Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет государственного и муниципального управления
Программа дисциплины
«Медицинская этика и деонтология»
по направлению 081100.68
«Государственное и муниципальное управление»
подготовки магистра
Магистерская программа «Управление и экономика здравоохранения»
Автор: к.с .н., доцент Тарасенко Е.А. (etarasenko@hse.ru)
Одобрена на заседании кафедры управления
и экономики здравоохранения
Зав. кафедрой С.В.Шишкин_______________
Рекомендована секцией УМС «Государственное
и муниципальное управление» «___»____________ 2013 г
Председатель В.В. Киселева________________
Утверждена УС факультета государственного и
муниципального управления «___»_____________2013 г.
Ученый секретарь Л.М. Симонова ___________
Москва 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов магистратуры по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление», магистерской программы «Управление и экономика здравоохранения», изучающих дисциплину «Медицинская этика и деонтология».
Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» для направления по направлению подготовки 081100.68 «Государственное и муниципальное управление»;
учебным планом подготовки магистра по направлению 081100.68 Государственное и муниципальное управление» магистерской программы «Управление и экономика здравоохранения», утвержденным в 2013 г.
Цели освоения дисциплины
Цель дисциплины – сформировать у студентов магистратуры целостное представление об основных принципах медицинской этики и о необходимости соблюдения моральных норм в клинической деятельности медицинского персонала; дать представление об этических дилеммах при оказании медицинской помощи пациентам и методологических аспектах возможных вариантов их решения; ознакомить студентов с современным этапом развития медицинской этики, биоэтики и медицинской деонтологии1 в Российской Федерации и за рубежом.
Эта цель связана с формированием у студентов тех компетенций, которые относятся к профессиональным умениям и навыкам государственных гражданских служащих, связанных с управлением и экономикой здравоохранения.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
-
основные принципы медицинской этики и биоэтики;
-
общую характеристику современного состояния медицинской этики, биоэтики и деонтологии в России и за рубежом;
-
основные этические дилеммы при оказании медицинской помощи пациентам;
-
теоретические основы медицинской деонтологии, принципы взаимоотношений в системе «врач-пациент».
Уметь:
-
применять полученные знания при решении основных этических дилемм и проблем, возникающих при оказании медицинской помощи пациентам;
-
решать практические задачи по формированию культуры профессионального общения врача с пациентами, коллегами и руководством;
Владеть:
-
навыками аналитического анализа влияния профессиональной этики врача на качество и доступность оказания медицинской помощи пациентам;
-
навыками подготовки предложений по отдельным вопросам совершенствования моральных норм в деятельности медицинских организаций.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Способен задавать, транслировать правовые и этические нормы в профессиональной и социальной деятельности
|
ПК-1
|
Понимает, может транслировать и оценить важность соблюдения правил этического поведения медицинского персонала
|
Лекции, семинары, посещения крупных медицинских организаций и страховых медицинских организаций
|
Способен к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия
|
ПК-4
|
Владеет этически приемлемыми стратегиями межличностного взаимодействия с коллегами и пациентами
|
Разбор и обсуждение конкретных кейсов в сфере организации здравоохранения (семинары; активные и интерактивные методы обучения)
|
Способен строить профессиональную деятельность и делать выбор, руководствуясь принципами социальной ответственности
|
ПК-7
|
Осуществляет осознанный выбор принципа социальной ответственности в профессиональной деятельности
|
Дискуссии, деловые игры, проектная работа в группах, обзор и анализ конкретных кейсов в сфере медицинской этики и деонтологии
|
Способен управлять кадрами государственной и муниципальной службы в различных сферах государственного и муниципального управления
|
ПК-11
|
Представляет связи и потенциальные последствия этически выверенного руководства, контроля и координации в сфере кадрового менеджмента медицинских организаций
|
Лекции, семинары, посещения крупных медицинских организаций и страховых медицинских организаций (семинары; активные и интерактивные методы обучения)
|
Способен эффективно представлять результаты профессиональной деятельности с учетом специфики аудитории
|
ПК-20
|
может использовать современные средства и методы коммуникации для эффективности и качества представления результатов профессиональной деятельности с учетом специфики аудитории
|
Лекции, подготовка к семинарским занятиям, круглые столы, научные коллоквиумы (семинары; активные и интерактивные методы обучения)
|
Способен самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую работу в сфере государственного и муниципального управления
|
ПК-21
|
-сформировано общее представление о специфике научно-исследовательской работы в сфере государственного управления здравоохранением;
- понимает и может оценить основные преимущества и проблемы обследований при сборе и анализе данных в области медицинской этики и деонтологии;
- может самостоятельно подобрать методику и провести исследование
в области медицинской этики и деонтологии
|
лекции, подготовка док-лада и оппонирование на семинаре (семинары; активные и интерактивные методы обучения)
|
Способен осуществлять верификацию, структуризацию и критическую оценку информации, получаемой из различных источников, и осуществлять ее анализ и синтез для обоснования управленческих решений в области государственного и муниципального управления
|
ПК-22
|
Способен понять, структурировать и оценить информацию, получаемую из различных источников, и осуществлять ее анализ и синтез для обоснования управленческих решений в области медицинской этики и деонтологии
|
Лекции, семинары, подготовка доклада и оппонирование на семинаре, посещения крупных медицинских организаций, обзор и анализ конкретных деловых кейсов в сфере организации и управления здравоохранением (семинары; активные и интерактивные методы обучения)
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Для направления 081100.68 «Государственное и муниципальное направление» подготовки магистра дисциплина «Медицинская этика и деонтология» является дисциплиной по выбору, изучается на 2 курсе в 3-4 модулях. Настоящая дисциплина относится к блоку дисциплин по выбору кафедры управления и экономики здравоохранения.
В последние годы в России значительно возрос публичный интерес к соблюдению моральных норм во врачебной деятельности , что обусловлено высокими темпами развития сектора здравоохранения и его усиливающейся ролью в отечественной экономике. Знание влияния профессиональной этики врача на качество и доступность оказания медицинской помощи пациентам становится на сегодняшний день неотъемлемой частью процесса подготовки управленцев в сфере здравоохранения.
Поділіться з Вашими друзьями: |