Министерство общего и профессионального образования Свердловской области



Сторінка1/4
Дата конвертації14.04.2016
Розмір0.72 Mb.
  1   2   3   4
Министерство общего и профессионального

образования Свердловской области

Управление образованием г. Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №195


Аналитический отчет за

межаттестационный период (2008-2013г.г.)

Автор:


Педагог-психолог:

Ковалева Антонида Федоровна

МБДОУ – детский сад № 195

Екатеринбург 2013г. Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

I Аналитическая часть



    1. Гендерная социализация детей дошкольного возраста (анализ литературы) ………………………………………………………….. 7

    2. Особенности гендерной социализации детей дошкольного

возраста ……………………………………………………………….16

1.3 Анализ методик, программ и технологий…………………………. 20

1.4. Организация предметно-развивающей среды …………………… 23

1.5 Формирование гендерной компетентности педагогв и

родителей…………………………………………………………….. 25

II Практическая часть



    1. Констатирующий эксперимент…………………………………….. 28

    2. Формирмирующий эксперимент…………………...…………….... 36

    3. Контрольный эксперимент ………………………………………… 44

III Выводы и рекомендации …………………………………………………..

IV. Список литературы………………………………………………………..



Введение
В Национальной образовательной инициативе  "Наша новая школа" отмечено, что модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

В «Законе об образовании в Российской Федерации» ст. 64. п 1. говорится о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерной компоненты во все области общественной жизни: в политику, экономику, культуру, образование. По определению Организации Объединенных Наций, именно гендерные отношения (социальные отношения между полами) являются одной из главных проблем XXI века. Возрастание роли гендерных исследований в педагогике получило также законодательное обоснование в приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2003 г. «Об освещении гендерных вопросов в системе образования», в которых были даны официальные рекомендации по изучению основ гендерных знаний в системе образования.

Проблема родительства и родительского отношения в последние годы является одной из актуальных. Об этом, в частности свидетельствуют многочисленные исследования, выполненные как зарубежными, так и отечественными специалистами (Варга А.Я., Винникотт Д.В., Демоз. Л. И, Кон И.С, Матейчик. З, Мид М., Овчаровова Р.В. Пороцкая Е.Л., Спиридонов В.Ф., Смирнова Е.О., Быкова М.В. и др.)

Современными авторами признается исключительная значимость родителей (не только матерей, но и отцов) в процессе познавательного и личностного развития ребенка, в усвоении им культурных норм и ценностей, в овладении своим поведением. (Кон И.С, Кочубей Б.И., Филиппова Г.Г. и др.)

По данным Д. Плека, дети активно вовлеченных отцов отличаются повышенной эмпатией, менее стереотипными взглядами и более высокой отвестенностью. По мнению В Фтенакиса, взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие мальчиков.

В исследованиях Шнейдер Л.Б., Рогач М.С. отмечено, что для того чтобы трудовая деятельность оказывала необходимое влияние на развитие личности дошкольника, необходима соответствующая организация труда и руководство ребенком со стороны взрослого, который формирует мотивы работы (придает ей смысл), обучает способам работы, развивает соответствующие навыки и умения, обучает планированию и согласованию действий дошкольника с поступками других в процессе труда. Ребенок испытывает ощущение счастья, если, участвуя в труде, проявляет самостоятельность, сноровку, ловкость, смекалку, получает одобрение и признание со стороны окружающих людей.

Совместная трудовая деятельность родителей и детей оказывает большое влияние на психическое развитие детей. Дети видят, как взрослые работают, как относятся к труду, каковы их взаимоотношения в совместной трудовой деятельности. В доброжелательной атмосфере, созданной взрослыми, дети начинают понимать значимость труда, находят эффективные способы их выполнения.

В настоящий период реформирования дошкольного образования метод проектирования все более широко применяется для совершенствования воспитательно-образовательной практики.

Родившись из идеи свободного воспитания, технология проектов становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

Анализ образовательной деятельности показал, что педагоги в основном делают акцент на развитии познавательной сферы, физических и коммуникативных качеств личности, не уделяя должного внимания развитию эмоциональной сферы. Отсутствие в современных образовательных условиях живых объектов, не позволяет проводить целенаправленную работу по экологизации детского мировоззрения, расширению субъективного экологического пространства, научению способам общения и взаимодействия с животными, осознанности нравственности содержания своих дел для животных, развитию эмоциональной отзывчивости и экологической эмпатии.

В проекте ФГОС дошкольного образования отмечено, что социальнокоммуникативное развитие ребенка дошкольника направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения в соответствии с полом социальной роли мужчины и женщины, формирование потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или другого пола. Становление гендера продолжается на протяжении всего периода онтогенеза. Но одним из сенситивных и, следовательно, наиболее благоприятных периодов для формирования гендерной структуры личности является дошкольный период детства. В более стршем возрасте воспитательные воздействия процессы гендерной социализации гораздо менее эффективны.

Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Однако содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что, по мнению, исследователей (С.А. Марутян, Н.В. Плисенко, Т.А. Репиной, Л.Г. Таранниковой, С.В. Шаповаловой и др.) приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки − нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов (Т.А. Репина).

На основе анализа актуальности темы была определена и сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса гендерной социализации детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Данная проблема связана со следующими противоречими между:



  • объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой полоролевого подхода в организации обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях;

  • необходимостью гендерной социализации начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий гендерной социализации детей дошкольного возраста;

  • объективной значимостью роли родителей впроцессе гендерной социализации дошкольников и недооцениванием родителями этой значимости.

Из обоснования важности и актуальности проблемы и противоречий вытекает тема исследования «Гендерная социализация дошкольников в условиях детского сада»

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и апробации психолого-педагогических условий гендерной социализации детей дошкольного возраста в детском саду.

Объект исследования – процесс гендерной социализации детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – проектный метод, как психолого-педагогические условия гендерной социализации детей дошкольного возраста в детском саду.

Гипотеза исследования заключается в том, что включенность родителей в совместную с ребенком деятельность значимо влияет на процесс гендерной социализации дошкольников с учетом совокупности следующих психолого-педагогических условий:

  • создание ситуаций выполнения гендерных ролей детьми дошкольного возраста в условиях совместной детско-родительской деятельности;

  • организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей дошкольного возраста;

  • подготовка воспитателей и родителей к решению задач гендерной социализации детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить состояние проблемы гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста в научной литературе.

  2. Организовать предметно-развивающего пространство для совместной полноценной специфической трудовой деятельности отцов и сыновей в условиях детского сада.

  3. Способствовать гендерному просвещению, повышению уровня гендерной культуры родителей, осознанию родительской роли в гендерном воспитании детей.

  4. Способствовать выработке новых навыков взаимодействия родителей с детьми, направленных на полоролевое воспитание ребенка в семье с учетом его личностных интересов в процессе совместной деятельности.

  5. Экологизация детского мировоззрения, развитие эмоциональной отзывчивости и экологической эмпатии в процессе детско-родительской трудовой деятельности.

База исследования: МБДОУ – детский сад № 195, Ленинского района г. Екатеринбурга.

I Аналитическая часть

    1. Гендерная социализация детей дошкольного возраста (анализ литературы)

Социальное назначение мужчин и женщин в историческом аспекте рассматривали Аристотель, Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж.-Ж. Руссо и др. В русской философии дифференциация маскулинного и фемининного отражена в трудах В.Г. Белинского, Н. Бердяева, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, И. Ильина, В. Розанова, В.Соловьева, П. Флоренского, А. Хомякова, Н.Г. Чернышевского и др., которые рассматривали различия мужского и женского начал на основе духовности.

Введение самого термина «гендер» связано с именем Р. Столлера  (1968 г.) Н.И. Абубакирова решает проблему разведения понятий «пол» и «гендер» с помощью лингвистического анализа: «гендер» обозначает некое социальное отношение, а не биологический пол. С помощью понятия «гендер» исследователь пытается уйти от биологической характеристики пола и указать на то, что существуют мужские и женские социальные роли, успешное овладение которыми обеспечит «гармоничное» вхождение в социум. Н.И. Абубакирова считает, что понятие «гендер» подчеркивает социокультурное происхождение различий мужчин и женщин. (Абубакирова Н.И. Что такое гендер? // Общественные науки и современность. – 1996. − №6. – С. 123-125.)

Гендер – социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии (Чекалина А.А. Гендерная психология. – М.: «Ось-89», 2006. – 256 с.).

Для понимания становления гендера человека чрезвычайно понятие «ресоциализации». Э. Гидденс рассматривает ресоциализацию как процесс, в результате которого происходит разрушение ранее усвоенных норм и образцов поведения, вслед за которым идет процесс усвоения или выработки иных норм. Как правило, ресоциализация происходит в связи с попаданием в критическую и неадекватную прежним нормам ситуацию. Такая ситуация может быть связана с вхождением в соответствующую среду в юношеском возрасте. В процессе ресоциализации возникают новые нормы, которые регулируют социальное взаимодействие в новых условиях. (Здравомыслова Е, Темкина А. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования // Российский гендерный порядок: социологический подход. Коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. − СПб.: Изд-во Европейского университета СПб., 2007. − С. 9-33.)

Следовательно, в процессе социализации и ресоциализации происходит воспроизводство и развитие гендерной культуры сообщества. Социализация конструирует гендер личности и сообщества, к которому данная личность принадлежит. Социализация – процесс усвоения социальных норм, правил, особенностей поведения, процесс вхождения в социальную среду.

Гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе. (Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с.)

Гендерная социализация − направление гендерной психологии, сформировавшееся на основе психологии развития. Основные задача гендерной психологии − анализ процесса формирования гендерной идентичности личности, т.е. на выяснении того, каким образом мальчики и девочки превращаются во взрослых людей, демонстрирующих типичное для своего пола поведение. Для объяснения процесса формирования гендерной идентичности личности и усвоения гендерной роли используются психологические теории (психоаналитическая, теория социального научения, теория когнитивного развития), так и специализированные гендерно-ориентированные теории: теория социального конструирования гендера (Дж. Лорбер, С. Фаррелл, К. Уэст, Д. Зиммерман) и теория гендерной схемы (С. Бем).

Проблема гендерной (полоролевой) социализации, включающая в себя вопросы формирования психологического пола ребенка, психических гендерных (половых) различий и гендерной (полоролевой) дифференциации, лежит на стыке таких дисциплин, как психология, социология, биология, медицина и др. Основными понятиями в рамках этой тематики являются «гендерная идентичность» и «гендерная роль».

Основное положение теории личности заключается в том, что индивид усваивает культурные образцы своего окружения, его нормы и ценности, представления и стереотипы в процессе социализации. Социализация продолжается в течение всей жизни. Вначале усвоение происходит скорее бессознательно и пассивно, а позже – гораздо более осознанно и творчески. Гендерная идентичность (сущность которой заключается в отождествлении ребенком себя с представителем определенного пола) создается на протяжении жизни человека в ходе усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, – в ходе гендерной социализации. Содержание гендерной социализации определяется уровнем социально-экономического развития общества, особенностями культуры и конкретным образом жизни индивида. (Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с.)

По данным психологов, гендерная идентичность, точнее, ее необходимая составляющая – понимание константности своего пола, – формируется у детей к возрасту 5-7 лет, в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет собственного опыта. Изучением процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте занимались Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон, Д.В. Колесов, А.Е. Ольшанникова, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина, Н.Б. Сельверова, Т.П. Хризман.

Значимость участников гендерной социализации на разных этапах жизненного пути различна. В период младенчества и детства (первичной социализации) главную роль играет семья, группы сверстников, соответствующие средства массовой информации, школа, «значимые другие». В дальнейшем, в период вторичной социализации, когда расширяются социальные границы ребенка, особенно значимы образовательные институты (учебные заведения), сообщества, средства массовой информации. Именно это образует среду, с которой индивид себя идентифицирует, и существование которой он поддерживает Гендерная идентичность − аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя, как представителя определенного пола. Половая принадлежность − это первая категория, в которой ребенок осмысливает свое собственное «Я». В любом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и, по-разному обращаются с ними, в соответствии с этим в любом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному. С момента рождения на основе особенностей гениталий ребенку приписывается акушерский или паспортный пол. Указанный пол сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, ребенок должен воспитываться. (Клецина И.С. Гендерная социализация. − СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. − 92 с. – С. 7.)

Гендерная социализация ребенка начинается с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать ею гендерной роли мальчика или девочки. Гендерная роль − дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности (Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А.Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные проекты». − М: Информация−XXI век, 2002.).

И.С. Кон отмечает, что гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении (Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального − М., 1975. − С. 763-776.).

Первичная гендерная идентичность, осознание своей половой принадлежности, формируется у ребенка к полутора годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняется. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. В три-четыре года дети уже осознанно различают пол окружающих людей, но часто ассоциируют ею со случайными внешними признаками, например, с одеждой, прической, и допускают принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В шесть-семь лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференциации поведения и установок. Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные, интересы и различные стили поведении. Такая стихийная половая сегрегация способствует кристаллизации и осознанию половых различий. Осознание ребенком своей гендерной идентичности предполагает и определенное отношение к ней. Оно включает в себя полоролевую ориентацию и полоролевые предпочтения. Полоролевая ориентация − это представления ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской и женской роли. В noлopолевых предпочтениях отражается желаемая половая идентичность, это обычно выясняется вопросом типа: «Кем бы ты предпочел быть мальчиком или девочкой?». (Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с.)

Анализ влияния разных институтов социализации (семьи, детского сада общества, сверстников, средств массовой информации) на процесс формирования гендерной идентичности личности свидетельствует о том, что мужчины и женщины вырастают в дифференцированных по половому признаку психологических контекстах, что не способствует их полноценному личностному развитию (недостаточность самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин – в семейной) [Клецина И.С. Гендерная социализация. − СПб., Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. − 92 с. – С. 9].

В настоящее время проблемы, связанные с гендерной социализацией, являются актуальными. Помимо работ, которые всесторонне раскрывают проблемы гендерной социализации, существуют исследования, посвященные более узким проблемам. Так, изучена проблема усвоения и воспроизводства половых ролей, есть работы, посвященные гендерной социализации в системе образования, многие авторы обращаются к изучению вопроса СМИ как института гендерной социализации [Клецина И.С. Гендерная социализация. − СПб., Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. − 92 с. – С. 10].

В изучении проблемы гендерной социализации детей дошкольного возраста выделяются три направления исследований:


  1. психологический подход, ориентирований на половое просвещение, рассмотрение проблемы с позиций сексологии и физиологии, психогигиены пола (С.И. Голод, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон, Д.В. Колесов, А.Г. Хрипкова и др.);

  2. этический подход, сосредоточивающий внимание на нравственно-этических аспектах полевого воспитания, воспитания чувства чести и достоинства мальчиков и девочек (Л.А. Арутюнова, Л.А. Байкова, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, В.М. Гоголина, О.Р. Кунц, Т.А. Маркова, В.С. Мухина, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина и др.);

  3. функциональный подход, посвященный формированию сексуальной культуры дошкольников (Ю.В. Гаврилов, А.В. Меренное и др.).

В отечественных исследованиях, посвященных гендерному (половому) воспитанию дошкольников (В.Б. Каган, Д.Н. Исаев, Д.В. Колесов, В.С. Мухина, Т.А. Репина, И.С. Кон, А.Г. Хрипкова и др.), изучались особенности развития личности девочки/мальчика дошкольного возраста, исследовались половозрастные, психосексуальные особенности дошкольников, характер взаимоотношений между детьми. Недостаточно внимания уделяется вопросам гендерной социализации в целостном педагогическом процессе. Социальные процессы, происходящие в обществе, требуют исследований по изучению позитивного и негативного влияния социума на становление индивидуальности мальчика/девочки, способов формирования культуры взаимоотношений полов, упорядочения процесса гендерной социализации дошкольников.

Анализ литературы свидетельствует о том, что существует ряд теорий воспитания в процессе гендерной социализации (традиционная психоаналитическая, социального научения, когнитивного развития, новая теория пола, теория самоактуализации, теория полоролевого воспитания), которые раскрывают механизмы формирования полоролевых предпочтений, культуры взаимоотношений полов, становления женской/мужской индивидуальности, влияния на процесс полоролевого развития личности таких факторов, как семья, группа сверстников и средства информации.

В отечественной педагогике проблема воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста исследовалась в русле дифференцированного и гендерного воспитания (Т.Ю. Абаева, Л.А. Арутюнова, Л.В. Градусова, В.Е. Каган, Д.Н. Исаев, Д.В. Колесов).

Изменения, происходящие в обществе, потребовали поиска новых подходов к гендерному воспитанию дошкольников, учитывающих половозрастные, индивидуальные особенности детей в социальном контексте, непреднамеренные социальные влияния на развитие дошкольников, способствующие упорядочению процесса гендерной социализации.

Обобщая различные подходы к пониманию сущности воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста в процессе гендерной социализации, в качестве методологической основы исследования определены междисциплинарный, целостный и ролевой подходы (Е.В. Бондаревская, А.Н. Вырщиков, В.С. Ильин, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.Е. Каган, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Л.И. Столярчук, В.М. Шепель). На их основе была разработана концепция гендерного воспитания дошкольников в процессе гендерной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.

Междисциплинарный подход дает возможность синтезировать сведения различных наук (биологических, физиологических, антропологических, психологических, философских, социологических, педагогических и др.) о закономерностях развития дошкольников, современной социокультурной ситуации дошкольного детства, являющихся базовыми для целеполагания в воспитании, о подготовке студентов к решению инновационных для педагогики проблем.

Целостный и ролевой подходы позволяют организовать целенаправленное воспитание мальчика/девочки, в процессе которого осуществляется целостное развитие личности, индивидуальности ребенка, осуществляется формирование гендерной воспитанности дошкольников.

В соответствии с этими подходами, гендерная социализация детей дошкольного возраста − это процесс и результат общего и психосексуального развития мальчика/девочки, обусловленный конкретными социальными условиями. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе гендерной социализации рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность по развитию личности мальчика/девочки, различных сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельностной, эмоциональной, саморегуляции) и гендерному воспитанию, направленному на овладение детьми гендерным репертуаром, навыками соответствующего гендерного поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующую позитивной гендерной социализации.

Анализ научной литературы по гендерной социализации показал, что содержание работы с детьми дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно. По мнению исследователей С.А. Марутян, Н.В. Плисенко, Т.А. Репиной, Л.Г. Таранниковой, С.В. Шаповаловой и др. это приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки − нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.

Г.М. Андреева подчеркивает, что социализация является двусторонним процессом. С одной стороны, происходит усвоение социального опыта (т.е. имеет место воздействие среды на индивида), с другой – социализация включает в себя активное воспроизводство социального опыта (т.е. человек воздействует на среду) [1.1. Гендерная социализация детей дошкольного возраста 2003]. В рамках гендерной социализации начиная с момента рождения ребенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной, т.е. происходит усвоение социально принятых моделей поведения, которые в данном обществе рассматриваются как мужские и женские. Таким образом, общество оказывает воздействие на человека, предлагая ему для воспроизведения жесткие полотипичные модели поведения. Усвоив эти модели поведения, человек воспроизводит их на практике. Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес. (Клецина И.С. Гендерная психология. – Спб.: Питер, 2009.)

Гендерная социализация включает в себя три аспекта:


  1. когнитивный – ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон, Т.А. Репина);

  2. эмоциональный – поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д.В. Колесов, А.Е. Ольшанникова, Н.Б. Сельверова, Т.П. Хризман);

  3. поведенческий – усвоение типичной для пола модели поведения (И.С. Кон, Д.В. Колесов, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина).

Гендерная социализация осуществляется с помощью механизмов социализации. К основным механизмам социализации относятся: подражание, внушение, убеждение, конформность и идентификация. В процессе ранней гендерной социализации наиболее сильными механизмами являются подражание и идентификация с родителем своего пола. Девочки стремятся быть похожими на маму, мальчики, соответственно, на папу. В дальнейшем ребенок может выбрать для подражания как реального человека, так и киногероя или героя книги.

Внушение и убеждения часто используются родителями как способы воздействия на ребенка. Внушение – воздействие на эмоциональную сферу. Родители часто навязывают ребенку гендерно-типичные модели поведения, не апеллируя к логике, выстраивают систему запретов. Например, родительский довод «будь аккуратной, ты же девочка» не что иное, как внушение, потому что нет никакого логического довода, почему девочка должна быть аккуратной, а мальчик нет. Убеждение, напротив, подразумевает апелляцию к логике. «Помоги маме, – говорят девочке, – ты должна учиться готовить для того, чтобы быть хорошей хозяйкой, когда у тебя будет своя семья». В этом случае как данность подается суждение, что именно женщина должна вести хозяйство, и девочку убеждают в том, что она должна учиться быть настоящей женщиной.

Конформность как механизм гендерной социализации скорее присуща взрослым, нежели детям. Взрослые люди часто (порой неосознанно) подстраиваются под общепринятые гендерные нормы. Так, например, мужчины носят короткую стрижку не потому, что она им идет или нравится, а потому, что так принято, именно так должен выглядеть мужчина. Женщины выполняют большую часть домашней работы опять же потому, что так принято в обществе и считается, что женщина должна быть хорошей хозяйкой.

Как правило, в обществе имеет место одобрение гендерно-типичных форм поведения и порицание гендерно-нетипичных. Таким образом, стремление к поощрению подталкивает человека к реализации поведения, которое соответствует биологическому полу. Если ожидаемое и реализуемое поведение не соответствует внутренним потребностям индивида, то возникает гендерно-ролевой конфликт. Так, от женщины ждут реализации в роли матери. Если же женщина не стремится быть матерью, она чувствует общественное осуждение, у нее возникает ролевой конфликт.

Н.К. Радина и Е.Ю. Терешенкова обращают внимание на то, что содержание гендерной социализации может быть рассмотрено с помощью биполярного конструкта, на одном полюсе которого находится «традиционная (патриархатная) социализация», а на другом – «современная (альтернативная) социализация». Традиционная социализация предполагает жесткую гендерную дифференциацию мужского и женского, иерархично выстроенные статусы мужчин и женщин. Эта модель социализации имеет древнюю историю, что отчасти и позволяет ей быть достаточно распространенной и в наше время. Современная социализация, напротив, предполагает отсутствие гендерной дифференциации и поляризации. Полярные варианты социализации встречаются редко, однако в целом в обществе существует стремление к традиционной социализации. (Радина Н.К., Терешенкова Е.Ю. Гендерная социализация подростков // Мир образования − образование в мире. − 2007. − № 1. − С. 131-138.)

В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:



  • к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

  • в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. По многим параметрам социального и эмоционального развития ребенка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своем обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причем женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот − маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики. (Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 212 с.)

Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а депривация, эмоциональный дефицит: ребенка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчужден. Дети, чье поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола. (Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 212 с.)

Хотя несоответствие гендерным стереотипам создает психологические трудности для всех детей, у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

1) для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идет по женскому типу;

2) мужские качества традиционно ценятся выше женских и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демаскулинизации; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);

3) в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе: деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в процессе педагогического взаимодействия (Штылева Л.В.).

Реализация гендерного подхода в современном дошкольном образовательном учреждении нацеливает ученых и практиков на поиски современных эффективных механизмов (методик, технологий), обеспечивающих помощь мальчикам и девочкам в осознании своей человеческой уникальности, неповторимости, становлении своего женского/мужского достоинства, развитии способности стать активным субъектом гендерных взаимоотношений своей семье, личной жизни и т.д.

Таким образом, проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и гендерной дифференциации и лежащая на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины, психологии и др.), − одна из важнейших и актуальных проблем дошкольной педагогики. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. Долгое время в силу ряда объективных и субъективных причин эта проблема оставалась вне сферы исследования педагогов.

1.2. Особенности гендерной социализации детей дошкольного возраста

Анализ практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерной социализации. По мнению Т.Н. Дороновой это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:


  • в физическом развитии и социальном поведении;

  • в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;

  • в проявлении агрессии и многом другом. (Доронова Т.Н. Пол или гендер?: (девочки налево, мальчики направо!) // Обруч: образование, ребенок, ученик. − 2009. −№ 3. − С. 3-6.)

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию. (Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 212 с.)

Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа Я ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей является введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным.

Особенности обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. Женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. У мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни. (Доронова Т.Н. Пол или гендер?: (девочки налево, мальчики направо!) // Обруч: образование, ребенок, ученик. − 2009. −№ 3. − С. 3-6.)

Существуют определенные различия у детей разного пола. Девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя. (Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 212 с.)

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

Девочки в группе сотрудничают, и нельзя с первого взгляда выделить в такой группе лидера. Девочки используют разговор для того, что показать свой уровень привязанности, и у каждой обычно есть лучшая подруга, с которой она делится секретами. В группах мальчиков образуется иерархия, в которой имеется лидер. Лидера можно опознать по авторитетному и уверенному тону, и каждый мальчик борется за то, чтобы повысить свой статус в группе. Власть и статус имеют наивысшую ценность в группе мальчиков. Они приобретаются обычно через умение мальчика, или его знания, или способность к жесткому разговору с другими, или через готовность драться с обидчиками. Девочки с удовольствием налаживают отношения с воспитателями и подругами, в то время как мальчики задают воспитателям вопросы и предпочитают в одиночку исследовать пространственное взаимодействие вещей в окружающем мире. Девочки говорят о том, кто кого любит, кто на кого сердится, играют, собираясь малыми группами, и делятся секретами о других, заключая тем самым союз между собой. Мальчики обсуждают вещи и деятельность: кто что сделал, кто с чем сумел справиться и как действует то или иное устройство. (Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений (мужчина и женщина). − М.: Эксмо-Пресс, 2007. – 400 с.)

В период, когда развиваются представления об устойчивости пола и его неизменности во времени, дети склонны к особо жестким, стереотипным представлениям о допустимом для того или иного пола поведении. Эти представления и нормы становятся средствами организации поведения и эмоций ребенка. При их нарушении дети могут испытывать замешательство, тревогу и чувство неловкости. Необратимость половой роли и того, что пол «изменить невозможно дети должны осознать к концу старшего дошкольного возраста. Если этого не произойдет, то исправлять погрешности в гендерном воспитании уже трудно. Поэтому для того, чтобы половая идентичность (по В.Е. Кагану) как единство переживания и полоролевого поведения к 7 годам была сформирована, работу с детьми надо начинать своевременно.

Психологи выделили основные механизмы гендерной социализации – способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизведения социального опыта. Во взаимодействии с людьми – прежде всего подражание родителю своего пола, имитация его поведения. Действие данного механизма можно ярко отследить в играх дошкольников: по тому, как ребенок строит отношения в игре (например, в «дочки-матери»), можно достоверно судить о том, что он видел в семье. Выделяют также механизм гендерной идентификации, сущность которого заключается в отождествлении ребенком себя с представителями определенного пола, ориентация на идеал гендерного поведения, отвечающий его системе представлений о наиболее положительных чертах конкретного представителя данного пола (чаще всего это мать или отец). Идентичность ребенка также ярко прослеживается в детских рисунках «Моя семья».

Присвоение и принятие маскулинных (мужественных) и фемининных (женственных) черт происходит под влиянием культуры, типа государства (высокоразвитое или отсталое), исторического времени общества (например, войны), в котором растет ребенок. Нарушения данного механизма гендерной социализации выражается в отсутствии проявлений маскулинности или фемининности либо несоответствии их проявлений биологическому полу. Такие нарушения могут возникать при неправильном воспитании, когда, например, родители очень хотели мальчика − родилась девочка, на которую они перенесли свои ожидания, приемы воспитания, и наоборот. Иногда это происходит, если в воспитании ребенка принимает участие только один родитель, представляющий эталон только женского или только мужского поведения. Психологи отмечают также изменения в гендерной идентификации под влиянием таких социальных явлений, как мода, если она нацелена на устранение различий в стиле одежды, манерах поведения, характерных социальных проявлениях мужчин и женщин.

В.Е. Каган считает, что об несформированности гендерной идентификации свидетельствует несколько регулярно проявляемых в различных сочетаниях признаков, связанных с поведением ребенка:



  1. предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола;

  2. стремление быть со взрослым противоположного пола и подражать его поведению;

  3. активно выраженное желание изменить свои пол и имя;

  4. рассказы ребенка о сновидениях, в которых он выступает как представитель другого пола;

  5. стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола.

Анализ научных исследований (А.А. Абраменковой, В.Е. Кагана, Д.В. Колесова, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Т.А. Репиной, Л.И. Столярчук, А.Г. Хрипковой и др.) позволил выделить основные принципы воспитания дошкольников в процессе гендерной социализации (природосообразности, культуросообразности, реальности, свободы, социальности, взаимопонимания и доверия, конкретности и ясности, адресности, непрерывности).

Следует отметить, что в процессе гендерной социализации критерии гендерной воспитанности мальчиков/девочек дошкольного возраста заключались в:



  1. сформированности гендерной дифференцированности (в младшем дошкольном возрасте);

  2. сформированности гендерной идентичности;

  3. развитии индивидуальности девочки/мальчика.


  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка