Народов дальнего востока



Скачати 144.53 Kb.
Дата конвертації26.04.2016
Розмір144.53 Kb.


blank

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ

НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Дальневосточного отделения Российской академии наук


690001 г. Владивосток, ул.Пушкинская Тел./факс: (423) 222-05-07 Факс.: (423) 226-82-11

e-mail: ihae@eastnet.febras.ru


УТВЕРЖДАЮ

Директор ИИАЭ ДВО РАН


д.и.н., проф. В.Л. Ларин
________________________


1

2ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ


по образовательной программе

высшего образования - программе

подготовки научно-педагогических

кадров в аспирантуре
по ФИЛОСОФИИ
Направление 46.06.01– Исторические науки и археология

для всех направленностей
  1. Форма подготовки: очная / заочная

Владивосток



2014

Необходимые сведения о характере и требованиях к экзамену пофилософии при поступлении в аспирантуру ИИАЭ ДВО РАН
Экзаменационные требования предполагают знакомство поступающих в аспирантуру с вузовским курсом философии с акцентом на историко-философское введение к нему. От сдающих экзамен требуется понимание фундаментальных философских проблем в их историческом развитии; знакомство с европейской философской классикой, представление об основных направлениях в философии XX века.
Процедуру экзамена составляют ответ на вопросы экзаменационных билетов и свободное собеседование, учитывающее специализацию. Итоговая оценка определяется глубиной и качеством знаний, пониманием философских проблем, культурой мышления.
Сдающие экзамен должны показать знание следующих разделов философии:
I. Предмет и функции философии
Философия как вид мировоззрения. Основные философские дисциплины. Философия и наука.

Проблема происхождения философии. Философия и мифология.


II. История философии
Возникновение философии в Древнем Китае и Древней Индии. Основные философские школы и проблемы древней философии Востока (ведийская традиция, конфуцианство, философские проблемы буддизма).

Философия древней Греции и древнего Рима. Эволюция от натурфилософии к философии человека. Сократ и сократические школы. Философия Платона (учение об идеях, теория познания, космология, учение о человеке, проблема государства). Аристотель: физика и метафизика. Представления Аристотеля о «перводвигателе» и их воздействие на последующую христианскую философию. Онтология: учение о причинах бытия. Гносеология. Основы научного метода (органон). Учение о категориях. Этика. Социально-политические взгляды.

Общая характеристика эллинистической философии. Основные школы и направления: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм. Причины распада античной философии.

Христианство как основа средневековой философии. Становление христианской философии: апологетика, патристика, схоластика и их представители. Основные проблемы средневековой философии.

Философия Возрождения. Мировоззренческий антропоцентризм. Гуманизм и его внутренние противоречия. Натурфилософия Ренессанса как возобновление античной традиции и как исток новой науки. Политические и этические учения. Устройство республики и характеристики государя в политической философии Н. Макиавелли.

Основные проблемы философии Нового времени. Различные подходы к формированию науки и ее методам. Ф. Бэкон о целях и возможностях науки. Эмпиризм и рационализм. Р. Декарт и принципы рационалистической методологии. Рационализм как мировоззрение. Проблема свободы в философии Б. Спинозы.

Проблема эмпирического обоснования знания. Структура опыта в философии Дж. Локка. Идеализм Дж. Беркли. Проблема причинности в философии Д. Юма.

Социально-политические идеи европейских философов XVII-XVIII вв. Политическая философия Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо: теории общественного договора и понятие суверенитета. Идеи французских и немецких философов XVIII в. об историческом прогрессе, о значении и функциях просвещения и науки, о рациональных основаниях культуры (Д.Дидро, П. Гольбах, Ш. Монтескье, И. Гердер, Г. Лессинг).

Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Основные идеи «критической» философии И. Канта. Проблема «демаркации» между наукой и метафизикой. Априоризм и обоснование научного знания. «Чистый» и «практический» разум. Антиномии «чистого разума». Этика долга: учение о «категорическом императиве». «Этикотеология» - выведение религии из нравственной сущности человека. Понятие просвещения и идея права в философии И. Канта.

«Абсолютный идеализм» Гегеля. Принципы идеалистической диалектики. Философия права. Понятие гражданского общества и государства в философии Гегеля.

Критика «абсолютного идеализма» в европейской философии XIX в. «Антропологический принцип» Л. Фейербаха. Критика рационализма в философии А. Шопенгауэра. «Экзистенциальная» философия С. Кьеркегора. «Переоценка всех ценностей» Ф. Ницше.

Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Концепция отчуждения. Критика частной собственности. Практика и ее роль. Понятие общественно-экономической формации, учение о государстве, революции, классовой борьбе, исторической миссии пролетариата.

В. Дильтей о специфике исторического познания. А. Бергсон: жизнь как процесс свободной «творческой эволюции».

Кризис идеи исторического прогресса. О. Шпенглер и его концепция замкнутых культурных циклов. Культура и цивилизация.

Позитивизм XIX-ХХ вв. Исторические условия и идейные предпосылки формирования позитивистских идей. Позитивизм как мировоззренческая установка "опытного" естествознания. Критика спекулятивной философии. Проблема границ «научной рациональности». Методологические идеи «логического позитивизма».

Прагматизм: успех как критерий разумности в любой сфере человеческой деятельности. Ч. Пирс о функциях и задачах мышления. Проблема значения и ее решение в рамках прагматизма. «Инструментализм» Д. Дьюи.

Философия психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг). Структура личности. Коллективное бессознательное, архетипы и факторы формирования личности. «Гуманистический психоанализ» Э. Фромма.

Экзистенциализм Ж.- П. Сартра, К. Ясперса. Тема кризиса культуры в западноевропейской философии ХХ в. (Х. Ортега-и-Гассет).

Феноменологический трансцендентализм Э. Гуссерля. Проект реставрации рационализма.

«Поворот к языку»: язык как источник мировоззрения (Л. Витгенштейн, М. Хайдеггер). Философская герменевтика (Г. Гадамер, П. Рикер). Структура связей между языком и опытом.

Аналитическая философия. Проблема формализации языка. Идеи Готлоба Фреге. Аналитический метод в работах Джорджа ЭдвардаМура и Бертрана Рассела.

Современные споры о роли науки в культуре (дилемма «сциентизм -антисциентизм»).

Поиск нравственной основы мировоззрения в русской философии XIX-XX вв. Диалог «западников» и «славянофилов» в истории русской мысли. Философия всеединства В. С. Соловьева. Философские идеи Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Русский анархизм (М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин). Русский марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Философия свободы Н. А. Бердяева.
III. Онтология и гносеология
Проблема бытия. Мир как всеобъемлющая целостность. Единство и различие в мире.

Духовное бытие. Природа идеального как философская проблема.

Научные картины мира – рациональные модели, конструируемые для объяснения явлений. Типы таких моделей (универсальные, частные, динамические, статистические, детерминистские). Проблема развития. Принципы развития сквозь призму философского мировоззрения.

Категории (пространство, время, причинность, форма, содержание, закономерность, случайность, качество, количество, мера и др.) – предельные понятия, структурирующие философскую картину мира. Принципы построения научных картин мира. Системный характер научной картины мира. Понятия организации и самоорганизации, их мировоззренческий смысл. Научные картины мира в контексте культуры. История науки как развитие и смена этих картин. Место человека в научной картине мира.

Проблема истины. Зависимость ее решения от характера мировоззрения: истина как откровение, истина как соответствие знания и реальности, истина как условие успешной деятельности, истина как характеристика логически последовательного рассуждения. Истина как регулятивный идеал познания.



Познание, его возможности и границы. Знание и мнение. Сомнение, его функция в познании. Соотношение абсолютного и относительного в знании.

Пути к истине. Чувственное познание, отвлеченное мышление, интуиция, воображение. Язык – медиатор знания. Познание как знаковая деятельность.

Проблема оснований и предпосылок знания. Проблема критериев истинного знания.

Виды и формы знаний. Научное знание, его генезис и основные характеристики. Эмпирическое и теоретическое в научном познании. Критерии научности, их относительность. Понятие научного метода, историческая эволюция этого понятия.

Структура и динамика научных теорий. Понятие научной рациональности. Границы научной рациональности.

Соотношение научного и технического знания. Культура информационной эпохи. Радикальное изменение роли информации в жизни человечества.


IV. Социальная философия. Философская антропология
Проблема антропогенеза. Физический облик, труд, язык и миграция как факторы антропогенеза. Человек как социальное существо. Общество – исторически обусловленная форма совместной жизнедеятельности. Человек как индивид и человек как элемент общества.

Типы и системы общественных устройств. Важнейшие компоненты общественной жизни - экономическая, гражданская, политическая, духовная.

Многообразие социальных ролей и функций человека. Проблема отчуждения. Фактор сознания в общественной деятельности человека.

Проблема “прав человека”. Общественное развитие как изменение степеней свободы человека. Человек и власть: политические, экономические и психологические аспекты этого отношения. Типы властных отношений. Государство и личность. Понятие правового государства. Историческая обусловленность этого понятия.

Культура и цивилизация. Компоненты культуры. Типы культур и цивилизаций.

«Культурный кризис» и его причины. Человек в эпоху кризиса культуры. Возрождение культуры как результат трудовых, интеллектуальных и нравственных усилий людей.

Взаимодействие различных культур и цивилизаций в современном мире. “Экология культуры” - условие выживания человечества.

Понятие исторического времени. Закономерность и случайность в истории. Взаимосвязь между представлениями об историческом процессе и характером мировоззрения.

«Прогрессистские» и «циклические» концепции исторических изменений. Различие темпов исторических изменений в различных сферах общественной жизни: в производстве, искусстве, морали, науке. Противоречия и конфликты, вызываемые этим различием. Историческая память и историческое беспамятство.
Рекомендуемая литература

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. - М.: Идея-Пресс, 2001.

История философии: ЗАПАД - ВОСТОК - РОССИЯ. Кн. 1-4. Под ред. Н. В. Мотрошиловой, А. М. Руткевича. М., 1999.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней в 4 тт., СПб., 1997.

Коплстон Ф. История философии. XX век / Пер. с англ. П.А. Сафронова. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2002.


  1. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. / 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рольф, 2001.


Электронные ресурсы

Новая философская энциклопедия / Сайт ИФ РАН [Электронный ресурс] URL: http://iph.ras.ru/enc.htm



Материалы по философии (общий курс) / Персональный сайт А.В.Поповкина [Электронный ресурс] URL: http://www.popovkin-av.ru/prepod/filosofia-obsij-kurs


Вопросы к вступительному экзамену:


  1. Содержание понятия «философия». Значение слова, предмет дисциплины.

  2. Основные предметные области философии.

  3. Понятие научной теории. Границы научного знания.

  4. Специфика естественных наук. Достаточно ли естественных наук для понимания человека?

  5. Специфика гуманитарных наук. Место философии в системе наук.

  6. Что представляет собой миф? В чём состоит его сходство и отличие от научного знания?

  7. Что такое религия? Каково её отношение к философии? В чём её отличие от философии?

  8. Каково основное средство искусства? В чём отличие искусства от мифа, с одной стороны, и от философии, с другой стороны?

  9. Что такое житейская мудрость и чем она отличается от научного знания?

  10. Содержание понятия «осевое время» Карла Ясперса.

  11. Каковы основные традиции – наследники античной философии? К какой из них принадлежит русская философия? Укажите основные этапы формирования философской традиции в России и на Западе, начиная с Древней Греции.

  12. В чём состояло философское открытие Фалеса? Каким образом Анаксимандр объясняет возникновение космоса? Что Анаксимен считает основанием всего и какими механизмами он объясняет возникновение всего?

  13. Какое основание Пифагор вводит в философию для объяснения природы? Как он объясняет возникновение всего?

  14. В чём состояло объяснение природы у Ксенофана?

  15. Значение понятия «Логос» у Гераклита. Принципы существования космоса в соответствии с Логосом.

  16. В чём состояло философское открытие Парменида? Понятие сущего и свойства сущего в учении Парменида. Понятия истины и мнения у Парменида.

  17. Каким образом Зенон обосновывал учение Парменида? Как Парменид повлиял на последующую теорию природы в древнегреческой философии?

  18. Каковы основания всего в учении Эмпедокла? Как Эмпедокл понимает космос и законы, которым он подчинён?

  19. Каковы основания всего в учении Анаксагора, и как образуются все вещи?

  20. Каковы основания всего в учении Демокрита? Каким образом он объясняет возникновение всего?

  21. Какие общие черты объединяют учения софистов? Каково было представление софистов о благе человека и общества?

  22. Какую проблему можно назвать основной в философии и жизни Сократа и какими средствами он пытался её решить? Чем Сократ похож и чем непохож на софистов?

  23. Что представляют собой два предельных основания всего, согласно Платону? Понятие сущего у Платона. Как Платон объясняет возникновение космоса? Учение Платона о душе и государстве.

  24. Понятие сущего у Аристотеля. Каковы четыре основания (четыре вида причин) сущего? Понятие природы и понятие Бога у Аристотеля. Учение Аристотеля о душе и государстве.

  25. Связь теория познания, теории природы и теории блага у Эпикура, стоиков и скептиков.

  26. Какое разделение провело христианство поверх античного разделения на принципы и возникающие на их основе вещи?

  27. Как христианство понимает предназначение человека? Что такое грех и почему он стал возможен?

  28. Каковы основные черты христианского представления о Боге? Назовите имена наиболее известных богословов и философов.

  29. Почему христианство придаёт такую важность истории? Что христиане считают наиболее важным событием истории и почему?

  30. В чём причина различий в образовательных традициях Западной и Восточной церквей в I тыс. по Р.Х.? Что такое схоластика и какое значение имела для неё древнегреческая философия, в частности Аристотель?

  31. Каковы основные понятия, одна из основных тем и причины кризиса схоластики?

  32. Какие мировоззренческие изменения происходили на Западе в связи с кризисом схоластики и что в это же время происходило на Востоке?

  33. Что стоит в центре западноевропейской философии нового времени? Какое новое представление о человеке она предложила? Что такое «автономия разума»?

  34. Что представляет собой эмпиризм как философское направление? Каков смысл понятия «индукция»? Какова конечная цель научного познания в эмпиризме? Представители эмпиризма.

  35. Что представляет собой рационализм как философское направление? Каково значение метода в науке согласно рационализму? Что такое «универсальная наука»? Представители рационализма.

  36. Какова основная задача теоретической философии Канта? Каким образом Кант решает эту задачу?

  37. Каковы априорные («доопытные») формы познания, согласно Канту? Чем трансцендентальное познание отличается от эмпирического?

  38. Чем предмет опыта отличается от «вещи в себе»? Какова роль практического познания в жизни человека, согласно Канту?

  39. Почему Фихте счёл кантовское понятие вещей в себе самопротиворечивым? Каким образом, согласно Фихте, возникают предметы опыта, если не существует вещей в себе? Почему Я, по Фихте, таково, как оно есть?

  40. Что представляет собой Абсолют в понимании Шеллинга, и каким образом он может быть постигнут?

  41. Отношения идеи, природы и человека в философии Гегеля.

  42. Значение термина «понятие» у Гегеля. За счёт чего обеспечивается развитие всего, в том числе природы и общества? Что такое ступенчатое диалектическое развитие (тезис, антитезис и синтез)? Каково представление Гегеля о Боге?

  43. В чём заключалась критика немецкой классической философии со стороны исторического материализма? Что представляет собой антропологическая критика христианства и Гегеля со стороны Фейербаха?

  44. Какие выводы сделал Маркс из критики Фейербаха? Объясните значение понятия «отчуждение». Как Маркс характеризовал ту стадию развития общества, при которой будет ликвидировано отчуждение?

  45. Чем определяется сущность человека по Марксу? Можно ли сказать, что общество изменяется потому, что изменяется сознание людей, составляющих это общество? Каковы основные виды практической деятельности, согласно Марксу?

  46. Чем определяется характер общества, согласно Марксу? Какие периоды Маркс выделял в истории и каким принципом он при этом руководствовался? Какова движущая сила развития общества?

  47. Какое развитие получили идеи Маркса в России – в теории революции Ленина, и в Западной Европе – во Франкфуртской школе марксизма (на примере «негативной диалектики» Теодора Адорно)?

  48. В чём заключалась критика классического рационализма со стороны Огюста Конта и что представляет собой позитивизм?

  49. В чём заключалась критика классического рационализма со стороны иррационализма? Какое содержание вкладывал Артур Шопенгауэр в своё понимание мира как «воли и представления»? В чём состоит неразрешимый конфликт такого мира? Почему своё мировоззрение Шопенгауэр характеризовал как пессимизм и какой образ жизни он считал наиболее правильным?

  50. Какую трактовку получают такие понятия Шопенгауэра, как «воля» и «представление», у Фридриха Ницше? Что означает понятие «нигилизм» у Ницше и какие формы нигилизма он различает? Что такое «сверхчеловек», «вечное возвращение» и «любовь к судьбе»? Итоги развития западноевропейской философии нового времени.

  51. Что нового привнёс в понимание человеческой души Зигмунд Фрейд? Каково содержание ранней и поздней версий психоанализа? В чём Фрейд видит противоречие культуры?

  52. Какую трактовку понятиям «либидо» и «бессознательное» дал Карл Густав Юнг? Каково значение понятия «архетип» и в чём Юнг видит задачу как отдельного человека, так и культуры?

  53. В чём состоит специфика экзистенциализма как философского учения? Раскройте смысл понятия «экзистенция». В чём разница между атеистическим и религиозным экзистенциализмом? Каковы важнейшие представители экзистенциализма?

  54. Почему главной особенностью экзистенции считается временность? Объясните смысл понятия «историчность» в экзистенциализме. Что такое «трансцендирование» и как трактуют его представители атеистического и религиозного экзистенциализма?

  55. Каково понимание свободы в экзистенциализме? Может ли человек отказаться от свободы, и каковы последствия этого отказа? Каков единственный способ подлинного общения между людьми, согласно атеистическому экзистенциализму?

  56. Чем подход аналитической философии к решению философских проблем отличается от подхода немецкой классической философии? Какую цель преследовал Фреге, предпринимая формализацию языка на основе логики? Почему не удалась его попытка логического обоснования математики?

  57. Содержание аналитического метода. Сходство и различие аналитического метода Джорджа Эдварда Мура и Бертрана Рассела.

  58. Охарактеризуйте философские взгляды Джорджа Эдварда Мура.

  59. Философия Бертрана Рассела.

  60. Что представляет собой ранний и поздний этап в философии Людвига Витгенштейна? Объясните разницу между ними.





База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка