я. Психология личности. – М.: Изд –во «Бахрах», 2008.

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 2001.

  9. Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. М., 2000.

  10. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.

  11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, Питер, 1997.


ЧАСТЬ II
11. Психология труда.
Объект, предмет и методологические основы психологии труда. История развития психологии труда как отрасли психологической науки. Концептуальные схемы психологии труда и организационной психологии. Теории Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, Э. Мейо, Д. Мак-Грегора и их содержание. Психологическое понимание труда. Психологические признаки труда по Е. Климову.

Модель специалиста. Профессиограмма и психограмма. Допрофессиональная подготовка. Профориентация. Профессиональное самоопределение. Профессиональное обучение.

Профессионализм. Психологическая характеристика трудовой деятельности. Мотивация трудовой деятельности. Психологические основы безопасности труда. Функциональные состояния человека в труде, принципы и методы их диагностики и коррекции.

Подбор, расстановка, оценка и аттестация персонала. Психологическое содержание карьеры.



Литература:

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург: УГППУ, 1997.

  2. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. – М.: Тривола, 1995.

  3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: МГУ, 1988.

  4. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: МГУ, 1995.

  5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: ЮНИТИ, 1998.

  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М: Академия, 2007.

  7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М: Академия, 2007.

  8. Климов Е.А. Психология профессионала. – М: МОДЭК, 2003.

  9. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. – М: Академия, 2007.


  1. Консультативная психология.

Объект, предмет, задачи и методы учебной дисциплины.

Теоретические основы процесса психологического консультирования. Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к психологу-консультанту. Основные критерии оценки результатов психологического консультирования клиентов. Методы психодиагностики, используемые в консультативной работе и их характеристика.

Психологическое консультирование как вид деятельности психолога. Взаимодействие с клиентом. Установление позитивных межличностных отношений. Уяснение жалобы клиента, решение задачи на оказание помощи клиенту, планирование действий, осуществление консультирования клиента, анализ и оценка результатов действий.

Основные школы в психологическом консультировании, их концептуальные основы и методы оказания помощи: гештальт-консультирование, когнитивное консультирование, психодинамическое консультирование, бихевиоральное консультирование, гуманистическое консультирование и др.

Психологическое консультирование и психологическая помощь детям.

Семейное консультирование. Основные социально-психологические проблемы семьи и их краткая характеристика. Психологическое консультирование и оказание психологической помощи в решении супружеских проблем, проблем, возникающих в межличностных отношениях родителей и детей.

Психологическое консультирование в условиях образовательной организации (школы, лицея, колледжа). Основные направления психологической помощи и консультирования педагогов, школьников, их родителей. Личностное консультирование детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Психологическое консультирование и помощь учителям и родителям. Особенности психологического консультирования детей-инвалидов. Психологическое консультирование в трудовых организациях.

Психологическое консультирование и помощь клиентам в особых случаях. Содержание психологического консультирования лиц, потерявших место работы (безработных). Особенности психологического консультирования жертв сексуального насилия. Психологическое консультирование и помощь лицам, склонным к суицидальному поведению. Психологическая помощь жертвам стихийных бедствий, террористических актов и т.д.
Литература:


  1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. - Киев, 2007.

  2. Бэйли Р. НЛП - консультирование. - М., 2008.

  3. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. - М., 2005.

  4. Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования. - Киев, 1995.

  5. Гулина М.А. Основы индивидуального психологического консультирования. - СПб., 2000.

  6. Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой... - М., 1991.

  7. Котик М.А., Емельянов А.М. Эмоции как показатель субъективных предпочтений при принятии решений //Психологический журнал. 1992. №1.

  8. Лосева В.К., Луньков А.Л. Рассмотрим проблему... Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам. - М., 2005.

  9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000.

  10. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 2009.

  11. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. - М., 1998.

  12. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М., 1994.

  13. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. - М., 2009.

  14. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В. Пособие по психологическому консультированию. - М., 2008.




  1. Методика преподавания психологии.

Методологические и методические проблемы организации гуманитарного образования. Специфика содержания психологии как гуманитарной дисциплины. Преподавание психологии как педагогическая система. Задачи преподавания и принципы построения курса психологии: обобщенность, единство эмпирического и теоретического, полнота знаний, систематизации и моделирования, системность и другие.

Отбор и построение содержания преподавания. Принципы отбора содержания преподавания: целеполагание, учет уровня подготовки студентов, ориентация на последующие практические занятия, учет имеющейся в наличии литературы. Учебный план, учебная программа, учебник, учебно-методическое пособие.

Методы и формы обучения в образовательном процессе вуза. Понятие методов обучения. Классификация методов обучения. Лекционно-семинарский метод, методы программированного и проблемного обучения. Методы интерактивного обучения.

Понятие формы обучения. Основные функции форм обучения: обучающе-образовательная, воспитательная, организационная, системообразующая и структурирующая, комплексирующая и координирующая, стимулирующая.

Методика подготовки и проведения различных видов занятий. Основные функции лекции: ориентирующая, объясняющая, убеждающая, увлекающая. Психологические приемы раскрытия содержания учебного материала. Цельность и структурность лекции. Методы изложения содержания лекции: логический, описательный, исторический, генетический.

Психологические и методические основы подготовки и проведения семинарского занятия. Цели, задачи, формы организации семинара. План и конспект хода занятий. Дидактические приемы, используемые на семинаре. Анализ семинарского занятия после его проведения.

Приемы и способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях по психологии. Постановка учебных вопросов, учебных задач, создание проблемных ситуаций. Активизация познавательной деятельности студентов путем совершенствования содержания, методики и организации занятий.

Психологические особенности подготовки и проведения практических и лабораторных занятий. Алгоритм и содержание действий преподавателя по подготовке и проведению практического занятия. Особенности лабораторных занятий по психологии. Требования, предъявляемые к лабораторным занятиям - исключение громоздкости, теоретическая интерпретация результатов, анализ исследовательских процедур и психологических феноменов.

Методические особенности преподавания теоретической и прикладной психологии. Общая психология как теоретическая основа психологической науки. Особенности преподавания теоретической психологии: логичность и лаконичность изложения материала, фундаментальность, показ динамики научной мысли, выход на современные проблемы. Специфика преподавания прикладных отраслей психологии.


Особенности деятельности преподавателя по организации самостоятельной работы студентов. Понятие самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Основные виды самостоятельной работы; подготовка к лекции, семинарам, практическим занятиям, экзаменам, выполнение курсовых работ и рефератов. Работа с учебником и изучение научной литературы по психологии. Планирование и методическое обеспечение самостоятельной работы. уровни самостоятельной работы: репродуктивный, реконструктивный, творческий. Индивидуализация и активизация самостоятельной работы.


Контроль и коррекция учебной деятельности студентов.

Литература:


  1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений - М., Владос, 2004.

  2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии.- СПб, 2008.

  3. Ляудис В.М. Методика преподавания психологии. - М., 2003.

  4. Вачков И.В. Методика преподавания психологии: учебное пособие.- М., 2008.

  5. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: курс лекций.- М., 2007.

  6. Гамезо М.В. и др. Методика преподавания психологии. – М., 2007.

  7. Лызь Н.А. Методика преподавания психологии. – Ростов-на-Дону, 2009.




База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка