Оценка риска vs совести



Скачати 142.59 Kb.
Дата конвертації26.04.2016
Розмір142.59 Kb.
УДК 364.1:215

Общие проблемы, воздействующие на благополучие человека:

Религия и наука. Богословие и философия. Знание и вера. Разум и откровение. Противостояние церкви и науки

Лукьянчиков А.В.,

Лукьянчикова Т.М.

Оценка риска vs совести

Мы все шире внедряем в нашу жизнь риск ориентированный подход, а проблемы предупреждения и реагирования на опасности почему-то остаются все чаще не решенными и с каждым днем как снежный ком растут, о чем свидетельствует ухудшение жизни человека в нашем общем доме человечества. Совпадает ли голос совести с результатами расчета риска и можно ли на него полагаться.

Предупрежден – вооружен.

Риск-ориентированный подход (РОП) предлагают считать сегодня кульминацией в вопросах достижения безопасности. Его пытаются внедрить повсеместно во всех сферах, начиная с образования студентов, в некоторых странах даже школьникам прививают этот навык. А навык – это вторая натура человека иногда становящаяся первой.

Рассмотрим два шага, которые включает РОП:


  1. идентификация опасности;

  2. оценка риска.

Чтобы понять, что такое идентификация опасности, для первого знакомства рассмотрим действующий государственный механизм идентификации чрезвычайных ситуаций (ЧС). Основным условием осуществления этого механизма есть: наличие как минимум трех видов классификаторов: классификатора видов ЧС, классификатора признаков ЧС и классификатора уровней ЧС. Осуществленной идентификацией считается присутствие в каждом из этих классификаторов строчки, которая соответствует описанию опасного явления. Подобные классификаторы сегодня создаются повсеместно на разных уровнях: и отдельными гражданами, и фирмами, и партиями, государственными организациями, и транснациональными компаниями.

Для обоснования любого проекта и прогнозирования обстановки, связанной с его развитием, после такой идентификации опасности рекомендуется проводить оценку риска. При этом использование закономерностей естествознания для прогнозирования обстановки не отрицается. Оценка риска включает: на входе анализ возможных сценариев развития опасностей, а на выходе наиболее приемлемый вариант управления риском для обеспечения безопасности.

Большие массивы структурированных знаний в виде банков знаний с интеллектуальными, поисковыми и экспертными системами дают не только экономические, по закону, преимущества, но и преимущества для осуществления краж, обманов, спекуляций, манипуляций обществом и др.

Математическая сторона жизни человека – это продукт разума, точнее его рационального мышления.

В учебных заведениях одной из приоритетных задач является обеспечение многознания студента.

В данном случае для сферы безопасности студенту нужно развивать вместимый внутренний «ментальный классификатор опасностей». Если студент дополнительно будет развивать ещё мышление, то сможет расширить различительную способность разума для распознавания опасностей. Известно также, что самые крупные преступления и в стране и в мире делают люди очень умные, то есть это уже, как правило, студенты, которые выпустились. Сегодня, например, юрист с опытом скажет, что чем больше знаешь законов, тем их легче обойти.

В литературе по вопросам безопасности жизнедеятельности, в стремлении к благополучию в жизни человека идет постоянный акцент, что нужно всё просчитывать, уметь прогнозировать.

Ограничивается ли человек только памятью и разумом? Другие фундаментальные свойства человека, совершенно отходят на второстепенный план и даже начинают утрачивать свою актуальность и значение в жизни человека. Назовём некоторые: вера, разум, совесть, слово, семья.

Рассмотрим, например, фундаментальное свойство человека  совесть.

Независимо от мышления, в человеке может возникать, как какая-то идея, мысль, которая одобряет или осуждает. Это суд совести как суждения о поступке или как оценки со стороны нравственного достоинства самого себя.

Именно голос совести кричит: остановись, а то обидишь человека, не участвуй в этом проекте, будут гибнуть люди, не выполняй безнравственных приказов, а то будешь сопричастен вопиющему обману и так далее.

От слышания голоса совести зависит благополучие и носителя и тех, кто связан с его решениями. Именно суд совести знает, что будет и какая причина – решающая.

Совершение одного и того же поступка, для одного – это долг совести, для другого – запрет совести, то есть содержание, на что реагирует совесть, может быть различным. По одной совести можно убивать, по другой совести – нельзя. По одной совести – можно обманывать, потому что он не ближний, по другой – нельзя.

Для некоторых этносов и для некоторых религиозных течений это понятие не используется как ключевое в стремлении к благополучию. Если ознакомится с филологическими исследованиями, то обнаруживается, что в разных языках встречается разное наполнение этого слова и существуют очень развернутые учения о совести.

Значит существует разное представление о благополучии? Есть внешнее и внутреннее. Свойство человека интуиция, опираясь на знание, подсказывает как достичь благополучия, но только внешнего. Ряд исследователей проблемы совести сообщают, что интуиция входит в состав совести, так что человек стоит перед дилеммой – поступить по совести или по интуиции? Это единый механизм, в котором есть стрелка направляющая либо в мир внешний, либо в мир совести – в мир внутреннего благополучия.

Получается, что голос совести зависит от мировоззрения, точнее от системы жизненных ценностей, в которой человек и устанавливает сам соотношение между совестью и интуицией.

Можно привести следующий пример. У аборигена спросили, что такое добро и зло? Хорошо – это когда мы отнимем у соседнего племени скот и женщин, а плохо – когда для нас. То есть голос совести человека молчит исходя из его жизненной установки, а не потому, что у него её нет. Если человек решает изменить своё мировоззрение, то он заглушает голос совести, воспитанный предыдущими убеждениями, чтобы зазвучал новый. Если он не отнимет скот и женщин, а пожалеет, то вступит в конфликт со своей совестью, которую он воспитывал исходя из своих убеждений. Голос может заглушаться волей или просто, или с применением алкоголя, рок музыки, компьютерной игры, медитации.

Источниками воспитания совести могут быть семейный круг, экономико-политический круг, средства массовой информации, книги и др. Атеист воспитывает свою совесть своими убеждениями, которые формируются стихийно из приведённых источников. Советский атеизм, объявленный научным, учил, что в человеке нет совести (это изжитый архаизм), а есть «внутренний комиссар», которого нужно воспитывать в соответствии с советскими ценностями. Можно говорить о совести агностика, о совести революционера, о совести буддиста, то есть  чем данный механизм воспитывается, тем и является он для обладателя.

Взывать к совести можно, если совесть воспитана в той же системе жизненных ценностей, что и у взывающего. В иудейском учении свойства (или органы) души ассоциируются с телесными органами человека. Для них совесть подобна почкам, которые очищают воду. По этой причине в талмуде слова совесть нет. Для иудеев главное  это воспитание в законе как системе жизненных ценностей, тогда и совесть обнаружится.

Христиане воспитывают совесть Божественным критерием: Новым заветом  у католиков и протестантов, Святим Письмом – у греко-католиков и Евангелием ( по-гречески переводится Благая Весть) у православных. Ведь в слове со-весть есть слово весть. Это различение очень важно в понимании фундаментального свойства совесть.

Христианские учения в противовес иудеям утверждают, что совесть есть знание, получаемое посредством чувства из «сердца», а не «почек» и определяют «сердце»  первым внутренним источником морального знания (нравственного закона). Поэтому, например, в католическом учении слово совесть наполняется содержанием другого слова сознание. Среди их богословских трудов можно встретить труды по работе с сознанием, по содержанию напоминающие восточные культы. В католической теологии допускается положение о возможном эволюционном развитии фундаментальных свойств человека и соответственно совести тоже.

Зачем вообще знать, что такое совесть? Можно дышать воздухом не зная его формулы или пользоваться наследством не выясняя адресата, который наследство оставил. Поэтому в протестантизме, как осколке католицизма объявлен протест католическому учению и соответственно отказ от догматического учения о человеке, считая его не первостепенным и предоставив возможность каждому самостоятельно определяться в том, что такое совесть и как ей пользоваться, а главное – это следование нравственному закону. Под очищением совести подразумевается самоуспокоение или присутствие чувства спокойствия.

Тоталитарные режимы, коллективная бессовестность приучают людей думать одно, говорить другое, делать третье. Такую совесть называют лукавой. Она характеризируется неискренностью, партийностью при осуждении. Например, муж признает, что ударил жену, и следом самооправдывается и говорит – она сама виновата, она заслуживает. Поэтому в православном богословии напоминается, что совесть нельзя отождествлять с голосом Божьим, так как желая безмерно возвеличить совесть, в конце концов делают её богом без Бога, то есть неким внутренним идолом. Например, в литургии святого Иоанна Златоуста упоминается лукавая совесть. Существуют массовые движения людей увлекающиеся искусством хитрости – китайскими стратагемами. Это китайское искусство мышления, искусство жить и выживать. Есть множество учебных пособий для этого.

Получается, что утверждение «Совесть – это инструмент, который человека делает человеком», может быть ложным.

В православном богословии также подчеркивается, что человек сам своими силами не может очистить её. «Омыть» совесть, «сотворить сердце чистое» может только Господь, на суд Которого человек приносит свои беззакония и свою изъязвленную грехами душу.

Младенцы, ещё будучи бессловесными, обладают совестью от рождения, а осознание поступка (облечение его в слово) начинает приходить постепенно после 5-лет. Это к вопросу, в чем разница между совестью и сознанием.

«Со-весть» в славянском, русском звучании можно сравнить с некоторым тонким чутьем, которым живут и спасаются святые люди, для охранения благодати (скорее, это так для всех культур византийского наследия).

Человеку можно много знать, всё делать по закону и быть настоящим сатаной. Не случайно православный святой Тихон Задонский сказал: «Всё напрасно и бессмысленно, если не вести христианский образ жизни – внутренней борьбы со страстями». Это гордость, тщеславие, зависть, гнев, блуд, чревоугодие и их производные. Арсеналом духовного оружия в этой борьбе собственно есть фундаментальные свойства человека. Только когда освоишь оружие или инструмент можно эффективно пользоваться им. Человека, обладающего воспитанной совестью в обществе можно сравнить с клеткой организма. Живая здоровая клетка благотворно влияет на другие клетки, а вырождающаяся раковая клетка заражает соседние клетки.

Большая разница между теми, кто постоянно поучает и укоряет других и теми, кто живет по совести. Встречая в жизни человека с чистой совестью происходит эффект боли. При этом в зависимости от собственного вектора совести: и либо эффект отторжения в виде неприязни, которая может доходить до ненависти, зависти и других страстей, и либо рождается плач, стыд и, самое интересное, рождается радость обретения нового смысла в его жизни. Этот эффект называется покаяние (по-гречески метаноя переводится «изменение ума »), который ведёт к очищению совести, сердца и души человека. Вспомнить, хотя бы людей, которые совершают постыдные поступки и случайно замечают, что присутствуют рядом дети.

Человек не владеющий совестью наоборот подвержен духовному заражению и как следствие психическому. Для таких людей даже чувство как человеколюбие – есть чувственное состояние, возникающее в результате из восприятия внешнего выражения боли и радости, можно сказать, как из проявленной симпатии, как феномена психического заражения, а не из опыта совместного страдания и совместной радости. Далее такое «человеколюбие» развивается в зависимости от альтруистических склонностей «по мере роста взаимного сцепления интересов» и предполагает в этом развитии идеальную цель (состояние «социальное равновесие»), исключающую всякую жертвенность.

Совесть – это великолепнейшее духовное оружие, которое не позволяет ничему недолжному войти в душу. Она буквально ограждает душу человека. Святой Феофан Затворник писал: совесть это сторож, которого дал Бог для охранения своей истины. Чтобы он хорошо исполнял обязанности нужно, чтобы он сначала познал эту истину, чтобы он знал, что он охраняет.

Как видно из этой цитаты для овладение совестью нужно не учение о совести, а познание ею Истины. Это возможно только в лоне Церкви, в её Таинствах, литургической жизни, общине, которая построены на любви. В этом питомнике и школе любви находят, как в живительной среде, и питание и поддержку для себя, христианская любовь уже не ограничивается братской любовью и свободно изливается на всех, к кому она может только иметь отношение. «Нет в мире любви подобно той, на какую способен человек во имя распятого Спасителя своего, подобно пламени захватывает она все существо человека, исполняет его ум и сердце, становится душой его, его единственной движущей силой, заставляет его забыть себя, мир, умереть для всего, в чем нет любви Отчей (1 Ионна 2.15)»

Познание Истины совестью  есть стяжание благодати в сердце. Совесть, как точнее перевести с греческого, соединение его свидетельства с тем побуждением или толчком, какой исходит из сердца,  толчком к совершению доброго или лукавого поступка. Добрый выносит доброе из сердца, а лукавый  лукавое.

Несколько слов о фундаментальных свойствах человека вера и слово и связи их с совестью.

Во всех авраамических учениях присутствует положение, что человек создан по образу и подобию Божию. Из этого положения понятно, что если познаешь свойства Бога, то познаешь и свойства человека. И обратно – разное понимание свойств человека и отношения к ним подразумевает разное видение Бога и отношение к Богу – это значит все служат разным богам.

Например, в Киевской Руси единство народа множества этносов основывалось на:

1) единстве веры, то есть познании  кто есть Бог и кто есть человек;

2) единстве письменности как средстве фиксации этих духовных сокровищ веры на бумаге.

Не случайно при Петре I было сделано много радикальных шагов для разрушения единства народа, из которых два коснулись выше рассмотренных пунктов:

1) В образовательной системе во всех учебных заведениях был отменён обязательный предмет «богословие», на котором не просто уяснялось, кто есть Бог и кто есть человек, но осваивался весь арсенал духовного оружия человека, а это и есть фундаментальные свойства человека, чтобы стать человеком. Люди были настолько богословски образованы, что не боялись иноверцев, так как часто только силой одной братской самоотверженной любви, отличающей христиан от других людей, происходило обращение в христианскую веру иноверцев. Бескрайние территории Киевской Руси свидетельствуют о единстве жившего народа и их любви. Не возможно объединять народы с использованием силы и удерживать тысячелетие. Этот факт разбивает любые фальсификации о святом князе Владимире, что он насильно объединил народ с неизмеримыми кровопролитиями и заставил креститься.

Отмена привела к духовной слепоте видения сути других вероисповеданий, к мировоззренческому хаосу и бесконечному поиску оснований жизни, состояниям нереализованности и обреченности. Это нанесло сокрушительный удар по внутреннему стержню человека и духовности народа, то есть привело к внутренним духовным расколам человека и общества. История учит, что за духовным расколом следует воплощенный раскол. Например, самые крупные  это падение первой римской империи, падение второй римской империи, которую католики назвали византийской, в стремлении доказать всем, что вообще не было ни первого и никакого, вообще, падения, и что мировой центр истинного христианства, то есть догматических и духовно-нравственных эталонов, находится в Евросоюзе. Не потому ли игнорируется в Евросоюзе изучение студентами истории второго Рима, и формируется отношение к странам-детям его как проблемным странам?

Предмет «богословие» давал понимание и ясность самым сложным вещам в жизни человека – духовным, рассмотрение которых давало возможность понимать и информационные, и психологические. Сегодня говорят об информационных войнах, психологических войнах, а народ духовно обезоружен. Отмена предмета «богословия» породила благоприятные условия для произрастания других видов вероисповедания, что в свою очередь привело к ещё большему хаосу и отходу человека от настоящего христианского благочестия и соответствующего образа жизни.

2) В целях облегчения прихода западных наук и западных учителей были проведены реформы в славянской письменности  упрощена, точнее сказать урезана азбука и грамматика. Это подтолкнуло многие этносы со своим особенностями речи к разработке своей письменности – это украинский, русский, белорусский языки, а это открыло потенциальную возможность приведения их к явному обособлению.

К концу 19 века у нас уже накопилось достаточное количество научных, философских и других западноевропейских сочинений, которые прогрессивной элитой были переведены на украинский, русский, белорусские языки. Ради того, чтобы все начали читать их, в 1905 году при подготовке к предстоящей революции 1917 по всем земским управлениям был отдан указ об прекращении изучения Церковно-славянского языка за не надобностью, а переходе изучения к недавно сформированным украинскому, русскому и белорусскому языку. Хватило ровно 12 лет, чтобы выросло новое поколение молодых людей, которое не держало в руках книг славянской письменности, так как всё духовное свято-отеческое наследие с начала основания Киевской Руси было естественно на Церковно-славянском языке и главная книга Святое Евангелие тоже, любые переводы которого на «сокращенные» классические языки долго не одобрялись. После этих событий перестали появляться великие писатели, которые владели, кроме классических, великим Церковно-славянским языком.

В результате сегодня в Украине согласно официальным статистическим данным действует 55 конфессий и насчитывается 36500 религиозных организаций, а Киев как столица среди других мировых столиц занимает лидирующее место по этому показателю. Такое обилие может и оттолкнуть от поиска истины, и привести к экуменистической опасной смеси, и запутать, и вообще не привести к истине.

Заведомо составленные классификаторы опасностей и не отрицают использование совести в идентификации опасностей и одновременно предлагают строго очерченное поле выбора и точно регламентированный расчет оценки риска. Это касается любых уровней рассмотрения. Такая унификация упрощает ведение дел и вместе с тем уводит общество от возможности воспитывать совесть и слушать её, то есть жить совестью. У руководства как будто все риски посчитаны, все уведомлены и формальная сторона соблюдена. Происходит постепенная подмена природного механизма безопасности – совести на внешний технический расчет.

Жить без этого внутреннего охранителя, утешителя  совести и не познать её – подвергать себя опасности. Не только духовное оружие совесть, но и все остальные виды оружия имеют другую суть в иудаизме, католицизме, протестантизме, в восточных культах и современных неокультах.

Миллиарды людей приняли решения для обеспечения безопасности жизнедеятельности и процветания жить по нравственному закону, одобренному совестью и, по возможности, совпадающим с нравственным законом корпоративной культуры и в согласии с результатами оценки риска, а верующим – это ещё и верою в Бога. Перешагиваешь эту установленную планку и попадаешь в высокоразвитую страну, потом в ещё более высокоразвитую страну, а для верующих – это Царствие Божие на земле. Все здорово, доволен своим состоянием, не материальным, а нравственным. Что ещё не достает? Страдаешь и волнуешься, что не можешь представить себя всему миру и сказать «Посмотрите, каким надо быть, как я».

Фундаментальные свойства человека могут быть испорчены. Такие свойства человека  оружие в погибель. Не они делают человека человеком.

Бог стал человеком. Только взирая на его жизнь мы поняли, как становятся человеком, а не становятся Богом, чего желали Адам и Ева, и желают сатанисты. Люди сотворены по образу и подобию Божию, и божественных свойств развивать не надо, к чему призывают телепередачи про екстраспособности и все фильмы с культами героев спасающих мир, как правило чем-нибудь страдающими: алкоголизмом, табакокурением, наукой, интернетом, Linux-ом, полом, литературным сочинительством или ещё чем-нибудь вплоть до одержимости.



Бог только своею благодатью может начиная с области веры, исправив разрыв с истинной реальностью, очистить, восстановить, исцелить оживать эти свойства как заболевание духа, собрать распавшиеся силы этих свойств. Это возможно только для признающих свою нравственную несостоятельность, грешность, страстность, испорченность. Ради Бога блаженные, юродивые, монахи были всегда идеалом человека в Киевской Руси, не скульптуры героев были символами человека, а часовни и храмы, в которых обитает благодатный дух.
Литература

1. Веселов Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. – 316 с.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка