Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №18 «Бродокалмакский детский сад «Колосок»
Согласовано
Руководитель
Управления образования
_________ Афанасьева Г.И.
|
Утверждаю
Заведующий МДОУ №18 «Бродокалмакский детский сад «Колосок»
___________ Савиновских Л.А.
|
Основная
общеобразовательная программа
дошкольного образования
Принято на заседании педсовета
Дата 31.08.2012 г
№ протокола
2012 год
Содержание образовательной программы
Пояснительная записка
1. Обязательная часть
|
|
1.1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
|
|
1.2. Принципы проектирования образовательного процесса
|
|
1.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
|
|
1.3.1. Содержание образовательной области "Физическая культура"
|
|
1.3.2. Содержание образовательной области "Здоровье"
|
|
1.3.3. Содержание образовательной области "Безопасность"
|
|
1.3.4. Содержание образовательной области "Социализация"
|
|
1.3.5. Содержание образовательной области "Труд"
|
|
1.3.6. Содержание образовательной области "Познание"
|
|
1.3.7. Содержание образовательной области "Коммуникация"
|
|
1.3.8.Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы
|
|
1.3.9. Содержание образовательной области "Художественное творчество
|
|
1.3.10. Содержание образовательной области "Музыка"
|
|
1.4. Содержание коррекционной работы
|
|
1.5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
|
|
1.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования
|
|
2. Вариативная часть
|
|
2.1. Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста
|
|
2.2. Особенности организации образовательного процесса в логопункте
|
|
2.3. Региональный компонент
|
|
2.4. Направления, выбранные педагогическим коллективом с учетом особенностей вида учреждения
|
|
2.5. . Система работы с родителями воспитанников
|
|
2.6. Содержание инновационной деятельности
|
|
2.7. Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами
|
|
Пояснительная записка
Программа является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения № 18 «Бродокалмакский детский сад «Колосок» разработана в соответствии с нормативной базой:
Федеральное законодательство:
- Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13.05.1996 г. № 12-ФЗ; от 16.11.1997 г. № 144-ФЗ; от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ; от 25.12.2006 № 258-ФЗ, от 10.07.2012 N 111-ФЗ.
- «Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1. 2660-10» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2010 г.);
- Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного возраста. Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 462;
«Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, регистрационный № 16299 от 08. февраля 2010 года Министерства юстиции РФ)»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 года № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
- Письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.10.2010 года 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
- Конвенцией о правах ребенка от 13.12.1989 г;
- Семейным Кодексом Российской Федерации;
- Положением о лицензировании образовательной деятельности. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174;
- Письмом Минобразования России от 07.04.1999 г. №70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;
- Письмом Минобразования России от 14.03.2000 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения».
С документами регионального уровня:
- Приказом Министерства образования и науки Челябинской области № 01 – 883 «О реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в учреждениях Челябинской области, реализующих программы дошкольного образования»;
- Моделью Основной общеобразовательной программы, разработанной преподавателями кафедры дошкольного образования ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Нормативные документы муниципального уровня
- Распоряжение Управления образования № 237-Р от 24.06. 2011 года «О реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
С документами локального уровня:
- Положением о Педагогическом Совете;
- Договором между ДОУ и родителями /законными представителями/ ребенка, посещающего ДОУ;
- Положением о родительском комитете;
- Приказом МДОУ №18 «Бродокалмакский детский сад «Колосок» № 35-2 от 22.08.2011г. «О реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ № 18 «Бродокалмакский детский сад «Колосок»;
- Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения № 18 «Бродокалмакский детский сад «Колосок» (новая редакция), зарегистрированным ИФНС России по Челябинской области 16.08.2012г. за ОГРН 1027401679304;
- Лицензией на право ведения образовательной деятельности с приложениями
Серия 74 ЛОJ № 0000235, регистрационный № 10084 , выданной 25 октября 2012 года.
Общие сведения об учреждении
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Возрастные особенности детей
МДОУ обеспечивает развитие детей в возрасте от 1 года до 7 лет. Приём детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).
Комплектование групп на 2012-2013 год
№
|
Возраст
|
Количество детей
|
Количество групп
|
Направленность групп
|
1
|
2-3
|
16
|
1
|
общеразвивающая
|
2
|
3-4
|
26
|
1
|
общеразвивающая
|
3
|
4-5
|
28
|
1
|
общеразвивающая
|
4
|
5-6
|
16
|
1
|
общеразвивающая
|
5
|
6-7
|
14
|
1
|
общеразвивающая
|
Кадровый потенциал:
-
обеспеченность педагогическими кадрами - укомплектован, вакансий нет;
-
средний возраст педагогических работников -36 лет;
-
образовательный уровень педагогических работников:
-
уровень профессиональной компетентности педагогов (наличие квалификационных категорий)
Образовательный уровень, наличие квалификационных категорий
Категория__Количество__Образовательный_уровень'>Категория
|
Количество
|
Образовательный уровень
|
Квалификационная категория
|
Заведующий
|
1
|
Среднее профессиональное
(педагогическое)
|
Высшая
|
Сведения о педагогах:
|
Воспитатели
|
3
|
Среднее профессиональное
(педагогическое)
|
Первая
|
Воспитатели
|
2
|
Среднее профессиональное
(педагогическое)
|
Вторая
|
Воспитатели
|
1
|
Среднее профессиональное
(не педагогическое)
|
НЕТ
квалификационной категории
|
Музыкальный руководитель
|
1
|
Среднее профессиональное
|
НЕТ
квалификационной категории
|
Учитель-логопед
|
1
внутренний совместитель
|
Среднее профессиональное
|
НЕТ
квалификационной категории
|
Среднее профессиональное образование – 89 %
Высшая квалификационная категория – 12 %
Первая квалификационная категория – 33 %
Вторая квалификационная категория – 22 %
Нет квалификационной категории – 33 %
Стаж работы педагогов:
Категория
|
Стаж работы
|
1-5
|
5-10
|
10-15
|
15-20
|
20-25
|
25 и выше
|
Заведующий
|
|
|
|
|
|
1
|
Воспитатели
|
1
|
|
1
|
1
|
3
|
|
Музыкальный руководитель
|
1
|
|
|
|
|
|
Учитель-логопед
|
1
|
|
|
|
|
|
Повышение квалификации
№
|
Критерий оценки качества
|
количество
|
%
|
1
|
Прохождение курсовой переподготовки за последние 5 лет
|
6
|
67
|
Приоритетные направления деятельности ДОУ
по реализации основной общеобразовательной программы
Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются: физическое, социально-нравственное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
Дошкольное образование осуществляется в группах общеразвивающей направленности в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разработанной учреждением самостоятельно на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации
основной общеобразовательной программы
Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- творческая организация (креативность) образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности;
- следование принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
2. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, «Наш дом Южный Урал».
Объем обязательной части Программы составляет 80% времени, необходимого для реализации Примерной основной общеобразовательной программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – 20% общего объема Программы.
Принципы и подходы к формированию
основной общеобразовательной программы ДОУ
Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ведущими принципами построения содержания являются:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практического применения.
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть достижение поставленных целей и решение задач только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса;
- принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования. Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка, уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса. Принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития;
- принцип непрерывности образования обеспечивает связь всех ступеней дошкольного образования, от раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.;
- принцип системности. Основная образовательная программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
1 . Обязательная часть программы
-
Поділіться з Вашими друзьями: |