|
НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Программа дисциплины «Герменевтика» для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра
|
Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет бизнес-информатики и прикладной математики
Программа дисциплины
«Герменевтика»
для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика»
подготовки магистра
Магистерская программа «Компьютерная лингвистика»
специализация «Компьютерная лингвистика»
Автор программы:
Радина Н.К. д.полит.н., профессор, rasv@yandex.ru
Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации «28»августа 2014 г.
Зав. кафедрой В.Г. Зусман
Рекомендована секцией УМС «Гуманитарные науки» «28»августа 2014 г.
Председатель В.Г. Зусман
Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «22»сентября 2013 г.
Председатель В.М. Бухаров
Нижний Новгород, 2014
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 010400.68 "Прикладная математика и информатика", обучающихся по магистерской программе "Компьютерная лингвистика», изучающих дисциплину «Герменевтика».
Программа разработана в соответствии с:
-
образовательным стандартом НИУ ВШЭ для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика»;
-
Образовательной программой направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика» (магистерская программа «Компьютерная лингвистика»).
-
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 010400.68 «Прикладная математика и информатика» (магистерская программа «Компьютерная лингвистика»), утвержденным в 2014 г.
2Цели освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины «Герменевтика» – систематизация методологических знаний студентов в области социогуманитаристики; представление многогранности герменевтики как одного из эпистемологических оснований процесса познания, а также научного метода исследования; развитие критического мышления; демонстрация единства междисциплинарного знаний в области социогуманитаристики в контексте герменевтического подхода, инициация опыта исследований в русле герменевтического подхода с возможным представлением результатов исследования на научных мероприятиях.
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
-
Знать методологические основы социогуманитаристики в целом, а также роль герменевтики в философском основании методологического знания.
-
Уметь идентифицировать теоретические концепции классиков герменевтики (на примерах идей, положений, принципов и т.п.), а также вычленять герменевтические проблемы в современных исследованиях.
-
Иметь навыки в проведении исследований на основе герменевтического подхода (соблюдая единство методологии и метода), а также с использованием герменевтического метода в русле феноменологии, постмодернизма или другого релевантного философского направления (выбор методов и методик в соответствии с методологическими ориентирами, выбор адекватной интерпретационной матрицы, представление результатов исследования).
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности.
|
СК-М1
|
Студент идентифицирует герменевтическую проблематику в эпистемологическом ключе и способен применить герменевтический метод для интерпретации текстов различного уровня сложности
|
Интерактивные лекции, практические занятия, контрольная работа
|
Способен организовать многостороннюю коммуникацию и управлять ею.
|
СК-М7
|
Студент в условиях peer-оценивания адекватно реагирует на оценку сокурсников и способен к релевантной оценке продуктивности коллег
|
Реферирование (peer-оценивание)
|
Способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы.
|
СЛК-М6
|
В процессе освоения основ эпистемологического анализа продуктивно разрешает коллизии в мнимом противостоянии гуманитарной и естественно-научной парадигм
|
Интерактивные лекции, контрольная работа
|
Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью
|
СЛК-М8
|
В процессе работы над сложными темами способен интегрировать полученные знания о герменевтическом подходе в контекст постмодернистской проблематики
|
Реферирование
|
Способен анализировать и воспроизводить смысл междисциплинарных текстов с использованием языка и аппарата прикладной математики
|
ИК-М2.1пми
|
В процессе освоения герменевтических процедур предпринимает успешные попытки представить итоги исследования с использованием аппарата прикладной математики
|
Контрольная работа
|
Способен публично представлять результаты профессиональной деятельности (в том числе с использованием информационных технологий).
|
ИК-М2.5
|
Итоги исследовательских проектов представляет как тезисы, а также доклад (сообщение на конференции) и мультимедийную презентацию
|
Выступления на лекционных занятиях, представление на научных конференциях для студентов исследовательских проектов, выполненных в рамках курса
|
Способен осуществлять целенаправленный многокритериальный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и в других источниках
|
ИК-М4.1
|
Развивает ключевые идеи, представленные в рамках курса, находит конкретные подтверждения, иллюстрирующие развитие данных идей на современном этапе развития герменевтики.
|
Реферирование
|
4Место дисциплины в структуре образовательной программы
Для направления «Прикладная математика и информатика» данная дисциплина входит в блок дисциплин по выбору студента (2-й год обучения, 1-2 модули). Дисциплина опирается на базовые знания магистрантов в области филологии и философии, непосредственно связана с такими учебными дисциплинами как «Теория речевой деятельности и речевая коммуникация», «Основы компьютерной лингвистики», «Семиотика сложных мультимедийных текстов» и др. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин и проблем, ориентированных на практику анализа текстов, в том числе для подготовки магистерской диссертации.
5Тематический план учебной дисциплины
№
|
Название раздела
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Семинары
|
Практические занятия
|
1
|
Место герменевтики в системе общефилософского уровня методологической ориентировки
|
16
|
4
|
|
|
12
|
2
|
Герменевтика: история и авторское прочтение (Гадамер, Гумбольдт, Дильтей, Рикер, Хайдеггер, Хабермас, Шлейермахер, Шпет)
|
78
|
14
|
12
|
|
52
|
3
|
Герменевтика и герменевтический метод: классика и современные интерпретативные технологии
|
64
|
6
|
10
|
|
48
|
4
|
Герменевтика в сфере социогуманитарного знания (философия, право, история, психология, социология, литературоведение)
|
58
|
6
|
8
|
|
44
|
|
Итого
|
216
|
30
|
30
|
|
156
|
6Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
|
Форма контроля
|
1 год
|
Параметры
|
1
|
2
|
Текущий
(неделя)
|
Контрольная работа /или иссл.проект
|
|
7
|
Письменная работа на 80 минут (если выбран исследовательский проект – письменный отчет по исследованию)
|
Реферат /или иссл.проект
|
8
|
|
20 тыс. зн. с пробелами; не менее 20 источников. Проверка и оценка результатов – в течение трех рабочих дней (если выбран исследовательский проект – описание программы и исследовательский план)
|
Итоговый
|
Экзамен
|
|
*
|
Устный
|
6.1Критерии оценки знаний, навыков
Текущий контроль (контрольная работа) – студент должен уметь использовать на практике основные методы и методики герменевтического исследования, владеть основными интерпретационными стратегиями в работе с полученными данными. В реферативной работе необходимо продемонстрировать умение работать с научной литературой и способность к анализу нестандартного невербального материала (тематические фильмы), оценка реферативной работы кроме оценивания со стороны преподавателя предполагает peer-оценивание («оценивание равными»).
Традиционный текущий контроль может быть заменен проектной исследовательской работой в групповой мастерской под руководством преподавателя.
Итоговый контроль – предполагает интеграцию результатов промежуточного контроля и осуществляется согласно следующим критериям:
-
высшая оценка (10 баллов) выставляется при условии качественной подготовки к устному экзамену; при отсутствии замечаний по реферированию , по срокам и качеству выполнения контрольной работы (к/р) – 1-2 негрубые ошибки;
-
оценка в 8-9 баллов предполагает качественную подготовку к устному экзамену; допускаются отдельные недочёты и незначительные замечания по реферированию; к /р – 1-2 ошибки;
-
оценка в 6-7 баллов выставляется в случае неполного раскрытия теоретического вопроса на экзамене, но при условии качественной подготовке реферирования; к /р – 1-3 ошибки;
-
оценка в 5 баллов выставляется, если устный ответ не полный, содержит фактические неточности; реферирование с замечаниями, в к /р > 5 фактических ошибок;
-
оценка в 4 балла выставляется, если обнаружены значительные пробелы в теоретических знаниях; реферирование выполнено с значительными недосчетами, в к /р 50% ошибок.
-
оценка 3 балла выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в устном ответе и в реферировании; 25% правильных ответов в к /р;
-
оценка 2 балла выставляется при отсутствии теоретических знаний, при полном отсутствии положительных моментов в выполненной реферирования и к/р;
-
1 или 0 баллов – не правильные ответы, отсутствие работы по какой-либо из форм контроля.
6.2Порядок формирования оценок по дисциплине
Преподаватель оценивает подготовку реферативного сообщения, правильность выполнения контрольной работы и устный ответ на экзамене.
Вариант 1
Онакопл.=Ок/р (0,3) + Ореф.(0,3)+ Оауд.(0,4)
Оитоговый (1)=Оэкз.(0,2)+Онакопл.(0,8)
Вариант 2
Онакопл.=Оиссл.проект (0,6) + Оауд.(0,4)
Оитоговый =Оэкз.(0,2)+Онакопл.(0,8)
7Содержание дисциплины
РАЗДЕЛ I. Место герменевтики в системе общефилософского уровня методологической ориентировки
1.1. Эпистемологические проблемы социогуманитаристики.
Общефилософский уровень методологической ориентировки. Эпистемология как философское учение о научном познании. Основные направления эпистемологии социогуманитаристики (позитивизм, феноменология, экзистенциальная философия, герменевтика, постмодернизм).
Позитивизм как социально-философское направление. Феноменология и феноменологический метод. Экзистенциальная философия как единая философская школа со своей дисциплиной, набором приемов и методик, следованием определенной традиции. Герменевтика и герменевтический метод. Постмодернизм: семиология Барта и др.авторов, «имморализм» Ницше, «деструкция метафизики» Хайдеггера, теория дискурса и генеалогия власти Фуко, учение о языковых играх Витгенштейна, «деконструкция» Деррида, «шизоанализ» и «ризоматика» Делеза и Гваттари, постфрейдовский психоанализ Лакана. Бодрийяр: «симулякр» и «симуляция». Барт: «смерть автора». Фуко: «смерть субъекта». Ключевые принципы постмодернизма. Роль методологии в планировании научного исследования. Методология и метод.
Литература к разделу I
-
Бетти Э. Герменевтика как общая методология наук о духе / Пер. с нем.: Е. В. Борисов. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011.
-
Соболева М.Е. Философская герменевтика: понятия и позиции. М.: Академический проект. Гаудеамус., 2014.
-
Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. URL: http://lib.ru/CULTURE/ILIN/poststrukt.txt_with-big-pictures.html
-
Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования. М.: Прогресс – Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. URL: http://philosophy.rusoil.net/pages/231/Mikehina.pdf
-
Шульга Е.Н. Когнитивная герменевтика. М.: ИФ РАН, 2002.
РАЗДЕЛ II. Герменевтика: история и авторское прочтение (Гадамер, Гумбольдт, Дильтей, Рикер, Хайдеггер, Шлейермахер, Шпет)
2.1. Развитие герменевтики от Античности до Нового времени.
Исторические корни герменевтики: Античность. Истолкование как божественное откровение. Истолкование как поэтический дар. Два основных способа истолкования, используемые для понимания мифа — аллегорический и исторический. Орфики и пифагорейцы: когнитивная герменевтика. Рождение герменевтических традиций. Библейская герменевтика. Принципы библейской герменевтики, типология истолкования.
Дальнейшее развитие герменевтики: Аврелий Августин (354-430), Гуго Гроций (1583 — 1645), Матиас Флациус Иллирийский (XVI в.), И. М. Хладениус (1710 – 1759), В. Гумбольдт (1767–1835).
Превращение герменевтики в методологическую дисциплину общенаучного характера
2.2. Вклад Ф.Шлейермахер в развитие герменевтики.
История становления Ф.Шлейермахера (1769-1834) как исследователя. Теория герменевтики Шлейермахера. Универсальная цель герменевтики. Понимание как необходимое условие и составная часть образования человека. Техники понимания. «Искусственное» пониманием и «безыскусственное». Специальная герменевтика как герменевтика наблюдений (обсерваций). Диалог, речевое взаимодействие как основной объект герменевтики. «Объективное» (или «грамматическое») истолкование, «техническое» (или «психологическое») истолкование. «Герменевтический круг» - принцип понимания текста Ф.Шлейермахера, основанные на диалектике части и целого. Работа Ф.Шлейермахера «Герменевтика».
2.3. Вклад Г.К.Шпета в развитие герменевтики.
Истоки «русской герменевтики». Заочные дискуссии: А.Потебня (1835 - 1891) и В.Гумбольдт. Становление Г.Г.Шпета как исследователя (1879–1937). Участие в работе психологического семинара Г.И.Челпанова. Стажировка Геттингенском университете. Влияние Э. Гуссерля. Защита в Московском университете магистерской диссертации «История как проблема логики» (1916). Завершение работы «Герменевтика и ее проблемы» (1918). Арест (1935) и расстрел в Томске 16 ноября 1937.
Особенности герменевтической феноменологии Г.Шпета. «Положительная» философия Г.Шпета в противовес «отрицательной» И.Канта. Систематическое исследование проблем герменевтики с целью выведения ее проблематики на философский уровень и заполнения пробелов в аппарате феноменологии. Герменевтика и лингвистика в прочтении Г.Шпета. «Языковое сознание» по Г.Шпету. «Психологизм» в герменевтике Г.Шпета. Цель герменевтического метода по Г.Шпету. Герменевтическая феноменология и положительная философия Шпета и обоснование теоретической философии. «Судьба» философии Г.Шпета. Работа Г.Шпета «Герменевтика и ее проблемы».
2.4. Вклад В.Дильтея в развитие герменевтики.
Герменевтика в конце XIX века. Становление В.Дильтея (1833—1911) как исследователя. Монографии «Жизнь Шлейермахера», «Введение в науки о духе». Методологическое обоснование гуманитарных наук. Понимание и истолкование В.Дильтея. Интерпретационные методы как ключевые в гуманитарных науках. Три типа «проявлений жизни» по В.Дильтею. Герменевтика как метод преодолевающий недостатки интроспекции. Достоинства и уязвимые места герменевтики В.Дильтея.
Работа Дильтея «Герменевтика и теория литературы».
2.5. Вклад М.Хайдеггера в развитие герменевтики.
Становление М.Хайдеггера (1889-1976) как исследователя. Традиционная и «экзистенциальная герменевтика» М.Хайдеггера: от понимания к истолкованию. Пред-структура понимания по Хайдеггеру. Герменевтическая программа Хайдеггера как «истолкование истолкования». Деконструкция герменевтики Хайдеггера. Язык как «дом бытия». Работа Хайдеггера «Онтология: герменевтика фактичности».
2.6. Вклад Г.-Г. Гадамера в развитие герменевтики.
Краткое жизнеописание Г.-Г. Гадамера (1900–2002). Главные сочинения Гадамера: «Диалектическая этика Платона» (1931); «Истина и метод» (1960), «Идея добра между Платоном и Аристотелем» (1978), «Гегель. Гуссерль. Хайдеггер», «Диалектика Гегеля» (1971), «Путь Хайдеггера» (1983) и др. Критическая оценка традиции европейского рационализма, полемика с «идеализмом сознания».
Модификация Гадамером герменевтического подхода: «проникновение» и «перевоплощение» - невозможно и не желательно. «Предрассудок» (Vorurteil) и «предпонимание» (Vor-verstandnis) у Гадамера. Текст и контекст в герменевтике Гадамера. Работа Гадамера «Деконструкция и герменевтика»
2.7. Вклад П.Рикера в развитие герменевтики.
Э. Гуссерль, Г. Марсель, К. Ясперс, Э.Муньё как учителя П.Рикера (1913 - 2005). Герменевтика П.Рикера как способ бытия (онтология). Слияние герменевтики, феноменологии и экзистенциализма в работах П.Рикера. Символическая функция языка как определяющая логику герменевтики: от Гуссерля к Рикеру. «Метафора» в герменевтике П.Рикера. Концепция нарративности П.Рикера: от фрагментов культуры до текстов и бытия культуры. Диалектическое взаимодействие между философско-герменевтическим и научным подходами в постижении человека и мира культуры.
Работа П.Рикера «Повествовательная идентичность».
2.8. Вклад Ю.Хабермаса в современное понимание герменевтики
Герменевтическая проблематика в современной философии: Ю.Хабермас (г.р. 1929). Герменевтика как составная часть теории коммуникативного действия. Герменевтика Хабермаса - инструмент критики «ложного сознания». Заочная полемика с Гадамером об определенности понимания традицией и продуктивности «предрассудка». Герменевтика и критическое мышление. Работа Хабермаса «Философский дискурс о модерне».
Литература к разделу II:
-
Ананьева Е.М. Формирование герменевтической методологии в немецкой философии культуры XIX века. Дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2006.
-
Берман А. Фр. Шлейермахер и В. фон Гумбольдт : перевод в герменевтическо-языковой пространстве // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. М., 2000. № 4. C. 118-129.
-
Бетти Э. Герменевтика как общая методология наук о духе / Пер. с нем.: Е. В. Борисов. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011.
-
Богин Г.И. Обретение способности понимать. Введение в филологическую герменевтику. М.: Психология и Бизнес ОнЛайн, 2011.
-
Бондаренко Н.А. Герменевтика : к истории вопроса // Философия и методология истории. Коломна, 2007. С. 95-101
-
Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.
-
Гадамер Г.-Г. Деконструкция и герменевтика // Герменевтика и деконструкция. СПб.: Б.С.К., 1999. С. 243 – 254.
-
Гадамер Г.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.
-
Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка Х., Маркова Б. В. СПб.: издательство СПбУ,1999.
-
Герменевтика: история и современность / Под ред. И.С. Нарского. М.: Мысль, 1985.
-
Гумбольдт В. О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков. Ч. l. M.: Просвещение, l964. С. 91—92.
-
Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Т.4: Герменевтика и теория литературы / Под ред. А.В. Михайлова и Н.С. Плотникова / Пер. с нем. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.
-
Кузнецов В. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления // Логос. 1999. -№ 10. С. 52-54. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_10/04.htm
-
Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Изд-во МГУ, 1991.
-
Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.
-
Рикер П. Герменевтика, этика, политика. М.: КАМИ, 1995.
-
Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. Пер. с фр. М.: Медиум, 1995.
-
Рикер П. Повествовательная идентичность. М.: Эксперт, 2010.
-
Слесинский Р. Поиски в понимании: введение в философскую герменевтику. Гатчина: СЦДБ, 2001.
-
Соболева М.Е. Философская герменевтика: понятия и позиции. М.: Академический проект. Гаудеамус., 2014.
-
Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Пер. с нем. М.: Издательство «Весь Мир», 2003.
-
Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. М.: Ad Marginem, 1997.
-
Хайдеггер М. Онтология (герменевтика фактичности). Часть вторая. Феноменологический путь герменевтики фактичности. (перевод с нем. И.Инишева). URL: http://www.philosophy.ua/lib/36heidegger-doxa-14-2009.pdf
-
Шлейермахер Ф. Герменевтика. СПб.: Европейский дом, 2004.
-
Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы // Контекст. 1989. М.: Наука, 1989. С. 231-268.
-
Шульга Е.Н. Когнитивная герменевтика. М.: ИФ РАН, 2002.
РАЗДЕЛ III. Герменевтика и герменевтический метод: классика и современные интерпретативные технологии
3.1. Герменевтика и герменевтический метод в классических и современных исследованиях.
Формулирование основных положений герменевтики и принципов герменевтического метода от первых герменевтов до эпохи постмодернизма». Связь методологии и метода, метода и методики. «Герменевтический круг»: от Шлейермахера до настоящего времени.
3.2. Герменевтические техники, используемые для анализа текстов: тематизация.
Биографический метод и другие эмпирические методы, данные которых релевантны практике интерпретации при помощи техники «тематизация». Основные принципы и этапы тематизации. Основные уровни анализа при использовании техники «тематизация». Практика использования техники «тематизация» для анализа текстов биографических интервью и других текстовых сообщений.
3.3. Герменевтические техники, используемые для анализа текстов: кодирование
Знакомство с теориями, разрабатывающими техники «кодирования» при интерпретации текста. Правила, принципы и этапы использования техники «кодирования» при работе с текстами. «Открытое» и «осевое» кодирование. Практика использования техники «кодирование» для анализа текстов интервью и других текстовых сообщений.
3.4. Метод секвенционного анализа: «объективная герменевтика».
Теоретические предпосылки объективной герменевтики. Правила (универсальные правила языковой компетенции, специфичные для каждого языка, правила коммуникативной компетенции (универсальная прагматика), универсальные правила когнитивной и этической компетенции) и процедуры (свобода от контекста, дословность, принцип посеквентного анализа, экстенсивность, экономность) секвенционного анализа. Процесс реконструкции интерактивной практики. Практика использования техники секвенционного анализа для визуальной информации и медиатекстов.
Литература к разделу III:
-
Астафьева Е.Н., Кошелева О.Е., Мещеркина Е.Ю., Нуркова В.В. Биографическое интервью: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Г.Безрогова. Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. Вып. 12. М.: Изд-во УРАО, 2001.
-
Богин Г.И. Обретение способности понимать. Введение в филологическую герменевтику. М.: Психология и Бизнес ОнЛайн, 2011.
-
Соболева М.Е. Философская герменевтика: понятия и позиции. М.: Академический проект. Гаудеамус., 2014.
-
Страусс А, Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001. URL: http://www.alleng.ru/d/sociol/soc043.htm
-
Oevermann, Ulrich (1983): Zur Sache. Die Bedeutung von Adornos methodologischem Selbstverständnis für die Begründung einer materialen soziologischen Strukturanalyse. In: Friedeburg, Ludwig von; Habermas, Jürgen (Hg.): Adorno-Konferenz 1983. Frankfurt am Main.
-
Oevermann, Ulrich (1986): Kontroversen über sinnverstehende Soziologie: Einige wiederkehrende Probleme und Mißverständnisse in der Rezeption der „objektiven Hermeneutik“. In: Aufenanger Stefan (Hg.): Handlung und Sinnstruktur. Frankfurt am Main.
-
Oevermann, Ulrich (1993): Die objektive Hermeneutik als unverzichtbare methodologische Grundlage für die Analyse von Subjektivität. Zugleich eine Kritik der Tiefenhermeneutik. In: Jung, Thomas; Müller-Doohm, Stefan (Hg.): «Wirklichkeit» im Deutungsprozeß. Verstehen und Methoden in den Kulturwissenschaften. Frankfurt am Main.
-
Oevermann, Ulrich (2000): Die Methode der Fallrekonstruktion in der Grundlagenforschung sowie der klinischen und pädagogischen Praxis. In: Kraimer, Klaus (Hg.): Die Fallrekonstruktion. Sinnverstehen in der sozialwissenschaftlichen Forschung. Frankfurt am Main.
-
Titscher, Stefan. (2003) “Objective Hermeneutics” // Tischer, Meyer, Wodak, Veter. Methods of text and discourse analysis. Reprint. London [u.a.]: Sage Publ. 278 S.: p. 198-212.
-
Zimenkova, Tatjana (2008) „Construction of Citizenship Category in Russian Civic Education Textbooks“(Journal of Social science Educaiotn, JSSE. URL http://www.jsse.org/ )
РАЗДЕЛ IV. Герменевтика в сфере социогуманитарного знания (философия, право, история, психология, социология, литературоведение)
4.1. Традиции герменевтики в философии, истории и праве.
Анализ развития идей герменевтики в философии и истории. Традиции герменевтики в российской и зарубежной юриспруденции. Интерпретация или герменевтический метод: критика практики герменевтического метода вне методологических традиций герменевтики.
4.2. Традиции герменевтики в социальных науках.
Гуманитарная парадигма в социальных науках и герменевтика. Психоанализ и герменевтика: толкование фантазий, сновидений, вербальных презентаций.
Качественная социология и герменевтический метод. Роль герменевтики в развитии социальных наук.
4.3. Традиции герменевтики в литературоведении и языкознании.
Анализ развития идей герменевтики в литературоведении и языкознании. Герменевтический метод как основной метод анализа художественных произведений. «Смерть автора» у Р.Барта и в контексте герменевтических традиций. Возможности «количественной герменевтики» в лингвистике. Роль герменевтики в развитии филологической области гуманитаристики.
4.4. Современные исследования в области герменевтики
Анализ современных исследований, посвященных герменевтике: диссертационные исследования, представляющие историю развития герменевтики; диссертационные исследования, эпистемологически укорененные в герменевтику; диссертационные исследования, опирающиеся на герменевтический метод. Роль классической и современной герменевтики и герменевтического метода в развитии социогуманитаристики.
Литература к разделу IV.
-
Амельченко М.Н. Герменевтика трудового права России и Германии. Автореферат … на соискание уч. степ. к. юр.н. СПб, 2010.
-
Барицкий Д. Герменевтический анализ экзегетического наследия преподобного Симеона Нового Богослова. Автореферат … на соискание уч. степ. кандидата богословия. Сергиев Посад, 2011.
-
Башашкина В.Ю. Речевое развитие школьников на основе герменевтического подхода к тексту на уроках русского языка. Автореферат … на соискание уч. степ. к. пед.н. Москва, 2008.
-
Бетти Э. Герменевтика как общая методология наук о духе / Пер. с нем.: Е. В. Борисов. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011.
-
Богин Г.И. Обретение способности понимать. Введение в филологическую герменевтику. М.: Психология и Бизнес ОнЛайн, 2011.
-
Болдонова И.С. Герменевтика межличностной коммуникации. Автореферат … на соискание уч. степ. д. филос.н. Улан-Удэ, 2009.
-
Борисенкова А.В. Методология социального познания в трактовке Поля Рикера: критический анализ оснований теории нарративов. Автореферат … на соискание уч. степ. к. филос.н. Москва, 2011.
-
Васюк А.В. История возникновения и развития юридической герменевтики в России. Автореферат … на соискание уч. степ. к. юр.н. Москва, 2011.
-
Вольский А.В. Поэтико-философский текст как объект филологической герменевтики. Автореферат … на соискание уч. степ. д. филол.н. СПб, 2008.
-
Глушаков А.А. Искусство и истина у Аристотеля в контексте философской герменевтики. Автореферат … на соискание уч. степ. к.филос.н., СПб., 2011.
-
Гребенев А.М. Поэтические тексты У.Х.Одена в контексте филологической герменевтики. Автореферат … на соискание уч. степ. к. филол.н. СПб, 2011.
-
Долголенко Т.Н. Аксиологический и формально-юридический счмысл толкования права. Автореферат … на соискание уч. степ. к. юр.н. Казань, 2012.
-
Источникова А.В. Сравнительный анализ герменевтики М.Бахтина и М.Хайдеггера. Автореферат … на соискание уч. степ. к. филос.н. Мурманск, 2007.
-
Копылов А.В. Проблемы языкового посредничества в контексте философской герменевтики. Автореферат … на соискание уч. степ. к. филос.н. Мурманск, 2010.
-
Макаренко И.И. Герменевтический метод исследования теологии протестантизма в России (на материале богословия И.В.Каргеля). Автореферат … на соискание уч. степ. к. филос.н. СПб, 2012.
-
Немцев М.Ю. Содержание и значение «философского текста» в философской герменевтике ХХ века. Автореферат … на соискание уч. степ. к. филос.н. Новосибирск, 2008.
-
Николаева С.В. Структура стихотворного текста в аспекте герменевтической теории интерпретации (на материале английского сонета XVI-XIX веков). Автореферат … на соискание уч. степ. к. филол.н. Ростов-на-Дону, 2012.
-
Орлова О.В. Герменевтическое измерение языковой картины мира в контексте взаимодействия культур. Автореферат … на соискание уч. степ. доктора культурологи. Москва, 2010.
-
Печенина О.В. Коммуникативные модели в герменевтике и психоанализе. Компаративное исследование. Автореферат … на соискание уч. степ. к. филос.н. СПб, 2009.
-
Сердюк Н.В. Педагогическая герменевтика в деятельности руководителя органов внутренних дел. Автореферат … на соискание уч. степ. доктора пед.н. Москва, 2010.
-
Соболева М.Е. Философская герменевтика: понятия и позиции. М.: Академический проект. Гаудеамус., 2014.
-
Соколов П.В. Проблема достоверности в библейской герменевтике второй половины XVI – начала XVIII в.в. Автореферат … на соискание уч. степ. к. филос.н. Москва, 2012.
-
Сретенская С.В. Феномен понимания в европейской и русской герменевтической мысли. Автореферат … на соискание уч. степ. к. филос.н. Киров, 2012.
-
Увина И.В. Онтология «исторической реальности»: герменевтический аспект. Автореферат … на соискание уч. степ. к. филос.н. Ижевск, 1999.
-
Ходаков М.А. Методологические проблемы герменевтики образа. Автореферат … на соискание уч. степ. кандидата искусствоведения. Москва, 2008.
-
Чернова Я.С. Философская герменевтика П.Рикера. Автореферат … на соискание уч. степ. к. филос.н. Саратов, 2012.
-
Шаев Ю.М. Смысл в герменевтике: опыт семиотического анализа. Автореферат … на соискание уч. степ. к. филос.н. Волгоград, 2009.
8Образовательные технологии
Интерактивные лекции строятся в виде беседы со студентами, а также дискуссий по отдельным вопросам. При оценивании реферированияв используется технология «peer-оценивание». Практические занятия предполагают работу в исследовательских мастерских для освоения основных исследовательских стратегий и техник в русле герменевтичесокго подхода.
9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 9.1Тематика заданий текущего контроля
Задания / вопросы контрольной работы (по Разделу III).
Задание 1. Практика герменевтической интерпретативной техники «тематизация».
Задание 2. Практика герменевтической интерпретативной техники «кодирование» (открытое и осевое).
Задание 3. Практика герменевтической интерпретативной техники «секвенционного анализа» невербального материала.
Задание 4. Методы компьютерной обработки результатов кодирования при герменевтическом анализе.
Темы для реферирования 2014-2015 уч. год
-
«Герменевтический круг» в экзистенциальной герменевтике С.Кьеркегора (на основе работы «Страх и трепет»).
-
Герменевтика П.Рикера: интерпретация как способ управления жизнью (на основе работ П.Рикера «Повествовательная идентичность», А.Камю «Посторонний» и художественного фильма «Персонаж»; реж. М.Форстер).
-
Интерпретация и объективность понимания (на основе работ Ю.Хабермаса «Реконструктивные и понимающие науки об обществе» и мультипликационного фильма «Моя жизнь»; реж.Н.Березовая; YouTube).
Тема исследовательского проекта 2014-2015 года – «Геременевтика индивидуального сопротивления»
Участие в исследовательском проекте позволяет получить максимальный бадд по итогам освоения курса. Исследовательская работа проходит в исследовательской мастерской под руководством преподавателя курса. Сбор данных для исследования в 2014 году производится непосредственно магистрантами, обучающимися на программе.
9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины. Экзаменационные вопросы -
Эпистемология как философское учение о научном познании: возможное равновесие естественно-научной и гуманитарной парадигм
-
Основные направления эпистемологии социогуманитаристики (позитивизм, феноменология, экзистенциальная философия, герменевтика, постмодернизм).
-
Роль методологии в планировании научного исследования. Методология и метод.
-
Исторические корни герменевтики: Античность.
-
Библейская герменевтика. Принципы библейской герменевтики, типология истолкования.
-
Превращение герменевтики в методологическую дисциплину общенаучного характера.
-
Теория герменевтики Шлейермахера. Работа Ф.Шлейермахера «Герменевтика».
-
Особенности герменевтической феноменологии Г.Шпета. Работа Г.Шпета «Герменевтика и ее проблемы».
-
Понимание и истолкование в работах В.Дильтея. Работа Дильтея «Герменевтика и теория литературы».
-
Традиционная и «экзистенциальная герменевтика» М.Хайдеггера: от понимания к истолкованию. Работа Хайдеггера «Онтология: герменевтика фактичности».
-
Модификация Гадамером герменевтического подхода. Работа Гадамера «Деконструкция и герменевтика»
-
Слияние герменевтики, феноменологии и экзистенциализма в работах П.Рикера. . Работа П.Рикера «Повествовательная идентичность».
-
Концепция нарративности П.Рикера: от фрагментов культуры до текстов и бытия культуры. Работа П.Рикера «Повествовательная идентичность».
-
Герменевтическая проблематика в современной философии: Ю.Хабермас (г.р. 1929). Работа Хабермаса «Философский дискурс о модерне».
-
«Герменевтический круг»: от Шлейермахера до настоящего времени.
-
Биографический метод и другие эмпирические методы, данные которых релевантны практике интерпретации при помощи техники «тематизация».
-
Теория и практика техники «кодирования» при интерпретации текста.
-
Анализ развития идей герменевтики в философии.
-
Анализ развития идей герменевтики в истории.
-
Традиции герменевтики в российской и зарубежной юриспруденции.
-
Роль герменевтики в развитии социальных наук. Психоанализ и герменевтика: толкование фантазий, сновидений, вербальных презентаций.
-
Роль герменевтики в развитии социальных наук. Качественная социология и герменевтический метод.
-
Герменевтический метод как основной метод анализа художественных произведений.
-
Роль герменевтики в развитии филологической области гуманитаристики.
-
Роль классической и современной герменевтики и герменевтического метода в развитии социогуманитаристики.
10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 10.1Базовый учебник
1. Соболева М.Е. Философская герменевтика: понятия и позиции. М.: Академический проект. Гаудеамус., 2014.
10.2Основная литература
2. Бетти Э. Герменевтика как общая методология наук о духе / Пер. с нем.: Е. В. Борисов. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011.
3. Богин Г.И. Обретение способности понимать. Введение в филологическую герменевтику. М.: Психология и Бизнес ОнЛайн, 2011.
10.3Дополнительная литература
4. Амельченко М.Н. Герменевтика трудового права России и Германии. Автореферат … на соискание уч. степ. к. юр.н. СПб, 2010.
5. Ананьева Е.М. Формирование герменевтической методологии в немецкой философии культуры XIX века. Дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2006.
6. Барицкий Д. Герменевтический анализ экзегетического наследия преподобного Симеона Нового Богослова. Автореферат … на соискание уч. степ. кандидата богословия. Сергиев Посад, 2011.
7. Башашкина В.Ю. Речевое развитие школьников на основе герменевтического подхода к тексту на уроках русского языка. Автореферат … на соискание уч. степ. к. пед.н. Москва, 2008.
8. Болдонова И.С. Герменевтика межличностной коммуникации. Автореферат … на соискание уч. степ. д. филос.н. Улан-Удэ, 2009.
9. Бондаренко Н.А. Герменевтика: к истории вопроса // Философия и методология истории. Коломна, 2007. С. 95-101.
10. Борисенкова А.В. Методология социального познания в трактовке Поля Рикера: критический анализ оснований теории нарративов. Автореферат … на соискание уч. степ. к. филос.н. Москва, 2011.
11. Васюк А.В. История возникновения и развития юридической герменевтики в России. Автореферат … на соискание уч. степ. к. юр.н. Москва, 2011.
Вильгельм Дильтей, Вильгельм Вундт, Алоиз Риль, Теодор Липс и др. Философия в систематическом изложении. М.: Издательский Дом «Территория будущего», 2006.
12. Вольский А.В. Поэтико-философский текст как объект филологической герменевтики. Автореферат … на соискание уч. степ. д. филол.н. СПб, 2008.
13. Гадамер, Х.-Г. Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества. / Пер. с нем.А.В. Лаврухина. Минск, Пропилеи, 2007.
14. Гребенев А.М. Поэтические тексты У.Х.Одена в контексте филологической герменевтики. Автореферат … на соискание уч. степ. к. филол.н. СПб, 2011.
15. Источникова А.В. Сравнительный анализ герменевтики М.Бахтина и М.Хайдеггера. Автореферат … на соискание уч. степ. к. филос.н. Мурманск, 2007.
16. Книга 4: Философия XX в. / Под ред. Н.В.Мотрошиловой и А.М.Руткевича. М.: Академический проект, 2012.
17. Копылов А.В. Проблемы языкового посредничества в контексте философской герменевтики. Автореферат … на соискание уч. степ. к. филос.н. Мурманск, 2010.
18. Макаренко И.И. Герменевтический метод исследования теологии протестантизма в России (на материале богословия И.В.Каргеля). Автореферат … на соискание уч. степ. к. филос.н. СПб, 2012.
19. Немцев М.Ю. Содержание и значение «философского текста» в философской герменевтике ХХ века. Автореферат … на соискание уч. степ. к. филос.н. Новосибирск, 2008.
20. Николаева С.В. Структура стихотворного текста в аспекте герменевтической теории интерпретации (на материале английского сонета XVI-XIX веков). Автореферат … на соискание уч. степ. к. филол.н. Ростов-на-Дону, 2012.
21. Орлова О.В. Герменевтическое измерение языковой картины мира в контексте взаимодействия культур. Автореферат … на соискание уч. степ. доктора культурологи. Москва, 2010.
22. Печенина О.В. Коммуникативные модели в герменевтике и психоанализе. Компаративное исследование. Автореферат … на соискание уч. степ. к. филос.н. СПб, 2009.
Рикер П. Путь признания. М.: РОССПЭН, 2010.
23. Сердюк Н.В. Педагогическая герменевтика в деятельности руководителя органов внутренних дел. Автореферат … на соискание уч. степ. доктора пед.н. Москва, 2010.
24. Соколов В.В. Герменевтика: курс лекций. СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2007.
25. Соколов П.В. Проблема достоверности в библейской герменевтике второй половины XVI – начала XVIII в.в. Автореферат … на соискание уч. степ. к. филос.н. Москва, 2012.
26. Сретенская С.В. Феномен понимания в европейской и русской герменевтической мысли. Автореферат … на соискание уч. степ. к. филос.н. Киров, 2012.
27. Хабермас Ю. Между натурализмом и религией. Философские статьи. М.: Весь мир, 2011.
28. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? Москва: Академический проект, 2007.
29. Хайдеггер М. Что такое метафизика? Москва: Академический проект, 2007.
30. Ходаков М.А. Методологические проблемы герменевтики образа. Автореферат … на соискание уч. степ. кандидата искусствоведения. Москва, 2008.
31. Чернова Я.С. Философская герменевтика П.Рикера. Автореферат … на соискание уч. степ. к. филос.н. Саратов, 2012.
32. Шаев Ю.М. Смысл в герменевтике: опыт семиотического анализа. Автореферат … на соискание уч. степ. к. филос.н. Волгоград, 2009.
33. Шлейермахер Ф. Герменевтика. СПб.: Европейский дом, 2004.
32. Шульга Е.Н. Когнитивная герменевтика. М.: ИФ РАН, 2002.
33. Oevermann, Ulrich (1983): Zur Sache. Die Bedeutung von Adornos methodologischem Selbstverständnis für die Begründung einer materialen soziologischen Strukturanalyse. In: Friedeburg, Ludwig von; Habermas, Jürgen (Hg.): Adorno-Konferenz 1983. Frankfurt am Main.
34. Oevermann, Ulrich (1986): Kontroversen über sinnverstehende Soziologie: Einige wiederkehrende Probleme und Mißverständnisse in der Rezeption der „objektiven Hermeneutik“. In: Aufenanger Stefan (Hg.): Handlung und Sinnstruktur. Frankfurt am Main.
35. Oevermann, Ulrich (1993): Die objektive Hermeneutik als unverzichtbare methodologische Grundlage für die Analyse von Subjektivität. Zugleich eine Kritik der Tiefenhermeneutik. In: Jung, Thomas; Müller-Doohm, Stefan (Hg.): «Wirklichkeit» im Deutungsprozeß. Verstehen und Methoden in den Kulturwissenschaften. Frankfurt am Main.
36. Oevermann, Ulrich (2000): Die Methode der Fallrekonstruktion in der Grundlagenforschung sowie der klinischen und pädagogischen Praxis. In: Kraimer, Klaus (Hg.): Die Fallrekonstruktion. Sinnverstehen in der sozialwissenschaftlichen Forschung. Frankfurt am Main.
37. Titscher, Stefan. (2003) “Objective Hermeneutics” // Tischer, Meyer, Wodak, Veter. Methods of text and discourse analysis. Reprint. London [u.a.]: Sage Publ. 278 S.: p. 198-212.
11.4. Интернет-ресурсы
-
Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. URL: http://lib.ru/CULTURE/ILIN/poststrukt.txt_with-big-pictures.html
-
Кузнецов В. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления // Логос. 1999. -№ 10. С. 52-54. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_10/04.htm
-
Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования. М.: Прогресс – Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. URL: http://philosophy.rusoil.net/pages/231/Mikehina.pdf
-
Страусс А, Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001. URL: http://www.alleng.ru/d/sociol/soc043.htm
-
Хайдеггер М. Онтология (герменевтика фактичности). Часть вторая. Феноменологический путь герменевтики фактичности. (перевод с нем. И.Инишева). URL: http://www.philosophy.ua/lib/36heidegger-doxa-14-2009.pdf
-
Zimenkova, Tatjana (2008) „Construction of Citizenship Category in Russian Civic Education Textbooks“(Journal of Social science Educaiotn, JSSE. URL: http://www.jsse.org/ )
11Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для проведения занятий по дисциплине используется мультимедийный проектор и компьютер (для демонстрации лекционных презентаций и иллюстративных фильмов).
Составитель Н.К.Радина
Поділіться з Вашими друзьями: |