Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:
-
Пояснительная записка
1.1 цели и задачи дисциплины
Цель курса: сформировать у студентов компетентность в применении здоровьесберегающих методов и приемов на основе метода элементарного музицирования, позволяющую самосовершенствоваться в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся, привития им навыков здорового образа жизни.
Задачи курса:
-
изучить развивающие и здоровьесберегающие музыкально-педагогические подходы на основе метода элементарного музицирования, соотнести их с информацией о многообразии существующих вариантов;
-
практически овладеть многообразными формами, методами и приемами организации здоровьесберегающего пространства на уроке музыки и во внеурочной деятельности с учащимися на разных возрастных этапах;
-
овладеть главными ориентирами в здоровьесберегающем процессе:
-
подбором специального музыкального материала, адресно корректирующего отставания или нарушения эмоционального, двигательного, речевого, коммуникативного развития;
-
вариативностью организации уроков или занятий (терапевтических, способствующих психологическому, эмоциональному равновесию; коррекционных, направленных на решение эмоциональных, двигательных, речевых, коммуникативных нарушений; комплексных, усиливающих педагогическое действие, направленное на сохранение здоровья ребенка);
-
построением коррекционно-развивающего воздействия музыки на эмоционально-коммуникативном и личностно-деятельностном подходах.
-
способствовать практической реализации программы музыкального воспитания детей «Соловушка» в образовательном процессе;
-
содействовать формированию исследовательской культуры студента.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Дисциплина «Здоровьесберегающий потенциал музыкальной педагогики» относится к профессиональному циклу дисциплин по выбору (Б3.В. ДВ.10). Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин: «Частные методики дополнительного музыкального образования», «Музыкальное образование детей дошкольного возраста в процессе подготовки к школе», «Технологии музыкального образования», «Развитие голоса и методика вокально-хоровой работы», «Психология детского творчества».
Содержание курса является существенным дополнением к профессиональной, теоретической и практической подготовке специалистов музыкального образования. Основное место отведено художественным здоровьесберегающим методам и приемам. Показана роль и влияние элементарного музицирования на формирование личности школьника, его гармоничное развитие. Предложены пути творческого подхода педагога к реализации программы в условиях современных образовательных учреждений разного профиля.
В курсе рассматриваются варианты адаптаций метода элементарного музицирования к различным направлениям педагогической деятельности: здоровьесберегающему, коррекционно-развивающему, а также игровому, учебному, исполнительскому. Изучается международный опыт применения метода элементарного музицирования, как средства психокоррекции, психотерапии, музыкотерапии.
1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.
В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:
общекультурными (ОК):
-
способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
-
готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
общепрофессиональными (ОПК):
-
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);
в области педагогической деятельности (ПК):
-
способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
-
готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-8).
специальными (СК):
-
готов использовать музыкально-дидактический материал, таблицы, картины, учебные пособия, аудио- и видеопособия, кино- и телефильмы (СК-6).
В результате освоения дисциплины студент должен:
-
знать ценностные основы профессиональной деятельности в сфере музыкального образования, здоровьесбережения детей; филогенетическую, синкретическую сущность и психологические механизмы элементарного музицирования, условия и способы его адаптации к традиционному уроку музыки;
-
уметь применять знания основ творческого музицирования в учебной и профессиональной деятельности, находить креативные решения, использовать интегративные связи; готовить сообщения, участвовать в дискуссиях по проблемам здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса;
-
владеть способами организации совместной творческой деятельности на основе комплекса принципов элементарного музицирования: креативности, синкретизма, сотворчества; методами оценки эффективности процесса и результатов обучения; аргументацией личностно-профессиональной позиции в вопросах оценивания творческого продукта детей, высказывания своего мнения.
2. Структура и трудоёмкость дисциплины
Курс изучается на 8 семестре и рассчитан на 11 лекционных и 22 практических занятия. Самостоятельной работе отводится 39 часов. По окончании курса проводится зачет. Общая трудоемкость составляет 72 часа, две зачетных единицы.
3. Тематический план
По графику учебного процесса студенты V курса выходят на 8 семестр после прохождения производственной (педагогической) практики (с отрывом от учебного процесса) с 5-й недели второго полугодия. По количеству недель 8 семестр равен 11 неделям и состоит из 2-х модулей: 2-го (6 недель) и 3-го (5 недель).
Таблица 1.
№ п/п
|
Тема
|
недели
семестра
|
Виды учебной работы и самостоятельная работа,
в час.
|
Итого час. по теме
|
Из них в интерактив. форме, час.
|
Итого кол-во баллов
|
Лекции, час.
|
Семинар.
(практич.) занятия, час.
|
Сам. работа, час.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
М о д у л ь 2
|
1.
|
Краткий экскурс в историю применения искусства в лечении и коррекции нарушений развития и здоровья.
|
1
|
3
|
—
|
1
|
4
|
—
|
0-7
|
2.
|
Обоснование возможности использования программы «Соловушка» в образовательном процессе.
|
1
|
1
|
2
|
2
|
5
|
2
|
0-8
|
3.
|
Характеристика разделов программы, анализ и значение основных музыкально-педагогических концепций, методов, лежащих в основе программы.
|
1
|
1
|
2
|
1
|
4
|
2
|
0-8
|
4.
|
Принципы подбора и анализ репертуара, возможности его творческого варьирования.
|
1
|
1
|
2
|
4
|
7
|
2
|
0-8
|
5.
|
Адаптационный период.
|
1
|
1
|
2
|
3
|
6
|
2
|
0-9
|
6.
|
Послеадаптационный период.
|
1
|
1
|
2
|
3
|
6
|
2
|
0-9
|
Всего:__6__8__10__14'>Всего:
|
6
|
8
|
10
|
14
|
32
|
10
|
0-49
|
М о д у л ь 3
|
1.
|
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми, имеющими речевые нарушения. О значении пальчиковых игр в развитии детей и педагогической практике.
Психотерапевтические и коррекционно-развивающие возможности пения.
|
1
|
1
|
2
|
5
|
8
|
2
|
0-9
|
2.
|
Игры и упражнения на эмоциональное развитие.
|
1
|
|
3
|
5
|
8
|
3
|
0-11
|
3.
|
Музыкально-двигательные игры и упражнения – механизм уравновешивания в системе «организм-среда».
|
1
|
2
|
2
|
5
|
8
|
2
|
0-11
|
4.
|
Виды развивающих, здоровьесберегающих занятий (уроков музыки) и способы их организации.
|
1
|
|
2
|
5
|
8
|
2
|
0-10
|
5.
|
Работа с видеоматериалом. Отечественные и международные курсы по элементарному музицированию (по линии Российского педагогического общества Карла Орфа, г. Челябинск, В. Жилин).
Элементарные танцы народов мира.
|
1
|
|
3
|
5
|
8
|
3
|
0-10
|
Всего
|
5
|
3
|
12
|
25
|
40
|
12
|
0-51
|
Итого (часов, баллов)
|
11
|
11
|
22
|
39
|
72
|
22
|
0-100
|
Из них в интерактивной форме
|
10
|
|
22
|
|
|
22
|
|
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 2.
№ темы
|
Устные формы
|
Письменные формы
|
Практические формы
|
Итоговое колич. баллов
|
Экспресс-ответ
|
Анализ ситуаций
|
Ответ на семинаре
|
Интернет-материал
|
Планирование уроков пед. практики
|
Составление сравнит.
таблиц, лог. схем
|
Эссе
|
Творческий групп.овой проект
|
Творческие задание
|
Модуль 2
|
2. 1.
|
0-4
|
|
|
|
|
|
0-3
|
|
|
0-7
|
2..2.
|
|
|
0-2
|
|
|
0-3
|
0-3
|
|
|
0-8
|
2..3.
|
|
|
0-5
|
0-3
|
|
|
|
|
|
0-8
|
2. 4.
|
|
0-1
|
|
|
|
|
|
0-4
|
0-3
|
0-8
|
2..5.
|
|
0-2
|
|
|
|
|
|
0-3
|
0-4
|
0-9
|
2..6.
|
|
0-2
|
|
|
|
|
|
0-3
|
0-4
|
0-9
|
Всего
|
0-4
|
0-5
|
0-7
|
0-3
|
|
0-3
|
0-6
|
0-10
|
0-11
|
0-49
|
Модуль 3
|
3. 1.
|
|
0-2
|
|
|
|
0-2
|
|
0-5
|
|
0-9
|
3. 2.
|
|
0-3
|
|
|
|
|
|
0-5
|
0-3
|
0-11
|
3. 3.
|
|
|
0-5
|
|
0-3
|
0-3
|
|
|
|
0-11
|
3. 4.
|
|
0-2
|
|
|
0-4
|
|
|
0-4
|
|
0-10
|
3..5
|
|
0-2
|
|
|
0-4
|
|
|
0-4
|
|
0-10
|
Всего
|
|
0-9
|
0-5
|
|
0-11
|
0-5
|
|
0-18
|
0-3
|
0-51
|
Итого
|
0-4
|
0-14
|
0-12
|
0-3
|
0-11
|
0-8
|
0-6
|
0-28
|
0-14
|
0-100
|
Планирование самостоятельной работы студентов
Таблица 3.
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Таблица 4.
№ п/п
|
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
2.1
|
2..2
|
2..3
|
2.4
|
2..5
|
2.6
|
3.1
|
3..2
|
3..3
|
3.4
|
3.5
|
1
|
Частные методики дополнительного музыкального образования
|
|
+
|
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
+
|
|
2
|
Музыкальное образование детей дошкольного возраста в процессе подготовки к школе
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3
|
Технологии музыкального образования
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
4
|
Развитие голоса и методика вокально-хоровой работы
|
|
|
|
|
+
|
|
|
+
|
+
|
|
|
5
|
Психология детского творчества
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
5. Содержание дисциплины
Модуль 2
Поділіться з Вашими друзьями: |