Программа коррекционной работы 4 Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья



Сторінка1/3
Дата конвертації15.04.2016
Розмір0.5 Mb.
  1   2   3


2.4. Программа коррекционной работы

2.4.1. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья1 в освоении основной образовательной программы основного общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе основного общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения, в том числе, с использованием дистанционных технологий. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.


Программа коррекционной работы обеспечивает:

  • выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;

  • определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  • осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  • разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;

  • обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

  • формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;

  • расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;

  • развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

  • реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.


Цели программы:

  • оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям);

  • осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, дополнительных образовательных программ;

  • создание безбарьерной среды для получения качественного образования и формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для самореализации в обществе.

Задачи программы:

  • выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;

  • определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  • осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  • разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;

  • обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

  • формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;

  • расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;

  • развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

  • реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:



Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

 Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.



Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы (группы).
Направления работы

Программа коррекционной работы на ступени основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:



  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им социально- психолого -педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.




Направление

работы

Основное содержание

Исполнители


Диагностическая работа

  • выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы основного общего образования;

  • разработка индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения;

  • проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

  • изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;

  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

  • системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования).




координатор

координатор

педагог-психолог

педагог-психолог, учитель-логопед,

социальный педагог

педагог-психолог

педагог-психолог, учитель-логопед,

педагог-психолог,

социальный педагог

педагог-психолог,


педагог-психолог,

координатор







Коррекционно-развивающая работа

  • реализация комплексного индивидуально ориентированного социально-психолого-педагогического в условиях образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития;

  • выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

  • организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

  • коррекция и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;

  • развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями основного общего образования;

  • развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

  • формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;

  • развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;

  • формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;

  • социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.




координатор

координатор

педагог-психолог

педагог-психолог, учитель-логопед,

педагог-психолог, учитель-логопед,

педагог-психолог


педагог-психолог

педагог-психолог

педагог-психолог
педагог-психолог
координатор

социальный педагог

педагог-психолог



Консультативная работа

  • выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

  • консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

  • консультационная поддержка и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.




координатор
педагог-психолог

координатор

педагог-психолог

педагог- психолог




Информационно-просветительская работа

  • информационная поддержка образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.




координатор

педагог- психолог

координатор

педагог-психолог






Характеристика содержания программы
Диагностическая работа:

Задачи

(направления деятельности)

Планируемые

результаты

Виды и формы

деятельности,

мероприятия


Сроки

проведения

Первичная диагностика

Создание банка данных  обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи.


Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование;

анкетирование  родителей, беседы с педагогами



  сентябрь

 

 



 


Углубленная  диагностика детей с ОВЗ, детей-инвалидов

 


Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей

Диагностирование

Заполнение диагностических документов специалистами (речевой карты, протокола обследования)



сентябрь

Определение уровня организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой  и личностной сферы; уровень знаний по предметам

 

 



 

 


Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам.

Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)



 Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.

 Сентябрь - октябрь

 



Коррекционно-развивающая работа

Задачи (направления) деятельности

Планируемые

результаты.


Виды и формы

деятельности,

мероприятия.


Сроки проведения

Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов

Планы,

программы

 


Разработать индивидуальную программу по предмету.

Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника.



сентябрь

Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов

Позитивная динамика развиваемых параметров

1.Составление расписания индивидуальных занятий.

2.Проведение коррекционно-развивающих занятий.

3.Отслеживание динамики развития ребенка 


До 10.10

10.10-15.05



Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов

 

 



 

Разработка  рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с ОВЗ.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс Организация  и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование  навыков здорового и безопасного образа жизни.

Реализация профилактических программ


в течение года


Консультативная работа

Задачи

(направления) деятельности

Планируемые результаты.


Виды и формы деятельности, мероприятия.


Сроки проведения

Консультирование педагогов

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

в течение года

Консультирование обучающихся по выявленных проблемам, оказание превентивной помощи

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультивной работы с ребенком



Индивидуальные, групповые, тематические консультации

 


в течение года

Консультирование родителей

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультивной работы с родителями



Индивидуальные, групповые, тематические консультации

 


в течение года


Информационно-просветительская работа

Задачи (направления) деятельности


Планируемые результаты.


Виды и формы деятельности, мероприятия.


Сроки проведения

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

Организация работы  семинаров, тренингов.

Информационные мероприятия

в течение года

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

Организация методических мероприятий

Информационные мероприятия

  в течение года

 

 






Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно.

1.Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.

2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

4. Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.


Механизмы реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Такое взаимодействие включает:


  • комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

  • составление индивидуальных планов общего образования и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:

  • сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • сотрудничество с родительской общественностью.


Требования к условиям реализации программы

Организационные условия

На базе образовательного учреждения создан муниципальный Центр дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение детей осуществляется учителями, состоящими в штате Центра и работающими в Центре по основному месту работы или по совместительству.

Возможна организация дистанционного обучения на базе образовательного учреждения по месту жительства обучающегося. Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.

Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе, в коррекционном или интегрированном классе; по общей образовательной программе основного общего образования или по индивидуальной программе; с использованием надомной и (или) дистанционной форм обучения. Варьируется степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

Обеспечивается преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый.



Психолого-педагогическое обеспечение включает:

  • дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);

  • психолого-педагогические условия (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения здоровья ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

  • участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях;

  •  развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития1.

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы используются рабочие программы социально-педагогической направленности, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и др.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки.

С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы основного общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития введены в штатное расписание ставки педагогических (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог) и медицинский работник. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Для этого необходимо обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дистанционное обучение детей-инвалидов осуществляют учителя, обладающие необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов, а также в области методик и технологий организации образовательного процесса для таких детей в очной и дистанционной формах.

Для подготовки к осуществлению деятельности по обучению детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий обеспечено предварительное прохождение учителями курсов повышения квалификации (не менее 72 часов) по указанной тематике.



Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).

При организации дистанционного обучения обеспечивается подключение мест проживания детей-инвалидов и рабочих мест учителей к сети Интернет, а также оснащение их комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития обучающихся с ограниченным возможностям здоровья.

С учетом технических возможностей, при наличии согласия образовательного учреждения и педагогического работника рабочее место педагогического работника оснащается аппаратно-программным комплексом и обеспечивается доступом к сети Интернет в образовательном учреждении или непосредственно по месту проживания педагогического работника.

Аппаратно-программный комплекс передается участникам образовательного процесса на договорной основе во временное безвозмездное пользование:


  • в отношении аппаратно-программного комплекса для рабочего места педагогического работника соответствующий договор заключается с образовательным учреждением;

  • в отношении аппаратно-программного комплекса для рабочего места ребенка-инвалида соответствующий договор заключается с его родителями (законными представителями).


Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Создана система широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

Результатом реализации указанных требований является создание комфортной развивающей образовательной среды:

– преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на данной ступени общего образования;

– обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья;

– способствующей достижению целей основного общего образования, обеспечивающей его качество, доступность и открытость для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей);

– способствующей достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.


2.4.2. Работа с одарёнными детьми

В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных является весьма актуальной. Термин «одаренность» многозначен. Узкое его значение – обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста. Более широкое значение: одаренный – ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества.

Таким образом, одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Современными научными исследованиями доказано существование особого вида одаренности – творческой, т. е. способности к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности. Творческая одаренность не связана однозначно с интеллектом.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже с детского сада на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:



  • Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

  • Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

  • Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

  • Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

  • Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Цель программы:

Формирование и развитие у одаренных детей способности к самоактуализации, к эффективной реализации их повышенных возможностей в будущем, в зрелой профессиональной деятельности.



Задачи программы:

  • способствовать проявлению одаренности в различных видах деятельности через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;

  • внедрить в образовательное пространство школы инновационные педагогические технологии обучения детей с высоким уровнем одаренности;

  • совершенствовать систему выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;

  • создать банк данных одаренных детей школы

  • создать условия для укрепления здоровья одарённых детей;

  • расширить возможности для участия способных и одарённых детей в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • применение междисциплинарного подхода;

  • углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

  • насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

  • поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;

  • поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

  • поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей; оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов.

Основные направления работы

Идентификация одаренных и талантливых детей


Создание системы учета одаренных детей через:

  • анализ особых успехов и достижений ученика;

  • создание банка данных по талантливым и одаренным детям;

  • диагностику потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;

  • преемственность между начальным и средним звеном школы посредством создания программы взаимодействия.

Создание условий для самореализации одаренных детей и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей


  • создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание, формирование личностных развивающих маршрутов одаренных детей;

  • включение в учебный план школы факультативных и элективных курсов, профильное и углубленное изучение предметов школьной программы;

  • формирование и развитие сети дополнительного образования;

  • организация научно-исследовательской проектной деятельности

  • организация и участие в  творческих конкурсах, предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях;

  • мониторинг формирования ключевых компетенций в рамках учебной деятельности;

  • организация эффективного взаимодействия педагогов.

Педагогическая поддержка одаренных детей


  • создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала талантливого ученика;

  • стимулирование педагогической поддержки одаренных детей

Работа с родителями одаренных детей


  • Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

  • Поддержка и поощрение родителей одаренных детей.


Основные мероприятия реализации программы

  • разработка и внедрение индивидуальных программ учителей для одарённых детей;

  • организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок,

  • приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой, проектной и исследовательской деятельности одарённых детей;

  • подбор и поддержка руководителей проектных, исследовательских и творческих работ школьников;

  • проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.


Формы организации образовательной деятельности с одаренными обучащимися
  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка