Опд. Р психология педагогического общения



Сторінка1/11
Дата конвертації12.04.2016
Розмір2.46 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ишимский государственный педагогический институт имени П.П.Ершова»


УТВЕРЖДАЮ

Ректор ФГБОУ ВПО

«ИГПИ им. П.П.Ершова
______/Шилов С.П./

29 сентября 2011 год

ОПД.Р.2. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 050401.65 - История



очной формы обучения

Предисловие


УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры психологии на заседании УМК факультета

Протокол № 1от «14» сентября 2010г. Протокол № __ от «__»____20__г.

Зав. кафедрой Председатель УМК

______________ _______________ ______________ _________________
роспись И.О.Ф. зав. кафедрой роспись И.О.Ф. председателя УМК
СОГЛАСОВАНО

«____»__________________________20___г.

Зав. библиотекой____________ _________________________

роспись И.О.Ф. зав. библиотекой

ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ с «_____»____________________20___ г.

РАЗРАБОТАНА : В.А. Кислицыной, ст.преподавателем кафедры психологии
РЕЦЕНЗЕНТ:

Еланцева С.А.., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии



Периодичность пересмотра: перед началом каждого учебного года.

Содержание



1.

Программа дисциплины

4




1.1.

Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

4




1.2.

Требования к уровню изучения дисциплины

4




1.3.

Требования к организации дисциплины

4

2.

Содержание дисциплины

5




2.1.

Разделы дисциплины, виды и объем занятий

5




2.2.

Содержание разделов дисциплины

6




2.3.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

8




2.4.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

9

3.

Организация аудиторной и самостоятельной работы студентов. Методические рекомендации преподавателям и студентам

10




3.1.

Организация аудиторной работы студентов

10




3.1.1.

Конспекты отдельных лекций

10




3.1.2.

Планы практических занятий и методические рекомендации к ним

56




3.2.

Организация самостоятельной работы студентов

75




3.2.1.

Содержание, формы и сроки выполнения заданий, виды контроля

75

4.

Материалы входного, текущего и итогового контроля. Методические рекомендации преподавателям и студентам

76




4.1.

Материалы входного контроля

76




4.2.

Материалы текущего контроля

76




4.3.

Материалы итогового контроля

88

5.

Терминологический минимум

93




Приложения

98



  1. Программа дисциплины


1.1. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

Цель дисциплины: обеспечить формирование у студентов основ профессионально-педагогического общения; научить слушателей вычленять предметность, подлежащую анализу средствами психологии педагогического общения.

Задачи дисциплины:

- дать представление о видах и формах психолого-педагогического общения;

- познакомить с основными технологиями эффективного общения

- ознакомить студентов с основными феноменами общения;

- с помощью практических занятий помочь студентам выработать коммуникативные навыки, необходимые в сфере профессионального общения.

Дисциплина ориентирует на такие виды профессиональной деятельности, как учебно-воспитательная, научно-методическая, организационно-управленческая, социально-педагогическая, культурно-просветительская.


1.2. Требования к уровню изучения дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен:

знать:

- содержание основных психологических теорий (когнитив­ной, психодинамической, культурно-исторической дея­тельности);



уметь:

- объяснять содержание основных форм общения; прово­дить анализ психологических фактов общения средствами разных психологических подходов; строить общение на основе знаний основных средств;

владеть:

- навыками эффективного профессионального педагогического общения


1.3.Требования к организации дисциплины

Дисциплина читается на заочном отделении в седьмом семестре (4 курс, 5,6) и в восьмом семестре (4 курс, 4,2). Количество часов, отводимое на курс, приведено в таблице 1.


Таблица 1 - Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов



Распределение по семестрам в часах

на заочном (з/о) отделении



Семестр

7

8

3/о 4,2

з/о 5,6

з/о 5,6

з/о 4,2

Общая трудоемкость дисциплины

160

160

160

160

Аудиторные занятия

14

22

22

14


Лекции (Л)

8

10

10

8

Практические занятия (ПЗ) Семинары (СЗ)

6

12

12

6

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

-

Самостоятельная работа студентов (СРС)

146

138

138

146


Контрольные работы

-

-

-

-

Курсовые работы

-

-

-

-

Вид итогового контроля

зачет

Зачет

Зачет

Зачет

Лекционные занятия носят проблемный и проблемно-информационный характер, могут сопровождаться компьютерными презентациями. Семинарские занятия проводятся в различных формах, как традиционных, так и с применением методов интерактивного обучения: тренинг, деловая игра, круглый стол, дискуссия, решение психолого-педагогических задач.


2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Разделы дисциплины, виды и объем занятий

Таблица 2 – Разделы дисциплины, виды и объем занятий

Раздел, тема

Объем в часах по видам работ

Всего

Л

ПЗ

СРС

Раздел 1. Общение как предмет научного знания

1.1 Теория межличностного общения как междисциплинарное знание

1.2. Потребность в общении и методы ее изучения

Раздел 2. Межличностная коммуникация

2.1. Речь в межличностном общении

2.2. Невербальная коммуникация

2.3. Цели и факторы эффективного слушания



Раздел 3.Межличностные отношения

3.1. Межличностная аттракция

3.2.Чувства и эмоции в общении

3.3. Проявление индивидуальных особенностей личности в общении



Раздел 4. Трудности и дефекты общения

4.1.Трудности межличностного общения

4.2. Дефицитное общение

4.3. Дефектное общение

4.4. Деструктивное общение

Раздел 5. Эффективное общение

5.1 Факторы успешного общения

5.2. Технологии эффективного общения

Раздел 6. Основы профессионально-педагогического общения

6.1. Основные характеристики профессионально-педагогического общения

6.2.Особенности профессиональной позиции и стилей педагогического воздействия

6.3.Социальные роли субъектов профессионально-педагогического общения

6.4. Уровни общения педагогов и школьников

6.5 Общение в конфликтных ситуациях

6.6. Манипуляции в общении педагогов и школьников
Всего


16
8

4
4
4

4


8

8
32


8
8
4
8

4

160



2
2


2

2
4


2
2

8/10

2/2

2

2/2



2

2

2/2


2/2



6/12

7,3/6,9
7,3/6,9


7,3/6,9

7,3/6,9


7,3/6,9
7,3/6,9

7,3/6,9


7,3/6,9

7,3/6,9


7,3/6,9

7,3/6,9


7,3/6,9
7,3/6,9

7,3/6,9


7,3/6,9
7,3/6,9
7,3/6,9
7,3/6,9

7,3/6,9


7,3/6,9
146/

138



2.2. Содержание разделов дисциплины
РАЗДЕЛ 1.Межличностное общение как предмет научного знания

Тема 1. Предмет теории межличностного общения

Определение межличностного общения, виды, уровни, функции межличностного общения, структурный анализ общения, аналитические модели, теоретические направления (бихевиоризм, когнитивизм, ролевая парадигма, психоанализ, гуманистическая психология).



Тема 2. Потребность в общении и методы ее изучения

Потребности и мотивы личности в общении, фрустрация потребностей и ее последствия, мотивация, мотив достижения и его разновидности, мотивационный кризис, методы изучения общения, потребности в доверительном общении, милосердии и поддержке, аффилиация, альтруизм, помогающее поведение, влияние черт личности



РАЗДЕЛ 2. Межличностная коммуникация

Тема 3. Речь в межличностном общении

Речевая коммуникация; структура речевой коммуникации; организация и развитие речевой коммуникации; речь и взаимопонимание; полисемия; синонимия; особенности речи в социально ориентированном общении; правила, стратегии и тактики речевой коммуникации; речь как средство утверждения социального статуса; принципы и нормы вербальной коммуникации в межличностном общении; функции речи в межличностном общении;



Тема 4. Невербальная коммуникация

Место и функции невербальной коммуникации в межличностном общении; особенности невербальной коммуникации, функции невербальных сообщений; кинесика; мимика; контакт глазами, проксемика; акустические средства передачи невербальной информации; проблема интерпретации невербального поведения,



Тема 5. Цели и факторы эффективного слушания

Факторы эффективного слушания; цели слушания; понятие обратной связи; виды обратной связи; стили слушания: нерефлексивное слушание, рефлексивное слушание, эмпатическое слушание.



РАЗДЕЛ 3.Межличностные отношения

Тема 6. Межличностная аттракция

Понятие «отношения»; межличностные отношения; понятие межличностной аттракции; внешние факторы аттракции, внутренние факторы аттракции: физическая привлекательность, стиль общения, сходство, дополнительность, поддержка; способы измерения межличностной аттракции;

Тема 7.Чувства и эмоции в общении

Определение эмоций и чувств; организующая функция эмоций; особенности эмоционально-чувственных переживаний в межличностном общении; влияние значимых других на чувства и эмоции; виды социальных эмоций (смущение, зависть, ревность); способы управления эмоциями и чувствами в общении; язык эмоций.



Тема 8. Проявление индивидуальных особенностей личности в общении

Проявление характера в общении; влияние типа темперамента на общение; проявление воли в общении, способности – важное условие успеха в общении, эмоции и чувства.


РАЗДЕЛ 4. Трудности и дефекты общения

Тема 9. Трудности межличностного общения

Нарушения общения, коммуникативные барьеры, трудности общения, распространенность трудностей общения в разных возрастах; застенчивость как специфическая трудность межличностного общения, проблема и природа застенчивости, психологическое содержание феномена застенчивости; типы застенчивости; беззастенчивость.



Тема 10. Дефицитное общение

Одиночество, одиночество в юности, типы одиночества, принципы и способы измерения одиночества; психологические механизмы и причины одиночества; аутистичность и отчужденность; понятие аутистичности; отчужденность; аномия; комплексные трудности в общении.



Тема 11. Дефектное общение

Дефекты общения; нарушения общения и акцентуации: истероидная направленность, нарциссизм, шизоидная направленность, психоастеники, сензитивные, эпилептоидная направленность; ригидность и тревожность как факторы дефектного общения.



Тема 12. Деструктивное общение

Корыстные формы общения: вранье, обман, ложь; агрессивно-конфликтное взаимодействие; источники агрессивности; закономерности агрессивного поведения и взаимодействия; криминогенное общение;



РАЗДЕЛ 5. Эффективное общение

Тема 13. Факторы успешного общения

Понятие, критерии и уровни успешности общения; общительность, контактность, коммуникативная совместимость; адаптивность; стиль общения как фактор успешности; характеристики стиля общения; темперамент и стиль общения; направленность личности и стиль общения; культура и стиль общения; стили общения в совместной деятельности; оптимальный стиль общения; полоролевые стереотипы общения;



Тема 14. Технологии эффективного общения

Технология беспроблемного общения Т.Гордона: концепция «владения проблемой», как распознать проблему партнера, как устранить проблему партнера, как распознать и решить собственную проблему, беспроигрышный метод разрешения конфликтов; технология подлинного общения Э.Берна: основные понятия трансактного анализа, структурный анализ, функциональный анализ, анализ трансакций, анализ жизненных сценариев; технология спонтанности Ф.Перлза: концепция гештальттерапии, ценность спонтанного общения, изменение личности в общении; технология моделирования успеха в общении Р.Бэндлера и Дж.Гриндера: основные понятия и аксиомы нейролингвистического программирования, модели коммуникации; технология идеального общения Ч.Тойча и Дж.тойч: история возникновения психогенетики, ее основные понятия и постулаты, аффирмация как инструмент изменения общения;



РАЗДЕЛ 6. Основы профессионально-педагогического общения

Тема 15. Основные характеристики профессионально-педагогического общения

Цели профессионально-педагогического общения; общечеловеческие ценности, влияющие на общение; функции профессионально-педагогического общения; содержание профессионально-педагогического общения; средства профессионально-педагогического общения; структура профессионально-педагогического общения;



Тема 16. Особенности профессиональной позиции и стилей педагогического воздействия

Особенности профессиональной позиции педагога : позиция «заботливой наседки», позиция старшего товарища и наставника, дистанционная позиция, уровневая позиция, кинетическая позиция; особенности стилей педагогического руководства: авторитарный, демократический, либеральный.



Тема 17 .Социальные роли субъектов профессионально-педагогического общения

Формальные роли, внутригрупповые роли, межличностные роли, индивидуальные роли, «ролевой веер», актуальная роль.



Тема 18. Уровни общения педагогов и школьников

Примитивный уровень, манипулятивный уровень, стандартизированный уровень, конвенциональный уровень, игровой уровень, деловой уровень, духовный уровень, многоуровневый характер общения.



Тема 19 Общение в конфликтных ситуациях

Основные признаки конфликта; разновидности конфликтов; стадии развития конфликта; способы разрешения конфликта.



Тема 20. Манипуляции в общении педагогов и школьников

Виды манипуляций (просты, сложные, корыстные, бескорыстные, благородные); характерные особенности некоторых манипуляторов




2.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

      1. Основная рекомендуемая литература

Ведерникова, Л.В. Педагогическая поддержка профессионального развития педагогов [Текст]: учебно-метод.пособие / Л.В. Ведерникова, И.М. Кунгурова. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2010. - 172 с. (2 экз.)

Ведерникова, Л.В. Подготовка педагога как творческого профессионала [Текст] : учеб.пособие для вузов по спец. «Педагогика и психология» / Л.В. Ведерникова. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П.Ершова, 2006. – 112 с. Рек. УМО (27 экз.)

Десяева, Н.Д. Культура речи педагога [Текст] : учеб.пособие для вузов / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассурова. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 192 с. (5 экз)

Колесникова, И.А. Коммуникативная деятельность педагога [Текст] : учеб. пособие для вузов / И.А.Колесникова; под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Академия, 2007. - 336 с. Рек. УМО (3 экз.)

Куницына, В.Н.Межличностное общение. Учебник для вузов/ В.Н.Куницына, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. – СПб.: Питер,2006. – 544 с. (1 экз.)

Пазухина, С.В. Педагогическая успешность [Текст] : диагностика и развитие профессионального сознания учителя: учеб.пособие для вузов / С.В.Пазухина. - СПб.: Речь, 2007. - 224 с. (3 экз.)

Панфилова, А.П. Тренинг педагогического общения [Текст] : учеб. пособие для вузов по спец. "Педагогика и психология" / А.П. Панфилова. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 336 с. (2+3 экз.)

Психология и этика делового общения [Текст] : учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб.и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 415 с.(3 экз.)

Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / С.Д. Якушева. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 256 с.(30 экз.)


      1. Дополнительно рекомендуемая литература

Батаршев, А.В. Диагностика способности к общению/А.В.Батаршев. – СПб.: Питер, 2006. – 176 .

Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры/Э.Берн. – СПб.: Лениздат, 1997, 2010. – 400 с. (3 экз.)

Бодалев, А.А. Личность и общение/А.А.Бодалев. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с. (библиотека ИГПИ им. П.П.Ершова)

Волкова, А.И Психология общения/А.И.Волкова. – Ростов н/д.: Феникс, 2007. – 446 с.

Горянина, В.А. Психология общения [Текст] : учеб.пособие для вузов / В.А. Горянина. – 2-е изд., стер. –Академия, 2004. – 416 с. ( 7 экз)

Грехнёв, В.С. Культура педагогического общения [Текст]: кн. для учителя / В.С. Грехнёв. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с. (10 экз)

Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие/Н.С.Ефимова. – М.: ИНФА-М, 2006. – 192 с.

Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя [Текст] : учеб.пособие для вузов / И.Ф. Исаев. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. – 208 с. (3 экз.)

Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст] : кн.для учителя / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с. (7 экз)

Карнеги, Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей/Д.Карнеги. — М., 1994,1995,1990. (библиотека ИГПИ им. П.П.Ершова)

Книге, А. Об обращении с людьми. Пер. с нем/А.Книге. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 325 с.

Козлов, И.И. Как относиться к себе и людям: Практическая психо­логия на каждый день/И.И.Козлов. — М.:Новая школа, 2004. – 320 с. (библиотека ИГПИ им. П.П.Ершова)

Курбатов, В.И. Искусство управлять общением/В.И.Курбатов. — Ростов н/Д, Феникс, 2005. - 223 с.

Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция [Текст] : учеб.пособие для вузов / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. - М.: Академия, 2001. - 288 с. (2 экз)

Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] : учеб.пособие для вузов по спец. «Психология» / А.А. Леонтьев. – 3-е изд. - М.: Академия, 2005. – 368 с. (8 экз)

Леонтьев, А.А. Психология общения/А.А.Леонтьев. — М.: Академия, 2007. – 213 с.

Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г.Рузской/М.И.Лисина. - М.: МПСИ, 2001. – 384 с.

Лобанов, А.А Основы профессионально-педагогического общения/А.А.Лобанов. – М.: Академия, 2002. – 192 с. (библиотека ИГПИ им. П.П.Ершова)

Парыгин, Б.Д. Анатомия общения: Учеб. пособие/Б.Д.Парыгин. — СПб.: Питер, 2004. – 312 с.

Пиз, А. Язык жестов. Как читать мысли других по их жестам. Пер. с англ. /Сост. В.В.Шарпило/А.Пиз. – Мн.: Парадокс, 2006. – 416 с.

Рогов, Е.И. Психология общения/Е.И.Рогов. — М.: ВЛАДОС, 2007 – 335 с.

Рыданова, И.И. Основы педагогического общения/И.И.Рыданова. — Минск, Беларуская навука,1998. -319 с. (библиотека ИГПИ им. П.П.Ершова)

Станкин, М.И. Психология общения: курс лекций/М.И.Станкин. – М.: МПСИ, 2000. – 304 с.

Целуйко, В.М. Психологические основы педагогического общения: Пособие для студентов и педагогов/В.М.Целуйко. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 295 с.

Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения/Г.М.Шеламова. — М.: АКАДЕМИЯ, 2004. – 160 с.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка