Программа курса теория аргументации по направлению подготовки 032700



Скачати 122.95 Kb.
Дата конвертації12.04.2016
Розмір122.95 Kb.
Утверждаю

________________________________

Зав. кафедрой

________________________________
Утверждено Ученым советом

филологического факультета

МГУ имени М.В. Ломоносова

________________________________

________________________________
Председатель Совета

д.ф.н. проф. М.Л. Ремнева


Программа курса

ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ

по направлению подготовки 032700 «Филология»

для уровня подготовки высшего профессионального образования

«магистратура» с присвоением квалификации (степени) «магистр»



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Цели освоения дисциплины

  • сформировать у студентов комплекс знаний о формально-логическом аспекте («технике мышления») и риторическом аспекте («технике убеждения») аргументации;

  • сформировать у студентов понимание методологической роли, которую формально-логическая аргументация играет в гуманитарных исследованиях;

  • сформировать у студентов комплекс умений и навыков, позволяющих анализировать функционирование аргументов в деловом общении, научном дискурсе и массовой коммуникации;

  • сформировать у студентов навыки использования аргументов в собственной устной/письменной речи.


Задачи освоения дисциплины:

Ознакомить студентов с традиционной логикой высказываний и их исчислением, классической логикой предикатов и их исчислением, силлогистикой, видами понятий и операциями над ними, видами определений, правдоподобными рассуждениями, наиболее часто встречающимися в аргументации логическими ошибками. Представить аргументацию как феномен, объединяющий не только собственно логический, но и фактуальный, риторический, этический и аксиологический аспекты, и объяснить основные принципы ее функционирования, анализа и построения в деловом общении, научном дискурсе и массовой коммуникации.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина входит в вариативную часть ООП.

Курс является базовой дисциплиной, необходимой для проведения и написания самостоятельного исследования в рамках различных специализаций, предлагаемых магистрантам первого (II семестр) и второго года обучения (I семестр). Для изучения курса достаточными являются знания, умения и навыки, приобретенные в бакалавриате по направлениями «Филология».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



Универсальные компетенции:

а) общенаучные:

способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (М-ОНК-1);

способность самостоятельно формулировать научные проблемы на основе адекватного анализа научной традиции и современных тенденций (М-ОНК-2);

способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований и практической деятельности (М-ОНК-3);

владение методологией научных исследований в профессиональной области (М-ОНК-4) (формируется частично);

владение основами педагогики и психологии, умение применять знания и навыки в этой области в педагогической деятельности (М-ОНК-5) (формируется частично).

б) инструментальные:

владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах (М-ИК-2);
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; умение анализировать и совершенствовать методы, способы и средства работы с информацией в соответствии с поставленными задачами (М-ИК-3).

в) системные:

способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1);

способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2);

способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (М-СК-3);

умение выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций (М-СК-5).


Профессиональные компетенции

Общепрофессиональные компетенции:

знание актуальных проблем, традиционных и современных методов филологической науки, понимание структуры и перспектив развития филологии как области знаний, междисциплинарных связей филологии (М-ПК-1);

владение категориально-терминологическим аппаратом современной филологии; знание важнейших филологических отечественных и зарубежных научных школ (М-ПК-2) (формируется частично);

владение навыками самостоятельного филологического исследования и аргументированного представления его результатов (М-ПК-3);

владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (М-ПК-4);

владение навыками квалифицированной филологической экспертизы, критики, интерпретации, комментария и анализа различных типов текстов (М-ПК-5);

способность с филологической и общегуманитарной точки зрения осмыслять, описывать и анализировать разнообразные феномены языка, литературы, культуры, сознания, общественной жизни (тексты, произведения, ситуации, процессы и т.п.) (М-ПК-6);

умение применять филологическую теорию в прикладных областях (М-ПК-7) (формируется частично);

умение анализировать, реферировать и систематизировать тексты различной стилевой и жанровой принадлежности (М-ПК-8);

умение определять различные типы текста, типы авторства (определение стиля, жанра, целевой принадлежности текста, принадлежности к историческому стилю, печатных и гипертекстовых и электронных и т.п.) (М-ПК-9) (формируется частично);

способность к определению культурной значимости, социальной ориентации, продуктивности произведений слова (М-ПК-10) (формируется частично);

владение навыками популяризации филологических знаний и организации профориентационной работы в области филологии (М-ПК-13) (формируется частично);

умение оказывать филологические экспертные и консультационные услуги в различных областях науки и образования, культуры, производства, общественно-политической жизни и государственного управления (М-ПК-14) (формируется частично);

способность и готовность к участию в разработке научных, культурных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских проектов (М-ПК-15);

владение навыками подготовки научных, научно-популярных, литературно-художественных, публицистических и др. изданий, работы с официальными и историческими документами (М-ПК-16);

владение навыками организации научно-исследовательских и производственных работ для решения конкретных задач в соответствии с магистерской программой (М-ПК-17).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:


  • содержание основных терминов и понятий теории аргументации;

  • методы построения и принципы функционирования аргументации в текстах различных типов;

  • основные типы и схемы аргументов.



Уметь:

  • корректно пользоваться терминологическим аппаратом;

  • определять родовую, видовую и жанровую принадлежность теста, время его составления;

  • анализировать аргументацию в разных текстах;

  • использовать приобретенные знания для самостоятельной филологической деятельности в научных, литературно-художественных, общественно-политических, рекламных, издательских, коммерческих и др. проектах.


Владеть:

  • основными навыками анализа документа, делового, философского, публицистического, художественного текста, продукции массовой информации;

  • навыками анализа текста с точки зрения его строения и целей;

  • навыками использования программного обеспечения и компьютерных технологий для оперативной работы с текстом;

  • навыками самостоятельной работы с научным и фактическим материалом по проблематике дисциплины.


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 72 часа.





п/п




Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекция

с.р.с.

семинар

с.р.с.




1

Понятие.

1

1

2

2







самостоятельная работа

2

Правдоподобные рассуждения.




2-3













самостоятельная работа

3

Критика и опровержение аргументации. Ошибки в аргументации. Схемы каузальной аргументации.

1

4

2

2







самостоятельная работа

4

Аргументация как феномен, связанный с «техникой мышления» и «техникой убеждения».

1

5

2

2







самостоятельная работа

5

Эмоционально-волевой аспект в риторике, лингвистике и психологии.

1

6




2







реферат

6

Личность и ее изучение в психологии и философии

1

7













реферат

7

Теория мотивации в психологии

1

8













реферат

8

Феномен лжи и манипуляции

1

9













реферат

10

Зачет

1
















Зачет

Итого

72 часа

1

36

72

72











Содержание курса

1. Понятие.

Общая характеристика понятий. Объем и содержание понятий. Простые и сложные понятия. Виды понятий по объему. Виды понятий по типам обобщаемых предметов. Вида понятий по содержанию. Булевы операции над понятиями. Булевы алгебры. Операции ограничения и обобщения понятий. Деление понятий. Операция классификации. Фундаментальные отношения между понятиями. Производные отношения между понятиями. Закон обратного отношения. Диаграммы Венна.



2. Правдоподобные рассуждения. Схемы каузальной аргументации.

Общие сведения о правдоподобных рассуждениях. Обобщающая индукция. Причинная зависимость. Методы установления причинных связей. Гипотетико-дедуктивный метод. Аналогия. Аргументы, основанные на аналогии, классификации или прецеденте. Аргументы, основанные на знании. Аргументы, основанные на общепринятой точке зрения или связанные с приверженностью тем или иным взглядам. Схемы каузальной аргументации. Аргумент от причины к следствию. Аргумент от следствия к причине. Аргумент от корреляции к причине. Модели каузальной аргументации.



3. Критика и опровержение аргументации. Ошибки в аргументации.

Теории опровержения аргументов. Ошибки по отношению к тезису, аргументу и к форме аргументации. Логические ошибки. Вербальные ошибки. Материальные ошибки.



4. Аргументация как феномен, связанный с «техникой мышления» и «техникой убеждения».

Аргументация как элемент вербальной коммуникации. Аргументация в деловой сфере, научном дискурсе и массовой коммуникации. Формы и закономерности коммуникации.



5. Эмоционально-волевой аспект в риторике и когнитивной лингвистике/психологии.

Этос и пафос в риторике. Психологическая теория эмоций.



6. Личность и ее изучение в психологии и философии.

Теории личности в психологии и философии.



7. Теория мотивации в психологии.

Высшие и низшие потребности, иерархия потребностей.



8. Феномен лжи и манипуляции.

Ложь и манипуляция как коммуникативные феномены.



5. Рекомендуемые образовательные технологии

Курс предполагает использование студентами программного обеспечения Microsoft Office, сети Интернет и иных информационных технологий для поиска и анализа информации, работы с текстовыми файлами, а также традиционные формы работы с учебной и методической литературой.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Форма промежуточной аттестации – зачет.

Билет на зачете включает ответ на один теоретический вопрос (примеры вопросов см. ниже) и решение логической задачи (примеры задач см. ниже).


Примеры теоретических вопросов:

1. Виды понятий.

2. Аргумент ad hominem: структура и типы.

3. Речевой акт убеждения.

4. Эмоции в системе ценностей.

5.Когнитивная теория личности.

6.Базовые когнитивные потребности.

7.Конфлик как когнитивный феномен.

8.Феноменлогическая концепция лжи.
Примеры практических заданий:

1. Определите, в каком отношении находятся понятия: российский ученый; ученый-филолог; ученый, занимающийся историей латинского языка.

2. Определите тип аргумента, представленного в следующем рассуждении:

Все, что говорит президент, верно. Президент говорит, что у Ирака есть оружие массового поражения. Следовательно, Ирак обладает оружием массового поражения.

3. Верно ли утверждение, что в основе когнитивного конфликта лежит столкновение несовместимых представлений человека.

4. Если женщина в сердцах бросает: «Все мужчины одинаковы!», то о каком виде конфликта идет речь и в каких категориях он осмысляется?

Список обязательной литературы:


  1. Андерсон Дж. Р. Когнитивная психология. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2001.

  3. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста. – М.: Флинт, Наука, 2007.

  4. Бутовская М.Л. Язык тела. - М.: Научный мир, 2004.

  5. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008.

  6. Волков А.А. Основы риторики. - М.: Академический Проект, 2003.

  7. Гришина Н.В. Психология конфликта.- СПб.: Питер, 2009.

  8. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М.: ЧеРо, 1997.

  9. Ивин А.А. Теория аргументации. - М.: Высшая школа, 2007.

  10. Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. – Челябинск: Социум, 2010.

  11. Лебедев М.В., Черняк А.З. (ред.) Аналитическая философия. Учебное пособие. - М.:РУДН, 2006.

  12. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008.

  13. Панфилова А.П. Теория и практика общения. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  14. Пинкер С. Субстанция мышления: Язык как окно в человеческую природу. - М.: URSS, 2013.

  15. Поляков С.Э. Феноменология психических репрезентаций. - СПб.: Питер, 2011.

  16. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: Изд-во «Ваклер», 2001.

  17. Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М.: Флинт, 2006.

  18. Скребкова Т.Г. Когнитивная лингвистика: Курс лекций. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011.

  19. Тарасов А.Н. Психология лжи. –М.: Книжный мир, 2005.

  20. Философия языка / Ред. сост. Дж.Р. Сёрль. - М.: URSS, 2004.

  21. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. - М.: ИЦ «Академия», 2003.

  22. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004.

  23. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008.

  24. Шаховский В.И. Голос эмоций в языковом круге homo sentiens. - М.: URSS, 2012.

  25. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. - М.: URSS, 2012.

  26. Экман П. Психология лжи. - СПб.: Питер, 2008.

  27. Язык и моделирование социального взаимодействия. - Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 1998.

Дополнительная литература:



  1. Алексеев А.П. Философский текст: идеи, аргументация, образы. –М.: Прогресс-Традиция, 2006.

  2. Алференко Н.Ф. Спорные проблемы семантики. – М.: ИГДГК «Гнозис», 2005.

  3. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. – М.: Наука, 1988.

  4. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания (в 2 т.). – М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2006.

  5. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. Изд. 2-е, доп. – М.: Едиториал УРСС, 2002.

  6. Делез Ж. Логика смысла. –М.: Академический проект, 2011.

  7. Карасик В. И. Язык социального статуса. – М.: Гнозис, 2002.

  8. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? – М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.

  9. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова и др. – М.: Флинт, Наука, 2003.

  10. Лайонз Дж. Лингвистическая семантика: Введение. – М.: Языки славянской культуры, 2003.

  11. Мартемьянов Ю.В. Логика ситуаций. Строение текста. Терминологичность слова. – М.: Языки славянской культуры, 2004.

  12. Маркузе Г. Одномерный человек. – М.: «Relf-book», 1994.

  13. Падучева Е.В. Семантические исследования (Семантика вида и временник в русском языке; Семантика нарратива). – М.: Языки русской культуры, 1996.

  14. Розин В.М. Личность и ее изучение. – М.: Едиториал УРСС, 2004.

  15. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинт, Наука, 2003.

  16. Ушакова Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.

  17. Фролова О.Е. Мир, стоящий за текстом. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007.

  18. Фромм Э. «Иметь» или «быть». –М.: АСТ, 2008.

  19. Фуко М. Герменевтика субъекта. – СПб.: Наука, 2007.

  20. Языковая картина мира и системная лексикография / Отв. ред. Ю.Д. Апресян. – М.: Языки славянских культур, 2006.

  21. Янко Т.Е. Коммуникативные стратегии русской речи. – М.: Языки славянской культуры, 2001.

  22. Brinker K. Lnguistische Textanalyse. Eine Einführung in Grundbegriffe und Methoden. 7. Aufl. – Berlin, 2010.

  23. Burke K. A Grammar of Motives. - Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1969.

  24. Eemeren F.H. van, Grootendorst R., Henkemans A. F.S. Argumentation: analysis, evaluation, presentation. – Mahwah: Lawrence Erlbaum Associates, 2002.

  25. Eemeren F.H. van, Garssen B., Meuffels B. Fallacies and Judgments of Reasonableness. Empirical Research Concerning the Pragma-Dialectical Discussion Rules. – Heidelberg, London, New York: Springer, 2009.

  26. Encyclopedia of Rhetoric / (ed.) Th. O. Sloane. – Oxford: OUP, 2001.

  27. Essays in Speech Act Theory / (ed. by) Vanderveken D., Kubo S. (ed.). – Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins Publishing Co., 2001.

  28. Grice P. Studies in the Way of Words. – USA: Harvard University Press, 1991.

  29. Lausberg H. Elemente der literarischen Rhetorik. – Ismaning: Hueber, 1990.

  30. Leech G. N. Principles of Pragmatics. – London, New York: Longman, 1983.

  31. Knape J. Modern Rhetoric in Culture, Art and Media. 13 Essays. – Berlin, Boston: De Gruyter, 2013.

  32. Maibauer J. Pragmatik: Eine Einführung. 2. Aufl. – Tübingen: Stauffenburg Verlag, 2008.

  33. Metzelin M. Theoretische und angewandte Semantik: Vom Begriff zum Text. – Wien: Praesens Verlag, 2007.

  34. Ottmers Cl. Rhetorik. 2. Aufl. – Stuttgart, Weimar: J.B. Metzler, 2007.

  35. Rhetorik und Stilistik. Ein Internationales Handbuch historischer und systematischer Forschung (in 2 Bd.). / Hrgs. von Fix U., Gardt A., Knape J. – Berlin, New York: De Gruyter, 2008.

  36. Searle J.R. Speech Acts: An Essay in the Philosophy of Language. – Oxford: Alden Press, 1969.

  37. Strategien politischer Kommunikation. Pragmatische Analyse / (Hg). Girth H., Spieß C. – Berlin: ESV, 2006.

  38. Tindale Ch. W. Fallacies and Argument Appraisal. – Cambridge: CUP, 2007.

  39. Toulmin S. E. The Uses of Argument. – Cambridge: CUP, 2003.

  40. Ueding G. Moderne Rhetorik: Von der Aufklärung bis Gegenwart. – München: C.H. Beck, 2000.

  41. Walton D., Reed Ch., Macagno F. Argumentation Schemes. – Cambridge: CUP, 2010.


Материально-техническое обеспечение дисциплины:

компьютерные классы, оснащенные интерактивными досками, проекторами, компьютерами с подключением к Интернету..


Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ для магистратуры по направлению «Филология».
Разработчик:
доцент

кафедры немецкого языкознания



филологического факультета

МГУ имени М. В. Ломоносова, к. ф. н. Работкин Ю.В.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка