Методические указания по подготовке и организации самостоятельной работы студентов Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями



Скачати 337.4 Kb.
Дата конвертації13.04.2016
Розмір337.4 Kb.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Удмуртский государственный университет»
Кафедра Криминалистики и СЭ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ


ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Специальности 030501 «юриспруденция»


Составители рабочей программы:

К.ю.н., доцент ___ _______________ Камашев Г.М.

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_____» _______________200__г.

Зав. кафедрой _______________________/_________________________/
Согласовано с методической комиссией факультета (института) «____»___________200_г.

Председатель МК ____________________/_________________________/

ИЖЕВСК

2007 г.
Перечень документов, входящих в УМКД:




  1. Рабочая программа.

  2. Литература.

3. Методические указания по подготовке и организации самостоятельной работы студентов

3.1.Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями.

4. Вопросы к зачету.

5. Методические рекомендации для преподавателей.


Пояснительная записка

Психология деятельности выявления и раскрытия преступлений”

В познании тайн природы и самого человека, в величайших открытиях и изобретениях, в искусстве и повседневном труде – во всех видах деятельности человека проявляется его психика.

Понимание закономерностей психики человека позволяет эффективно организовать деятельность людей и взаимоотношения между ними.

Потребность использования психологических знаний в различных областях практики вызвала развитие разнообразных прикладных отраслей психологии, каждая из которых изучает психику человека в конкретных условиях его деятельности.

На стыке психологии и юридических наук возникла судебная, а затем и юридическая психология.

Дисциплина “Психология деятельности выявления и раскрытия преступлений” полностью базируется на юридической психологии с привлечением знаний в области делового этикета вообще и правового в частности.

Без знания общих закономерностей и механизмов психической деятельности человека изучение юридических дисциплин невозможно, т.к. юристы решают судьбу людей, государства.

Психологические и этические знания необходимы юристу не только для решения частных юридических проблем. Такие базовые уголовно-правовые понятия, как: вина, личность преступника, преступное поведение – имеют комплексную психолого-юридическую сущность. Психологические и этические знания являются частью юридического образования.

Современная правовая идеология базируется на основе существенных особенностей человеческой жизнедеятельности. Все отрасли права все более ориентируются на общие закономерности человеческого поведения.

Задача дисциплины: дать будущим юристам знания в области делового общения, невербального канала общения, социальной и юридической психологии; сформировать навыки профессиональной этики и умения ориентироваться в сложных проявлениях психики человека, что обеспечить им возможность рационально распределять свои силы и способности, получать оптимальные результаты деятельности.

Используя полученные умения и навыки делового общения с людьми, знания и представления о психологической совместимости, субординации, конфликтных ситуациях, выпускники смогут быстро продвигаться по служебной лестнице.

Знания и умения в области мотивации и потребностей позволят юристу решить проблемы криминализации личности, выявить психологию индивидуального и группового преступного поведения, оптимизировать собственную деятельность.

Знания и представления о разнообразных психических свойствах личности дадут возможность юристам найти решение проблем предварительного следствия и судебного разбирательства, психологии взаимодействия следователя с лицами, оказывающими противодействие следствию.

Знания этики и психологии профессиональной деятельности помогут решить проблемы наказания, кары, раскаяния, исправления лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Подготовка юристов, владеющих основами этики и психологии профессиональной деятельности, - актуальное требование времени. Такого специалиста должна отличать высокая правовая культура, четка морально-нравственная позиция, способность принимать решения, руководствуясь познаниями в области психологии.



1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу “Психология деятельности выявления и раскрытия преступлений”
ТЕМА 1. Введение в дисциплину, система курса

Место курса криминалистической подготовки юриста. Соотношение следственной тактики и психологии профессиональной деятельности следователя соотношение психологии и тактики реализации следственных действий.

ТЕМА 2. Психологические закономерности преступной деятельности, ее отражение материальной, социальной действительности.

Основные элементы преступной деятельности. Закономерности отражения элементов преступления в материальной и социальной действительности. Психологическое содержание материальных и идеальных следов преступления.



ТЕМА 3. Психологические основы ДВРП.

Социально-психологическая характеристика ДВРП. Взаимосвязь следственной и оперативно-розыскной деятельности. Профессионально-психологические качества следователя и оперативного уполномоченного. Специфика общения и взаимодействие ДВРП.



ТЕМА 4. Психологические основы деятельности следователя.

Познавательно-поисковый характер следственной деятельности. Конструктивная и поисковая деятельность. Организаторская деятельность. Воспитательная и коммутативная деятельность. Социальный аспект деятельности следователя.



ТЕМА 5. Психологическая структура оперативно-розыскной деятельности.

Организационно-управленческие особенности оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Гласное и негласное ОРД. Особенности коммуникативной и организаторской деятельности. Факторы определяющие эффективность внедрения в состав преступной группы. Характерологические особенности оперуполномоченного. Профессиональный отбор оперативных работников.



ТЕМА 6. Содержание психоанализа следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Сущность и основные задачи отдельных следственных действий. Психологические аспе5кты подготовки к следственным действиям. Психология реализации следственных действий. Психоанализ хода и результатов следственных действий. Определение доказательственной значимости и направлений использования результатов следственных действий в дальнейшем доказывании.



ТЕМА 7. Психологические основы допроса и очной ставки. Психология допроса подозреваемого, обвиняемого.

Общая психологическая характеристика допроса и очной ставки. Типовые ситуации, складывающиеся на допросе и очной ставке. Психологическое воздействие на допросе и очной ставке, пределы его допустимости (правовые, психологические, этические основы). Особенности допроса подозреваемого и обвиняемого. Психологическая характеристика подозреваемого и обвиняемого.



ТЕМА 8. Психология допроса свидетелей и потерпевших.

Психологическая характеристика свидетелей и потерпевших. Стадии формирования показаний. Допрос в бесконфликтной ситуации. Симптомы лжесвидетельства, особенности допроса в конфликтной ситуации. Особенности организации и производства очной ставки с участием потерпевших.



ТЕМА 9. Психологические аспекты обыска и выемки.

Психологическая характеристика обыска и выемки. Подготовка к обыску. Типовые ситуации, складывающиеся в ходе обыска. Наблюдение за обстановкой и обыскиваемым (задачи, правила, анализ результатов). Психологические аспекты фиксации хода и результатов обыска. Закономерности психологического воздействия на следователя и обвиняемого результатов обыска.



ТЕМА 10. Психологическая характеристика предъявления для опознания следственного эксперимента.

Сущность и задачи предъявления для опознания и следственного эксперимента. Подготовка следственных действий. Психологическая характеристика факторов, определяющих объективность результатов опознания и эксперимента. Психологическое воздействие на обвиняемого результатов опознания и эксперимента (тактическое и методическое значение).



ТЕМА 11. Направления использования судебно-психологической экспертизы в деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.

Типовые следственные ситуации в разрешении которых могут быть использованы психологические экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. Экспертиза индивидуально-психологических свойств личности. Экспертизы психологического фона деятельности (следственные действия, беседы).


Тематический план


по курсу “Психология деятельности выявления и раскрытия преступлений ДВПР”

ТЕМА
лекции

практические

всего

1. Введение в дисциплину, система курса
1

-

1

2. Психологические закономерности преступной деятельности, ее отражение в материальной, социальной действительности
1

-

1

3. Место психологии ДВПР в системе юрид. психологии
1

1

2

4. Психологические основы
1

1

2

5. Психология преступника и преступного поведения
1

2

3

6. Психологическая характеристика отдельных видов преступной деятельности
1

1

2


7. Психологическая структура оперативно-разыскной деятельности
1

-

1

8. Психология свидетеля
2

2

4

9. Психологическая характеристика отдельных участков преступления
3

2

5

10. Психологическая допроса
4

2

6

11. Психологические особенности допроса отдельных участков расследования
4

2

6



12. Психология очной ставки
2

1

3

13. Психология обыска
2

1

3


14. Психология предъявления для опознания
2

1

2


15. Психология проверки показаний на месте
1

1

2

16. Психология производства следственного эксперимента
1

1

2

17. Использование специальных психологических познаний в ДВРП
2

2

4

Итого

Самостоятельная работа
30

50

20

-

50

-


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Психология деятельности выявления и раскрытия преступлений”


ТЕМА 1. Введение в дисциплину, система курса

Курс основан на анализе взаимодействия преступной деятельности и ДВРП. ДВРП как разновидность правоохранительной деятельности. Место психологии ДВРП в системе юридической психологии

ТЕМА 2. Психологические закономерности преступной деятельности, ее отражение материальной, социальной действительности.

Психология преступного поведения и личности преступника. Социально-психологические свойства личности преступника. Закономерности установления данных о личности преступника в ходе реализации следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Закономерности групповой и организованной преступности.



ТЕМА 3. Психологические основы ДВРП.

Социально-психологическая сущность ДВРП. Субъекты ДВРП, профессионально-психологические качества оперативных работников. Взаимодействие ДВРП с иными видами правоохранительной деятельности. Взаимосвязь следственной и оперативно-розыскной деятельности. Профессионально-психологические качества следователя и оперативного уполномоченного.



ТЕМА 4. Психологические основы деятельности следователя.

Психологическая структура следственной деятельности. Особенности познавательно-поисковой деятельности. Особенности конструктивной и организационно-управленческой деятельности следователя. Особенности коммуникативной и воспитательной деятельности.



ТЕМА 5. Психологическая структура оперативно-розыскной деятельности.

Профессионально-психологические качества оперативного уполномоченного. Особенности поисково-познавательной деятельности оперативника. Особенности конструктивно, организационно-управленческой и коммуникативной деятельности.



ТЕМА 6. Содержание психоанализа следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Сущность и основные задачи отдельных следственных действий. Подготовка к реализации действий. Психология реализации действий. Направления использования результатов отдельных действий в доказывании.



ТЕМА 7. Психологические основы допроса и очной ставки. Психология допроса подозреваемого, обвиняемого.

Общая психологическая характеристика допроса и очной ставки. Типовые ситуации, складывающиеся на допросе и очной ставке. Психологическое воздействие на допросе и очной ставке, пределы его допустимости (правовые, психологические, этические основы). Особенности допроса подозреваемого и обвиняемого. Психологическая характеристика подозреваемого и обвиняемого.



ТЕМА 8. Психология допроса свидетелей и потерпевших.

Психологическая характеристика свидетелей и потерпевших. Стадии формирования показаний. Допрос в бесконфликтной ситуации. Симптомы лжесвидетельства, особенности допроса в конфликтной ситуации. Особенности организации и производства очной ставки с участием потерпевших.



ТЕМА 9. Психологические аспекты обыска и выемки.

Психологическая характеристика обыска и выемки. Подготовка к обыску. Типовые ситуации, складывающиеся в ходе обыска. Наблюдение за обстановкой и обыскиваемым (задачи, правила, анализ результатов). Психологические аспекты фиксации хода и результатов обыска. Закономерности психологического воздействия на следователя и обвиняемого результатов обыска.



ТЕМА 10. Психологическая характеристика предъявления для опознания следственного эксперимента.

Сущность и задачи предъявления для опознания и следственного эксперимента. Подготовка следственных действий. Психологическая характеристика факторов, определяющих объективность результатов опознания и эксперимента. Психологическое воздействие на обвиняемого результатов опознания и эксперимента (тактическое и методическое значение).



ТЕМА 11. Направления использования судебно-психологической экспертизы в деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.

Типовые следственные ситуации в разрешении которых могут быть использованы психологические экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. Экспертиза индивидуально-психологических свойств личности. Экспертизы психологического фона деятельности (следственные действия, беседы).



2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности:
    Учеб. пособие для вузов рек. МО РФ / М.Т. Громкова . М.: ЮНИТИ, 2003.

  2. Еникеев М.И. Юридическая психология. СПб., 2006.

  3. Романов В.В. Юридическая психология. М., 2003.

  4. Чуфаровский Ю. В. Психология оперативно-розыскной и следственной
    деятельности: учеб.пособие / Ю. В. Чуфаровский . М.: Проспект ; Велби, 2004.

Дополнительная литература:

  1. Ароцкер Л.Е. Тактика и этика судебного допроса. М., 1969.

  2. Баев О .Я. Тактика следственных действий. Воронеж. 1992

  3. Белинская Е.П. Социальная психология личности: Учеб.пособие рек.МО РФ
    / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2001.

  4. Бойков А.Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам. М., 1978

  5. Васильев А.Н. Тактика отдельных следственных действий / А.Н. Васильев.
    М.: Юридлит., 1981.

  6. Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. М., 1976.

  7. Драпкин Л.Я. Основы теории следственных ситуаций. М., 1987.

  8. Дулов А.В. Судебная психология.Минск, 1975.

  9. Еникеев М.И. Основы судебной психологии. Психологические свойства
    личности.М. 1982.

  10. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии : Учеб.для вузов /
    М.И. Еникеев . - М.: Юристъ, 1996.

  11. Мариновская И.Д. Юридическая психология. М., 2005.

  12. Мастера зарубежной психологии в биографиях и авторской терминологии от
    З.Фрейда. Ижевск, 1998.

  13. Мостовая И.М. Юридическая психология. Киев. 1999.

  14. Регирер Е.И. Развитие способностей исследователя / РАН. - 2-е изд.,испр.и
    доп. М.: Наука, 2003.

  15. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие
    для вузов рек. УМО / Н.В. Самоукина . - 2-е изд. СПб. и др.: Питер, 2004.

  16. Шиханцев Г.Г. Юридическая психология. М., 2000.

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 2000.
3. Методические указания

по подготовке и организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа состоит из следующих элементов:

- самоподготовка к семинарским и практическим занятиям по предлагаемым темам;

- подготовка к плановым контрольным работам и тестированию;

- выполнение курсовых работ (по выбору);

- подготовка к зачёту;

- подготовка рефератов по вопросам тем пропущенных семинарских (практических) занятий;

- подготовка докладов и участие в студенческих научных конференциях (по выбору, под контролем научных руководителей из числа преподавателей).


Организация подготовки к практическим занятиям

Подготовка к практическим занятиям осуществляется на основе методических рекомендаций по изучаемой теме. При подготовке к занятию необходимо изучить предлагаемую литературу по вынесенным темам, обратить внимание на проблемы, обозначенные преподавателем, трудности, обычно возникающие у студентов.

Часть вопросов курса полностью вынесено на самостоятельную подготовку студента. Контроль их изучения осуществляется по усмотрению преподавателя в форме экспресс-опроса, либо собеседования.

В ходе самостоятельной подготовки необходимо ознакомиться с положениями соответствующих разделов рабочей программы, прочитать рекомендованную учебную и монографическую литературу.



Выполнение контрольной работы

Контрольная работа выполняется после рассмотрения на семинарских занятиях вопросов темы «Познавательная деятельность личности», на девятой неделе семестра.



Аттестация

Текущий контроль знаний осуществляется путём опроса на семинарских и практических занятиях, проверки выполненных заданий по каждой теме. На 5-й неделе семестра проводится экспресс-опрос по вопроса тем, рассмотренных на лекционных и практических занятиях. На 9-й неделе семестр организуется и проводится контрольная работа в каждой академической группе по вопросам предложенным преподавателями (тематика прилагается). В периоды, обозначенные руководством ИПСУБ, дважды в течение семестра организуется аттестация студентов по итогам текущей аттестации. В заключительную неделю семестра организуется зачётная аттестация по системе вопросов, предусмотренных в качестве зачётных.

Критериями успешности овладения знаниями и навыками, заслуживающими положительной оценки «Зачтено», определёнными ГОС ВПО по специальности «Юриспруденция, являются: самостоятельность и глубина осмысления сущности вопросов; чёткое представление сущности психических явлений, специфики их проявлений в сфере правового регулирования и юридической деятельности; умение применить практически теоретическое осознание вопросов и проблем.

3.1.ПЛАНЫ

Семинарских и практических занятий по курсу:

«Психология деятельности выявления и раскрытия преступлений (ДВРП)» с методическими рекомендациями.
ТЕМА 1.

Место психологии ДВРП в системе юридической психологии.



  1. Предмет и задачи юридической психологии.

  2. Система юридической психологии.

  3. Соотношение психологии ДВРП с институтами общей и особенной части юридической психологии.

  4. Соотношение психологии ДВРП с правовыми дисциплинами.

При изучении темы следует исходить из того, что деятельность выявления и раскрытия преступлений является важной частью криминальной юстиции, её психологические аспекты изучаются многими институтами юридической психологии. Кроме того, особенная часть юридической психологии практически полностью направлена на исследование психологических закономерностей юридической деятельности в сфере криминальной юстиции.

Задание: изобразить графически соотношение юридической психологии, психологии и психологии ДВРП.
ТЕМА 2.

Социально-психологическая сущность ДВРП.



  1. Выявление и раскрытие преступлений как разновидность правоохранительной деятельности.

  2. Нравственное содержание ДВРП

  3. Субъекты ДВРП.

  4. Профессионально-психологические качества следователя.

  5. Профессионально-психологические качества оперативных сотрудников.

  6. Профессионально-психологические качества прокурора.

Данная тема предполагает осознание сущности деятельности выявления и раскрытия преступлений как разновидности правоохранительной деятельности, высокую степень её сложности и психологизированности. Эффективность деятельности во многом определяется психологической готовностью её субъектов к преодолению объективно существующих и субъективно создаваемых противодействующих факторов.

Задание: «нарисовать» психологический портрет следователя.
ТЕМА 3.

Психология преступника и преступного поведения.



  1. Понятие и психологическое содержание преступления.

  2. Психологическая характеристика криминогенной мотивации поведения.

  3. Понятие, социально-значимые свойства личности преступника.

  4. Классификация преступников.

  5. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.

При познании вопросов необходимо исходить из того


что преступление является достаточно сложным психолого-социальным явлением, его подготовка, совершение, сокрытие следов сопровождаются значительным напряжением эмоционально-волевой сферы личности. Определённая совокупность индивидуально-психологических свойств предполагает, своего рода, потенциальную психологическую готовность субъекта к совершению определённого деяния. Потенциальная готовность к деянию актуализируется при наличии конкретной социальной ситуации.

Задание: осмыслить вопросы – преступником человек рождается или становится? Является ли каждый человек потенциальным преступником?

ТЕМА 4.

Психологическая характеристика отдельных видов преступной



деятельности.

  1. Психологическая характеристика краж и лиц их совершающих.

  2. Психология грабежей и разбоев.

  3. Психология мошенничества.

  4. Психология убийства и убийцы.

  5. Психологическая характеристика терроризма.

При изучении темы следует осознать, что специфика совершаемого преступления непосредственно связана с социально-психологической направленностью субъекта, существует определённая специализация в криминальной среде. Каждое деяние предъявляет к её субъектам определённые требования нравственно-психологического, физиологического плана.

Задание: составить среднестатистический психологический портрет бытового убийцы.

ТЕМА 5.


Психология следователя.

  1. Психологическая структура следственной деятельности.

  2. Особенности познавательной деятельности следователя.

  3. Особенности конструктивной и организационно-управленческой деятельности.

  4. Удостоверительная деятельность следователя.

  5. Коммуникативная и воспитательная деятельность следователя.

При изучении вопросов темы следует исходить из того, что следователь является основным субъектом ДВРП, его деятельность сложна, многоаспектна, психологизирована. В структуре его деятельности выделяется ряд аспектов (компонентов) совокупная реализация которых обеспечивает успешность расследования преступлений.

Задание: кратко определить социально-психологическую сущность деятельности по расследованию преступлений.

ТЕМА 6.


Психологическая характеристика отдельных участников расследования.

  1. Содержание психологической характеристики участника расследования (общая схема).

  2. Психологическая характеристика потерпевшего.

  3. Психологическая характеристика подозреваемого (обвиняемого).

  4. Психология свидетельских показаний.

  5. Психологические аспекты участия понятых в производстве следственных действий.

При изучении вопросов следует исходить из того, что процессуальный статус участников расследования является формальным следствием фактического положения, связанного с конкретной жизненной ситуацией, в которой оказался человек в связи с криминальным событием. Процессуальная деятельность таких участников как потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, свидетель во многом определяется их отношением к преступлению и его последствиям.

Задание: определить круг интересов потерпевшего в уголовном процессе и факторы, определяющие недобросовестность позиции по делу.

ТЕМА 7

Психология допроса


  1. Содержание психоанализа следственного действия.

  2. Понятие, сущность допроса.

  3. Виды и задачи допроса.

  4. Психология подготовки к допросу (общая схема).

  5. Типовые ситуации допроса.

  6. Симтомы недобросовестности допрашиваемого.

  7. Пределы допустимости психологического воздействия на допрашиваемых лиц (правовые и этические критерии).

При изучении темы следует исходить из высочайшей степени психологизированности следственного действия, связанного с тем, что на допросе исследуются идеальные следы преступного события, психические образы на формирование которых оказывают влияние различные объективные и субъективные факторы. Результативность допроса во многом определяется уровнем психологической культуры следователя.

Задание: определить соотношение косвенного и прямого обмана и их допустимость на допросе.
ТЕМА 8

Психологические особенности допроса отдельных участников расследования

1. Понятие и пути достижения психологического контакта с допрашиваемым.


  1. Психология допроса потерпевшего.

  2. Особенности допроса свидетелей.

  3. Допрос подозреваемого (обвиняемого).

  4. Выявление заведомой ложности показаний и самооговора.

  5. Общие правила оценки хода и результатов допроса.

При изучении вопросов нужно исходить из того, что эффективность допроса на стадии расследования определяется тактической и психологической грамотностью следователя и той позицией которую занимает допрашиваемый по делу. Необходимо помнить о регуляции средств воздействия на допрашиваемых, установленных уголовно-процессуальным законом и нормами профессиональной морали следователя.

Задание: разъяснить назначение института свидетельского иммунитета в отношении потерпевших и свидетелей.

ТЕМА 9

Психология очной ставки


  1. Сущность, задачи и виды очной ставки.

  2. Подготовка к производству очной ставки.

  3. Психология взаимоотношений между участниками очной ставки.

  4. Роль следователя в достижении целей очной ставки.

  5. Анализ позитивных и негативных результатов следственного действия.

Очная ставка как следственное действие, направленное на преодоления существенных противоречий в показаниях допрошенных. Фактические и формальные основания производства следственного действия. Решение вопроса о целесообразности очной ставки на основе учёта фактического и процессуального положения допрошенных лиц. Конфликтный характер следственного действия.

Задание: изобразить графически систему взаимоотношений участников очной ставки, включая следователя.

ТЕМА 10

Психология обыска


  1. Основания производства обыска, фактические и формальные.

  2. Психологические аспекты подготовки к обыску до прибытия и после прибытия на место производства обыска.

  3. Последовательность обыска.

  4. Психология «прячущего», обыскиваемого.

  5. Психология «ищущего», обыскивающего.

  6. Особенности производства личного обыска.

  7. Оценка результатов обыска.

При изучении темы нужно иметь ввиду то, что обыск является одним из наиболее сложных и психологизированных следственных действий. Следует осознать организационные, тактические, правовые, психологические особенности производства различных видов обыска. Важность своевременного производства обыска.

Задание: определить правила наблюдения за поведением обыскиваемого и классифицировать «улики поведения».

ТЕМА 11


Психология предъявления для опознания

  1. Сущность и задачи следственного действия.

  2. Особенности подготовки к производству следственного действия.

  3. Виды опознания, выделяемые по объекту и психологическому механизму.

  4. Значение опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознаваемыми опознающего.

  5. Особенности оценки позитивных и негативных результатов опознания.

Предъявление для опознания является следственным действием, основанным на отождествлении психических образов с реальными признаками объектов, поэтому оно в значительной степени психологизировано. Объективность и эффективность опознания определяется качеством запечатлённого в сознании образа и надлежащей организацией следственного действия. Существуют различные виды опознания, выделяемые по различным основаниям.

Задание: разъясните психологическую сущность симультанного и сукцессивного опознания.

ТЕМА 12


Психология производства следственного эксперимента.

  1. Основания производства, задачи и виды эксперимента.

  2. Подготовка следственного эксперимента обстоятельства, исключающие его производство.

  3. Последовательность и условия производства экспериментальных действий.

  4. Проблема допустимости замены участников реальных и экспериментальных действий.

  5. Оценка хода и результатов следственного действия.

При изучении темы следует осознать, что следственный эксперимент является разновидностью опытных действий, направленных на решение различных задач, установление отдельных обстоятельств расследуемого события. Важным средством обеспечения эффективности следственного действия является обеспечение максимального соответствия условий опытных действий и реальных событий, соблюдение требований процессуального законодательства.

Задание: допустима ли замена на эксперименте реальных участников проверяемых событий (спортсмены, специалисты, альпинисты и т.д.).

ТЕМА 13


Использование специальных психологических познаний в ДВРП

  1. Формы вовлечения специальных познаний.

  2. Предмет и задачи психологической экспертизы, обязательное назначение экспертизы.

  3. Порядок назначения экспертизы, выбор эксперта.

  4. Особенности постановки экспертных задач, формулировки вопросов эксперту.

  5. Основы методики экспертных исследований.

  6. Оценка заключения эксперта следователем и судом.

При изучении темы следует осознать, что расследование многих видов преступлений невозможно без вовлечения специальных психологических познаний. Наиболее часто в практической деятельности используются следующие формы: консультации, привлечение специалистов, назначение и производство судебно-психологических экспертиз.

Задание: разграничить предмет психологической и психиатрической экспертиз по определению психического состояния преступника в момент совершения преступления.

4. Вопросы к зачету

по курсу “Психология деятельности выявления и раскрытия преступлений




  1. Предмет и задачи юридической психологии

  2. Предмет, задачи, система судебной этики.

  3. Система юридической психологии

  4. Методы юридической психологии

  5. Общая характеристика познавательной деятельности личности (виды познавательных психических процессов)

  6. Понятие, виды, физиологические основы ощущений

  7. Общие психофизиологические закономерности (свойства) ощущений

  8. Понятие, виды, закономерности восприятия

  9. Понятие, виды, свойства внимания

  10. Понятие, виды, процессы памяти

  11. Использование закономерностей памяти при допросе

  12. Формы психологического воздействия в процессе общения (убеждение, принуждение, насилие)

  13. Понятие, психологическая характеристика личности преступника

  14. Типы преступников

  15. Социальное и биологическое в личности преступника

  16. Психологические теории преступности

  17. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей

  18. Общая психологическая характеристика следственной деятельности

  19. Особенности познавательной деятельности следователя (негативные факторы)

  20. Содержание психоанализа следственных действий

  21. Психологические основы следственного осмотра

  22. Психология допроса

  23. Правомерные приемы психологического воздействия на допрашиваемого

  24. Психология обыска

  25. Психология очной ставки

  26. Психология предъявления для опознания

  27. Психология следственного эксперимента

  28. Психологическая характеристика подозреваемого (обвиняемого)

  29. Психологическая характеристика потерпевшего

  30. Психологическая характеристика свидетелей

  31. Психологическая характеристика оперативно-розыскной деятельности

  32. Нравственные начала уголовного законодательства

  33. Нравственные начала уголовно-процессуального законодательства

  34. Профессиональная этика следователя

  35. Нравственно-этические основы деятельности прокурора

  36. Нравственно-этические основы ОРД

  37. Предмет и задачи судебно-психологической экспертизы в уголовном судопроизводстве

38. Комплексные психологические экспертизы.

5.Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия по курсу:

«Психология деятельности выявления и раскрытия преступлений»
Семинарские занятия организуются и проводятся для закрепления и проверки теоретических знаний, полученных на лекционных занятиях и в ходе самостоятельной работы студентов по соответствующим разделам дисциплины.

Семинарское занятие должно включать в себя следующие элементы (этапы):

1. Обсуждение теоретических положений института (темы), соответствующие направления (вопросы) рекомендуются студентам заблаговременно. Здесь же обсуждается теоретическая обеспеченность исследуемых проблем.

2. Разрешение практических ситуаций, предлагаемых преподавателем из имеющихся учебно-методических пособий, соответствующих рассмотренным теоретическим вопросам.

3. Знакомство с практической психологией, методиками применения психологических исследований в целях выявления и измерения различных психических явлений, свойственных преступнику, субъектам ДВРП и ,непосредственно, тестирование группы студентов.

4. Подведение итогов занятия, оценка выступлений студентов и ответов на вопросы. Определение круга задач и вопросов на последующее занятие, форм самостоятельной подготовки студентов.

В течение семестра проводятся два контрольных тестирования в период первой и второй аттестации студентов, в сроки определённые директором института. Контрольные задания содержатся в Учебно-методическом комплексе дисциплины. Результаты контрольного тестирования, наряду с посещаемостью занятий и познавательной, прилежностью учитываются при выставлении аттестационных оценок.

Методические указания для преподавателей

по подготовке и проведению лекционных занятий
Лекционные занятия являются основным звеном информационного и организационного обеспечения изучения дисциплины. Целью является формирование основных ориентиров по изучению проблем, составляющих предмет дисциплины. Содержание материала должно соответствовать следующим требованиям:

- логичность и доступность изложения материала;

- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- активизация внимания и деятельности слушателей на основе диалога, выделения проблемных вопросов;

- обоснование смысловой части лекции подлинными фактами, событиями, достоверными статистическими материалами;

- тесная связь материала с практической деятельностью юриста;

- неразрывная связь дисциплины с фундаментальной психологической наукой и правовыми науками.

Выбор конкретных методик проведения лекций зависит от индивидуальных особенностей и предпочтений преподавателя, а также от особенностей аудитории. При изложении лекционного материала следует строго соответствовать программе курса в изложении дидактических единиц, указанных в Госстандарте, в соответствующих вопросах к излагаемой теме лекции. Целесообразно предоставить студентам возможность предварительно ознакомиться с планом лекции, ее тезисами.

При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Поэтому целесообразно продумать эмоциональную кривую лекции. Учитывая тот факт, что первый кризис внимания учащихся наступает на 15-20-й минутах, второй на 30-35-й минутах, следует переключать внимание студентов с помощью примеров из практики или исторических справок. Необходимо помнить, что в процессе лекции студентам передаются не только знания, но и образцы профессионального мышления, стиль профессионального общения.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике приемы изложения лекционного материала, их дидактические и воспитательные возможности, а также их роль в структуре учебного процесса.

Лекционный курс по «Психологии деятельности выявления и раскрытия преступлений» должен обеспечить решение ряда задач профессиональной подготовки юриста, среди которых особое значение обретают:

- осознание студентами основных закономерностей психической жизнедеятельности людей, сущности и закономерностей человеческого сознания;

- формирование представления о социально-психологической сущности профессиональной деятельности юриста и её психологической структуре;

- овладение студентами навыками применения психологических знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизнедеятельности;

- овладение навыками противодействия негативному психологическому воздействию, противостояния влиянию отрицательных нервно-психических раздражителей, закономерно присутствующих в юридической деятельности:

- осознание социально-психологической сущности деятельности по выявлению и раскрытию преступлений:



- овладение навыками психологического воздействия на участников расследования в целях обеспечения их добросовестности.

Изучение курса «Психология деятельности выявления и раскрытия преступлений» является одним из важных средств формирования и развития общей и профессионально-психологической культуры юриста и культуры сотрудника правоохранительных органов.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка