ЮРБ-ЮИ-14-0206
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Образовательная программа высшего образования бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (далее - ОП ВО) представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), разработанный и утвержденный Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (далее - Университет) с учетом потребностей общероссийского и регионального рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 04.05.2010 г. № 464.
ОП ВО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: компетентностную модель выпускника, паспорта и программы формирования компетенций, учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, фонды оценочных средств аудиторной и самостоятельной работы студентов и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
1.2. Нормативные документы для разработки ОП ВО бакалавриата по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»: квалификация (степень) «бакалавр», утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 464 от 04.05.2010 года.
-
Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПрООП ВПО) по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция», квалификация (степень) «бакалавр».
-
Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет».
-
Общая характеристика вузовской образовательной программы высшего профессионального образования бакалавриата по направлению 030900.62 «Юриспруденция»:
-
Миссия, цели и задачи ОП ВО:
Социальная значимость (миссия) ОП ВО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» заключается в удовлетворении образовательных потребностей граждан, общества и государства в современном юридическом образовании, развитии единого образовательного пространства в области юриспруденции, обеспечении рынка труда города Москвы и Московской области квалифицированными кадрами юристов для работы в государственных и муниципальных органах и учреждениях, для системы правоохранительных органов, сферы бизнеса, общественных организаций, образовательных учреждений.
Основная цель ОП ВО:
-
подготовка профессиональных юристов, деятельность которых направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества, готовых к решению современных правовых задач;
-
формирование общекультурных и профессиональных компетенций демократической творческой конкурентноспособной личности юриста в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (бакалавр);
-
развитие у студентов ценностных ориентаций юриста - уважение прав и свобод человека, готовность в своей профессиональной деятельности обеспечивать соблюдение и защиту прав человека, усвоение принципов и требований действующего права, убежденности в их необходимости и справедливости, готовности последовательно воплощать их в жизнь в процессе повседневной юридической деятельности;
-
повышение престижа юридического образования;
-
формирование установки на самообразование и самовоспитание;
-
распространение юридических знаний среди населения.
Подготовка выпускников осуществляется на основе следующих принципов:
– направленность на многоуровневую систему образования;
– выбор обучающимися индивидуальных образовательных траекторий;
– изменение социальных и ролевых функций преподавателя и обучающихся при компетентностном подходе;
– практико-ориентированное обучение, позволяющее сочетать фундаментальные знания с практическими навыками по направлению подготовки;
– переход к использованию рейтинговой системы для оценки уровня компетенций;
– формирование готовности выпускников вуза к активной профессиональной и социальной деятельности;
– международное сотрудничество по направлению подготовки.
Ведущие цели ОП ВО:
-
осуществление фундаментального образования в области юриспруденции;
-
подготовка выпускника к самостоятельному обучению и освоению новых профессиональных знаний и умений, профессиональному самосовершенствованию;
– создание необходимых условий для реализации возможности получить качественное юридическое образование с ориентацией на спрос со стороны наиболее динамичных отраслей хозяйственного комплекса, социальной и культурной сфер жизнедеятельности г. Москвы, федеральных и региональных органов власти и управления;
Важную роль играют возможности выбора профиля образования. Подготовка по нескольким профилям позволяет гибко ориентироваться на потребности рынка труда и учитывать изменения коньюктуры при подготовке бакалавров по государственно-правовому, гражданско-правовому и уголовно-правовому профилю.
Использование научного потенциала факультета, опыт практической работы призван оказать содействие в подготовке квалифицированных преподавателей права, способных осуществлять правовое воспитание и образование в городе.
Достижение целей обеспечивается созданием необходимых условий:
- усилен переход от теории к практической направленности образования, что приводит к востребованности юридических кадров на рынке г. Москвы;
- по завершению выпускникам выдается диплом государственного образца, который позволяет работать практически по всем направлениям юридической деятельности;
- организация практик осуществляется в соответствии с профессиональной деятельностью выпускника в правоохранительных органах, учреждениях и организациях любых форм собственности г. Москвы;
- к учебному процессу привлекаются ученые и специалисты-практики, в частности, судьи, адвокаты, юрисконсульты, руководители кадровых служб, руководители юридических групп и т.д.;
- активно используются новейшие информационные технологии в учебном процессе;
- организован свободный доступ к ресурсам Интернет, предоставляются учебные материалы в электронном виде, используются мультимедийные средства;
- большое внимание уделяется организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС), их участия в научных конференциях, основной формой привлечения студентов к НИР являются ежегодные студенческие дни науки и научные конференции юридического факультета, лучшие работы публикуются в сборниках.
Рынок труда субъекта Российской Федерации – г. Москвы обуславливает подготовку высококвалифицированных кадров с юридическим образованием.
Необходимость в подготовке юристов, специалистов в области публично - правовых отношений становится в настоящее время также все более актуальной и в связи с развитием демократических институтов в стране, усложнением электоральных технологий, структуры органов власти, реформированием системы судебной власти, конституционной и административной юстиции. За последние годы заметно выросла потребность в уголовно-правовых знаниях во всех сферах общественных отношений, в частности, это подтверждается масштабной реформой структуры правоохранительных органов.
Выпускники могут работать в суде (в качестве судьи, помощника судьи, секретаря, делопроизводителя), адвокатуре (адвокатом, помощником адвоката, стажером), прокуратуре, нотариате, в следственных органах, в налоговой службе, в ФСБ и других структурах безопасности, экспертных учреждениях, осуществлять частную юридическую деятельность (детектив, охрана, сыскное бюро), юрисконсультом в коммерческих организациях, в том числе страховых, инвестиционных, аудиторских, банковских, консалтинговых фирмах, специалистом по юридической работе в некоммерческих организациях государственным (муниципальным) служащим в исполнительно-распорядительных, финансовых, регистрационных и иных органах и т.д.
Основные задачи ОП ВО:
-
определять набор требований к выпускникам (компетентностную модель выпускника) по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция», (бакалавр);
-
регламентировать последовательность и модульность формирования общекультурных и профессиональных и специальных компетенций посредством установления комплексности и преемственности содержания всех дисциплин учебного плана;
-
выявлять наиболее эффективные пути, методы и технологии формирования общекультурных и профессиональных компетенций у студентов вуза при освоении ОП ВО;
-
обеспечивать информационное и учебно–методическое сопровождение образовательного процесса;
-
определять цели, задачи и содержание дисциплин учебного плана, их место в структуре ОП по направлению подготовки;
-
регламентировать критерии и средства оценки и самооценки аудиторной и самостоятельной работы студентов, качества ее результатов;
-
устанавливать регламент современной информационной образовательной среды вуза, необходимой для активизации участия студентов в компетентностно-ориентированном образовании;
1.3.2. Нормативный срок освоения ОП ВО - 4 года.
1.3.3. Трудоемкость ОП ВО (в зачетных единицах) – 240 зачетных единиц.
-
Требования к абитуриенту
1.4.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее общее образование.
1.4.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем общем образовании/или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего общего образования или среднего профессионального образования/, или высшем профессиональном образовании.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА (БАКАЛАВРИАТА) ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 030900.62 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
2.1. Область профессиональной деятельности выпускников включает: разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка; правовое обучение и воспитание.
2.2. Объекты профессиональной деятельности бакалавров: являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.
2.3. Виды профессиональной деятельности бакалавров:
-
нормотворческая;
-
правоприменительная;
-
правоохранительная;
-
экспертно-консультационная;
-
педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).
2.4. Задачи профессиональной деятельности специалистов
Бакалавр по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области нормотворческой деятельности:
- участие в подготовке нормативно-правовых актов;
в области правоприменительной деятельности:
- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
- составление юридических документов;
в области правоохранительной деятельности:
- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
- охрана общественного порядка;
- предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;
- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
в области экспертно-консультационной деятельности:
- консультирование по вопросам права;
- осуществление правовой экспертизы документов;
в области педагогическойдеятельности:
- преподавание правовых дисциплин;
- осуществление правового воспитания.
-
КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА КАК СОВОКУПНЫЙ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ДАННОЙ ОП ВО
Выпускник по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» с квалификацией (степенью) – «Бакалавр» должен обладать следующими
общекультурными компетенциями (ОК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);
владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом (ОК-14).
профессиональными компетенциями (ПК):
в области нормотворческой деятельности:
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в области правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в области правоохранительной деятельности:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в области экспертно-консультационной деятельности:
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в области педагогической деятельности:
способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
-
ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ ОП ВО
Поділіться з Вашими друзьями: |