Образовательная программа основного общего образования



Сторінка1/32
Дата конвертації14.04.2016
Розмір5.45 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Принята на заседании Утверждена приказом

Педагогического совета директора МБОУ СОШ №26

Протокол №1 от «» августа 2015 года

от «» августа 2015 года

ОСНОВНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МБОУ СОШ №26 ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА

НА 2015-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД.

ЮЖНО-САХАЛИНСК


2015

Содержание
Общие положения ……стр

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ……….. 5



  1. Пояснительная записка ………...5

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО ……. ....8

1.2.1.Основные ожидаемые результаты ……. ….8

1.2.2. Планируемые результаты изучения учебных и междисциплинарных

программ………………………………………………………………………………………..10

1.2.2.1. Формирование универсальных учебных действий …………………………………13

1.2.2.2. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности …………………..15

1.2.2.3. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом …………………………………15

1.2.2.4. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся ……………………………...16

1.2.2.5. Планируемые результаты освоения учебных предметов …………………………16

1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных программ …..……..16

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной

образовательной программы основного общего образования ………………...………….28


  1. Общие положения ………

  2. Особенности оценки личностных результатов ………..31

  3. Особенности оценки метапредметных результатов ………..32

  4. Особенности оценки предметных результатов ………..36

1.3.5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и

портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений…… .38

1.3.6. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к

среднему общему образовании …………………………………………………………….41

1.3.7. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения…………..……42
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Программа формирования и развития универсальных учебных действий у

обучающихся на ступени основного общего образования (5-6 класс) ……..………..42


  1. Пояснительная записка

  2. Содержание программы развития УУД………………………………………......44

  3. Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных действий …………………………………………………………………………………46

  4. Роль проектной и учебно- исследовательской деятельности в формировании личностных и метапредметных результатов……………………………………………51

  5. Условия и средства формирования УУД…………………………………………55

2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов ………62

  1. Общие положения

  2. Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования ………64

  3. Программа внеурочной деятельности обучающихся (5 класс) ……..120

2.3.Программа духовно нравственного развития, воспитания и социализации

обучающихся на ступени основного общего образования……………………………127

2.3.1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся……………….…….128

2.3.2. Основные направления и ценностные основы нравственного развития,

Воспитания и социализации обучающихся………………………………..…………130

2.3.3. Принципы и особенности организации содержания нравственного развития,

воспитания и социализации обучающихся……………………………………………131

2.3.4. Основное содержание воспитания и социализации обучающихся.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,

свободам и обязанностям человека…………………………………………..…………133


2.3.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека…………………………………………………………………………………136

2.3.6. Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественнымиорганизациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами………140

2.3.7. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся……………………………………………………………………………142

2.3.8. Организация работы по формированию экологически целесообразного,

здорового и безопасного образа жизни……………………………………………….143

2.3.9. Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся………………..145

2.3.10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся……..146

2.3.11. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением

программы воспитания и социализации обучающихся……………………………..150

2.3.12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся……………………………………………………………………………151

2.4. Программа коррекционной работы .…..153

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Пояснительная записка и учебный план на 2014-2015 уч. год в 5 классе

основного общего образования МБОУ « Петровская СОШ» ....171

3.2.Система условий реализации ООП ООО МБОУ «Петровская СОШ»…………….


  1. Описание кадровых условий реализации ООП ООО …………………………….176

  2. Психолого-педагогические условия реализации ООП ООО…………………….179

  3. Финансовое обеспечение реализации ООП ООО…………………………………188

  4. Материально - технические условия реализации ООП……………………………190

3.2.5. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования……………………………………………….191

3.2.6. Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой

системы условий реализации основной образовательной программы основного

общего образования……………………………………………………………………….193



Общие положения

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №26 на 2015-2019 учебный год разработана на основе следующих нормативных документов:



  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован 01.01.2011, регистрационный № 19644);

  • Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказ министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении федеральных требований к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении Сан Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189( зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993)

  • Приказ министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 №986 «Об утверждении федеральных требований к ОУ в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011г. №МД-1552/03 «Об оснащении образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»

  • Письмо Министерства образованияи науки Российской Федерации от 19.11.2010 №6842-03/30 «О введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся в общеобразовательных учреждениях»

  • Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 год №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  • Приказ министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  • При мерная основная образовательная программа.




  • Устав МБОУ СОШ №26.

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №26, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №26 города Южно-Сахалинска разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 года №1897), примерной основной образовательной программой основного общего образования, с учётом образовательных запросов участников образовательной деятельности МБОУ СОШ №26 и определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении основного общего образования.

Разработка основной образовательной программы основного общего образования осуществляется администрацией и педагогическим коллективом МБОУ СОШ №26 самостоятельно, в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (п.22.ст.2) с привлечением органов самоуправления (педагогический совет, управляющий совет), обеспечивающих государственно-общественный характер управления школой.

Программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, а также на обеспечение их социальной успешности, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Программа адресована:

обучающимся и родителям


  • для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности школы по достижению каждым обучающимся образовательных результатов, соответствующих ФГОС ООО;

  • для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся;

  • для определения сферы и возможностей для взаимодействия всех участников образовательных отношений;

учителям

  • для развития профессиональной компетентности и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности.

Администрации

  • для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения обучающимися ООП ООО.

  • для регулирования отношений субъектов образовательной деятельности, для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов образовательной деятельности.

Цели реализации основной образовательной программы основного общего образования в школе:



— обеспечение планируемых результатов достижения выпускником основной школы целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций, определяемых личностными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

— становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Основные задачи:

— обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

— обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми обучающимися;

— организация научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся и их участия в интеллектуальных и творческих соревнованиях;

— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

— своевременную диагностику и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, их профессиональных склонностей через систему дополнительного образования школы, организацию общественно-полезной деятельности;

— организация тесного партнерства обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии комфортной образовательной среды;

— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Переход обучающихся в основную школу совпадает с предкритической фазой развития – переход к кризису младшего подросткового возраста (11-13 лет, 5-7 классы). Второй этап подросткового развития (14-15 лет,8-9 классы), характеризуется происходящими за короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей:



  • возникновение нового отношения к учению - стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: желание ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в экспертной оценке своих достижений, повышение внутренней уверенности в своих умениях, личностное проявление и признание этого проявления сверстниками и взрослыми;

  • появление новых требований к учебной деятельности самим подростком: обеспечение условий для его самооценки и самораскрытия, повышение значимости для уважаемых подростком людей, для общества;

  • становление принципиальной личной склонности подростка к изучению того или иного предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических, социально значимых задач;

  • желание подростка реализовать свою активность, деятельностный характер мышления, тягу к самостоятельности;

  • субъективное переживание, чувство взрослости, а именно: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, доверительного отношения со стороны взрослых;

  • общение со сверстниками как самостоятельной сферы жизни, в которой практически осмысляются нормы этого общения;

  • проявление интереса к собственной личности: установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних;

  • появление стремления к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя;

  • появление сопротивления, стремления к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты;

  • пробуждение активного взаимодействия, экспериментирования с миром социальных отношений;

  • появление в конце подросткового возраста способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию.

Основная образовательная программа основного общего образования школы опирается на базовые достижения младшего школьного возраста, формируется с учётом психолого- педагогических особенностей развития детей 11-15 лет, определяет приоритетные направления по организации образовательной деятельности, способствующей раскрытию интеллектуальных и творческих возможностей личности:

  • переход от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых совместно с классом и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью становление которой осуществляется в форме учебного исследования; к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

  • осуществление на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

  • формирование у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

  • овладение коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества;

  • развитие учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

  • изменение формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к проектно- исследовательской.



В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

— формирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, соответствующей целям общего образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся;

— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

— учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса;

— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.



1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

1.2.1. Ожидаемые образовательные результаты обучающихся основной школы.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС ООО, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы, выступая содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, с одной стороны, и системы оценки — с другой.

В соответствии с требованиями ФГОС система результатов - личностных, метапредметных и предметных формируется через освоение предъявляемых обучающимся учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Учебно-познавательные задачи направлены:

- на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний

- на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным.

Учебно-практические задачи направлены:

- на формирование и оценку навыка разрешения проблем / проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации выбора, разработки оптимального или наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей и т. п.;

-на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей, функций и разделением ответственности за конечный результат;

-на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста, высказывания.

Комплексные учебно-практические и учебно-познавательные задачи направлены: - на формирование и оценку навыков самоорганизации, саморегуляции, организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;

-на формирование и оценку навыка рефлексии, самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач;

- на формирование ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме;

- на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся.

В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система результатов строится на основе уровнего подхода: выделение ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективой их развития.

В структуре планируемых результатов выделяются:

1) ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты, описывающие основной, сущностный вклад каждого учебного курса в развитие личности обучающихся, их способностей. Эти результаты отражают такие общие цели образования, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации;

2) планируемые результаты освоения учебных курсов и междисциплинарных программ приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу программы по учебному предмету. Они характеризуют примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы.

Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», показывают, какие уровни освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидают от выпускников. Иными словами, в этот блок включается такой круг учебных задач, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.

Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения.

В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися, как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данном уровне обучения. Частично задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться» могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующий уровень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания и учитывать при определении итоговой оценки.

На ступени основного общего образования реализуются:



  • междисциплинарные учебные программы: «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

  • программы по учебным предметам: русский язык, литература, иностранный язык (английский), история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, Основы безопасности жизнедеятельности, Основы духовно-нравственной культуры народов России.


1.2.2.Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ.



1.2.2.1.Формирование универсальных учебных действий

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка