Преподаватель: Круглова Анна Борисовна Курс в 4-х годичной системе бакалавриата: 1-2 Длительность: 65 часов; 32 занятия 16 лекций и



Скачати 277.47 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір277.47 Kb.
Преподаватель: Круглова Анна Борисовна

Курс в 4-х годичной системе бакалавриата: 1-2

Длительность: 65 часов; 32 занятия (16 лекций и

16 семинаров) + 1 час (финальный экзамен)

Требования к технической оснащенности курса –

оборудование для просмотра фильмов в

формате mp4.

Социокультурная антропология: введение

РАЗДЕЛ 1. Общая информация о дисциплине

Это программа вступительного курса по социальной и культурной антропологии. Разбирая в подробностях этнографические материалы из разных географических регионов - Папуа-Новой Гвинеи, Африки, Индии, Америки и России, мы получим представление о том, с какими вопросами и методами антропологи подходят к изучению языка, культурных символов, религиозных, политических, родственных и экономических аспектов обществ.

Наша первая цель - научиться думать о любой человеческой активности как о культурной и социальной активности. Наша вторая цель - развить социальное воображение. Антропология как дисциплина родилась тогда, когда в процессе колонизации европейцы открыли для себя возможность «странности», «инаковости» (otherness). Поэтому в антропологии есть знаменитое высказывание о том, что ее задача – «делать странное понятным, а понятное – странным». Сначала мы ответим на вопрос - как антропология делает странное понятным? Как она изучает и осмысляет «инаковость», богатство и кросс-культурное разнообразие способов быть человеком? Затем мы «сделаем понятное странным», и научимся видеть нашу собственную социальную и культурную реальности не как данность, но как возможность.

Курс во многом является обзорным, показывающим историческую и современную, тематическую и методологическую структуру антропологии как дисциплины и как поля знания. Семинары и лекции в первой части курса будут посвящены общей истории, теории и методам антропологии. Во второй части мы рассмотрим «классические» (но не утратившие своего значения!) темы антропологии: родство, политика, экономика, религия и ритуал, идентичность, глобализация. В целом, мы овладеем основными понятиями, необходимыми для результативного чтения этнографической литературы; научимся отличать качественное антропологическое исследование от других жанров изучения культуры и общества; и применять «антропологическую оптику», понимая ее достоинства и недостатки, для рассмотрения любой интересующей нас темы.



РАЗДЕЛ 2. Цели и задачи курса
Данный курс является базовым в системе бакалавриата (аналог Anthropology 101) для подготовки по специальности «социальный и культурный антрополог». В ходе курса будут рассмотрены некоторые понятия социальной теории, являющиеся общими для дисциплин, занимающимися различными аспектами социальных отношений, а именно:


  • Социологии

  • Критической теории (critical theory)

  • Культурологии (cultural studies)

  • Семиотики

  • Истории

  • Урбанистики (современной теории города)

Для освоения данного курса необходимы:




  • Умение самостоятельного поиска, выбора и структурирования информации

  • Навыки критического мышления, аналитического чтения и письма

  • Умение работать в группе; вести аргументированно обоснованный диалог по теме; ясно, структурированно представлять аудитории результаты своей работы в контексте семинара, в том числе с применением аудиовизуальных технических средств; заинтересовать аудиторию полемической остротой проблемы

  • Внимание! Курс состоит из лекций и семинаров. Лекции будут читаться на русском языке, но подготовка к некоторым семинарам предполагает прочтение за неделю 30-50 страниц неадаптированного или минимально адаптированного текста на английском языке. Желательно владение английским языком на уровне advanced; обязательно - на уровне intermediate. Образцы текстов будут предоставлены заранее в системе MyNES.

Также по окончании курса студенты должны:




  • Понимать уникальность, преимущества и ограничения антропологического и этнографического подхода в изучении социальной реальности, обусловленность позиции этнографа

  • Владеть базовым категориальным аппаратом антропологии, в том числе на английском языке

  • Распознавать родственные, религиозные, экономические и политические модели, лежащие в основе социальных и культурных феноменов

  • Иметь навыки аналитического чтения антропологического текста на русском и английском языках, уметь интерпретировать этнографический материал

  • Уметь синтезировать полученное знание в теоретической работе

  • Представлять применимость и роль антропологического знания в работе экономиста и администратора.


РАЗДЕЛ 3. Структура и содержание модуля


неделя


Название лекции/раздела

Всего часов

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

Часть 1. Антропология: особенности, теория и методы, история.


1

Обзорная лекция

12

2

2

8

2

Теория антропологии. Начала

12

2

2

8

3

Теория антропологии. Современность

12

2

2

8

4

Методы

12

2

2

8

Часть 2. Классические темы в антропологии


5

Конструкция культурных и социальных границ

12

2

2

8

6

Социальный человек. Тело и личность

12

2

2

8

7

Реципроктность. Власть, подарки и мораль.

12

2

2

8

8

Коммодификация, деньги и потребление. Социальная жизнь вещей

12

2

2

8

9

Семья и родственные отношения.

12

2

2

8

10

Возраст, секс и гендер

12

2

2

8

11

Закон, политика и власть. Стратификация

12

2

2

8

12

Закон, политика и власть. Государство

12

2

2

8

13

Магия, религия, наука. Мышление и картина мира

12

2

2

8

14

Религия: священное и профанное

12

2

2

8

15

Ритуальное действие. Преобразование мира

12

2

2

8

16

Сложность мира и скорость социальных перемен

12

2

2

8

TBA

Финальная контрольная




1







Структура семинаров: 10-20 минут в конце некоторых семинаров – проведение мини-контрольных и разбор ошибок предыдущей мини-контрольной (см. раздел 6, пункт 6.2). Оставшееся время – обсуждение удачных домашних заданий, доклады, дискуссии по материалам лекций, литературы к самостоятельному чтению.

На семинарах можно и нужно:




  • Задавать вопросы, даже если кажется, что эти вопросы слишком просты, не имеют смысла, или уже обсуждались на других семинарах.

  • Стремится осмыслить, каким образом связаны не только материалы лекций и материалы к прочтению, но и материалы из разных модулей.

  • Обсуждать значения терминов. То, что может казаться изначально понятным, может преподнести сюрпризы.

  • Главная работа антропологов – написание этнографий. Антропологическая теория не имеет смысла, если она не подтверждена этнографическими наблюдениями. Поэтому рекомендуется завести привычку иногда «включать антрополога» и записывать свои наблюдения за собственной жизнью (авто-этнография) и жизнью вокруг вас, с тем, чтобы подкрепить ваши соображения, вопросы, и аргументы фразами, практиками, описаниями событий и репрезентаций из повседневной жизни.

Внимание: списки литературы могут меняться.

Содержание лекций и списки литературы

Часть 1. Антропология: особенности, теория и методы, история.

  1. Обзорная лекция

“Разделы” антропологии. Физическая, лингвистическая, археология, социокультурная.

Понятие культуры: «природа» и «культура», «культура» и «общество». Два понимания «природы». «Расовый вопрос» как «природа» и «культура».

Принципы антропологического взгляда на мир. Сравнительные исследования - компаративизм. Изучение человечества – универсализм. Исследование разнообразия. Сочетание «шкал анализа». Множественность тем и подходов. Культурный релятивизм. Контекстуальность и холизм (holistic aстрroach).

Примеры антропологов: тематическая, теоретическая и географическая специализация.

Антропология - наука, или искусство?

Этнография.

Обсуждение вопросов по организации и содержанию курса.

Обязательная литература
Клакхон К.К.М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб. 1998. Гл. 2. Странные

Обычаи, стр. 21-68


Эриксен Т. 2004. Что такое антропология? Высшая Школа Экономики. Гл. 2. Стр. 36-51.

Laura Bohannan. “Shakespeare in the bush”. In Conformity and Conflict: readings in cultural anthropology, Spradley and McCurdy (eds). Pearson. Стр. 23-32.


Фильм: «Боги Ямала» (реж. А. Головнев, 1992). 25 мин.

http://www.youtube.com/watch?v=L8Gv5OWXUNo


Домашняя работа: не обязательна, не в ходит в оценку за курс, но ее желательно написать и получить отзыв преподавателя для оценки своего потенциала в успешном прохождении курса.
Семинар 1. Что изучает антропология? Дискуссия. Встреча с Другим, встреча с собой. Социальное

и индивидуальное. Релятивизм и проблема репрезентации.


Мини-контрольная: нет.
Дополнительная литература:

Cаид Э. Ориентализм. 2006. Западные концепции Востока. М.: Русский мир.

Asad T. Anthropology & the Colonial Encounter. 1973. Ithaca Press.

Слезкин Ю. 2008. Арктические зеркала. Россия и малые народы Севера. М: НЛО.


2. Начала. Теория антропологии до середины 20в.
Эволюционизм. Эдвард Тайлор. Исторический партикуляризм и диффузионизм. Франц Боас. Школа «Культура-и-личность». Рут Бенедикт. Структурный функционализм: А. Р. Рэдклифф-Браун. «Биопсихологический» функционализм. Бронислав Малиновский. Структурализм. Клод Леви-Стросс. Марксизм: Эрик Вольф. Экологический подход: Рой Раппопорт.

Обязательная литература

Эриксен Т. Что такое антропология? «Теории» (стр. 89-106)

Тайлор Э. Первобытная культура. Гл. 1 (Наука о культуре), гл. 3 (Пережитки в культуре).

Боас Ф. Границы сравнительного метода в антропологии // Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. Т. 1. (стр. 509-518.)

Домашняя работа: 4%.

Семинар 2. Дискуссия по вопросам домашней работы. Мини-контрольная 2% по материалам лекции 1 и семинара 1.



Дополнительная литература

Никишенков А.А. 2008. История британской социальной антропологии. М.



3. Современность. Антропология после 1970-х.

Интерпретация и перевод. Эмный и этный подходы. Клиффорд Гирц. «Антрополог – тот, кто пишет»: роль текста в антропологической работе. Поэтика и политика этнографического текста. Проблема «этнографического настоящего». Пост-структурализм и постмодернизм.



Обязательная литература

Эриксен Т. Что такое антропология? Гл. 2. Стр 106-114. («Интерпретация вместо объяснения» и «Антропологическая теория сегодня»).

Гирц К. 2004. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры, и Глубокая игра: заметки о петушиных боях у балийцев // Гирц К. Интерпретация культур. М.: РоссПЭН.

Есть в сети http://ec-dejavu.ru/c/Cockfight.html, или http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/girc/01.php

Домашняя работа: 4%.

Семинар 3. Дискуссия по вопросам домашней работы. Мини-контрольная 2% по материалам лекции 2 и семинара 2.


Дополнительная литература:
Клакхон К.К.М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб. 1998. Гл.. Антропология за работой.

Никишенков А.А. История британской социальной антропологии. М. 2008.

Фильм: Interview with Jean and John Comaroff (Part 1 and 2) http://www.youtube.com/watch?v=jA54kBZJa6E
4. Методы.
Полевая работа. Антрополог «в кресле» и «на веранде». Индуктивный метод. Включенное наблюдение. Одновременность сбора информации и анализа в антропологии. «Скрытые» и «явные» функции в культуре. Ideal and actual beliefs. Методологическая проблема: explicit and tacit knowledge. Насколько «объекты» антропологического исследования отдают себе отчет в своих знаниях и действиях? Визуальная антропология. Studying up and down. Субъективизм и объективизм. Experience-near and experience-far ethnography. Native anthropologist: работа в собственной культуре. Going native: возможно, и нужно ли, «стать аборигеном»? От рефлексии о методах к рефлексии о знании: эпистемологический статус туземных теорий. «Этнографическое» и «антропологическое» воображение. Инсайт.

Обязательная литература

Эриксен Т. 2004. Что такое антропология? Гл. 3. “полевая работа» стр. 65-88.

Малиновский Б. Избранное: Аргонавты Западной части Тихого океана. М: РОССПЭН, 2004. «Введение. Предмет, метод и сфера этого исследования.» стр. 21-44

Bourgeois PI, Schonberg J. 2009. Righteous dopefiend. University of California Press. «Introduction. A theory of abuse» and «Edgewater homeless» стр. 1-5, «Cultural relativism, confidentiality and respect», «Collaborative Photo-ethnography», «The politics of representation» стр 7- 15, «Fieldwork in a grey zone» стр 19-21.

Домашняя работа: 4%.

Семинар 4. Дискуссия по вопросам домашней работы. Мини-контрольная 2% по материалам лекции 3 и семинара 3.



Дополнительная литературa

Никишенков А.А. История британской социальной антропологии. М. 2008.



5. Конструкция культурных и социальных границ.

Обязательная литература

Эриксен Т. Что такое антропология? Гл. 9 «Идентичность». Стр. 207-223.

Барт Ф. 2006. Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Сб. ст. Под ред. Ф. Барта. М, 2006. Глава «Введение». С.9-48

Bourgois PI, Schonberg J. 2009. Righteous dopefiend. University of California Press. «Intimate apartheid», стр 25-47.

Домашняя работа: 4%.

Семинар 5. Дискуссия по вопросам домашней работы. Мини-контрольная 2 % по материалам лекции 4 и семинара 4.



Дополнительная литература

Клакхон К.К.М. 1998. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб. 1998. «Раса: современный миф» file:///C:/Users/Lenny/Desktop/NEW%20COURSE/zerkalo_txt.html

Хамфри К. 2010. Постсоветские трансформации в азиатской части России: антропологические очерки. М: Наталис. Глава «Виллы «новых русских». Очерк постсоветских моделей потребления и культурных идентичностей». С. 202-233.

6. Социальный / человек. Тело, личность, эмоции, ощущения.

Социальная конструкция ощущений (senses). Социальная конструкция эмоций. Michelle Rosaldo, Eva Illouz.

Emic theories of mind. Психологическая антропология и антропология «местного психологического знания». «Этнопсихология». Эмические теории, связанные с (а)моральностью и возможностью угадывать мысли и состояния других. Opacity of mind doctrine.

The Self. «Эгоцентрическая» и «социоцентрическая» модель. Personhood. Ирвин Гофман. Presentation of self. Front and back stage. Public and private self.

Symbolism/knowledge of the body. Концепция тела в индуизме: «труп» и «атлет», Джонатан Пэрри. Body map как методика сбора данных в антропологии.

Embodiment. Марсель Мосс. «Техники тела». Пьер Бурдье. Габитус. Body politics.

«После тела»: киборги Донны Харавей и медицинская антропология Эмили Мартин.

Обязательная литература

Maurice Bloch. 2012. The Blob. 17 стр.

Bourgois PI, Schonberg J. 2009. Righteous dopefiend. University of California Press. Стр 80-97 (часть главы «Community of addicted bodies»)

Семинар. Дискуссия: 1. Телесность у righteous dopefiends. 2. Когнитивное и культурное: попытки построения модели взаимосвязи. Личностный нарратив в России.

Домашняя работа: 4%.

Семинар 6. Дискуссия по вопросам домашней работы. Мини-контрольная: нет.



Дополнительная литература

Mascia-Lees FE, editor. 2011. A Companion to the Anthropology of the Body and Embodiment. John Wiley & Sons.

Пьер Бурдье. «Структура, габитус, практика.» http://www.old.jourssa.ru/1998/2/4bourd.html, или другое издание.

Parry, Jonathan. 1989. “The end of the body.” In Fragments for a history of the human body (part 2). Стр. 490-517.

Martin, Emily. 1992. “The end of the body?” American Ethnologist 19(1):121-139.



7. Реципроктность. Власть, подарки и мораль.

Укорененность социального в экономическом. «Моральная экономика». Понятие «реципрокности». Карл Поланьи, реципроктность, редистрибуция и рыночные отношения. Негативная, сбалансированная и позитивная реципрокность. Связь между реципрокностью и социальной дистанцией, Маршал Салинс.

«Кольцо кула» в исследованиях Малиновского. Запрет на совмещение отношений дара и товара. Связь между обменом и социальной стратификацией общества. Связь культурного и финансового капитала Бурдье.

Марсель Мосс. Структура дара. Дар и бартер как способы производства социальных отношений через производство времени: сиюминутность, прямота и конечность отношений бартера, растянутость во времени и потенциальная бесконечность взаимодарения.

Темпоральный режим в обществах, живущих в долг. «Совместного непризнание» в логике дара, Бурдье. «Яд дара»

Анет Уинер и «неотчуждаемая собственность». Метафизика дара. Загадка hau у Марселя Мосса. Джонатан Парри: идеология чистого дара в Индии и ее связи с религией.

Распределение. Потлач (potlatch) среди канадских аборигенов, Франц Боас. Запрет на потлачи со стороны канадской белой администрации (1888-1951). Moka и Toraja.

Примеры современных экономик дарообмена.


Обязательная литература
Эриксен Т. Что такое антропология? Гл. 5 «Реципроктность» стр. 117-136.

Bourgois PI, Schonberg J. 2009. Righteous dopefiend. University of California Press. “Hustled in the moral economy” стр. 5-7, «The moral economy” стр. 82-85, “Making money” стр. 147-183.

Домашняя работа: 4%. Мини-контрольная: нет.

Семинар 7. Дискуссия: реципроктность, капитализм и экономика среди маргиналов.



Дополнительная литература

Grant, Bruce. 2005. The good Russian prisoner: naturalising violence in the Caucasus Mountains. Cultural Anthropology. 20(1): 39-67

Соснина О., Сорин-Чайков Н. Археология власти: анатомия любви. В: Дары вождям. М.: Пинакотека. 2006. С. 12-37.

Cronk, Lee. 1989. Reciprocity and the power of giving. In Conformity and Conflict: readings in cultural anthropology, Spradley and McCurdy (eds). Pearson. Стр. 147-154.

Parry, Johnatan. 1986. Gift, the Indian Gift and the “Indian gift”. Man, 21(3) 453-473

Малиновский Б. Аргонавты западной части Тихого океана. М. 2004. Часть 3: Сущность кула.

Мосс М. Опыт о даре // М. Мосс. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: КДУ, 2011.

8. Коммодификация, деньги и потребление. Социальная жизнь вещей.
Special purpose money. Боханнан, сегрегация сфер обмена у Тив.

Коммерциализация и коммодификация отношений: её причины, последствия и перспективы. Способность денег быть универсальным эквивалентом как обезличивающая и освобождающая сила, и ее значение для трансформации социальных связей.

Арджун Аппадураи. Изучение циркуляции вещей. Коммодификация, сингуляризация, апроприация.

Рыночные связи как антропологическая проблема. «Неформальная» экономика, «блат». Каким образом в современных обществах рыночные отношения сосуществуют с другими формами отношений?

Золото и кокаин: фетишизм и роль вещности в работах Michael Taussig.

Антропология натуральных ресурсов как «мета-объектов»: нефть, вода, металлы и камни.


Обязательная литература
Копытофф И. Культурная биография вещей: товаризация как процесс // Социология вещей / Под ред. В. Вахштайна. М.: Территория будущего, 2006. С. 134-168.

Lemon, Alaina. 1998. “Your eyes are green like dollars”: counterfeit cash, national substance and currency apartheid in 1990s Russia. Cultural Anthropology, 13(1)22-55.

Домашняя работа: 4%. Мини-контрольная: нет.

Семинар 8. Дискуссия по вопросам домашней работы.



Дополнительная литература

Хамфри К. 2010. Постсоветские трансформации в азиатской части России: антропологические очерки. М: Наталис. Глава «Виллы «новых русских». Очерк постсоветских моделей потребления и культурных идентичностей». С. 202-233.

Ссорин-Чайков, Николай. Медвежья шкура и макароны. Антропология социальных перемен / Отв. ред. Э.-Б. Гучинова, Г.Комарова. М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. С. 283-300.

Rogers, Douglas. 2006. Politics of liquidity in Russian countryside. Comparative studies in society and History, 2006 (48), стр. 915-945



9. Семья и родственные отношения.

Родство как базовый принцип социальной организации. The Virgin Birth Debate. Культурные различия понимания «биологии» родства. Родство биологическое (кровное) и социальное. Символическое («фиктивное») родство и свойство.

Социальный смысл запрета на инцест или предписания вступать в брак с определенными категориями людей. Исследования родства в структурализме. Феминистская критика работ Леви-Строса.

Типы брака: моногамия, полигамия, полиандрия, полигиния. Групповой и гомосексуальный браки. Левират, сорорат. Локализация брака.

Множественность функций семьи. Происхождение, наследование имущества. Нуклеарная (nuclear) и большая (расширенная, составная) семья. Распространение и кризис нуклеарной семьи.

Гендерная укорененность всех социальных отношений. Феминизм и дебаты о «женской сущности». Дебаты об универсальности гендерного неравенства. Родство и гендер.

Преобразования родства и статус родственных отношений в условиях биотехнологической трансформации человека.

Обязательная литература
Эриксен Т. Что такое антропология? Гл. 6 «Родство» стр. 137-160.

Рубин Г. Обмен женщинами: заметки о "политической экономии" пола // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. (44 стр).

Bourgois PI, Schonberg J. 2009. Righteous dopefiend. University of California Press. «Falling in love» (стр 48-77)

Домашняя работа: 4%. Мини-контрольная: нет.



Дополнительная литература

Разумова. Родословие: семейные истории россии. В «Семейные узы – модели для сборки.» под редакцией Ушакина.

Бурдье П. Практические логики. Глава 1. Земля и матримониальные стратегии. В: Бур-дье П. Практический смысл. СПб. 2001 (1980). Стр. 258-282.

Geertz, Clifford. «Life without husbands or fathers.» In Conformity and Conflict: readings in cultural anthropology, Spradley and McCurdy (eds). Pearson. Стр 201-210.

Levine, Nancy E. 2008. Alternative kinship, marriage and reproduction. Annual Review of Anthropology. 37:375-89

10. Возраст, секс и гендер.
Возраст и жизненный цикл как социальные конструкции. «Взросление на Самоа» Маргарет Мид. Статусы и роли. Создание и трансформация «детства» и «подросткового возраста». Социализация. “Inuit morality play” by Jean Briggs как «формирование» этнических моделей поведения. Обряды перехода. Культурная специфичность определения секса, сексуальности, гендера и отношений между ними. Социальный возраст и гендер. Статусы и роли. Практики воспитания и взросления. Обряды перехода (Тернер, ван Геннеп).
Обязательная литература

Bourgois PI, Schonberg J. 2009. Righteous dopefiend. University of California Press. Главы «Childhoods» стр. 118-145, «Parenting” стр. 183-209, часть главы «Male love” стр. 210-215

Семинар. 1. Righteous dopefiends, дискуссия по вопросам домашней работы 2. Разделение на группы и презентация доклада для обсуждения.

Доклад и дискуссия: Scheper-Hughes, Nancy.1989. «Mother’s love: death without weeping.» In Conformity and Conflict: readings in cultural anthropology, Spradley and McCurdy (eds). Pearson. Стр 183-193.

Доклад и дискуссия: Kulick, Don. 1997. The gender of Brazilian transgendered prostitutes. American Anthropologist. 99(3):574-585.

Домашняя работа: 4%. Мини-контрольная: нет.



Дополнительная литература

Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. Гл. 6 (Обряды инициации) (есть в сети)

Мид М. Взросление на Самоа (Гл. 3, 4, 5). В: Мид М. Культура и мир детства. М., 2000. (есть в сети)

Эванс-Причард Э. Нуэры. Гл. 4 (Система возрастных групп) (есть в сети)



11. Закон, политика и власть. Социальная стратификация.

Социальная стратификация. Эгалитаризм в сообществах охотников – собирателей. Эванс-Притчард. Интеграция и конфликт в обществах родства. Сегментарные оппозиции у Нуэров.

Ascription versus achievement. Кастовая система в Индии и споры о ее сущности.

Класс: Маркс. Эрик Волф. Переход от «традиционного» общества к капитализму в Пуэрто-Рико и стратификация.

Класс и власть: Пьер Бурдье. «Культурный» класс, культурный капитал, габитус. Символический, экономический, культурный и социальный капиталы. Структурное насилие. Символическое/демонстративное потребление. Distinction.

Россия: касты, классы, или сословия?



Обязательная литература

Бурдье, Пьер. Различение: социальная критика суждения. Перевод О.И. Кирчик. Под ред. Н.А. Шматко, В.В. Радаева. (23 стр).

Хамфри К. Постсоветские трансформации в азиатской части России: антропологические очерки. М: Наталис, 2010. Глава «Виллы «новых русских». Очерк постсоветских моделей потребления и культурных идентичностей». С. 202-233.

Домашняя работа: 4%.

Семинар 11. Дискуссия: социальная иерархия и показное потребление 2. Промежуточная контрольная (mid-term, 12%), 40 мин, по материалам лекций и семинаров 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Дополнительная литература
Fitzpatrick, Sheila. 1993. Ascribing class: the construction of social identity in Soviet Russia. The Journal of Modern History. 65(4):745-770

Шривинас, М.Н. (1979). Глава 6 «Отношения между кастами». 174-222. Запомнившаяся деревня. 1988, Москва, Издательство «Наука».

Кордонский, Семен. «Как устроена Россия». Интервью «Эксперт». Март 2012.

Sutherland, Anne.1994. “Cross-cultural law: the case of the gypsy offender.” In Conformity and Conflict: readings in cultural anthropology, Spradley and McCurdy (eds). Pearson. стр. 265-274.

Harris, Marvin.1989. “Life without chiefs.” In Conformity and Conflict: readings in cultural anthropology, Spradley and McCurdy (eds). Pearson. стр. 284-294.
12. Закон, политика и власть. Государство.

Власть и политика. Концепция власти в современной социальной теории. Понятие гегемонии. Политика как стратегическое действие.

Формирование институтов правосудия. Магия у Азанде.

Антропология государства. Переход от политической антропологии догосударственных обществ к антропологии государства. Видимость и визуальность государства. Контроль, «границы» и «пограничники». Столкновение человека с «государством». Государство как предмет социального воображения и символического производства. Воображение государства в форме географической реальности и его пространственные свойства.

Джеймс Скотт: сопротивление, оружие слабых и «метис».

Мишель Фуко: Преступления и наказание. Роль телесности в осуществлении власти. Политическая власть и легитимность насилия. Идеология и легитимация. Биовласть, биополитика, безопасность и говернменталитет.



Обязательная литература для самостоятельного изучения
(читайте в том порядке, в котором указано)
Bourgeois PI, Schonberg J. 2009. Righteous dopefiends. University of California Press. Introduction “theoretical aстрroaches to social suffering” стр. 15-19, «Accessing the emergency room”, “Iatrogenic pathology” “Symbolic violence of Public health outreach” “Pathogenic law enforcement” стр. 97-113, Treatment and Conclusion стр. 273-320 (всего 67 стр.)
Титаев В. 2006. С точки зрения власти – с точки зрения подвластных. (Джеймс Скотт и Мишель Фуко). Журнал социологии и социальной антропологии. Стр 187-193.
Домашняя работа: 4%. Мини-контрольная: нет.
Семинар. Дискуссия: righteous dopefiends – власть, государство, говернменталитет и сопротивление.
Дополнительная литература
Скотт Дж. Благими намерениями государства. М.: Университетская книга, 2005.

Мишель Фуко. «Побуждение к дискурсам». В его «Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности.» http://www.lib.ru/CULTURE/FUKO/istoria.txt, или любое другое издание.

Агамбено – голая жизнь. Inclusion, exclusion and citizenship.

Humphrey, Caroline. 2001. Inequality and exclusion: a Russian case study of emotion in politics. Anthropological Theory, (1-3)331-353

Ссорин-Чайков Н. От изобретения традиции к этнографии государства: Подкаменная Тунгуска, 1920-е годы // Журнал исследований социальной политики. 2011. Т. 9, № 1. С. 7-44.

Ferguson J., Gupta A. (2002) Spatializing States: Toward an Ethnography of Neoliberal governmentality, American Ethnologist 29 (4), 981-1002.



13. Магия, религия и наука. Язык, мышление и картина мира.

Эволюционный и идеологический взгляд на магию, религию и науку. «Язычество» и «суеверие».

Natural, or supernatural? Границы между живыми и мертвыми: логика культов предков.

Эванс-Притчард и магия у Азанде как «рациональность в контексте». Магическая рациональность и рациональность магии.

Макинтайр. «Религиозное» и «нерелигиозное» мышление.

Салинс и Obeyesekere - зачем аборигены съели Кука?

Леви-Стросс. Тотемизм. «Неприрученная мысль». Бриколер и Инженер, конкретно-мифологическое «мышление дикаря».

Сепир-Ворф. Язык как картина мира.

Эмные классификации. Классификационные аномалии. Каннибализм: еда или вид отношений?

Онтологический поворот – граница между «природой и культурой», между людьми и животными в «перспективизме» Де Кастро. «Иерархические» и «плоские» онтологии. «Деколонизация» мышления антропологов.

Антропология науки и экспертного знания.

Обязательная литература:
Эванс-Притчард. Время и пространство у нуэров.
Эриксон. «Мышление» стр 187-206.
«Cultural anthropology: a problem-based aстрroach» Как язык формирует сознание: гипотеза Сэпира и Ворфа стр. 124-125, Изучение картин мира через теорию метафор: 125-132, Связи онтологии и эпистемологии: стр. 137-144
Изучение картин мира через классификацию. Понятие «классификационной аномалии». Стр. 246, 248 в «Small places, large issues».
Домашняя работа (4%): Книга Буржуа «Righteous dopefiends» не содержит главы «Время, пространство и картина мира у righteous dopefiends.” Прочтите обязательную литературу и напишите эссе-этнографическую фантазию, исходя из всего прочитанного вами до сих пор в этой этнографии, о времени и пространстве у героиновых наркоманов Сан-Франциско. о том, как бы Эванс-Притчард мог написать
Семинар. Дискуссия по удачным примерам домашних работ.
Дополнительная литература:
Conklin, Beth. [1995] “Thus are our bodies, thus was our custom. Mortuary cannibalism in an Amazonian society.” Стр 210-235 in Ritual and belief: readings in the anthropology of religion. Hicks, David, ed.

Эванс-Причард Э. 1994. Колдовство, оракулы и магия у Азанде. Магический кристалл. Под ред. И. Касавина. М.: Республика. С. 30-83.


14. Магия, религия и наука. Сущность религии.

Сущность религии: Тайлор, Дюркгейм, Маркс, Вебер, Гирц, Асад.

Границы между магией и религией. Сакральное и профанное.

Мэри Дуглас. Чистота и опасность.

Религия и магия как аспекты жизни и часть социальных процессов. Религия как этика. Кризис социальных отношений и распространение веры в колдовство в Африке (и в России?)

Обязательная литература

Гирц К. Религия как культурная система. В: Гирц К. Интерпретация культур.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.

Домашняя работа: 4%. Мини-контрольная: нет.

Семинар 14. Дискуссия по вопросам домашней работы.

Дополнительная литература

Краткая история идей о сущности религии: Тайлор, Дюркгейм, Малиновский и Фрейд. стр. 122-124 в «Cultural anthropology: a problem-based aстрroach»

Мэри Дуглас. Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу.

Малиновский Б. 1998. Балома: Духи мёртвых на Тробрианских островах. Б. Малиновский. Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук. С. 145-254.

Asad T. "The Construction of Religion as an Anthropological Category," in Genealogies of Religion; Discipline and Reasons of Power in Christianity and Islam, стр. 27-54.

Абашин С. Практическая логика ислама // Антропология социальных перемен / Отв. ред. Э.-Б. Гучинова, Г.Комарова. М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. С. 256-281.

Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России. М.: РГГУ; О. Г.И., 2010. 432 с. (Нация и культура / Антропология/ Фольклор: Новые исследования).

Kormina, Jeanne. 2013. “Canonizing Soviet Past in Contemporary Russia: the case of saint Matrona of Moscow”. In A companion to anthropology of religion. Lambek and Boddy, eds. 409 – 424


15. Преобразование мира. Ритуальное действие.

Ритуал. Понятие перформативности. Речевые акты.

Жертвоприношение.

Проблема «веры» в ритуал, Roy Raстрaport.

Как рождается ритуал? Дон Хандельман. Игра и ритуал. Модели, презентации и ре-презентации. Гирц. Ритуалы как модели of and for the world. Секулярные ритуалы и гражданская религия (на примере Израиля). Антропология публичных событий (public events). Олимпийские игры.

Символическая антропология и обряды перехода. Ван Геннеп и Виктор Тернер. Инициация и похороны: трехчастная структура ритуала. Структура и антиструктура. Поэтика и политика трансгрессии. Лиминальность и коммунитас. Инверсия. «Сакральные клоуны» и трикстеры как агенты анти-структуры. Collective effervescence. Практики коллективного экстаза.



Обязательная литература:
Прочитайте John J.Macaloon. 1984. Olympic games and the theory of spectacle in modern societies. (глава из книги, 15 страниц).

Затем посмотрите церемонию открытия Олимпийских Игр в Сочи. По возможности также - новостные сюжеты из разных стран о подготовке и проведении игр. В домашнем задании, кратко ответьте на вопросы (последний слайд в лекции).

Домашняя работа: 4%. Мини-контрольная: нет.

Семинар 15. Дискуссия: Олимпийские игры как ритуал.



Дополнительная литература

Тернер В. Лиминальность и коммунитас. В: Тернер В. Символ и ритуал.



16. Сложность мира и скорость социальных перемен.

Арджун Аппадураи: «модерность на просторе». «Этнографическое настоящее» становится прошлым. Урбанизация и рост трущоб. Модернизация: от «людей коров» к «людям костюма».

Значение подражания в антропологическом дискурсе о глобализации и модернизации. «Mad masters» controversy. А Обратное движение: индигенизация модерна. Этничность как товар: Comaroff J.&J.. Ethnicity, Inc. Aнтропология брэндов и подделок как modernity bluff.

Понятие «imaginary». Антропология и воображение. Нация, современный национализм, и «воображаемое сообщество» Benedict Andersen. Воображение и глобализация в работах Brad Weiss.


Обязательная литература

Leavitt, Stephen C. “Cargo beliefs and religious experience.” In Conformity and Conflict: readings in cultural anthropology, Spradley and McCurdy (eds). Pearson. Стр 330-340.

Соколовский С.В. Несколько историй про копирайт и культуру // Антропологический форум. 2012. № 16. С. 171-180. Материалы обсуждения статьи Соколовского в этом же журнале. С. 181-256

Фильмы “Mad Masters” и “Cannibal tours”


Домашняя работа: 4%. Мини-контрольная: нет.
Семинар. Дискуссия по вопросам домашней работы. Revisions.
Дополнительная литература
Владимир Фурс. «Современность на просторе» Арджуна Аппадураи. Реферат. http://sociologica.hse.ru/2003-3-4/28146837.html

Luerhmann, Sonjia. 2004. Mediated marriage: internet matchmaking in provincial Russia. Europe-Asia Studies, (56-6) 857-875


РАЗДЕЛ 4. Описание методологии.
В курсе в равных долях представлены традиционный и проблемный подходы к обучению.
Лекции представляют собой классические лекционные занятия с насыщенным изложением положений, фактов, проблем и парадигм. Беседы в ходе лекции в основном посвящены проверке понимания предложенного материала. Материал лекций составлен на основе многочисленных источников, поэтому присутствие на лекциях желательно. Лекции будут сопровождаться презентациями в Power point, фрагментами фильмов и другими визуальными материалами. Слайды презентаций будут доступны в системе MyNes. На лекциях разрешается пользоваться записывающей аппаратурой (аудио). Если вы по уважительной причине не можете посетить лекцию, попросите сокурсника сделать аудио запись и конспект.
Семинары посвящены проблематизации, выявлению различных точек зрения и подходов к материалу, представленному в лекциях и в текстах для самостоятельного прочтения, а также обсуждению практического значения обсуждаемых вопросов для решения современных социальных проблем. Без прочтения заданных текстов активная подготовка и участие в семинарах невозможны.

РАЗДЕЛ 5. Дополнительная литература и интернет-ресурсы
На русском языке:
Абашин С. Практическая логика ислама // Антропология социальных перемен / Отв. ред. Э.-Б.

Гучинова, Г.Комарова. М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. С. 256-281.


Асад Т. Что могла бы представлять собой антропология секуляризма? // Логос. 2011. № 3. С. 56-99.
Андерсон Б. Воображаемые сообщества. - М., 2001.
Артёмова О.Ю. Колено Исава: Охотники, собиратели, рыболовы (опыт изучения альтернативных социальных систем). – М., 2009.

Барнард А. Социальная антропология: Исследуя социальную жизнь людей. Учебное пособие.

М., ИЭА РАН, 2009.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983.

Геллнер Э. Нации и национализм. - М., 1991
ван Геннеп А. Обряды перехода. М.: Восточная литература, 1999. С. 7-28, 64-107.
Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. .
Гирц К. Базарная экономика: информация и поиск в крестьянском маркетинге // Экономическая социология. 2009. Т. 10, № 2. С. 54-62.

Карлов В.В. Этнонациональная рефлексия и предмет этнологии (к проблеме самосознания науки)//Этнографическое обозрение, 2000. - № 4.

Крадин Н.Н. Политическая антропология. Учебник. – М., 2004.
Латур Б. Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Эксмо, 2001.
Леви-Стросс К. Печальные тропики.

http://royallib.com/read/levistross_klod/pechalnie_tropiki.html#0


Лебедев В.В., Симченко Ю.Б. Aчайваямская весна. М.: Мысль, 1983. (Этнография Чукотки).

Малиновский Б. Аргонавты западной части Тихого океана. М.: РОССПЭН, 2004. С. 99-122, 505-514.


Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук, 1998.
Мосс М. Общества, обмен, личность. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1996.
Мосс М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти // Человек. 1992. № 6.
Мид М. Культура и мир детства. М.: 1988.
Никишенков А. История британской социальной антропологии. СПбУ, 2008.
Пирцио-Бироли Д. Культурная антропология Тропической Африки. - М., 2001.
Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. М.: Восточная литература РАН, 2001. Гл. 1-2.
Салинз М. Экономика каменного века. М.: ОГИ, 1999.
Ссорин-Чайков Н. 2011. «От изобретения традиции к этнографии государства: Подкаменная Тунгуска, 1920-е годы.» Журнал исследований социальной политики. Т. 9, № 1. С. 7-44.
Тернер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Издательство политической литературы, 1989. Гл. 3-4.
Фрейд З. Тотем и табу. М.: Фолио, 2010.
Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1980.
Шринивас М.Н. Запомнившаяся деревня. (1979) (Перевод с английского) Издательства Наука, 1988.
Уайт Лесли А. Энергия и эволюция культуры. (1943). // М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.

Хамфри К. Суверенитет и повседневность: «система» маршрутных такси в столице Бурятии // Постсоветские трансформации в азиатской части России. М.: Наталис, 2010

Штейнберг, И. и Т.Шанин, Е.Ковалев,А.Левинсон. 2009. Качественные методы: полевые социологические исследования. Алетейя.

Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М. 2004.

Эванс-Причард Э. Э. Колдовство, оракулы и магия у азанде // Магический кристалл / Под ред. И. Касавина. М.: Республика, 1994. С. 30-83.

Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев: София, 2000.

Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Сб. статей / Под ред. Ф.Барта. – М., 2006.

Эриксен, Т. Х. Что такое антропология? Издательство: Высшая школа экономики, 2014.

Юрчак, Алексей. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. Глава 7. НЛО, 2014.

Популярные учебники и хрестоматии на английском языке, не упомянутые в обязательной литературе:
Eriksen T.H. Small Places, Large Issues: An Introduction to Social and Cultural Anthropology. 3d ed.

London: Sage, 2010.


An Anthropological Reader / Ed. by R. Parkin, L. Stone. Oxford: Blackwell Publishing, 2004.

Рекомендуются материалы следующих периодических изданий: «Антропологический форум», Cultural Anthropology, Anthropology Today, American Anthropologist, The Annual Review of Anthropology, Anthropology Matters, Anthropological Theory, HAU (Journal of ethnographic theory).
Популярный блог у антропологов: http://savageminds.org/
Студент в любой момент может написать преподавателю письмо по электронной почте с уточняющими вопросами по курсу.

РАЗДЕЛ 6. Формы контроля знаний студентов и критерии оценки.

Курс оценивается по 100-бальной системе.



6.1 Домашние работы – 60% от оценки за курс.

В рамках подготовки к семинару необходимо выслать на почтовый ящик (сроки и адрес будут указаны дополнительно) не менее 300 слов в формате ответа на вопросы. Вопросы будут даны в последнем слайде каждой лекции. Всего 15 домашних работ = 4 % каждая = 60%.



По каждой домашней работе каждый студент получит оценку и комментарии преподавателя. Оцениваться будет как общий уровень ответов, так и личный прогресс в освоение материала и антропологического способа мышления.

6.2 Промежуточные мини-контрольные по первым 4 занятиям: 8 %.
10-15 минут в конце некоторых семинаров (см. Раздел 6) будут отведены на короткую контрольную работу в форме развернутых ответов на вопросы. Примеры вопросов:


  • К какому теоретическому подходу – функционализму, структурализму, эволюционизму, или интерпретивизму – вы бы отнесли следующие цитаты?

  • Опишите Олимпиаду как трехчастный ритуал, по Геннепу. Каким видом ритуала является Олимпиада по Хандельману (обоснуйте)?

  • Почему в Африканских странах не всегда выполняются рекомендации ВОЗ по профилактике СПИДА?

Каждый ответ оценивается 1 или 0. 4 контрольных = 8 вопросов = 8%.

На семинарах будут кратко разобраны типичные ошибки в предыдущей контрольной.
6.3 Промежуточная контрольная работа. Развернутые ответы на вопросы по материалам лекций и семинаров 5, 6, 7, 8, 9, 10. Всего 6 вопросов, максимум 2 балла за каждый, = 12% от оценки за курс. (См. Семинар 11.)

6.4 Итоговая контрольная работа. 45 минут. 2 in-class, open-book эссе. 10% максимум за каждое, итого 20% оценки за курс.

6.5 Требования к пропущенным контрольным, возможности пересдачи:

В случае, если по итогам курса студент набрал не более 35 баллов (что соответствует 1-3 балла и оценке "неудовлетворительно" в системе бакалавриата), студенту будет предоставлена возможность пересдачи в формате обобщающего мини-контрольнаяа (не менее 30 вопросов тех типов, которые давались в мини-контрольнаяах) по материалам лекций, семинаров, и заданным к прочтению текстам. Оценка за мини-контрольная составит оценку за курс, и будет окончательной.





База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка