Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года



Сторінка1/10
Дата конвертації27.04.2016
Розмір2.25 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

проект


Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года

Минск 2014



СОДЕРЖАНИЕ

Введение


Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) – это документ, определяющий направления стабильного развития трех взаимосвязанных и взаимодополняющих компонент: человек как личность и генератор новых идей – конкурентоспособная экономика – качество окружающей среды в условиях внутренних и внешних угроз и вызовов долгосрочного развития. Согласно Закону Республики Беларусь от 5 мая 1998 года «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», НСУР выступает системообразующим документом для разработки прогнозов и программ социально-экономического развития страны на средне- и краткосрочную перспективы.

На Конференции ООН по устойчивому развитию (г. Рио-де-Жанейро, 2012 год) отмечен достигнутый прогресс на пути к устойчивому развитию. Вместе с тем требуются совместные усилия международного сообщества для противостояния новым возникающим вызовам. Мир быстро движется вперед и общемировые проблемы, такие как старение населения, усиление конкуренции за ресурсы, экологические угрозы, национальные конфликты порождают риск замедления прогресса в устойчивом развитии и обеспечении достойных условий жизни человека. Для того, чтобы выйти на устойчивое развитие, каждой стране необходимо соблюдать общесистемные принципы, реализовать определенные императивы и соблюдать критерии, обеспечивающие гармоничное развитие экономики, социальной сферы и экологии в их взаимодействии.

НСУР-2030 – это долгосрочная стратегия, определяющая цели, этапы и сценарии перехода Республики Беларусь к зрелому гражданскому обществу и инновационному развитию экономики при гарантировании всестороннего развития личности, повышении стандартов жизни человека и обеспечении благоприятной окружающей среды. Она призвана устранить имеющиеся дисбалансы и создать прочный фундамент для дальнейшего устойчивого развития на основе модернизации системы экономических отношений и эффективного государственного управления с целью равновесия между социальным, экономическим и экологобезопасным развитием страны.

Разработка НСУР-2030 базируется на научных достижениях и практических подходах международного сообщества применительно к новым условиям глобального развития с их адаптацией к особенностям Республики Беларусь.

Структура и содержание НСУР–2030 основаны на принципе преемственности задач и приоритетов, определенных в НСУР–2020, Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года и иных программных документах на средне- и долгосрочную перспективы, а также принятых критериев экономической безопасности страны.

Концептуальным ядром документа является выявление внешних возможностей и внутренних конкурентных преимуществ в социальной, экономической и экологической сферах; выработка управленческих решений, направленных на достижение высокого уровня качества жизни белорусских граждан, рост конкурентоспособности и эффективности национальной экономики, сохранение и рациональное использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности.
1 Прогресс на пути к устойчивому развитию Республики Беларусь и риски в долгосрочной перспективе
Первым шагом в формировании Национальной стратегии устойчивого развития является оценка достигнутого прогресса на пути к устойчивому развитию в контексте трех его составляющих.

Социальный компонент («развитие человека»)

По индексу человеческого развития Республика Беларусь улучшила свои результаты. В настоящее время Беларусь находится на 53-ем месте из 187 государств и относится к государствам с высоким уровнем человеческого развития, опережая своих партнеров по СНГ (Россия – 57 место, Казахстан – 70, Украина – 83, Азербайджан – 76, Армения – 87).

ВВП на душу населения по паритету покупательной способности по сравнению с 2000 годом увеличился в 3,7 раза (с 4,7 до 17,6 тыс. долл. США в 2013 году).

Ожидаемая продолжительность жизни возросла с 69 лет в 2000 году до 72,6 лет в 2013 году.

Третья составляющая индекса человеческого развития – высокий образовательный уровень населения. По индексу уровня образования Республика Беларусь сопоставима с наиболее развитыми странами Европы (0,97). Доля работников с высшим и средним специальным образованием в общей численности занятого населения в Беларуси увеличилась с 41,2 в 2000 году до 50 процентов в 2012 году.

Наметилась устойчивая динамика роста реальных располагаемых денежных доходов населения. Их уровень в 2013 году по сравнению с 2000 годом вырос в 4,2 раза. По уровню многомерной бедности Беларусь добилась более благоприятных показателей, чем все страны СНГ, и относится к лидерам мирового рейтинга.

Благоприятные условия социального развития стимулируют рост рождаемости в стране и постепенное преодоление негативных тенденций сокращения численности населения. Суммарный коэффициент рождаемости (количество детей, рожденных женщиной в фертильном возрасте) увеличился с 1,3 в 2000 году до 1,7 в 2013 году. Коэффициент депопуляции (соотношение смертности и рождаемости) снизился за этот период с 1,4 до 1,06. Для сравнения: в Российской Федерации он уменьшился с 1,76 до 0,99, Казахстане – с 0,68 до 0,38, Украине – с 1,97 до 1,32, соответственно.

Однако, несмотря на улучшение динамики этих показателей, они по-прежнему не укладываются в пороговые пределы социальной безопасности, что свидетельствует о сохраняющейся актуальности демографических проблем в долгосрочной перспективе.

Наиболее острыми остаются проблемы высокой заболеваемости населения и смертности трудоспособных граждан. Более половины всех случаев смерти происходит от болезней системы кровообращения (53,7 процентов в 2000 году и 52,8 процентов в 2013 году). Продолжает расти число умерших от новообразований. Третью позицию среди причин смерти устойчиво занимает смертность от несчастных случаев, отравлений и травм, хотя ее уровень постепенно сокращается (с 11,7 процентов до 8,3 процентов). При этом уровень смертности мужчин трудоспособного возраста по причине отравлений алкоголем и самоубийств в 2-3 раза выше, чем в европейских странах.

Сверхсмертность мужчин обусловила значительный разрыв в ожидаемой продолжительности жизни по полу. Сегодня мужчины живут на 11 лет меньше, чем женщины (соответственно, 67,3 и 77,9 лет), в то время как в европейских странах разрыв составляет 5-6 лет.



Риски и возможные угрозы:

– дальнейший процесс старения населения и рост демографической нагрузки (с 705 в 2015 году до 907 чел. нетрудоспособных на 1000 чел. трудоспособных граждан в 2030 году);

– неблагоприятные тенденции в области внешней миграции: нелегальная трудовая миграция и угроза потери интеллектуального потенциала в условиях растущей конкуренции за высококвалифицированные кадры (в 2013 году отток трудоспособных граждан по сравнению с 2010 годом увеличился на 15,3 процента, при этом отток высококвалифицированных специалистов увеличился более чем на 24,1 процента. В то же время приток трудоспособного населения сократился на 1,6 процента);

– несоответствие структуры подготовки кадров потребностям инновационного развития экономики;

– недостаточная общественная активность граждан, неразвитость институтов гражданского общества;

– ухудшение качества здоровья граждан, в том числе проживающих в районах с неблагоприятной экологической обстановкой, риск появления новых видов заболеваний (по отчетам ВОЗ, вновь возникающие болезни регистрируются с частотой по одной и более в год) и рост эпидемических очагов;

– риск сохранения неравенства в доступе граждан к социальным благам и услугам (медицинским, образовательным и др.).

Экономический компонент устойчивого развития

Экономика Республики Беларусь активно развивается и интегрируется в мировое хозяйство, наращивая объемы экспорта и расширяя географию стран-партнеров. По итогам 2013 года зарегистрированы объемы экспортно-импортных операций Беларуси со 197 странами мира (в 2001 году – 161 государством, в 2005 году – 175). В условиях обострения конкуренции на внешних рынках Республике Беларусь удалось укрепить свои позиции в мировом экспорте товаров: ее доля повысилась с 0,1 процента в 2000 году до 0,15 в 2005 году и 0,2 процентов в 2013 году.

Постепенно нарастал вклад Беларуси в мировое производство: доля страны в валовой добавленной стоимости мировой обрабатывающей промышленности увеличилась с 0,12 в 2005 году до 0,15 процентов в 2012 году, в ВДС мирового сельского хозяйства она стабилизировалась на уровне 0,17 процентов.

Большинство из целевых экономических показателей НСУР–2020 будут выполнены. Валовой внутренний продукт планировалось увеличить к 2020 году в 2-2,3 раза по сравнению с 2005 годом. В 2013 году ВВП страны вырос в 1,5 раза. Сегодня уже достигнуты параметры по росту промышленного производства (в 1,6 раза в 2013 году к уровню 2005 года против намеченных 1,6–1,7 раза к 2020 году) и инвестиций в основной капитал (в 2,6 раза против 2,4–2,7 раз, соответственно).

Об уровне бизнес-привлекательности и конкурентоспособности национальной экономики свидетельствует рост позиций страны в основных международных экономических рейтингах – Doing business (со 106 позиции в 2006 году до 57 в отчете 2014 года), восприятия коррупции (с 43 места в 2000 году до 151 в 2006 году и 123 позиции в 2013 году) и др.

Об эффективности использования страной знаний в целях своего развития свидетельствует показатель индекса экономики знаний. Согласно отчету Всемирного банка за 2012 год, Беларусь занимает 59 место в рейтинге из 146 стран, переместившись по сравнению с 2000 годом на 11 позиций.

В то же время остаются нерешенными ряд проблем. Снижается отдача от инвестиций (в 2013 году эффективность инвестиций в основной капитал в 5,2 раза ниже, чем в 2001 году). Беларусь по производительности труда отстает от уровня ЕС-28 почти в 4-5 раз. Высокая импортоемкость экономики (полная импортоемкость экономики в 2012 году составила 35,2 процента) порождает дефицит внешней торговли товаров и услуг.

По-прежнему актуальной является проблема высокой энерго- и материалоемкости производства. Энергоемкость экономики Беларуси в 2-2,5 раза превышает показатели западноевропейских стран; по уровню материалоемкости валового выпуска республика неизменно входит в десятку государств Европы с наиболее высокими показателями. Все это свидетельствует о высокозатратной структуре экономики и наличии значительного резерва для снижения издержек производства и повышения конкурентоспособности продукции на основе модернизации и структурной перестройки экономики.

Не в полной мере задействован научно-технический потенциал. Сдерживающим фактором его развития является недостаточность финансирования инновационной деятельности. Доля затрат на НИОКР в ВВП по-прежнему остается низкой – 0,7 процентов, что ниже порога экономической безопасности в 1 процент наукоемкости ВВП.

Затраты на проведение научных исследований и разработок в Республике Беларусь в 2013 году в расчете на одного исследователя составили 25 тыс. долл. США, что ниже аналогичного показателя для стран СНГ (2012 год – 67,9 тыс. долл. США). В расчете на 1 млн. жителей число белорусских исследователей составляет 1938, что почти на треть ниже средних значений по ЕС. Доля отгруженной инновационной продукции в 2013 году находится ниже порога научно-технологической безопасности – 20 процентов, определенного Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь. Доля инновационно новой для мирового рынка белорусской продукции является незначительной.



Риски и возможные угрозы:

– медленные темпы трансформации экономических отношений и риск сохранения недостаточно эффективной и высокозатратной структуры экономики (индикаторы экономической трансформации ЕБРР, представленные для 34 стран в Отчете за 2013 год, свидетельствуют, что наиболее успешно процесс перехода к рыночной экономике происходит в Польше, Венгрии, Эстонии и Латвии, наименьший прогресс отмечен в Туркменистане и Беларуси);

– риск технологического отставания при новой волне инноваций в зарубежных странах (страны – технологические лидеры поддерживают показатель наукоемкости ВВП на уровне 2,7-4,5 процента, в Беларуси этот показатель составляет менее 1 процента);

– возможные международные дискриминационные меры, ограничивающие доступ к зарубежным технологиям, «ноу-хау», финансовым ресурсам и рынкам (после введения в июне 2006 года первых экономических санкций США против Беларуси экспорт белорусских товаров в США в 2013 году по сравнению с 2006 годом уменьшился в 5 раз);

– относительно высокая зависимость темпов экономического роста от внешних поставок и колебания цен на энергетические и сырьевые ресурсы, обострение борьбы за новые их источники.

Экологический компонент («окружающая среда»)

Анализ трендов природоемкости мировой экономики и Республики Беларусь за 2005–2012 годы показывает наличие устойчивой тенденции к снижению техногенной нагрузки на единицу ВВП. В нашей стране потребление условного топлива в нефтяном эквиваленте и электроэнергии на единицу ВВП в 2013 году по сравнению с 2005 годом снизилось на 31 и 29,7 процента, соответственно.

Экологичность развития Беларуси достигается посредством мер, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на компоненты природной среды, уменьшение объемов образования отходов (в том числе токсичных) и предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье граждан, максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья, а также максимальное использование возобновляемых ресурсов и др.

В рейтинге по Индексу экологической эффективности Республика Беларусь улучшила свои позиции – с 73 в 2005 году до 32 места в 2014 году. Вместе с тем оценка устойчивости экологического развития Беларуси в 2001-2012 годах на основе данных «экологического следа»1 показывает, что в настоящее время республика потребляет больше ресурсов, чем способна восстановить природа. «Экологический след» Беларуси сократился с 5,27 глобальных га на человека в 2000 году до 3,3 га в 2006 году, однако в последующие годы он возрос до 3,99 глобальных га в 2012 году. Способность природы к восстановлению ресурсов увеличилась за 2001–2012 годы с 3,08 до 3,4 глобальных га на человека. Разница между ресурсопотреблением и склонностью окружающей среды к самовосстановлению, хоть и незначительно, но все же растет, несмотря на увеличение способности восстанавливать ресурсы в Беларуси.

Одновременно сохраняют свою актуальность такие экологические проблемы, как деградация земель и химическое загрязнение почвы (эрозионно-опасные земли составляют порядка 19 процентов территории страны), загрязнение значительной территории страны радионуклидами (по состоянию на 1 января 2013 года 14,5 процента общей территории страны загрязнено цезием-137). Не в полной мере решена задача по уменьшению объемов образования отходов производства и жизнедеятельности населения, недостаточно развита система их сортировки и извлечения вторичных материальных ресурсов из них. Начиная с 2012 года, наметилась тенденция к снижению объемов образования отходов: с 44,3 млн. в 2011 году до 40,3 млн. тонн в 2013 году, однако это на 15,9 процента больше, чем в 2005 году. Вместе с тем уровень использования отходов производства за период 2006–2013 годов увеличился на 65 процентов.

Не теряет своей остроты проблема загрязнения воздушного бассейна крупных городов (выбросы углекислого газа на одного жителя в Беларуси в результате потребления энергоресурсов в 2011 году составили 6,97 тонн, что выше общемирового значения в 4,5 тонны и чем в соседних странах: Литве (4,13), Латвии (3,41) и Украине (6,24), но в то же время существенно ниже, чем в странах ОЭСР (9,95), России (11,65) и Казахстане (14,14)).

Остаются нерешенными проблемы снижения загрязнения вод и уменьшения биоразнообразия. Существует угроза распространения инвазивных видов животных и растений, которые могут нанести урон окружающей среде, экономике или здоровью человека.

Сохраняется высокая нагрузка экономики на природную среду (уровень антропогенной нагрузки в 2012 году возрос на 26,9 процентов по сравнению с 2000 годом).

Риски и возможные угрозы экологической компоненты устойчивого развития:

– риск увеличения техногенной нагрузки и нарушение способности природы к самовосстановлению;

– трансграничный перенос вредных и опасных веществ с территорий других государств;

– проблема исчерпаемости невозобновляемых природных ресурсов (по состоянию на начало 2012 года обеспеченность нефтью составляет около 35 лет, калийными солями – 200 лет, формовочными материалами – 80 лет, отдельными строительными материалами – около 45 лет, по остальным природно-минеральным ресурсам – свыше 50 лет) и неустойчивого использования возобновляемых.

В ХХI веке будут доминировать глобальные экологические вызовы, такие как изменение климата и возникновение «парникового эффекта», разрушение озонового экрана, вероятность негативного воздействия на биоразнообразие и здоровье человека вследствие интенсивного индустриального развития.

Среди региональных и локальных экологических угроз основными могут стать: опасность возникновения техногенных аварий, образование токсичных отходов и отсутствие мощностей (возможностей) их переработки или безопасного хранения, деградация почв и природных комплексов вследствие нарушения экологического равновесия и водного баланса.

2 Мировые тенденции и вызовы глобального развития
Развитие мировой экономики в начале ХХI века будет предопределяться следующими тенденциями:


  1. Усиление глобализации, международной интеграции и интернационализации производства и потребления, охватывающие не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развитие человеческого потенциала.

Процессы глобализации для экономики Беларуси, с одной стороны, создают новые возможности в расширении внешнеэкономической интеграции, усилении позиции страны на мировом рынке, облегчают доступ к новым рынкам и технологиям, увеличивают приток иностранных инвестиций. С другой стороны, негативными проявлениями этого процесса являются угрозы макроэкономической нестабильности, снижения позиции и роли Республики Беларусь в мировом сообществе, усиления интенсивности использования природно-сырьевых ресурсов и риска их истощения.

  1. Усиление конкуренции на мировых рынках и глубины дифференциации стран по уровню экономического развития.

Основными проявлениями этой тенденции будут:

– усиление дисбалансов в мировой торговле и движении капиталов, сопровождаемых изменением курсов мировых валют и переформатированием мировой финансовой системы;

– появление новых мировых центров экономического развития в Азии и Латинской Америке, формирование новых региональных интеграционных объединений стран, транснациональных компаний и межнациональных корпораций;

– дальнейшее замедление глобального экономического роста при усиливающейся цикличности возникновения мировых финансово-экономических кризисов. По оценкам ОЭСР, мировой ВВП будет расти в среднем на 3,2 процента до 2030 года; драйверами роста будут выступать развивающиеся страны, в первую очередь, страны Азиатско-Тихоокеанского региона; доля стран ОЭСР в мировом ВВП сократится до 44 процентов. По прогнозам, страны ЕС будут расти в среднем на 1,0-1,5 процента до 2030 года;

– расширение пространства экономической и социальной деградации, риск усугубления сепаратизма и терроризма.


  1. Нарастание мировых миграционных процессов. Рост числа мигрантов только на три процентных пункта, по оценке Всемирного банка, равнозначен увеличению мирового дохода на 0,6 процентов и превышает выигрыш от снятия оставшихся барьеров для свободной торговли. Следствием притока иностранной рабочей силы, в том числе нелегальной, станет рост нагрузки на социальные системы европейских стран и США.

В то же время в Беларуси наблюдается естественная убыль населения, поэтому привлечение мигрантов является одной из мер по обеспечению демографической стабильности.

  1. Возрастание роли человеческого капитала как наиболее важного ресурса инновационного развития. Основой устойчивого и сбалансированного экономического роста становится человек, обладающий современными знаниями и высоким уровнем профессионализма. В развитом мировом сообществе наблюдается устойчивая динамика к росту доли высококвалифицированных кадров, повышается роль и значимость работников с творческим подходом и неординарностью мышления.

В странах ЕС доля высококвалифицированных работников составляет около 30 процентов, структура занятости меняется в пользу высокотехнологичных секторов экономики. По прогнозам Международной организации труда, значительная часть рабочих мест, созданных в ближайшие два десятилетия, будет обеспечиваться за счет появления новых профессий, что обусловливает необходимость опережающего переобучения и повышения квалификации работников с учетом новых направлений инновационного развития.

  1. Ускорение темпов научно-технологического прогресса, одновременно сопровождаемое усилением борьбы за технологическое лидерство и новые ниши на мировом рынке высокотехнологичной продукции. Основу мировой экономики образуют технологии V и VI укладов, базирующиеся на внедрении новых знаний и информации. Все шире используются инновации в сфере развития человеческого потенциала.

  2. Истощение мировых запасов природно-сырьевых ресурсов, что обусловлено ростом численности населения планеты, увеличением потребления природных ресурсов в экономически развитых странах и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Наиболее острой остается проблема исчерпаемости и нехватки энергетических, минерально-сырьевых и водных ресурсов. При сохранении добычи нефти на уровне 2013 года, доказанные мировые запасы обеспечат потребность только на 53 года. Обеспеченность мировых потребностей в природном газе составляет около 55 лет.

По оценке ЕЭК ООН, не имеют доступа к чистой питьевой воде около 120 млн. человек. При сохранении сложившегося уровня использования водных ресурсов к 2025 году 2/3 населения планеты будет жить в условиях дефицита воды.

Несмотря на то, что в Беларуси данная тенденция отсутствует, имеется проблема централизованного водоснабжения в сельских населенных пунктах.


  1. Усиление значимости и влияния экологической компоненты на динамику экономического роста. Наметился положительный тренд улучшения качества окружающей среды в крупных промышленных центрах и опережения темпов экономического роста над потреблением природных ресурсов.

Вместе с тем сохраняется проблема роста объемов выброса парниковых газов в таких мощных государствах как США и Китай.

Ежегодно в мире погибает 12-15 млн. га лесов. В течение последних 50 лет деградировали около 60 процентов экосистемных лесных ресурсов.



Основные вызовы устойчивому развитию мировой экономики:

– усиление конкурентной борьбы за факторы производства: человека, инновации, энергетические и сырьевые ресурсы, продовольствие и чистую воду;

– сокращение численности и низкий уровень воспроизводства населения в европейских странах на фоне быстрого роста населения в развивающихся, что усиливает территориальные диспропорции на миром рынке труда. Демографические проблемы затронули и Беларусь, усугубив ситуацию с нехваткой кадров, прежде всего в сельских районах;

– угроза энергетической безопасности в мировом масштабе. Все государства увеличивают инвестиции в альтернативные и «зеленые» энергетические технологии. Возведение в настоящее время Белорусской АЭС только частично снимет решение данной проблемы;

– угроза глобального изменения климата и уменьшения биоразнообразия, риск нарушения экологического равновесия и водного баланса территорий;

– наращивание производственного потенциала сверх экологической емкости территорий, что порождает угрозу экологической безопасности;

– проблема продовольственной безопасности в мировом масштабе. Вместе с тем для Беларуси этот мировой вызов открывает новые возможности для наращивания экспорта производимого в стране продовольствия.

Указанные риски определяют внутренние и внешние условия, которые учтены в проекте НСУР-2030 при обосновании направленности триады (человек–экономика–окружающая среда), выборе приоритетов и инструментов обеспечения устойчивого развития каждой из компонент, а также формировании системы критериев и индикаторов устойчивого развития.



3 Основы устойчивого развития в период до 2030 года

3.1 Белорусская модель устойчивого развития

Концептуальным ядром НСУР-2030 является модель устойчивого развития, которая включает совокупность принципов и требований к социально-экономической и политической системам государства, режиму функционирования и взаимодействия их подсистем, обеспечивающих гармонизацию отношений в триаде «человек–природа–экономика». Системообразующим блоком функционирования модели должно стать социально ориентированное, экономически эффективное и экологозащитное развитие страны с учетом удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений.

В прикладном плане модель устойчивого развития – это способ организации и функционирования общества, государства, экономики на принципах устойчивости, важнейшими из которых являются:



  • человек – цель прогресса; уровень человеческого развития – мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики;

  • повышение уровня благосостояния народа, преодоление бедности, совершенствование структур производства и потребления;

  • приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, культуры, как важнейших сфер жизнедеятельности общества, факторов долгосрочного роста трудовой активности и творческого развития личности;

  • рациональное природопользование, сохранение и улучшение окружающей природной среды;

  • переход на ресурсосберегающий инновационный тип развития экономики в пределах хозяйственной емкости экосистем;

  • совершенствование системы управления, механизмов принятия и реализации управленческих решений;

  • развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;

  • повышение уровня координации и взаимодействия государства, частного бизнеса и гражданского общества по реализации поставленных целей и задач устойчивого развития.

Указанные принципы выступают идейными ориентирами формирования социально-экономической модели развития Беларуси, которая, с одной стороны, предполагает имплементацию разработанных ООН целей устойчивого развития и Целей тысячелетия, с другой стороны, учитывает национальные интересы и специфические особенности белорусской экономики, прежде всего, ее транзитивный характер, связанный с переходом от административно-командной системы к рыночному типу хозяйствования.

Основными характеристиками белорусской модели экономики являются:

– сильная эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

– равенство различных форм собственности, сотрудничество государства и бизнеса, в основе которого лежит главный критерий  повышение конкурентоспособности белорусской экономики;

– высокоэффективная постиндустриальная экономика, основанная на знаниях и инновациях, с высокой долей в ВВП наукоемких производств и услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности;

– равные правовые условия для всех граждан в их самореализации, обеспечение собственным трудом достойного существования и материального благосостояния;

– переориентация системы социальной защиты с социальной помощи на адаптацию и интеграцию маргинальных групп населения в общественно полезную деятельность;

– многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип устойчивого развития страны;

– развитие интеграционных процессов со странами Евразийского экономического союза, прежде всего с Россией и другими государствами;

– экологически обоснованная политика государства;

– активная роль гражданского общества в решении проблем устойчивого развития.

Главными факторами устойчивого развития должны стать человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны.

Для обеспечения устойчивого развития страны модель предусматривает взаимоувязанное, комплексное развитие всех ее элементов на основе соблюдения следующих критериев:

– максимизация роста социальной и экономической эффективности при недопущении ухудшения состояния природной среды;

– рациональное потребление благ и услуг в соответствии с научно обоснованными нормативами;

– соблюдение ограничений на ресурсы всех видов;

– максимальное сохранение экосистем в процессе природопользования на основе обеспечения сбалансированности кругооборота веществ.

3.2 Видение будущего облика страны

Намечая цели долгосрочного развития Беларуси, необходимо четко представлять, какой мы хотим видеть свою страну через 15 лет, для выработки конкретных направлений действий по основным компонентам устойчивого развития.

1. Беларусь – независимое правовое демократическое государство, сохраняющее свою территориальную целостность и культурно-историческое наследие, участвующее в системе международного разделения труда, обладающее эко-эффективными технологиями и знаниями, активно внедряющее инновации.

Беларусь будущего – это безопасная страна, государство законности и порядка, справедливости и солидарности, партнерства и ответственности, где соблюдаются все права человека, надежны институты защиты частной собственности, профессионально работают органы правопорядка, пользующиеся доверием граждан.

2. Национальным богатством является человек, для которого созданы комфортные и безопасные условия проживания и труда, развитая социальная инфраструктура, условия для духовного и творческого развития личности.

В центре внимания государственной политики – гармоничное развитие личности (физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное), накопление знаний, умений, компетенций, индивидуальных способностей, навыков бережного отношения к природе и самому человеку. «Человек – цель, а экономика – средство его развития».

Приоритетами государства станут инвестиции в развитие человеческого потенциала, формирование класса «интеллектуальных служащих» («людей знаний») через опережающее образование, культурно-духовную сферу, новое содержание труда и здоровый образ жизни.

Постепенно меняется ментальность граждан в направлении усиления большей уверенности и раскрепощенности, чувства ответственности и гордости за белорусскую нацию.

Государством созданы условия для получения непрерывного качественного и доступного образования на протяжении всей жизни.

Создана высокоэффективная качественная система здравоохранения, в полной мере отвечающая нуждам и запросам граждан, базирующаяся на высокотехнологичных видах медицинской помощи, телемедицине и информатизации, страховой медицине. Сформирован развитый рынок медицинских услуг.

3. Высокая степень доверия населения страны к государственной власти достигнута благодаря четко отлаженному конструктивному диалогу государство–общество–бизнес, предсказуемости и прозрачности в деятельности органов государственного управления.

Укрепление демократических принципов жизни страны позволит сформировать гражданское общество. Важная роль в обеспечении устойчивого развития страны принадлежит общественным организациям, деловым и научным кругам, весомый вклад вносит молодежь и местные сообщества.

Оптимизация структуры органов государственного управления позволяет обеспечить скоординированную с местными властями и общественностью политику по выработке и реализации стратегий устойчивого развития регионов и страны в целом.

Основные инструменты государственного управления – предвидение, индикативное планирование, координация, мониторинг и оценка результативности работы.

4. Основа экономики – конкуренция и современные развитые институты рынка.

Значимый вклад в рост экономики принадлежит малому и среднему бизнесу, для развития которого обеспечен равный доступ к ресурсам, создана развитая инфраструктура, конкурентная среда и система гарантированной защиты собственности. Каждый гражданин может полноценно реализовать себя в предпринимательстве. Бизнесу выгодно и престижно инвестировать проекты по созданию современной производственной и социальной инфраструктуры.

5. Сформированы собственные фундаментальные научные школы мирового уровня, что позволяет занять лидирующие позиции по ряду направлений. Белорусская наука станет практикоориентированной. Результаты ее работы – основа для ежегодного создания высокотехнологичных производств, новых продуктов, прогрессивных материалов. Каждый менеджер – это своего рода ученый на своем рабочем месте и, наоборот.

Крупные промышленные организации, создавшие свои научно-исследовательские центры, будут проводить перманентную модернизацию и достигнут высокой эффективности производства, станут центрами инновационных кластеров.

6. Республика Беларусь развивается на основе макроэкономической и финансовой стабильности, низкой инфляции, внешнеэкономической сбалансированности, достаточного уровня золотовалютных резервов.

Беларусь – это государство с развитой финансовой системой и рынками, широкой сетью страховых компаний, инвестиционных, венчурных и иных фондов.

7. Изменена отраслевая структура промышленности, основу которой составляют высокотехнологичные производства и инновационные промышленные кластеры. Приоритетное развитие получат: фармацевтика, оптоэлектроника, авиакосмическая индустрия, производство офисного, медицинского и измерительного оборудования и др.

Основными инструментами повышения конкурентоспособности промышленности являются инновационный промышленный дизайн и проектирование, новые «умные» материалы и роботизированные производства.

Динамично развиваются производства, основанные на глубокой технологической переработке местных возобновляемых сырьевых ресурсов (деревообработка, целлюлозно-бумажное производство, пищевых продуктов).

Автомобилестроение сконцентрировано на производстве автомобилей с гибридными двигателями, развивается выпуск электромобилей как наиболее экологичного и наукоемкого вида транспорта.

Выпуск машин и оборудования, транспортных средств, химической продукции базируется на экоэффективных технологиях, электронных системах управления и проектирования.

Весомым инструментом снижения материалоемкости становится постепенное вытеснение металлов модифицированными материалами, пластиком, стекло- и углепластиками, наноматериалами. Проведена диверсификация переработки нефти, созданы кластеры малотоннажной химии.

Структурные и технологические трансформации в промышленности позволяют выпускать товары по самым требовательным международным стандартам и приблизиться по производительности труда к среднеевропейскому уровню. Снижена экологическая нагрузка на окружающую среду за счет внедрения современных «зеленых» технологий.

Белорусская промышленность становится полноправным членом в системе международного разделения труда. Создана взаимовыгодная система производственной кооперации с промышленными организациями России и Казахстана, другими членами Евразийского экономического союза. Отечественные производители включены в интеграционные цепочки транснациональных промышленных корпораций.

8. Энергетическая безопасность страны достигается за счет внедрения энергоэффективных технологий в традиционной энергетике и вовлечения в энергобаланс ядерной энергии. Оптимизирован объем выработки электроэнергии с использованием возобновляемых источников на биогазовых и ветроэнергетических установках, гидроэлектростанциях, солнечных энергоустановках. Создан оптовый электроэнергетический рынок, интегрированный с государствами-членами ЕАЭС.

9. Сельское хозяйство активно использует технологии V и VI укладов. Основу сельскохозяйственного производства составляют крупные агропромышленные холдинги с сырьевыми зонами самообеспечения, специализирующиеся на глубокой переработке сельхозпродукции, кооперирующие с крупными торговыми сетями и создающие собственные логистические и сбытовые сети, в том числе за рубежом.

Сельскохозяйственное производство приобретает зональную (территориальную) специализацию. Его интенсивность увязана с сохранением плодородия почвы и снижением негативного влияния на экосистему.

Широко используются новые прогрессивные технологии (точечное земледелие, использование достижений генной инженерии, автоматизация и роботизация производства, применение биологически безопасных удобрений и пестицидов). Развиваются технологии широкого использования микроорганизмов, в том числе для реабилитации техногеннонарушенных земель.

На большей части сельхозугодий сохраняется государственная собственность на землю. Однако в отдельных районах Беларуси часть территории сельхозугодий передана в частную собственность. Здесь восстановлена хуторская система расселения. Успешно функционируют фермерские хозяйства, активно развиваются новые направления животноводства.

Все большее распространение получает органическое земледелие, производство пищевых продуктов с учетом экологической составляющей. Расширяется ассортиментный выпуск продукции «здорового питания».

10. Беларусь будущего – это страна, в которой каждый гражданин может иметь качественное и доступное жилье.

Развитый рынок недвижимости ориентирован на потребителя, многообразие источников финансирования (жилищные облигации, система строительных сбережений, ипотека и др.), открытую конкуренцию строительных организаций, что позволяет решать жилищную проблему в оптимальные сроки, с высоким качеством и минимальными издержками.

Постепенно меняется облик застройки жилых районов посредством расширения строительства экологически безопасного и энергоэффективного жилья. В республике популярно индивидуальное строительство, все больше людей переезжают в города-спутники и малые города. Реализуется концепция «Малоэтажная Беларусь». Активно развивается деревянное домостроение, сформирован развитый рынок арендного жилья. Экологически более благоприятные и прочные конструкции из древесины позволяют строить многоэтажные здания.

11. Создан комплекс новых видов рыночных услуг. Ускоренными темпами развиваются профессиональные и деловые услуги (информационно-коммуникационные, консалтинговые, маркетинговые, рекламные, туристические, финансовые, аутсорсинг и инсорсинг), а также социальные услуги, повышающие качество жизни населения. Осуществлена модернизация традиционных видов услуг (культурно-развлекательных, рекреационных, торговли, гостиничного хозяйства).

12. Активное использование механизма государственно-частного партнерства позволило создать современную инфраструктуру: высокоскоростные транспортные магистрали, развитую логистическую систему, современные аэропорты мирового уровня. Беларусь полноценно включена в международные авиационные потоки, внедрены международные стандарты в железнодорожном и водном транспорте.

Транспортные артерии «Запад-Восток» и «Север-Юг» оснащены современными логистическими терминальными системами обслуживания потребителей, автоматизированными системами таможенного и приграничного контроля, спутниковой навигацией, объектами придорожного сервиса. Обеспечено безостановочное движение транспортных средств через пограничные и таможенные переходы.

Беларусь станет логистической площадкой для товарных потоков Юго-Восточная Азия – Европа.

Общественный транспорт регулируется автоматизированной системой управления и включен в сеть информационного обеспечения населения. Созданы условия для преимущественного использования в городах автомобилей, оборудованных гибридными двигателями. Начат переход к массовому использованию легковых электромобилей.

Минск связан с городами-спутниками и Национальным аэропортом эффективным транспортным сообщением. В столице завершены работы по созданию многоуровневых транспортных развязок потоков автомобилей, второй кольцевой автодороги вокруг города. Ведутся работы по новым линиям метро, которые свяжут все спальные районы.

13. Беларусь целенаправленно реализует концепцию создания цифровой экономики, активно внедряются передовые информационные и телекоммуникационные технологии, создаются «умные города» и сети. Свободный доступ к лучшим информационным базам мира является неотъемлемой частью систем образования и здравоохранения, бизнес-коммуникаций, общения. Создано электронное правительство, что позволило повысить качество услуг для граждан и бизнеса.

14. Система органов местного управления и самоуправления мотивирована в эффективном управлении местными ресурсами и несет ответственность за комплексное развитие своих территорий, гарантирует финансовую самостоятельность регионов. Различные формы сотрудничества между административно-территориальными единицами обеспечивают конкурентоспособность территориальных образований. Используются стимулирующие механизмы, позволяющие наращивать собственную доходную базу и реализовывать экономический потенциал своей территории.

Проведенные преобразования в административно-территориальном делении государства сформируют национальные и региональные центры опережающего развития, что позволит проводить эффективную региональную политику, нацеленную на поиск путей и средств повышения уровня жизни населения, обеспечение устойчивого развития посредством концентрации ресурсов в «точках роста» и рациональное использование природного потенциала с сохранением экосистемы региона. Рациональное размещение производительных сил и высокая отдача от инвестиций стали наиболее значимыми инструментами стратегии «выравнивания» социальных условий, повышения конкурентоспособности регионов и снижения их дотационности.

15. Сформирован и эффективно функционирует «природный каркас» страны в виде национальной экологической сети, элементы которой пространственно взаимосвязаны между собой, а также интегрированы в общеевропейскую экологическую сеть.

Национальная экологическая сеть предназначена для сохранения естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия, а также обеспечения непрерывности среды обитания объектов животного мира, и формируется из природных территорий, подлежащих особой и (или) специальной охране: Березинского биосферного заповедника, национальных парков, заказников республиканского и местного значения, водоохранных зон рек и водоемов, лесов первой группы, особо защитных участков лесов второй группы.

3.3 Цели и задачи долгосрочного развития



Стратегической целью устойчивого развития Республики Беларусь является обеспечение высоких жизненных стандартов населения и условий для гармоничного развития личности на основе перехода к высокоэффективной экономике, основанной на знаниях и инновациях, при сохранении благоприятной окружающей среды для будущих поколений.

Поставленная стратегическая цель предусматривает два этапа ее реализации.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка