Пояснительная записка целью дисциплины «Социология»



Сторінка1/4
Дата конвертації26.04.2016
Розмір1.13 Mb.
  1   2   3   4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Целью дисциплины «Социология» является формирование

социологических компонентов общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра путем изучения социальных процессов и изменений общества, социальных групп, институтов, личности и социума в целом, основных связей между обществом как целостной системой социальных отношений.



Задачи дисциплины:

социологии как самостоятельной науки об обществе, способности структурировать современное социологическое знание посредством системы основных понятий, категорий, их логических связей, сводить в единую понятийную сеть описания структуры и динамики социальной реальности;

  • изучение социологических концепций, классических, неклассических и

современных социологических теорий функционирования и развития общества;

  • формирование представлений об эволюции подходов к социологическому

изучению социальной реальности, понимания проблем в социальном развитии общества, роли и функций социальных институтов управления в развитии общества;

  • овладение знаниями о механизмах функционирования и развития

общества, о методах социологического анализа социальных процессов;

  • выработка умения применять полученные социологические знания;

  • формирование навыков организации и проведения прикладного

социологического исследования.

Введение.

Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими гуманитарными и обществоведческими науками.
Философия и социология. Социальная философия раскрывает субъективно-объективные отношения, сознательную деятельность на высшем уровне обобществления, рассматривает ее как родовую. Социология же, опираясь на философию, ориентируется на более конкретный анализ, на исследование сложной и разнообразной мозаики этой деятельности, поведения и отношений в том или ином обществе. Вместе с тем, описывая жизнедеятельность личности и социальных групп, социология оказывает воздействие на философию, заставляет ее расширять и углублять уровни обобщения.
История и социология. Между данными науками существует множество точек соприкосновения и взаимодействия. Известно, что в процессе развития общества нормы деятельности, поведения и отношений, ценности передаются из поколения в поколение. Прерывание преемственности, отрицание накопленного опыта, традиций, культуры в целом, как мы вновь и вновь убеждаемся, чревато большими бедами для человека и общества. Вместе с тем весьма важно выявить эволюцию субъективно-объективных связей, деятельности, отношений, норм и ценностей. Решить данную задачу можно лишь совместными усилиями истории и социологии.
Социология и экономическая наука. Материальное производство, экономическая деятельность - основная форма деятельности общества
Социология и политология. Исследуя людей и общности как объекты и субъекты деятельности, поведения и отношений, социология по существу имеет дело с гражданским обществом. Политология же изучает политическую жизнь. Ясно, что между данными науками существует взаимодействие.
Таким образом, социология в содружестве с другими, родственными ей дисциплинами: психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией, политологией и этнографией, литературоведением, искусствознанием и культурологией – образует систему научного знания – социальное знание. Объем дисциплины для каждого направления определяется в зависимости от учебного плана и может различаться. В ФГОС, как правило, Социология является дисциплиной по выбору. Преподаватель вправе из обязательного минимума содержания дисциплины определить те темы для лекций, практических занятий (семинарских) и самостоятельной работы, которые отвечают условию подготовленности студентов. Для каждого направления подготовки в Рабочей программе определяется:


  • Общая трудоемкость дисциплины;

  • Аудиторные занятия в целом (в количестве часов);

  • Лекции (кол-во часов);

  • Практические занятия (кол-во часов);

  • Самостоятельная работа (кол-во часов);

  • Вид итогового контроля.

Для успешного освоения социологии студенты должены знать основные события и процессы мировой и отечественной истории, основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления.

Цикл гуманитарных и обществоведческих наук тесно связан с Социологией и формирует совместными усилиями компетенции, необходимые в современном обществе:

История ОК-1, ОК-3, ОК-5 (Знание закономерностей и этапов исторического

процесса, основных исторических фактов, дат, событий и имен исторических деятелей, основных событий и процессов мировой и отечественной истории. Умение анализировать и оценивать социально значимые явления, события, процессы и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа. Владение навыками критического восприятия информации.



Философия - ОК-1, ОК-2, ОК-4, ОК-9 (Знание основных философских понятий и категорий, закономерностей развития природы, общества и мышления. Умение применять философские знания в своей профессиональной деятельности. Владение навыками самостоятельной, творческой работы).
Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент д о л ж е н



з н а т ь:

основные теории, понятия и модели социологии; институты, принципы, нормы, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством; социальную специфику развития общества, закономерности становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей;



у м е т ь:

применять понятийно-категориальный аппарат социологии, основные законы социологии в профессиональной деятельности; анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;



в л а д е т ь:

навыками целостного подхода к анализу проблем общества; качественными и количественными методами социологических исследований.

Преподавание Социологии для студентов очной формы обучения ведется на I курсе. Общая трудоемкость может разниться , но незначительно и составляет от 2 до 3 ЗЕ. Завершается изучение дисциплины зачетом. Учебным планом предусмотрены лекции, практические (семинарские ) занятия и самостоятельная работа студентов.

1. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины:
Р а з д е л 1. История социологии. Методы социологических исследований:

Тема 1. Социология как наука. Ее место в системе общественных и

гуманитарных наук



Тема 2. Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные

социологические теории



Тема 3.Методы социологии. Методика проведения прикладного

социологического исследования

Р а з д е л 2. Общество: понятие, типология и этапы развития

Тема 4. Общество в социально-гуманитарном, историческом и системном

представлении

Р а з д е л 3. Личность и общество. Социология личности

Тема 5. Социология личности. Социальная детерминация поведения личности
Р а з д е л 4. Социальные взаимодействия и социальный контроль

Тема 6. Социальные действия, социальные взаимодействия и социальные

отношения



Тема 7. Девиантное поведение
Р а з д е л 5. Социальная структура общества

Тема 8. Социальные группы, общности, институты и организации

Тема 9. Социальная стратификация и социальная мобильность
Р а з д е л 6. Власть, институты и культура общества

Тема 10. Власть в системе социальных отношений

Тема 11. Политические институты общества

Тема 12. Семья и брак

Тема 13. Культура общества
Р а з д е л 7. Социальные процессы, социальные изменения и социальные

конфликты



Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения

Тема 15. Социальные конфликты
Р а з д е л 8. Мировая система и процессы глобализации

Тема 16. Формирование мировой системы

Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного

общества
2.Перечень, используемых в процессе обучения, технологий:


В процессе обучения используются различные технологии и методы обучения:

  • традиционные

  • инновационные

  • интерактивные

  • ролевые и деловые игры, проекты социологических исследований, ла-

бораторный практикум, учебные вычислительные эксперименты);

  • занятия в форме групповых дискуссий (дебаты, круглый стол, пресс-конфе ренции) с групповым и индивидуальным анализом практических ситуаций;

  • выполнение письменных работ (лабораторные работы, тесты;

  • реферирование и аннотирование специальных текстов, доклады, презентации).

  • Мастер- классы,

  • Тренинги


3. Темы для рассмотрения на практических занятиях:
Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Социология как наука об обществе. Объект, предмет и методы социологии. Понятие «социальное». Структура социологического знания. Иерархия

уровней социологического знания. Отрасли социологии. Функции социологии. Периоды развития социологического знания. Основатели социологической науки и представители классической социологии. Место социологии в

системе общественных и гуманитарных наук. Особенности развития

отечественной социологии.


ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ

1. Социология как наука об обществе.

2. Социологический проект О. Конта.

3. Особенности развития отечественной социологии

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


  1. Расскажите о возникновении социологии как науки об обществе. Кто стоял у истоков развития данной науки?

2. Как можно определить объект и предмет социологии?

3. Какова структура социологического знания? Роль и место социологии

в системе гуманитарного знания.

4. В чем особенности развития отечественной социологии?


Тема 2. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Отличительные признаки научного знания в социальном познании и их взаимосвязь с развитием науки и культуры. Доклассический (донаучный)

период развития социального знания. Идеалы научности в классической

социологии. Представления о рациональности, детерминированности, законосообразности, упорядоченности социальной реальности. Достоверность,

обоснованность, объективность научных фактов, их эмпирическая проверка. Вклад в развитие социологии О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса,

Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина. Неклассические

идеалы научности в социологии. Современный этап развития

социологиче ского знания. Теория структурации Э. Гидденса. Генетический структурализм П. Бурдье. Теория самореферентных систем Н. Лукмана. Символический интеракционизм Дж. Мида. Социодрамматический подход И. Гофмана. Фе номенологическая социология П. Бергера.


Ц е л ь занятия: формирование представлений об основных школах, этапах формирования, проблемах социологической науки и ее современном состоянии.

Ф о р м а п р о в е д е н и я: обсуждение вопросов, выступление с докладами,

сообщениями, индивидуальный опрос, дискуссия.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Идеалы научности в классической социологии.

2. Вклад в развитие социологии О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса,

Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина.

3. Современный этап развития социологического знания. Теория

структурации Э. Гидденса. Генетический структурализм П. Бурдье. Теория самореферентных систем Н. Лумана. Символический интеракционизм Дж. Мида. Социодрамматический подход И. Гофмана. Феноменологическая социология П. Бергера.


ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ

1. Взаимосвязь идеалов научности в социологии с развитием культуры и

естественных наук.

2. Неклассические идеалы научности в социологии.

3. Понимающая социология М. Вебера.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


  1. Чем отличаются научные знания в социологии от социально- философских знаний?

  2. Каковы отличия научного знания от обыденных представлений о социальной реальности?

3. В результате каких научных процедур факт реальности переводится в

научный факт?



  1. Чем обеспечивается достоверность, обоснованность, объективность

научных фактов?

Тема 3. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы социологического познания. Общенаучные методы в социологии.

Социологические методы. Цели теоретической и прикладной социологии.

Программа и рабочий план прикладного социологического исследования.

Формулировка проблемы исследования. Определение объекта и предмета

исследования. Определение цели и задач исследования. Уточнение и

интерпретация основных понятий. Предварительный системный анализ объекта исследования. Формулировка рабочих гипотез. Выделение обследуемой

совокупности. Общий (стратегический) план исследования. Методы сбора и анализа данных в социологических исследованиях.

Ц е л ь: изучение методов социологии, отличительных признаков

теоретического и эмпирического уровней социологического знания, методики организации и проведения социологического исследования.

Ф о р м а п р о в е д е н и я: обсуждение вопросов, выступление с докладами , сообщениями, индивидуальный опрос, дискуссия. Разбор конкретной

ситуации: организация тренировочных социологических опросов


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Методы социологического познания.

2. Цели и методы теоретической и прикладной социологии.

3. Программа и рабочий план прикладного социологического исследования.

4. Методы сбора и анализа данных в социологических исследованиях.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ

1. Общенаучные и социологические методы в социальном познании.

2. Методы выборки в социологических исследованиях.

3. Основные методы сбора данных в социологических исследованиях.

4. Методы анализа данных в социологических исследованиях.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Чем отличаются теоретические исследования социальной реальности от

прикладных социологических исследований?

2. Назовите общенаучные методы, применяемые в социологии.

3. Что выступает в качестве проблемы теоретических и прикладных

исследований?



  1. Перечислите узловые элементы программы прикладного социологического исследования.

  2. Назовите основные методы сбора и анализа информации в

социологических исследованиях.

.

Тема 4. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Понятие и признаки общества. Эволюционные ступени развития общества. Общество первобытных охотников и собирателей. Общество скотоводов и

земледельцев. Аграрное общество. Индустриальное общество.

Постиндустриальное общество. Культурные и цивилизационные характеристики общества. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Традиционная и техногенная цивилизации. Волны цивилизационного развития Э. Тоффлера. Общество как социальная система. Теории социальных систем Т. Парсонса, Н. Лукмана. Современные системные представления общества. Динамические модели развития общества.

Ц е л ь: закрепление знаний об эволюционных ступенях развития обще ства, о культурных и цивилизационных характеристиках общества, об обществе как социальной системе, о динамических моделях развития общества.

Ф о р м а п р о в е д е н и я: обсуждение вопросов, выступление с докладами,

сообщениями, индивидуальный опрос, дискуссия.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Понятие и признаки общества.

2. Эволюционные ступени развития общества.

3. Культурные и цивилизационные характеристики общества.

4. Общество как социальная система.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ

1. Волны цивилизационного развития Э. Тоффлера.

2. Традиционная и техногенная цивилизация.

3. Теория социальных систем Т. Парсонса.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Перечислите признаки общества.

2. Назовите исторические типы обществ.

3. Какими чертами характеризуется традиционное общество?

Чем индустриальное общество отличается от постиндустриального?

4. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?

5. Какими достоинствами и недостатками обладает представление

общества в качестве социальной системы?



Тема 5. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Личность как объект социологии. Подходы к изучению личности в социологии. Личность в ролевой теории. Структура качеств личности. Индивид,

индивидуальность, социальный тип. Нормативный и модальный типы

личности. Социализация личности. Внутренние и внешние факторы поведения

личности. Потребности, ценностные ориентации, интересы, установки и цели

личности. Социальные ценности, социальные нормы, социальный контроль.

Механизм социальной детерминации поведения личности. Факторы развития

человеческого потенциала.

Ц е л ь: выработка представлений об особенностях изучения личности в

социологии, изучение структуры качеств личности, типов личности,

механизмов социальной детерминации поведения личности, способов

формирования человеческого потенциала.

Ф о р м а п р о в е д е н и я: обсуждение вопросов, выступление с докладами, сообщениями, индивидуальный опрос, дискуссия.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Личность как объект социологии.

2. Структура качеств личности. Индивид, индивидуальность, социальный тип.

3. Нормативный и модальный типы личности.

4. Социализация личности.

5. Механизм социальной детерминации поведения личности.

6. Факторы развития человеческого потенциала.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ

1. Подходы к изучению личности в социологии.

2. Внутренние и внешние факторы поведения личности.

3. Теория потребностей А. Маслоу.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Сформулируйте социологическое определение личности.

2. Какими понятиями раскрывается структура качеств личности?

3. Чем различаются нормативный и модальный типы личности?

4. Как принято называть процесс усвоения индивидом элементов

культуры, социальных норм и ценностей?

5. Чем обусловлен выбор субъектом того или иного варианта поведения?

6. Как связано развитие личности с человеческим потенциалом? Что

характеризует индекс развития человеческого потенциала?
Тема 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ,

СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Понятие социального действия. Теория социального действия М. Вебера.

Теория социального действия Т. Парсонса. Неклассические трактовки

социального действия. Активистская модель социального действия. Ценностный выбор субъекта. Зависимость социальной среды от сознания и поведения субъекта. Социальное взаимодействие и его типы. Основные характеристики социальных взаимодействий. Социальные коммуникации. Социальные отношения. Типы социальных отношений П. Сорокина

Ц е л ь: освоение и понимание теорий и механизмов социального действия

и взаимодействия, типов социальных отношений.

Ф о р м а п р о в е д е н и я: обсуждение вопросов, выступление с докладами, сообщениями, индивидуальный опрос, дискуссия.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Понятие социального действия.

2. Теории социального действия.

3. Социальное взаимодействие и его типы.

4. Социальные отношения. Типы социальных отношений.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ

1. Теория социального действия М. Вебера.

2. Теория социального действия Т. Парсонса.

3. Основные характеристики социальных взаимодействий.

4. Типы социальных отношений П. Сорокина

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Назовите признаки социального действия.

2. Какие типы социального действия выделил М. Вебер?

3. В чем особенности социального действия в теории Т. Парсонса?

4. Перечислите типы взаимодействий.

5. Какие типы социальных отношений характерны для традиционного,

индустриального и постиндустриального обществ?


Тема 7. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Сущность, причины и виды девиантного поведения. Делинквентное поведение. Криминальное поведение. Биологические, психологические и социально-психологические объяснения девиантного поведения. Концепция

социологического объяснения девиации и теория аномии Э. Дюркгейма. Типы

девиантного поведения по Р. Мертону. Конформность, инновация, ритуализм, ретритизм, бунт как типы поведения. Организованная преступность.

Роль девиации в социальных системах и методы снижения ее негативного

влияния в организации.

Ц е л ь: знакомство с социологическими объяснениями и концепциями

девиантного поведения, изучение видов и типов девиантного поведения.

Ф о р м а п р о в е д е н и я: обсуждение вопросов, выступление с докладами, сообщениями, индивидуальный опрос, дискуссия. Разбор конкретной ситуации.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Сущность, причины и виды девиантного поведения.

2. Концепция социологического объяснения девиации Э. Дюркгейма.

3. Типы девиантного поведения по Р. Мертону.

4. Роль девиации в социальных системах и методы снижения ее негативного

влияния в организации.


ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ

1. Биологические, психологические и социально-психологические объяснения

девиантного поведения.

2. Теория самоубийств Э. Дюркгейма.

3. П. Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Перечислите виды девиантного поведения.

2. В чем особенности социологического объяснения девиантного поведения?

3. Назовите пять возможных видов поведения по Р. Мертону.

4. Какие виды девиантного поведения могут быть отнесены к массовым?

5. Назовите типичные виды девиантного поведения руководителей.


Тема 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, ОБЩНОСТИ, ИНСТИТУТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ

Подходы к пониманию социальной структуры общества. Социальные статусы и социальные роли. Социальные группы, общности, коллективы. Социальные институты. Фундаментальные институты общества. Социальные организации. Виды социальных организаций. Идеальный тип административной организации М. Вебера. Теория социальной организации А. Пригожина. Социально-классовая, социально-демографическая, национально-этническая, социально-профессиональная, территориальная структуры общества

Ц е л ь: изучение подходов к пониманию социальной структуры общества,

освоение социологических понятий «социальный статус», «социальная роль»,

изучение особенностей социальных институтов и социальных организаций.

Ф о р м а п р о в е д е н и я: обсуждение вопросов, выступление с докладами,- сообщениями, индивидуальный опрос, дискуссия.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Подходы к пониманию социальной структуры общества.

2. Социальные статусы и социальные роли.

3. Социальные группы, общности, коллективы.

4. Социальные институты и социальные организации.

5. Социально-классовая, социально-демографическая, национально-этническая,

социально-профессиональная, территориальная структуры общества.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ

1. Фундаментальные институты общества.

2. Идеальный тип административной организации М. Вебера.

3. Теория социальной организации А. Пригожина.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Дайте определение социальной структуры.

2. В чем особенности существующих подходов к раскрытию структуры

общества?

3. Чем предписанный социальный статус отличается от достигаемого?

4. Чем отличаются социальные общности от социальных групп?

5. Назовите фундаментальные социальные институты общества.
Тема 9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Социальное неравенство. Эволюция проблемы социального неравенства.

Отношение к социальному неравенству в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе. Социальная стратификация. Критерии

социальной стратификации. Типы стратификационных систем. Профили стратификации и устойчивость общества. Социальная мобильность. Виды мобильности. Каналы мобильности. Взаимосвязь социальной мобильности и открытости общества

Ц е л ь: формирование представлений об эволюции проблемы социального

неравенства, изучение теорий социальной стратификации и мобильности.

Ф о р м а п р о в е д е н и я: обсуждение вопросов, выступление с докладами, сообщениями, индивидуальный опрос, дискуссия.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Социальное неравенство. Эволюция проблемы социального неравенства.

2. Социальная стратификация. Критерии социальной стратификации.

3. Социальная мобильность. Виды мобильности. Каналы мобильности.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ

1.Отношение к социальному неравенству в традиционном,

индустриальном и постиндустриальном обществах.

2. Типы стратификационных систем.

3. Профили стратификации и устойчивость общества.

4. Взаимосвязь социальной мобильности и открытости общества.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Дайте характеристику элитарных, эгалитарных и меритократических

концепций расслоения общества.

2. Какие критерии лежат в основе выделения страт общества?

3. Перечислите основные системы социальной стратификации.

4. Чем отличаются классовый подход от стратификационного?

5. Почему устойчивость общества тесно связана с профилем стратификации?

6. Какие каналы мобильности существуют в российском обществе?


Тема 10. ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Природа власти в социальных системах, ее типы. Идеальные типы

господства по М. Веберу. Свойства власти. Легитимность и легальность власти.

Источники и ресурсы власти. Структура и функции власти в обществе. Раз-

деление властей. Особенности реализации власти в организации. Принципы

реализации власти в обществе.

Ц е л ь: закрепление представлений о природе власти, ее источниках и

ресурсах, изучение функций власти и принципов реализации.

Ф о р м а п р о в е д е н и я: обсуждение вопросов, выступление с докладами, сообщениями, индивидуальный опрос, дискуссия.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Природа власти в социальных системах, ее типы. Свойства власти.

2. Легитимность и легальность власти.

3. Источники и ресурсы власти.

4. Функции власти в обществе

5. Принципы реализации власти в обществе.


ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ

1. Идеальные типы господства по М. Веберу.

2. Принцип разделения властей.

3. Особенности реализации власти в организации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


  1. Дайте определение власти. Чем отличается легальная власть от

легитимной?

2. Какие источники власти приобретают особую важность в современном

обществе?

3. Перечислите основные функции власти.

4. Чем отличается власть формального руководителя от власти

неформального лидера?



  1. Каковы условия доверия общества к власти?


Тема 11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА

Основные политические институты современного общества. Государство,

его признаки. Формы правления. Политические режимы. Территориальная

структура государства. Характеристики демократического государства.

Правовое государство и гражданское общество. Особенности социального

государства. Система государственной власти Российской Федерации. Политические партии. Типология политических партий. Общественные организации. Социальные движения. Выборы как политический институт. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Ц е л ь: изучение особенностей политических институтов, их роли в

функционировании и развитии общества.

Ф о р м а п р о в е д е н и я: обсуждение вопросов, выступление с докладами, сообщениями, индивидуальный опрос, дискуссия.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Основные политические институты современного общества.

2. Государство, его признаки. Формы правления. Политические режимы.

Территориальная структура государства.

3. Политические партии. Типология политических партий.

4. Общественные организации. Социальные движения.

5. Выборы как политический институт.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ

1. Характеристики демократического государства.

2. Правовое государство и гражданское общество.

3. Особенности социального государства.

4. Система государственной власти Российской Федерации.

5. Общественное мнение как институт гражданского общества.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ



  1. Какие институты современного общества могут быть отнесены к

основным политическим институтам?

2. Перечислите признаки государства.

3. Перечислите наиболее важные характеристики демократического

правового социального государства.

4. Каковы признаки политической партии?

5. В чем особенности общественных организаций и социальных движений

6. Назовите основные типы избирательных систем.
Тема 12. СЕМЬЯ И БРАК

Социология семьи: становление и развитие. Понятия семьи и брака, их

исторические типы. Групповой брак, моногамия, полигамия. Семья как

социальный институт и малая группа. Нуклеарная семья и расширенная семья.

Функции семьи. Распределение ролей в семье. Жизненный цикл семьи.

Стадии жизненного цикла семьи. Тенденции в развитии современной семьи.

Ц е л ь: закрепление понятий «семья», «брак», изучение особенностей

семьи как социального института и малой группы, формирование представ-

лений о тенденциях в развитии современной семьи.

Ф о р м а п р о в е д е н и я: обсуждение вопросов, выступление с докладами, сообщениями, индивидуальный опрос, дискуссия. Разбор конкретной

ситуации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Понятия семьи и брака, их исторические типы.

2. Семья как социальный институт и малая группа.

3. Жизненный цикл семьи.

4. Тенденции в развитии современной семьи.


ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ

1. Социология семьи: становление и развитие.

2. Функции семьи.

3. Семья как малая группа. Распределение ролей в семье.

4. Стадии жизненного цикла семьи.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Чем семья отличается от брака?

2. Перечислите известные вам исторические формы брака.

3. Какие функции семьи вы считаете наиболее важными в современном

обществе?

4. Какие критерии являются ключевыми для выделения стадий жизненного

цикла семьи?

5. Перечислите устойчивые тенденции в развитии семейно-брачных от-

ношений.
Тема 13. КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА

Социологическое понятие культуры. Основные элементы культуры

общества. Структура и разновидности культуры общества. Высокая, элитарная,

массовая и народная культуры. Субкультуры общества. Организационная

культура. Национальные деловые культуры. Религия как специфическая

форма культуры общества. Мировые и национальные религии. Системно-

организационные и конфликтные функции культуры. Классическая и

неклассическая трактовки роли культуры в обществе. Основные характеристики развития культуры общества. Исторический характер и самобытность культуры общества.

Ц е л ь: изучение особенностей социологического понимании культуры,

ее элементов и функций, знакомство с представлениями о религии как

специфической формы культуры общества.

Ф о р м а п р о в е д е н и я: обсуждение вопросов, выступление с докладами,

сообщениями, индивидуальный опрос, дискуссия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ


  1. Социологическое понятие культуры. Основные элементы культуры

общества.

2. Организационная культура.

3. Религия как специфическая форма культуры общества. Мировые и

национальные религии.

4. Функции культуры. Классическая и неклассическая трактовки роли

культуры в обществе.



  1. Основные характеристики развития культуры общества.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ

1. Структура и разновидности культуры общества.

2. Субкультуры общества.

3. Национальные деловые культуры.

4. Исторический характер и самобытность культуры общества.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Перечислите основные элементы культуры общества.

2. Какие разновидности культуры существуют в современном обществе?

3. Почему религию относят к специфической форме культуры общества?

4. Какие религии относятся к мировым?
Тема 14. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Основные подходы к изучению социальных изменений. Понятие социального процесса и его формы. Линейные, циклические и вариативные процессы. Прогресс и регресс в социальных изменениях. Революционные и эволюционные изменения. Порядок и хаос в социальных системах. Детерминизм и индетерминизм в объяснении социальных изменений. Концепция социокультурной динамики П. Сорокина. Принцип имманентного изменения социокультурных систем. «Энергия» социокультурной системы. Концепция этногенеза Л. Н. Гумилева. Цикл пассионарного напряжения этноса.

Ц е л ь: формирование представлений о социальных процессах и социальных изменениях, об организационной динамике, изучение подходов к их объяснению.

Ф о р м а п р о в е д е н и я: обсуждение вопросов, выступление с докладами, сообщениями, индивидуальный опрос, дискуссия.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Понятие социального процесса и его формы. Линейные, циклические и

вариативные процессы.


  1. Прогресс и регресс в социальных изменениях. Революционные и

эволюционные изменения.

3. Детерминизм и индетерминизм в объяснении социальных изменений.

4. Порядок и хаос в социальных системах.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ

1. Основные подходы к изучению социальных изменений.



2. Концепция социокультурной динамики П. Сорокина.

3. Концепция этногенеза Л. Н. Гумилева.

4. Детерминированный хаос в социальных системах.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что понимается под социальным процессом? Перечислите разновидности-

социальных процессов.

2. Что предполагает концепция прогресса в развитии общества?

3. Какими признаками характеризуется нелинейность развития социальных

систем?

4. В чем состоит принцип имманентного изменения социокультурных



систем?

5. Какие концепции решения проблемы социального порядка Вы можете

назвать?
Тема 15. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Основы теории социальных конфликтов. Особенности традиционного и

конфликтологического понимания социальных систем. Объяснения

конфликтности социальных отношений. Структурные элементы конфликтной

ситуации. Процессуальный характер конфликта, его стадии. Типология

конфликтов. Источники и причины социальных конфликтов. Особенности социальных конфликтов в организации. Закономерности и модели конфликтных процессов. Управление конфликтными процессами в организации.

Ц е л ь: изучение особенностей социальных конфликтов, ознакомление с

методами управления конфликтными процессами.

Ф о р м а п р о в е д е н и я: обсуждение вопросов, выступление с докладами,

сообщениями, индивидуальный опрос, дискуссия. Разбор конкретной

ситуации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Основы теории социальных конфликтов. Объяснения конфликтности

социальных отношений.

2. Структурные элементы конфликтной ситуации. Типология конфликтов.

3. Источники и причины социальных конфликтов.

4. Методы разрешения межличностных конфликтов.

5. Управление конфликтными процессами в организации.


ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ

  1. Особенности традиционного и конфликтологического понимания

социальных систем.

2. Процессуальный характер конфликта, его стадии.

3. Особенности социальных конфликтов в организации.

4. Закономерности и модели конфликтных процессов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


  1. Что понимается под социальным конфликтом? Перечислите

разновидности социальных конфликтов.

  1. В чем отличия традиционного и конфликтологического подходов к

объяснению социальных конфликтов?

3. Каковы причины организационных конфликтов?

4. Какими показателями измеряется степень конфликтности?

5. Какими методами снижается социальная напряженность в организации?


Тема 16. ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЙ СИСТЕМЫ

Развитие представлений о мировой системе. Теории зависимости. Центр и

периферия мировой системы. Мировая система как сообщество независимых

суверенных государств. Теория мировой системы И. Валлерстайна. Теория

глобальной «ойкумены». Теории модернизации. Образы возможного мирового порядка. Однополярный и многополярный мир. Сценарии возможного мирового развития. Место России в мировом сообществе.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что понимается под мировой системой? Назовите основные теории раз-

вития мировой системы.

2. По каким уровням стратифицировал государства мировой системы

И. Валлерстайн?

3. Что понимается под модернизацией в современных ее концепциях?

4. Какие существуют сценарии развития мировой системы и образы

возможного мирового порядка?

5. Какое влияние оказывает сегодня Россия на развитие мировой системы?

Тема 17. ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Понятие глобализации. Процессы глобализации в современном обществе.

Признаки глобализации в экономической, политической, культурной и

коммуникативной сферах. Возможные социальные последствия глобализации.

Оценка процессов глобализации и ее последствий. Глобальные проблемы

современного общества. Экологические проблемы. Демографические проблемы. Продовольственная проблема. Проблемы кризиса культуры. Проблемы войны и мира. Проблема терроризма. Проблемы бедности и отсталости развивающихся стран. Роль социального управления в преодолении глобальных кризисов.

Ц е л ь: закрепление представлений о мировой системе, изучение теорий

и сценариев возможного мирового развития, процессов глобализации и

глобальных проблем современного общества.

Ф о р м а п р о в е д е н и я: обсуждение вопросов, выступление с докладами,

сообщениями, индивидуальный опрос, дискуссия.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Развитие представлений о мировой системе.

2. Мировая система как сообщество независимых суверенных государств.

3. Теории модернизации.

4. Образы возможного мирового порядка и сценарии мирового развития.

5. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества.


ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ

1. Теория мировой системы И. Валлерстайна.

2. Теория глобальной «ойкумены».

3. Однополярный и многополярный мир.

4. Место России в мировом сообществе.

5. Признаки глобализации в экономической, политической, культурной и

коммуникативной сферах.

6. Роль государственного и муниципального управления в решении гло-

бальных проблем современного общества.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Перечислите ключевые моменты становления глобалистики. Какую

роль в понимании проблем развития общества сыграл Римский клуб?

2. Каковы признаки глобализации в сфере экономики, культуры, политики

и коммуникаций?

3. Как можно классифицировать различные оценки процессов глобализации?

4. Какими признаками характеризуются глобальные проблемы современности?

5. Перечислите наиболее острые глобальные проблемы современности.
4.Примерные темы рефератов и научных докладов:

1. Социология как наука об обществе.

2. Социологический проект О. Конта.

3. Особенности развития отечественной социологии.

4. Взаимосвязь идеалов научности в социологии с развитием культуры и

естественных наук.

5. Неклассические идеалы научности в социологии.

6. Понимающая социология М. Вебера.

7. Общенаучные и социологические методы в социальном познании.

8. Методы выборки в социологических исследованиях.

9. Основные методы сбора данных в социологических исследованиях.

10. Методы анализа данных в социологических исследованиях.

11. Волны цивилизационного развития Э. Тоффлера.

12. Традиционная и техногенная цивилизация.

13. Теория социальных систем Т. Парсонса.

14. Подходы к изучению личности в социологии.

15. Внутренние и внешние факторы поведения личности.

16. Теория потребностей А. Маслоу.

17. Теория социального действия М. Вебера.

18. Теория социального действия Т. Парсонса.

19. Основные характеристики социальных взаимодействий.

20. Типы социальных отношений по П. Сорокину.

21. Биологические, психологические и социально-психологические

объяснения девиантного поведения.

22. Теория самоубийств Э. Дюркгейма.

23. П. Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка

24. Фундаментальные институты общества.

25. Идеальный тип административной организации М. Вебера.

26. Теория социальной организации А. Пригожина.

27. Отношение к социальному неравенству в традиционном, индустри-

альном и постиндустриальном обществах.

28. Типы стратификационных систем.

29. Профили стратификации и устойчивость общества.

30. Взаимосвязь социальной мобильности и открытости общества.

31. Идеальные типы господства М. Вебера.

32. Принцип разделения властей.

33. Особенности реализации власти в организации.

34. Характеристики демократического государства.

35. Правовое государство и гражданское общество.

36. Особенности социального государства.

37. Система государственной власти Российской Федерации.

38. Общественное мнение как институт гражданского общества.

39. Социология семьи: становление и развитие.

40. Функции семьи.

41. Семья как малая группа. Распределение ролей в семье.

42. Стадии жизненного цикла семьи.

43. Структура и разновидности культуры общества.

44. Субкультуры общества.

45. Национальные деловые культуры.

46. Исторический характер и самобытность культуры общества.

47. Основные подходы к изучению социальных изменений.

48. Концепция социокультурной динамики П. Сорокина.

49. Концепция этногенеза Л. Н. Гумилева.

50. Детерминированный хаос в социальных системах.

51. Особенности традиционного и конфликтологического понимания социальных систем.

52. Процессуальный характер конфликта, его стадии.

53. Особенности социальных конфликтов в организации.

54. Закономерности и модели конфликтных процессов.

55. Теория мировой системы И. Валлерстайна.

56. Теория глобальной «ойкумены».

57. Однополярный и многополярный мир.

58. Место России в мировом сообществе.

59. Признаки глобализации в экономической, политической, культурной и

коммуникативной сферах.

60. Возможные социальные последствия глобализации.

61. Роль государственного управления в преодолении глобальных кризисов.


  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка