ДП 042-18.16.1.79/01.2013
Ред. №1 от 18.09.2013
Страница 1 из 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени ШАКАРИМА г. СЕМЕЙ
|
Документ СМК 4 уровня
|
УМКД
|
УМКД 042-18.16.1.79
/01-2013
|
УМКД
Программа дисциплины
«Современная психология индивидуальных различий»
для преподавателя
|
Редакция №1
от 18.09.2013
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ»
для специальности 6М050300 – «Психология»
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Семей 2013
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНО
Составитель А.Г. Гизатуллина 28.08.2013 г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психология»
2. ОБСУЖДЕНО
2.1. На заседании кафедры «Психология»
Протокол №1 от 13.09.2013 года
Заведующий кафедрой ___________ Т.К. Кунслямова
2.2. На заседании учебно-методического бюро гуманитарного факультета
Протокол №1 от 17.09.2013 года
Председатель ____________ Григорьева Г.Б.
3. УТВЕРЖДЕНО
Одобрено и рекомендовано к изданию на заседании Учебно-методического совета университета
Протокол №1 от 18.09.2013 года
Председатель УМС ____________ Г. Искакова
4. Редакция №1 от 18.09.2013
СОДЕРЖАНИЕ
1
|
Область применения
|
|
2
|
Нормативные ссылки
|
|
3
|
Общие положения
|
|
4
|
Содержание учебной дисциплины для преподавателя
|
|
5
|
Перечень тем для самостоятельной работы студентов
|
|
6
|
Учебно-методическая карта по дисциплине
|
|
7
8
|
Карта обеспеченности учебно-методической литературой
Литература
|
|
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Рабочая программа дисциплины для преподавателя, входящая в состав учебно-методического комплекса, по дисциплине «Современная психология индивидуальных различий», предназначена для магистрантов специальности 6М050300 - «Психология».
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
Настоящий рабочая учебная программа для преподавателя дисциплины «Современная психология индивидуальных различий» устанавливает порядок организации учебного процесса по данной дисциплине в соответствии с требованиями и рекомендациями следующих документов:
-Государственный общеобязательный стандарт образования специальности «6М050300» – «Психология», ГОСО РК 5.04.033-2011, утвержден и введен в действие Приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 17 июня 2011 года, № 261.
-СТУ 042-ГУ-4-ГУ-4-2013 Стандарт университета «Общие требования к разработке и оформлению учебно-методических комплексов дисциплин»;
-ДП 042-1.01. -2013 Документированная процедура «Структура и содержание учебно-методических комплексов дисциплин».
3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1 Краткое описание содержания дисциплины.
Современная психология индивидуальных различий – отрасль психологии, изучающая психологические различия, как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий.
3.2 Целью данного курса является формирование у магистрантов четкого представления об индивидуальных различиях в психике и поведении человека, основанных на подлинно научных данных.
3.3 Основная задача изучения дисциплины – расширение и обогащение знаний магистрантов в области психологии индивидуальных различий человека как индивида и как представителя той или иной группы, изучение причин и механизмов его поведения.
3.4 В результате изучения дисциплины магистрант должен:
-
усвоить основные понятия и категории науки;
-
сформировать представление о различных школах и направлениях в исследовании проблем индивидуальных различий;
-
усвоить биологические и социокультурные факторы индивидуальных различий;
-
научиться распознавать подлинные причины индивидуальных различий, основанные на данных эмпирических исследований;
-
уметь использовать полученные знания в своей будущей профессиональной деятельности.
3.5 Пререквизиты курса:
-
общая психология
-
возрастная психология
-
зоопсихология
-
социальная психология
3.6 Постреквизиты курса:
-
сравнительная психология
-
психодиагностика
-
психокоррекция
3.7 Выписка из рабочего учебного плана
Таблица 1 Курс |
Семестр
|
Кредиты
|
ЛК (час.)
|
СПЗ (час.)
|
СРМП (час.)
|
СРМ
(час.)
|
Всего (час.)
|
Форма итогового контроля
|
3
|
V
|
3
|
15
|
30
|
60
|
75
|
180
|
экзамен
|
4. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Содержание дисциплины. Распределение часов по видам занятий.
Таблица 2
Наименование тем и их содержание
|
Количество часов
|
1
|
2
|
Лекционные занятия
|
Модуль I. Предмет ДП. Факторы индивидуальных различий:
наследственность и окружающая среда, телосложение и поведение, обучение и индивидуальные различия, семейное сходство.
|
|
Предмет современная психология индивидуальных различий.
|
1
|
Наследственность и среда.
|
1
|
Взаимодействие наследственности и окружающей среды.
|
1
|
Телосложение и поведение.
|
1
|
Телосложение и поведение.
|
1
|
Обучение и индивидуальные различия.
|
1
|
Семейное сходство. Часть первая.
|
1
|
Семейное сходство. Часть вторая.
|
1
|
Модуль II. Интеллектуальные, половые, социально-классовые
и культурные различия.
|
Умственная неполноценность. Часть первая.
|
1
|
Умственная неполноценность. Часть вторая.
|
1
|
Гениальность.
|
1
|
Половые различия.
|
1
|
Половые различия.
|
1
|
Социально-классовые различия.
|
1
|
Культура и личность.
|
1
|
Всего:
|
15
|
Практические (семинарские) занятия
|
Модуль I. Предмет ДП. Факторы индивидуальных различий:
наследственность и окружающая среда, телосложение и поведение, обучение и индивидуальные различия, семейное сходство.
|
Предмет, задачи и методы ДП. Индивидуальные различия в ранних психологических теориях. Происхождение современной психологии индивидуальных различий.
|
2
|
Природа наследственности. Характер окружающей среды.
|
2
|
Наследственность против врожденного. «Структурные» и «функциональные» характеристики.
|
2
|
Многообразие отношений между телосложением и поведением.
|
2
|
Патологические состояния. Физиологические факторы. Сенсорные ограничения.
|
2
|
Опыт и индивидуальные различия. Исследования детских школ. Обучение в школе и умственные способности.
|
2
|
Исследования фамильной родословной. Корреляционные исследования.
|
2
|
Психологическое сходство близнецов. Приемные дети. Детдомовские дети.
|
2
|
Модуль II. Интеллектуальные, половые, социально-классовые
и культурные различия.
|
Критерии и степени тяжести. Клинические разновидности и этиология.
|
2
|
Физические характеристики. Психологические характеристики. Обучение и реабилитация.
|
2
|
Теории гениальности. Методы изучения гениальности. Одаренные дети. Методы выявления одаренных детей. Работа с одаренными детьми.
|
2
|
Методологические проблемы. Биологические и культурные факторы.
|
2
|
Половые различия в способностях. Половые различия в личности. Половые различия в достижении.
|
2
|
Классовые различия в психологическом развитии. Сельско-городские и другие региональные различия. Специфика социальных и классовых различий.
|
2
|
Культуральные системы координат. Стадии развития и культурные установки. Ненормальность и культура. Язык как фактор, влияющий на поведение. «Человеческая природа» в различных культурах.
|
2
|
Всего:
|
30
|
5. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ
5.1 История становления психологии индивидуальных различий
5.2 Направления индивидуально-психологических исследований.
5.3 Влияние биологии на развитие психологии индивидуальных различий.
5.4 Роль статистического метода в развитии психологии индивидуальных различий.
5.5 Современное понимание наследственности и среды.
5.6 Наследственность и среда: наиболее распространенные заблуждения.
5.7 Взаимовлияние физических и психических характеристик индивида.
5.8 Конституциональные типы.
5.9 Обучение в школе и умственные способности.
5.10 Возрастные различия и их особенности.
5.11 Генетический анализ семейных родословных.
5.12 Сходство родителей и детей: правда и вымысел.
5.13 Обучение и реабилитация умственно неполноценных.
5.14 Психологические особенности развития одаренных детей.
5.15 Биологические предпосылки половых различий.
5.16 Влияние культурных факторов на половые различия.
5.17 Социально-экономический статус и интеллект.
5.18 Культура и индивидуальные различия.
5.19 Индивид как представитель различных групп.
5.20 Язык как источник культурных различий.
6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 3
Тема
|
Наглядные
пособия: ТСО, плакат, лаб. стенд
|
Вопросы для самостоят-го
изучения
|
Форма контроля
|
Лекционного занятия
|
Практического
(семинарского) занятия
|
Лабораторного занятия
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Предмет психологии индивидуальных различий.
|
История становления науки.
|
|
Таблица «Этапы становления науки».
|
Вклад Ф.Гальтона в становление дифференциальной психологии.
|
Устный опрос.
|
Наследственность и среда.
|
Наследственность и среда.
|
|
Научно-популярный фильм «Что такое наследственность?».
|
Привести примеры влияния наслед-ых и культурных факторов на хар-р инд-х различий.
|
Реферат «Природа наследственности».
|
Телосложение и поведение.
|
Многообразие отношений между телосложением и поведением.
|
|
Подборка статей из периодической печати.
|
Описать физиологические факторы.
|
Коллоквиум.
|
Обучение и индивидуальные различия.
|
Обучение в школе и умственные способности.
|
|
Тестовый материал.
|
Ознакомиться с опытом работы общеобразовательных школ.
|
Устный опрос.
|
Семейное сходство.
|
Психологическое сходство близнецов. Приемные дети. Детдомовские дети.
|
|
Подборка статей из периодической печати.
|
|
Ознакомиться с программой реабилитационной работы в детских домах.
|
Умственная неполноценность.
|
|
|
Таблица «Критерии и степени тяжести».
|
Охарактеризовать клинические разновидности и этиологию.
|
Устный опрос.
|
Гениальность.
|
|
|
Плакат «Теории гениальности».
|
Ознакомиться с методами изучения гениальности
|
Письменная работа.
|
Половые различия.
|
Биологические и культурные факторы.
|
|
Научно-популярный фильм «Мужчина и женщина».
|
Изучить методологическую основу проблемы.
|
Описать половые различия в способностях, половые различия в личности и половые различия в достижении.
|
Социально-классовые различия.
|
Сельско-городские и другие региональные различия.
|
|
Подборка статей из периодической печати.
|
Раскрыть специфику социальных классовых различий.
|
Устный анализ вопроса: Социально-экономический статус и интеллект.
|
Культурные различия.
|
Культура и личность.
|
|
Слайд-шоу.
|
Описать культурные системы координат и стадии развития и культурные установки.
|
Реферат «Человеческая природа» в различных культурах.
|
7 КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Таблица 4
№
|
Наименование учебников, учебно-методических пособий
|
Количество экземпляров
|
Количество магистрантов
|
Процент обеспеченности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.
2.
3.
4.
5.
|
Ахвердова О.А. Дифференциальная психология. – СПб., 2004.
Хрестоматия по дифференциальной психологии/ А.К. Байшукурова.- Алматы, 2007.
Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. / Под ред. К.М.Гуревича, В.И. Лубовского, М., 1982.
АнастазиА. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – (Серия «Кафедра психологии»). ISBN 5-04-006108-0.
Дифференциальная психология: учебное пособие/ С.К. Нартова-Бочавер. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 280 с. ISBN 978-5-89349-435-8 (Флинта)
|
1
2
Эл. носитель
Эл. носитель
Эл. носитель
|
1
1
1
1
1
|
100%
100%
100%
100%
100%
|
8. ЛИТЕРАТУРА
8.1. Основная
8.1.1 Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – (Серия «Кафедра психологии»). ISBN 5-04-006108-0.
8.1.2 Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. / Под ред. К.М.Гуревича, В.И. Лубовского, М., 1982.
8.1.3 Ахвердова О.А. Дифференциальная психология. – СПб., 2004.
8.1.4 Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 152 с.
8.1.5 Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-314-00128-4.
8.1.6 Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. (Пер. с англ.) – М.: Изд. группа «Прогресс», 1993.
8.1.7 Ломов Б.Ф. Методологические проблемы психологического эксперимента // История и актуальные проблемы развития экспериментальной психологии в России. – М., 1990.
8.1.8 Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. Учебное пособие. 3-е изл., исправл. – М.: Флинта»: МПСИ, 2008. – 280 с. ISBN 978-5-89349-435-8 (Флинта)
8.1.9 Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского – М.: Политиздат, 1990.
8.1.10 Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990.
8.1.11 Ярошевский М.Г. и др. История психологии. – М., 1976.
8.2. Дополнительная
8.2.1 Айзенк Г. Проверьте свои способности. – М.:
8.2.2 Ананьев Б.Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. – М., 1968.
8.2.3 Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. – Л., 1982.
8.2.4 Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. – М.: Изд-во «Педагогика», 1980.
8.2.5 Гуревич К.М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. – 1980. - №2.
8.2.6 Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение, 1985.
8.2.7 Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М, 1986.
8.2.8 Практические занятия по психологии. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. проф. А.В.Петровского. Сост. Н.Б.Берхин и С.Ф.Спичак. М., «Просвещение», 1972.
8.2.9 Практикум по общей психологии / Под ред. А.И.Щербакова. – М., 1990.
8.2.10 Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. 2-е изд., испр. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 304 с. - ISBN 5-204-00244-8.
8.2.11 Психология одаренных детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Издательский центр «Академия. 1996. – 416 с. – ISBN 5-7695-00063-8.
8.2.12 Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В.Равич-Щербо. – М.: Педагогика, 1988.
8.2.13 Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998.
8.2.14 Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980.
8.2.15 Хрестоматия по дифференциальной психологии/ А.К. Байшукурова.- Алматы, 2007.
8.2.16 Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. – М.: Информ.-изд. агентство «Русский мир», 1998.
Поділіться з Вашими друзьями: |