Методические указания для студентов очной формы обучения по выполнению практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы



Сторінка1/4
Дата конвертації26.04.2016
Розмір0.54 Mb.
  1   2   3   4
министерство образования и науки Российской ФЕДЕРАЦИИ

Старооскольский технологический институт им. А.А. УГАРОВА

(филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»



ОСКОЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

УТВЕРЖДАЮ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НМС ОПК

_______________ А.М. Степанова

протокол №_2_

от «____» ________2014г.



ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Методические указания для студентов очной формы обучения по выполнению практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы

Специальности:

15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

15.02.08 Технология машиностроения

22.02.01 Металлургия чёрных металлов

22.02.05 Обработка металлов давлением

13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электротехнического и электромеханического оборудования (по отраслям)

09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)


Старый Оскол 2014 г.

Рассмотрены на заседании П(Ц)К общеобразовательных дисциплин

Протокол № _2__


от « __ » _________2014 г.

Председатель П(Ц)К

__________ О.И. Бубняк


Методические указания составлены в

соответствии с рабочей программой

по дисциплине «Физическая культура»


специальности среднего профессионального

образования 15.02.01, 15.02.08, 22.02.01, 22.02.05, 13.02.02, 13.02.11, 09.02.04, 15.02.07, 38.02.01


Зам. директора по МР

к.п.н., доцент ___________А.М. Степанова


Составитель (и):

Кузьминова И. Н.- преподаватель второй квалификационной категории

ОПК СТИ НИТУ «МИСиС»

Рецензенты:

Боярищев В.В. – преподаватель физического воспитания высшей категории ОПК СТИ НИТУ «МИСиС»

Хрипков Л.В. – руководитель физического воспитания, преподаватель высшей категории ОГАОУ СПО СИТ

Содержание
стр.

Введение 4
1.Программа учебной дисциплины «Физическая культура» 6
2.Организация самостоятельной работы студентов при подготовке к 10 практическим занятиям

2.1. Критерии оценивания при выполнении комплекса упражнений 10


3.Примерные комплексы общеразвивающих упражнений по разделам тематического плана 11
4.Методические указания по выполнению отдельных форм (видов) самостоятельной внеаудиторной работы студентов специальных медицинских групп. Комплексы упражнений физкультурной паузы 16
5. Самоконтроль студентов специальной медицинской группы 29

5.1. Дневник самоконтроля 29
6. Методические рекомендации для написания реферативной работы 30

6.1. Требования к написанию реферата 30

6.2. Темы рефератов 31

6.3. Критерии оценивания реферативной работы 33
Список источников 34

Введение
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов рассматривается в СТИ НИТУ МИСиС ОПК как управляемая преподавателями система организационно-педагогических условий, направленная на освоение практического опыта, умений и знаний в рамках дисциплины в соответствии с ФГОС СПО.

Для студента самостоятельная работа - способ активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений и опыта, закладывающих основу в становлении профессиональных и общих компетенций, требуемых ФГОС.

Обучения характеризуется весьма высокими требованиями, предъявляемыми к умственной работоспособности студентов. Анализ многих исследований показывает, что по причине сильной интеллектуальной загруженности в период обучения, у студентов происходит снижение физической активности, студенты в меньшей степени обращают внимание на состояние своего физического здоровья. В связи с этим, значимость дисциплины «Физическая культура» неизмеримо возросла. В программе «Физическая культура» для средних профессиональных учебных заведений достойное место отведено занятиям баскетболом, волейболом, лёгкой атлетикой, гимнастикой, которые способствуют укреплению дыхательной и сердечно - сосудистой систем организма, опорно-двигательного аппарата, воспитанию физических и морально-волевых качеств занимающихся. Самостоятельная работа студентов и подготовка к сдаче зачета по дисциплине предполагает систематическое выполнение физических упражнений по видам спорта. Выполнение домашнего задания – неотъемлемая часть самостоятельной работы, направленная на подготовку студентов к выполнению контрольных нормативов по дисциплине, укреплению и сохранению здоровья.

К домашним заданиям по дисциплине «Физическая культура» относится выполнение в свободное от учебы время различных комплексов физических упражнений, самостоятельное изучение литературы по укреплению и сохранению здоровья, подготовка творческих работ, а также выполнение утренней гимнастики, участие в соревнованиях.

Важную роль в процессе самостоятельной работы студентов играют гигиенические мероприятия, укрепляющие здоровье, предупреждающие заболевания. Самостоятельное, и при помощи преподавателя, составление индивидуального плана тренировок и комплексов физических упражнений для формирования фигуры, укрепления здоровья, физического развития – это еще одна форма самостоятельной работы студентов. В процессе занятий физической культурой, особенно в группах со специальной медицинской направленностью, при выполнении комплексов физических упражнений студентам необходимо знать последовательность упражнений, технику их выполнения, уровень физической нагрузки, количество повторений каждого упражнения с учетом индивидуальных физических особенностей, возможностей организма. Самостоятельное составление индивидуальных комплексов физических упражнений, позволяет студенту приобретать знания о последовательности построения комплекса; умения целесообразно использовать физические упражнения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей своего организма.

Оздоровительная направленность физического воспитания требует обязательного врачебного контроля за лицами, занимающимисяфизической культурой и спортом, обращая особое внимание на студентов, отнесенных к специальной группе.

К специальной медицинской группе (СМГ) относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянногоили временного характера, требующими существенного ограниченияфизических нагрузок, определенного учебной программой. Они занимаются по специально разработанным программам по физическойкультуре. Отнесенные к СМГ студенты освобождаются от участия в соревнованиях, но могут привлекаться в качестве судей и их помощников во время проведения спортивных мероприятий. При сдаче контрольных тестов учитывается их диагноз, таким образом, главноедля студентов СМГ – это систематические занятия физическимиупражнениями.

Самостоятельная работа по дисциплине «Физическая культура» предусматривает участие студентов в спортивных соревнованиях и праздниках техникума, а также в городских, областных соревнованиях по различным видам спорта. Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия техникума, такие как: Спартакиада, легкоатлетический кросс, турниры по видам спорта, «День здоровья» и другие, способствуют формированию здорового образа жизни студентов, повышению их физической, нравственной и духовной культуры; просвещению в области физической культуры и спорта, подготовке специалистов с активной жизненной позицией. Подготовка письменных работ по дисциплине «Физическая культура» (рефераты, доклады) – важный аспект самостоятельной работы студентов по дисциплине «Физическая культура»



1. Программа учебной дисциплины «Физическая культура».

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Учебно-практические основы формирования физической культуры личности

Лёгкая атлетика

87




Тема 1.2.

Бег на различные дистанции

Содержание учебного материала

2


Лекция

ознакомительный

продуктивный

Физическая культура и спорт как социальные явления, как явления культуры. Социально-биологические основы физической культуры

Техника бега на короткие, средние и длинные дистанции, бега по Эстафетный бег прямой и по виражу. Техника метания гранаты. Прыжки в длину с места.



Практические занятия.

56




1.

Техника выполнения высокого и низкого стартов, работа рук, ног.

2

Эстафетный бег, финиширование.

3

Бег на средние дистанции (500 м, 1000 м)

4.

Распределение сил, упражнения на развитие скоростной выносливости.

5.

Совершенствование техники метания, специальные упражнения. Подбор разбега, техника работы рук и ног.

6.

Специальные упражнения на развитие прыгучести.

7

Воспитание скоростно-силовых качеств, быстроты в процессе занятия.

Самостоятельная работа.

Составление комплексов упражнений на растяжку мышц.



Примерная тематика самостоятельной работы студентов:

разработка и проведение занятия или фрагмента занятия по изучаемым элементам



29

Раздел 2.

Спортивные игры

126

Тема 2.1

Волейбол

Содержание учебного материала




Волейбол.

Стойки в волейболе. Перемещение по площадке. Подача мяча. Приём мяча. Передачи мяча. Нападающие удары. Блокирование нападающего удара. Страховка у сетки. Расстановка игроков. Тактика игры в защите, в нападении. Индивидуальные действия игроков с мячом, без мяча.



продуктивный

Практические занятия.

36




1.

Совершенствование ранее изученных элементов.

2.

Верхняя и нижняя передача мяча.

3.

Верхняя и нижняя подача мяча.

4.

Игра в защите и нападении, двухсторонняя игра.

Самостоятельная работа.

Выполнение изучаемых двигательных действий, их комбинаций в процессе самостоятельных занятий.



Примерная тематика самостоятельной работы студентов: разработка и проведение занятия или фрагмента занятия по изучаемым элементам

29

Тема 2.2

Баскетбол

Содержание учебного материала




Баскетбол

Перемещения по площадке. Ведение мяча. Передача мяча. Ловля мяча. Броски мяча по кольцу с места, в движении. Тактика игры в нападении. Индивидуальные действия игроков без мяча и с мячом, групповые и командные действия. Правила игры.



продуктивный

Практические занятия.

32




1.

Игра в защите и нападении. Подбор мяча после отскока, двухсторонняя игра.

2.

Броски мяча по кольцу с места и в движении.

3.

Тактика игры в нападении.

4.

Тактика игры в защите.

5.

Двусторонняя игра.

Самостоятельная работа.

Закрепление и совершенствование техники и тактики спортивных игр в процессе самостоятельных занятий.



Примерная тематика самостоятельной работы студентов: разработка и проведение занятия или фрагмента занятия по изучаемым элементам

29

Раздел 3.

Кроссовая и общефизическая подготовка

93

Тема 3.1

Кросс

Содержание учебного материала




Кросс

Элементы техники бега: распределение сил, обгон, лидирование, финиширование.

Утомление и переутомление во время физических нагрузок. Их признаки и меры предупреждения


продуктивный

Практические занятия.

18




1.

Кросс 2 км (девушки), 3 км (юноши)

2.

Кросс до 3-х км (девушки), до 5 км (юноши)

3.

Кросс по пересеченной местности.

Самостоятельная работа.

Выполнение изучаемых двигательных действий, их комбинаций в процессе самостоятельных занятий.



Примерная тематика самостоятельной работы студентов: составление комплексов упражнений на выносливость , и разработка фрагмента занятия по изучаемому виду.

29

Тема 3.2

Атлетическая гимнастика

Содержание учебного материала




Атлетическая гимнастика

Физические упражнения, оказывающие воздействие на развитие основных мышечных групп. Техника выполнения упражнений. Методы регулирования нагрузки



продуктивный

Практические занятия.

16




1.

Разучивание и закрепление упражнений, оказывающих воздействие на развитие различных групп мышц и на релаксацию организма после силовых нагрузок

2.

Выполнение упражнений для акцентированного развития определенных мышечных групп. Круговая тренировка.

3.

Упражнения со свободными весами: гантелями, штангами и на блочных тренажерах для развития основных мышечных групп.

Самостоятельная работа.

Выполнение изучаемых двигательных действий, их комбинаций в процессе самостоятельных занятий.



Примерная тематика самостоятельной работы студентов: составление комплексов упражнений на силу, и разработка фрагмента занятия по изучаемому виду.

30

Раздел 4.

Гимнастика

46

Тема 4.1.

Гимнастика

Содержание учебного материала




Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером, упражнения с гантелями, с набивными мячами, упражнения с мячом, обручем (девушки). Упражнения для профилактики профессиональных заболеваний (упражнения в чередовании напряжения с расслаблением), упражнения для коррекции нарушений осанки, упражнения на внимание, висы и упоры, упражнения у гимнастической стенки.

продуктивный

Практические занятия.

16





1.

Разучивание и закрепление основных элементов техники выполнения упражнений на развитие гибкости и координации.

2.

Выполнение разученных комбинаций с различной интенсивностью, продолжительностью.

3.

Выполнение кувырков вперед, назад. Стойка на лопатках, на голове. Мост из положения лежа. Колесо.

4.

Выполнение акробатической связки из ранее изученных элементов.

Самостоятельная работа.

Выполнение изучаемых двигательных действий, их комбинаций в процессе самостоятельных занятий



Примерная тематика самостоятельной работы студентов: составление комплексов упражнений на гибкость, и разработка фрагмента занятия по изучаемому виду.

30

Всего

352



2.Организация самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям
При организации самостоятельной работы студентов необходимо включать задания теоретического и практического содержания:

-подготовку к практическим занятиям по заданию преподавателя (подготовка и проведение общеразвивающих упражнений на занятиях физической культуры);

-выполнение самостоятельных физических упражнений на занятии и в домашних условиях;

-составление и выполнение комплексов упражнений утренней гимнастики; комплексов физических упражнений по профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата;

-выполнение комплексов специальных беговых и прыжковых упражнений, прыжки на скакалке, силовые упражнения для мышц плечевого пояса, мышц живота и спины, мышц ног, занятия на тренажёрах;

-составление индивидуальной программы занятий физическими упражнениями в связи с будущей профессиональной деятельностью;

-самостоятельные тренировочные занятия лёгкой атлетикой, лыжной подготовкой, спортивными играми, гимнастикой, плаванием;

-подготовку к контрольным нормативам;

-выполнение дыхательной гимнастики;

-освоение приёмов массажа и самомассажа;

-ведение личного дневника самоконтроля;

-работа со специальной литературой для подготовки сообщений и докладов.


Примерный план оформления комплекса упражнений.


№ п/п

Содержание

Кол-во раз

Графическое изображение

Общие Методические Указания

1.

И.п. О.С. руки на пояс

1. руки вперед

2. руки вверх

3.руки в стороны

4. И.П.

12




Руки прямые



2.














2.1. Критерии оценивания при выполнении комплекса упражнений

Оценка «5»если комплекс упражнений выполнен согласно описанию, без ошибок, легко и уверенно с использованием спортивной терминологией.

Оценка «4» ставится если допускаются ошибки, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения (несинхронность выполнения упражнения).

Оценка «3» если допущены значительные ошибки при показе и объяснение упражнений, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения

Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
3. Примерные комплексы общеразвивающих упражнений по разделам

  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка