Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»



Скачати 43.04 Kb.
Дата конвертації27.04.2016
Розмір43.04 Kb.
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цель урока: проверить и закрепить теоретические и практические навыки по теме «Синтаксис и пунктуация»; углубить знания о предложении, способы связи между простыми и сложными предложении; воспитывать интерес к изучению русского языка, развивать внимание и самостоятельность учащихся.

Оборудование: Карточки с вопросами, карточки с ответами «да» и «нет», книжная выставка «Наедине с осенью».
Ход урока:

1. Постановка темы и цели урока.

Осень.

Осыпается весь

наш бедный сад,

Листья, пожелтевшие,

на ветру летят
А.Толстой


  1. Слово учителя

В природе есть праздники. Снег. Ледоход. Первая зелень. Первые соловьи. И пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. Это волшебница осень. Чарующее время года. Многие поэты воспевали и воспевают эту золотую пору года. Композиторы не остаются равнодушными к ее приходу. И художников тоже радовала и вдохновляла осень. Сегодняшний итоговый урок по теме «Синтаксис и пунктуация» мы проводим о прекраснейшей поре времени - осень. А начнем с вопросов и ответов.


  1. Актуализация опорных знаний.

Беседа

(Отвечаем на поставленные вопросы при помощи микрофона)

Карточки с вопросами


  • Какой раздел науки о языке мы изучаем?

  • Что называется словосочетанием?

  • что называется предложением?

  • По цели высказывания предложения бывают...

  • Главные члены предложения. Назовите их по-другому.

  • -Расскажите о составных сказуемых

  • -Назвать второстепенные члены предложения.

  • Дать определение дополнению.

  • Охарактеризуйте определение и обстоятельство.

  • Продолжить предложение «Однородные члены предложения - это слова, которые...

  • Рассказать об обобщающих словах при однородных членах.

  • Рассказать об обращении.

  • Какие назначения имеют вводные слова?

  • Какие предложения называют сложными?

  • На какие группы делятся сложные предложения?

  • Рассказать о сложноподчиненном предложении.

  • Продолжите предложение «Прямая речь это...

  • Расскажите о диалоге.

  • Чемотличаются простые предложения от сложных?


III. Робота по теме урока

1. Робота у доски

- Синтаксический разбор предложения.

Дождь постукивал по крыше дома, шептался с прибоем, возился в кустах.

Прибой - бьющее в берег морские волны (Предложение простое, повествовательное, невосклиц., двухсоставное, распростр., осложнено одн. чл.)

- Составить схему и отобразить однородные члены предложения.



[-=.=,=]

2. Работа у книжной выставки.

«Наедине с осенью»

Внимание! Мы в гостях у картин. Перед нами живопись. Внимательно всмотритесь в картины - и они оживут, и о многом расскажут.

Подберите словосочетания на тему А помогут вам картины.


  • Запись на доске.

Осень, идут дожди, золотая осень, золото листвы.

-Найдите словосочетания и сделайте их синтаксический разбор.

3.Робота в парах

-Составить и озвучить диалог на темы:

1вариант - «Встреча друзей после осенних каникул».

2 вариант- Ситуация: Утро. Представьте себе, что вы сестра

(братья) проснулись и собираетесь в школу - ваш диалог.


  1. вариант - Ситуация: вы на перерыве перед уроком русского языка повторяете сведения о сложных предложениях - попросите друг друга объяснить что-то непонятное о сложном предложении.

(Составляем диалог под музыку Кричевского «Осенний вечер»)

4.Запись на доске

-Найдите предложение, в котором и подлежащее и сказуемое выражено существительным в И.п. Запишите его.

-Охарактеризуйте сказуемое в первом предложении.

Октябрь был холодный и ненастный.

Сентябрь - первый месяц осени.

Одинокий осенний лист кружится на ветру.

5.Игра «Интеллектуальные ладошки»

(Один хлопок - предложение простое, два - предложение сложное)

Прошло теплое лето. Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Просыпаешься утром и видишь, как побелела трава или крыша соседнего дома. Кружатся в воздухе разноцветные листья. Я люблю наблюдать листопад.

6.Работа по схемам

Составить предложения по схемам. А помогут вам репродукции картин

1.вар. [ ], (которые...)

2 вар. [ ], и [ ]

7.Запись на доске

-11ерестроить предложения так ,чтобы подлежащее стало обращением.

Ребята любят труд.

Дедушка рассказал нам о том, какие птицы осенью улетают последними.

8.Цифровой диктант

-Определить предложение с вводными словами и указать их значение.

Такая погода, к сожаленью, начинает уже утомлять

Я сожалею о том, что не смог увидеть настоящего осеннего листопада.

Девочка говорила о случившемся с сожаленьем.

ІV Итог урока

1 .Слово учителя.

Итог урока проведем с помощью игры - молчания «да» и «нет».

-Могут ли подлежащее и сказуемое быть словосочетанием? (Нет)

-Может ли существовать предложение без грамматической основы?(Нет)

-Сложное предложение - такое предложение, где имеется две и более грамматических основ (Да)

-Если в предложении присутствуют только подлежащее и сказуемое - это предложение является распространенным(Нет)

-Является ли обращение членом предложения? (нет)

-Предложение может быть осложнено вводными словами? (Да)

-Только дополнение и обстоятельство являются второстепенными членами предложениями (Нет)

-В сложноподчиненном предложении может быть главная и зависимаячасть?(Да)

2. Выставление оценок

V Домашнее задание

Составьте «Осеннее пожелание своему другу, родным, начиная со слов: «Я желаю вам (тебе)...» используйте, по возможности, однородные члены предложения, обращения (не повторяющееся).



А я желаю и хочу, чтобы в ваших душах прорастали зерна добра, сострадания, человечности ну и, конечно, осенней щедрости.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка