2012г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
-
Пояснительная записка к образовательной программе школы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 60» города Набережные Челны является средней общеобразовательной школой.
В соответствии с Федеральным законодательством (ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании») «разработка и утверждение ... образовательных программ ...» отнесена к компетенции образовательного учреждения. Образовательная программа школы сформирована, исходя из положений Закона Российской Федерации «Об образовании». В статье 9 (п.1) поясняется, что «образовательная программа определяет содержание образования определённого уровня и направленности», а в статье 14 (п. 5) говорится, что «разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов» относятся к компетенции образовательного учреждения.
Образовательная программа школы представляет собой совокупность основных и дополнительных образовательных программ и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности школы.
-
Нормативно-правовая база
Образовательная программа – документ, определяющий путь достижения образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности образовательного учреждения.
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются
-
Закон РФ «Об образовании»; нормативные документы МО и Н Российской Федерации, МО и Н Республики Татарстан, Управления образования и по делам молодежи Исполнительного комитета города Набережные Челны;
-
Конвенция о правах ребенка;
-
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10);
-
Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
-
Устав школы и локальные акты ОУ;
-
Лицензия образовательного учреждения.
Закон Российской Федерации «Об образовании»
-
Статья 9 п. 1. Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности.
-
Статья 10 п.1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной, форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.
-
Статья 12 п.1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
-
Статья 12 п. 6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид, категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
-
Статья 14 п.5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утвержденной и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
-
Статья 14 п.8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.
-
Статья 17 п.3. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.
-
Статья 19 п.1. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
-
Статья 32 п.2.6. К компетенции образовательного учреждения относятся разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов.
-
Статья 32 п.2.6. К компетенции образовательного учреждения относятся разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
-
Статья 55 п.4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением.
Типовое положение об общеобразовательном учреждении
-
п.36. Содержание общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми образовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.
-
Цели и задачи
Сегодня руководство страны, республики, города ставит проблему формирования современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики. Президентом страны определена Национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа», основными составляющими которой являются обновление образовательных стандартов, система поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, современная инфраструктура, здоровье обучающихся.
Цель образовательного процесса – повысить качество и эффективность школьного образования.
Задачи образовательного процесса:
-
развить содержание образования обучающихся с учётом требований общества к выпускнику школы;
-
обеспечить становление личности, способной к активной деятельности по преобразованию действительности;
-
способствовать всемерному интеллектуальному, эстетическому, нравственному, физическому развитию личности каждого ученика.
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 60» направлена:
-
на обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;
-
на реализацию права ребёнка на получение общего среднего и дополнительного образования.
-
на обеспечение непрерывности образования: 1 ступень – 2 ступень – 3ступень
В школе особое внимание уделяется формированию личности обучающихся, а именно:
-
повышению уровня культуры личности школьников
-
обеспечению возможности накопления школьниками опыта выбора;
-
воспитанию уважения к закону, правопорядку;
-
развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, трудовой и
-
досуговой деятельности обучающихся;
-
развитию культуры умственного труда обучающихся, навыков самообразования.
Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе
-
обеспечивают обязательный минимум усвоения содержания образования и максимальный для каждого обучающегося уровень успешности,
-
нацеливают на воспитание выпускника – человека и гражданина, уважающего права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.
-
Особенности условий
При разработке образовательной программы учтены:
-
возможности образовательной среды;
-
уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ: в ОУ работает высококвалифицированный коллектив;
-
материально-техническое обеспечение учебного процесса
-
в школе созданы комфортные условия для всех участников образовательного процесса;
-
традиции, сложившиеся за годы работы ОУ: годовой круг праздников, участие в инновационной деятельности педагогического коллектива и т.д.
-
Принципы построения
Образовательная программа определяет:
-
цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;
-
учебно-методическую базу реализации учебных программ.
Образовательная программа устанавливает содержание и способы взаимодействия с другими школами, научными учреждениями и предприятиями в целях развития творческого потенциала обучающихся, выявления и объективной оценки их достижений.
Образовательная программа регламентирует:
-
условия освоения образовательной программы;
-
диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных достижений обучающихся;
-
организационно-педагогические условия реализации программ общего и дополнительного образования.
Основным условием эффективности обучения и обеспечения его вариативности является:
-
обеспечение широкой образовательной подготовки, ядро которой является общей частью всех учебных программ;
-
создание необходимых условий для развития личностной мотивации, обеспечивающей развитие когнитивных и креативных способностей обучающихся;
-
использование современных образовательных технологий;
-
широкое развитие сети внеклассной работы;
-
использование различных видов информационных ресурсов для обеспечения, как потребностей обучения, так и личных информационных потребностей обучающихся.
Выполнение указанных условий позволит школе реализовать педагогически, психологически, дидактически и материально-технически обеспеченное образовательное пространство для создания оптимальных условий самоопределения и развития личности обучающихся.
В тексте представлены образовательные программы
-
начального общего образования (1-4 классы);
-
основного общего образования (5-9 классы);
-
среднего общего образования (10-11 классы).
Описание образовательных программ на каждой ступени соответствует принятой структуре образовательных программ.
Образовательная программа – это маршрут, на котором образовывается личность, вместе с тем – это нормативный текст, в котором определены цели, ценности образования на соответствующей его ступени, а также пути их достижения.
-
Образовательная программа начального общего образования
I ступень обучения (1-4 классы)
-
Пояснительная записка
I ступень обучения – сложившееся, самоценное, самостоятельное и обязательное звено в системе непрерывного и общего образования. Усиление внимания к воспитанию и развитию школьников определяет ориентацию на достижение планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и на такие важные для характеристики выпускника начальной школы качества, как учебная и речевая деятельность, культура поведения, усвоение эстетических норм и другое. На первой ступени обучения закладывается база, фундамент всего последующего образования. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими.
Педагогический коллектив школы на первой ступени обучения:
-
создает условия для проявления и развития способностей и интересов ребёнка;
-
формирует желание и умение учиться, обеспечивает развитие у ребенка чувства собственной компетентности;
-
мотивирует интерес к знаниям и самопознанию;
-
оказывает помощь в приобретении опыта общения и сотрудничества, формирует первые навыки творчества;
-
обеспечивает достаточно прочную базовую общеобразовательную подготовку, которая дает выпускнику начальной школы эффективно продвигаться в условиях разноуровневого обучения к следующей ступени.
Важнейшим приоритетом начального образования первой ступени является формирование учебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предоставляет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.
Модель выпускника начальной школы
Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, навыками элементарного теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.
Обучающиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования должны:
-
освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана школы на уровне достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования, т.е. овладение чтением, письмом, счётом, основными мыслительными операциями;
-
овладеть навыками учебной деятельности, сложными дидактическими умениями в соответствии со ступенью обучения, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни;
-
овладеть навыками детского творчества в различных видах деятельности.
У выпускников начальной школы должны быть сформированы следующие ключевые компетентности:
-
ценностно-смысловые компетентности:
Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как семья, школа, Родина, природа, дружба со сверстниками, уважение к старшим. Готовность ребёнка видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение.
-
общекультурные компетентности:
Осведомлённость обучающихся в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества. Уроки «Литературного чтения» помогают детям понять и принять данную компетенцию. Потребность выполнять правила для обучающихся, уметь различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах. Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.
-
Учебно-познавательные компетентности.
Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основы индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе.
-
Информационные компетентности.
Готовность обучающихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
-
Коммуникативные компетентности.
Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками такими, как умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции.
-
Социально-трудовые компетентности и компетенции личностного самосовершенствования.
Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно-полезных дел, осуществлении индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и в школе. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.
Желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.
-
Учебный план
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовате6льная школа № 60» составлен на основе Базисного учебного плана, утверждённого приказом МО и Н РТ № 3934/11 от 02.08.2011 года «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования» и Базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования (вариант 3), утвержденного приказом МО и Н РФ от 6 октября 2009 года № 373 и в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный №19993).
Учебный план сохраняет в необходимом объёме содержание образования, обязательное на первой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдается преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между отельными учебными предметами. Образовательные программы и учебный план школы предусматривают выполнение государственного образовательного стандарта. Рабочие образовательные программы выполнены по единой форме, с указанием используемого учебно-методического комплекта. Содержание и структура образовательной программы, реализуемой посредством данного учебного плана, обусловлена статусом школы.
Требования государственного образовательного стандарта в части образовательного минимума содержания образовательных программ выполняются в полном объёме, исполняется федеральный и региональный компонент. Максимальный объём учебный нагрузки соответствует требованиям СанПиНа.
Учебный план для 1-4-х классов ориентирован на четырёхлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года в 1-х классах – 33 учебные недели.
Во время динамических пауз во всех первых классах проводится спортивно-оздоровительный час – 1 час в неделю дополнительно к учебному предмету физическая культура.
Учебные планы для I-II классов и 3А класса, реализующих основные образовательные программы в соответствии с ФГОС НОО второго поколения, составлены на основе третьего варианта базисного учебного плана начального общего образования РФ (модель 5 – примерный учебный план для школ с углубленным изучением русского языка и культуры). Данная модель обеспечивает преемственность реализуемых программ по сравнению с предыдущим учебным годом. В соответствии с особенностью базисного учебного плана на преподавание предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» дополнительно отводится 102 часа на ступени начального общего. В образовательных программах педагогов русского языка и литературы основная часть этих часов отводится на изучение модулей «Культура речи» и «Речь и культура общения», учителей технологии – «Народные промыслы». В рамках этих часов также предполагаются экскурсии в школьный этнокультурный музей, Музей экологии (МБОУ «СОШ №50»), Музей истории города Набережные Челны, по Центральной улице и посещение Набережночелнинской картинной галереи, Русского драматического театра «Мастеровые».
Продолжительность учебного года в 1-ых классах – 33 учебные недели. Обучение в первых классах в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 организуется только в первую смену при пятидневной неделе с максимально допустимой недельной нагрузкой в 21 академический час и дополнительными недельными каникулами в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели и не превышает для обучающихся 1 классов 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры. Обучение в 1-ых классах проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Обучение в 1-ых классах осуществляется с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии. В сентябре, октябре проводятся по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре, декабре проводятся по 4 урока по 35 минут каждый, во втором полугодии (январь – май) – по 4 урока по 45 минут каждый.
Продолжительность учебного года во 2-4 классах – не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока – 45 минут.
Учебный план для I-II классов и 3А класса учитывает и специфику используемых в образовательном процессе систем учебников (УМК) и учебников, принадлежащих к завершенной предметной линии учебников, входящих в федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Классы 2А, 2Б и 3А, обучающиеся по УМК «Планета знаний» – с усиленной гуманитарной направленностью. Поэтому часы образовательного учреждения добавлены на расширенное изучение предметной области «Филология»: два часа на учебный предмет «Русский язык» и 1 час на предмет «Литературное чтение». Такое распределение часов способствует эмоциональному и социально-личностному развитию ребенка.
По образовательной системе «Школа 2100» обучается 2В класс, по программе «Перспектива» – 2 ГДЕ классы. УМК по математике данных классов ориентирован на развитие абстрактно-логического мышления, творческих способностей ребенка и его интереса к математике. Поэтому один час образовательного учреждения в указанных классах отдается на математику.
Оставшиеся 2 часа компонента образовательного учреждения во 2 ВГДЕ классах отведены по 1 часу на русский язык и литературу.
Основные образовательные программы начального общего образования реализуются образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность выводится за рамки учебного плана и является обязательной для планирования образовательным учреждением, должна найти отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и др., в том числе через такие формы, как экскурсии, соревнования, общественно полезные практики. Для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение использует и возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта: предусмотрено сотрудничество с ДЭБЦ №4, ДЮЦ №14 и ДЮСШ «Этюд» (ШШК).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекратился 30 декабря 2010 года. Обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения. Поэтому учебный план для 3 БВГД классов и 4-х классов составлен на основе Примерных учебных планов для 3-4 классов общеобразовательных учреждений РТ с углубленным изучением русского языка и культуры, которые обеспечивают преемственность реализуемых программ в сравнении с предыдущим учебным годом. На преподавание предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» дополнительно отводится 102 часа на ступени начального общего образования. В образовательных программах по русскому языку и литературе основная часть этих часов отводится на изучение модулей «Культура речи» и «Речь и культура общения». В рамках этих часов также предполагаются экскурсии в школьный этнокультурный музей, Музей экологии (МБОУ «СОШ №50»), Музей истории города Набережные Челны, по Центральной улице и посещение Набережночелнинской картинной галереи, Русского драматического театра «Мастеровые».
Продолжительность учебного года 3-4 классов – не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока во 3-4 классах – 45 минут.
Учебный предмет «Иностранный язык» изучается с III по IV класс по 2 часа в неделю. Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне.
Учебный предмет «Окружающий мир» изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю и является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности «Человек, «Природа», «Общество» в начальной школе элементы основ безопасности жизнедеятельности изучают на отдельных уроках по окружающему миру.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р, изучается в IV классе в объёме 1 часа в неделю за счет компонента образовательного учреждения. При составлении рабочих учебных программ по основам религиозных культур и светской этики следует руководствоваться приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312».
Учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», направленный на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в III-IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета.
Учебный предмет «Физическая культура» преподается в 3-4 классах в объеме 3 часов в неделю. Увеличение часов физической культуры обусловлено «Методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации», направленными письмом Министерства образования и науки России от 08.10.2010г. № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры». Третий час используется на увеличение двигательной активности, развитие физических качеств обучающихся и внедрение современных систем физического воспитания.
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры с обучающимися общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния их здоровья необходимо формировать три медицинские группы для занятий физической культурой: основную, подготовительную и специальную.
Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, должны относиться к основной медицинской группе и заниматься по основной образовательной программе по предмету «Физическая культура».
Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья должны относиться к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных).
Обучающихся, которых на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы, необходимо относить к специальной медицинской группе. Занятия в этой группе должны отличаться от основной учебной программы объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала, и организовываться в соответствии с письмами Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 октября 2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой», от 30.05.2012 года № МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья».
Часы компонента образовательного учреждения используются для расширенного и углубленного изучения учебных предметов федерального компонента.
Во всех 3-4 классах для расширенного изучения русского языка добавлен 1 час за счет часов образовательного учреждения.
Второй час образовательного учреждения в параллели 3-их классов отведен в 3БГД классах на литературное чтение для воспитания духовно развитой личности, способной к использованию читательской деятельности для своего самообразования, и формирования уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. В 3В классе, обучающемся по программе «Школа 2100», дополнительный 1 час отдан для расширенного изучения предмета «Математика».
В соответствии с ФГОС НОО на ступени начального общего образования следующие планируемые результаты:
-
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
-
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
-
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
-
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
-
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
-
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
-
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
-
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
-