Наименование дисциплины (модуля). Арттерапия Аннотация к дисциплине



Скачати 226.52 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір226.52 Kb.





  1. Наименование дисциплины (модуля).

Арттерапия

  1. Аннотация к дисциплине.

Цель курса - изучить и проанализировать исторический, теоретический и прикладной аспекты основных направлений арттерапии. Осуществлению цели способствует решение его основных задач: дополнение теоретического багажа знаний студентов в области общей психотерапии; дифференциация представлений студентов о креативных психотерапевтических методах; определение потенциала и выявление ведущих тенденций развития современной арттерапии; развитие практических умений в использовании креативных методов в психотерапевтических целях. Дисциплина «Арттерапия» знакомит студентов с ведущими направлениями креативной психотерапии: музыкотерапией, звукотерапией, сказкотерапией, фольклоротерапией, библиотерапией, песочная терапией, кинотерапией, театральной психотерапией, хореотерапией и др.


  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.


По окончании курса студентам необходимо знать: теоретические аспекты пси-феномена воздействия различных видов искусств (музыки, театра, фольклора, кино и др.) на психику человека; особенности механизмов такого воздействия; потенциальные возможности применения методов арттерапии в практической психокоррекционной деятельности.

Студенты должны уметь: анализировать и интерпретировать психотерапевтический опыт в области эстетического и художественного творчества.

Студенты должны владеть арттерапевтическими техниками.




  1. Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.

Курс «Арттерапия» относится к циклу дисциплин направления, связан с дисциплинами данного цикла: «Психология человека», «Психология художественного творчества», «Анализ и интерпретация произведения искусства».




  1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.




Курс

Семестр

Трудоемкость в ЗЕТ

Общая трудоемкость (час.)

Контактная работа

Всего контактных часов

Из них в интерактивной форме

Кол-во часов на СРС



Форма контроля

ЛК

ПР

ЛБ

4

7




80

22

6




28




52

зачет




  1. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.



№ п/п

Наименование темы (раздела)

Контактная работа (час.)

Всего контактных часов

Из них в интерактивной форме

Кол-во часов на СРС

ЛК

ПР

ЛБ

1

Введение в арттерапию.

2







2




6

2

Музыкальная психотерапия.

2

1




4




6

3

Сказкотерапия.

2

1




3




6

4

Песочная терапия.

2

1




3




7

5

Библиотерапия.

2

1




3




4

6

Фольклоротерапия.

2

1




3




4

7

Театральная психотерапия.

2







3




4

8

Кинотерапия.

4

1




3




7

9

Проблема интеграции арттерапевтических воздействий.

4







4




8




Всего:

22

6




28




52



  1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).




№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1

Введение в арттерапию.

6

Практ. занятие № 1.

2

Музыкальная психотерапия.

6

Практ. занятие № 1. Написание эссе на тему: «Музыка в моей жизни».


3

Сказкотерапия.

6

Практ. занятие № 2. Подбор материалов по сказкотерапии для показа на практ. занятии

4

Песочная терапия.

7

Практ. занятие № 2. Подбор материалов по сказкотерапии для показа на практ. занятии

5

Библиотерапия.

4

Практ. занятие № 3. Прочтение и подготовка к психологическому анализу новелл Р. Гари: «Старая-престарая история», «Гуманист», «Жители земли».




Фольклоротерапия.

4

Практ. занятие № 3. Подбор материалов по фольклоротерапии для показа на практ. занятии

6

Театральная терапия.

4

Вопросы для самостоятельного изучения. Реферат.




Кинотерапия.

7

Практ. занятие № 4. Составление видеотеки фильмов психотерапевтической направленности с аннотацией к ним.

10

Проблема интеграции арттерапевтических воздействий.

8

Вопросы для самостоятельного изучения. Реферат.




  1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):

Общие сведения



1.

Кафедра

Психологии

2.

Направление подготовки

050600 Художественное образование, профиль «Дизайн и компьютерная графика»

3.

Дисциплина (модуль)

Арттерапия

4.

Тип заданий

Контрольный опрос

5.

Количество этапов формирования ДЕ

1

Критерии и показатели оценивания ДЕ



Знания:

- теоретических аспектов пси-феномена воздействия различных видов искусств (музыки, театра, фольклора, кино и др.) на психику человека, особенностей механизмов такого воздействия;

- потенциальных возможностей применения методов арттерапии в практической психокоррекционной деятельности.


Умения: интерпретировать психотерапевтический опыт в области эстетического и художественного творчества.

Навыки: владеть арттерапевтическими техниками.

Опыт деятельности:

Этапы формирования ДЕ




Проблема интеграции арттерапевтических воздействий.



Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)




«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%

Типовое контрольное задание (контрольная работа, тест, кейс-задание и пр.)



Включить тест, контрольную работу или кейс-задание и т.д.

Контрольный опрос

      1. Чем, по-Вашему, отличаются и в чем проявляются общие черты в понятиях «психоэстетотерапия», «креативная терапия», «арттерапия»?

      2. Несет ли в себе терапевтический эффект телевизионная реклама? Обоснуйте свой ответ.

      3. Опишите на примерах варианты механизмов воздействия сказкотерапии.

      4. Приведите пример поэтапного использования фольклоротерапии в условиях общеобразовательного учреждения.

      5. Что общего и в чем заключаются принципиальные различия между музыкальной терапией и звукотерапией?

      6. Определите общие психокоррекционные черты и свойства театральной и кинотерапии.

      7. Определите возможности использования методов психоэстетотерапии в условиях тренинговых групп.

      8. Психодрама, сказкотерапия, театральная терапия: общая и сравнительная характеристика.

      9. Что, по-Вашему, обозначает формулировка «лечение музыкой»? Обоснуйте свой ответ.

      10. Укажите возможные варианты совпадения диагностической и психотерапевтической задачи в условиях арттерапии.

      11. Каковы, на Ваш взгляд, наиболее оптимальные комплексные варианты использования креативной психотерапии? Почему?

      12. Какими, на Ваш взгляд, должны быть предпосылки для использования в работе психолога песочной терапии?

      13. Определите ряд ограничений при использовании методов психоэстетотерапии и со стороны психотерапевта, и со стороны пациента.

      14. Как Вы думаете, по каким параметрам и в каких случаях может осуществляться объединение музыко-, кино-, библио- и театральной форм терапии?

      15. Выделите и обоснуйте точки соприкосновения между этнической психологией и фольклоротерапией.

      16. Классифицируйте виды сказок по признаку возраста в сказкотерапии.

      17. Определите влияние зарубежных научных концепций (психоанализ, аналитическая психология, транзактный анализ, трансперсональная психология, когнитивная психология и др.) на интерпретацию продуктов креативной психотерапии.


Вопросы к зачету/экзамену

Вопросы к зачету

  1. Характеристика классификации основных психотерапевтических методов.

  2. Понятие, особенности и характеристика общей психотерапии.

  3. Сущность арттерапии.

  4. Исторический экскурс становления креативной психотерапии.

  5. Музыка как лечебное средство (исторический обзор).

  6. Музыкальная психотерапия: сущность, основные тенденции современного развития.

  7. Функциональная музыка: понятие, области применения.

  8. Отечественная музыкальная психотерапия: история становления и развития, современные тенденции.

  9. Звукотерапия как психотерапевтический метод.

  10. Сказкотерапия: понятие, общая характеристика. Возрастные особенности использования сказки в психотерапевтических целях.

  11. Функции сказки и их основополагающие характеристики в сказкотерапевтическом процессе.

  12. Принципы сказкотерапии.

  13. Библиотерапия: понятие, задачи, функции, потенциальные психокоррекционные возможности.

  14. Фольклоротерапия: понятие, задачи, функции.

  15. «Сублимирующий» метод фольклора в психотерапевтических условиях.

17. Песочная терапия и технология ее применения.

18. Психотерапевтический ресурс кинотерапии.



19. Интегративные формы применения арттерапии.


  1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

Основная литература:

  1. Вальдес Одриосола М. С. Арттерапия в работе с подростками : психотерапевт. виды худож. деятельности : метод. пособие / Вальдес Одриосола М. С. - М. : ВЛАДОС, 2005. 

  2. Копытин А. И. Техника аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия / Копытин А. И., Корт Б. - СПб. : Речь, 2007.

  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2008. – с. 33-125; 160-266.

  4. Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала / Пурнис Н. Е. - СПб. : Речь, 2008.

  5. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия / Эль Г. Н. - СПб. : Речь, 2010.

Дополнительная литература:

  1. Алексеева Е. А. Использование средств искусства в психокоррекционной работе с дошкольниками с церебральным параличом / Алексеева Е. А. // Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2009. - № 4. - С. 21-25.

  2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева,Л.Н.Комиссарова,Т.А.Добровольская. - М. : Академия, 2001.
    3. Архипова О. В. Арт-терапия и ее направления в работе с пожилыми людьми / Архипова О. В. // Психология зрелости и старения. - 2008. - №2. - С. 18-58.

  3. Афанасьева О. Арттерапия средствами изобразительного искусства / Афанасьева О. // Воспитание школьников. - 2007. - №3. - С. 41 - 44.

  4. Бурно М. Е. О терапии творческим самовыражением / Бурно М. Е. // Искусство-Творчество-Здоровье. - 2007. - №1. - С. 72 - 85.

  5. Визель Т. Г. Влияние арттерапии в коррекционной педагогике / Визель Т. Г., Ревенко М. Н. // Школьный логопед. - 2008. - № 3. - С. 40-42.

  6. Выродова И. А. Музыка в развитии ребенка раннего возраста с задержкой психического развития / Выродова И. А. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 1. - С. 71-79.

  7. Галлямова Ю. С. Среда темной сенсорной комнаты и музыкотерапия / Галлямова Ю. С. // Логопед в детском саду. - 2008. - № 2. - С. 38-42.

  8. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). – СПб., 2003.

  9. Елисеева Т. А. Место арттерапии в системе реабилитации несовершеннолетних / Елисеева Т. А. // Работник социальной службы. - 2007. - №1. - С. 57 - 63.

  10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб., 2002.

  11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. – СПб., 2002.

  12. Зорин С. С. ИЗО - терапия - средство психической гармонизации и развития человека / Зорин С. С. // Изобразительное искусство в школе. - 2006. - №5. - С. 54 - 57.

  13. Клюев А. С. Основы музыкотерапии (программа курса) / Клюев А. С. // Музыкальная психология и психотерапия. - 2008. - № 6. - С. 98-103.

  14. Копытин А. Фотография в контексте арт-терапии / Копытин А. // Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2009. - № 5. - С. 10-14.

  15. Королева А. А. Использование креативных методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе психолога с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Королева А. А. // Специальное образование. - 2009. - № 3. - С. 34-43. Лебедева Л. Экстренная арттерапевтическая помощь в ситуациях острого стресса / Лебедева Л. // Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2009. - № 4. - С. 18-24.

  16. Линде Н. Д. Эмоционально-образная терапия и ее возможности / Линде Н. Д. // Искусство-Творчество-Здоровье. - 2007. - №1. - С. 86 - 101.

  17. Лобанова Е. А. Фольклорная арт-терапия в современной школе / Лобанова Е. А. // Образование в современной школе. - 2006. - №5. - С. 43 - 52.

  18. Лобанова Е. Исследование влияния русского музыкального фольклора на здоровье школьников / Лобанова Е. // Искусство в школе. - 2007. - №4. - С. 43 - 44.

  19. Обуховская А. Ю. Использование методов арттерапии в коррекционно-восстановительной работе при афазии у детей и подростков / Обуховская А. Ю. // Школьный логопед. - 2007. - №1. - С. 7 - 12.

  20. Перегуд А. И. Коррекция психо-эмоциональной и физической сфер детей с проблемами в развитии через синтез искусств / Перегуд А. И., Конкевич С. В. // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 7. - С. 36-40.

  21. Подоплесова О. А. Формирование социальной мотивации у детей с аутизмом на занятиях фольклорной группы / Подоплесова О. А. // Аутизм и нарушения развития. - 2009. - № 4. - С. 26-32.

  22. Попов Т. Н. Арт-терапия в воспитании детей / Попов Т. Н. // Современный детский сад : [методика и практика]. - 2009. - № 3. - С. 12-16.

  23. Попова Н. Т. Работа с актерами с интеллектуальной недостаточностью в театральной студии "Круг" / Попова Н. Т. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 1. - С. 6-12.

  24. Практикум по арт-терапии / Под ред.А.И.Копытина. - СПб. : Питер, 2001.

  25. Рассулова А. Психология танца. Танцевально - двигательная терапия / Рассулова А. // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2006. - №4. - С. 52 - 54.

  26. Рахманова А. В. Театр и дети : обобщение опыта восьми лет театральных занятий с детьми на примере одного спектакля / Рахманова А. В., Березкина О. В. // Аутизм и нарушения развития. - 2008. - № 4. - С. 39-49.

  27. Рахманова А. В. Терапия изобразительной деятельностью эмоциональной сферы у детей с нарушениями психического развития / Рахманова А. В. // Аутизм и нарушения развития. - 2008. - № 2 - С. 63-72.

  28. Старикова С. Арт-терапевтические методы в школе / Старикова С. // Народное образование . - 2007. - № 8. - С. 193-196; 2008. - № 1. - С. 77-82.

  29. Струсевич С. Н. Использование арттерапевтических технологий в работе с детьми, пережившими семейное насилие / Струсевич С. Н. // Работник социальной службы. - 2009. - № 2. - С. 68-79.

  30. Темченко Р. В. Арттерапия как средство развития и гармонизации семейных взаимотношений / Темченко Р. В. // Детский сад от А до Я. - 2009. - № 3. - С. 106-110.

  31. Чеменева Е. Опыт использования музыки в психокоррекционной работе с детьми и со взрослыми / Чеменева Е. // Музыкальная психология и психотерапия. - 2008. - № 5. - С. 88-99.




  1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  1. http:// www.mgounb.ru (Мурманская государственная областная научная библиотека)

  2. http://www.koob.ru/ (электронная библиотека);

  3. http://psychlib.ru/mgppu/ (электронная библиотека МГППУ);

  4. www.biblioclub.ru. (ЭБС «Университетская библиотека»).

  5. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  6. http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

  7. http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  8. www.//flogiston.ru

Высшие учебные заведения и факультеты психологии:

  1. htpp://www.psy.msu.ru-факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

  2. htpp://www.psy.pu.ru/-факультет психологии Санкт-Петербургского государствен­ного университета

  3. htpp://www.nsu.ru/psych/- Центр психологии Новосибирского государственного университета

  4. htpp://www.umn.edu- факультет психологии Миннесотского университета (США)

  5. htpp://www.harvard.edu/Harvard Psychology- факультет психологии Гарвардского университета (США)

  6. htpp://www.stanford.edu- факультет психологии Стэнфордского университета (Ве­ликобритания)

  7. htpp://www.strath.ac.uk/psychology- факультет психологии Стратклайдского уни­верситета (Великобритания)

  8. htpp://www.rnd.runnet.ru/ - факультет психологии Ростовского государственного университета

  9. htpp://www.kcn.ru/tat_ru/unuversitet/F17/main.ruh.tml — факультет психологии Ка­занского государственного университета

  10. htpp://www.flogiston.ru — факультет психологии МГУ

Психологические журналы и периодика:

  1. htpp://www.voppsy.ru - «Вопросы психологии»

  2. htpp://www.psyedu.ru - «Психологическая наука и образование»

  3. htpp://magazine.mospsy.ru - «Московский психологический журнал»




  1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Планы практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 1

Тема: Понятие и сущность арттерапии. Музыкальная психотерапия.

Вопросы для обсуждения:



  1. Функции и задачи общей психотерапии. Модели психотерапии.

  2. Общая характеристика креативной психотерапии.

  3. Особенности использования в работе музыкальной психотерапии, звукотерапии.

Практическое задание:

Литература:

Основная:

  1. Вальдес Одриосола М. С. Арттерапия в работе с подростками : психотерапевт. виды худож. деятельности : метод. пособие / Вальдес Одриосола М. С. - М. : ВЛАДОС, 2005. 

  2. Копытин А. И. Техника аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия / Копытин А. И., Корт Б. - СПб. : Речь, 2007.

  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2008. – с. 33-125; 160-266.

  4. Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала / Пурнис Н. Е. - СПб. : Речь, 2008.


Дополнительная:

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева,Л.Н.Комиссарова,Т.А.Добровольская. - М. : Академия, 2001.

  2. Архипова О. В. Арт-терапия и ее направления в работе с пожилыми людьми / Архипова О. В. // Психология зрелости и старения. - 2008. - №2. - С. 18-58.

  3. Выродова И. А. Музыка в развитии ребенка раннего возраста с задержкой психического развития / Выродова И. А. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 1. - С. 71-79.

  4. Галлямова Ю. С. Среда темной сенсорной комнаты и музыкотерапия / Галлямова Ю. С. // Логопед в детском саду. - 2008. - № 2. - С. 38-42.

  5. Обуховская А. Ю. Использование методов арттерапии в коррекционно-восстановительной работе при афазии у детей и подростков / Обуховская А. Ю. // Школьный логопед. - 2007. - №1. - С. 7 - 12.

  6. Перегуд А. И. Коррекция психо-эмоциональной и физической сфер детей с проблемами в развитии через синтез искусств / Перегуд А. И., Конкевич С. В. // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 7. - С. 36-40.

  7. Практикум по арт-терапии / Под ред.А.И.Копытина. - СПб. : Питер, 2001

  8. Чеменева Е. Опыт использования музыки в психокоррекционной работе с детьми и со взрослыми / Чеменева Е. // Музыкальная психология и психотерапия. - 2008. - № 5. - С. 88-99.

Практическое занятие № 2

Тема: Сказкотерапия. Песочная терапия.

Вопросы для обсуждения:



  1. Общая характеристика терапии сказочными историями. Задачи, функции сказкотерапии. Механизмы воздействия.

  2. Песочная терапия: требования к организации, особенности работы.

Практическое задание:

    • Подготовить (подобрать) сказочные сюжеты, выполняющие диагностическую и психотерапевтическую функции.

Литература:

Основная:

  1. Вальдес Одриосола М. С. Арттерапия в работе с подростками : психотерапевт. виды худож. деятельности : метод. пособие / Вальдес Одриосола М. С. - М. : ВЛАДОС, 2005. 

  2. Копытин А. И. Техника аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия / Копытин А. И., Корт Б. - СПб. : Речь, 2007.

  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2008. – с. 33-125; 160-266.

  4. Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала / Пурнис Н. Е. - СПб. : Речь, 2008.

  5. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия / Эль Г. Н. - СПб. : Речь, 2010.


Дополнительная:

  1. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). – СПб., 2003.

  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб., 2002.

  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. – СПб., 2002.



Практическое занятие № 3

Тема: Библиотерапия. Фольклоротерапия.

Вопросы для обсуждения:



  1. Специфика теоретических и прикладных аспектов библиотерапии.

  2. Психокоррекция обрядовым действом, народным поэтическим творчеством в условиях фольклоротерапии.

Практические задания:

    • Подобрать мифы, пословицы, поговорки, народные афоризмы, способствующие психотерапевтическому воздействию.

Литература:

Основная:

  1. Вальдес Одриосола М. С. Арттерапия в работе с подростками : психотерапевт. виды худож. деятельности : метод. пособие / Вальдес Одриосола М. С. - М. : ВЛАДОС, 2005. 

  2. Копытин А. И. Техника аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия / Копытин А. И., Корт Б. - СПб. : Речь, 2007.

  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2008. – с. 33-125; 160-266.

  4. Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала / Пурнис Н. Е. - СПб. : Речь, 2008.


Дополнительная:

  1. Лобанова Е. А. Фольклорная арт-терапия в современной школе / Лобанова Е. А. // Образование в современной школе. - 2006. - №5. - С. 43 - 52.

  2. Лобанова Е. Исследование влияния русского музыкального фольклора на здоровье школьников / Лобанова Е. // Искусство в школе. - 2007. - №4. - С. 43 - 44.

  3. Подоплесова О. А. Формирование социальной мотивации у детей с аутизмом на занятиях фольклорной группы / Подоплесова О. А. // Аутизм и нарушения развития. - 2009. - № 4. - С. 26-32.

  4. Практикум по арт-терапии / Под ред.А.И.Копытина. - СПб. : Питер, 2001.


Практическое занятие № 4

Тема: Театральная психотерапия. Кинотерапия.

Вопросы для обсуждения:



  1. Театральная терапия: понятие, сущность, общие положения в использовании.

  2. Актуальные вопросы использования кинотерапии.

Практические задания:

    • Подготовить мини-сценарий театрального спектакля (инсценировки), психотерапевтически решающего психологическую проблемную ситуацию.

    • Подобрать киносюжеты, оказывающие психотерапевтическое воздействие.

Литература:

Основная:

  1. Вальдес Одриосола М. С. Арттерапия в работе с подростками : психотерапевт. виды худож. деятельности : метод. пособие / Вальдес Одриосола М. С. - М. : ВЛАДОС, 2005. 

  2. Копытин А. И. Техника аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия / Копытин А. И., Корт Б. - СПб. : Речь, 2007.

  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2008. – с. 33-125; 160-266.

  4. Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала / Пурнис Н. Е. - СПб. : Речь, 2008.

Дополнительная:

  1. Елисеева Т. А. Место арттерапии в системе реабилитации несовершеннолетних / Елисеева Т. А. // Работник социальной службы. - 2007. - №1. - С. 57 - 63.

  2. Попов Т. Н. Арт-терапия в воспитании детей / Попов Т. Н. // Современный детский сад : [методика и практика]. - 2009. - № 3. - С. 12-16.

  3. Попова Н. Т. Работа с актерами с интеллектуальной недостаточностью в театральной студии "Круг" / Попова Н. Т. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 1. - С. 6-12.

  4. Практикум по арт-терапии / Под ред.А.И.Копытина. - СПб. : Питер, 2001.

  5. Рахманова А. В. Театр и дети : обобщение опыта восьми лет театральных занятий с детьми на примере одного спектакля / Рахманова А. В., Березкина О. В. // Аутизм и нарушения развития. - 2008. - № 4. - С. 39-49.


Практическое занятие № 5

Тема: Проблема интеграции арттерапевтических воздействий

Вопросы для обсуждения:



  1. Психологическая терапия изобразительным и декоративно-прикладным творчеством: особенности, общая характеристика.

  2. Хореотерапия, вокалотерапия, цветотерапия, светотерапия, ароматерапия и др.: специфические особенности применения, перспективы развития.

  3. Отражение обобщенного психологического опыта на способы интерпретации продуктов креативной психотерапии.

Практическое задание:

    • Подготовка психодиагностических и психотерапевтических рисунков (рисуночное тестирование), изготовление поделок (материал: пластилин, хлеб, тесто, глина и т.п.); их анализ и интерпретация. Работа в технике цветотерапии в ситуации решения дизайнерских задач.

Литература:

Основная:

  1. Вальдес Одриосола М. С. Арттерапия в работе с подростками : психотерапевт. виды худож. деятельности : метод. пособие / Вальдес Одриосола М. С. - М. : ВЛАДОС, 2005. 

  2. Копытин А. И. Техника аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия / Копытин А. И., Корт Б. - СПб. : Речь, 2007.

  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2008. – с. 33-125; 160-266.

  4. Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала / Пурнис Н. Е. - СПб. : Речь, 2008.

Дополнительная:

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М., 2001.

  2. Алексеева Е. А. Использование средств искусства в психокоррекционной работе с дошкольниками с церебральным параличом / Алексеева Е. А. // Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2009. - № 4. - С. 21-25.

  3. Афанасьева О. Арттерапия средствами изобразительного искусства / Афанасьева О. // Воспитание школьников. - 2007. - №3. - С. 41 - 44.

  4. Линде Н. Д. Эмоционально-образная терапия и ее возможности / Линде Н. Д. // Искусство-Творчество-Здоровье. - 2007. - №1. - С. 86 - 101.

  5. Перегуд А. И. Коррекция психо-эмоциональной и физической сфер детей с проблемами в развитии через синтез искусств / Перегуд А. И., Конкевич С. В. // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 7. - С. 36-40.


Тематика курсовых работ (при наличии в учебном плане) – не предусмотрены.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

  1. Использование средств искусства для коррекции нарушений личностного развития детей.

  2. Коррекционные возможности арттерапии.

  3. Роль искусства и арттерапии в профилактике и коррекции девиантного поведения.

  4. Арт-терапевтические техники в психологических тренингах.

  5. Музыка как средство коррекционной работы.

  6. Психология танца. Танцевально - двигательная терапия.

  7. Эмоционально-образная терапия и ее возможности.

  8. Арттерапия средствами изобразительного искусства.

  9. Арт-терапия и ее направления в работе с пожилыми людьми.

  10. Арттерапия в работе с подростками.

  11. Фотография в контексте арт-терапии.

  12. Арт-терапия в воспитании детей.

  13. Арттерапия как средство развития и гармонизации семейных взаимоотношений.

  14. Терапия искусством в системе образования.

  15. Арт-терапевтические техники в коррекции детско-родительских отношений.

  16. Куклотерапия как средство формирования личности младшего школьника.

  17. Арткинотерапия как метод работы со взрослыми, подростками и семьей.

  18. Методика работы со сказкой как способ арт-терапевтических воздействий.

  19. Игры на песке. Работа с семьей и детьми.

  20. Психокоррекция детско-родительских отношений с помощью арт-терапии.




  1. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) – не предусмотрено




  1. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).




№ п\п

Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения занятий с перечнем основного оборудования

Фактический адрес учебных кабинетов и объектов, номер ауд.

1

Специализированная аудитория:

проектор, экран, телевизор, DVD-плеер, документокамера, ноутбук, система видеоконференцсвязи, устройство к видеоконференцсвязи, интерактивная доска.

Учебная студия: графическая станция МД 44; монитор, компьютер, ПО Sony Sound Forge 9, микрофон, пульт, звукозаписывающий интерфейс


183720, г.Мурманск,

ул. Капитана Егорова, д.15,



ауд.412



2

Стандартное учебное оборудование, переносное оборудование (ноутбук, экран, видеопроектор), дидактический материал, наглядные пособия

183720, г.Мурманск, ул. Коммуны, д. 9, ауд.407

3

№ 303 – Телевизор, видеомагнитофон, проектор, экран

183720, г.Мурманск, ул. Егорова, 16, 303 ауд.

4

№ 306 – Телевизоры, видеомагнитофон

183720, г.Мурманск, ул. Егорова, 16, 306 ауд.

5

№ 311 – Проектор, экран

183720, г.Мурманск, ул.Егорова, 16, 311 ауд.

6

№ 312 – Проектор, экран

183720, г.Мурманск, ул. Егорова, 16, 312 ауд.

7

№ 316 – Проектор, экран

183720, г.Мурманск, ул. Егорова, 16, 316 ауд.

8

№ 408 – Проектор, экран

183720, г.Мурманск, ул. Егорова, 16, 408 ауд.

9

№ 415 – Проектор, экран

183720, г.Мурманск, ул. Егорова, 16, 415 ауд.




База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка