Повышение эффективности государственного регулирования предпринимательства в лесоперерабатывающем комплексе Северо-Западного региона



Скачати 474.23 Kb.
Сторінка1/3
Дата конвертації16.04.2016
Розмір474.23 Kb.
  1   2   3


На правах рукописи

САФРОНОВА ЛИЛИЯ ФЕДОРОВНА
Повышение эффективности государственного регулирования предпринимательства в лесоперерабатывающем комплексе Северо-Западного региона

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика предпринимательства)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Санкт - Петербург

2013

Работа выполнена в Санкт-Петербургском университете управления и экономики




Научный руководитель:

кандидат экономических наук, доцент

Трофимов Герман Александрович


Официальные оппоненты:

Ачба Любовь Викторовна




доктор экономических наук, доцент, НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики», профессор кафедры финансов и бухгалтерского учета





Тростинский Дмитрий Рафаилович




кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им.С.М.Кирова», заведующий кафедрой маркетинга и основ менеджмента


Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

Защита состоится «____»___________________2013 г. в ________часов

на заседании диссертационного совета Д521.009.01 при НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики» по адресу: 191103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики», с авторефератом – на официальном сайте ВАК Министерства образования и науки РФ www.vak.ed.qov.ru и на сайте Университета www.spbume.ru.


Автореферат разослан «____»_________________2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор экономических наук

профессор Наталья Петровна Голубецкая
I. Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования.

В последние годы в России были созданы условия для развития динамичной и достаточно эффективной предпринимательской деятельности, в том числе в малых предпринимательских структурах. Однако предпринимательская деятельность в условиях рыночной экономики в части стратегии развития отличается рисками, неопределенностью, нестабильностью, усилением вероятностных процессов, трудно предсказуемым ходом развития событий. Данные обстоятельства обуславливают необходимость постоянного поиска решений, которые бы обеспечивали конкурентные преимущества предприятий промышленного перерабатывающего комплекса по виду экономической деятельности - деревообработка, а также разработки адекватного стиля управления и культуры стратегической системы планирования в организации.

Наряду с этим остро стоят вопросы организации производства, соответствующего современным научно-техническим требованиям, обеспечения конкурентоспособного качества выпускаемой продукции, сохранения окружающей среды, поддержки объектов социальной сферы и др., что в свою очередь требует значительных инвестиций. Решение этих проблем напрямую связано с углублением реформационных процессов, что, в свою очередь, приводит к решению сложных задач диверсификации и реструктуризации деревообрабатывающих предприятий, модернизации и обновления производственной сферы. В этом можно видеть выход из системного кризиса перспективного для России производственно-экономического, и в тоже время пока экспорториентированного лесопромышленного комплекса. Как показали наши исследования, повышение инвестиционной привлекательности предприятий перерабатывающего комплекса напрямую зависит от эффективности системы управления предпринимательством на всех уровнях, разработки и использования механизма стратегии развития предпринимательства. С учетом особенностей этого комплекса в части возобновляющего сырьевого ресурса, от эффективности структуры управления производством продукции с учетом стабильного спроса, рационального использования и непрерывного развития потенциала предприятий, особенно в части их основных фондов. Для роста эффективности российским компаниям следует адаптировать рыночную, производственную и сырьевую политику к посткризисным реалиям. Эти факторы и стратегическая политика в промышленном перерабатывающем комплексе предопределяют необходимость модернизации механизма, как внутреннего, так и внешнего экономического управления организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности, дальнейшего совершенствования стратегии развития предпринимательской деятельности в деревообработке.

Степень разработанности проблемы. Вопросам государственного управления экономикой, включая отдельные сферы, комплексы и предпринимательские структуры, а также о необходимости непрерывных преобразований в экономике, важности поиска новых механизмов и стратегий, продуктов и технологий, новых организационно-управленческих комбинаций производства, инновационной деятельности организаций в отечественной и зарубежной литературе уделяется повышенное внимание. Значительный вклад в разработку проблем структурных преобразований в экономике, теории и практике менеджмента, стратегического планирования, конкурентоспособности посвящены труды Л.И. Абалкина, А.Г. Аганбегяна, Л.С. Барютина, С.Ю. Глазьева, А.Г. Грязновой, А.И. Добрынина, Л. И. Евсеенко, Н.Д. Кондратьева, Л.Н. Оголевой, Й.А. Шумпетера, Ю.В. Яковца и других.

Для настоящего исследования представляют профессиональный интерес труды П.П. Гензеля, С.В. Барулина, А.В. Кузнецова, Б.Н. Кузыка, Д.С. Львова, Н.А. Моисеева, М.М. Орлова, Л.П. Павловой, В.И. Перехода, А.А. Петрова, В.В. Петрунина, А.В. Пладова, С.В. Починкова, Скрыпника В.И., И.Р. Шегельмана, М.М. Юмаева, И.И. Янжула, акцентирующие проблемы стратегического развития механизма управления природоресурсного комплекса России и поиск путей их решения.

Кроме того, в процессе разработки авторской позиции по вопросам предпринимательства, были использованы труды Л.В. Ачба, А.Н. Асаула, В.О. Бахарева, О.А. Галочкиной, О.А. Грунина, Н.П. Голубецкой, Е.С. Ивлевой Е.С.

При всей многочисленности фундаментальных трудов, содержащих описание современных концепций управления развития предпринимательства, недостаточно работ, в которых были бы охарактеризованы основополагающие факторы роста, механизмы функционирования предпринимательства лесообрабатывающих производств и предложены адекватные требованиям времени инструменты выявления и получения дохода налоговыми и неналоговыми методами. Проблема, связанная с экономической оценкой принимаемых решений, повышением эффективности производства, стратегией развития механизма управления, методикой реализации механизма стратегического управления для отдельных предприятий деревообработки требует дополнительных исследований, что и послужило основой выбора направления исследования, постановки цели и формулирования задач для ее достижения.



Значимость для экономической теории и актуальность для сегодняшней практики поднимаемых вопросов, недостаточная разработанность системы стратегического конкурентоспособного развития лесоперерабатывающих предприятий, неразвитость механизма мотивации и предпосылок для развития высокотехнологичной переработки древесины обусловили выбор темы и направлений настоящего исследования.

Объектом исследования - является процесс государственного регулирования формирования и развития предпринимательских структур в деревообрабатывающем виде экономической деятельности промышленного перерабатывающего комплекса Ленинградской области.

Предмет исследования - управленческие отношения, возникающие в процессе совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности в деревообрабатывающем комплексе.

Цель исследования заключается в научном обосновании и разработке методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности государственного регулирования и поддержки предпринимательства в деревообрабатывающем виде экономической деятельности предприятий Ленинградской области.

В соответствии с поставленной целью в работе решается ряд конкретных задач:



  • исследование особенностей и тенденций развития предпринимательства в лесоперерабатывающем комплексе как объекте государственного регулирования и поддержки предпринимательства;

  • изучение зарубежного опыта, с целью решения проблем повышения эффективности государственного регулирования предпринимательства на предприятиях лесоперерабатывающего комплекса, и его адаптации к условиям РФ;

  • выявление региональных особенностей регулирования предпринимательства и разработка приоритетных направлений совершенствования системы развития деревообрабатывающих предприятий Северо-Западного федерального округа;

  • обоснование концептуальных подходов к решению проблем повышения эффективности государственного регулирования предпринимательством и природными ресурсами региона;

  • разработка механизма государственного регулирования перехода предприятий лесозаготовительного и перерабатывающего комплекса от «сырьевой» к «высокотехнологичной» комплексной и конкурентоспособной модели развития.

Теоретической основой диссертации являются: фундаментальные работы российских и зарубежных ученых и специалистов по оценке и регулированию процесса управления хозяйственными системами и комплексами, проблемам государственного регулирования рыночной экономики, поддержки предпринимательства федеральными и региональными органами власти.

Методология исследования базируется на достижениях отечественной и зарубежной теории и практики государственного регулирования предпринимательства, освещенных в трудах российских и зарубежных ученых.

В работе использовались данные проекта государственной программы развития лесного хозяйства до 2020 г., стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2020 г., материалы Федеральной службы государственной статистики, данные Министерства финансов России, Федеральной налоговой службы, Министерства природных ресурсов и экологии, Минэкономразвития, Министерства промышленности и торговли, Российского союза лесопромышленников, законодательные и другие нормативные акты Российской Федерации и Правительства Ленинградской области, отражающие организационно-экономические условия и стандарты регулирования предпринимательских отношений. В работе также использовались публикации в журналах научно-практического назначения, средств массовой информации и глобальной сети Интернет.

В качестве фактического материала использовались налоговая и бухгалтерская отчетность ООО «Русский лес», ООО «ММ – Ефимовский».

Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается выбор и актуальность темы исследования; определяется цель, задачи, объект, предмет, научная новизна диссертации, а также научно-методические основы, информационная база и практическая значимость исследования.

В первой главе – рассматривается промышленный лесоперерабатывающий комплекс России, его состояние, основные тенденции и возможности развития; раскрывается сущность и содержание концептуальных подходов государственного регулирования предпринимательства в перерабатывающем комплексе; анализируются проблемы развития предпринимательства в России и зарубежных странах.

Во второй главе – проведен анализ эффективности хозяйственной деятельности лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий Ленинградской области, даны анализ и оценка их производственной мощности; исследованы и обобщены основные результаты экономической политики государственного регулирования формированием, развитием и поддержки предпринимательства в лесном комплексе.

В третьей главе - на основе обобщения опыта сформулированы концептуальные предложения и разработан механизм повышения эффективности государственного регулирования формированием, развитием и поддержки предпринимательства в лесоперерабатывающем комплексе Ленинградской области.

В заключении подводятся итоги, делаются обобщающие выводы, отражающие научные результаты, выносимые на защиту.
II. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Особенности и тенденции развития предпринимательства в промышленном перерабатывающем комплексе как объекта государственного регулирования и поддержки.

Анализ экономического прогресса передовых стран показывает непосредственную связь развития предпринимательства с рационализацией экономики, ростом ее конкурентоспособности, повышением эффективности используемых ресурсов. При всем многообразии подходов общим является определение предпринимательства как многофункционального явления, являющегося составной частью социально-экономической деятельности и проявляющегося практически во всех сферах экономики, при ограничениях, связанных с обеспечением национальной безопасности.

Предпринимательство рассматривается как самостоятельный, новаторский, рискованный вид социально-экономической деятельности, осуществляемой на законной основе для регулярного получения прибыли и обеспечения как экономического, так и социального эффекта, а также с учетом признаков предпринимательской деятельности, к которым относится системность ее осуществления, постоянство и целенаправленность всех действий, социальная ответственность и профессионализм.

В диссертационной работе рассмотрено развитие предпринимательской деятельности в период становления рыночной экономики в России. В 90-е годы прошлого столетия в ходе рыночных реформ в стране сформировался слой предпринимательских структур, самостоятельно организующих бизнес в рамках действовавших законов, которые с сегодняшних позиций являются уже не соответствующие уровню развития экономики, системе регулирования государства и требованиям процесса расширенного воспроизводства и эффективности использования ресурсов. Это в полной мере относится к предпринимательству в промышленном перерабатывающем комплексе Российской Федерации (РФ) по видам деятельности: лесное хозяйство; обработка древесины и производство изделий из дерева; целлюлозно-бумажное производство, издательство и полиграфическая деятельность. Из аналитических данных, приведенных в диссертации видно, что значительной социальной потерей является сокращение числа организаций и численности занятых. За период с 2006 по 2010 гг. численность уменьшилась в 2,7 раза, последние 3 годы сальдированный финансовый результат имеет отрицательное значение, а рентабельность продукции за 2010 г. находится на уровне 2006 г. Число предпринимательских организаций уменьшилось на 23%. Кроме того, начиная с 2008 года, экологические меры в этом регионе ведут к сокращению группы производств (целлюлозно-бумажное производство, издательство и полиграфическая деятельность), как не обеспечивающих экологические требования, не имеющих соответствующих технологий и оборудования.

Темпы обработки древесины и производства изделий из дерева в Санкт-Петербурге и Ленинградской области растет более высокими темпами, чем в целом по РФ, благодаря принимаемым в Санкт-Петербурге и Ленинградской области законодательным мерам.

В то же время, рост объемов переработки сдерживается темпами развития лесозаготовительного производства, как наиболее затратного: перенос центров разработки лесных массивов на территории, находящиеся на значительном удалении от основных центров переработки древесины. Отсутствие развитой инфраструктуры не позволяет разрабатывать "спелые" участки лесных массивов в полном объеме (в настоящее время разрабатывается лишь 1/3 от расчетного объема лесозаготовки). Сохранение государственной собственности на лесные угодья автоматически ставит перед государством задачу развития инфраструктуры лесного комплекса и восстановления лесных массивов - без этого невозможно привлечение ни арендаторов, ни инвесторов. Лесовозные магистрали в России в среднем имеют только 11% твердое покрытие. Невозможность увеличения фактической вырубки леса без строительства новых лесовозных дорог и высокая доля транспортных издержек в конечной стоимости леса для его потребителей сдерживают развитие и снижают эффективность предпринимательства.

Как показали исследования, развитию предпринимательства в деревообрабатывающем виде экономической деятельности промышленного перерабатывающего комплекса присущи проблемы, которые определяются как внутренними, так и внешними причинами. В числе которых: высокий моральный и физический износ основных производственных фондов; недостаток экономически оправданных и доступных ресурсов; влияние климатических изменений определяют плановость поставки древесного сырья и его качественных характеристик; рост стоимости энергоносителей и транспортных тарифов. Дефицит специализированных железнодорожных вагонов, предназначенных для перевозки лесной продукции, ухудшает финансово-экономическое состояние предприятий-поставщиков. Установленное на большинстве пунктов погрузки леса грузоподъемное оборудование для железнодорожной транспортировки не отвечает современным требованиям. И, главное, отсутствуют процессы интеграции лесозаготовительных предприятий с лесоперерабатывающими, что сдерживает организацию высокотехнологического комплексного производства.

2.2. Изучение зарубежного опыта с целью решения проблем повышения эффективности государственного регулирования предпринимательства на предприятиях промышленного перерабатывающего комплекса, определение возможностей его адаптации в условиях РФ.

Исследование опыта большинства экономически развитых стран показывает, что государственная политика в отношении предпринимательства в лесном комплексе является важным самостоятельным направлением социально-экономической политики государства. Она направлена на создание наибольшего благоприятствования развитию предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект занятости; роста доходов и развития среднего класса в стране или регионе, либо в совокупности стран (Европейский союз).

Инновационно активные и конкурентоспособные корпоративные образования – это путь эффективного становления и утверждения «высокотехнологичной» и конкурентоспособной стратегии развития экономики российских регионов и их адекватную интеграцию в международную систему разделения труда на более высоком уровне.

Опыт зарубежных стран показывает, что решить эту задачу можно, используя ряд методов стратегического развития. Регулирование через систему пошлин и других инструментов импорта нового оборудования и технологий. Приглашение специалистов, получивших образование или опыт работы на Западе; предотвращение утечки специалистов; политика прямой государственной поддержки (приобретение патентов, создание, расширение и финансирование центров трансферта технологий); стимулирование развития исследовательских структур в крупных фирмах; расширение контактов с развитыми странами и поощрение внешней торговли конкурентоспособной, высокотехнологичной и импортозамещающей продукцией.

Для стимулирования развития индустрии глубокой переработки древесины в Российской Федерации и минимизации экспорта необработанного леса был запущен механизм по повышению вывозных пошлин на круглый лес. В результате средняя фактическая цена экспортных операций (отношение стоимости экспортированных товаров к их количеству) лесоматериалов необработанных и газетной бумаги стала расти.

22.08.2012 г. вступил в силу Протокол от 16.12.2011 г. «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994 г.» (далее Протокол). С даты вступления в силу Протокола начнет применяться Постановление Правительства РФ от 21.07.2012 г. № 756 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Протоколом установлены новые ставки экспортных таможенных пошлин на товары, вывозимые из России за пределы стран Таможенного союза. Данный документ принят с целью приведения ставок таможенных пошлин в соответствии с обязательствами РФ после ее присоединения к ВТО. Ставка вывозной таможенной пошлины составляет для ели 13%, для сосны 15%. Однако вывозить древесину по указанным ставкам таможенных пошлин могут только компании – обладатели лицензии от Европейского союза (далее ЕС) и лицензии от Минпромторга. Остальные могут вывозить лес по ставке таможенной пошлины в 80%.

В настоящее время механизм лицензирования не налажен. Объемы экспортируемой хвойной древесины ограничены Еврокомиссией. Квоты на ввоз древесины составляют 9,5 млн. кубометров сосны и ели на все страны ЕС.

Отсутствие реальных возможностей роста переработки лесоматериалов усложнило положение промышленного перерабатывающего комплекса. В короткие временные сроки нельзя развить производство по глубокой переработке леса внутри страны без значительных инвестиционных вливаний на инфраструктуру и оснащение всех видов производства. Деревообрабатывающие предприятия России с имеющимися основными фондами не могут обеспечить потребление того объема круглого леса, который ранее экспортировался. В настоящее время лесоэкспортеры переориентируются на внутренний рынок лесосырья, но регионы еще только начинают разрабатывать проекты по созданию предприятий, перерабатывающих сырье.

Таким образом, дальнейшие меры государства, учитывая региональную специфику функционирования деревообрабатывающих производств, должны быть целенаправлены на мотивацию предпринимательских структур в области модернизации производства, разработки и внедрения энергосберегающих, инновационных и, главным образом, безотходных технологий, обеспечивающих снижение издержек производства, рост производительности труда, повышение безопасности производств, внедрение импортозамещающих и ресурсосберегающих безотходных технологий, не уступающих мировым стандартам качества.

2.3. Региональные особенности и приоритетные направления стратегического развития деревообрабатывающих предприятий Северо-Западного федерального округа.

Перспективная роль деревообрабатывающих предприятий в устойчивом развитии Северо-Западного округа определяется рядом факторов. Здесь сосредоточено 57% площади лесов Европейской части России, в том числе 67% наиболее ценных хвойных лесов.

В системе государственного регулирования предпринимательства в лесопромышленном комплексе особое место занимают арендные отношения. Одна из поправок, внесенных в Лесной кодекс, отменяет с 2009 г. договор купли-продажи лесных насаждений и делает основной формой работы аренду лесного участка. По состоянию на 1 октября 2012 г. в СЗФО действует 6217 договоров аренды. В аренду передана почти половина всей площади лесного фонда, расположенного на территории СЗФО. Безусловный приоритет (84,5 %) - предоставление лесных участков в аренду для заготовки древесины крупным, вертикально интегрированным компаниям. Средняя площадь одного арендованного для заготовки древесины участка составляет 220 тысяч га. На территории СЗФО осуществляется 38 приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов с общим объемом инвестиций 109,9 млрд. рублей и общим объемом вырубаемого сырья 20,9 млн. куб. метров (См. выше – «Квоты на ввоз древесины составляют 9,5 млн. кубометров сосны и ели на все страны ЕС»).

В промышленном производстве России доля СЗФО более 11%, а по некоторым позициям значительно больше: бумаги - 58,9%; деловой древесины - 35,7%, фанеры - 39,0%, пиломатериалов - 28,6%. На рисунке 1 показана динамика производства деловой древесины в ключевых регионах Северо-запада.



Рис. 1. Динамика производства деловой древесины в ключевых регионах Северо-запада России (источник: график построен автором по данным статорганов).

Основная причина падения производства с 1990 г. по 1995 г. – резкий спад спроса со стороны строительного рынка, так как именно на него ориентирована продукция деревообработки, а также снижением спроса на нашу не конкурентоспособную продукцию и на внешнем рынке. Незначительный рост производства деловой древесины начался с 1996 г., когда стало подниматься строительство жилья в России. Кризис 2008 г. не обошел ни одну из отраслей промышленности в России. Особенно сильно пострадала деревообработка и строительство. По данным Министерства промышленности и торговли РФ, в 2009 г. уровень производства основных видов продукции деревообработки по отношению к уровню 2008 г. снизился от 10% до 50% : пиломатериалы – на 12,2%, ДВП – на 26,1%, ДСП – на 20,7%, фанера клееная – на 18,7%, блоки дверные и оконные – на 33,4% и 46,1%, деревянные конструкции клееные – на 38,1%, деревянные дома заводского изготовления – на 55,2 %, производство мебели для офисов и учреждений – на 35%.

Таким образом, на основании вышеизложенного, сделан вывод о необходимости и возможности дальнейшего инновационно-эффективного развития лесоперерабатывающего предпринимательства в СЗФО, т.к. имеется избыточная сырьевая база в размере 11,4 млн. кубометров, кадровый потенциал, но необходима модернизация инфраструктуры и основных фондов.

На долю Ленинградской области - динамично развивающегося промышленного центра Северо-Западного федерального округа приходится 21% общего объёма отгруженной продукции обрабатывающих производств региона. Структура товарного производства лесоперерабатывающего комплекса Ленинградской области включает как мощности лесозаготовительных предприятий (4%), так и деревообрабатывающих производств: производство изделий из дерева: пилопродукция, плиты, фанера, мебель (20%), производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий (76%). Органами власти Ленинградской области проводится конструктивная экономическая политика, направленная на создание условий для последующего роста производства в сочетании с краткосрочными мерами, позволившими минимально сократить падение объемов промышленного производства, не допустив его обвального снижения в условиях мирового финансового кризиса. Сальдированный финансовый результат деятельности предприятий деревообрабатывающего вида экономической деятельности в 2011 г. отрицательный и составил 395 млн. руб., сумма убытка увеличилось со 172 млн. руб. до 816 млн. руб. (Таблица № 1).

№ п/п

Обработка древесины и производство изделий из дерева

2009

2010

2011

1.

Число убыточных предприятий

8

11

10

2.

Удельный вес убыточных предприятий в общем числе предприятий, %

40

44

40

3.

Сумма убытка, млн. руб.

89

172

816

4.

Сальдированный финансовый результат, млн. руб.

267

618

-395

Ист.: Промышленное производство Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2011 г. Стат. бюллетень/Петростат.- С-Пб., 2012, 92, 94, 105 с.

Мощности существующих предприятий обеспечивают переработку более 7,5 млн. куб. м/год древесины. Уровень использования среднегодовой мощности деревообрабатывающих организаций Ленинградской области по выпуску отдельных видов продукции представлен в таблице № 2 (в процентах).



№ п/п

Наименование продукции

2009

2010

2011

1.

Пиломатериалы обычные

72,2

72,0

41,9

2.

Фанера клееная, состоящая только из листов древесины

76,7

62,0

32,1

Ист.: Промышленное производство Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2011 г. Стат.бюллетень/Петростат.- С-Пб., 2012, 74 с.

Нехватка инвестиций для модернизации деревообрабатывающих предприятий приводит к снижению объемов переработки продукции (таблица № 3).



№ п/п

Наименование продукции

2009

2010

2011

1.

Пиломатериалы обычные, тыс. куб.м

894,1

976,2

838,7

2.

Фанера клееная, состоящая только из листов древесины, тыс. куб. м

8,9

7,1

6,6

Ист.: Промышленное производство Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2011 г. Стат.бюллетень/Петростат.- С-Пб., 2012, 89 с.
Помимо этого обслуживание, капитальный и текущий ремонт устаревшего оборудования приводит к росту издержек производства продукции, что значительно сказывается на конкурентоспособности, не говоря уже о качестве.

В каждом районе области имеются хозяйства, занятые лесозаготовками и переработкой древесины. Наибольшее их количество сосредоточено в Тихвинском и Бокситогорском районах. Наличие и движение основных средств на лесозаготовительном (ООО «Русский лес» Тихвинского района) и деревообрабатывающем (ООО «ММ-Ефимовский» Бокситогорского района) предприятиях Ленинградской области представлены в таблице № 4 (тыс. руб.).



Показатели

ООО «Русский лес»

ООО «ММ-Ефимовский»

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

Наличие основных средств на начало года

105931

71397

137429

1124547

Стоимость поступивших основных средств

237

358

1102544

2237352

Стоимость выбывших основных средств

31871

49124

115426

6911

Наличие основных средств на коней года

74297

25532

1124547

3354987

Амортизация

56471

22226

83952

211752

Степень износа

76

87

7,5

6,3

Коэффициент обновления

0,3

1,4

98

66,7

Коэффициент выбытия

30

66

84

0,6

Ист.: таблица № 4 построена автором по данным бухгалтерской отчетности ООО «Русский лес», ООО «ММ-Ефимовский».

Данные таблицы № 4 характеризуют: положение лесозаготовительного предприятия ООО «Русский лес» низким уровнем рентабельности, процент использования производственной мощности по всему ассортименту товарной продукции очень низкий. Отсутствие адекватных денежных поступлений привело к физической и моральной амортизации основной части основных средств, что привело к критическому увеличению степени износа, выбытие техники и оборудования увеличилось в несколько раз. Сложившееся состояние с обеспечением лесозаготовок техникой и лесозаготовительными машинами является критическим; у деревообрабатывающего предприятия ООО «ММ-Ефимовский» техническое состояние основных средств лучше за счет интенсивного их обновления, соответственно коэффициент выбытия снизился, что привело к уменьшению степени износа основных средств. Снижение коэффициента обновления объясняется недозагруженностью производственных мощностей на деревообрабатывающем производстве. Отсюда вытекают следующие проблемы: - нехватка качественного сырья для переработки, так как лесозаготовки являются, в силу своих обстоятельств, сезонным, ориентируя предприятие на сезонность загрузки производственных мощностей, неразвитость сбытовой деятельности: не анализируется рынок и спрос, продукцию производят впрок, что приводит к загруженности складских помещений и ведет к росту издержек обращения. В Таблице № 5 приводится просроченная кредиторская задолженность ООО «Русский лес» (лесозаготовка) и ООО «ММ-Ефимовский» (деревообработка) в 2010 г.



Просроченная кредиторская задолженность, всего:

В том числе по:

поставщикам

персоналу

платежам в бюджет

прочим кредиторам

платежам во внебюджетные фонды

Лесозаготовка,

10227 т.р

100%


7147 т.р.

70%


696 т.р.

8%


864 т.р.

7%


1248 т.р.

12%


272 т.р.

3%


Деревообработка,

121651 т.р.

100%


112184 т.р.

92,3%


1913 т.р.

1,5%


3066 т.р.

2,5%


3997 т.р.

3,3%


491 т.р.

0,4%


Ист.: таблица № 5 построена автором по данным бухгалтерской отчетности ООО «Русский лес», ООО «ММ-Ефимовский».
Финансовое положение данных предприятий подталкивает руководителей предприятия и региональные власти к решительным антикризисным мероприятиям по формированию регионального кластера предприятий, направленным на выход из создавшегося кризиса и обеспечение рентабельного производства.

Значительную роль в формировании эффективной специализации Северо-западного региона и повышении конкурентоспособности его экономики имеет теория экономических кластеров. Кластер определяется как индустриальный комплекс, созданный на базе концентрации, на определенной территории технологических цепей (сетей), включающих специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей. Они объединены вертикальными, а также горизонтальными связями (общие клиенты, торговые посредники, инфраструктура, порты для экспорта и т.д.). Это способствует распространению новых технологий, согласованию уровней и стандартов технологии и организации производства в рамках "вертикали действий". Развиваются не только взаимосвязи между фирмами, но и эффективное взаимодействие профилирующей отрасли с наукой, образованием, влияющее и на стратегию региональных властей. Кластер становится важнейшим центром инновационной активности. На наш взгляд, следует оценивать кластер как источник не только научно-технических, но и организационных, а также социальных нововведений. С позиций кластерного анализа особенно важно наличие в Санкт-Петербурге известных вузов - лесотехнического и технологического университетов растительных полимеров.

Развитие лесоперерабатывающего кластера в Ленинградской области может обеспечить четыре вида эффектов: 1) содействовать формированию межотраслевых производственных комплексов с совместной научной, инновационной и образовательной базой; 2) увеличить масштаб производства на предприятиях, комплексно использующих сырье; 3) минимизировать транзакционные издержки при создании консолидированных налогоплательщиков; 4) синергетический эффект позволит превратить в конкурентоспособный на мировом рынке сегмент региональной экономики, способствующий развитию малых городов, созданию рабочих мест в машиностроении, на транспорте, в строительстве и сфере услуг.

Принципиально важно, что лес, в отличие от нефти и газа, является возобновляемым ресурсом, рациональное использование этого богатства связано с созданием и развитием межотраслевых производственных комплексов, интегрирующих все фазы воспроизводственного цикла от лесовоспроизводства, лесозаготовок и глубокой переработки сырья до реализации конечной продукции, защиты лесов, сбора и переработки макулатуры и отходов.

В Северо-Западном регионе деревообрабатывающий вид экономической деятельности промышленного перерабатывающего комплекса является профилирующим и имеет большие перспективы для развития в качестве структурообразующего и конкурентоспособного на мировом рынке комплекса. Целесообразно использовать кластерный подход для развития на его основе конкурирующих межотраслевых производственных лесоперерабатывающих комплексов и общей научной, инновационной, информационной и образовательной базы. Эффекты инновационной сети, масштаба, синергии и экономии на транзакционных издержках при рациональном использовании расчетной лесосеки переводят деревообработку в отрасль устойчивого социально-экономического развития в промышленном комплексе СЗФО.

  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка