Памятка для студентов-бакалавров направления 031600 «Реклама и связи с общественностью»



Скачати 275.12 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір275.12 Kb.
Приложение 3
Приложение 3 Памятка для студентов-бакалавров направления 031600 «Реклама и связи с общественностью» учебной дисциплины ««Психология массовых коммуникаций»
Дисциплина «Психология массовых коммуникаций» читается в 3-4 семестрах. Формой итоговой аттестации по результатам освоения дисциплины третьего семестра является экзамен, четвертого семестра – зачет.

Всего отводится 216 часов, что составляет 6 зачетных единиц. Из них аудиторных – 85: лекции – 34 часа, практических занятий – 51 час. СРС включает 95 часов в семестре и 36 часов в период сессии. В интерактивной форме проводится 51 час.



Тематический план дисциплины

(3 семестр)
Модуль 1 Теоретико-методологические основы психологии массовых коммуникаций
Тема 1 Массовые коммуникации как социальный феномен (1 ч).

Актуальность социально-психологического подхода к изучению массовых коммуникаций. История вопроса: обзор психологических научно-прикладных исследований массовых коммуникаций. Теоретико-практическая значимость и перспективы современных исследований в области психологии массовых коммуникаций. Культурологические предпосылки изучения психологии массовых коммуникаций. Основные психологические теории, применяемые в современной практике массовых коммуникаций (психоанализ, учение об архетипах, бихевиоризм, транзактный анализ, когнитивный подход, НЛП, эриксоновский гипноз, гештальтпсихология, суггестивные техники, ассоциативная методика).


Литература: 1-3,6,7

Тема 2 Психоанализ (З.Фрейд) в современных массовых коммуникациях (1 ч).

Учение о бессознательном. Гипотеза о преобладающей роли бессознательного в психике человека. Структура психики. Психологическая доминанта биологических импульсов (Эрос/Танатос). Человек и искусственные потребности. Эдипов комплекс. Акцентуация инфантильных переживаний. Эротизация рекламного дискурса: сексуальные символы в рекламе. Защитные механизмы психики (вытеснение, рационализация, сублимация, регрессия).


Литература: 1-3, 6

Тема 4 Теория коллективного бессознательного в современных массовых коммуникациях (1 ч).

Учение К.Г.Юнга о коллективном бессознательном. Понятие «архетип». Архетипы коллективного бессознательного. Мифологизация и символизация коммуникативного пространства («рекламная мифология» (М.Маклюэн)). Мифотехнологии в современных массовых коммуникациях. Архетипическая символика в в современных массовых коммуникациях (солнце, небо, вода, звезда, горы, пустыня, дитя, дорога, дерево, тень и т.п.). Архетипы Анимы и Анимуса как гендерно обусловленные компоненты текстов массовой коммуникации. Типология мифологических сюжетов в массовой коммуникации (эволюция сновидения). Модели архетипического мышления, эксплуатируемые в рекламных и PR сообщениях (ложное слияние, эйскепизм, антропоморфизм и т.п.). Формирование ложных стереотипов за счет эксплуатации архетипических категорий. Модель архетипического кодирования.


Литература: 1-3,7
Тема 5-7 Постфрейдистские учения в современных массовых коммуникациях: теория мотивации Фромма, транзактный анализ, бихевиоризм (1 ч.).

Три основные мотива человеческой деятельности (по Э.Фромму): потребность в творчестве, общении, слиянии с другим существом. Психоаналитическая теория личности Э.Берна. Структура личности. Поведенческие паттерны. Конструирование рекламного и PR сообщения с позиций транзактного анализа: моделирование моделей поведения и общения в проекции актуального ребенка, взрослого, родителя.

Бихевиоризм (Э.Торндайк и Дж.Б.Уотсон). Приоритет объективных методов психологии: эксперимент и наблюдение. Теория условных рефлексов И.Павлова как предпосылка бихевиоризма. Поведение человека как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Поведенческие модели внешней среды / искусственные фигуранты. Утилитарно-прагматические методы влияния на аудиторию.
Литература: 1-3,7

Тема 8 Гештальтпсихология, НЛП, суггестивные методики в современных массовых коммуникациях (1 ч.).

Суть учения гештальтпсихологии (Ф.Перлз, М.Вертхеймер, В.Кёлер, К.Коффка, Ф.Хайдер (социальная психология), К.Гольдштейн (патопсихология)).

Гештальт как основа психики. Целостность восприятия подсознания. Соотношение фигуры и фона. Психологические рекомендации в массовых коммуникаций: текст как «организованное целое». Гештальт как способ формирования стереотипов. Стереотипные гештальты в массовых коммуникациях. Эмоциональный гештальт – стимулятор прогнозируемой реакции потребителя. Экспериментальный опыт гештальтпсихологии. Гештальтпсихология и проблемы восприятия.

Нейролингвистическое программирование (Р.Бэндлер, Дж.Гриндер). НЛП как совокупность знаний из области нейрологии, лингвистики и психологии. НЛП и лингвистические потенции (слова-стереотипы, слова-символы, окрашивающие мотивацию). Ведущие системы восприятия личности (репрезентативные системы): аудиалы, визуалы, кинестетики. Репрезентативные системы в организации рекламного сообщения. Критика НЛП. Проблема теоретической состоятельности НЛП. Абсолютизация бессознательной сферы психики с позиций НЛП. Отсутствие «нейро-научных» обоснований. Компилятивная теоретическая база НЛП: М. Эриксон (гипноз), В.Сатир (семейная психотерапия), Ф. Пёрлз (гештальт-психология).

Суггестивные способы психологического воздействия (психотроника, ультразвук, инфразвук, сверхвысокочастотное излучение, торсионное излучение, ударные волны, зомбирование, «25 кадр» и т.п.). Манипулятивный характер коммуникативной суггестии. Проблема теоретической состоятельности суггестивных методик. Законодательное регулирование суггестивной рекламы.

Литература: 1-3,6



Тема 9 Когнитивное направление в современных массовых коммуникациях как реализация социально-психологического подхода (1 ч).

Когнитивное направление в психологии и его теоретические составляющие (когнитивная нейронаука, когнитивные теории восприятия, теория геонов Ирвинга Бидермана, типология памяти Э.Тульвинга (эпизодическая и семантическая).), когнитивная лингвистика (теория грамматики Хомского), когнитивные теории интеллекта, когнитивные теории развития). Универсальность и многоаспектность процесса познания. Факторы, обусловившие актуальность когнитивного подхода в современной психологии. Теория когнитивного диссонанса. Гипотезы Л.Фестингера. Причины когнитивного диссонанса: логическая непоследовательность, несоответствие нормам культуры, диссонансное соотношение частного и общего мнения, настоящего и прошлого опыта. Способы устранения (уменьшения) когнитивного диссонанса: изменение поведенческих когнитивных элементов, изменение когнитивного элемента среды, добавление новых когнитивных элементов. Применение когнитивного диссонанса в современных массовых коммуникациях.


Литература:1-3, 4

Модуль 2

Социокультурные аспекты психологии массовых коммуникаций
Тема 11 Массовая культура. Психология масс. Реклама как зрелище

(1 ч).

Понятие массовой культуры. Характеристики массовой культуры: стандартизация, стереотипность, консерватизм, живость, способность манипулировать. Занимательность как непременное свойство массовой культуры. Психологически обусловленные сюжетно-стилистическая примитивизация и техническое совершенство продукции массовой культуры. Реализация модели мифологической повторяемости в сериальности массовой культуры. Охват аудитории и степень влияния массовой культуры: декларация стандартов поведения, определение морали и этических установок социума, популяризация вкусов. Массовая культура и молодежная аудитория. Массовая продукция как удовлетворение потребностей большинства.

Массовые коммуникации как отражение массовой психологии. Массовая культура в аспекте психологии постмодерна. «Галлюцинаторность» продуктов современной массовой культуры как следствие диссоциации личности «шизофренического» общества (Данилин).

Реклама как зрелище. Конфоронтация «логократии» и «видеократиии» в современной массовой культуре. Массовая культура и «индустрия зрелищ». Развлекательность зрелищ в гедонистической проекции массовой культуры. Психологические характеристики потребителя зрелищ: «узость кругозора» и «гнетущая заурядность» (В.В. Ученова). Зрелища как средство преодоления свойственной общественной психологии напряженности (Н.А. Хренов). Интеллектуальная и эмоциональная плотность коммуникативного пространства современного города. «Неврастеничности» урбанистического общества (З.Фрейд). Психотерапевтические фукнкции зрелища (компенсаторная, стимулирующая, подавляющая). Кунцкамерность современной массовой культуры. Зрелища как форма провоцирования экстатического состояния. Суггестивные возможности зрелища. Психология толпы: подавление индивидуальности, взаимовнушение участников группы, актуализация регрессивных процессов психики, подавление воли, преобладание бессознательного над сознанием (К.Г.Юнг, Г.Лебон). Понятие синтонии. Классификация масс. Пространство зрелищ.


Литература: 1-3, 6

Тема 12 Ментальные особенности массовых коммуникаций на примере рекламы. Кросскультурный анализ рекламы (1 ч.).

Понятие «менталитет». Сравнительный анализ эстетических и психологических предпочтений различных культурных источников: рационально-эмоциональный баланс, соотношение вербальной и визуальной части, особенности построения коммуникации, ценностные приоритеты, нормативы социального поведения и т.п. Менталитет в контексте унификации культуры. Факторы, влияющие на восприятие рекламного и PR сообщения. Проявление этнической специфики в невербальных формах: в поведенческих сигналах рекламного персонажа; в художественных приемах, отражающих задуманный эмоциональный настрой; в образах, имеющих конкретный знаковый смысл в культуре (метафорах, символах, знаках); в социальной символике, которую отражает имидж лица или персонажа, представляющего сообщение (Л.Матвеева). Особенности направленности воздействия ментально-ориентированной коммуникации: биологические стимулы (США), эстетическое чувство, эмоции (Япония), социальная ориентация (Европа, Россия). Типология ориентации культур М.Вебера. Организация отношений личности и общества (Т.Парсонс). Анализ ценностных систем (ориентаций) различных культурных традиций (Г.Гофстед). Опыт российской социальной психологии в изучении ментальных предпочтений (Ю.П. Платонова и Л.Г. Почебут ). Психологические апелляции товарных знаков ряда стран в исследовании К.Вёркмана. Оценка коммуникативных сообщений разного ментального происхождения представителями славянской/русской культуры.


Литература: 1-3, 4,5
Тема 13 Выявление и использование стереотипов в массовых коммуникациях (1 ч)

Система психологических воздействий на основании использования стереотипов И.Л.Викентьева. Учение А.А.Ухтомского о «доминанте». Механизм формирования новых доминант на фоне различных уровней деятельности: информационного, эмоционального, физиологического. Стереотип как «спокойная» стадия доминанты. Определение и назначение стереотипа (У.Липпман, Л.С.Выготский и др.). Стереотип и смежные понятия: установка, потребность, желание, мотив, образ, имидж, архетип и др. Понятие реификации. Типы реификации. Стереотипизация как орудие влияния (Р.Чалдини). Этапы формирования стереотипа: «выравнивание» (leveling), «усиление» (sparpening); «ассимиляция» (assimilation). Свойства и характеристики стереотипов: искаженные (упрощенные) обобщения, социальность, устойчивость, лингвистическая репрезентация и др. Положительные и отрицательные стереотипы. Выявление стереотипов. Приемы коррекции стереотипов (усиление положительных/отстройка отрицательных).


Литература: 1-3, 5

Тема 14 Массовые коммуникации как форма психологического воздействия (1 ч.).

Убеждение. Аргументация: логический способ, психологический способ. Психоаналитический метод коммуникативного воздействия. Латеральное программирование психики. Суггестия. Внушаемость и контрвнушаемость. Суггестивные техники и приемы: демонстрация и провоцирование трансового состояния; конкретность и образность ключевых слов; конкретность и образность качеств; речевая динамика; избегание отрицательных частиц «нет» и «не»; звуковой ряд как стимулятор психоэмоционального состояния; фонетические возможности языка; техника интриги; техника рассеивания; персеверация. Техника эриксоновского гипноза: трюизм, ложный выбор, пресуппозиция, скрытая команда, противопоставление, иллюзия выбора и др.


Литература: 1-3, 6, 7

Тема 15 Приемы психологического воздействия на реципиента через основные каналы восприятия информации (2 ч).

Репрезентативные системы. Функциональная роль полушарий головного мозга. Рационально-логический и эмоционально-образный принципы восприятия информации. Процесс генерализации. Процесс опущения. Процесс искажения и фоновые знания. Мета-программы в массовых коммуникациях. Карты опыта – каналы восприятия – лингвистические репрезентации. Определение репрезентативной системы посредством предикатов. Ведущая репрезентативная система и психологические характеристики личности. Сравнительный анализ типологических характеристик личности в концепции НЛП – модальностей; психогеометрии (С.Делингер); эго-состояний (Э.Бёрн); типов телесной ориентации (Э.Кречмер); характерологии Юнга; личностных типов В.Сатир, соционических типов. Психологические рекомендации по организации рекламного и PR сообщения и с учетом различных каналов восприятия информации (модальностей).


Литература: 1-3,4,6

Модуль 3 Прикладные аспекты психологии массовых коммуникаций
Тема 16 Психология текста массовых коммуникаций: особенности восприятия, приемы написания (1 ч.).

Психолингвистические особенности вербального текста в зависимости от канала СМИ (печать, радио, телевидение, интернет). Критерии психологической эффективности воздействия рекламного текста (В.И.Шуванов). Содержание рекламного обращения: идея, тема, основной текст. Структура рекламного текста. Правила создания рекламного текста. Заголовок как психологически сильный элемент объявления. Звуковой и визуальный ряд текста массовых коммуникаций: фоносемантические и топографические особенности. Определение и назначение слогана. Коммуникативная эффективность текстов массовых коммуникаций. Соотношение иконической и эхоической памяти (Д.Траут). Способы побуждения в текстах массовых коммуникаций: императив, «небесспорый» императив (пожелание), формы совместного действия и др. Психологическое значение рекламного слогана. Приемы создания рекламного слогана (И.Л.Викентьев, И.Имшинецкая, И.Морозова и др.)


Литература: 1-3, 6

Тема 17 Проблема имиджмейкинга в современных массовых коммуникациях (1 ч.)

Определение имиджа (О.Феофанов, Е.А.Блажнов, Г.Г.Почепцов и др.). Имидж в системе маркетинга. Имидж как социально-психологическое явление. Теоретические основы деятельности имиджмейкинга: когнитивная психология, глубинная психология (Фрейд, Юнг, Адлер и современные неофрейдисты), социальная психология, психология личности; концепции социальной установки, общественного мнения, имплицитной теории личности, социальной перцепции, атрибуции и др.

Характеристики имиджа: целевая и ценностная составляющие имиджа; соотношение имиджа и художественного образа. Структура имиджа. Имидж и фирменный стиль. Имидж и репутация компании. Психология имиджа как раздел практической психологии. Объект и содержание имиджа: человек (группа, организация), рыночно или политически и социально ориентированные результаты его деятельности: идеи, товары, услуги. Субъект имиджа: целевые группы, сегменты потребительского рынка, категории избирателей. Реализация имиджа и PR-модели. Процесс формирования имиджа (этапы, методы). Функции имиджа. Моделирование динамики имиджмейкинга: имиджевое поведение, концепция аттракции; когнитивные, эмоциональные, мотивационные и поведенческие составляющие психологического механизма формирования имиджа. Принципы практической психологии имиджа – доступность информации, охват аудитории, когнитивное равновесие. Методы имиджмейкинга: диагностические (измерительные) методы (тесты), методы пропаганды, методы научного исследования. Позиционирование как основная стратегия построения имиджа. Типы имиджей. Технология построения имиджа (Г.Г.Почепцов). Профессиональная этика имиджмейкера.
Литература: 1-3, 4,5
Тема 18 Разработка продуктов массовых коммуникаций как творческий процесс (1 ч.).

Понятие творческой идеи. Специфика конвергентного и дивергентного мышления. Качества дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность, способность к генерированию идей. Определение творчества. Характеристики творческой личности. Творческие способности как основа интеллекта (П.Гиллфорд). Вооброжение как фактор преодоления инертности мышления. Значение ассоциативности. Свободные и детерминированные ассоциации. Приемы генерирования ассоциаций. Этапы (фазы) творческого процесса (Я.А.Пономарев, Г.Уоллис). Вдохновение как непременный фактор творческой деятельности. Методы генерации идей в креативных стратегиях. Способы стимуляции творческого воображения: синектика, двойная ассоциация, личная аналогия.


Литература: 1-3, 5,6
Тема 20 Психотехнология презентации (1 ч.).

Цель, задачи и стратегии презентации. Установление психологического контакта участников презентации как основа успешной коммуникативной стратегии: формирование у реципиента благоприятного впечатления от взаимодействия с ведущим презентации, обеспечение эффективной «подстройки» под внутреннее состояние покупателя. Основные принципы убеждающей коммуникации в процессе торговой презентации. Приемы убеждения в ходе торговой презентации: акцент на выгодах, а не свойствах товара (услуги), избирательность презентируемых свойств, образность, соотношение рациональных и эмоциональных доводов, психологическая роль презентатора (эксперт, шоумен, проповедник и др.), проявление уважения к мнению клиента (активное слушание). Специфика проведения презентации с учетом психотипа участников.


Литература: 1-3, 6, 7
Тема 22 Проблема психологической эффективности массовых коммуникаций. Психологическая экспертиза (1 ч.).

Коммуникативная эффективность массовых коммуникаций. Критерии коммуникативной эффективности: знание, интерес, понимание, эмоции, вовлеченность, позиционирование, лояльность и др. Коммуникационные модели: модель Аристотеля, модель Р.Барта, модель У.Эко, модель Ю.М.Лотмана, двухступенчатая модель коммуникации и др. Основные методы исследования эффективности рекламы: открытые исследования (свободные дискуссии; дневники, эссе и т.п. ZMET); тесты; качественные методы исследования (фокус-группы, расширенные креативные группы, проективные методики, глубинные интервью), построение карт восприятия. Проблема психологической безопасности массовых коммуникаций. Принцип корректности в массовых коммуникациях. Психологические последствия некорректной рекламы. Методика психотехнического анализа рекламы Е.Прониной.

Литература: 1-3, 4, 7
Семестр 4

Лекция 1. Специфика дисциплины «Поведение потребителя» в системе маркетинговых коммуникаций (2ч.)


Поведение потребителей: становление области знаний. Определение, значение, содержание дисциплины «Поведение потребителя». Маркетинговая ориентация организации – ориентация на потребителя.

Факторы внешнего и внутреннего влияния на поведение потребителя. Демография, культура как факторы внешнего воздействия на поведение потребителя.

Литература: 1 – 4.
Лекция 2. Социокультурные факторы, обусловливающие поведение потребителя. (2ч.)
Влияние социальной стратификации на поведение потребителя. Информационные процессы. Покупочный процесс. Группы и групповые коммуникации. Влияние информации «из уст в уста»: типы коммуникаций и модели процессов персонального влияния. Диффузия инноваций.

Литература: 1 – 3.


Лекция 3. Влияние ролевых коммуникаций внутри семьи и домохозяйствования на динамику поведения потребителя. (2ч.)
Коммуникационное решение членов домохозяйства о покупке; распределение ролей. Ролевая коммуникация и потребительская социализация.

Литература: 1 – 3.


Лекция 4. Внутренние факторы воздействия на поведение потребителя. Психологические факторы, обусловливающие поведение потребителя. Восприятие. Внимание. Интерпретация. Память. Интернет-маркетинг. Медиастратегия. Влияние рекламы. Оценка и регулирование рекламы. Обучение, память и позиционирование продукта.

Литература: 1 – 3.


Лекция 5. Психологические факторы, влияющие на поведение потребителя. (2ч.)

Мотивация, личность, эмоции. Конфликтная коммуникация. Эмоции в рекламе. Персональные ценности, жизненный стиль и ресурсы потребителей. Методы-модели описания жизненного стиля. Ресурсы потребителей. Знание и отношение. Отношение к рекламе.

Литература: 1 – 3.
Лекция 6. Процесс принятия решения о покупке потребителем. (2ч.)
Ситуационные факторы и коммуникационные ситуации. Процесс потребительских решений: сущность, этапы, типы процессов решений.осознание потребности и информационный поиск. Действие рекламной коммуникации на поведение потребителя. Типы искомой информации. Оценка и выбор альтернатив.

Литература: 1 – 3.


Лекция 7. Процесс принятия решения о покупке потребителем. (2ч.)
Покупка. Покупочные намерения и типы покупок. Внутримагазанные факторы покупки. Процессы после покупки: потребление, избавление, послепокупочный диссонанс. Оценка покупки.

Литература: 1 – 3.


Лекция 8. Поведение потребителей: организации о общество. (2ч.)
Деловое покупательское поведение, его особенности. Процесс организационной закупки. Консьюмеризм, этика и социальная политика в Америке и в России. Права потребителей.

Литература: 1 – 4.



Практические ( семинарские) занятия (51 ч.)
Семестр 3
Модуль 1 Теоретико-методологические основы психологии массовых коммуникаций
Тема 3 (семинарское занятие №1)

Массовые коммуникации. Коммуникативные основы рекламной и PR деятельности (2ч.).


  1. Определение коммуникации.

  2. Вербальная и невербальная коммуникация

  3. Коммуникативные модели.

  4. Коммуникативные эффекты.

  5. Коммуникативные барьеры.

  6. Принципы эффективной коммуникации.

Литература:1-3,6,7


Тема 4 (семинарское занятие №2)

Архетипы и символы коллективного бессознательного в массовых коммуникациях (2 ч).


  1. Фундаментальные потребности человека в системе архетипических образов.

  2. Теория архетипов К.Г.Юнга и ее развитие.

  3. Архетипические парадигмы в мифодизайне рекламы.

  4. Психологические установки и типы восприятия в архетипической проекции.

  5. Идеологическая функция брендов и их архетипическое пространство.

  6. Архетипическое сегментирование.

Литература:1-3, 4,6



Тема 6 (семинарское занятие №3)

Гендерный аспект массовых коммуникаций (2 ч.).


  1. Гендер и пол (соотношение понятий).

  2. Мужские и женские образы (феминность и маскулинность) в массовых коммуникациях. Сексуальность в массовых коммуникациях.

  3. Гендерные стереотипы в массовых коммуникациях.

  4. Мужская и женская мотивация в рекламе.

  5. Гендер в структуре символических ценностей.

  6. Гендер в пространстве архетипа.

Литература:1-3,7



Тема 7 (семинарское занятие № 4)

Суггестивные и манипулятивные техники в массовых коммуникациях (2 ч.).


  1. Виды манипуляции.

  2. Методы манипуляции.

  3. Роль СМИ в манипуляциях общественным сознанием.

  4. Принципы мотивирующего воздействия суггестора-манипулятора на подсознание суггеренда.

  5. Типы акцентуации и восприятие продуктов массовых коммуникаций.

  6. Последствия демонстрации агрессии в СМК, условия ее влияния.

Литература: 1-3, 5,6


Контрольная работа по темам (1,2,4,5,8,9)

(семинарское занятие №5)

Модуль 2

Социокультурные аспекты психологии массовых коммуникаций

Тема 10 (семинарское занятие №6)

Этические проблемы в массовых коммуникациях (2 ч.).


  1. Законодательное урегулирование вопросов, связанных с рекламной деятельностью.

  2. Ненадлежащая реклама.

  3. Принцип корректности рекламы.

  4. Последствия некорректной рекламы.

  5. Проблема информационно-психологической безопасности населения

  6. Влияние массовых коммуникаций на детскую психику.

Литература: 1-3, 5,7




Тема 11 (семинарское занятие №7)

Массовая культура. Психология масс. Реклама как зрелище.


  1. «Индустрия зрелищ» и массовая культура

  2. Классификация типов зрелищ в теории зрелищ.

  3. Соотношение видов массовых коммуникаций и зрелища.

  4. Игровая стратегия зрелищной парадигмы массовых коммуникаций (Хейзинга, Берн).

  5. Массовые коммуникации в контексте зрелища (шоу, спортивная игра).

  6. Влияние СМК на массовые процессы

Литература: 1-3, 4



Тема 12 (семинарское занятие №8)

Ментальные особенности массовых коммуникаций на примере рекламы. Кросскультурный анализ рекламы


  1. Понятие ментальности и менталитета.

  2. Отношение культуры к массовым коммуникациям (контекстуальная зависимость).

  3. Культура, массовые коммуникации и образ жизни.

  4. Ментальные стереотипы в массовых коммуникациях.

  5. Этические проблемы в кросскультурной рекламе.

  6. Специфика массовых коммуникация в современной России.

Литература: 1-3,5,7



Тема 13 (семинарское занятие № 9)

Выявление и использование стереотипов в массовых коммуникациях.


  1. Понятие «стереотип».

  2. Соотношение понятий «стереотип» / «архетип»; «стереотип» / «имидж», «стереотип» / «установка».

  3. Этапы формирования стереотипов.

  4. Понятие реификации. Типы реификации.

  5. Положительные и отрицательные стереотипы.

  6. Способы коррекции отрицательных стереотипов.

Литература:1-3,5,6



Контрольная работа № 2 (модуль 2)

(семинарское занятие №10)

Модуль 3 Прикладные аспекты психологии массовых коммуникаций
Тема 16 (семинарское занятие №11)

Психология текста массовых коммуникаций: особенности восприятия, приемы написания (2 ч.).


  1. Разновидности текстов массовых коммуникаций.

  2. Структура текстов СМК.

  3. Факторы, влияющие на процесс восприятия и понимания текстов массовых коммуникаций.

  4. Система отбора психологически эффективной лексики в тексты массовых коммуникаций.

  5. Приемы психологического воздействия текстов массовых коммуникаций.

  6. Фоносемантика в текстах массовых коммуникаций.

Литература: 1-7


Тема 17 (семинарское занятие № 12)

Проблема имиджмейкинга в современных массовых коммуникациях (2 ч.)


  1. Понятие «имидж».

  2. Структурная организация имиджа. Составляющие имиджа.

  3. Идентификация и проекция как способы овладения имиджем.

  4. Инструменты формирования имиджа.

  5. Позиционирование имиджа.

  6. Виды имиджа.

  7. Психология восприятия имиджа.

Литература: 1-3, 4,5


Тема 18 (семинарское занятие № 13)

Разработка продуктов массовых коммуникаций как творческий процесс (2 ч.).


  1. Суть понятия «креатив» в массовых коммуникациях.

  2. Креатив и творчество.

  3. Приемы создания образа: контраст, визуализация стереотипа, метафора, гипербола и др.

  4. Игра и юмор в креативных технологиях массовых коммуникаций.

  5. Креатив и этика.

  6. Роль креатива в создании рекламы.

Литература: 1-3, 4,6



Тема 19 (семинарское занятие № 14)

Психотехнология дизайна продуктов массовых коммуникаций.


  1. Эргономические принципы продуктов массовых коммуникаций

  2. Закономерности зрительного восприятия (ритм, симметрия, контраст, пропорции)

  3. Структура (композиция) объявления

  4. Изобразительный материал

  5. Согласование элементов (гармонизация) элементов сообщения

  6. Контекст сообщения

Литература: 1-3, 5


Тема 21 (семинарское занятие № 15)

Психология цвета в массовых коммуникациях.


  1. Цвет как основа зрительных ощущений.

  2. Социокультурные факторы в оценке цвета

  3. Психология цвета в исследованиях М.Люшера.

  4. Соотношение цвета и геометрической формы (И.Иттен).

  5. Эмоционально-пространственные свойства цвета.

  6. Цветовая гармония

Литература: 1-7


Семинарское занятие № 16 Защита проектов «Психологическая эффективность рекламного сообщения»
Семинарское занятие № 17 Тест промежуточного контроля знаний.
Семестр 4
Модуль 1.

Занятие 1. (4ч.) Факторы внешнего влияния на поведение потребителя: Литература 1 – 3.


Модуль 2.

Занятие 2. (4 ч.) Факторы внутреннего влияния на поведение потребителя. Литература 1 – 3.


Занятие 3. (2ч.) Контрольная работа №1.
Модуль 3.

Занятие 4. (4ч.) Процесс принятия потребителем решения о покупке.


Занятие 5. (1ч.) Контрольная работа №2.

Самостоятельная работа студентов (СРС) 3 семестр (54 ч.)

18 ч. в семестре

Подготовка к семинарам (5 ч.)

Подготовка реферата (5 ч.)

Подготовка к контрольной работе (3 ч.)

Подготовка к контрольному опросу (5ч.)
36 ч. в период сессии

Подготовка к экзамену -36 ч.

Подготовка рефератов.

Реферат, являясь наиболее распространенной формой СРС, представляет собой теоретический обзор сведений на определенную тему с обязательными ссылками на литературу, цитированием или свободным изложением содержания научных работ, статей, результатов исследований. Более интересной и творческой работой является оппонирование реферата, в результате которого приобретаются навыки научного анализа, ораторского выступления, ведения дискуссии.

Методические рекомендации. Реферат не следует строить на основе компилятивной техники: изложении и тем более переписывании одного из источников. Тема раскрывается студентом самостоятельно на основе изученных и проанализированных источников: необходимо включать в работу самостоятельный анализ и систематизацию теоретического материала с применением ссылок. Дословное воспроизведение изучаемого текста должно оформляться как цитата со ссылкой на источник заимствования: например: (1; с. 15), где 1 – это номер источника в списке использованной литературы, а 15 – номер страницы, на которой находится цитируемый отрывок текста. В заключительной части работы необходимо представить выводы референта по проблеме, сделанные на основе анализа рекомендованной литературы.

Работа может быть допущена или не допущена к защите. Не допущенная к защите работа возвращается автору с замечаниями. Если работа допущена к защите, то защита состоится на одном из семинарских занятий, соответствующих теме реферата. При этом проверяется самостоятельность выполнения работы, степень знания и понимания автором теоретических концепций в представленных источниках. В ходе защиты задаются дополнительные вопросы, определяющие уровень владения терминологическим аппаратом, общие знания по предмету, глубину проработки материала. Защита реферата может считаться успешной при условии убедительной аргументации по основному вопросу и удовлетворительного ответа на дополнительные вопросы по содержанию.

В целом, требования к структуре и содержанию такое же, как и при написании курсовой работы, поэтому при написании реферата следует опираться на следующие методические рекомендации Пашкевич Т.В., Пономаренко Ю.А..Курсовые работы специальности «Реклама». Методические указания по выполнению и представлению. Барнаул,2008,АлтГТУ,28с.

Примерная тематика рефератов


  1. Влияние современных массовых коммуникаций на детскую психологию.

  2. Гендерные стереотипы в современных массовых коммуникациях.

  3. Принципы создания имиджа в современных массовых коммуникациях.

  4. Психологическая экспертиза рекламы.

  5. Влияние культурных стереотипов на коммуникативную эффективность сообщения.

  6. Психологические основы шоу.

  7. Психология цвета в современных массовых коммуникациях.

  8. Психологические особенности социальной рекламы.

  9. Юмор в современных массовых коммуникациях.

  10. Психология рекламного слогана.

  11. Компьютерных игры как средство массовых коммуникаций.

  12. Коммуникативные возможности Интернет.

  13. Психологические основы сетевого маркетинга.

  14. Психологическая эффективность Prodact placement.

  15. Скандал и провокация в современных массовых коммуникациях.

  16. Массовые коммуникации в контексте массовой культуры.

  17. Психотехника дизайна в современных массовых коммуникациях

  18. Психотехнология презентации

Литература к рефератам: 1-3, 4, 6,7


4 семестр (77 ч.)
Все 77 ч. в семестре

Подготовка расчетного задания (30 ч.)

Подготовка к семинарским занятиям (17 ч.)

Подготовка к контрольным работам в виде тестирования– (10ч.)

Подготовка к зачету (20 ч.)

Расчетное задание

Отдельным элементом самостоятельной работы студентов по дисциплине является расчетное задание.



В расчетном задании используется теоретический материал темы «Массовые коммуникации как социальный феномен» и «Теория коллективного бессознательного в современных массовых коммуникациях», «Ментальные особенности массовых коммуникаций на примере рекламы». «Кросскультурный анализ рекламы».

Примерные темы расчетного задания:

1.Фундаментальные потребности человека в системе архетипических образов.

2.Теория архетипов К.Г.Юнга и ее развитие.

3.Архетипические парадигмы в мифодизайне рекламы.

4.Психологические установки и типы восприятия в архетипической проекции.

5.Идеологическая функция брендов и их архетипическое пространство.

6.Архетипическое сегментирование.
Литература к расчётному занятию: 1-3,6,7
Работы по выполнению расчетного задания начинаются с 6 недели и проводятся в два этапа (первый этап от второго отделяет минимум 14 дней).

Защита осуществляется на 16-й неделе. Работа сдается преподавателю за неделю до защиты для ознакомления и затем защищается на практическом занятии.


2.Литература и учебно-исследовательские материалы

Семестр 3

Основная литература

1.Алалыкина, Н.Н. Психология массовой коммуникации: учебник для вузов (под ред. А.А., Деркача А.А., Л.Г.) / Н.Н. Алалыкина, А.А. Бодалева, Л.Г. Лаптева. – М.: Гардарики, 2008. - 254 с. (10 экз.)

2.Богомолова, Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации / Н.Н. Богомолова М.: Аспект Пресс, 2010. - 192 с. (15 экз.)

3.Романов, А. А. Массовые коммуникации / А. А. Романов, Г. А Васильев. М.: Вузовский учебник, 2011. – 235 с. (8 экз.)


Дополнительная литература

4. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции / Г. П. Бакулаев. - М.:Аспект Пресс, 2010. - 192 с.

5. Гулевич, О. А. Психология коммуникации / О.А. Гулевич. - М: Издательство: МПСИ, 2008. - 384 с.

6. Музыкант, В.Л. Маркетинговые основы управления коммуникациями / В.Л. Музыкант. – М.: ЭКСМО, 2009. – 832 с.

7. Адамьянц, Т.З. Социальные коммуникации: Учебное пособие для вузов / Т.З. Амьянец. - М.: Дрофа., 2009. – 204 с. – (Серия «Высшее образование»)
Семестр 4

Основная литература:

1. Алешина И.В.Поведение потребителей / И.В.Алешина.- М.: Экономистъ,2006.-525с.(15 экз.)

2. Блекуэлл, Р., Миниард, П., Энджел,Дж. Поведение потребителей/Дж . Энджел, - СПБ.,:Питер,2007,944с.( 17экз.)

3. Фельсер Г. Психология потребителей и реклама/ Г.Фельсер. – Х.: Изд- во «Гуманитарный центр», 2009. – 704 с ( 10 экз.).

Дополнительная литература:

4. Закон РФ «О защите прав потребителей». – М.: Проспект, 2009. – 48с.

5. Чаудхури А. Эмоции и рассудок. Их влияние на поведение потребителя/ А. Чаудхури. – М.: ООО «Группа ИДТ», 2007. – 256с.



Программное обеспечение и интернет-ресурсы
Семестр 3
1. http://newideology.ru/

2. http://psyfactor.org/

3. http://www.advi.ru/
Семестр 4
1. www.CRMcommunity.com

2. www.insightexec.com

3. www.crmguru.com

4. www.eCRM.com

5. www.ecrmguide.com

6. www.personalization.org

7. www.loyalty.com

8. www.destinationcrm.com

9. www.crmdaily.com

10.www.crmpartner.ru


Учебно - методические материалы и пособия для студентов, используемые при изучении дисциплины «Психология массовых коммуникаций»

Семестр 3

1.Адамьянц, Т.З. Социальные коммуникации: Учебное пособие для вузов / Т.З. Амьянец. - М.: Дрофа., 2009. – 204 с. – (Серия «Высшее образование»)

2.Пашкевич Т.В., Пономаренко Ю.А..Курсовые работы специальности «Реклама». Методические указания по выполнению и представлению. Барнаул,2008,АлтГТУ,28с.( 20 экз)
Семестр 4

1. Лебедев-Любимов, А. Н. Психология рекламы : [учеб. пособие для вузов] / А. Н. Лебедев-Любимов. - 2-е изд. - СПб. [и др.] : Питер : Питер Принт, 2007. - 384 с. : ил. - (Мастера психологии) (14 экз.)

2.Пашкевич Т.В., Пономаренко Ю.А..Курсовые работы специальности «Реклама». Методические указания по выполнению и представлению. Барнаул,2008,АлтГТУ,28с. .( 20 экз)



  1. График контроля

3 семестр


Модуль

Контрольное испытание

Время проведения

Вес в итоговом рейтинге

Примечание

1

Контрольная работа

5 неделя

0,1




2

Контрольный вопрос

16 неделя

0,1




2

Защита рефератов

3,6,12 недели

0,1;0,1: 0,1




3

Экзамен

сессия

0,5






4 семестр


Модуль

Контрольное испытание

Время проведения

Вес в итоговом рейтинге

Примечание

1

Контрольная работа 1

5 неделя

0,1




2

Контрольная работа

10 неделя

0,1




3

Защита расчетного задания

16 неделя

0,3




4

Зачет

17 неделя

0,5



Примечания:

1. Пропущенные занятия отрабатываются на консультациях.
4. Шкала оценок и правила выполнения рейтинга
В АлтГТУ принята 100-бальная шкала оценок. Традиционная шкала будет использоваться только в зачетных книжках. Соответствие оценок устанавливается следующим образом: 95-100 баллов – «превосходно», 83-94 баллов – «отлично», 75-82 баллов – «почти отлично», 69-74 баллов – «более чем хорошо», 56-68 баллов – «хорошо», 50-55 баллов – «недостаточно хорошо», 44-49 баллов – более чем удовлетворительно, 31-43 баллов - «удовлетворительно», 25-30 баллов – «малоудовлетворительно», 19-24 – «более чем неудовлетворительно», 6-18 баллов – «неудовлетворительно», 0-5 – «нет знаний».

Успеваемость студента оценивается с помощью текущего рейтинга (во время каждой аттестации) и итогового рейтинга (после сессии). Суммирование рейтинга проводится по всем контрольным точкам с начала семестра до момента вычисления рейтинга.



Оценка текущего рейтинга студентов по дисциплине «Психология массовых коммуникаций» складывается из следующих видов работы студентов (максимальное число баллов – 100, в долях единицы - 1)


Вид индивидуальной деятельности

Число баллов (максимум)

1. посещаемость, подготовка и активность студентов на лекциях и семинарах до первой аттестации

0,2

2. посещаемость, подготовка и активность студентов на лекциях и семинарах до второй аттестации

0,2

3. подготовка творческих домашних заданий

0,1




  1. Возможности повышения рейтинга


Для студентов с высоким текущим рейтингом по их желанию может быть выдано дополнительное задание в виде реферата, доклада, презентации, творческой самостоятельной работы. После защиты дополнительного задания текущий рейтинг пересчитывается.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка