Программа дисциплины психотерапия: теория и практика Направление подготовки



Скачати 359.38 Kb.
Дата конвертації13.04.2016
Розмір359.38 Kb.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Психотерапия: теория и практика
Направление подготовки (специальность)

Клиническая психология
Профиль подготовки

Патопсихологическая диагностика и психотерапия
Квалификация (степень) выпускника

специалист
Форма обучения:

Очная

Курс/семестр: 4/7
Автор программы:

Хозиева М.В., к.психол.н.,доцент кафедры клинической психологии



1. Цели и задачи освоения дисциплины

Задачи дисциплины:

1. ознакомление студентов с различными теоретико-методологическими антропологическими и аксиологическими парадигмами и соответствующими «психотехниками»,


  1. ознакомление студентов с разработками методологических и теоретических принципов психологического консультирования, психотерапии и психопрофилактики различных расстройств: депрессии, неврозов и некоторых психосоматических расстройств, пищевой, алкогольной, наркоманической и прочих видов психологической зависимости, сексуальных и семейных дисгармоний, а также при работе с жертвами психологического и физического насилия.

  2. ознакомление с принципами обнаружения общих закономерностей и механизмов, лежащих в основе симптомообразования при феноменологически различных, но имеющих единую психологическую природу аномалиях личностного развития.

  3. ознакомление студентов с фундаментальными концепциями и методами различных форм психологического сопровождения в современной клинической психологии, представить их сравнительный анализ, дать оценку их пригодности и эффективности в отношении широкого круга задач теоретической и прикладной клинической психологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Курс «Психотерапия: теория и практика» рассчитан на студентов четвертого курса психологических факультетов и проводит параллели с образцами знания, рассматриваемыми в курсах «Психология развития и возрастная психология», «Патопсихология», «Клиническая психология», «Психологическое консультирование», «Клинико-психологическое консультирование» и пр. В процессе изучения данной дисциплины студент должен овладеть следующими знаниями и умениями:

студенты должны ориентироваться в теоретической проблематике различных форм психологического консультирования, психотерапии и психопрофилактики различных состояний.

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Компетенции в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по специальности:

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):


  • способностью и готовностью к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии;

  • способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения;

  • способностью и готовностью к овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности;

  • способностью и готовностью к совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня;

  • способностью и готовностью к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния.

б) профессиональными (ПК):

  • готовностью к активной коммуникации и информационно-аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества, ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализом динамики ее развития, владением приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4);

  • владением навыками планирования психодиагностического исследования с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик, умением формировать комплекс психодиагностических методов, адекватных целям исследования, определять последовательность (программу) их применения;

Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины.

Знание:

Результат обучения

компетенция

Образовательная технология

Вид задания

Студент знает основные подходы (направления) психотерапии; методы психотерапии; основные понятия психотерапии;

ОК-1

ОК-2 ОК-3 ОК-4

ПК-2 ПК-4


Лекции (информационные, обзорные, визуализационные)

Семинары (про-семинар, собственно семинары)



Конспектирование

лекций


Чтение и конспектирование литературы к семинарским занятиям

Понимание:

Результат обучения

Компетенция

Образовательная
технология

Вид задания

Студент может преобразовывать, интерпретировать информацию, выделять ключевые моменты; обсуждать основные подходы в психотерапии; распознавать специфику закономерностей психотерапии.

ОК-1

ОК-2


ОК-3

ОК-4


ПК-2

ПК-4



Лекции (проблемные, информационные, обзорные, визуализационные,)

Семинары (семинары, семинар-дискуссия)



Составление конспекта к семинарским занятиям, реферирование литературы (монографий, статей) по заданной теме.

Применение:

Результат обучения

Компетенция

Образовательная
технология


Вид задания

Студент умеет интерпретировать те или иные формы и этапы развития психотерапии, применять изученное в новых ситуациях, адекватно использовать в своей практической и самостоятельной деятельности изученные понятия; методы психотерапии.

Владеет навыками консультирования медицинского персонала (или сотрудников других учреждений) по вопросам взаимодействия с пациентами (подопечными), создания необходимой психологической атмосферы и терапевтической среды, навыками психологического консультирования населения в целях профилактики и развития




ОК-1

ОК-2


ОК-3

ОК-4


ПК-2

ПК-4



Лекции (проблемные, информационные, обзорные, визуализационные, лекция-консультация, лекция-конференция)

Семинары (семинары, семинар-дискуссия, семинар-тренинг)



Эссе как форма герменевтического анализа (толкование, оценка действия, толкование причин события и т.д.)

Анализ:

Результат обучения

Компетенция

Образовательная
технология

Вид задания

Студент умеет анализировать разные психотерапевтические случаи; различать техники психотерапии; сопоставлять разные психотерапевтические подходы, критиковать эти подходы; дискутировать по проблемам психотерапии;

анализировать информацию, необходимую для определения целей психологического вмешательства,

-самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы вмешательства с учётом нозологических и индивидуально-психологических характеристик;

-описывать и анализировать процесс и результаты вмешательства, формулировать рекомендации по результатам проведённого обследования



ОК-1

ОК-2


ОК-3

ОК-4


ПК-2

ПК-4



Лекции (проблемные, визуализационные, лекция-консультация, лекция-конференция)

Коллоквиум (устный, письменный, комбинированный, экспресс и др.);

Семинары (семинар-дискуссия, семинар-тренинг)


Создание опорных схем с предварительной проработкой теоретического материала.

Синтез:

Результат обучения

Компетенция

Образовательная
технология

Вид задания

Сопоставление разных психотерапевтических подходов; самостоятельная разработка предложенной или выбранной темы, планирование собственного выступления.

Составление новых опорных схем на основе старых, обобщение в новой схеме старых опорных схем с предварительной доработкой. Самостоятельное планирование семинарских занятий в форме дискуссии, а также в форме конференции.

Студент владеет культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений

- необходимыми знаниями об основных направлениях клинико-психологических вмешательств (психотерапии и психологического консультирования) и их теоретической обоснованности




ОК-1

ОК-2


ОК-3

ОК-4


ПК-2

GR-4


GR -10

GR-12


GR-9

GR-13

Лекции (проблемные, визуализационные, лекция-консультация, лекция-конференция)

Коллоквиум (устный, письменный, комбинированный, экспресс и др.);

Семинары (семинар-дискуссия, семинар-тренинг)


Подготовка и проведение дискуссионного выступления по заданной теме. Разработка презентации по заданной теме.


Оценка:

Результат обучения

Компетенция

Образовательная
технология

Вид задания

Обсуждение чужих и собственных успехов и недочетов в работе с предварительной разработкой критериев оценки.


ОК-1

ОК-2


ОК-3

ОК-4


ПК-2

ПК-4



Коллоквиум (устный, письменный, комбинированный, экспресс и др.);


Тесты, самоанализ студентов.


4. Содержание и структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет _4_ зачетных единицы 144 часа.


№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1

Базовые теоретические ориентации и методы современной психотерапии в клинической психологии.


Классическая и современная психоаналитическая концепция психотерапии.

Когнитивно-бихевиоральная ориентация в психотерапии.

Гуманистически-ориентированные теории и практики психологического воздействия. Гештальт-терапия. Психодрама.



эссе

2

Теоретико-методологические основы психотерапии пограничных личностных расстройств в клинической психологии.


Виды психологического воздействия в клинической психологии.

Критерии и границы применения понятия нормы и патологии.

Концепция психологической зависимости как теоретико-эмпирическая основа психотерапии пограничных личностных расстройств.


эссе

3

Базовые понятия, стратегии и техники психотерапевтической работы.


Психотерапевтический контакт.

Психологический смысл различения терминов «пациент», «клиент» и «подопечный» в психотерапии и психологическом консультировании.

Психодиагностика через процесс психотерапии.

Понятие «эффективность психотерапии».

Профессиональное самосознание и индивидуальный стиль психотерапевта.


эссе

4

Психотерапия при пограничных личностных расстройствах

Феноменологический и семиотический анализ депрессивных состояний «утраты», «потери», «пустоты», острой и хронической душевной боли.

Психотерапевтическая стратегия и тактика при пограничных личностных расстройствах.



Анализ случая

Таблица 2. Структура дисциплины




Вид работы

Трудоемкость, часов

Семестр

7


семестр

Всего

Общая трудоемкость







144

Аудиторная работа:







72

Лекции (Л)

36




36

Практические занятия (ПЗ)

18




18

Лабораторные работы (ЛР)

18




18

Самостоятельная работа:

36




36

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)1










Расчетно-графическое задание (РГЗ)










Реферат (Р)










Эссе (Э)

4




4

Самостоятельное изучение разделов










Контрольная работа (К)2

4




4

Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)

20




20

Подготовка и сдача экзамена3

8




8

Вид промежуточного контроля4



экзамен




экзамен

Таблица 3 – Разделы дисциплины, изучаемые в 7 семестре





п/п


Раздел


Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)



Лекции

Семинары

Лаборат.практич.

Самост. работа

1

Базовые теоретические ориентации и методы современной психотерапии в клинической психологии

7

1-4

8

4

4

16

Эссе «Парадоксы современной психотерапии»

2

Теоретико-методологические основы психотерапии пограничных личностных расстройств в клинической психологии.


7

5-8

8

4

4

16

Эссе «Норма или патология? Основные критерии».

3

Базовые понятия, стратегии и техники психотерапевтической работы.


7

9-12

8

4

4

16

Эссе «Мое психотерапевтическое пространство»

4

Психотерапия при пограничных личностных расстройствах

7

13-18

12

6

6

24

Анализ психотерапевтического случая




всего







36

18

18

72






Лабораторные работы 7 семестр



Тема лабораторной работы

Неделя

1

Имидж, позиция и стиль работы классического и неоклассического психоаналитика. Ролевая игра.

2

2

Когнитивная модель пограничных расстройств. Разработка тактики и стратегии когнитивной психотерапии.

4

3

Базовые техники психодрамы.

6

4

Разработка тактики и стратегии (медицинской) психологически - (личностно) ориентированной психотерапии.

8

5

Разработка критериев нормы и патологии

10

6

Виды терапевтического контакта. Ролевая игра..

12

7

Диагностика по невербальному аспекту экспрессии и коммуникации. Диагностика по вербальному стилю пациента. Назначение и место проективных методов на разных этапах терапевтического процесса.

14

8

Феноменологический и семиотический анализ депрессивных состояний «утраты», «потери», «пустоты», острой и хронической душевной боли. Практическая работа.

16

9

Разработка психотерапевтической стратегии и тактики при пограничных личностных расстройствах.

18


Тематика семинарских занятий 7 семестр




Тема семинарского задания

Неделя

1

Классическая и современная психоаналитическая концепция психотерапии

2

2

Когнитивно-бихевиориальная ориентация в психотерапии

4

3

Гуманистически-ориентированные теории и практики психологического воздействия. Гештальт-терапия.

Психодрама.



6

4

Виды психологического воздействия в клинической психологии

8

5

Критерии и границы применения понятия нормы и патологии

10

6

Психотерапевтический контакт

12

7

Психодиагностика через процесс психотерапии

14

8

Феноменологический и семиотический анализ депрессивных состояний «утраты», «потери», «пустоты», острой и хронической душевной боли

16

9

Психотерапевтическая стратегия и тактика при пограничных личностных расстройствах.

18



Курсовой проект (курсовая работа)

примерные темы курсовой работы

Не предусмотрено

Домашние практические работы 7 семестр



Тема работы

неделя

1.

2.

3.



4.

Таблица основных направлений, подходов психотерапии.

Опорный конспект по критериям и границам нормы и патологии.

Составление психотерапевтического тезауруса

Составление карты психотерапевтических стратегии и тактики при пограничных расстройствах




4

8

12



16



Контрольные работы



Тема работы

неделя

1

Базовые теоретические ориентации и методы современной психотерапии.

1

2

Теоретико-методологические основы психотерапии пограничных личностных расстройств

5

3

Базовые понятия, стратегии и техники психотерапевтической работы.

9

4

Психотерапия при пограничных личностных расстройствах

18

Коллоквиумы



Тема

неделя










Самостоятельное изучение разделов дисциплины

раздела


Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов











5. Образовательные технологии

В учебном процессе, помимо чтения лекций, которые составляют _50_% аудиторных занятий, широко используются активные и интерактивные формы:


Для закрепления знаний студентов по отдельным разделам курса «Психотерапия: теория и практика» проводятся контрольные работы по указанным темам, а также даются домашние задания, в которые входят составление словаря психотерапевтических понятий, таблиц, опорных конспектов, изучение литературы.

Перечень обязательных видов работы студента:

  • посещение лекционных занятий;

  • выполнение домашних работ;

  • проведение анализа случаев;

  • выполнение контрольных работ.

Таблица 5. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях


Семестр

Вид занятия

(Л, ПР, ЛР)



Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

часов


7

Л, ПР, ЛР

Лекции (проблемные, визуализационные, лекция-консультация, лекция-конференция)

Коллоквиум (устный, письменный, комбинированный, экспресс и др.);

Семинары (семинар-дискуссия, семинар-тренинг)


36/18/18

Итого:

36/18/18

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Порядок формирования оценок по дисциплине
Написание эссе:

— наличие собственной точки зрения;

— движение по структуре эссе: тезис, антитезис, синтез.

Оценка эссе, контрольных работ, домашних работ:

к=1 - ответ на задание без замечаний

к=0,9 - есть несущественный недочет

к=0,8 - несколько несущественных недочетов

к=0,7 - ответ в основном правильный, но есть недочеты, которые качественно не влияют на понимание вопроса



и т.д.

к=0,3 - присутствуют лишь элементы правильного ответа



к=0 - ответа на вопрос нет или он абсолютно неправилен.
Для промежуточной аттестации перечень вопросов для подготовки к зачету или экзамену

Вопросы к экзамену за семестр


  1. Концепция бессознательного. Структурно-динамическая концепция личности в классическом психоанализе.

  2. Структурно-динамическая концепция личности в позднем психоанализе.

  3. Стадии психосексуального развития и роль специфических психотравм раннего детства в развитии неврозов и психозов.

  4. Нарцистическое развитие личности и пограничные расстройства.

  5. Теория объектных отношений: анализ феноменов «расколотого Я», «размытой идентичности», конфликта «сепарации-индивидуализации».

  6. Основные понятия психоаналитической психотерапии.

  7. Основные техники психоанализа: анализ свободных ассоциаций, фантазий, сновидений, катартического отреагирования, невроза перенесения, феноменов «психопатологии обыденной жизни».

  8. Имидж, позиция и стиль работы классического психоаналитика.

  9. Развитие телесно-ориентированной психотерапии в рамках психодинамического направления.

  10. Когнитивно-бихевиоральная ориентация в психотерапии. Основные методологические и теоретические постулаты.

  11. Когнитивная модель пограничных расстройств.

  12. Методы и общая стратегия когнитивной психотерапии.

  13. Конкретные техники когнитивной психотерапии.

  14. Гуманистически-ориентированные теории и практики психологического воздействия. Общая характеристика.

  15. Гештальтистское понимание пограничных расстройств как нарушения «границ контакта» и его защитные механизмы.

  16. Стратегия психотерапевтической работы в гештальттерапии.

  17. Опыт применения гештальттерапии в клинике пограничных расстройств, при работе с острой и хронической физической и душевной болью, в индивидуальном консультировании и семейной психотерапии, при работе с жертвами насилия.

  18. Психодрама: основные понятия.

  19. Стратегии и тактика психодраматической психотерапии.

  20. Психодраматическое преодоление психических проблем: техника самопрезентации, техника монолога, психодраматическая презентация снов и др.

  21. Психодрама без слов: танец и психомузыка. Экспериментальная психодрама: место психодрамы в исследовании.

  22. Психодраматический подход к детским проблемам.

  23. Групповой подход в психодраме.

  24. Психодрама в супружеской психотерапии.

  25. Терапевтические фильмы.

  26. Базовые критерии различения традиционной (медицинской) психологически - (личностно) ориентированной психотерапии.

  27. Восстановительное обучение и психологическая коррекция.

  28. Концепция психологической зависимости как теоретико-эмпирическая основа психотерапии пограничных личностных расстройств.

  29. Базовые понятия, стратегии и техники психотерапевтической работы.

  30. Виды терапевтического контакта; плоскости коммуникации; вербальные и паравербальные «языки» контакта.

  31. Диалог как цель, стратегия, базовый метод и аксиологическая установка психотерапевта.

  32. Психологический смысл различения терминов «пациент», «клиент» и «подопечный» в психотерапии и психологическом консультировании.

  33. Понятие о жалобе, бессознательном запросе и проблеме пациента.

  34. Профессиональные и личные установки психотерапевта, благоприятствующие / препятствующие эффективному психотерапевтическому процессу.

  35. Индивидуальные особенности стиля работы психотерапевта

  36. Психотерапия при пограничных личностных расстройствах.

  37. Феноменологический и семиотический анализ депрессивных состояний «утраты», «потери», «пустоты», острой и хронической душевной боли.

  38. Экзистенциальные и психологические смыслы симптомов тошноты, рвоты, отказа от пищи и переедания.

  39. Анализ бессознательных базовых конфликтов при синдроме панической атаки, агоро- и клаустрофобии.

  40. Семиотический анализ телесных симптомов при некоторых видах вегетативной патологии.

  41. Психотерапевтическая стратегия и тактика при пограничных личностных расстройствах.

  42. Специфика психотерапевтического контакта: феномен проективной идентификации; динамика «материнских» и «отцовских» объектных отношений; соотношение поддержки и фрустрации.

  43. Место телесно-ориентированных методов в переживании и реинтеграции психотравмирующих переживаний детства, в развитии процессов тонкой дифференциации и полной интеграции образа Я.

  44. Арттерапия, методы творческого и направленного фантазирования, метафора и диалог в работе с душевной и физической болью.

  45. Стратегия и тактика психотерапевтической работы с различными видами симбиотической зависимости.

  46. Проблема эффективности психотерапии. Критерии и методы оценки


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
7.1. Основная литература

  1. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов / Соколова Елена Теодоровна; Рец. А.Г.Асмолов и др. - 3-е изд.,стер. - М.: Академия, 2008. - 368с. - (Высшее образование). - Прил.:с.358-365. - ISBN 978-5-7695-3171-1. Либо другое издание (Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов / Соколова Елена Теодоровна; Рец. А.Г.Асмолов и др. - М.: Академия, 2002. - 366с. - (Высшее образование). - Прил.:с.356-363. - ISBN 5-7695-0806-X).

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер.с англ. / Берн Эрик; Общ.ред. М.С.Мацковского. - СПб.;М.: Университетская книга;АСТ, 1997. - 400с.: ил. - ISBN 5-7841-0226-5.

  3. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов / Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. и др. - 2-е изд.,испр.и доп. - СПб.: Речь, 2006. - 352с. - (Мэтры мировой психологии). - Лит.:с.325-334.-Прил.:с.335-342. - ISBN 5-9268-0204-0.

  4. Психология личности: Хрестоматия; Учебное пособие. Т.2 / Ананьев Борис Герасимович, Божович Лидия Ильинична, Выготский Лев Семенович и др.; Ред.-сост.,предисл. Д.Я.Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2008. - 544с. - (Хрестоматия по психологии. Отечественная психология). - Библиогр.:с.533-539. - Электронные версии избранных статей. - ISBN 978-5-94648-062-8.

Базовый учебник



  1. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов / Соколова Елена Теодоровна; Рец. А.Г.Асмолов и др. - 3-е изд.,стер. - М.: Академия, 2008. - 368с. - (Высшее образование). - Прил.:с.358-365. - ISBN 978-5-7695-3171-1. Либо другое издание (Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов / Соколова Елена Теодоровна; Рец. А.Г.Асмолов и др. - М.: Академия, 2002. - 366с. - (Высшее образование). - Прил.:с.356-363. - ISBN 5-7695-0806-X).

7.2 Дополнительная литература



  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Адлер Альфред; Пер.с англ. А.Боковикова. - М.: Академический проект, 2007. - 240с. - (Психологические технологии). - ISBN 5-8291-0800-3.

  2. Рудестам К. Групповая психотерапия / Рудестам Кьел; Пер.с англ. А.Голубев. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2000. - 384с.: ил. - (Мастера психологии). - Лит.-Прил. - ISBN 0-81850-470-6.

  3. Методы эффективной психокоррекции / Шерток Леон, Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. и др.; Сост. К.В.Сельченок. - Минск: Харвест, 1999. - 816с. - (Библиотека практической психологии). - ISBN 985-433-512-7.

  4. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия / Гоффман Э., Романова Е.С., Гребенников Л.Р. и др.; Ред.,сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2000. - 656с. - ISBN 5-89570-015-2.

  5. Бурлакова Н.С. Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд : Учебное пособие для студентов вузов / Бурлакова Наталья Семеновна, Олешкевич Валерий Иванович; Рец. Е.Т.Соколова, О.А.Карабанова. - М.: Академия, 2005. - 288с. - (Высшее профессиональное образование). - Лит.:с.266-270.-Прил.:с.271-276. - ISBN 5-7695-1919-3.

  6. Общая психодиагностика / Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. и др. - СПб.: Речь, 2002. - 440с.: ил. - Список лит.:с.414-439. - ISBN 5-9268-0026-1.

  7. Соколова Е.Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях: Пособие для вузов / Соколова Елена Теодоровна, Николаева Валентина Васильевна. - М.: SvR-Аргус, 1995. - 360с. - (Программа "Обновление гуманитарного образования в России"). - ISBN 5-86949-017-0.

  8. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия / Берн Эрик; Под ред. В.Калиненко; Пер.с англ. А.Калмыкова, В.Калиненко. - М.: Академический проект, 2006. - 320с.: ил. - (Концепции). - (Психологические технологии). - Прил.:с.277-294.-Краткий слов.терм.:295-306.-Указ.пациентов:с.307-308. - ISBN 5-8291-0741-4.

  9. Психология и психотерапия семейных конфликтов: Хрестоматия / Хейли Дж., Эриксон М., Здравомыслова О. и др.; Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2004. - 784с. - (Психология семейных отношений). - ISBN 5-94648-022-7.

  10. Берн Э. Групповая психотерапия / Берн Эрик; Пер.с англ. А.Ю.Калмыкова и др.; Общ.и науч.ред. В.К.Калиненко; Послесл. В.А.Петровского. - М.: Академический проект, 2000. - 464с. - (Концепции: теории, традиции, инновации). - Слов.терминов:с.399.-Лит.:с.386.-Прил. - ISBN 5-8291-0049-5.

  11. Вацлавик П. Психология межличностных коммуникаций / Вацлавик Пол, Бивин Джанет, Джексон Дон; Пер.с англ. И.Авидона, П.Румянцевой. - СПб.: Речь, 2000. - 300с. - ISBN 5-9268-0024-2.

  12. Межличностное общение: Хрестоматия / Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. и др.; Сост.и общ.ред. Н.В.Казариновой, В.М.Погольши. - СПб.: Питер, 2001. - 512с.: ил. - (Хрестоматия по психологии). - ISBN 5-272-00400-0.

  13. Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи / Вацлавик Павел; Пер.с англ. О.В.Захаровой; Послесл. И.В.Бестужева-Лады. - М.: Прогресс, 1990. - 160с.: ил. - ISBN 5-01-001915-9.

  14. Эволюция психотерапии. Т.1 : "Семейный портрет в интерьере": Семейная терапия / Минухин Сальвадор, Хейли Джей, Маданес Клу и др.; Гл.ред.серии Л.М.Кроль; Науч.конс.серии Е.Л.Михайлова; Пер.с англ. Т.К.Кругловой. - М.: Класс, 1998. - 304с. - (Библиотека психологии и психотерапии; Вып.42). - Лит. - Электронная версия текста; http://mirknig.com. - ISBN 5-86375-075-8.

  15. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / Захаров Александр Иванович. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 448с. - (Мир психологии). - Лит.:с.433-442. - ISBN 5-04-004707-X.

  16. Карвасарский Б.Д. Психотерапия / Карвасарский Борис Дмитриевич; Рец. А.Т.Филатов. - М.: Медицина, 1985. - 304с.: ил. - Список лит.:с.286-297.-Предм.указ.:с.298-302. - ISBN 5-314-00167-5.

  17. Психотерапия: Учебник / Карвасарский Борис Дмитриевич, Абабков Валентин Анатольевич, Исурина Галина Львовна и др.; Под ред. Б.Д.Карвасарского. - СПб.: Питер, 2000. - 544с.: табл. - (Национальная медицинская библиотека). - Им.указ.:с.529-534.-Список рек.лит.:с.535-536. - ISBN 5-314-00167-5.

  18. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра: Радость. Печаль. Хаос. Мудрость: Пер.с англ. / Перлз Фриц. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2005. - 224с. - ISBN 5-89939-027-1.

  19. Перлз Ф. Практика гештальт-терапии / Перлз Фредерик; Отв.ред. М.В.Тресвятский; Пер. М.П.Папуш. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. - 480с. - (Концепции психотерапии). - ISBN 5-88230-062-2.

  20. Перлз Ф. Практикум по гештальт-терапии: Пер.с англ. / Перлз Фредерик С., Гудмен Пауль, Хефферлин Ральф. - М.: Институт психотерапии, 2001. - 240с. - (Золотой фонд мировой психотерапии). - ISBN 5-89939-025-5.

  21. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Шостром Эверетт; Пер.с англ. А.Малышевой; Предисл. Ф.С.Перлз. - Минск: Полифакт, 1992. - 128с. - ISBN 5-7815-1510-0.

  22. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер.с англ. / Рейнуотер Джанетт; Общ.ред.и послесл. Ф.Е.Василюка; Ред. Л.И.Дорогова. - М.: Прогресс, 1992. - 240с. - Библиогр. - ISBN 5-01-002526-4.

  23. Сатир В. Психотерапия семьи / Сатир Вирджиния; Пер.с англ. И.Авидон, О.Исаковой. - СПб.: Речь, 2000. - 288с.: ил. - ISBN 5-9268-0004-8.

  24. Психотерапия семейных отношений / Витакер Карл, Бейнс Джон, Ричардсон Р.У. и др.; Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2004. - 704с.: рис. - (Психология семейных отношений). - ISBN 5-94648-036-7

  25. Диагностика семьи: Методики и тесты / Рубин З., Эйдемиллер Э.Г., Баркан А.И. и др.; Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2004. - 736с.: рис.,табл. - (Психология семейных отношений). - Прил.:с.713-728. - ISBN 5094648-035-9.

  26. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Фейдимен Д., Фрейгер Р., Фельденкрайз М. и др.; Ред.-сост. В.Ю.Баскаков. - М.: ИОИ, 2006. - 192с.: ил. - (Телесно-ориентированная психотерапия). - ISBN 5-88230-175-0.

  27. Франкл В.Э. Основы логотерапии; Психотерапия и религия / Франкл Виктор Э.; Пер. А.Боричев и др. - СПб.: Речь, 2000. - 288с.: ил. - (Мастерская психологии и психотерапии). - ISBN 5-9268-0005-6.

  28. Фромм Э. Душа человека / Фромм Эрих; Сост. П.С.Гуревич,С.Я.Левит; Авт.вступ.ст. П.С.Гуревич; Худож. Ю.Д.Федичкин. - М.: АСТ, 1998. - 672с. - (Классики зарубежной психологии). - Примеч.и указ.имен:с.647-662. - ISBN 5-15-000777-3.

  29. Фромм Э. Искусство любить / Фромм Эрих; Пер.с англ. Л.В.Трубицыной и др.; Сост.,вступ.ст. Д.А.Леонтьева; Оформ. В.Гореликов. - 2-е изд. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 224с. - (Азбука-классика). - ISBN 5-91181-235-5.

  30. Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии / Фромм Эрих; Пер.с англ. М.Б.Гнедовского; Послесл. А.М.Руткевича. - М.: Высшая школа, 1992. - 143с. - (Московский философский фонд). - ISBN 5-06-002952-2.

  31. Юнг К.Г. Работы по психиатрии. Психогенез умственных расстройств / Юнг Карл Густав; Пер.с нем.и англ.,под общ.ред. В.В.Зеленского. - СПб.: Академический проект, 2000. - 304с. - Прил.:с.299-300. - ISBN 9785733102030.

  32. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы / Юнг Карл Густав; Пер.с нем. Т.А.Ребеко. - 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2009. - 303с. - (Психологические технологии).

  33. Юнг К.Г. Психологические типы / Юнг Карл Густав; Пер.с нем. С.Лорие, Под общ.ред. В.Зеленского. - М.: АСТ; Универсальная книга, 1996. - 717с. - (Классики зарубежной психологии). - Библиогр.-Прил. - ISBN 5-88230-042-8.



  • учебники;

  • учебные пособия;

  • справочно-библиографическую литературу:

а) отраслевые энциклопедии;

б) отраслевые справочники (по профилю образовательной программы);

в) отраслевые словари (по профилю образовательной программы);

г) библиографические пособия;

д) текущие отраслевые издания - Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН), Всероссийского института научной и технической информации (ВИНИТИ), научно-исследовательского отдела «Информкультура» Российской государственной библиотеки и др.;

е) ретроспективные отраслевые справочники (по профилю образовательных программ);



  • научную литературу;

  • информационные базы данных (по профилю образовательных программ).

7.3 Периодические издания

7.4 Интернет-ресурсы

Science Direct

URL: http://www.sciencedirect.com



Elsevier (платформа Science Direct)

URL: http://www.sciencedirect.com

Sage Publications

URL: http://online.sagepub.com/

Springer/Kluwer

URL: http://www.springerlink.com

Tailor & Francis

URL: http://www.informaworld.com

Ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской

академии наук (ИНИОН РАН)

URL: http://elibrary.ru/

Университетская информационная система Россия

URL: http://www.cir.ru/index.jsp

7.5 Методические указания и материалы по видам занятий



Методические рекомендации (указания) по выполнению практических (семинарских) занятий и лабораторных работ к курсу «Базовые теории и методы психотерапии»

(лекционный курс)

Основная методическая цель учебного курса «Базовые теории и методы психотерапии» состоит в развертывании системы понятий психотерапии. На лекционных занятиях понятийный аппарат осваивается в логике научных открытий и научного поиска. Основными понятиями дисциплины «Базовые теории и методы психотерапии» являются: психотерапия, психотерапевт, психоанализ, гештальттерапия, когнитивная психотерапия, психодрама, экзистенциальная психотерапия и т.д.



Учебная дисциплина включает в себя:

  1. Учет сложившейся системы житейских понятий студентов.

  2. Особенности и актуальность различного рода проблем, связанных с представлением о базовых теориях психотерапии.

  3. Конкретизацию понятий и теоретических проблем, применительно к актуальным задачам, стоящим перед психотерапией.

  4. Развертывание системы психотерапевтических понятий. Лекционные занятия также периодически предполагают организацию совместной деятельности студентов в следующих формах: дискуссия, деловая игра, активные формы учебного взаимодействия. Индивидуальная траектория освоения студентом системы понятий поддерживается преподавателем с помощью системы текущих вопросов, а также комфортного психологического климата.

  5. При развертывании понятий «Базовые теории и методы психотерапии» происходит психологически квалифицированное прослеживание становления этапов становления понятий у студентов. По стилю методического обеспечения учебный курс «Базовые теории и методы психотерапии» является примером диалоговой, интерактивной формы, активно поддерживаются высказывания студентов. На каждом занятия важным моментом является творческая обстановка, в которой происходит формирование профессионального знания.

  6. В качестве мотивационного компонента является использование важных для студентов жизненных ситуаций, которые, безусловно, приводят к осмыслению их с новых позиций, позиций становящегося профессионала.

  7. Проблематичный характер становящегося психологического знания должен стать одним из важнейших направлений в освоении данного курса.

Структура развертывания понятий:

  1. Введение в концептуальную систему психотерапевтического знания происходит с помощью следующего рода заданий, например:

Составление схемы основных подходов к психотерапии.

Содержательная структура понятий: психотерапия, психотерапевт, психоанализ, гештальттерапия, когнитивная психотерапия, психодрама, экзистенциальная психотерапия и т.д. отрабатываются с позиции культурно-исторической концепции Выготского Л.С. с учетом концептуального многообразия.

  1. Анализ и освоение психотерапевтической феноменологии с точки зрения сформированной системы понятий.

  2. Выполнение практических действий осуществляется в ходе решения задач на знание клиники, например, студентам даются ситуационные задачи из жизни.

  3. Задания по текущей аттестации студентов.

  1. Анализ сновидений.

  2. Разработка заданий по телесно-ориентированной психотерапии

  3. Эссе «Личностное пространство»

  4. Разработка заданий к тренингу уверенности в себе

  5. Разработка сценария для гештальттерапии

  6. Разработка разных сценариев первичного обследования

  7. Составление схемы нормы и патологии

  8. Исследование самооценки в патологии

  9. Создание модели психотерапевтического пространства

  10. Создание комплекса диагностики в процессе психотерапии

  11. Разработка критериев эффективности психотерапии

  1. Учебные схемы, реализуемые преподавателем в ходе учебного курса:

Схема базовых теорий психотерапии.

Схема диагностического интервью Кернберга.

Схема опроса супругов в рамках поведенческой психотерапии.

Материалы по организации самостоятельной работы и самоконтролю знаний и умений студентов к курсу «Базовые теории и методы психотерапии»


  1. Рекомендации к конспектированию лекций.

Реализация активного слушания, включающего фиксацию основных формальных моментов лекций (дата, тема лекции, план лекции); активный анализ содержании я лекции и структурирование понятий, концепций, фактов, комментариев. Конспектирование лекции предполагает выделение главного, перефразирование, переформулирование с обязательным осмыслением написанного. Использование цвета, шрифта, пиктограммы, абзацев, подчеркивания и других технических приемов для выделения наиболее важных моментов лекционного материала. Обратить особое внимание студентов на определения, точные формулировки и выводы лекции. Соблюдение этических норм присутствия на лекциях (отсутствие опозданий, отключение мобильных телефонов, соблюдение рабочей тишины, задавание вопросов со стороны студентов в специально отведенное время и т.д.). Перечитывание и обсуждение в микрогруппах прослушанных лекций.

  1. Рекомендации по подготовке к семинарам и самостоятельному выполнению заданий

Студентам необходимо своевременно получать на сервере кафедры необходимые материалы к самостоятельной работе, например, схемы, электронный вариант литературы. Активная ориентировка в плане и содержании лекции, осмысление теоретического раздела, как правило, на лекции, понимание основных вопросов, умение самостоятельно делать выводы по прочитанной литературе. Умение обсуждать возникшие в ходе самостоятельной подготовки вопросы, проблемы теоретического и практического плана, кроме того, студенты должны уметь дискутировать по заданной теме лекции, ориентируясь на наиболее важные профессиональные вопросы.

Чтение и конспектирование заданной литературы необходимо осуществлять в отдельной тетради. Основная задача конспекта: осмыслить монографическое исследование или статью.

Студенты должны уметь осуществлять самоконтроль в ходе своего профессионального становления, что предполагает не просто чтение, конспектирование, но и оценку своего развития, а также своевременно обращен за помощью к лектору.

Вопросы для самоконтроля:



  • Каков уровень сформированности моей учебной деятельности по данному курсу в целом.

  • Понятна ли мне логика курса.

  • Ориентируюсь ли я в основных подходах к психотерапии, в основных методах психотерапии.

  • Освоил ли я содержание основных понятий курса.

  1. Рекомендации по подготовке к экзамену

Своевременно получить список вопросов и заданий к экзамену на сервере кафедры.

Подготовить материалы к экзамену: лекции, соответствующую литературу.

Рационально распределить время на изучение литературы, учитывая время для полноценного отдыха. Обеспечить смену видов деятельности: чтение, выполнение практических заданий, питание, прогулки.

Для подготовки ответа на вопросы необходимо: прочитать материал, выделить основные моменты с помощью технических средств (маркера), составить опорную схему или план ответа. Возможно обсуждение плана в микрогруппах и на консультации с преподавателем.

Апробировать подготовленные планы ответов перед любым слушателем: родственники, животные и т.д.

Перед экзаменом повторить подготовленный материал и вовремя лечь спать.


Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

На лекционных занятиях используются разнообразные формы работы, особое внимание надо уделять анализу домашних заданий (см. выше), которые органично должны быть включены в темы лекций. Например, при изучении темы «Классическая и современная психоаналитическая концепция психотерапии» проводится анализ сновидений. При изучении темы «Методы и общая стратегия когнитивной психотерапии» обсуждаются варианты заданий к тренингу уверенности в себе. Особое внимание уделяется разработке разных сценариев первичного обследования в разных подходах психотерапии. Важным домашним заданием является создание комплекса диагностики в процессе психотерапии. При этом необходимо учитывать разные подходы к психотерапии и соответствующие данным подходам методы.

7.6 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

Не предусмотрено


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебный класс, оснащенный видеотехникой для демонстрации учебных фильмов, анализа самостоятельной работы студентов и проведения тренингов; аппаратурное и программное обеспечение промежуточного и итогового контроля; экспериментально-практические базы (на основе договоров о научно-техническом сотрудничестве).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций

и ПООП ВПО по направлению подготовки (специальности) «Клиническая психология».





1 На курсовой проект (работу) выделяется не менее одной зачетной единицы трудоемкости (36 часов)

2 Только для заочной формы обучения

3 При наличии экзамена по дисциплине

4 зачет, экзамен, дифференцированный зачет



База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка