Пояснительная записка стр. 2-3 Общая характеристика учебного предмета «Биология» стр. 3-4



Сторінка1/2
Дата конвертації13.04.2016
Розмір0.68 Mb.
  1   2


Оглавление


  1. Пояснительная записка……………………………………………стр. 2-3

  2. Общая характеристика учебного предмета «Биология»………стр. 3-4

  3. Место учебного предмета «Биология» в  учебном плане МБОУ «СОШ №33»………………………………………………………………………стр. 4-5

  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»………………………………………..стр. 4-9

  5. Содержание учебного предмета «Биология»…………………стр. 9-47

  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности ……………………………………………………………стр. 47-80

  7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса……………………………стр. 80-86

  8. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология»…………………………………………………………….стр. 86-89




    1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования по биологии и с учетом авторской программы И.Н. Пономарева «Биология. 5-9 классы. ФГОС ООО». Издательский дом «Вентана-Граф». 

Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой.

Цели биологического образования в основной школе формируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации вызывают определенные особенности развития современных подростков).

Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов общими целями биологического образования являются:



  1. Социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы.

  2. Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных(научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

  3. Ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека; формирование ценностного отношения к живой природе.

  4. Развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений.

  5. Овладение ключевыми компетентностями: учебно- познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.

  6. Формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

    1. Общая характеристика учебного предмета «Биология»

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной, эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественные предметы» обеспечивает:



  • Формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира.

  • Овладение научным подходом к решению различных задач.

  • Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.

  • Овладение умениями сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.

  • Воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития.

  • Формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.

Рабочая программа по биологии включает в себя следующие линии:

- Многообразие и эволюция органического мира.

- Биологическая природа и социальная сущность человека.

- Структурно-уровневая организация живой природы.

- Ценностное и экокультурное отношение к природе.

- Практико-ориентированная сущность биологических знаний.



    1. Место учебного предмета «Биология» в учебном плане

Курс учебного предмета рассчитан на изучение с 5 по 9 классы. Общее число часов за 5 лет обучения составляет 280 часов, из них 35 (1 час в неделю) в 5 классе, 35 часов (1 час в неделю) в 6 классе, по 70 (2 часа в неделю) в 7, 8, 9 классах.

В соответствии с учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание предмета «Биология» в при получении основного общего образования является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе.

Таким образом, содержание предмета «Биология» представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основной для последующей уровневой и профильной дифференциации.



4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Биология»

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.



Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов личностных результатов:

  1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и пониманию, осознанному выбору и построению дальнейшей траектории образования на базе ориентировки в мире профессиональных предложений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

  3. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегоющих технологий.

  4. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений(доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

  5. Формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.

  6. Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия.

  7. Освоения социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, энтокультурных, социальных и экономических особенностей.

  8. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

  9. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно –полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

  10. Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правила поведения на транспорте и на дорогах.

  11. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

  12. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

  13. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  2. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям.

Классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свою идею.

  1. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках ( тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  3. Корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

  4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

  5. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

  6. Умение создавать и применять, и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

  7. Умение осознанно использовать речевые средства обучения для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

  8. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Формировать и развивать компетентность в области использования информационно- коммуникационных технологий.

Предметными результатами освоения биологии в школе являются:

  1. Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественной картине мира.

  2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости, овладение понятийным аппаратом биологии.

  3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде.

  4. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, умение выбирать целевые, и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных.

  5. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства, общности происхождения и эволюции растений и животных.

  6. Овладение методами биологической науки, наблюдение и описание биологических объектов и процессов, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  7. Формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

  8. Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивание и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

5. Содержание учебного предмета «Биология»

Раздел 1.

Живые организмы 5класс (35часов)


    1. Биология- наука о живом мире (8часов)

Наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Свойства живого. Признаки живого. Организм- единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Правила работы с микроскопом. Строение клетки. Ткани. Химический состав клетки.

Органические и неорганические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.

Процессы жизнедеятельности клетки: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путем деления.

Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обуславливающая ее жизнедеятельность как целостной живой системы- биосистемы.

Великие естествоиспытатели-ученые Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В. Вавилов, В.И. Вернадский.

Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов»

Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений».

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология- наука о живом мире».



    1. Многообразие живых организмов (11часов)

Царства живой природы. Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерии, грибов, растений и животных. Вирусы- неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.

Бактерии: строение и жизнедеятельность. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.

Значение бактерий в природе и для человека. Роль бактерий в природе. Симбиоз. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.

Растения. Представления о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые растения (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, папоротники. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных. Корень и побег. Роль цветковых растений в жизни человека.

Животные. Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Грибы. Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапрофиты, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения- грибокорень(микориза).

Многообразие и значение грибов. Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы- дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребление грибов. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники. Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники- показатели чистоты воздуха.

Значение живых организмов в природе и жизни человека. Животные и растения вредные для человека. Живые организмы- полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».

Лабораторная работа № 4» Наблюдения за передвижением животных».

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов».



    1. Жизнь организмов на планете Земля (7 часов)

Среды жизни планеты Земля. Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов- обитателей этих сред жизни.

Экологические факторы среды. Условия, влияющие на жизнь организмов в природе- экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры эволюционных факторов.

Приспособления организмов к жизни в природе. Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличие соцветий у растений.

Природные сообщества. Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения- производители органических веществ. Животные- потребители органических веществ. Грибы, бактерии- разлагатели. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.

Природные зоны России. Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

Жизнь организмов на разных материках. Понятие о материке. Многообразие животного мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Жизнь организмов в морях и океанах. Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководья и средних глубин. Прикрепленные организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Обобщение и систематизация знаний по теме « Жизнь организмов на планете Земля».



4.Человек на планете Земля (6 часов)

Как появился человек на Земле. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа- неандерталец. Орудия труда Человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.

Как человек изменил природу. Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.

Важность охраны живого мира планеты. Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человеком заботы о живом мире. Заповедники. Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

Сохраним богатство живого мира. Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов, расселение редких видов на новых территориях.

Обобщение и систематизация знаний по теме « Человек на планете Земля».

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса.

Экскурсии:

- Весенние явления в природе или

- Многообразие живого мира

(по выбору учителя)

Обсуждение летних заданий.



Биология 6 класс 1час в неделю, всего 35 ч. 

      1. Наука о растениях - ботаника (4часа)

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Царства живой природы. Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы.

Многообразие жизненных форм растений. Представление о жизненных формах растений, примеры. Связь жизненных форм растений со средой их обитания. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных критерий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, трав.

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Клетка - как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки.

Ткани растений. Понятие о ткани растений. Виды тканей. Причины появления тканей. Растения как целостный живой организм, состоящий из клеток и тканей.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы « Наука о растениях- ботаника».


      1. Органы растений (8 часов)

Семя, его строение и значение. Семя как орган размножения растений. Строение семени. Строение зародыша семени растения. Двудольные и однодольные растения. Прорастание семян. Проросток, особенности его строения. Значение семян в природе и жизни человека.

Лабораторная работа№1 «Строение семени фасоли».

Условия прорастания семя. Значение воды и воздуха для прорастания семян. Запасные питательные вещества семени. Температурные условия прорастания семян. Роль света. Сроки посева семян. Роль света. Сроки посева семян.

Корень, его строение и значение. Типы корневых систем растений. Строение корня- зоны корня: конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста. Рост корня, гелиотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе.

Лабораторная работа №2 « Строение корня проростка».

Побег, его строение и развитие. Побег как сложная система. Строение побега. Строение почек. Вегетативная, цветочная ( генеративная) почки.

Развитие и рост побегов из почек. Прищипка и пасынкование. Спящие почки.

Лабораторная работа№3 « Строение вегетативных и генеративных почек»

Лист, его строение и значение. Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа. Типы жилкования листьев. Строение и функции устьиц. Значение листа для растения: фотосинтез, испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения. Видоизменения листьев.

Стебель, его строение и значение. Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение стебля. Видоизменения стебля у надземных и подземных побегов.

Лабораторная работа №4 « Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».

Цветок, его строение и значение. Цветок как видоизмененный укороченный побег, развивающийся из генеративной почки. Строение цветка. Роль цветка в жизни растения. Значение пестика и тычинок в цветке. Соцветия и их разнообразие. Цветение и опыление растений. Опыление как условие оплодотворения. Типы опыления. Переносчики пыльцы. Ветроопыление.

Плод. Разнообразие и значение плодов. Строение плода. Разнообразие плодов. Цветковые ( покрытосеменные растения). Распространение плодов и семян. Значение плодов и семян в природе и жизни человека.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы « Органы растения».


  1   2


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка