39.03.03 Организация работы с молодежью
Б1.Б.30 «Общая педагогика и психология»
Цели и задачи дисциплины (модуля):
Цель - формирование у студентов теоретических знаний в области общей психологии и педагогики.
Задачи:
-
ознакомить студентов с основными направлениями психологической и педагогической науки;
-
дать студентам представление о психологии как науке, основных подходах к определению ее предмета, роли и месте в структуре научного и практического знания;
-
изучить различные концепции развития психики, ее закономерности.
-
сформировать у студентов знания о психологических фактах и психических явлениях; о психических процессах, состояниях, свойствах, поведении и деятельности людей;
-
ознакомить будущих специалистов с основными закономерностями обучения и воспитания личности.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
-
способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
-
способность осознать специальную значимость своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОПК-2).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
-
предмет, методы, отрасли и основные категории психологии и педагогики как науки;
-
индивидуально - психологические особенности человека;
-
особенности функционирования и строения эмоционально-волевой сферы личности;
-
основные характеристики психических, познавательных процессов личности;
-
содержание, формы, средства и методы педагогической деятельности.
Уметь:
-
оперировать основными понятиями дисциплины;
-
самостоятельно работать с научной психологической литературой;
-
давать психолого-педагогическую характеристику личности (ее темперамента, акцентуированности, способностей) и интерпретацию собственного состояния;
-
анализировать учебно-воспитательные ситуации.
Владеть:
-
понятийно-категориальным аппаратом изучаемой дисциплины;
-
навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния.
Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы
Âèä ó÷åáíîé đàáị̂û
|
Часов/зачетных единиц
|
Семестр (7)
|
Àóäẹ̀îđíûå çàíỵ̈èÿ (âñåăî), â ̣.÷.
|
39
|
39
|
Ëåêöèè
|
18
|
18
|
Ïđàệè÷åñêèå çàíỵ̈èÿ (ÏÇ)
|
18
|
18
|
ÊÑĐ
|
3
|
3
|
Ëàáîđạ̀îđíûå đàáị̂û (ËĐ)
|
|
|
Ñà́îṇ̃îỵ̈åëüíàÿ đàáị̂à (âñåăî), â ̣.÷.
|
33
|
33
|
Êîíñïåệèđîâàíèå ïåđâîèṇ̃î÷íèêîâ
|
|
|
Âûïîëíåíèå đåôåđạ̀îâ íà âûáđàííó₫ ̣ǻó (̣ǻà âûáèđàạ̊ñÿ ṇ̃óäåị́à́è)
|
11
|
11
|
Íàïèñàíèå ưññå íà ïđåäëîæåííó₫ ̣ǻó.
|
12
|
12
|
Ïîäăị̂îâêà ïàêạ̊à äèàăíîṇ̃è÷åñêèơ ́ạ̊îäèê, íàïđàâëåííûơ íà ñà́îäèàăíîṇ̃èêó ëè÷íîṇ̃è ṇ̃óäåị́îâ
|
10
|
10
|
Êóđñîâîé ïđîåệ (đàáị̂à)
|
|
|
Đåôåđạ̀ (ïđè íàëè÷èè)
|
|
|
Äđóăèå âèäû ñà́îṇ̃îỵ̈åëüíîé đàáị̂û
|
|
|
Âèä ïđî́åæọ́î÷íîé ạ̣̀åṇ̃àöèè (çà÷ạ̊)
|
çà÷¸̣
|
çà÷¸̣
|
Êîị́àệíàÿ đàáị̂à (âñåăî)
|
42
|
42
|
Îáùàÿ ̣đóäîǻêîṇ̃ü ÷àñîâ
çà÷ạ̊íûå åäèíèöû
|
72/2
|
72/2
|
2
|
2
|
Содержание дисциплины (модуля)
Раздел 1. «Общая психология»
Тема 1. Введение в курс «Психология и педагогика»
Цель, задачи, структура курса. Роль и место в системе подготовки молодого специалиста.
Предмет, задачи, принципы, категории и методы психологии. Место психологии в системе наук о человеке. Особенности психологической науки. Структура современной психологии, основные отрасли психологии. Отличие научной психологии от житейской.
̉ǻà 2. Èṇ̃îđèÿ đàçâẹ̀èÿ ïđåäṇ̃àâëåíèé î ïđåä́ạ̊å ïñèơîëîăèè è îñíîâíûå íàïđàâëåíèÿ â ïñèơîëîăèè.
Ïđåäûṇ̃îđèÿ íàó÷íîé ïñèơîëîăèè. Âîçíèêíîâåíèå ïñèơîëîăèè êàê ñà́îṇ̃îỵ̈åëüíîé íàóêè. Ṇ̃àíîâëåíèå îñíîâíûơ íàïđàâëåíèé ïñèơîëîăèè. ̀íîăîîáđàçèå ïîäơîäîâ ê èçó÷åíè₫ ïñèơèêè.
Тема 3. Понятия индивида, личности и индивидуальности в психологии.
Индивидные свойства человека как предпосылки развития его личности. Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств. Основные свойства и критерии темперамента. Теории темперамента. Психологическое содержание понятия «личность». Условия и факторы развития личности. Социализация личности и ее этапы. Жизненный путь личности. Понятие индивидуальности, ее структура. Понятие характера. Формы проявления характера: норма и акцентуация. Понятие способностей, их классификация. Задатки как предпосылки развития способностей. Уровни развития способностей.
Тема 4. Мотивационно-смысловая и эмоционально-волевая сферы личности.
Понятия «мотив» и «смысл», их соотношение. Структура мотивационно-смысловой сферы личности и закономерности ее развития. Представление об эмоциональных процессах. Понятия «эмоции» и «чувства», их определения, функции. Классификации эмоций и чувств. Характеристика основных эмоциональных состояний человека. Теории эмоций. Общая характеристика волевых процессов. Структура волевого акта.
Тема 5. Познавательная сфера личности.
Сенсорно-перцептивный уровень, его особенности. Ощущения, их виды и закономерности. Восприятие, его виды и свойства. Уровень представлений, его особенности. Память, ее виды, функции. Речемыслительный уровень. Представление о мышление. Классификации мышления. Особенности различных видов мышления. Понятие стилей мышления. Речь, ее функции. Речь как средство общения и как инструмент мышления. Воображение, его виды, функции, значение воображения. Внимание как психический процесс. Особенности внимания, его свойства и виды.
Раздел 2. «Педагогика»
Тема 1. Педагогика как отрасль человекознания.
Педагогика как область гуманитарного знания. Объект, предмет и функции педагогики. Образование как социальный феномен, как педагогический процесс. Понятийный аппарат педагогики. Связь педагогики с другими науками. Педагогический процесс, его основные характеристики: движущие силы, функции, структура и компоненты, закономерности и принципы. Обучение и воспитание как составляющие целостного педагогического процесса. Самообразование и самовоспитание – высший этап педагогического процесса.
Тема 2. Содержание образования, исторические и современные тенденции его развития.
Компоненты содержания образования и их характеристика. Теории формирования содержания образования. Типы образовательных программ (общеобразовательные и профессиональные) и уровни образования. Принципы отбора содержания общего среднего образования, проблемы его модернизации на современном этапе. Документы, определяющие содержание общего образования: учебный план, учебная программа, учебники и учебные пособия.
Тема 3. Обучение с позиций современной дидактики. формы и методы обучения. Структура процесса обучения, его двусторонний характер. Функции и виды обучения. Преподавание: сущность и технология. Понятие о формах организации педагогического процесса. Понятие о методах, приемах и средствах обучения. Общая характеристика основных методов обучения.
Тема 4. Содержание, формы и методы процесса воспитания.
Взаимосвязь цели, задач, содержания воспитания. Всестороннее развитие личности как содержательная характеристика, связанная с освоением человеческой культуры. Методы в структуре процесса воспитания. Различные подходы к классификации методов. Общая характеристика методов воспитания в целостном педагогическом процессе.
Тема 5. Современные педагогические технологии.
Понятие педагогической технологии. Описание и анализ некоторых педагогических технологий (модульная технология, игровые технологии, технология проектного обучения).
Форма промежуточной аттестации: зачет
Разработчик: доцент кафедры педагогической и возрастной психологии Русских Н. И.
Поділіться з Вашими друзьями: |